Экономическая сущность налога на недвижимость

Опубликовано: 17.04.2024

Налог на недвижимость по сути заменяет три налога - земельный, на имущество организаций и на имущество физических лиц. Следовательно, упрощается налоговое администрирование, снижаются затраты на него. К тому же финансовое ведомство готово упростить документооборот между налогоплательщиками и налоговыми органами и отказаться от декларации по налогу на недвижимость. Налогоплательщики будут уплачивать налог на основании налоговых уведомлений, рассылаемых налоговыми органами.

Рассмотрим природу налога на недвижимость. Налог на недвижимость устанавливается в налоговой системе РФ для совершенствования налоговых отношений, связанных с недвижимым имуществом, с основной задачей - ликвидировать существующий разрыв между уровнем и сложностью современных экономических отношений в России и уровнем развития действующей налоговой системы, в некоторых случаях основанной на потерявших актуальность методиках исчисления и организации взимания налогов.

Для налога на недвижимость характерна статика объекта налога, обусловленная правом, на основании которого объект налога принадлежит налогоплательщику. Исходя из этого, в целях налогообложения недвижимости первостепенное значение приобретает вид имущественного (вещного) права, появление которого у организации или физического лица автоматически придает им статус налогоплательщиков, вследствие чего у таких лиц возникает обязанность по уплате налога на недвижимость.

Налог на имущество, или его частный вариант - налог на недвижимость, в преобладающем числе случаев не зависит от происхождения доходов налогоплательщиков. Единственным случаем зависимости налога на недвижимость от вида дохода, а именно ренты, является налогообложение природных ресурсов.

Налог на недвижимость выполняет следующие функции:

  • - воспроизводственная;
  • - консервационная;
  • - казначейская (фискальная);
  • - компенсационная;
  • - обременительная (регулирующая).

Воспроизводственная функция является наиболее важной среди всех остальных функций. Первостепенное значение воспроизводственной функции объясняется ролью природных ресурсов в обеспечении жизнедеятельности человека. Средства, собранные при выполнении налогом на недвижимость воспроизводственной функции, аккумулируются в целевых бюджетных фондах, предназначенных для финансирования природовосстановительных и охранных мероприятий. В объект налога на недвижимость не случайно должны входить земельные участки, участки лесного и объекты водного фондов, поскольку взимание налога с этих природных ресурсов обеспечит возврат собранных средств в виде финансирования общественно необходимых работ по охране, восстановлению и приумножению объектов природы.

Охарактеризуем теперь консервационную функцию. В связи с возрастанием экстенсивных способов использования природных ресурсов в промышленном производстве, повлекших за собой резкое увеличение негативного воздействия на природную среду, постепенно пришло осознание важности разработки и внедрения ресурсосберегающих технологий. Необходимость сохранения и даже консервации особо ценных видов природных ресурсов - плодородных сельскохозяйственных угодий, участков лесного фонда, пресной воды - обусловлена созданием перспектив для безопасного общественного развития.

Для казначейской функции важно достижение поставленных ориентиров в формировании бюджетных доходов и безразлично, что произойдет с налогоплательщиками после уплаты налогов. Поскольку все налоги в современных экономических условиях представляют собой денежные средства, а казначейская функция направлена на аккумулирование в бюджете денежных средств, признаваемых налогом, именно эта функция обезличивает налоги. Для казначейской функции не имеют значения индивидуальные признаки и особенности тех или иных налогов. Главное - обеспечить их поступление в единую кассу, где налоги теряют свою индивидуальность и выступают только как денежные средства.

Компенсационная функции. Компенсация ущерба, причиненного недвижимости, производится также частными и государственными страховыми организациями, которые осуществляют добровольное и обязательное имущественное страхование. Страховые компенсационные выплаты не исключают, а дополняют те суммы, которые направляются на восстановление недвижимости и компенсацию материального ущерба из специального бюджетного фонда.

Налог на недвижимость – это прямой налог. Налог на недвижимость включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, кроме сумм налога на недвижимость, исчисленных со стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства.

Плательщиками ННН являются организации, ИП и физ лица.

Объектами налогообложения признаются здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством.

Годовая ставка налога для организ. установлена в размере 1%.

Годовая ставка налога для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства установлена в размере 2%.

Годовая ставка ННН со стоимости жилых зданий, надворных построек, гаражей, принадлежащих физическим лицам, а также зданий и строений, используемых ИП для осуществления своей деятельности, устанавливается в размере 0,1%.

ННН = Ост. Ст-ть на начало года*годовая ставка/100

Расчет налога на недвижимость по объектам незавершенного строительства производится по формуле: ННН= Ст-ть незаверш. Стр-ва н начало года*год. Ставка/100

Налог уплачивается заказчиком за счет прибыли, остающейся в его распоряжении.

Освобождаются от уплаты налога следующие объекты:

· здания и сооружения социально-культурного назначения и жилищного фонда местных Советов депутатов, организаций; · здания и сооружения, законсервированные в установленном порядке; · здания и сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки по утвержденному перечню; · автомобильные дороги общего пользования и сооружения на них; · здания и сооружения религиозных обществ; · здания и сооружения с/х назначения, используемые организациями для производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства; · впервые введенные в действие здания и сооружения юр лиц в течение 1 года с момента их ввода в эксплуатацию; · объекты благоустройства городов и других населенных пунктов, содержащиеся за счет средств бюджета..

Плательщики налога не позднее 20-го января отчетного года представляют инспекциям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость.

Уплата налога производится организациями ежеквартально не позднее 22-го числа первого месяца каждого квартала в размере 1 /4 годовой суммы налога.

Подоходный налог: плательщики, ставки, объекты обложения, налоговые вычеты, порядок исчисления и уплаты.

Подоходный налог – это прямой налог, уплачиваемый налогоплательщиками из своего дохода в государственный бюджет в порядке и размерах, установленных соотв. зак-вом.

Подоходный налог является экономическим рычагом, с помощью которого Г, воздействует на уровень реальных доходов населения, а с другой – формирует доходную часть бюджета. Подоходный налог является важным источником бюджетов местного уровня.

Плательщиками подоходного налога признаются физ. лица.

Объектом налогообложенияпризнаютсяследующие доходы:

· вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей; · доходы, полученные от сдачи в аренду имущества; · доходы, полученные от реализации недвижимого имущества, акций или иных ЦБ, долей учредителей (участников) в уставном фонде, паев в имуществе организаций, иного имущества; · дивиденды и проценты; · доходы, полученные от использования объектов авторского права и смежных прав; · иные доходы, получаемые плательщиком.

Объектом налогообложения не признаются доходы, получаемые плательщиком от лиц, состоящих с ним в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, опекуна, попечителя и подопечного.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие доходы:

1. Пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению и надбавки к ним, кроме пособий по временной нетрудоспособности. 2. Пенсии. 3. Алименты. 4. Стипендии. 5. Доходы, получаемые плательщиками за сдачу крови, другие виды донорства, сдачу материнского молока. 6. Все виды компенсаций.

Сумма подоходного налога за месяц рассчитывается по следующей формуле:

ПН=Налогооблагаемая база*ставка/100

Ставка подоходного налога устанавливается в размере 12%. Кроме этого существуют ставки в размере 15% и 9%.

Налоговая ставка устанавливается в размере 15% в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской и частной нотариальной деятельности.

Налоговая база=сумма доходов, подлеж-х налогообл-ю – налоговые вычеты

При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:

1. Стандартный налоговый вычет в размере 292 000 бел. р. в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 1 766 000 бел. р. в месяц.

2. Стандартный налоговый вычет в размере 81 000 бел. р. в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и каждого иждивенца.

3. Стандартный налоговый вычет в размере 410 000 р. в месяц для физ лиц, участво-х в ликвидации посл-ий на ЧАЭС.

При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение социального налогового вычета.

В суммах, уплаченных плательщиком за свое обучение, за обучение близкого родственника, за обучение своих подопечных в учреждениях образования РБ, а также на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и ИП, фактически израсходованных на получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования.

Социальный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов на обучение.

Социальные налоговые вычеты предоставляются плательщикам по месту основной работы, а при отсутствии места основной работы – при подаче налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи, состоящими на учете и нуждающимися в улучшении жилищных условий, расходов на новое строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банка Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним).

Имущественный налоговый вычет предоставляются плательщикам по месту основной работы, а при отсутствии места основной работы – при подаче налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

Налог исчисляется ежемесячно и удерживается юр. лицами и предпринимателями, являющимися источниками дохода.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных ДС на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика.

Вопросы

1. Сущность и функции финн., их роль в развитии экономики.

2. Понятие и состав финансовых ресурсов государства.

3. Хар-ка и структура финансовой системы государства.

4. ФСЗН, его зад. и ф-и. Ист. формир., напр. исп-я ср-в фонда.

5. Экон. сущность и содерж. бюджета, его функции и роль.

6. Бюдж. устр-во, бюдж. система и принципы ее построения.

7. Доходы и расходы государственного бюджета.

8. Бюдж. регулирование и управление бюдж. дефицитом.

9. Бюджетный процесс.

10. Сущность, функции, формы и инструменты госкредита.

11. Содерж. и виды госдолга. Управление госдолгом.

12. Фин. политика гос-ва.

13. Финансовая политика РБ.

14. Финансовый контроль.

15. Сущность, ф-и и принципы организ. финн. субъектов хоз-я.

16. Содержание финансовой работы в организации.

17. Сущность, стр-ра и источники формир. капитала организ.

18. Формир., использ. и цена собствен. капитала организации.

19. Заемный капитал.

20. Оптимизация структуры капитала.

21. Внеооборотные активы и капитальные вложения.

22. Источн. и методы финансир. инвестиций в ОФ.

23. Управление инвестиционной деятельностью организации .

24. Сущность, структура и роль оборотных активов.

25. Управление оборотными активами.

26. Определение потребности в оборотных активах.

27. Источ. формир. и выбор стратегии финансир. обор. акт.

28. Денежные расходы организаций.

29. Затраты на производство и реализацию продукции.

30. Денежные поступления и доходы организации.

31. Прибыль, ее экономическая сущность, значение и виды.

32. Планирование, распределение и использование прибыли.

33. Управление прибылью организации.

34. Финансовое планирование.

35. Финансовый план как раздел бизнес-плана.

36. Текущее финансовое планирование.

37. Оперативные финансовые планы.

38. Финансовое состояние организации.

39. Общая оценка активов и пассивов организации.

40. Анализ ликвидности и платежеспособности организации.

41. Анализ финансовой устойчивости организации.

42. Финансовый рынок.

43. Рынок ценных бумаг.

44. Понятие, виды, признаки ценных бумаг.

45. Акция, ее свойства, виды, оценка стоимости и доходности.

46. Облигация, ее общая характеристика, виды.

47. Понятие, функции и участники кредитного рынка.

48. Валютный рынок: сущность, функции, виды.

49. Сущность, виды и методы формирования валютного курса.

50. Валютные операции.

51. Экономическая сущность и функции налогов.

Как мы писали ранее, налог на недвижимость состоит из двух однотипных налогов:
- налога на имущество организаций (Глава 30 НК РФ);
- налога на имущество физических лиц (Глава 31 НК РФ).

Под однотипностью имеется в виду налогообложение экономически однотипного недвижимого имущества юридических или физических лиц. Но следует помнить, что налог на имущество организаций региональный, то есть регулируется на федеральном и региональном уровнях, а налог на имущество физических лиц местный, то есть регулируется на федеральном и местном (муниципальном) уровне. Для полного понимания налога на недвижимость рассмотрим детальнее его основные элементы.

Налогоплательщики

Кто же должен платить налог на недвижимость? Плательщиками налога являются юридические и физические лица, обладающие соответствующим недвижимым имуществом.
Так, согласно определению организации (ст. 11 НК РФ) и субъектов налога на имущество организаций (ст. 373 НК РФ) обязанность по уплате налога вменена:
- российским юридическим лицам;
- иностранным организациям с постоянным представительством в Российской Федерации;
- иностранным организациям с недвижимым имуществом на территории Российской Федерации (в случае отсутствия постоянного представительства).

Если у организации нет надлежащего объекта налогообложения согласно статье 374 НК РФ, например, если на балансе числятся только движимые вещи, то она не обязана платить налог на имущество организаций.

С налогом на имущество физических лиц, соответственно, все проще. Этот налог платят все физические лица независимо от гражданства, если они имеют в собственности недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения согласно статье 401 НК РФ.

Объект налогообложения

Казалось бы, все очевидно: само словосочетание «налог на недвижимость» говорит о том, что данным налогом облагается только недвижимое имущество. Однако такая ситуация была не всегда.
Продолжительное время налог на имущество организаций распространялся как на недвижимое, так и на движимое имущество, в то время как налог на имущество физических лиц - только на недвижимость. Подобный разрыв в двух типовых налогах не один раз критиковали специалисты.

В результате налог на имущество организаций в части движимого имущества был отменен с 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», что привело к сокращению поступлений в региональные бюджеты. Фактически он стал налогом на недвижимость организаций, так как объектом налогообложения осталось только недвижимое имущество, а именно:
- недвижимое имущество, которое числится на балансе организации, как основные средства, и облагается налогом по балансовой (среднегодовой) стоимости;
- недвижимое имущество, которое находится в собственности, хозяйственном ведении организации или получено по концессионному соглашению и облагается налогом по кадастровой стоимости.

Объекты по налогу на имущество физических лиц в законе определены более конкретно, и к ним относятся:
- жилой дом, в том числе на земельном участке ЛПХ и ИЖС;
- квартира, комната;
- гараж, машино-место;
- единый недвижимый комплекс;
- объект незавершенного строительства;
- иные здания, строения, сооружения и помещения.

Как бы ни было очевидно, что налогом на недвижимость облагается только недвижимое имущество, на практике часто возникают вопросы, является ли тот или иной объект недвижимостью, какими нормами руководствоваться при разграничении движимого и недвижимого имущества для целей налогообложения. Без бутылки… глубокого погружения в законодательство и судебную практику не разобраться, поэтому подробнее этот аспект будет рассмотрен позже в отдельной статье.

Исключенное из налогообложения имущество.
Налогом на имущество организаций не облагаются:

  • земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы – потому как у земельных участков есть свой налог, а водные и природные ресурсы, как правило, являются ограниченными в обороте и находятся в федеральной собственности;
  • памятники истории и культуры федерального значения – государство само себе налог платить не будет;
  • космические объекты – сложно представить возможную выездную налоговую проверку;
  • имущество госоргана с военной или приравненной к ней службой – сами попробуйте с военных налоги получить;
  • ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов, хранилища радиоактивных отходов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками (ЯУЭ) и суда атомно-технологического обслуживания (АТО);
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • суда участников специальных административных районов, в том числе воздушные.

Налогом на имущество физических лиц, в свою очередь, не облагается общее имущество многоквартирного дома. Тому также есть объяснение: администрировать налогообложение такого имущества очень сложно. Площадь, количество комнат и собственников конкретной квартиры рассчитать не представляет труда – все данные есть в Едином государственном реестре недвижимости. Но вот тех же данных об общем имуществе в многоквартирном доме нет, поэтому было просто решено исключить это имущество из налогооблагаемого.

Налогооблагаемая база

Налогооблагаемая база, то есть стоимостная оценка объекта налогообложения, определяется двумя способами: по среднегодовой (балансовой) стоимости или кадастровой стоимости.

Среднегодовая (балансовая) стоимость – стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете, которая берет в расчет первоначальную стоимость объекта (на основании индивидуальных затрат) и ежегодный износ.
Кадастровая стоимость - стоимость недвижимости по результатам государственной кадастровой оценки, которая наиболее близка к рыночной.

Статья 375 НК РФ закрепляет, что налоговой базой по налогу на имущество организаций является среднегодовая стоимость объекта. Но во-первых, далеко не всегда, а во-вторых, через несколько лет этот способ определения налоговой базы станет историей.

В некоторых случаях сейчас, а вскоре – в любом случае, используется кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 НК РФ. Так, организации должны платить налог на имущество по кадастровой стоимости:

с торгово-офисной недвижимости согласно специальному региональному перечню;

Найти соответствующий Перечень, который действует в конкретном субъекте Российской Федерации, Вы можете с помощью реестра региональных перечней - мы специально для Вас его подготовили.

  • с жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также садовых домов и строений на земельных участках ЛПХ и ИЖС.

Кроме того, когда иностранная организация не осуществляет свою деятельность через постоянное представительство или просто не использует объекты недвижимости, она также уплачивает налог по кадастровой стоимости.

В отношении налога на имущество физических лиц налогооблагаемая база всегда определяется как кадастровая стоимость объекта.

Ранее использовалась инвентаризационная стоимость, которую определяло Бюро технической инвентаризации (БТИ) с учетом первоначальной стоимости (на основании общих затрат) и износа объекта недвижимости.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 04.10.2014 № 284-ФЗ инвентаризационная стоимость не применяется с 1 января 2020 года. Если до этого срока регион не перешел на порядок определения налогооблагаемой базы по кадастровой стоимости, то используется инвентаризационная стоимость объекта по данным на 1 марта 2013 года.

Отметим, что налогообложение недвижимости по кадастровой стоимости имеет свои нюансы (особенности), о которых подробнее мы расскажем в отдельной статье.

Налоговые ставки

Согласно статье 380 НК РФ региональные ставки налога на имущество организаций не могут превышать 2,2 %, а для объектов недвижимости, облагаемых налогом по кадастровой стоимости – 2 %.

Ставки налога могут дифференцироваться в зависимости от категории налогоплательщика и объекта налогообложения. Например, в Пермском крае действуют дифференцированные ставки 0,6-1,1 % на объекты, используемые в строительстве, рыболовстве, сельском хозяйстве[1]. На федеральном уровне для объектов газодобычи, добычи полезных ископаемых и некоторых других объектов, перечень которых установлен Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2595-р, ставка налога определена на уровне 0 %. Это некое скрытое исключение объектов из перечня налогооблагаемых: они как бы налогом облагаются, но по ставке «0%».

Ставки налога на имущество физических лиц зависят от вида и стоимости объекта. Так, в отношении жилого дома, квартиры, комнаты, гаража, машино-места ставка не может превышать 0,1 %, в отношении иного имущества – 0,5 %, но, если оно дороже 300 млн – 2 %.
При этом нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), базовые ставки могут быть уменьшены до нуля либо увеличены, но не более чем в три раза.

Для более удобного способа получения информации о ставках по субъектам Российской Федерации мы подготовили для Вас специальный реестр или можете получить справочную информацию о ставках налога на сайте ФНС России.

Налоговые льготы

Налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога или уменьшения размера бывают федеральные и региональные.
На федеральном уровне закреплен довольно большой перечень лиц, которые освобождаются от уплаты налога на имущество организаций. Согласно статье 381 НК РФ он включает в себя:

  • общественные организации инвалидов[2]
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
  • инновационные научно-технические центры;
  • управляющие компании, участники экономических зон;
  • некоторые фармацевтические компании и другие организации.

В данном случае налоговая льгота распространяется преимущественно только на то недвижимое имущество, что используется организацией по целевому назначению.

На региональном уровне устанавливаются дополнительные налоговые льготы, которые действует только на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Например, благодаря подобной налоговой льготе в Москве налог на имущество не платят жилищно-строительные кооперативы, религиозные организации[3], в Красноярском крае – спортивные и медицинские организации по территориальным программам[4], а в Челябинской области для организаций, которые осуществляют благотворительную деятельность, возможно уменьшить сумму налога до 50 %[5].

Льготы по налогу на имущество физических лиц подразделяются на федеральные и местные.
Перечень лиц, которые освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц, содержится в статье 407 НК РФ (федеральная льгота) и включает в себя такие категории граждан как:

  • Герои СССР и Герои Российской Федерации;
  • пенсионеры;
  • инвалиды I и II групп инвалидности;
  • дети-инвалиды, инвалиды с детства;
  • участники гражданской войны, Великой Отечественной войны;
  • уволенные военнослужащие с выслугой более 20 лет и другие.

Граждане могут не платить налог на имущество в отношении жилых домов, квартир, их части, комнат, гаражей или машино-мест. Важно отметить, что возможно только по одному объекту каждого вида, то есть, при наличии дома и квартиры гражданин освобождается от уплаты налога в полной мере, а при наличии двух домов и квартиры за один дом необходимо будет заплатить налог.
На местном уровне устанавливаются дополнительные льготы, тем самым расширяется список «освобожденного имущества» и граждан-льготников. Так, в городе Мурманск действует льгота в размере 100 % для детей-сирот и собственников помещений в аварийных многоквартирных домах[6].

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании "Митсан Консалтинг".

Источники
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
2. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 04.10.2014 № 284-ФЗ
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
4. Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».
5. Закон Челябинской области от 25.11.2016 г. № 449-ЗО «О налоге на имущество организаций».
6. Закон Мурманской области № 2057-01-ЗМО от 18.11.2016
«Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» .
7. Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 «О налоге на имущество организаций».
8. Закон г. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64
9. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2017 № 2595-р «Об утверждении перечня недвижимого имущества, относящегося к объектам магистральных газопроводов, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, а также к объектам, предусмотренным техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства и необходимым для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия».
10. Письмо ФНС России от 10.07.2018 № БС-4-21/13205@ «О направлении письма Минфина России о применении положений пункта 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации»
11. Письмо Минфина России от 23.06.2009 № 03-05-05-01/36
12. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации»

[1] Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае»
[2] Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148
[3] Закон г. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64
[4] Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 «О налоге на имущество организаций»
[5] Закон Челябинской области от 25.11.2016 г. № 449-ЗО «О налоге на имущество организаций»
[6] Закон Мурманской области «Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» № 2057-01-ЗМО от 18.11.2016.

Налог на имущество физических лиц: экономическая сущность, назначение

Органы местного самоуправления формируют свои бюджеты в процессе взимания местных налогов и сборов. Представителем местных налогов и отчетливым индикатором современных финансовых проблем местного самоуправления является налог на имущество физических лиц, объем доходных поступлений от которого из-за применения в его механизме неэффективных методов налогообложения не покрывает величину расходов, направляемых на организацию процесса взимания этого налога.
Налог на имущество физических лиц – это местный налог, который направлен на регулирование процесса накопления и концентрации имущества в собственности налогоплательщика.
Налогообложение имущества физических лиц проводится на основании Закона РФ “О налогах на имущество физических лиц”.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налога.
Объектом налога в соответствии с Законом признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество возникает только с момента регистрации данного права в учреждении юстиции, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поэтому до момента государственной регистрации право собственности на объект у физического лица отсутствует; владелец недвижимости не является собственником, а следовательно, плательщиком налога на имущество.
Налогоплательщики приняли это к сведению и стали всеми возможными способами затягивать с процедурой государственной регистрации права собственности на вновь построенный объект недвижимости (например, жилой дом), что негативно сказалось на объемах поступлений от налога на имущество в местные бюджеты и на надлежащем выполнении принципа всеобщности налогообложения.
В конце 1999 г. была предпринята попытка внести в Закон изменения, которые предусматривали обложение налогом на имущество физических лиц объектов незавершенного строительства, находящихся в эксплуатации, и предлагали не учитывать в целях налогообложения факт государственной регистрации права собственности, если гражданин фактически владеет, пользуется и распоряжается недвижимым имуществом.
Но в связи с несоответствием предлагаемых изменений действующему гражданскому и налоговому законодательству Президент РФ наложил на них вето.
Тем не менее проблема привлечения к налогообложению фактически используемой, но незарегистрированной недвижимости действительно существует. Предположим, что поставлена задача разработать законопроект, в котором устанавливались бы правила налогообложения такой недвижимости с учетом замечаний, высказанных Президентом РФ при наложении вето на изменения, предлагаемые ранее. Как один из вариантов можно было бы изменить определение налогоплательщиков, не употребляя термин “собственники”, если ставится задача обойти факт государственной регистрации именно права собственности. Но при определении состава налогоплательщиков в законе указывается, каким образом объект налога принадлежит плательщику. Это подразумевает определение права налогоплательщика на объект. Однако любое право на недвижимость подлежит государственной регистрации. И факт государственной регистрации права является единственным доказательством существования зарегистрированного права или обременения права на недвижимость.
В связи с этим попытка не учитывать факт государственной регистрации права при налогообложении недвижимости не имеет смысла, поскольку при квалификации владельца недвижимости как налогоплательщика налоговый орган должен будет сопоставить наличие соответствующего права, указанного в законе о налоге, с фактически имеющимся у предполагаемого плательщика. Единственным доказательством имеющегося права у предполагаемого плательщика будет являться государственная регистрация этого права.
Что касается идеи включения в объект налога объектов незавершенного строительства, в данном случае не ясно, каким образом производить оценку незавершенного строительством объекта для определения налоговой базы. Объект до момента завершения строительства не регистрируется, а следовательно, нет возможности определить право на недостроенный объект. В процессе строительства застройщик имеет право собственности на используемые строительные материалы, из которых строится объект. Но основания для возникновения права собственности на строящийся объект пока не существует, поскольку на данной стадии сам объект как индивидуальная сложная вещь еще не создан. Поэтому и случай с незавершенным строительством не имеет практического применения, так как только при завершении строительства объекта недвижимости и государственной регистрации права на него можно говорить о существовании объекта как целого, о возникновении права на объект и вследствие этого о возможности налогообложения созданной недвижимости.

Читайте еще ответы по госам:

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Налоги не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

Работа содержит 1 файл

1 с доработкой.docx

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА

    1. Экономическая сущность и значение налога на недвижимость

Налоги не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

Согласно Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь налогом признается «обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты» [42, с. 10].

Данная трактовка налога характеризует суть его видимых форм, в которых на практике используется объективная категория «налог». Исторически общество имело дело только с налоговыми формами. Изначально эти формы отражали интересы верховной власти, что закрепило суждение о налоге как о неизбежном зле общественной жизни. Однако таковым является форма налогообложения, устанавливаемая по воле антидемократической власти. Формы, как известно, никогда не идентичны содержанию или внутреннему потенциалу той или иной объективной экономической категории. Они зависят от уровня общественного развития.

Т. Ф. Юткина рассматривает налог как понятие, «интегрирующее смысл всех налоговых категориальных образований («система налогообложения», «налоговая система», «налоговое производство») в их теоретическом восприятии и в конкретно-содержательных образах функционирования в государстве в определенный период времени» [64, с. 35].

Е. М. Попов разделяет позицию авторов, придерживающихся первой концепции в определении налога, и одновременно считает необходимым ее конкретизировать следующим образом: «…Налоги – это установленные органами государственной власти в целях удовлетворения общегосударственных потребностей обязательные индивидуально безвозмездные платежи, которые вносятся в бюджет при наличии материальных предпосылок по строго определенным ставкам и в заранее обусловленные сроки юридическими и физическими лицами» [57, с. 43].

При этом необходимо подчеркнуть, что платежи эти должны быть определены, исходя из реальных возможностей экономики, произвести валовой внутренний продукт, а не из необходимости любой ценой профинансировать расходы бюджета.

Для осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта, создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право государства закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы о конкретных видах налогов, в которых излагаются формы и методы исчисления и уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.

В мировой практике налог на имущество известен давно. На ранних стадиях капитализма он взимался с различного рода имуществ, но главным образом – с недвижимого имущества, по внешним признакам и твердым нормам доходности, с применением кадастра-реестра, содержащего сведения об оценке имущества и средней доходности объектов. Налог с имущества имеет большое значение:

  1. он гарантирует определенную долю поступлений в доход бюджета независимо от уровня экономического состояния собственника;
  2. при заранее установленных оптимальных ставках налога он дает производителю определенные выгоды, в частности: при владении равными производственными ресурсами, но более эффективном их использовании и одинаковых налоговых платежах выиграют те, кто выпустит больше продукции;
  3. налог на имущество стимулирует освобождение предпринимателей от излишних и неэффективных материальных ресурсов, вследствие чего рынок пополняется дополнительными объектами купли-продажи;
  4. данный налог способствует перераспределению имущества в пользу собственников, которые будут использовать его более эффективно.

Имущественные налоги широко распространены практически во всех странах. Обычно налогооблагаемое имущество можно классифицировать следующим образом:

  • недвижимое имущество (земля, здания, сооружения);
  • материальное личное имущество (товары длительного пользования, в том числе предметы роскоши, оборудование, используемое для извлечения дохода, машины, сельскохозяйственные животные и др.);
  • нематериальные активы (лицензии, права на объекты интеллектуальной собственности и др.), ценные бумаги и денежная наличность.

В связи с приобретением Республикой Беларусь экономической и политической самостоятельности, а также распадом СССР возникла необходимость создания собственной налоговой системы, учитывающей настоятельную потребность экономики в переходе к рыночным отношениям. Рядом законов, принятых Верховным Советом Республики Беларусь в республике была установлена новая налоговая система.

Так, 23 декабря 1991 г. был принят Закон «О налоге на недвижимость», в соответствии с которым был введен этот налог.

В налоговой системе Беларуси на долю имущественных налогов, представленных налогом на недвижимость, приходится около 3% доходов консолидированного бюджета. При этом удельный вес данного налога подвержен существенным колебаниям, что обусловлено изменением величины объекта обложения – остаточной стоимости основных средств, меняющихся из года в год в зависимости от результатов их переоценки. Доля налога в период с 1993 по 2011 гг.. увеличилась с 0,6% до 3%.

Это может быть связано с тем, что инфляция в этот период снизилась до приемлемых значений, а связанная с этим ежегодная (в том числе и несколько раз в год) переоценка недвижимости замедлилась.

В связи с произведённой в 2000 г. переоценкой основных производственных фондов существенно возросли платежи по налогам на недвижимость (по крупным промышленным предприятиям в среднем в 8 раз). Большинство крупнейших организаций, которые не имели возможность для соответствующего увеличения цен на производственную продукцию, заметно потеряли в прибыли. В итоге уменьшился и удельный вес выручки налогов из прибыли.

В 2009 г. произошло снижение доли налога на недвижимость до 2,6%. Это связано с изменением объекта обложения. В 2009 г. налогом на недвижимость стали облагаться только здания и сооружения, а не все основные средства.

В Республике Беларусь налог на недвижимость можно классифицировать следующим образом:

  • по объекту обложения – налог на имущество;
  • по принадлежности к уровню бюджетной системы – местный налог;
  • по источнику уплаты – налог на недвижимость включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении;
  • по способу изъятия – прямой налог.

Основным достоинством налога на недвижимость является высокая степень стабильности объекта обложения, вследствие чего данный налог менее всего подвержен конъюнктурным колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависит от результатов хозяйственной деятельности организации. Все это позволяет рассматривать данный налог как один из самых стабильных источников доходной части бюджетов соответствующих уровней.

Как уже отмечалось, налог на недвижимость относится к группе прямых налогов, так как взимается со стоимости имущества, принадлежащего налогоплательщику и приносящего или способного приносить ему доход. Поскольку суммы налога на недвижимость не связаны с величиной дохода (прибыли), получаемой от ее использования, этот налог при хорошей организации может играть значительную управляющую роль в экономике организации, стимулируя собственников имущества к использованию в производстве прогрессивной техники, приносящей большую фондоотдачу.

Налог на недвижимость теоретически определяется как реальный налог в связи с тем, что объектом налога являются не доходы налогоплательщиков, а физические объекты недвижимого имущества.

Сущность любой экономической категории раскрывается посредством ее функций. Помимо основных функций налога на недвижимость как экономической категории «налог», ему присущи и специфические функции: социальная, стимулирующая и инвестиционная (рис. 1.1).

Читайте также: