Налогообложение ранее учтенных объектов недвижимости

Опубликовано: 25.03.2024


Ведущий консультант ДМАиК

• Время чтения: 14 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Имущественные налоги формируют региональные и местные бюджеты, являясь основой для реализации социальных программ по развитию территории. В целях получения объективных параметров, характеризующих налоговый потенциал и доходную базу публично-правовых образований, необходимо, чтобы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) корректно отображались сведения, как об объектах недвижимости, так и о правообладателях этих объектов.


До сегодняшнего дня сохраняется проблема, заключающаяся в том, что в ЕГРН отсутствуют актуальные сведения о правообладателях объектов недвижимости, в объеме, позволяющем однозначно определить владельца объекта (фамилию, имя, отчество и реквизиты документа, удостоверяющего личность). Часто документы о правах на ранее учтенные объекты недвижимости, не позволяют точно определить их правообладателя, что препятствует налогообложению. Например: государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права, и выданные до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", содержат только фамилию и инициалы правообладателя, и не содержат паспортных данных.

В настоящем, государство стремится выявить правообладателей ранее учтенных объектов, с целью введения такого имущества в полноценный гражданский оборот и распространения на него положений налогового законодательства.

В конце 2020 года Государственная Дума приняла закон устанавливающий порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости для их дальнейшего налогообложения.

Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Вступает в силу с 29 июня 2021 года.

Как указано в пояснительной записке, подготовленной на стадии разработки соответствующего законопроекта: «В настоящее время, в отношении значительной части (около 25 млн. объектов) ранее учтенных объектов недвижимости (права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации) в ЕГРН отсутствуют сведения об их правообладателях».

Применение норм федерального закона от 30.12.2020 № 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 518-ФЗ от 30.12.2020), позволит муниципальным органам власти, выявлять и уточнять сведения о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости и вносить их в ЕГРН для дальнейшего налогообложения. В этих целях внесены изменения в ряд федеральных законов. Их перечень представлен в Таблице 1.

Таблица 1. Изменения и дополнения, внесенные в нормативные правовые акты, утвержденные на федеральном уровне

Суть изменений и дополнений

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1

Выдаются по запросам уполномоченных органов сведения о наследниках, принявших наследство, в состав которого входит ранее учтенный объект недвижимости, в связи с проведением мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"

Выдаются по запросам уполномоченных органов сведения о государственной регистрации смерти, в связи с проведением мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными

Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Ч.1 ст.16, ч. 1 ст.16.1

Добавлены полномочия* по:

1)Проведению мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН;

2)Принятию решений о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости;

3)Направлению сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в ЕГРН

Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции"

Информация, содержащаяся в банках данных о гражданах, предоставляется уполномоченным органам, в связи с проведением ими мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"

дополнена ст. 69.1

В кадастр вносятся сведения:

- об указанных в документе, на основании которого в ЕГРН внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, вещных правах на объект недвижимости, а также о выявленном правообладателе данного объекта недвижимости.

Ст. 69.1 содержит алгоритм проведения мероприятий по выявлению правообладателей и включению сведений о них в ЕГРН.

*полномочия органов местного самоуправления, могут быть перераспределены между ними и органами государственной власти субъектов.

Действие Закона № 518-ФЗ от 30.12.2020 распространяется на ранее учтенные объекты недвижимости, сведения о которых внесены в кадастр недвижимости или в отношении которых был произведен технический учет или государственный учет, в установленном законом порядке, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", но они не зарегистрированы в ЕГРН.

На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя распространяется на ранее учтенные объекты недвижимости, если правоустанавливающие документы на них были оформлены до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Таким образом, теперь на законодательном уровне сформирован механизм, позволяющий муниципалитетам проводить работу по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости для их дальнейшего налогообложения.

С 29 июля 2021 года органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органы местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) смогут проводить на своих территориях мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Мероприятия по выявлению правообладателей и включению сведений о них в ЕГРН, условно можно разделить на этапы, указанные на рисунке 1.


Рисунок 1. Этапы мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

На первом этапе уполномоченные органы должны будут провести анализ сведений содержащихся в документах, находящихся в архивах.

На втором этапе будут готовиться и направляться запросы:

Внимание! Ответы на запросы, должны быть даны соответствующими органами не позднее чем через 15 дней со дня получения.

Одновременно с этим уполномоченные органы будут публиковать, в установленном порядке, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте муниципального образования, сообщения о способах и порядке предоставления сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости как самими правообладателями, так и любыми заинтересованными лицами (сведения о почтовом адресе или адресе электронной почты, для связи с потенциальным правообладателем).

На третьем этапе, после проведения вышеуказанных мероприятий, подготавливается проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

Проект решения обязательно должен содержать:

1) кадастровый номер ранее учтенного объекта недвижимости, содержащийся в ЕГРН, а в случае отсутствия кадастрового номера - вид, назначение, площадь, адрес объекта недвижимости (при отсутствии адреса - его местоположение);

2) в отношении выявленного правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося физическим лицом:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии),
  • дата и место рождения,
  • вид и реквизиты документов, удостоверяющих личность,
  • страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования,
  • адрес регистрации по месту жительства и (или) по месту пребывания;

3) в отношении выявленного правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося юридическим лицом:

  • полное наименование юридического лица,
  • идентификационный номер налогоплательщика,
  • основной государственный регистрационный номер;

4) наименование и реквизиты документа, подтверждающего, что выявленное лицо является правообладателем ранее учтенного объекта недвижимости;

5) акт осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, подтверждающие, что на момент проведения мероприятий по выявлению правообладателей они не прекратили свое существование, в виде приложения к проекту решения.

Внимание! Порядок проведения осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, форма акта осмотра будет установлен органом нормативно-правового регулирования.

В течение 5 рабочих дней с момента подготовки проекта решения уполномоченный орган:

  • размещает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте муниципального образования, сведения о данном объекте недвижимости и сроки в течении которых, могут быть представлены возражения относительно сведений о правообладателе;
  • направляет, заказным письмом с уведомлением о вручении, проект решения лицу, выявленному в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

На четвертом этапе уполномоченный орган принимает решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, в случае если в течение 45 дневного срока не поступили возражения относительно сведений о правообладателе.

Если в указанный срок поступили возражения, решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается.

Уполномоченный орган может обратиться в суд, который вправе вынести решение о внесении в ЕГРН записи о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, в течение одного года, со дня поступления указанных возражений.

На пятом этапе уполномоченный орган, в срок не более 5 рабочих дней, будет направлять в Росреестр заявление о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, по установленной форме. К заявлению, необходимо будет приложить решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документы, содержащие сведения, полученные по запросам.

В настоящее время Росреестром разрабатываются XML-схемы формы заявления о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости двух видов для случаев:

  • если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением сведений о его правообладателе, содержатся в ЕГРН;
  • если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в ЕГРН отсутствуют.

В заключении можно сказать, что реализация данного закона на практике будет способствовать вовлечению в налоговый оборот ранее учтенных земельных участков и объектов капитального строительства. Сейчас отсутствие сведений об их правообладателе в ЕГРН препятствует уплате законно установленных имущественных налогов. Ситуации, когда кто-то один владеет недвижимостью и выполняет все налоговые обязанности, а другой, имея формально нигде не зафиксированную недвижимость, “избавляется” от необходимости выплачивать налоги, в настоящее время, еще имеют место. Встречаются случаи, когда собственники ранее приватизированных активов не могут зарегистрировать свое право собственности в ЕГРН в связи с утратой или неточностями в приватизационных документах.

Новый Закон № 518 от 30.12.2020 не ограничивает участников гражданского оборота в возможности осуществить регистрацию прав на такие объекты в любое время. Изменения не предполагают осуществление государственной регистрации прав на ранее учтенную недвижимость, права на которую возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и не отменяют принцип, согласно которому права на объекты, возникшие до дня вступления в силу этого закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.

Нововведения в законодательстве, преследуют определенные цели. В первую очередь – фискальную, поскольку их реализация будет способствовать пополнению региональных и местных бюджетов за счет взимания налогов с ранее учтенных объектов. Вторая цель – обеспечение реализации таких правовых механизмов, как изъятие земельных участков и решение вопроса о лице, несущем бремя содержания имущества. И, наконец, третья – забота о правообладателях, в том числе при возмещении убытков при ограничении прав на землю, а также при согласовании местоположения границ земельных участков.

Реализация Закона № 518 от 30.12.2020 действительно может принести пользу гражданскому обороту и публичным интересам общества.

Мы готовы в любое удобное для Вас время предоставить более подробную консультацию по данной тематике. По всем интересующим вопросам Вы можете обратиться к экспертам Компании БФТ:


31 марта правительство внесло в Госдуму законопроект № 933979-7, направленный на закрепление возможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правообладателях ранее учтенной недвижимости.

Содержание поправок

Как указано в пояснительной записке, отсутствие актуальных и достоверных сведений о правообладателе ранее учтенного объекта снижает степень защиты права собственности и иных вещных прав на такой объект, а также создает риск невозможности учета соответствующего права, к примеру, при возмещении убытков при ограничении прав на землю, изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, согласовании местоположения границ земельных участков, решении вопроса о лице, несущем бремя содержания недвижимости.

По мнению разработчиков, принятие такого закона поспособствует вовлечению в налоговый оборот ранее учтенных земельных участков и объектов капитального строительства. Сейчас отсутствие сведений об их правообладателе в ЕГРН препятствует уплате законно установленных имущественных налогов.

Отмечается, что сегодня в ЕГРН нет сведений о правообладателях примерно 25 млн ранее учтенных объектов, права на которые возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Причиной является отсутствие в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах сведений о правообладателях в объеме, позволяющем однозначно определить владельца. При этом в силу прямого указания закона права на такое имущество признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

Предлагается предусмотреть в законодательстве процедуру внесения в кадастр недвижимости ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенной недвижимости, наделив органы местного самоуправления и органы исполнительной власти городов федерального значения полномочиями по выявлению таких правообладателей. При этом лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта, либо иное заинтересованное лицо в случае несогласия с результатами проведенных органами местного самоуправления мероприятий вправе представить письменные возражения.

Если возражения поступят в ОМСУ, то решение о выявлении правообладателя не принимается, при этом такой орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности ранее учтенного объекта недвижимости указанному правообладателю. Вступившее в законную силу решение суда об установлении такого факта является основанием для принятия решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта.

В то же время в пояснительной записке подчеркивается, что изменения не предполагают осуществление государственной регистрации прав на ранее учтенную недвижимость, права на которую возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также не отменяют принцип, согласно которому права на объекты, возникшие до дня вступления в силу этого закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Законопроект не ограничивает участников гражданского оборота в возможности осуществить регистрацию прав на такие объекты в любое время.

Кроме того, предполагается дополнение ст. 17 Закона о полиции положениями, предусматривающими обязанность полиции представлять по запросам уполномоченных органов сведения о первичной выдаче и замене документа, удостоверяющего личность гражданина, выданного правообладателю ранее учтенной недвижимости, об адресах регистрации такого лица по месту жительства (актуальных и предыдущих), о дате и месте его рождения.

Предполагается, что реализация поправок в случае их принятия потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета в размере около 5 млн руб. Вместе с тем, добавляют разработчики, принятие законопроекта приведет к повышению эффективности налогообложения недвижимого имущества и позволит обеспечить дополнительные поступления в региональные и местные бюджеты от имущественных налогов.

Эксперты оценили проект как неоднозначный

Партнер Dentons Карина Чичканова отметила, что законопроект преследует несколько целей, и в первую очередь – фискальную, поскольку стремится пополнить региональные и местные бюджеты за счет налогов с ранее учтенных объектов. Вторая цель – обеспечение реализации таких правовых механизмов, как изъятие земельных участков и решение вопроса о лице, несущем бремя содержания имущества. И, наконец, третья – забота о правообладателях, в том числе при возмещении убытков при ограничении прав на землю, а также при согласовании местоположения границ земельных участков.

«Необходимость такого регулирования возникла в связи с тем, что согласно действующему законодательству РФ у правообладателей ранее учтенных земельных участков нет обязанности зарегистрировать свое право, сведения о таком правообладателе вносятся в ЕГРН только на основании его заявления», – пояснила Карина Чичканова.

Предлагаемый законопроект наделяет органы местного самоуправления правомочием выявлять правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и направлять соответствующую информацию в Росреестр для регистрации правообладателя, пояснила она. Для реализации такого правомочия органам местного самоуправления предоставляется широкий круг полномочий, в том числе право запрашивать сведения о лицах в полиции, пенсионном фонде, налоговой инспекции, у нотариуса, исследовать архивы, отметила эксперт.

В свою очередь юрист Dentons Мария Оболенская обратила внимание на отдельные этапы процедуры выявления правообладателя ранее учтенной недвижимости. По результатам «расследования» орган местного самоуправления (орган исполнительной власти города федерального значения) готовит проект решения о выявленном правообладателе, который затем публикует на своем официальном сайте и направляет выявленному правообладателю.

В течение 30 дней со дня получения решения такое лицо может представить свои возражения в соответствующий орган, при этом уведомление будет считаться полученным и в случае возврата письма отправителю по истечении срока хранения, подчеркнула Мария Оболенская. «Иное заинтересованное лицо также сможет обратиться с возражениями в тот же срок, однако узнает оно о таком решении, только если будет постоянно мониторить сайт соответствующего органа, – добавила юрист. – При наличии возражений решение о выявлении правообладателя принято не будет, а уполномоченный орган вправе обратиться в суд. Возможность самого органа пересмотреть свое решение, например в случае очевидной ошибки или представления убедительных документов, почему-то не предусмотрена».

По словам Марии Оболенской, в законопроекте не до конца проработан механизм защиты прав и возмещения убытков заинтересованных лиц в случае, если данные о правообладателе окажутся неверными. «Например, если в ЕГРН будут внесены неверные сведения о правообладателе объекта недвижимости, очевидно нарушение прав и настоящего правообладателя, и того лица, сведения о котором будут внесены, поскольку на последнего, например, может быть возложена обязанность по уплате налогов, – пояснила эксперт. – С учетом этого собственникам ранее учтенной недвижимости, которые не внесли сведения о себе как о правообладателях, рекомендуем, не дожидаясь действий соответствующих органов, самим обратиться в Росреестр за регистрацией».

С другой стороны, рассуждает Мария Оболенская, встречаются ситуации, когда собственники ранее приватизированных активов не могут зарегистрировать свое право собственности в ЕГРН в связи с утратой или неточностями (неясностями) в приватизационных документах. Возможно, данный законопроект и поддержка органов местного самоуправления помогут решить такую проблему, предположила эксперт.

Карина Чичканова добавила, что нельзя назвать инициативу по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости отрицательной. «Она действительно может принести пользу гражданскому обороту и публичным интересам. Однако предусмотренный законом механизм не должен создавать предпосылки для нарушения прав граждан и юридических лиц. Учитывая, что законопроект только что внесен в Государственную Думу, его текст, скорее всего, претерпит изменения, поэтому для составления итогового мнения о нем необходимо дождаться финальной редакции», – заключила она.

Руководитель арбитражной практики АБ «Халимон и Партнеры» Игорь Ершов отметил, что законопроект о выявлении правообладателей ранее учтенной недвижимости был необходим еще 10–15 лет назад, но появился только сейчас. «Полагаю, в первую очередь – для увеличения налоговых сборов, что логично и понятно. Хотя закон принесет некоторую пользу собственникам и иным правообладателям. Как правильно указано в законопроекте, в настоящее время значительное количество объектов недвижимости являются ранее учтенными», – пояснил эксперт. По его словам, среди таких объектов большую долю составляют земельные участки, относящиеся в советское время к землям совхозов и колхозов.

«Следует поприветствовать попытку государства выявить правообладателей ранее учтенных объектов с целью введения такого имущества в полноценный гражданский оборот и распространения на него положений налогового законодательства. Не должно быть ситуации, когда кто-то один владеет недвижимостью и выполняет все налоговые обязанности, а другой, имея формально нигде не зафиксированную недвижимость, “избавляется” от необходимости выплачивать налоги. Ситуация парадоксальна, но сейчас она может иметь место», – прокомментировал инициативу правительства Игорь Ершов.

В то же время, по его словам, норма о праве уполномоченных органов обеспечить выполнение кадастровых работ с целью уточнения границ земельных участков может иметь очень большие последствия как для собственников ранее учтенных земельных участков, в частности в Московской области, где существует и такая категория участков, как многоконтурные участки, так и для лиц, владеющих земельными участками, установленные границы которых могут накладываться на ранее учтенный участок.

Младший юрист юридической фирмы ART DE LEX Владислав Кулаковский указал, что на сегодняшний день отсутствует удобный и доступный способ получения информации о владельцах недвижимости, сведения о которой были учтены ранее, что дестабилизирует гражданский оборот.

По мнению эксперта, у предложенного правительством решения этой проблемы есть ряд недостатков, к которым, в частности, относится риск лишения права собственности без судебного разбирательства. «Это возможно, если ОМСУ при анализе полученной информации придет к выводу о том, что “выявленным правообладателем” является лицо X, в то время как лицо Y (законный правообладатель) не сможет в установленные 30 дней подать аргументированные возражения на проект решения. Можно заметить, что такая возможность напрямую нарушает установленный Конституцией принцип, согласно которому никто не может быть лишен права собственности на свое имущество иначе как через судебное разбирательство», – пояснил Владислав Кулаковский.

Таким образом, заключил он, нельзя назвать предложенное регулирование полностью верным, однако действия, которые направлены на сбор информации, ее анализ и подготовку проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, являются правильными, так как это позволит аккумулировать доступные сведения из различных источников в рамках органа местного самоуправления, заключил эксперт.

Прокурор разъясняет

  • Совместный проект прокуратуры Приморского края и ГТРК "Владивосток" «Закон и порядок»
  • Выступления на телевидении
  • Интервью. Вопрос к прокурору
  • 8 февраля 2021, 15:34

Федеральным законом от 30.12.2020 №518-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», которыми установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

Ранее учтенными объектами недвижимости являются объекты, в отношении которых осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также объекты, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены в установленном законом порядке.

Так, до 1998 года учет объектов капитального строительства осуществлялся различным органами, в том числе БТИ.

С момента принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения обо всех объектах недвижимости учитывались в Едином государственном реестре прав и Государственном кадастре недвижимости.

В 2017 году сведения обо всех объектах, содержащихся в ЕГРП и ГКН объединены в единый информационный ресурс – Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Вместе с тем, в ЕГРН могли быть не отражены сведения об отдельных объектах, технический и государственный учет которых осуществлялся в соответствии с ранее установленными требованиями закона.

Такие объекты имеют статус «ранее учтённых объектов недвижимости». Права на них являются ранее возникшими и признаются юридически действительными.

Нововведениями предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления проводят мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, и мероприятия по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на такие объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН.

После проведения указанных мероприятий уполномоченные органы подготавливают проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

В случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости.

Лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо иное заинтересованное лицо вправе представить в письменной форме или в форме электронного документа возражения с приложением обосновывающих такие возражения документов, свидетельствующих о том, что такое лицо не является правообладателем указанного объекта недвижимости.

Если в уполномоченный орган представлены возражения относительно сведений о правообладателе, решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается.

При этом уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности ранее учтенного объекта недвижимости указанному правообладателю.

В случае, если в течение 45 дней со дня получения проекта решения указанным лицом, выявленным в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, в уполномоченный орган не поступили возражения, то принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

Федеральный закон вступает в силу с 29.06.2021.

Прокуратура Фрунзенского района г. Владивостока

Прокуратура
Приморского края

Прокуратура Приморского края

8 февраля 2021, 15:34

Законом установлена процедура выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

Федеральным законом от 30.12.2020 №518-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», которыми установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

Ранее учтенными объектами недвижимости являются объекты, в отношении которых осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также объекты, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены в установленном законом порядке.

Так, до 1998 года учет объектов капитального строительства осуществлялся различным органами, в том числе БТИ.

С момента принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения обо всех объектах недвижимости учитывались в Едином государственном реестре прав и Государственном кадастре недвижимости.

В 2017 году сведения обо всех объектах, содержащихся в ЕГРП и ГКН объединены в единый информационный ресурс – Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Вместе с тем, в ЕГРН могли быть не отражены сведения об отдельных объектах, технический и государственный учет которых осуществлялся в соответствии с ранее установленными требованиями закона.

Такие объекты имеют статус «ранее учтённых объектов недвижимости». Права на них являются ранее возникшими и признаются юридически действительными.

Нововведениями предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления проводят мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, и мероприятия по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на такие объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН.

После проведения указанных мероприятий уполномоченные органы подготавливают проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

В случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости.

Лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо иное заинтересованное лицо вправе представить в письменной форме или в форме электронного документа возражения с приложением обосновывающих такие возражения документов, свидетельствующих о том, что такое лицо не является правообладателем указанного объекта недвижимости.

Если в уполномоченный орган представлены возражения относительно сведений о правообладателе, решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается.

При этом уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности ранее учтенного объекта недвижимости указанному правообладателю.

В случае, если в течение 45 дней со дня получения проекта решения указанным лицом, выявленным в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, в уполномоченный орган не поступили возражения, то принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

Федеральный закон вступает в силу с 29.06.2021.

Прокуратура Фрунзенского района г. Владивостока

Дата публикации 29.12.2020

Документ:

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий

Напомним, с 01.01.2021 отменяется обязанность организаций по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (начиная с отчетности за 2020 г.). Кроме того, изменены сроки уплаты этих налогов организациями (начиная с уплаты налога за 2020 г.). Мы писали об этом здесь и здесь.

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ (далее – Закон) внес дополнительные изменения по этим налогам, а также по налогу на имущество, вступающие в силу 1 января 2021 г. Рассмотрим подробнее некоторые нововведения.

Установлен случай, когда деловая и торговая недвижимость облагаются по среднегодовой стоимости

Как известно, орган исполнительной власти субъекта РФ до 1 января должен сформировать перечень объектов административно-делового и торгового назначения (пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ), облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости (далее – Перечень) (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Однако бывают ситуации, когда объект недвижимости назван в Перечне, но при этом его кадастровая стоимость так и не была определена в течение текущего налогового периода. По мнению контролирующих органов, по такой недвижимости налог на имущество вообще не платится, поскольку в НК РФ отсутствует порядок определения налоговой базы в этом случае (п. 12 ст. 378.2 НК РФ, письма Минфина России от 28.12.2018 № 03-05-05-01/95999, от 27.09.2017 № 03-05-04-01/62799, доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 29.09.2017 № БС-4-21/19633@).

Законодатель исправил этот пробел. С 2021 г. такая недвижимость должна облагаться по среднегодовой стоимости. Это следует из новой редакции пп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ (пп. "б" п. 45 ст. 2 Закона).

Информация о движимом имуществе в налоговой декларации

Напомним, до 2019 г. объектом обложения по налогу на имущество организаций было как движимое, так и недвижимое имущество. Однако с 2019 г. облагается только недвижимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Несмотря на это, в налоговую декларацию по итогам 2020 г. и в дальнейшем необходимо включать сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества, которое учтено в бухучете организации в составе основных средств. Соответствующее изменение внесено в п. 1 ст. 386 НК РФ (пп. "а" п. 48 ст. 2, п. 13 ст. 9 Закона).

Это связано с тем, что Минфин России прорабатывает возможность возвращения к обложению движимого имущества организаций при одновременном снижении предельной ставки налога. В результате ожидается упрощение администрирования налога, снижение количества налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам. (См. Приложение 3 к Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которые приведены на сайте финансового ведомства).

Как действовать, если кадастровая стоимость недвижимости изменилась в течение года?

Сегодня для недвижимости (в т. ч. земельных участков) действует общее правило, согласно которому изменение кадастровой стоимости этой недвижимости в течение налогового периода (года) не учитывается при определении базы по налогу на имущество и земельному налогу (как в этом, так и в предыдущих налоговых периодах). Но из этого правила есть исключения. Эти исключения и порядок их влияния на величину налоговой базы неоднократно корректировались (см. п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ).

В 2021 г. изменение кадастровой стоимости имущества в течение года по-прежнему не будет учитываться при определении налоговой базы (пп. "в" п. 45, пп. "а" п. 49, пп. "б" п. 52 ст. 2 Закона).

При этом в качестве исключения из этого правила в НК РФ оставили только изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие установления его рыночной стоимости. Как и раньше, в этой ситуации налог пересчитывается исходя из новой кадастровой стоимости (внесенной в ЕГРН) с начала года, в котором была впервые применена ранее установленная кадастровая стоимость. Определяться новая кадастровая стоимость (в размере рыночной) будет в соответствии со ст. 22 или 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (см. п. 2 ст. 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ).

В отношении иных исключений из общего правила теперь нужно руководствоваться Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Так, 11.08.2020 вступила в силу новая редакция ст. 18 этого Федерального закона, в которой подробно прописали, с какой даты начинает применяться измененная по тем или иным основаниям кадастровая стоимость земельных участков и иной недвижимости. При этом действующие с 2019 г. правила учета для целей налогообложения изменения кадастровой стоимости из-за изменения характеристик объекта недвижимости (в т. ч. качественных и количественных), а также исправления технических и иных ошибок, перечисленные в п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ, в 2021 г. не изменятся.

Отметим, что такое основание для исправления кадастровой стоимости, как ее пересмотр по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда из-за недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, с 2021 г. не применяется.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Письмо Минфина России

от 03.04.2017 № 03-05-04- 01/19308

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 07.04.2017

Прикрепленный файл: docx, 22.16 кБ

В связи с поступающими в Минфин России многочисленными обращениями граждан по вопросу о налогообложении отдельных объектов недвижимого имущества, включая вопросы освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц, Департаментом налоговой и таможенной политики сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 4 статьи 407 Налогового кодекса предусмотрены льготы по налогу на имущество физических лиц в отношении следующих видов объектов недвижимого имущества:

1) квартира (комната);

3) специально оборудованное помещение (сооружение), используемые для осуществления профессиональной творческой деятельности;

4) хозяйственное строение (сооружение), расположенное на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

5) гараж (машино-место).

На основании положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» существование объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, подтверждается сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

Согласно статье 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, объектах незавершенного строительства, единых недвижимых комплексах, в том числе об их назначении.

При этом если объектом недвижимости является здание, то в качестве назначения такого объекта в ЕГРН отражается жилое здание, нежилое здание, многоквартирный дом, жилое строение, если объектом недвижимости является помещение – жилое помещение или нежилое помещение.

Таким образом, ряд объектов нежилого назначения (гараж, хозяйственные строения или сооружения) подлежит постановке на государственный кадастровый учет в качестве нежилых зданий, помещений, сооружений без указания конкретного наименования объекта или его разрешенного использования.

Так, например, гаражи согласно установленным правилам подлежат постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав как нежилые здания (помещения, сооружения).

Имеются случаи постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на жилое помещение без указания конкретного вида жилого помещения (жилой дом, квартира, комната).

Указанные обстоятельства приводят к тому, что граждане, фактически владеющие объектами недвижимости, подлежащими освобождению от налогообложения, лишаются права на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц.

Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании сведений, содержащихся в ЕГРН и представленных в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Между тем в соответствии с пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса лицо, имеющее право на налоговую льготу, самостоятельно представляет в налоговый орган заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Учитывая это, при рассмотрении вопросов о предоставлении налогоплательщикам налоговых льгот и иных преференций по налогу на имущество физических лиц налоговым органам следует руководствоваться сведениями, полученными в рамках статьи 85 Налогового кодекса, а также учитывать сведения, содержащиеся в документах, представленных налогоплательщиком для подтверждения его права на налоговую льготу.

Читайте также: