Администрирование транспортного налога курсовая

Опубликовано: 25.03.2024

Понятие налогового администрирования и методика исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц. Особенности администрирования налогообложения транспортных средств. Анализ и оценка налоговых платежей и контрольной деятельности налоговых органов.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 07.08.2011
Размер файла 338,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

по дисциплине "Налоговое администрирование"

На тему: «Администрирование налогообложения транспортных средств и иного имущества физических лиц»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы администрирования налогообложения транспортных средств и иного имущества физических лиц

1.1 Понятие налогового администрирования

1.2 Методика исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц

1.3 Особенности администрирования налогообложения транспортных средств

2. Анализ администрирования налогообложения транспортных средств и иного имущества физических лиц на примере межрайонной инспекции ФНС России №3 по Курской области

2.1 Общая характеристика деятельности Межрайонной инспекцией ФНС России №3 по Курской области

2.2 Анализ и оценка налоговых платежей и контрольной деятельности налоговых органов

2.3 Администрирование налогообложения транспортных средств и иного имущества физических лиц

3. Проблемы и пути совершенствования администрирования налогообложения транспортных средств и иного имущества физических лиц

3.1 Проблемы администрирования налогообложения транспортных средств и иного имущества физических лиц

3.2 Пути совершенствования налогового администрирования транспортного налога

3.3 Пути совершенствования администрирования налогообложения имущества физических лиц

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В период современного финансового кризиса наша страна столкнулась с множеством проблем, которые необходимо срочно решать, так как без их решения не может существовать ни одна экономика. Одна из самых острых проблем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов для выполнения задач запланированной финансовой политики государства.

В современных условиях одним из приемлемых способов решения данной проблемы является налоговое администрирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое администрирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового администрирования является контроль взимания налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики.

Такие налоги с физических лиц, как налоги на транспортные средства и иное имущество физических лиц, призваны обеспечивать государство необходимыми финансовыми ресурсами и содействовать решению социально - экономических проблем в обществе.

Потенциал налогов с физических лиц в современной налоговой системе России реализован не полностью. Они еще не стал ведущим источником формирования доходов бюджетной системы, не оказывают существенного воздействия на процессы перераспределения валового внутреннего продукта в России, слабо влияют на регулирование имущественного расслоения населения, устранение острых социальных проблем в стране: безработицы, низкой рождаемости граждан, высокой доли граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума.

В связи с социальной значимостью и важным источником пополнения региональных и местных бюджетов проблема совершенствования налогообложения физических лиц, в частности налогов на транспортные средства и иное имущество физических лиц, является одной из наиболее актуальных для российской финансовой науки и практики налогообложения.

Объектом исследования является Межрайонная инспекция ФНС России №3 по Курской области.

Предметом изучения является механизм налогового администрирования транспортных средств и иного имущества физических лиц.

Целью данной работы является выявление особенностей администрирования налогообложения транспортных средств и иного имущества физических лиц в Российской Федерации и определение путей его совершенствования.

В связи с поставленной целью определим задачи работы:

- изучение основ администрирования налогов на транспортные средства и иное имущество физических лиц;

- выявление объектов, порядка определения налоговой базы по налогам на транспортные средства и иное имущество физических лиц;

- рассмотрение администрирования налогов на транспортные средства и иное имущество физических лиц Межрайонной инспекцией ФНС России №3 по Курской области;

- анализ проблем и перспектив развития администрирования налогов на транспортные средства и иное имущество физических лиц;

- предложение мероприятий по совершенствованию администрирования налогов на транспортные средства и иное имущество физических лиц.

Методами исследования будут выступать аналитический, статистический, описательный и другие методы.

Структура работы состоит из введения, трех разделов и подразделов, заключения и списка используемой литературы.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих ученых экономистов по изучаемой проблеме, таких как Князев В.Г., Пансков В.Г., Русаковой И.Г., Черник Д.Г. и др., а также законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструктивно-методические документы Министерства финансов РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, материалы периодической печати, специальная литература, статистические данные. В работе использовались данные о деятельности МИ ФНС России №3 по Курской области за 2007-2009 годы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1 Понятие налогового администрирования

Исходя из значения понятий "администрирование", "управление" руководство чем-нибудь - можно кратко определить, что налоговое администрирование - это государственное управление в области налогообложения, поскольку только государство может устанавливать порядок исчисления, взимания и уплаты налогов и сборов.

Администрирование как основная функция управления в соответствии с классической теорией управления включает: планирование - постановку целей, задач (заданий); организацию - создание формальной структуры подчиненности и соответствующего разделения работы между подразделениями; руководство - оперативное принятие решений в виде приказов и распоряжений, обеспечение согласованности взаимодействия всех подразделений; учет; контроль; анализ.

Исходя из подходов законодателя к определению понятия "налоговый контроль", вводимого в ст. 82 НК РФ, можно предположить, что налоговое администрирование - это деятельность уполномоченных органов власти, связанная с осуществлением функций по взиманию налогов и сборов, проведению мероприятий налогового контроля и привлечению к ответственности за совершение налоговых правонарушений [14, с.21].

Система управления налогообложением в РФ представляет собой единую централизованную систему, построенную по многоуровневому иерархическому принципу: инспекции федерального, межрегионального, регионального, межрайонного и районного уровней; при этом каждый уровень имеет свои функции и специфику. Центральным органом управления налогообложением в России после проведения административной реформы является Министерство финансов РФ. Министерство финансов осуществляет общее руководство налогообложением, а также издает в пределах своей компетенции правоустанавливающие документы в области бухгалтерского учета и налогообложения, в частности непосредственно эти функции возложены на: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики; Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского учета; Правовой департамент [8, с.23].

Министерству финансов РФ подчинены службы, непосредственно занимающиеся налоговым администрированием, налоговым контролем, учетом и зачислением налоговых платежей в бюджет. К ним относятся следующие федеральные службы: по финансовому мониторингу; налоговая; финансово-бюджетного надзора; страхового надзора; казначейство.

Таким образом, к началу 2005 г. сформировалась система институтов налогового администрирования.

Функции собственно сбора налогов и налогового администрирования возложены на Федеральную налоговую службу. Состав и структура системы управления налогообложением РФ соответствуют в целом административно-территориальному делению страны. Основным звеном, обеспечивающим практический сбор налогов, являются налоговые инспекции (инспекции ФНС) городов краевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского и областного подчинения. Главной задачей руководителя налоговой службы этого уровня является создание условий для наиболее оптимальной деятельности инспекции на подведомственной территории.

Управление налоговым механизмом в национальных налоговых системах осуществляется путем организации налоговых администраций: налоговых органов, обеспечивающих контроль за исполнением налогового законодательства. В мировой практике в системе органов государственной власти выделяются специальные органы, в чьи функции входит создание эффективной системы налогообложения и обеспечение формирования доходов бюджета [16, с.24].

Формирование фискальной политики в большинстве стран возложено на органы исполнительной власти, управляющие государственными доходами или финансами в целом. Они могут иметь различные названия (Министерство финансов, Департамент финансов, Министерство государственных доходов) и выполнять также и другие функции. Значимость контроля за государственными доходами привела к выделению в системе налогового администрирования самостоятельных налоговых органов, непосредственно осуществляющих взимание налогов и сборов и контроль за их поступлением в бюджет. Названия налоговых органов также различаются в отдельных государствах.

1.2 Методика исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц

Оплата налога на имущество физических лиц обязанность каждого гражданина, который имеет в собственности недвижимость. К ней относятся как квартиры и дома, так и дачи, различные строения и гаражи и т.д. Налог на имущество обязаны платить все граждане, которые не освобождены от его уплаты или не имеют соответствующих льгот по освобождению от оплаты данного налога на имущество физических лиц. Стоит заметить, что даже несовершеннолетние граждане также не могут освобождаться от уплаты налога, оплату за них должны производить их родители или опекуны (в соответствие с НКРФ пунктом №2 стати №27).

Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ внесены изменения в ст. 5 Закона РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в части приведения сроков уплаты налога на имущество физических лиц в соответствие с положениями части первой НК РФ. Указанные изменения вступят в силу с 1 января 2011 г. При этом чиновники из ФНС планируют с 1 января 2011 года высылать физическим лицам единое налоговое уведомление по трем налогам - на землю, на имущество и транспорт (информация по каждому налогу на отдельной отрывной части). Проект уведомления размещен на сайте ФНС.

Сроки оплаты налога на имущество.

Уплата налога на имущество физических лиц за 2010 г. производится налогоплательщиками равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября 2010 г.

В соответствии с п. 9 Закона № 2003-1 уплата налога на имущество физических лиц производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. При этом налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, т.е. не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Таким образом, налог на имущество физических лиц за 2011 г. подлежит уплате плательщиками на основании соответствующих налоговых уведомлений до 1 ноября 2012 г.

Об этом сообщил Минфин России в Письме от 24.08.2010 № 03-05-06-01/103.

По существующим законам Российской Федерации, некоторые граждане нашей страны получают право на льготу в отношении налога на имущество для физических лиц. Для получения льгот, необходимо самостоятельно отнести документы, подтверждающие льготы в налоговую. Если документы были предоставлены позже предоставления льгот, производится пересчет налога с момента начала предоставления льгот. Но есть существенный момент т.к. при перерасчете налога прошлых периодов установлено ограничение, то перерасчет может быть сделан не более чем за три предшествующих года начиная с даты подачи заявления на перерасчет в налоговую.

Перечень категорий лиц, имеющих право на льготы по уплате налога, указан в статье 4 Закона № 2003-1.

От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

· Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

· инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

· участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

· лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

· военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

· лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

· члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп “вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина” или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего;

· пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

· граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

· родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

· дети сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил РФ. Основанием для освобождения от уплаты налога для перечисленных категорий является документ, выдаваемый органами опеки и попечительства по месту регистрации указанных лиц, документ, подтверждающий их пребывание в указанных учреждениях или прохождение службы в рядах вооруженных Сил РФ (льгота установлена Законом СПб от 08.05.2007 № 182-34 с 01.01.2007).

В формуле подсчета величины налога на имущество физических лиц используются ставки - предельные значения ставок по налогу.

Уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту регистрации транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного Налоговым Кодексом.

В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее пятого числа второго месяца, следующего за отчетным периодом текущего налогового периода. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Так как в течение года количество транспортных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, может меняться, то в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода необходимо использовать специальный понижающий коэффициент.

Его рассчитывают следующим образом:

количество месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию

Для расчёта транспортного налога используют следующую:

количество лошадиных сил или регистровые тонны или единица транспортного средства

В расчет должны входить и те месяцы, в которых транспортное средство было зарегистрировано или снято с регистрации. При этом не важно, когда проходила регистрация: в начале или в конце месяца. Если транспорт зарегистрирован и снят с регистрации в течение одного месяца, то этот месяц считается как один.

Полнота и своевременность поступлений в бюджет региональных налогов обеспечиваются при осуществлении налогового контроля, в том числе посредством проведения камеральных и выездных проверок.

В отношении проверок по региональным налогам отмечается невысокая результативность: удельный вес выездных налоговых проверок, выявивших нарушения, составляет по транспортному налогу - 26,3 % (таблица 9).

Проанализировав результаты контрольной работы налоговых органов при проведении выездных налоговых проверок по региональным налогам в 2010 - 2012 годах, можно сказать, что наиболее часты нарушения, связанные с неуплатой, уплатой в более поздние сроки налога и авансовых платежей по данным налогам, наблюдаются также нарушения, связанные с занижением налоговой базы. При проведении проверок по налогу на имущество организаций число нарушений к концу анализируемого периода увеличилось, увеличилась соответственно и сумма дополнительно начисленных платежей.

О реальных масштабах налоговых правонарушений в той или иной степени свидетельствуют данные о количестве выявленных нарушений, применяемые налоговые санкции, начисленные пени по выездным налоговым проверкам.

В целом можно отметить, что контрольные мероприятия по транспортному налогу не имеют высокой эффективности и не дают ощутимого эффекта в виде значительных сумм доначислений, какие отмечаются при проверках федеральных налогов. К тому же суммы доначислений по этому налогу сравнимы с затратами на проведение самих проверок, в связи с чем представляется целесообразным в качестве основной формы контроля по этим налогам применять камеральные налоговые проверки.

Таблица 2.8 - Показатели проведенных налоговых проверок по транспортному налогу по ИФНС России № 4 по г. Краснодару

2012 г. в % к 2010 г.

Количество проведенных выездных проверок, ед.

в т.ч. выявивших нарушения, ед.

Результативность выездных проверок, %

Количество проведенных камеральных проверок, ед.

в т.ч. выявивших нарушения, ед.

Результативность камеральных проверок, %

Дополнительно начислено по результатам проверок, тыс. руб.

в том числе выездных:

в том числе камеральных:

Дополнительно начислено по результатам прочих контрольных мероприятий, тыс. руб.

Из таблицы следует, что количество камеральных проверок существенно снизилось - на 37 %, в то же время несколько возросло количество выездных проверок и их результативность - с 10,4 % до 13 %, в то же время повысилась результативность и камеральных проверок - с 3,9 % до 5,8 %. По состоянию на 2012 г. подавляющая доля доначислений по результатам проверок произведена по результатам прочих контрольных мероприятий, включая пени за несвоевременную уплату налога. Эффективность выездных налоговых проверок за исследуемый период возросла до уровня 25,4 тыс. руб. доначислений на одну результативную проверку и до 3,3 тыс. руб. - на одну осуществленную, что является довольно низким значением показателя.

По результатам камеральных проверок доначислены налоговые платежи в незначительных объемах, 89 % в структуре доначислений составили штрафные санкции.

В процессе осуществления налогового контроля по транспортному налогу налоговые органы сталкиваются с проблемой использования налогоплательщиками различных методов оптимизации налога.

Оптимизация транспортного налога направлена на снижение налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта за счет налоговой выгоды. В то же время необходимо учитывать риски признания налоговой выгоды необоснованной. Необоснованная выгода - это та, которая получена от сделки, стороны которой ставили перед собой одну-единственную цель - минимизировать налоговые платежи. Такие сделки ВАС РФ назвал "не обусловленными разумными экономическими или иными причинами", а соответственно, лишенными "целей делового характера".

В соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 282-ФЗ налоговые ставки регионам разрешено увеличивать (уменьшать) не более чем в 10 раз. На этом фоне оптимизация транспортного налога для налогоплательщиков стала намного актуальнее. Приведем основные схемы, выявленные в процессе анализа администрирования налога.

Ставки транспортного налога в регионах Российской Федерации существенно различаются. Например, ставки по некоторым категориям автотранспортных средств в республике Адыгея отличаются от «краснодарских» на величину от 20 до 40 %. Например, компания, эксплуатирующая легковой автомобиль с мощностью двигателя 280 л.с., уплатит в Адыгее 28000 руб. (100 руб. x 280 л.с.), тогда как в Краснодаре - 42000 руб. (150 руб. x 280 л.с.), а в Дагестане - 11200 руб. (40 руб. x 280 л.с.). Разница значительная. Это приводит к тому, что организации, у которых транспорта много, специально открывают для этих целей в нужном субъекте свое обособленное подразделение и регистрируют на него транспорт на постоянной основе.

Недостатком этого способа является увеличение документооборота, связанного с деятельностью подразделения. Кроме того, регистрационные номера северокавказских регионов России привлекают нежелательное внимание работников ГИБДД. При использовании данной схемы необходимо иметь в виду вытекающие из этого налоговые риски.

2. Использование транзитного номера

Знак "Транзит" присваивается транспортным средствам в соответствии с Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001. Он предназначен для случаев, когда незарегистрированный автомобиль следует к месту будущей регистрации, например, после его продажи.

Срок действия регистрационного знака "Транзит" составляет от 5 до 20 суток с возможностью его продления или замены знака в любом из подразделений ГИБДД независимо от региона.

В случае езды с просроченными транзитными номерами водителю грозит штраф в размере 300-800 руб. за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.

Очевидным минусом данного способа является необходимость постоянно продлевать или заменять транзитные номера. Поэтому обычно его применяют, только если налоговая экономия очень существенна. Кроме того, такому авто обеспечено пристальное внимание инспекторов ГИБДД.

3. Момент регистрации

Налогоплательщики используют описанный выше метод с "транзитками" и для того, чтобы отложить момент регистрации транспорта. Так, компания уплачивает налог за все месяцы, когда машина была зарегистрирована на компанию. Причем месяц регистрации, а также месяц снятия ее с учета принимаются за полные месяцы.

Если автомобиль приобретен в конце месяца, выгоднее первое время эксплуатировать его с транзитным номером или вообще без регистрационных знаков. Снимать же транспортное средство с учета целесообразно в конце месяца. То есть если компания намеревается продать автомобиль, но покупатель еще не найден, можно сэкономить транспортный налог за целый месяц, если снять автомобиль с учета в последних числах месяца.

4. Использование транспорта только на территории хозяйствующего субъекта

Организации могут сэкономить на транспортном налоге по той технике, которая не выезжает за территорию предприятия и не подлежит регистрации в органах Гостехнадзора. Речь идет о грузовой технике, перемещающей грузы только от одного цеха к другому, автокранах и т.д.

В Гостехнадзоре регистрируются автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч, или техника, изначально не предназначенная для движения по дорогам общего пользования. Чтобы не платить налог по таким машинам, достаточно снять их с учета или изначально после приобретения не регистрировать.

5. Пониженные налоговые ставки на спецтехнику

Существуют транспортные средства, которые не предназначены для эксплуатации на дорогах общественного пользования. К ним, например, относят экскаваторы, скреперы, самосвалы и другую карьерную технику. Эти транспортные средства принято считать самоходными. И по ним применяют более низкие ставки налога, чем по грузовому транспорту. Если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования и зарегистрировано в Гостехнадзоре, то применяют налоговую ставку для категории "другие самоходные транспортные средства".

6. Уменьшение мощности двигателя

В целях снижения транспортного налога хозяйствующие субъекты могут корректировать налоговую базу за счет дефорсирования двигателя, т.е. уменьшения его мощности с внесением изменений в ПТС.

Эффективна эта корректировка в случае пограничных значений налоговой базы. Например, согласно ПТС мощность двигателя составляет 110 л. с. При снижении ее до 100 л. с. сумма транспортного налога снизится, поскольку будут использованы иные ставки. Основное условие - необходимо, чтобы у автомобиля был серийный аналог с двигателем меньшей мощности и аналогичными показателями экологичности.

7. Аренда транспортного средства

Хозяйствующим субъектам бывает выгоднее не покупать транспортное средство, а заключить со своим работником договор аренды его личного автомобиля. При этой схеме обязанностей по уплате транспортного налога у них не возникает.

Что касается вопросов документального подтверждения затрат на приобретение ГСМ, то помимо договора аренды, авансовых отчетов и путевых листов необходимо решить вопрос о документах, подтверждающих передачу автомобиля, с указанием дней и часов пользования арендатором транспортным средством. Указанными документами могут служить акты приема-передачи транспортного средства (с подписями арендатора и арендодателя), в которых указывались бы день и час, в которых автомобиль передается собственником арендатору и возвращается арендатором собственнику. При учете затрат на приобретение запасных частей следует учитывать, что по общему правилу капитальный ремонт арендованного имущества производится за счет арендодателя, а текущий ремонт - за счет арендатора.

8. Лизинг транспортных средств

Хозяйствующие субъекты могут не платить транспортный налог, заключив договор аренды (лизинга). Если транспортное средство зарегистрировано на лизингодателя, то он и является плательщиком налога. На срок действия договора лизинга возможна временная регистрация транспортного средства за лизингополучателем. Но даже в этом случае налогоплательщиком является лизингодатель.

Наиболее распространенными нарушениями по транспортному налогу, выявленными в процессе анализа, в настоящее время являются:

- неисчисление налога в связи с сокрытием (неполным отражением) объектов налогообложения (транспортных средств);

- занижение мощности транспортного средства при определении налоговой базы;

- неверное применение ставок транспортного налога в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, в том числе в связи с неправильным определением мощности двигателя (в соответствии с паспортом транспортного средства);

- нарушение порядка исчисления сумм налога и авансовых платежей (неверные налоговые ставки, неправильное применение коэффициентов).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что транспортный налог является относительно новым для налогообложения. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. А так как мало кто из организаций обходится без транспорта, то новый налог коснется почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог придется платить и тем фирмам, у которых транспортного средства нет, и они пользуются им по доверенности.

Содержание

Введение
1. Роль и место транспортного налога в системе налогообложения.
2. Элементы налогообложения транспортным налогом.
2.1. Налогоплательщики
2.2. Объект налогообложения.
2.3. Налоговые льготы.
2.4. Налоговая база.
2.5. Налоговый период. Ставки налога.
2.6. Налоговый учет, порядок исчисления и уплаты налога
2.6.1. Порядок исчисления и уплаты налога.
2.6.2. Порядок и сроки уплаты налога.
2.6.3. Налоговый учет транспортного налога в целях налогообложения прибыли предприятия.
2.7. Порядок заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу.
2.7.1. Общие требования к порядку заполнения Декларации.
2.7.2. Порядок заполнения титульного листа.
2.7..3. Порядок заполнения Раздела 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)".
2.7.4. Порядок заполнения Раздела 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)".
3. Пути совершенствования транспортного налога и повышения его собираемости.
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

налоги и но.doc

1. Роль и место транспортного налога в системе налогообложения.

2. Элементы налогообложения транспортным налогом.

2.2. Объект налогообложения.

2.3. Налоговые льготы.

2.4. Налоговая база.

2.5. Налоговый период. Ставки налога.

2.6. Налоговый учет, порядок исчисления и уплаты налога

2.6.1. Порядок исчисления и уплаты налога.

2.6.2. Порядок и сроки уплаты налога.

2.6.3. Налоговый учет транспортного налога в целях налогообложения прибыли предприятия.

2.7. Порядок заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу.

2.7.1. Общие требования к порядку заполнения Декларации.

2.7.2. Порядок заполнения титульного листа.

2.7..3. Порядок заполнения Раздела 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)".

2.7.4. Порядок заполнения Раздела 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)".

3. Пути совершенствования транспортного налога и повышения его собираемости.

Транспортный налог - региональный налог по Закону об основах налоговой системы и по Налоговому Кодексу Российской Федерации, взимаемый на основании гл. 28 Налогового Кодекса Российской Федерации. Глава 28 Налогового Кодекса Российской Федерации введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации».

Актуальность темы заключается в том, что транспортный налог является относительно новым для налогообложения. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. А так как мало кто из организаций обходится без транспорта, то новый налог коснется почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог придется платить и тем фирмам, у которых транспортного средства нет, и они пользуются им по доверенности.

Поэтому важно знать: по каким ставкам облагается данный налог, кто является налогоплательщиком, какова база налогообложения и какие могут предусматриваться льготы в разных регионах, можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму транспортного налога.

1. Роль и место транспортного налога в системе налогообложения.

Введение транспортного налога являлось очередным этапом налоговой реформы, проводимой в России. Транспортный налог заменил налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств. Транспортный налог, по сути, появился в России взамен отмененного дорожного налога. Дорожный налог платили только предприятия, а транспортный налог взимается с владельца конкретного транспортного средства - гражданина или организации. Он является основным источником финансирования строительства и ремонта автодорог.

Представим показатели ставок по дорожному налогу. Ставка налога на пользователей автомобильных дорог в 1998 году выделяла три периода:

- первый квартал 1998 года - по нормативам 1997 года. В Федеральный дорожный фонд Российской Федерации налог отчислялся по ставке 1,25 % по всем видам деятельности.

- второй с 31 марта по 14 мая 1998 года. В Федеральный дорожный фонд Российской Федерации налог отчислялся по ставке 0,5 % по всем видам деятельности.

- третий с 15 мая и до конца 1998 года. В дорожный фонд области налог зачислялся по ставке 2,5 % от выручки, полученной от реализации продукции, и 2,5 % - от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров.В Федеральный дорожный фонд Российской Федерации налог отчислялся по ставке 0,5 % по всем видам деятельности.

При введении транспортного налога, размер ставки налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно - 5 рублей. Свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 15 рублей. Свыше 150 л.с. до 200 л.с. – 17 рублей. Свыше 200 л.с. до 250 л.с. – 20 рублей. Свыше 250 л.с. – 33 рубля, и так далее.

На сегодняшний день транспорт, является неотъемлемой частью экономики России. Современное реформирование экономических отношений серьезно усилило значение и модифицировало механизм исчисления региональных налогов, в том числе и транспортного налога. Сегодня транспортный налог является не только неотъемлемым источником доходов государства, но и принимают на себя функции регулирования экономических процессов, обеспечения социальных гарантий, создания материальной основы суверенитета субъектов Федерации. Это определяет смысл и содержание преобразований региональных налогов в налоговой системе России.

Транспортный налог является региональным налогом т.е. устанавливается налоговым кодексом РФ и законами субъектов. При этом региональный налог вводится в действие законом субъекта в соответствии с налоговым кодексом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов. Объектом налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, самолёты, вертолёты, теплоходы, снегоходы, моторные лодки, и другие водные и воздушные транспортные средства. Вводя налог, субъекты Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты, которая устанавливается законами этих же субъектов.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Плательщиками являются как юридические, так и физические лица. Очень мало организаций обходится без транспортных средств, поэтому транспортный налог касается почти всех. Транспортный налог - это та обязанность, которая возникает у человека перед государством в тот момент, когда он из просто гражданина становится счастливым гражданином-автовладельцем.

Транспортный налог является основным источником финансирования дорожной отрасли, и от своевременности его поступления напрямую зависят сроки и качество исполнения строительных программ. Транспортный налог является одним из основных налогов субъектов Российской Федерации и занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России.

По субъекту транспортный налог является общим налогом. По форме обложения является прямым налогом – взимается с имущества, по форме уплаты – регулярным, так как уплачивается с периодичностью один раз в год.

В сегодняшней сложной экономической ситуации администрирование транспортного налога имеет важное значение, поскольку их величина практически не зависит от условий деятельности налогоплательщиков. В то же время транспортный налог, являются основой бюджетов региона. Величина транспортного налога напрямую не зависит от условий хозяйствования, развития экономики и финансово-экономического кризиса. Именно поэтому администрирование такого регионального налога приобретает в настоящее время особую актуальность.

Налоговая система является одним из самых важных элементов Российской экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

2. Элементы налогообложения транспортным налогом.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги.

Для налогов, уплата которых связана с наличием какого-либо имущества, в том числе и для транспортного налога, определение круга налогоплательщиков может вызвать определенные трудности.

Указанное затруднение обусловлено тем, что владение имуществом может осуществляться на основе разных прав: на праве собственности, аренды, хранения, хозяйственного ведения, оперативного управления и др.

В связи с этим, необходимо выяснить на каких именно лиц (обладающих какими правами на транспортные средства) гл.28 Налогового кодекса Российской Федерации возлагает обязанность по уплате транспортного налога.

Согласно части первой ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, за исключением случаев признания налогоплательщиков по доверенности.

Основными признаками первой группы налогоплательщиков являются следующие положения:

1) налогоплательщиками являются лица (организации и физические лица);

2) на указанных лиц должны быть зарегистрированы транспортные средства;

3) транспортное средство должно признаваться объектом налогообложения;

4) по данному транспортному средству налогоплательщиком не является плательщик по доверенности.

Для признания статуса налогоплательщика необходимо наличие всех четырех признаков одновременно.

Первый признак: Налогоплательщиками по данному основанию являются как организации, так и физические лица, к которым в соответствии со ст.11 Налогового Российской Федерации относятся:

- юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации

- иностранные юридические лица (компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью), созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

- филиалы и представительства иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации;

- граждане Российской Федерации;

- лица без гражданства.

Второй признак: Налогоплательщиками транспортного налога признаются те лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Иными словами, налогоплательщиками являются лица, владеющие транспортным средством по любому законному основанию (собственность, аренда и др.), которое приводит к обязанности по регистрации данного транспортного средства.

При этом право собственности в данном случае не имеет решающего значения.

Третий признак: Организация или физическое лицо будет считаться налогоплательщиком только в том случае, если на него зарегистрировано транспортное средство, которое признается объектом налогообложения.

Определение транспортных средств, которые являются объектом налогообложения, закреплено в ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Четвертый признак: Если по какому-либо транспортному средству налогоплательщиком признается лицо на основании доверенности, то лицо, на которое зарегистрировано указанное транспортное средство, налогоплательщиком не является.

Условия признания лица налогоплательщиком по доверенности будут рассмотрены в настоящей главе позднее.

Транспортные средства, приобретенные в собственность физическим или юридическим лицом (лизингодатель) и переданные им на основании договора лизинга или договора сублизинга физическому или юридическому лицу (лизингополучатель) во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем.

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога регулируется главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Под объектом налогообложения транспортным налогом следует понимать автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации [6, п.1 ст.258].

Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база определяется:

Таблица 1 - Определение налоговой базы в соответствии с видом транспортного средства

1. Транспортные средства, имеющие двигатели

мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах

1.1 Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя

паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы

2. Водное несамоходное (буксируемое) транспортное средство, для которого определяется валовая вместимость

валовая вместимость в регистровых тоннах

3. Водные и воздушные транспортные средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1. и 2единица транспортного средства

единица транспортного средства

Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год. Для налогоплательщиков, являющихся организациями, законами субъектами Российской Федерации могут быть установлены отчетные периоды (квартал, полугодие, 9 месяцев).

Налоговые ставки, установленные статьей 361 НК РФ, могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз (данное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно).

Также, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации [6, п.1 ст. 362].

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода в отношении каждого транспортного средства, определяется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями определяется как разность исчисленной суммы налога и суммы авансовых платежей по налогу.

Сумма авансового платежа, уплачиваемого организациями, определяется как одна четвертая произведения налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

В случае, если произошла регистрация транспортного средства и (или) снятие транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода, то исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента:

К = число полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика / число календарных месяцев в налоговом (отчетном).

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. [6, п.4 ст.362]

На территории Красноярского края законом Красноярского края от 08.11.2007 №3-676 (в ред. от 11.10.2012) "О транспортном налоге" установлены максимальные ставки транспортного налога (Приложение 2).

Данным законом освобождаются от уплаты транспортного налога следующие категории налогоплательщиков:

1) на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно:

а) Героев Советского Союза;

б) Героев Российской Федерации;

в) Героев Социалистического Труда;

г) полных кавалеров ордена Трудовой славы;

д) полных кавалеров ордена Славы;

е) инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий;

ж) ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

з) родителей и не вступивших в повторный брак вдов (вдовцов) инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

и) военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

к) граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

л) одного из родителей (усыновителей), опекунов, попечителей ребенка-инвалида;

м) физических лиц, являющихся пенсионерами в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

2) инвалидов из числа лиц, не указанных в подпунктах "а" - "к" подпункта 1 настоящего пункта, на которых зарегистрировано транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно [7];

3) другие категории граждан.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу, но не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Крупнейшие налогоплательщики представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Пути совершенствования законодательных основ по транспортному налогу как предпосылка создания условий для эффективного функционирования бизнеса.

Исходя из того, что количество наземных транспортных средств является превалирующим в общем объеме транспортных средств юридических лиц и основная масса поступающих жалоб, просьб о разъяснении данной нормы права касается именно наземных транспортных средств, следует более детально рассмотреть вопрос о совершенствовании налоговой базы по данной совокупности транспортных средств.

Как было давно замечено, налоговая база, определяемая в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах) имеет в своей основе не столь справедливые основания и не столь удобные способы уплаты, чем оная же, но в некоторых зарубежных странах.

В США вообще "транспортный налог" как в нашем виде - отсутствует. Просто он входит в цену топлива. Так что ты его платишь пропорционально количеству сжигаемого топлива и пробегу своего авто. То есть автомобиль стоит 4 месяца неподвижно, ты ничего не платишь. Платят только те, кто пользуется транспортом.

В США в отличие от России, в цену бензина уже включен транспортный налог, т.е. он является косвенным. Строительство дорог в США финансируется за счет налогов, взимаемых с водителей при заправке т.е. за счет транспортного налога. С каждых 4 л, точнее с одного галлона (1 галлон равен 3,7854 литра) бензина, проданных на американской бензоколонке, федеральный дорожный фонд получает 2,5 цента. Аналогичные местные налоги на бензин имеют и штаты США. Именно за счет местных налогов строятся автодороги в каждом штате. Как видно, налоговая база для данного вида налога определяется как объем купленного бензина выраженный в галлонах [41, с.7].

Изменение налоговой базы по транспортному налогу потребует замены всего транспортного налога, однако применение транспортного налога по шаблону США в России имело бы как положительные, так и отрицательные стороны. Среди первых можно выделить установление в данной области налогообложения справедливых начал (платят только те, кто пользуется транспортом), упрощение налогообложения по данному налогу с точки зрения физических лиц (никакой бюрократии с квитанциями, обязанностями уведомить, во время уплатить).

К отрицательным можно отнести возложение дополнительных обязанностей на налоговых агентов, исчисляющих параллельно НДС и акцизы; увеличение стоимости топлива в совокупности с невозможностью государства регулировать внутренние цены (в США, которые мало добывают нефть, бензин на заправках дешевле, чем в России, где нефть добывается "в гораздо большем количестве").

Решение о вводе дорожного налога "на каждый километр" с грузовиков было одобрено федеральным собранием Германии (Бундесратом). Утвержденная ставка сборов равна 15 евроцентов за километр, сообщил федеральный министр транспорта ФРГ Манфред Штольпе [41, с.7].

Налог в первый год своего существования принес в бюджет около 2,8 млрд. евро. Из них 600 млн. евро пошло на создание инфраструктуры для сбора налога. Остальные 2,2 млрд. евро пошли на содержание дорог Германии.

По мнению многих аналитиков, это наиболее честная схема уплаты налога, ведь в этом случае, чем меньше машина проехала, тем меньше водитель платит в казну государства.

Главная загвоздка применения такой схемы налога в Российских условиях является низкая обеспеченность и техническая вооруженность властей, которые должны будут для контроля за количеством пройденных километров оснащать специальными датчиками автомобили. Отслеживание же требуемой информации о том, сколько проехала та или иная машина при помощи спутниковой системы GPS ставит следующий вопрос: является ли вмешательством в частную жизнь подобный контроль над автомобилями.

На данном этапе функционирования человечества стоит одна из важнейших задач - стабилизация, а в лучшем случае улучшение экологической ситуации в мире. Благодаря своему значению в общественных отношениях, то есть благодаря выполняемым функциям, в частности функциям регулирования, стимулирования, налоги могут сыграть решающую роль в деле борьбы с вредными выбросами.

Для России целесообразно было бы увязать воздействие налоговой политики через транспортный налог на темпы развития предприятий, загрязняющих окружающую среду. Тем более, что у нас есть международные договоренности с мировым сообществом по ограничению выбросов в атмосферу в рамках Киотского протокола.

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования - механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Страны Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года. Цель ограничений - снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

  • - Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %,
  • -Япония и Канада - на 6 %,
  • -Страны Восточной Европы и Прибалтики - в среднем на 8 %,
  • -Россия и Украина - сохранить среднегодовые выбросы в 2008-2012 годах на уровне 1990 года.

Устанавливая налоговую базу по транспортному налогу на основании показателя выброса углекислого газа в атмосферу, можно непосредственно влиять не только на экологическую ситуацию, но и на темпы НТП в области автомобилестроения. Немецкие "зелёные" активно предлагают применять такую схему налога в своей стране.

В России существуют проекты внесения дополнений и изменений в главу 28 Налогового Кодекса РФ с акцентом на экологическую составляющую функционирования транспортных средств. В частности, Министерство промышленности и энергетики РФ предполагает внести предложения по дифференциации налога на автотранспортные средства в зависимости от их экологических показателей.

Действующая сейчас практика расчета налога на автомобиль, исходя из налоговой базы, определяемой по мощности его двигателя, не устанавливает прямой зависимости между размером платежа и степенью воздействия машины на дорожное покрытие. Такого мнения придерживается губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, он возглавляет рабочую группу Государственного совета РФ по вопросу развития транспортной инфраструктуры.

По словам Морозова, транспортный налог правильнее рассчитывать исходя из веса автомобиля (нагрузки на ось) - то есть изменить в корне тот показатель объекта налогообложения, который является основным для исчисления налоговой базы. "Введение этой меры будет способствовать соблюдению пользователями автодорог правил, ограничивающих нагрузку на ось, что положительно отразится на сохранности существующей дорожной сети", - цитирует губернатора пресс-служба ульяновской обладминистрации.

Также на практике возникают сложности в случаях, когда информация, содержащаяся в сведениях, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, расходится с цифрами, содержащимися в технической документации на транспортное средство. Представляется, что законодателю необходимо урегулировать вопрос о том, какие сведения должны использоваться в такой ситуации в качестве основы для целей исчисления налога. В настоящее время на законодательном уровне это вопрос не решен, что следует отнести к недостаткам действующего законодательства о налогах и сборах в части транспортного налога.

Согласно ст. 52, п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397 НК РФ, а также п. 8 ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» физические лица уплачивают соответственно транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Налоговое уведомление должно направляться налоговым органом налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа (по налогу на имущество физических лиц - ежегодно не позднее 1 августа). В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления установлена Приказом ФНС России от 31.10.2005 г. №САЭ-3-21/551@ «Об утверждении форм налоговых уведомлений».

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Пунктом 6 ст. 58 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

И вот тут возникает первое нарушение со стороны Федеральной налоговой службы России: в форме налоговых уведомлений, утвержденных вышеупомянутым Приказом №САЭ-3-21/551@ отсутствует «корешок», в котором должен расписаться налогоплательщик. В первоначальных Приказах МНС РФ от 14.10.1999 г. №АП-3-08/326 «Об утверждении форм налоговых уведомлений» и от 15.03.2004 г. №БГ-3-04/198@ «О формах налоговых уведомлений» такая возможность у налогоплательщика была.

Теперь об «ином способе вручения налогового уведомления».

Данный способ в законодательстве не определен. В большинстве случаев налоговые органы используют различные коммерческие организации, доставляющие корреспонденцию (например, квитанции на уплату коммунальных платежей), или отделения почтовой связи.

Однако, в связи с отсутствием необходимого финансирования на почтовые расходы (заказное письмо в настоящее время стоит порядка 30 руб., со слов работников налоговых органов - их финансируют не более 3 руб. на одного плательщика), данная корреспонденция доставляется: во-первых, несвоевременно (или вообще не доставляется), во-вторых, в «открытом» виде, путем разноски по почтовым ящикам.

И здесь возникает второе грубое нарушение налоговыми органами и их должностными лицами налогового законодательства - несоблюдение налоговой тайны, предусмотренной ст.102 НК РФ, путем передачи налоговых уведомлений в «открытом» режиме лицам, не допущенным к налоговой тайне (а ведь в этих уведомлениях имеются данные об имуществе - квартирах, жилых домах, транспортных средствах и т.д.).

На сайте Управления создан баннер «Транспортный налог» со ссылкой на рубрику «Вопрос -- ответ», чтобы налогоплательщики могли задать вопросы и в течение двух недель получить ответы.

Большая информационная работа проводилась и в межрайонных инспекциях ФНС России по Санкт-Петербургу. Для удобства налогоплательщиков в операционных залах межрайонных инспекций были открыты информационные окна, где налогоплательщики могли не только узнать о порядке и сроках уплаты транспортного налога, предоставлении льгот, но и получить документы на уплату транспортного налога и пеней. Необходимые сведения владельцы транспортных средств также имели возможность найти и на информационных стендах в инспекциях.

Работа с налогоплательщиками, имеющими задолженность.

Несмотря на проведенную в 2009 году рекламную кампанию, общая сумма задолженности физических лиц -- владельцев транспортных средств составила более 3 млрд. руб. Для снижения задолженности главам районных администраций, в администрацию Санкт-Петербурга, руководителям Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Управления ГАИ ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управления Федеральной антимонопольной службы города и др. были направлены списки сотрудников, имеющих задолженность по уплате транспортного налога от 100 руб. В течение месяца такие должники перечислили в бюджет региона более 4,4 млн. руб.

Одна из мер по принудительному взысканию долгов, применявшихся в 2009 году, -- совместные мероприятия представителей налоговых органов и сотрудников дорожно-патрульной службы Управления ГАИ ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, проводимые на дорогах города, на станциях технического обслуживания автомобилей с целью выявления должников по уплате транспортного налога. В ходе данных мероприятий сотрудники налоговых органов вручали неплательщикам квитанции на уплату налога и пеней. Совместные мероприятия освещались региональными и общероссийскими телекомпаниями. На сайте Управления размещались фоторепортажи с места событий.

ЗакрытьПо данным Управления ГАИ ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в Северной столице зарегистрировано около 1,6 млн. транспортных средств, собственниками которых являются примерно 1 млн. граждан, однако не все они добросовестно и своевременно уплачивают транспортный налог

Кроме того, налоговые органы совместно с представителями регионального Управления Федеральной службы судебных приставов периодически участвовали в рейдах, проводимых на улицах города. С помощью автоматизированной поисковой системы «Поток-Д», установленной на служебных автомобилях регионального Управления ФССП России, выявлялись должники по уплате транспортного налога.

ЗакрытьЕженедельно в базу данных системы «Поток-Д» региональным Управлением ФССП России вносились данные о транспортных средствах должников, в отношении которых были возбуждены исполнительные производства. В течение 2009 года общее количество должников, внесенных в базу данных системы, составило почти 10 000 человек, а также было выявлено 895 транспортных средств должников

Как правило, неплательщики хорошо осведомлены о дальнейших действиях налоговиков, направленных на взыскание долгов. Поэтому многие из них старались незамедлительно погасить долг по налогу. Так, в ходе указанных рейдов 645 должников добровольно на месте уплатили представителям ФССП России более 12 млн. руб. недоимки по налогу и пеней.

В качестве крайней меры, направленной на погашение задолженности перед бюджетом, применялся арест автотранспорта. Всего в 2009 году было арестовано 250 автомобилей на общую сумму 58 млн. руб.

Например, в Кировском районе Санкт-Петербурга арестовано имущество пяти должников на сумму 1,8 млн. руб., Василеостровском районе -- трех должников на сумму 1,4 млн. руб., во Фрунзенском районе -- двух должников на сумму 0,9 млн. руб.

В Центральном районе города при взаимодействии сотрудников ФССП России и налоговых органов было установлено местонахождение автомобилей, владельцы которых имели крупные суммы задолженности по уплате транспортного налога. В результате арестовано два автомобиля общей стоимостью 1 млн. руб. После погашения налоговой задолженности арест с автотранспортных средств был снят.

Для проведения исполнительных действий представители регионального Управления ФССП России совместно с сотрудниками налоговых органов систематически посещали должников по месту жительства, а также по месту работы. Результатом такой работы, проведенной в Выборгском районе, стало вручение исполнительных документов и квитанций для добровольного погашения долга налогоплательщику, имевшему задолженность в сумме 170 000 руб., после чего он погасил недоимку в полном объеме.

ЗакрытьМероприятиям, проводимым ФССП России по взысканию задолженности в судебном порядке, предшествует очень трудоемкая работа налоговых органов по подготовке документов для направления исковых заявлений в суды

По ходатайствам налоговых органов ФССП России выносились постановления об ограничении выезда должников за пределы Российской Федерации. Всего в 2009 году территориальными подразделениями ФССП России вынесено более 4000 постановлений об ограничении выезда за границу в отношении всех категорий граждан, не исполнивших судебные акты о взыскании налоговой задолженности.

На сайте Управления в августе 2009 года был размещен список должников по транспортному налогу с суммой долга от 100 000 руб., который постоянно обновлялся. Многие налогоплательщики, обнаружив себя в списке, стремились как можно быстрее уплатить недоимку и пени. С августа 2009 года по январь 2010 года 979 налогоплательщиков из 3191, попавших в указанный список, погасили задолженность на сумму более 116 млн. руб. В отношении граждан, не уплативших налог, в настоящее время применяются меры по его судебному взысканию.

Только за 2009 год в суды направлено исковых заявлений на сумму более 1 млрд. руб. Судебными органами уже вынесены решения о взыскании с должников налога на сумму более 400 млн. руб. Начало процедуры судебного взыскания побуждает многих из них уплатить причитающиеся суммы, не дожидаясь решения суда. Кроме того, 57 налогоплательщиков-должников, имеющих крупные суммы задолженности по транспортному налогу, были вызваны в территориальные налоговые органы на комиссии по урегулированию налоговой задолженности с участием представителей прокуратуры и правоохранительных органов.

ЗакрытьШироко применяется и практика направления исполнительных листов, выданных судами общей юрисдикции, и судебных приказов, вынесенных мировыми судьями, работодателям должников для удержания сумм задолженности из их доходов

С декабря 2009 года на сайте Управления действует online-сервис «Узнайте вашу задолженность» в рамках реализации программы «Личный кабинет налогоплательщика». Данная услуга с первого дня подключения очень востребована пользователями сайта. Ею уже воспользовались более 250 000 жителей Санкт-Петербурга. Среднее количество обращений в день составляет более 4000, а в отдельные дни -- от 20 000 до 25 000. Сумма поступлений в бюджет от пользователей online-сервиса с начала его работы по 1 февраля 2010 года составила более 31 млн. руб.

Читайте также: