Органы осуществляющие учет и регистрацию недвижимого имущества являющегося объектом налогообложения

Опубликовано: 17.04.2024

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ в наименование статьи 85 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 85. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 июня 2015 г. N 150-ФЗ пункт 1 статьи 85 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2015 г.

1. Органы юстиции, наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.

2. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 29 октября 2019 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

3. Органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.

Органы, осуществляющие выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов, обязаны сообщать сведения о постановке на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства, которые не состоят на учете в налоговых органах и в отношении которых приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее дня, следующего за днем принятия указанных документов.

Абзац утратил силу с 29 октября 2019 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

4. Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ статья 85 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4.1, вступающим в силу с 1 января 2017 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

4.1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о занимающихся частной практикой патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных Российской Федерации, исключенных из указанного реестра, восстановленных в указанном реестре, о прекращении патентным поверенным занятия частной практикой.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ пункт 5 статьи 85 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Органы опеки и попечительства обязаны сообщать об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц - собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения.

6. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым.

7. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

8. Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:

о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;

о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи.

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 30 августа 2018 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 230-ФЗ

9. Абзац первый утратил силу с 1 января 2017 г.

1. Органы юстиции, наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.

2. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

3. Органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.

Органы, осуществляющие выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов, обязаны сообщать сведения о постановке на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства, которые не состоят на учете в налоговых органах и в отношении которых приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее дня, следующего за днем принятия указанных документов.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.

4. Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Абзацы второй - третий утратили силу. - Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

4.1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о занимающихся частной практикой патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных Российской Федерации, исключенных из указанного реестра, восстановленных в указанном реестре, о прекращении патентным поверенным занятия частной практикой.

5. Органы опеки и попечительства обязаны сообщать об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц - собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения.

6. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым.

7. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

8. Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:

о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;

о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи.

9. Абзац утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

Орган, уполномоченный вести реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации, обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о внесении сведений в соответствующий реестр (об изменениях, вносимых в реестр) в течение 10 дней со дня внесения указанных сведений (изменений).

9.1. Утратил силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ.

9.2. Утратил силу. - Федеральный закон от 02.05.2015 N 113-ФЗ.

9.3. Органы, осуществляющие в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе полномочия в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета, в срок до 1 марта 2015 года обязаны сообщить в налоговые органы Республики Крым и города федерального значения Севастополя имеющиеся у них сведения об объектах недвижимого имущества (в том числе земельных участках) и их правообладателях по состоянию на 1 января 2015 года и исполнять обязанности, установленные пунктом 4 настоящей статьи.

9.4. Пенсионный фонд Российской Федерации обязан сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, следующие сведения:

о регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, а также об изменениях указанных сведений в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации (снятия с регистрационного учета) или изменения указанных сведений;

о лицах, в отношении которых органами Пенсионного фонда Российской Федерации приняты решения о назначении пенсии, прекращении выплаты пенсии, о лицах, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, о лицах, относящихся к ветеранам боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, а также о лицах, сведения о которых внесены в федеральный реестр инвалидов, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.

10. Формы и форматы представляемых на бумажном носителе или в электронной форме в налоговые органы сведений, предусмотренных настоящей статьей, а также порядок заполнения форм утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

11. Органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.4 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.

12. Сведения, указанные в настоящей статье, представляются в налоговые органы бесплатно.

13. Сведения, предусмотренные настоящей статьей, представляются также указанными в настоящей статье органами, учреждениями, организациями либо нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, в налоговые органы по их запросам в течение пяти дней со дня получения запроса.

Комментируемая статья определяет лиц, обязанных представлять информацию о налогоплательщиках в налоговые органы.

Статьей 85 НК РФ регламентированы обязанности по сообщению в налоговые органы информации лицами, не являющимися участниками налоговых правоотношений:

- органами юстиции, выдающими лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющими нотариусов полномочиями (т.е. территориальными органами Минюста России);

- адвокатскими палатами субъектов РФ;

- органами, осуществляющими регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (т.е. территориальными органами ФМС России);

- органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т.е. территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии);

- органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств (т.е. подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации);

- органами опеки и попечительства;

- органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные действия, и нотариусами, занимающимися частной практикой;

- органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами (т.е. территориальными органами Федерального агентства по недропользованию);

- органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (т.е. территориальными органами ФМС России);

- органами и организациями, осуществляющими аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц;

- органом, уполномоченным вести реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

- органами, осуществляющими государственный технический учет (т.е. специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации, БТИ);

- органами местного самоуправления.

В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 N 16720/11 и ФАС Уральского округа от 27.11.2012 N Ф09-10045/12 указано, что надлежащим доказательством принадлежности спорного земельного участка к конкретной категории земель являются данные государственного кадастрового учета.

В Постановлении от 11.07.2012 N А40-103278/11-140-436 ФАС Московского округа разъяснил, что из анализа представленных заявителем ТТН, данных федерального ресурса о транспортных средствах, указанных в ТТН, данных о технических характеристиках легковых автомобилей, которым фактически принадлежат государственные регистрационные номера, указанные в ТТН по контрагенту, следует, что реальность оказания транспортных услуг не подтверждается, поскольку указанный контрагент не обладает необходимым персоналом, транспортными ресурсами, имуществом, необходимыми для осуществления указанной деятельности, а представленные ТТН содержат недостоверные сведения.

Факт несоответствия марок автомобилей и их государственных знаков, указанных в транспортном разделе ТТН, установлен в ходе проведенных контрольных мероприятий и подтвержден данными информационного ресурса федеральной базы данных "Транспортные средства".

Как указал суд, проверка данных, отраженных в представленных заявителем ТТН, содержащих сведения о марках автомобилей и их государственных регистрационных знаках, произведена налоговым органом с использованием компетентных источников в соответствии с процедурой, установленной НК РФ и Приказом МВД России и ФНС России от 31.10.2008 N 948/ММ-3-6/561.

Таким образом, информация получена из федеральной базы данных в отношении транспортных средств, указанных в ТТН, и отсутствуют основания полагать, что указанный информационный ресурс содержит недостоверные сведения.

Данный информационный ресурс имеет ограниченный порядок доступа, который регламентирован Приказом ФНС России от 23.08.2010 N ММВ-7-4/401@. Сведения, содержащиеся в федеральной базе данных, относятся к сведениям, составляющим налоговую и иную охраняемую законом тайну.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.01.2012 N А65-7262/2011 суд пришел к выводу, что для определения налогового органа, на который возложены функции по учету налогоплательщиков - владельцев речных судов, следует установить место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при его отсутствии - место нахождения (жительства) собственника имущества.

В КВВТ РФ отсутствует определение понятия "место (порт) приписки" для судов внутреннего плавания, следовательно, местонахождение спорного имущества для целей применения статьи 83 НК РФ должно определяться по месту его государственной регистрации. Указание в классификационном свидетельстве Российского Речного Регистра на порт приписки судна правового значения не имеет.

Таким образом, определение прав на суда и регистрация их в Государственном судовом реестре не входит в компетенцию ни Российского Речного Регистра, ни Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Как отметил суд, в Волжском бассейне регистрацию судов осуществляет Волжское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, состоящее на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижний Новгород, следовательно, в данном случае организация подлежит учету как плательщик транспортного налога на спорные судна в указанном налоговом органе.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что основания для постановки заявителя на налоговый учет в налоговом органе по месту приписки транспортных средств отсутствовали.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Ссылки заявителя на журнал учета исходящей корреспонденции как доказательство надлежащего исполнения диспозиции п. 8 ст. 85 НК РФ были признаны несостоятельными, поскольку данный журнал относится к внутренним документам организации и не содержит отметки оператора связи о принятии к отправке сведений в налоговый орган.

Из дела видно, что Шевцова Н.А. не оспаривала факт неправомерного не сообщения сведений, которые в соответствии с пунктом 6 статьи 85 НК РФ обязана была сообщить налоговому органу. Инспекция вынесла решения в полном соответствии с требованиями налогового законодательства, и эти решения не нарушают права заявителя.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 23, 85, 388, 390 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 131, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Глава II. Органы в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 9-11)

    Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации (далее также - федеральный орган в области государственной регистрации, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах (далее также - органы по государственной регистрации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав).

Государственная регистрация прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения - объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), и сделок с ними осуществляется федеральным органом в области государственной регистрации. Государственная регистрация прав на иные объекты недвижимого имущества осуществляется по месту нахождения данных объектов в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации.

  • Органы по государственной регистрации действуют на основании общего положения, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. Структура органов по государственной регистрации и принципы их размещения на территориях регистрационных округов определяются федеральным органом в области государственной регистрации.
  • К компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся:

    проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
    проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
    государственная регистрация прав;
    выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав;
    выдача информации о зарегистрированных правах;
    принятие на учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бесхозяйных недвижимых вещей;
    выдача правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

  • Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, его территориальные органы, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом.
  • Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, при выполнении полномочий, установленных пунктом 3 настоящей статьи, используют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
  • Статья 10. Полномочия федерального органа в области государственной регистрации

    Федеральный орган в области государственной регистрации:

    координирует и контролирует деятельность органов по государственной регистрации;
    обеспечивает соблюдение органами по государственной регистрации Правил ведения Единого государственного реестра прав, а также создание и функционирование системы ведения Единого государственного реестра прав в электронном виде;
    разрабатывает и издает методические материалы по вопросам практики ведения государственной регистрации прав органами по государственной регистрации;
    назначает и освобождает от должности государственных регистраторов, возглавляющих территориальные подразделения органов по государственной регистрации;
    обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов по государственной регистрации;
    осуществляет государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
    осуществляет иные установленные законодательством полномочия.

    Статья 11. Платежи за государственную регистрацию прав. Финансирование органов по государственной регистрации

    1. За государственную регистрацию прав в соответствии с налоговым законодательством взимается государственная пошлина.
    2. За предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, взимается плата.

    Размеры указанной платы, порядок ее взимания, зачисления в федеральный бюджет устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  • Финансирование органов по государственной регистрации осуществляется за счет средств федерального бюджета.
  • В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений или по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества:

    Статья 83. Учет налогоплательщиков

    1. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

    Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

    Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

    Особенности учета иностранных организаций устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

    Организация, в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему местонахождению, так и по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации в органах, осуществляющих государственный учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним. Следовательно, как только риелторская организация зарегистрировалась в этих органах (получила свидетельство о праве собственности на объект недвижимости), она обязана не позднее 30 дней начиная с даты регистрации встать на учет в налоговом органе по месту нахождения данного недвижимого имущества.

    Статья 83. Учет налогоплательщиков

    5. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации. Постановка на учет в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, осуществляется на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.

    Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:

    1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества;

    2) для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества.

    3) для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества;

    7. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется

    Согласно пункту 10 статьи 83 НК РФ налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственный учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, обязаны самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принять меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.

    10. Налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, учет и регистрацию, недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.

    В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года № «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъясняется, что статья 83 НК РФ регламентирует порядок постановки на налоговый учет, как самих налогоплательщиков, так и принадлежащего им имущества.

    Недвижимость стала полноценным объектом гражданского оборота сравнительно недавно.

    Понятие государственной регистрации недвижимости

    Раньше существовала целая индустрия недобросовестных действий, связанная с отъемом жилья. Даже после принятия ГК РФ, регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации. Однако проблемы лишь накапливались порядок необходимых действий не был единым. Такое положение дел не позволяло оставить регистрационные функции в бюро. Эти проблемы привели к необходимости создать специальный федеральный орган, осуществляющий процедуру регистрации недвижимости.

    Благодаря этому, в сфере оборота такого имущества был наведен порядок и каждый объект встает на учет.

    Основы регистрации недвижимости заложены в ст. 131 ГК РФ. Предусмотренный порядок конкретизируется в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним».

    Легальное понятие государственной регистрации недвижимости содержит ст. 2 ФЗ. Под ней следует подразумевать юридический акт, заключающийся в признании и подтверждении государством возникновения, ограничения или обременения, перехода, а также прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с ГК РФ, являющееся единственным доказательством, подтверждающим существование такого права.

    Такое понятие позволяет установить основные особенности, которыми характеризуется этот процесс.

    Особенности государственной регистрации недвижимости

    Можно выделить следующие особенности:

    • государственная регистрация прав на недвижимость – это юридический акт. Его понятие содержится в теории гражданского права. Под ними подразумеваются действия, направленные на достижение результата. В данном случае, речь идет о результативном акте, поскольку вся деятельность, которую ведет федеральный орган, осуществляющий ее, направлена на фиксацию новых сведений в ЕГРП либо отказ в ней. Отмена возможна только в судебном порядке;
    • одним из результатов процесса становится признание права собственности либо обременения государством. Это означает, что все органы государственной власти РФ должны принимать и уважать права лица на тот или иной недвижимый объект или доли;
    • другим результатом выступает подтверждение факта наличия права на объект для 3-х лиц. Согласно этому положению, наличие подтверждения, которое дал федеральный орган, осуществляющий регистрацию, служит основанием для принятия и уважение прав лица на отдельно взятые объекты или доли;
    • понятие предусматривает эксклюзивность подтверждения прав на недвижимость со стороны государства. Юридическое значение имеет только такая процедура, которая обязательна для всех. Никто другой не вправе дублировать функции, которыми обладает федеральный орган, осуществляющий регистрацию прав и вносящий сведения в ЕГРП.

    Принципы государственной регистрации прав на недвижимость

    Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.

    Действующий порядок строится на следующем:

    • единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
    • обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
    • сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.

    Цели и задачи регистрации недвижимости

    Выделяются следующие цели, которые преследует государственная регистрация сделок с недвижимостью:

    • защита прав обладателей недвижимости и лиц, за которыми закреплены обременения. Участники правоотношений получают услуги модератора, меняющего статус собственности на объекты, доли в правах и выполняющего другие действия на основании представленных документов. Если участники сделки нарушают их, то последует отказ в регистрации;
    • цели обеспечения прозрачного гражданского оборота. Доступность информации позволяет участникам сделок не опасаться неожиданных обстоятельств. Та или другая сторона, после изучения документов, самостоятельно сможет выявить обстоятельства, влекущие отказ в регистрации;
    • гласность и достоверность, которые составляют сведения о правах. Требования о предоставлении информации должны удовлетворяться;
    • фискальные цели, заключающиеся в возможности контроля за тем, какой доход извлекают участники сделок. У налогового органа не существует проблемы зафиксировать получение прибыли при продаже, поскольку за Росреестром закреплена обязанность направления такой информации;
    • цели предотвращения и профилактики действий, при которых нарушается закон;

    Процедура, позволяющая осуществить учет и зарегистрировать права на недвижимость, имеет большое значение. С ее помощью удалось минимизировать проблемы недобросовестных участников этого рынка.

    Она решает и другие задачи. При ее создании получилось преодолеть дополнительные проблемы. Одной из них были документы на незавершенное строительство. Долгие годы такие объекты пребывали в статусе правовой неопределенности. Действовавший закон не позволял считать их оборотоспособными. Теперь собственник может получить документы, подтверждающие права.

    Какие права и сделки подлежат государственной регистрации

    Основные виды прав, которые подлежат регистрации, перечисляет закон в ст. 4. Перечень включает в себя следующее:

    • право собственности, а также другие вещные права на недвижимость, сделки с ней. В перечень входят земельные участки, участки недр, здания и сооружения. Кроме того, в соответствии с этой нормой требуется регистрировать предприятие как имущественный комплекс, а также единый недвижимый комплекс, помещение, доли в правах собственности;
    • ограничения и обременения, связанные с объектами. В этот перечень включается ипотека, доверительное управление, безвозмездное пользование в отношении объектов исторического наследия и культуры, сервитут, а также аренда и найм. В последнем случае основания для регистрации касаются договоров, заключенных на год и более.

    Приравненные к недвижимости транспортные средства подлежат постановке на учет, согласно отдельным актам.

    Для того, чтобы зарегистрировать право на недвижимость или его переход, необходимо собрать документацию. Если собственник или другое заинтересованное лицо не обладает необходимым опытом, лучше использовать сопровождение юриста, оказывающего такие услуги и вовлеченного в особенности.

    Желательно привлечь не знакомого специалиста, осуществляющего другую деятельность, а именно работающего в этой сфере. Услуги, предусматривающие сопровождение, окупятся, поскольку сэкономят значительное количество времени и ресурсов.

    Если квартира находится в собственности давно, то высока вероятность ее постановки на кадастровый учет. Поэтому придется использовать услуги, предусматривающие такое сопровождение. Это также можно поручить юристу, поскольку он наверняка обладает связями и сможет получить необходимые бумаги быстрее. Итогом работы специалиста станет составление кадастрового паспорта, необходимого для совершения сделок.

    Необходимые документы для регистрации прав на недвижимость

    Для проведения нужных действий потребуются следующие документы:

    • паспорта сторон сделки;
    • договор купли-продажи или иное соглашение (в 3-х экземплярах);
    • квитанция об уплате госпошлины;
    • кадастровый паспорт.
    • письменные доказательства, свидетельствующие о передаче платы.

    Дополнительные требования зависят от особенности состава собственников и могут включать согласие органа опеки и попечительства, если доли или объект целиком принадлежат несовершеннолетним детям продавца, нотариальное согласие другого супруга, если речь идет о продаже общей совместной собственности. Также может понадобиться и согласие лиц, которым принадлежат другие доли в праве собственности, либо доказательства соблюдения необходимого порядка уведомления о продаже.

    Заявление о проведении регистрации оформит Росреестр или центр.

    Результаты процедуры регистрации прав на недвижимость

    Сроки проведения государственной регистрации составляют 10 рабочих дней с момента подачи документов в Росреестр или через центр. Она производится регистатором.

    Также не стоит требовать выдачи свидетельства, поскольку это не предусматривает действующий закон.

    Если получен отказ, требуется изучить его мотивировку, основания должны соответствовать ст. 20 закона, предусматривающие перечень причин, если нарушены определенные требования. При этом, заявителю предоставлено право обжалования, которое предусматривают процессуальные особенности. Отказ может быть отменен судом.

    Документы следует получать там же, где они были сданы (Росреестр или центр).

    Автор статьи

    Кузнецов Федор Николаевич

    Кузнецов Федор Николаевич

    Вопросы и ответы юристов

    Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

    наследование квартиры и регистрация

    Здравствуйте! В 2012 году после смерти матери получила право на наследство в виде 1/4 квартиры. В собственность долю не оформляла, так как в квартире проживает 85-летний отец. Существуют ли какие-то сроки и обязательства регистрировать право на собственность, если я живу за границей и в будущем хотела бы свою долю продать брату, который также является наследником 1/4 доли в квартире и который уже оформил право собственности на свою долю. Спасибо.

    • Ответ юриста
    • Дополнительные вопросы (0)
    • Комментарии юристов (1)

    Нет, у свидетельства о праве на наследство нет срок действия. Но если собираетесь подарить его, то перед этим необходимо будет зарегистрировать право собственности н свою долю.

    В какие сроки нужно зарегистрировать недвижимость после получения права на наследство?

    • Ответ юриста
    • Дополнительные вопросы (1)
    • Комментарии юристов (0)

    Здравствуйте! Спасибо за ответ. Право на наследство было получено в 2012 году. Тогда ещё нотариусы не проводили регистрацию. Собственность не была зарегистрирована. Что мне теперь нужно сделать и в какие сроки? Собственность состоит из 1/4 квартиры и 1/2 гаража.

    Обращаться со своим сведетельством о праве на наследство в росреестр за регистрацией права собственности.

    Как узаконить дом после реконструкции

    Подскажите какие нужно собрать документы на узаконение дома после реконструкции, без посредников если это не будет связано с судом как многие пугают.Сам владелец дома физически не может это сделать ,но есть доверенность на все действия во всех организациях. Какую пошлину нужно оплатить инвалиду2 группы ?

    • Ответ юриста
    • Дополнительные вопросы (0)
    • Комментарии юристов (0)

    Закон дает четкое определение самовольной постройки в ст. 222 ГК РФ. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

    ХХХ обратился в суд с иском к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании права собственности на дом. В обоснование заявленных требований представитель истца указал, что ХХХ Е.И. принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г.Красногорск, мкр.Опалиха, изъято. Также принадлежала часть жилого дома общей площадью 50,6 кв.м., расположенная на указанном земельном участке под номером 7 пом.2 (правая часть барака). В 2016г. в связи с неудовлетворительным состоянием старого жилого строения, истец произвел демонтаж, а именно строительство нового дома жилого назначения (лит.Б) с мансардой (лит.Б1), террасой (лит.б) общей площадью 142,6 кв.м.

    Срок действия разрешения составляет не более 10 лет со дня получения разрешения (п. 19 ст. 51 ГрК РФ). Его можно продлить, обратившись в местные органы власти с соответствующим заявлением не позднее, чем за 60 дней до окончания срока. По истечении 10 лет, если реконструкция не была завершена хотя бы на 70%, нужно будет заново оформлять разрешение.

    Вы обязательно должны были попытаться узаконить объект недвижимости в обычном порядке, важна сама попытка получения права собственности. Нельзя сразу подать иск о признании права собственности на самострой, не попытавшись поставить на учет в общем порядке. Пока нет отказа в регистрации, нет смысла даже пробовать подавать иск о признании права собственности.

    1. Заказать у кадастрового инженера технический план. Стоимость подготовки технического плана в среднем 10 000 рублей
    2. Оплатить госпошлину 350 рублей (оплатить можно в МФЦ через терминал оплаты).
    3. Подать заявление в МФЦ (заявление может подготовить работник МФЦ), приложив технический план.
    4. Очень важно четко понимать, что реконструкция частного дома, его перепланировка и капитальная реновация – это абсолютно разные процессы. Капитальный ремонт — это замена состарившихся стройматериалов, которые были использованы при строительстве, на современные новые. По большому счету это — комплекс работ, целью которых является улучшение технических характеристик и жилищных условий данного строения. Перепланировкой считается изменение конфигураций внутри дома. Самыми распространенными в этом случае являются работы по переносу стен, дверных проемов или окон и т. д.

    Нужно помнить, что все перечисленные услуги — платные. Каждая из резолюций или печатей на документах может оформляться от двух до трех месяцев, поскольку везде присутствуют большие очереди.

    Об оплате гос пошлины при регистрации недвижимости инвалидом 2 группы

    Здравствуйте! Взимается ли гос пошлина при регистрации гаража с инвалида 2 группы в возрасте 79 лет и в какой сумме?

    • Ответ юриста
    • Дополнительные вопросы (0)
    • Комментарии юристов (0)

    Федеральное законодательство устанавливает ряд льгот для физлиц при уплате ими госпошлины. Льготы можно классифицировать в зависимости от категории плательщика госпошлины и от вида юридически значимых действий, за которые взимается госпошлина. В индивидуальном порядке в связи с тяжелым финансовым положением может решаться вопрос о снижении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты.
    Также может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате госпошлины (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23, ст. ст. 333.35 — 333.39, 333.41 НК РФ). 1. Освобождение от уплаты госпошлины отдельных категорий плательщиков На предоставление льготы по госпошлине влияет не только отнесение граждан к определенной категории, но и те действия, которые данные граждане совершают. Так, от уплаты госпошлины освобождаются (пп. 9, 11, 12, 14 — 16 п.
    1, пп. 9, 29 — 31 п. 3 ст. 333.35, п. 16 ст.
    Льгота по уплате данной пошлины для инвалида не предусмотрена.
    Налоговый кодекс

    Статья 333.33. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

    22) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 — 26, 28 — 31, 61 и 80.1 настоящего пункта:

    для физических лиц — 2 000 рублей.

    Здравствуйте! Я председатель ТСЖ. У меня в доме есть жилец, имеющий большую задолженность по ЖКУ, более 300 т.р. Сейчас он продает квартиру покупателю по ипотеке. Утверждает при этом, что перед сделкой долг погасить не может, потому что деньги получит только после сделки. У меня вопрос такой. Если он меня обманет и не оплатит долг сейчас, то будет ли наличие задолженности за ЖКУ по этой квартире препятствием для оформления прав на жилье новому собственнику?

    • Ответ юриста
    • Дополнительные вопросы (0)
    • Комментарии юристов (1)

    В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.В Вашем случае, лучше бы, чтобы продавец погасил имеющуюся задолженность, иначе с нового собственника Вы не имеете права в дальнейшем потребовать уплатить задолженность за старого. При этом наличие задолженности за ЖКУ у старого собственника не является препятствием для оформления прав на жилье новому собственнику. Однако имеющая задолженность у старого собственника никуда не денется и в случае неуплаты Вы имеете право взыскать с прошлого собственника задолженность через суд.

    Как быть?

    В результате наводнения 10 га сельскохозяйственных угодий оказались заболоченными. Местная администрация обязала их собственников провести мелиоративные мероприятия. Они отказались, сославшись на то, что участок не муниципальный, а частный. Правомерно ли решение администрации?

    • Ответ юриста
    • Дополнительные вопросы (0)
    • Комментарии юристов (1)

    Может Налоговая инициировать регистрацию Права на квартиру, полученную по инвестиционному договору и акта приема передачи, если владелец не оформляет ее в собственность и не платит налоги

    • Ответ юриста
    • Дополнительные вопросы (0)
    • Комментарии юристов (1)

    Недвижимость

    Для чего нужна государственная регистрация объектов недвижимости? Как связаны между собой физические, экономические, социальные и правовые свойства недвижимости? Как ГКРФ определяет недвижимое имущество?

    Читайте также: