Уменьшение ставки налога на недвижимость рб

Опубликовано: 23.04.2024

В 2020 году платить за свое имущество государству придется больше

Сумма налога в 2020 году будет существенно выше

Сумма налога в 2020 году будет существенно выше

Фото: Тимур Шарипкулов / Ufa1.RU

Уже в 2020 году налог на имущество будут считать по новым правилам — с вступил в силу закон, изменяющий порядок определения налоговой базы. Если раньше налоговые органы учитывали инвентаризационную стоимость недвижимости, то теперь за основу будут брать кадастровую, которая существенно выше. Мы изучили законы и разобрались, когда и сколько придется платить за счастье обладать собственным жильем.

Строго говоря, нововведение шагает по стране уже несколько лет, но с «тестовый режим» закончился. По итогам этого года платить за жилье по новым правилам придется жителям всех регионов. Специально для этого эксперты подсчитали кадастровую стоимость всех квартир и земельных участков, которые находятся в собственности у физических лиц. Разница между инвентаризационной и кадастровой стоимостью в том, что первая учитывает себестоимость жилья, а вторая — по сути, его рыночная стоимость, но определенная методами массовой оценки, без учета индивидуальных особенностей объекта недвижимости.

Кадастровую стоимость квартиры, дома или земельного участка определяют эксперты Росреестра. Для этого применяется особая формула, так что точно рассчитать кадастровую стоимость самостоятельно очень трудно — проще посмотреть на специальном сайте Росреестра.

Каким будет налог?

Чтобы рассчитать налог на недвижимость, который вам будет начислен по итогам , нужно сначала узнать кадастровую стоимость жилья. Учтите, что по закону часть жилья налогом не облагается. Если вы владеете квартирой — это метров, комнатой — 10, домом — 50.

Дальше вооружаемся калькулятором:

  • делим кадастровую стоимость на количество квадратных метров, чтобы получить стоимость одного квадрата;
  • вычитаем из площади жилья квадратные метры, на которые налог не начисляется;
  • оставшиеся умножаем на стоимость квадратного метра;
  • полученную сумму умножаем на 0,1% (такова ставка налога).

То есть, если вы владелец среднестатистической типовой «двушки» размером 49 квадратных метров, то платить придется только за 29. Если взять за основу данные Росстата, то ваша квартира должна стоить примерно 2 миллиона 757 тысяч рублей, а облагаемая налогом часть — 1 миллион 627 тысяч рублей. Получается 1627 рублей.

Или можно воспользоваться специальным калькулятором на сайте налоговой.

К слову, платим имущественный налог мы не только на дома, квартиры и комнаты, но и на прочую недвижимость — гараж, машино-место или даже недостроенное жилье. А вот квадратные метры вычитают только из жилых помещений.

Прежде чем платить налог, проверьте, не положены ли вам льготы

Фото: Александр Ощепков / NGS.RU

Кто может не платить?

С учетом немалой величины налога закон освобождает от него льготников. Всего в списке , среди которых инвалиды I и , участники ВОВ, жертвы чернобыльской аварии и пенсионеры. Полный список можно посмотреть здесь. Кстати, отдельной категорией выделены творческие личности. Так что если сможете доказать налоговой, что вы — профессиональный художник, а ваше помещение — специально оборудованная студия, без которой вы никак не обойдетесь, то можно не платить.

Кроме того, те, кто недавно купил квартиру, могут получить имущественный вычет. Его дают только тем, кто работает официально и платит подоходный налог. Вернуть можно не все деньги, а только 13% от потраченных двух миллионов, то есть до рублей. Причем этот вычет можно получить только один раз в жизни. Как это сделать, мы подробно рассказывали в этом материале.

Мне кажется, что налог слишком большой. Что делать?

Чтобы уменьшить налог, нужно снизить объем налоговой базы. То есть кадастровую стоимость. С кадастровыми экспертами можно поспорить, но делать это придется или с помощью специальной комиссии, или в суде.

Помимо заявления вам понадобятся:

  • выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенная копия документа, который подтверждает ваши права на имущество;
  • отчет об оценке рыночной стоимости на бумажном и электронном носителях или документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости.

Последние понадобятся, если при кадастровой оценке что-то напутали и приписали вашему жилью лишние квадратные метры. Сейчас депутаты обсуждают, не наделить ли бюджетные учреждения правом пересматривать кадастровую стоимость без участия комиссий, но к общему знаменателю пока не пришли.

Вам же стоит начать собирать документы уже сейчас, если хотите оспорить кадастровую стоимость. Если успеете до конца года доказать, что на самом деле она меньше, чем указано в реестре, налог за придет ниже. И это будет очень кстати, ведь в 2020 году увеличится не только налог — вырастут коммунальные платежи, подорожает отдых. Что еще станет дороже в наступившем году, мы подробно разбирали в этой статье.

Напомним, 24 апреля 2020 был принят Указ Президента Беларуси № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ). Подробнее об Указе читайте здесь.

Указом для организаций в части налогообложения и налогового администрирования предусмотрены следующие меры поддержки:

В связи с этим МНС было подготовлено письмо, разъясняющее порядок применения указанных норм.

1. Отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит

1.1. Общие положения

Указом предусмотрено предоставление областными, Минским городским, районными, городскими (городов областного подчинения) Советами депутатов либо по их поручению местными исполнительными и распорядительными органами (далее — местные органы власти) отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита в отношении налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, подлежащих уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г., с их погашением с 1 октября по 31 декабря 2020 г. ежемесячно равными долями не позднее последнего рабочего дня каждого месяца.

Следует отметить, что на условиях, предусмотренных Указом, субъекту хозяйствования — налоговому агенту не предоставляется отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит по подоходному налогу, удержанному с доходов физических лиц, поскольку исходя из положений законодательства, плательщиками подоходного налога признаются физические лица. Данный налог удерживается с доходов физических лиц при выплате им заработной платы и иных приравненных к ней доходов и не является налоговым обязательством организации или индивидуального предпринимателя.

1.2. Плательщики, имеющие право на отсрочку с последующей рассрочкой, налоговый кредит

Отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит предоставляются:

юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее — субъекты хозяйствования), основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень (приложение к Указу);

арендодателям (ссудодателям), предоставившим субъектам хозяйствования, а также арендаторам (ссудополучателям), оказывающим бытовые услуги населению, недвижимое имущество, при предоставлении ими отсрочки в порядке, предусмотренном п. 6 Указа.

1.3. Условия предоставления отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита

Для целей применения Указа отсрочка с последующей рассрочкой предоставляется по платежам, по которым имеется задолженность их погашения, и (или) наступил срок их уплаты, налоговый кредит — в отношении обязательств, срок уплаты по которым еще не наступил.

Например: отсрочка уплаты налога при упрощенной системе налогообложения предоставляется с 23 апреля 2020 г. по 30 сентября 2020 г., рассрочка — с 1 октября по 31 декабря 2020 г., с ее погашением ежемесячно равными долями не позднее последнего рабочего дня каждого месяца.

Налоговый кредит предоставляется по земельному налогу, подлежащему уплате в установленные законодательством сроки, приходящиеся на период с 1 мая по 30 сентября 2020 г., с его погашением ежемесячно равным долями с 1 октября по 31 декабря 2020 г. не позднее последнего рабочего дня каждого месяца.

Проценты за пользование отсрочкой с последующей рассрочкой, налоговым кредитом не начисляются.

Обязательным условием изменения установленного законодательством срока уплаты в форме отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита является своевременная и полная уплата субъектами хозяйствования в период их предоставления текущих платежей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет, контролируемым налоговыми органами, а также платежей в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), арендной платы за земельные участки, по которым предоставлены отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит.

При нарушении данного условия право пользования отсрочкой с последующей рассрочкой, налоговым кредитом утрачивается, а суммы платежей, в отношении которых они предоставлены, взыскиваются налоговым органом за весь период пользования ими с начислением пеней в порядке, установленном НК, начиная со дня утраты такого права.

1.4. Документы, необходимые для получения отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита

Субъекты хозяйствования, претендующие на предоставление отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита на условиях, предусмотренных Указом, должны подать заявление об изменении установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней организации (индивидуального предпринимателя), в местные органы власти по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя.

При получении отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита по ранее представленным налоговым декларациям (расчетам) их уточнения не требуется, налоговые декларации (расчеты) за последующие периоды представляются в общеустановленном порядке.

2. Снижение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности

2.1. Общие положения

В соответствии с нормами пп. 2.2 и 2.3 п. 2 Указа предоставлено право областным Советам депутатов или по их поручению местным Советам депутатов базового территориального уровня и Минскому городскому Совету депутатов, местным исполнительным комитетам (далее — местные органы власти), администрациям СЭЗ в течение II и III кварталов 2020 года принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога, а также арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее — арендная плата за земельные участки), подлежащих уплате ими во II и III кварталах 2020 года.

2.2. Сроки уплаты, по которым может быть предусмотрено снижение подлежащих уплате сумм платежей в бюджет

Вышеназванная преференция применяется по следующим срокам уплаты:

по налогу на недвижимость: 22 июня и 22 сентября;

по земельному налогу: 15 апреля, 15 июля, 15 сентября (по земельным участкам сельскохозяйственного назначения); 22 мая, 24 августа (по иным земельным участкам);

по арендной плате за земельные участки: 22 мая и 24 августа, а для организаций, которые уплачивают арендную плату не в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» — по срокам уплаты, указанным в договоре аренды и приходящимся на II и III кварталы.

2.3. Условия предоставления преференции

Местными органами власти, администрациями СЭЗ указанные преференции устанавливаются в отношении категорий плательщиков, определенных ими самостоятельно.

Плательщики — организации вправе обратиться в названные органы с обоснованием целесообразности включения их в перечень категорий плательщиков, которым предоставляются вышеуказанные преференции.

2.4. Порядок применения

По мере принятия местными органами власти, администрациями СЭЗ решений об уменьшении сумм налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за земельные участки, подлежащих уплате плательщиками во II и III кварталах 2020 года, определенным категориям плательщиков, такие суммы уменьшения подлежат отражению плательщиками в соответствующих налоговых декларациях (расчетах) с внесенными изменениями и (или) дополнениями:

по налогу на недвижимость организаций (приложение 7 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2) по строке 6 «Налог, от уплаты которого плательщик освобожден с последующим целевым использованием» в графах 4 и 5;

по земельному налогу (часть I приложения 8 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2) по строке «Сумма земельного налога, на которую уменьшается налог, подлежащий уплате»:

  • по арендной плате за земельные участки (часть II приложения 8 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2) по строке «Сумма арендной платы, на которую уменьшается арендная плата, подлежащая уплате» в графах по соответствующим срокам уплаты, приходящимся на II и III кварталы 2020 г.

Пример 1 (условный): Сумма земельного налога, подлежащая уплате за 2020 год, составила у организации 400 руб., в том числе ежеквартально — по 100 рублей.

В силу норм Указа принято решение об уменьшении сумм земельного налога, подлежащих уплате во II и III кварталах 2020 года, путем применения к указанным суммам понижающего коэффициента в размере 0,4.

Таким образом, организация должна произвести уплату земельного налога в следующем порядке: за I квартал — 100 руб., за II квартал — 40 руб. (100 руб. х 0,4), за III квартал — 40 руб. (100 руб. х 0,4), за IV квартал — 100 руб., и соответственно, отразить такие суммы в части I налоговой декларации (расчете) по земельному налогу (суммы арендной платы за земельные участки) с организаций (пример заполнения приведен в приложении 1 к Письму МНС № 2-2-2/00934).

Пример 2 (условный): Cумма арендной платы за земельные участки, подлежащая уплате за 2020 год, составила у организации 400 руб., в том числе ежеквартально — по 100 руб.

В силу норм Указа принято решение об уменьшении сумм арендной платы за земельные участки, подлежащих уплате во II и III кварталах 2020 года, путем применения к указанным суммам понижающего коэффициента в размере 0,4.

Таким образом, организация уменьшает сумму арендной платы за земельные участки, подлежащую уплате, на коэффициент 0,4 и производит уплату арендной платы в следующем порядке: за I квартал — 100 руб., за II квартал — 40 руб. (100 руб. х 0,4), за III квартал — 40 руб. (100 руб. х 0,4), за IV квартал — 100 руб.

Эти суммы подлежат отражению в части II налоговой декларации (расчете) по земельному налогу (суммы арендной платы за земельные участки) с организаций (пример заполнения приведен в приложении 2 к Письму МНС № 2-2-2/00934).

Пример 3 (условный): Сумма налога на недвижимость, подлежащая уплате за 2020 год, составила у организации 400 руб., в том числе ежеквартально — по 100 руб.

В силу норм Указа принято решение об уменьшении сумм налога на недвижимость, подлежащих уплате во II и III кварталах 2020 года, путем применения к указанным суммам понижающего коэффициента в размере 0,4.

В приведенном примере организация должна произвести уплату налога в следующем порядке: за I квартал — 100 руб., за II квартал — 40 руб. (100 руб. х 0,4), за III квартал — 40 руб. (100 руб. х 0,4), за IV квартал — 100 руб.

Такие суммы отражаются в разделе I налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость организаций в следующем порядке:

по строке 6 «Налог, от уплаты которого плательщик освобожден с последующим целевым использованием» в графах 4 и 5 отражаются суммы, на которые уменьшается налог к уплате, а по строкам 7.2 и 7.3 — суммы налога к уплате;

по строке 7.4 «по сроку уплаты 22 декабря» в графе 6 следует отразить сумму налога, причитающуюся к уплате без применения норм Указа, т. е. в размере 100 руб. (пример заполнения приведен в приложении 3 к Письму МНС № 2-2-2/00934).

3. Смещение срока наступления момента фактической реализации в целях исчисления НДС

3.1. Общие положения

Для арендодателей, предоставляющих отсрочку арендаторам по оплате арендной платы в соответствии с пп. 6.1 п. 6 или п. 11 Указа, предусмотрено смещение срока наступления момента фактической реализации в целях исчисления НДС на 31.12.2020 в отношении арендной платы за недвижимое имущество, день сдачи которого в аренду приходится на период с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. (п.12 Указа).

3.2. Условия применения

Условием получения вышеуказанной преференции, как отмечено выше, является необходимость предоставления отсрочки по арендной плате арендатору. В свою очередь перенос срока исполнения налогового обязательства по НДС осуществляется только в отношении арендной платы, приходящейся на период с 01.04.2020 по 30.09.2020. По указанным суммам арендной платы ЭСЧФ арендодателями за период с 01.04.2020 по 30.09.2020 будет выставлен в адрес арендаторов не позднее 10.01.2021.

В отношении арендной платы, приходящейся на период с 01.10.2020, исчисление и уплата НДС, а также выставление ЭСЧФ должны будут производиться в установленном законодательством порядке.

При применении в соответствии с п. 12 Указа отсрочки по оплате НДС плательщиком уточненная налоговая декларация (расчет) по НДС не представляется, а обороты по сдаче недвижимого имущества в аренду за период с 01.04.2020 по 30.09.2020 будут отражаться в налоговой декларации (расчете) за 2020 год, представляемой по сроку 20.01.2021.

4. Учет при налогообложении затрат на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий

В соответствии с пп. 2.5 п. 2 Указа затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий по перечню, определяемому Минздравом, включаются юридическими лицами в состав внереализационных расходов.

Минздравом в настоящее время ведется разработка такого перечня. После его принятия МНС будут подготовлены дополнительные разъяснения по данному вопросу.

10.6. Налог на недвижимость

Плательщиками налога на недвижимость признаются организации и физические лица.

Объектами налогообложения признаются:

- здания и сооружения, в том числе сверхнормативного незавершенного строительства, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций;

- здания и сооружения (включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения (квартиры, комнаты), хозяйственные постройки), в том числе не завершенные строительством, расположенные на территории Республики Беларусь и принадлежащие плательщикам – физическим лицам;

- здания и сооружения, расположенные на территории Республики Беларусь и взятые в аренду (финансовую аренду (лизинг)) индивидуальными предпринимателями, – в случае, если по условиям договора аренды (финансовой аренды (лизинга)) эти объекты не находятся на балансе организации-арендодателя (лизингодателя).

Статья 184 НК определяет особенности признания плательщиками отдельных организаций и физических лиц

1) По капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями:

- в финансовую аренду (лизинг), определяемую в соответствии с законодательством как финансовый лизинг, у белорусских организаций, плательщиком признается организация, у которой эти капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места находятся на балансе по условиям договора финансовой аренды (лизинга);

- в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, или у физических лиц (как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь), плательщиком признается организация-арендатор (лизингополучатель, ссудополучатель).

2) По сооружениям магистрального трубопроводного транспорта, нефтепроводов, газопроводов, технологических газопроводов и отводов, а также станциям, хранилищам, установкам, иным объектам налогообложения, обеспечивающим функционирование сооружений магистрального трубопроводного транспорта, нефтепроводов, газопроводов, технологических газопроводов и отводов, расположенным на территории Республики Беларусь и переданным иностранной организацией в аренду, иное возмездное или безвозмездное владение (пользование), плательщиком признается эта иностранная организация.

3) По капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, в финансовую аренду (лизинг), определяемую в соответствии с законодательством как финансовый лизинг, у организации, если по условиям договора финансовой аренды (лизинга) эти объекты не находятся на балансе организации-лизингодателя, плательщиком признается индивидуальный предприниматель-лизингополучатель.

4) Бюджетные организации плательщиками не признаются, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 186 НК.

5) По капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, а также машино-местам, переданным в доверительное управление и (или) приобретенным в процессе доверительного управления, плательщиком признается вверитель.

Налоговая база определяется:

- организациями – исходя из наличия на 1 января календарного года зданий и сооружений по остаточной стоимости и стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства;

- физическим лицам – исходя из оценки принадлежащих им зданий и сооружений, порядок которой утверждается Президентом Республики Беларусь.

Годовая ставка налога на недвижимость устанавливается:

- для организаций – в размере 1%;

- для физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, для гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческих товариществ – в размере 0,1%.

Годовая ставка налога на недвижимость для организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства и осуществляющих строительство новых объектов, за исключением организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства и завершающих строительство таких объектов в сроки, определенные Советом Министров Республики Беларусь, устанавливается в размере 2% от стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства.

Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, получающих государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета.

Налоговым периодом признается календарный год.

Физические лица уплачивают налог на недвижимость на основании извещений налоговых органов не позднее 15 ноября текущего года. Такое извещение с указанием подлежащей уплате суммы налога на недвижимость ежегодно вручается налоговым органом до 1 августа.

Организации не позднее 20 января отчетного года представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость.

Уплата налога на недвижимость производится организациями ежеквартально не позднее 22-го числа первого месяца каждого квартала в размере одной четвертой годовой суммы налога.

Сертификат качества аудиторских услуг № 005 от 03.01.2017.


Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 512 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 512) внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143).

Предоставление рассрочки уплаты налогов, сборов (пошлин).

В соответствии с предписаниями подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 512, а также исходя из периодов и сроков, указанных в названном подпункте, местные органы власти в 2021 году вправе предоставить только рассрочку:

  • уплаты налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты,
  • арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее — арендная плата за земельные участки), подлежащих уплате с 1 апреля по 31 декабря 2020 г.

Такая рассрочка предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень, утвержденный Указом № 143 с учетом дополнений, внесенных Указом № 512, а также арендодателям (ссудодателям), предоставившим субъектам хозяйствования, арендаторам (ссудополучателям), оказывающим бытовые услуги населению, недвижимое имущество, при предоставлении ими отсрочки в порядке, предусмотренном пунктом 6 Указа № 143.

Инспекциям МНС по районам, городам, районам в городах необходимо обеспечить взаимодействие с местными органами власти по оперативному предоставлению им сведений о суммах платежей, в отношении которых субъекты хозяйствования могут претендовать на получение рассрочки, в 2 том числе по уплаченным (частично уплаченным) платежам.

При этом информация должна представляться об исчисленной сумме платежей по срокам уплаты, приходящимся на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 г.

Предоставление льгот по налогу на недвижимость, земельному налогу, арендной плате за земельные участки.

Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 512 продлен срок, в течение которого возможно уменьшение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки на основании решений местных областных Советов депутатов или по их поручению местных Советов депутатов базового территориального уровня, Минского городского Совета депутатов, местных исполнительных комитетов (далее — местные органы власти), администраций свободных экономических зон.

При этом, уменьшение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки в соответствии с подпунктами 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа № 143 в редакции Указа № 512 производится на основании принятых в течение II-IV кварталов 2020 года решений местных органов власти, администраций свободных экономических зон.

Применение преференций по налогу на недвижимость, земельному налогу, арендной плате за земельные участки на основании подпунктов 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа № 143 до внесения изменений Указом № 512 ограничивалось III кварталом 2020 года.

Важно!

С учетом того, что решения местных органов власти, администраций свободных экономических зон в IV квартале 2020 года не принимались, преференции, установленные подпунктами 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа № 143, в IV квартале 2020 года не применяются.

Зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 512 продлен по 31 марта 2021 г. срок отчетных периодов, за которые плательщикам, перечисленным в перечне, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2020 № 282 «Об определении перечня плательщиков» (с дополнениями), осуществляется зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в течение 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом в установленном порядке решения о возврате (полном или частичном отказе в возврате) такой разницы.

Особенности исчисления НДС, налога на прибыль, налога при упрощенной системе налогообложения (далее — УСН), обусловленные продлением моратория на увеличение базовой арендной величины.

Подпунктом 1.6 пункта 1 Указа № 512 предусмотрено, что срок действия моратория на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом (далее – арендная плата) пролонгирован по 31 марта 2022 года.

Действие указанного подпункта распространяется на отношения, возникшие с 1 октября 2020 г. При перерасчете арендной платы в сторону уменьшения за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г. корректировка налоговой базы НДС производится арендодателем на основании статьи 129 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) в текущем периоде, т.е. в 2021 году на основании согласованного арендодателем и арендатором уменьшения стоимости услуг (арендной платы), выставленного арендодателем дополнительного (исправленного) электронного счета-фактуры (далее — ЭСЧФ), подписанного арендатором электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП), в случае если ранее выставленный ЭСЧФ был подписан ЭЦП арендатором.

Отражение в налоговой декларации (расчете) по НДС суммы уменьшения оборота по реализации применительно к дате подписания арендатором ЭЦП дополнительного (исправленного) ЭСЧФ, выставленного арендодателем, производится в порядке, установленном пунктом 4 статьи 129 НК.

Корректировка налоговых вычетов в сторону уменьшения производится арендатором на основании пункта 18 статьи 133 НК в том отчетном периоде, на который приходится согласованное арендодателем и арендатором в установленном порядке уменьшение стоимости услуг (арендной платы).

В целях исчисления налога на прибыль в случае уменьшения (увеличения) арендной платы у арендодателя подлежат корректировке внереализационные доходы и (или) внереализационные расходы в том отчетном периоде, в котором имело место уменьшение (увеличение) арендной платы, а у арендатора в этом отчетном периоде производится соответствующая корректировка затрат, учитываемых при налогообложении.

Исключения из этого правила предусмотрены частью третьей пункта 13 статьи 168 НК.

К таким исключениям относятся, случаи уменьшения (увеличения) арендной платы, вызванные требованием (уведомлением, инициативой) третьих лиц, а не соглашением сторон, и не относятся случаи уменьшения (увеличения) арендной платы, вызванные вступлением в силу нормативно-правого акта, изменяющего размер арендной платы.

При пересчете арендной платы за IV квартал 2020 г. на основании норм подпункта 1.6 пункта 1 Указа № 512 налоговая база для целей исчисления налога на прибыль у арендодателя и арендатора корректируется в том отчетном периоде, в котором произведен перерасчет арендной платы, т.е. в 2021 году.

Арендодатели, применявшие в 2020 году УСН и применяющие в 2021 году этот режим налогообложения, в 2021 году при пересчете в сторону уменьшения арендной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года уменьшают сумму налога при УСН в порядке, установленном подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 331 НК.

Плательщиками, перешедшими с общей системы налогообложения на особые режимы налогообложения с 2021 года и наоборот, уменьшение арендной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года учитывается при формировании налоговой базы того налога, при исчислении которого была учтена арендная плата за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года.

Особенности определения момента фактической реализации по НДС.

Подпунктом 1.7 пункта 1 Указа № 512 предоставлена преференция в виде смещения момента фактической реализации для целей исчисления НДС при предоставлении арендодателем отсрочки по оплате арендной платы за предусмотренное Указом № 512 недвижимое имущество арендатору.

Так, при предоставлении арендодателем отсрочки по оплате арендной платы за недвижимое имущество, если день сдачи такого недвижимого имущества в аренду приходится на период с 1 января по 30 июня 2021 г., днем сдачи арендодателем в аренду такого недвижимого имущества для целей исчисления НДС признается 31 декабря 2021 г.

Следует отметить, что применение вышеуказанной нормы в части смещения момента фактической реализации является не правом плательщика, а следовательно, при предоставлении отсрочки по арендной плате у плательщика момент фактической реализации для целей исчисления НДС будет определяться в порядке, установленном Указом № 512.

Учет при исчислении налога на прибыль выплат работникам.

Подпунктом 1.8 пункта 1 Указа № 512 нанимателю предоставлено право:

• предоставлять работнику с его согласия отпуск для нахождения в режиме самоизоляции в месте, которое определяется нанимателем, с сохранением работнику за период отпуска заработной платы в размере не ниже установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением (абзац третий подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512);

• освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до трех календарных дней суммарно в течение срока действия Указа № 143 без предоставления работником листка нетрудоспособности. Сохранение среднего заработка за период освобождения от работы может быть предусмотрено коллективным договором, иным локальным правовым актом организации, за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (абзац шестой подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512).

С учетом положений пункта 1, подпункта 2.9 пункта 2 статьи 170, подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК (с учетом изменений НК с 2021 г.) вышеназванные выплаты работникам, занятым в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, с соблюдением порядка, установленного абзацем третьим и шестым подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512, с 2021 г. подлежат при исчислении налога на прибыль включению в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Указанные выплаты работникам, занятым в социальной сфере, с 2021 г. подлежат включению в состав внереализационных расходов на основании подпункта 3.28 пункта 3 статьи 175 НК.

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

Bankchart рассказывает, кто является плательщиком налога на сдачу квартиры, какой налог нужно заплатить при покупке или продаже квартиры, какая ставка земельного налога.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Что такое налог на недвижимость?
  2. Кто является плательщиками налога?
  3. Объекты налогообложения
  4. Как рассчитывается налог на недвижимость?
  5. Cтавка налога на недвижимость
  6. Срок уплаты налога на недвижимость
  7. Ваши действия после приобретения недвижимости
  8. Льготы по налогу на недвижимость
  9. Налог на сдачу квартиры (как не платить налог на сдачу квартиры)
  10. Налог на продажу недвижимости
  11. Земельный налог
  12. Налог на недвижимость в Украине

Что такое налог на недвижимость?

Налоги являются одним из главных источников наполнения государственной казны. Оттого тема налогообложения была, есть и всегда будет достаточно актуальной. Поэтому сегодня мы бы хотели написать об очередном налоге, налоге на недвижимость.

Напомним, ранее мы писали о транспортном налоге, налоге на тунеядство и едином налоге.

Налог на недвижимость – сумма денежных средств, которую обязаны уплачивать государству, как физические, так и юридические лица, владеющие объектами недвижимости.

Как видим из определения, налог на недвижимость взимается и с физических и с юридических лиц. Но сегодня мы будем говорить о налоге на недвижимость, взимаемом с физических лиц.

Кто является плательщиками налога?

Среди физических лиц плательщиками налога на недвижимость являются граждане РБ, граждане или подданные иностранного государства и лица без гражданства, которые на территории РБ:

  • имеют в собственности объекты недвижимости;
  • приняли объекты недвижимости по наследству;
  • взяли в лизинг (с дальнейшим выкупом) одноквартирные дома и квартиры.


Объекты налогообложения

Итак, с тем, с кого именно взимается налог на недвижимость, мы разобрались. Теперь разберемся, что является объектами исчисления налога на недвижимость.


Как рассчитывается налог на недвижимость?

Первое, что нужно отметить, это то, что налоговым периодом по налогу на недвижимость является календарный год.

Само же исчисление годовой суммы налога производится по следующей формуле:

Сумма налога на недвижимость = Налоговая база х Налоговая ставка

Определение налоговой базы осуществляется на основании оценки принадлежащих физическим лицам объектов недвижимости. Сама же оценка осуществляется территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества. Для исчисления налога, эти же организации представляют оценку в соответствующие налоговые органы.


Cтавка налога на недвижимость

В предыдущем пункте мы написали формулу, с помощью которой можно рассчитать налог на недвижимость. И разобрали одну ее составляющую – налоговую базу. Теперь перейдем ко второй составляющей – к налоговой ставке.

Итак, на сегодняшний день, ставка налога на недвижимость устанавливается на уровне 0,2% или же 0,1%.

0,2% - если вы владеете двумя и более жилыми помещениями в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах.

0,1% - если вы владеете зданием, сооружением, их частями или машино-местом.

Но нужно отметить, вышеуказанные ставки могут быть уменьшены или увеличены (по решению местных Советов депутатов). На каком уровне, на сегодняшний день, находятся ставки конкретно в вашем регионе можно узнать на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Срок уплаты налога на недвижимость

15 ноября текущего года – крайний срок уплаты налога на недвижимость физическими лицами. Уплата производится на основании извещения налогового органа, которое можно получить либо лично в руки под роспись, либо письмом по почте, либо в электронном виде (например, в личном кабинете плательщика налогов).


Произвести уплату налога можно как безналичным, так и наличным способами. А узнать реквизиты на уплату можно в налоговом органе или на сайте Министерства по налогам и сборам.

Ваши действия после приобретения недвижимости

Если вы стали счастливым обладателем недвижимости, вам необходимо осуществить ряд следующих действий:

  1. Разобраться, можно ли отнести приобретенную вами недвижимость к объекту налогообложения налогом на недвижимость
  2. Узнать, относитесь ли вы к числу тех, кто освобожден от уплаты налога на недвижимость
  3. Выяснить, в какой налоговый орган необходимо обратиться для постановки на учет
  4. Уведомить налоговый орган о имеющийся у вас недвижимости, которая является объектом налогообложения
  5. Получить (одним из перечисленных в предыдущем пункте способов) извещение на уплату налога
  6. Произвести уплату налога в установленные сроки

Льготы по налогу на недвижимость

Оказывается, платить налог на недвижимость обязаны далеко не все. Ниже представлен перечень тех, кто освобождается от уплаты сего налога.


Налог на сдачу квартиры (как не платить налог на сдачу квартиры)

Когда разговор касается недвижимости и налогообложения, актуальным может стать вопрос налога на аренду квартиры.

Налог на аренду квартиры – взимаемая государством с дохода, полученного от сдачи в наём жилых помещений, сумма денежных средств. Размер сего налога зависит от населенного пункта (с учетом экономико-планировочной зоны) и количества сдаваемых комнат. Уплата налога производится либо ежемесячно, либо ежегодно.

Кстати, многие арендодатели задаются вопросом: «Как не платить налог на сдачу квартиры?». Итак, освободить себя от уплаты данного налога можно лишь в случаях, когда арендаторами являются либо ваши близкие родственники, либо молодые специалисты. Для этого достаточно предоставить в налоговый орган соответствующие документы, подтверждающие право на льготу.

Налог на продажу недвижимости

Очередным налогом, связанным с недвижимостью, является налог на продажу недвижимости. Сей налог является подоходным и составляет 13%. Уплачивается он только с дохода, полученного от продажи недвижимости. То есть, если вы купили квартиру за 100 000 рублей и продали за те же 100 000 рублей или дешевле, то налог взиматься не будет. А вот если квартира была продана за 110 000 рублей, то на сумму свыше 100 000, то есть на 10 000 рублей, будет начисляться налог. И в нашем конкретном случае он составит 1 300 рублей.

Кстати, уплата налога на продажу недвижимости актуальна лишь в следующих случаях:

  • если вы продаете второй однородный объект недвижимости в течение 5 лет;
  • если вы продаете принадлежащую вам нежилую недвижимость (например, административное или торговое помещение, офис);
  • если вы являетесь нерезидентом Республики Беларусь (то есть находились в пределах страны в текущем году менее 183 дней).

Земельный налог

Последним в нашем списке, будет налог на землю. Кто обязан платить, что является объектом налогообложения, какие ставки у налога и пр., попробуем выяснить.

Итак, платить земельных налог в РБ обязаны следующие физические лица:

  • лица, чьи земельные участки находятся на праве временного пользования;
  • на праве частной собственности;
  • на праве пожизненного наследуемого владения;
  • приняты по наследству.


Чтобы рассчитать сумму земельного налога, необходимую к уплате, достаточно умножить налоговую базу на налоговую ставку. Дабы определить налоговую базу, необходимо знать кадастровую стоимость и площадь облагаемого земельного участка. Ставка же зависит от функционального назначения земли. Узнать размеры ставок налога на землю можно на сайте МНС РБ.

Уплата земельного налога осуществляется в те же сроки, что и уплата налога на недвижимость: до 15 ноября текущего года.

Читайте также: