Заказчик с ндс субподрядчик без ндс

Опубликовано: 26.03.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". В 2018 году был заключен договор с заказчиком при условии, что стоимость работ должна быть с НДС. Хотя организация не платит НДС, она заключила договор с НДС, и теперь организация обязана платить налог (6% с доходов). Договор мог быть заключен как в обычном порядке, так и в рамках закупок для государственных (муниципальных) нужд. Возникает ли у организации обязанность по уплате НДС?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
То обстоятельство, что в договоре стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) указана с учетом НДС, не приводит к возникновению у организации, применяющей УСН, обязанности по уплате НДС. Такая обязанность может возникнуть в случае выставления покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС.

Обоснование вывода:
Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст.ст. 161 и 174.1 НК РФ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
В случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС (в том числе применяющими УСН), покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма НДС, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет (пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).
Соответственно, обязанность по уплате НДС в бюджет возлагается на продавца, применяющего УСН, только в случае выставления таким продавцом покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС.
В этой связи при невыставлении счета-фактуры продавцом, применяющим УСН, обязанности по уплате НДС в бюджет не возникает, в том числе в случае, если в договоре стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) указана "с НДС" и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС (письма Минфина России от 22.06.2018 N 03-07-11/42820, от 15.02.2018 N 03-07-14/9470).
Это справедливо и в отношении государственного (муниципального) контракта на поставку товаров (работ, услуг), заключаемого в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (письмо ФНС России от 08.11.2016 N СД-4-3/21119@).
Таким образом, то обстоятельство, что в договоре стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) указана с учетом НДС, не приводит к возникновению у организации, применяющей УСН, обязанности по уплате НДС. Такая обязанность может возникнуть в случае выставления покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС.
Отметим, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики НДС (п. 3 ст. 169 НК РФ). Поэтому организации, применяющие УСН, при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры составлять не должны (письма Минфина России от 27.03.2018 N 03-07-11/19048, от 09.02.2018 N 03-07-14/7897, от 11.01.2018 N 03-07-14/328).
Наряду с этим существуют примеры судебных решений по Закону N 44-ФЗ, в которых судьи исходили из того, что (постановление Третьего ААС от 20.07.2018 N 03АП-2349/18):
- заключение контракта с ценой, включающей НДС, влечет обязанность поставщика выставлять счет-фактуру;
- определение заказчиком цены контракта с включением в нее НДС, отсутствие в проекте контракта права уплачивать цену контракта без НДС в случае освобождения от его уплаты не препятствует поставщику участвовать в аукционе, и, учитывая, что контракт должен заключаться на условиях, предусмотренных аукционной документацией, такой участник должен понимать, что он должен определить цену с учетом НДС и уплатить его в бюджет при реализации предусмотренных контрактом товаров.
Однако необходимо учитывать, что Закон N 44-ФЗ и гражданское законодательство не регулируют отношений по взиманию налогов (ст. 1 Закона N 44-ФЗ, п. 3 ст. 2 ГК РФ, ст. 1, п. 1 ст. 2 НК РФ). Например, в постановлении АС Дальневосточного округа от 18.12.2017 N Ф03-4850/17 по делу N А51-6032/2017 отмечается, что вопросы правильности исчисления и уплаты НДС истцом лежат в области применения налогового законодательства и входят в компетенцию налоговых органов, а правомерность исчисления и уплаты исполнителем в бюджет НДС не входит в компетенцию заказчика.
В этой связи условия договоров, положения ГК РФ и Закона N 44-ФЗ не могут возлагать на налогоплательщиков, применяющих УСН, обязанность по выставлению счетов-фактур с НДС и по уплате данного налога.

К сведению:
Из постановления КС РФ от 03.06.2014 N 17-П следует, что счет-фактура с выделенной суммой НДС, выставленный покупателю лицом, не являющимся налогоплательщиком НДС, согласно п. 1 ст. 169 НК РФ в дальнейшем служит для покупателя основанием для принятия указанных в нем сумм НДС к вычету (смотрите также определение КС РФ от 29.03.2016 N 460-О).
Вместе с тем существуют разъяснения Минфина России, согласно которым НДС указанный в счетах-фактурах, выставленных при реализации товаров (работ, услуг) организацией, применяющей УСН и не исполняющей обязанностей налогоплательщика НДС, предусмотренных ст. 174.1 НК РФ, а также не осуществляющей реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени на основании договора комиссии или агентского договора, к вычету у покупателя этих товаров (работ, услуг) не принимается (письмо Минфина России от 05.10.2015 N 03-07-11/56700).
Поэтому даже в случая наличия счета-фактуры с выделенной суммой НДС полностью исключать вероятность возникновения претензий со стороны налогового органа относительно правомерности применения заказчиком вычета мы не можем.
Заметим, что с учетом упомянутого постановления КС РФ ВС РФ был сформирован подход, в соответствии с которым лицо, приобретавшее товары (работы, услуги) по операциям, освобожденным от налогообложения, но получившее от контрагента счет-фактуру с выделением суммы НДС, не лишено права принять к вычету предъявленную сумму НДС (п. 25 Обзора судебной практики ВС РФ N 1 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 28.03.2018, п. 13 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2016), утвержденного Президиумом ВС РФ 20.12.2016).
Приведенный подход ВС РФ касается случаев, предусмотренных пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ. На наш взгляд, он справедлив и применительно к случаям выставления счетов-фактур с выделенной суммой НДС лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС (пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).

Рекомендуем Вам ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Учет НДС при определении цены контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Ответ прошел контроль качества

25 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Стромова И. В.

Включать НДС в цену контракта? Изменять цену контракта, если исполнитель на УСН? Узнаем позицию экспертов и судов

В Школе электронных торгов прошел вебинар «НДС в контракте и договоре в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Эксперт по торгам Станислав Грузин рассказал особенности учета налога на добавленную стоимость (НДС) на этапах:

  • формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК);
  • оценки и сопоставления заявок, выбора победителя;
  • заключения контракта с победителем;
  • оплаты контракта.

В этих ситуациях у заказчиков и поставщиков возникают сложности с учетом НДС. Разберем их в статье на основе рекомендаций вебинара.

НДС в закупках по 44-ФЗ

Формирование начальной (максимальной) цены контракта, предложений участников о цене

Начальная (максимальная) цена контракта определяется по правилам статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Закон № 44-ФЗ). В Законе 44-ФЗ не указано, что заказчик должен включить или не включить НДС в стоимость контракта. Но такая обязанность следует из разъяснений Минфина и сложившейся закупочной практики.

Минфин России в письме от 29.08.2014 № 02-02-09/43300 отмечает: «При обосновании НМЦК заказчик может установить условия формирования цены контракта с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей». Цена контракта должна содержать все потенциальные расходы поставщика, в том числе налоги.

Рекомендация заказчикам: включайте НДС в стоимость и выделяйте в цене контракта.

Заказчик тоже устанавливает требования к формированию цены предложения, которая должна содержать обязательные платежи, в том числе налоги.

Совет поставщикам: учитывайте НДС в цене предложения.

Исключения, предусмотренные Налоговым кодексом

Если продукция не облагается НДС, заказчик не включает налог в НМЦК и не выделяет в стоимости, а поставщик предлагает цену без НДС. Например, при закупке программного обеспечения.

Оценка и сопоставление заявок, выбор победителя

В Законе 44-ФЗ нет норм, которые регулируют порядок и процедуру рассмотрения и оценки заявок, определения победителя среди участников, применяющих различные системы налогообложения.

Закон 44-ФЗ предусматривает равные условия участия в закупках вне зависимости от организационно-правовой формы и системы налогообложения участников закупки. Любой участник закупки, в том числе тот, кто освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупках.

Ценовые предложения участников, которые не являются плательщиками НДС, будут отличаться от остальных. Например, НДС не платят компании на упрощенной системе налогообложения. Поэтому их итоговая цена предложения будет ниже. Но это не значит, что заказчик должен прибавить к цене предложения такого участника сумму НДС.

Вне зависимости от системы налогообложения заказчик использует в расчетах при оценке и сопоставлении заявок или выборе победителя ту цену, которая подана.

Заключение контракта с победителем

Грузин Станислав Вадимович

« Если в заявке победителя указано 100 рублей, то и в итоговый контракт попадет 100 рублей. Даже если победитель применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС. Никаких 20 рублей НДС дополнительно! Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

Случаи, когда цену можно пересмотреть, установлены ст. 95 Закона № 44-ФЗ — там нет ситуации, когда победил неплательщик НДС ».

Оплата цены контракта

Рекомендация заказчикам: контракт оплачивается по цене, предусмотренной в контракте. Режим налогообложения участника не может оказывать влияние как на формирование цены контракта, так и на сумму оплаты по нему.

Совет поставщикам: внимательно анализируйте содержание контракта. Условиями контракта предусмотрено выставление счета-фактуры? Обратите внимание, если «упрощенец» выставит счет-фактуру заказчику с выделенной суммой НДС, то всю сумму налога придется заплатить в бюджет (см. п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 08.12.2016 № 03-11-06/2/73239). Также на указанную сумму представляется декларация по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Важно: по контрактам, которые заключены до 1 января 2019 года и исполняются в текущем году, допускается изменить цену в пределах увеличения ставки НДС. Такое соглашение стороны могут заключить до 1 октября 2019 года.

НДС в закупках по 223-ФЗ

Разберем этап оценки и сопоставления заявок, где возникает больше всего вопросов участников.

Закон № 223-ФЗ не регламентирует, должен заказчик включать НДС в цену контракта или нет. Заказчик может самостоятельно определить в Положении о закупках, на каком этапе он будет начислять НДС:

  • включать в начальную (максимальную) цену договора (Н(М)ЦД) и оценивать заявки только по цене предложения участника;
  • включать в Н(М)ЦД, но при оценке сравнивать УПЗ на УСН или нет;
  • учитывать НДС только при оплате за поставленный ТРУ.

Подходы в порядке оценки заявок участников с различной системой налогообложения и практика их применения

Позиция судов 1: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, даже если участники закупки применяют различные системы налогообложения:

  • «…Применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, ограничению конкуренции.
  • Установленный порядок закупки допускает уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС, на сумму учтенного НДС, а ценовые предложения участников, применяющих иной налоговый режим, остаются неизменными». •
  • Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2015 № Ф03-3011/2015 по делу № А73-14973/2014.

Позиция ФАС:

  • «В соответствии с документацией, в случае если претендент не является плательщиком НДС, то цена не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без НДС. На стадии оценки и сопоставления заявок для целей сравнения ценовые предложения других участников также учитываются без НДС».
  • Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15.

Вывод: проводить оценку по ценовым предложениям, указанным в заявках.

Позиция 2: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, если это не предусмотрено документацией о закупке:

  • «Комиссией. УФАС России установлено, что Закупочной документацией не предусмотрен порядок сравнения цен участников без НДС;
  • . Ввиду того что. по итогам Закупки договор заключается по цене, включающей все налоги. наиболее предпочтительным. предложением от участников. будет являться предложение с наиболее низкой окончательной ценой вне зависимости от применяемой участником Закупки системой налогообложения как не оказывающей никакого влияния на качество и полноту оказания услуг по договору;
  • Комиссия УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора закупки по неправомерному сравнению заявок участников Закупки по ценам без НДС. нарушения пп. 2, 3 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ».
  • Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 15.04.2016 по жалобе № Т02-226/16.

Позиция 3

Письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 № ОГ-Д28-2554:

  • «При проведении оценки по критерию «цена договора, цена единицы продукции» заказчик в положении о закупке вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом системы налогообложения, применяемой к таким участникам.
  • . Заказчик вправе определить в положении и установить в документации правила применения налогового вычета НДС в отношении приобретаемой продукции. В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС.
  • В случаях когда результаты анализа не позволяют однозначно заключить о наличии права заказчика применить налоговый вычет НДС либо если налоговый вычет НДС применяется в отношении части приобретаемой продукции, в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений возможно использование цены предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов. ».

Что делать в ситуации, когда вы нашли интересную для себя закупку, а заказчик работает с НДС, а вы на УСН? Кто из участников в результате окажется в более выгодных условиях: «упрощенец» или тот, кто работает на общей системе налогообложения? Практически все поставщики задаются этими болезненными вопросами и не понимают, как правильно поступить. В статье мы собрали материал, который поможет поставщикам сориентироваться еще до участия в закупке и не допустить ошибок.

  1. «НДС» — что это такое?
  2. НДС при заключении госконтракта
  3. Госконтракт с поставщиком на УСН
  4. Госконтракт с физическим лицом
  5. Рекомендации участнику закупок
  6. НДС в 223-ФЗ
  7. Рекомендации заказчику по 223-ФЗ

«НДС» — что это такое?

НДС — это 20%-ный налог (в большинстве случаев) на добавленную стоимость. Им облагаются организации, работающие по общей системе налогообложения (ОСНО) и создающие дополнительную рыночную стоимость. Проще говоря, это когда организации добавляют к себестоимости дополнительную сумму, а потом часть от этой суммы возвращают в бюджет. Организации предлагают товар, выполняют работы, оказывают услуги по более высокой цене, чем их себестоимость.

С 2020 г. для общих случаев ставка составляет 20% (0% — для международных перевозок, 10% — при продаже продовольствия, газет, журналов, медизделий и др., об этом говорится в ст.164 НК РФ).

Разница между себестоимостью продукции и ценой, по которой она реализовывается, и будет считаться таким налогом.

В нашей стране НДС применяется с 01.01.1992 г. Изначально он исчислялся в порядке, утвержденном законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 г. подчиняется гл.21 Налогового кодекса России.

Рассчитать НДС можно на сайте http://www.ndscalc.ru/, воспользовавшись онлайн калькулятором. Расчет НДС является ключевым критерием бухгалтерии любой организации, работающей с ОСНО. Начинающие бизнесмены и руководители недостаточно разбираются в процедуре выделения НДС. Однако ошибки здесь недопустимы, плата может оказаться очень высокой. Онлайн калькулятор поможет выделить и начислить налог на добавленную стоимость, не углубляясь в математические сложности.


НДС при заключении госконтракта

Если контракт заключается по 44-ФЗ, то в роли заказчика выступает наше государство.

Условия, по которым заключается контракт, определены ч.1 ст.34 44-ФЗ. Они предусмотрены извещением о проведении закупки или приглашением принять участие в процедуре определения исполнителя, закупочной документацией, заявкой, окончательным предложением участника, с которым подписывается договор, кроме случаев, в которых согласно с 44-ФЗ извещение или приглашение, закупочная документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В ч.2 ст.34 44-ФЗ говорится, что при заключении контракта, его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения обязательств.

При этом в извещении о проведении закупки обязательно должна указываться начальная максимальная цена контракта (НМЦК). При составлении обоснования цены организатор вправе устанавливать условия формирования цены договора (лота), например, с учетом или без учета затрат на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей. Такого мнения придерживается Минфин в своем Письме от 29.08.2014 г. № 02‑02‑09/43300.

Принимать участие в закупке может любое юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала) или любое физлицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, применяемый налоговый режим не влияет на количество участников. Участвовать могут наравне организации и ИП, работающие по спецрежимам налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН) и участники на ОСНО. 44-ФЗ в этом отношении никого не ограничивает. Следовательно, заказчик не вправе требовать пересчета предложенной потенциальным исполнителем цены. В ч.1 ст.95 44-ФЗ говорится, что цена может быть уменьшена заказчиком только с согласия исполнителя.

Если заказчик устанавливает запреты и ограничения, это может быть поводом для привлечения его к административной ответственности на основании ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.

Только договорившись с участником, заказчик может составить допсоглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сэкономив средства в бюджете.

Госконтракт с поставщиком на УСН

Применение налога происходит на 2-х этапах:

  1. Формирование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).
  2. Цена заключения контракта.

Если обратимся к Приказу Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 г., в котором определены способы формирования НМЦК, то увидим, что министерство не дает рекомендаций по включению НДС в НМЦК. Но сообщает, что стоимость должна соответствовать условиям предстоящей закупки. То есть, если предмет заказа входит в перечень объектов налогообложения, организатору торгов надлежит учесть данный взнос в НМЦК (операции, не признаваемые объектом налогообложения, перечислены в ч.2 ст.146 НК РФ).

Фактически, когда заказчик указывает НМЦК, он уже должен учитывать налог на добавленную стоимость.

Если исполнитель, например, работает на «упрощенке» (УСН), то в контракте в графе указания цены ставится прочерк, либо прописывается формулировка «НДС не облагается».

Согласно общему правилу организации и ИП, работающие по упрощенной системе налогообложения, не являются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с заказчиком, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры).

В этом случае сумма налога на добавленную стоимость, которая учтена заказчиком при определении НМЦК, будет являться дополнительным доходом участника закупки. Этой позиции придерживаются:

  • Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 06.10.2011 г. №АЦ/39173;
  • Минфин РФ в письме от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02;
  • Минэкономразвития РФ в письмах от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741;
  • ФНС в письме № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016 г.

В письме ФАС от 06.10.2011 г. №АЦ/39173 отмечается:


Из текста письма, можно сделать вывод, что организации или ИП, работающие по УСН, находятся в более выгодном положении, в отличие от участников на ОСНО.

Разберемся на практике:

Допустим, на участие в запросе котировок поданы 2 заявки. Первая подана участником, находящимся на УСН с ценой 110 тыс. руб., а вторая — участником на ОСНО с ценой 120 тыс. руб. включая НДС.

Процедуру выиграл участник, предложивший наиболее выгодные для заказчика условия, т.е. участник на УСН с ценой контракта – 110 тыс. руб.

Второй участник сразу заложил в свое ценовое предложение сумму НДС. Если бы не НДС, его цена была бы 100 тыс.руб. и победителем стал бы именно он.

Следует отметить, что сравнение цен без учета НДС пользуется популярностью среди заказчиков по 223-ФЗ.

В Письме Минфина РФ от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02 встречаем такое мнение:


В Письмах Минэкономразвития РФ от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741 по этому вопросу такая формулировка:


ФНС — письмо № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016 г.:


Позиция судебной практики:

Однако судьи не разделяют мнение приведенных выше ведомств. Так, например, в Постановлении АС ВВО от 18.08.2014 г. №А82-3316/2013, Постановлении ФАС ВВО от 15.05.2014 г. по делу №А29-6032/2012, Постановлении АС СЗО от 06.08.2014 г. по делу №А21-9158/2013, Постановлении ФАС СЗО от 20.02.2014 г. по делу №А21-2287/2013, Постановлении ФАС ЗСО от 25.09.2013 по делу №А67-294/2013 суд встал на сторону заказчика, оплатившего исполнителю обязательства в размере стоимости контракта за вычетом НДС.

В Решении Арбитражного суда Краснодарского края по Делу № А32-32818/2015 суд также вынес решение в пользу заказчика, который в проекте контракта указал сумму, предложенную победителем электронного аукциона с учетом НДС, не смотря на то, что победитель находился на УСН.

Вот скриншот фрагмента из этого решения:


Такое же решение вынесено и в Решении Арбитражного суда Курганской области по делу № А34-6052/2015.

Следует отметить, что встречаются примеры, когда решение выносилось в пользу исполнителя, находящегося на УСН. Примером этого служит Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 №Ф03-3381/2013.

Госконтракт с физическим лицом

Руководствуясь положением п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ в текст договора вносятся обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юрлицу или физлицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если согласно законодательству РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.

Если контракт подписывается с физлицом в тексте обязательно нужно отразить условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физлицу, на размер налоговых платежей (НДФЛ — 13%), связанных с оплатой обязательств.

Так, заказчик оплачивает физлицу сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей. Сумма налога переводится заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физлицу (ст. 226 НК РФ).

Речь идет именно о размере выплат физическому лицу, а не уменьшении цены контракта.

Подведем итог из вышесказанного:

  • закупки проводятся на общих для всех участников основаниях, независимо от налогового режима;
  • при оплате работ заказчик обязан руководствоваться ценой, предложенной победителем и указанной в контракте;
  • на условия контракта не влияет применяемый выигравшим участником «спецрежим»;
  • заказчик не вправе вносить изменения в цену договора без согласования с исполнителем.

Судьи же не пришли к единому мнению по этому вопросу. Некоторые из них разделяют нашу точку зрения и выносят решения в пользу поставщиков на «упрощенке», другие – принимают сторону заказчика.

Рекомендации участнику закупок

Важный момент! Если закупка проводится на собственные деньги заказчика, а не из бюджета, и об этом говорится в документации, то требование заказчика о заключении контракта с НДС правомерно. Судебные ведомства придерживаются этого мнения.

  1. Если закупка уже состоялась, и вы получили от заказчика проект контракта с НДС, отправьте ему протокол разногласий с просьбой указать цену «Без НДС», т.к. вы работаете на УСН.
  2. Если контракт подписан с НДС, не направляйте заказчику счет-фактуру.
  3. В заявке отмечайте сразу, что находитесь на «упрощенке» и не относитесь к плательщикам НДС. Дополнительно можно подать вместе с заявкой Уведомление о переходе на УСН (форма № 26.2-1) с отметкой налоговой инспекции.
  4. Если заказчик организовал процедуру за счет собственных средств и указал цену с НДС, то хорошо подумайте над рентабельностью такой работы. В большинстве случаев для упрощенцев такие условия окажутся невыгодными.

НДС в 223-ФЗ

223-ФЗ не дает четких инструкций для определения НМЦК и заключения контракта. В ст.4 говорится только, что в извещении должна быть информация о НМЦК и порядке ее формирования (с учетом затрат или без них на уплату пошлин, налогов и иных обязательных платежей). Положением о закупке должно регулироваться сравнение ценовых предложений потенциальных исполнителей, работающих с разными налоговыми режимами.

Мнения по данному вопросу снова разделились:

  1. В Решении Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 г. по жалобе № Т02-405/15, Решении Хабаровского УФАС России от 30.09.2014 г. № 157 говорится, что НДС необходимо учитывать при оценке предложений, в противном случае нарушается принцип равноправия и экономически эффективного расходования бюджета.
  2. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2015 г. № Ф02-1709/2015 по делу № А33-10428/2014, Определении Верховного Суда РФ от 11.04.2017 г. по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 наоборот сообщается, что оценка без учета НДС не создает неравные условия участия.

Нет единого мнения на расчет стоимости договора, заключаемого с исполнителем на спецрежиме. Уменьшение цены договора на ставку НДС с победителем практически всегда признается неправомерным, однако на практике снижение в случае применения исполнителем договора упрощенной системы признавалось законным (решение Челябинского УФАС от 03.11.2016 г. по жалобе № 77-03-18.1/2016).

Из-за того, что ведомства не имеют четкой позиции по данному вопросу, возникают определенные риски для сторон. Поэтому Положение о закупке – это единственный инструмент урегулирования спорных ситуаций, в нем нужно конкретно обозначать все требования.

Рекомендации заказчику по 223-ФЗ

Исходя из предыдущего пункта настоящей статьи, заказчику можно дать 3 простых совета по оценке предложений потенциальных исполнителей. Их соблюдение поможет избежать некоторых спорных моментов в будущем.

  1. Определитесь с подходом в оценке заявок будущих поставщиков, какой из них наиболее удобен для вас и оптимален, учитывая сложившуюся практику: учитывать НДС или не учитывать при сопоставлении заявок.
  2. Пропишите свои четкие требования в положении о закупках и закупочной документации.
  3. Сопоставляйте ценовые предложения строго в соответствии с условиями документации.

Наше предприятие находится на УСН (доходы – расходы). Мы являемся субподрядчиком. Генподрядчик работает по общей системе налогообложения. В связи с этим значительную сумму НДС нельзя принять к вычету. Как можно поступить, чтобы было выгодно обеим сторонам? Если генподрядчик будет приобретать материалы сам, сможет ли он их списывать, или нужно их передавать субподрядчику? Как в таком случае отразить это в бухгалтерском учете субподрядчика и как это повлияет на единый налог?

В соответствии со ст. 740 Гражданского кодекса РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (ст. 706 ГК РФ).

Реализация работ является объектом налогообложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Таким образом, реализация субподрядчиком, применяющим УСН, работ генподрядчику не облагается НДС.

Следовательно, генподрядчик не может принять НДС со стоимости работ к вычету.

По общему правилу, установленному ст. 745 ГК РФ, обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик.

Однако договором строительного подряда может быть предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик.

Глава 37 ГК РФ «Подряд» предусматривает два способа обеспечения работ.

Ст. 704 Гражданского кодекса РФ установлено, что если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами.

Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

В то же время ст. 713 ГК РФ допускает выполнение подрядчиком работы с использованием материала заказчика.

Если заказчик передает подрядчику материалы для переработки без оплаты (то есть в качестве давальческих), то эти материалы остаются в собственности заказчика.

Следовательно, договором подряда может быть предусмотрено, что работы по строительству выполняются из материалов заказчика (генподрядчика).

В этом случае в договоре должен быть прописан порядок передачи материалов субподрядчику и цена материалов.

Если заказчик передает подрядчику давальческие материалы, то стоимость этих материалов не учитывается в цене договора подряда.

То есть стоимость строительных работ определяется без учета стоимости материалов заказчика (генподрядчика).

Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов , утвержденными приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н, установлено, что давальческие материалы – это материалы, принятые организацией от заказчика для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции.

Организация, передавшая свои материалы другой организации для переработки (обработки, выполнения работ, изготовления продукции) как давальческие, стоимость таких материалов с баланса не списывает, а продолжает учитывать на счете учета соответствующих материалов (на отдельном субсчете).

Принятые организацией давальческие материалы учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

Генподрядчик передает субподрядчику материалы по накладной на отпуск материалов на сторону (унифицированная форма № М-5, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71).

Накладная выписывается в двух экземплярах, второй экземпляр остается у получателя материалов (субподрядчика).

Вы можете непосредственно в накладной указать, что материалы получены на давальческих условиях.

Такая накладная поможет Вам документально подтвердить, почему Вы не включили стоимость материалов в доходы.

Также никто не запрещает Вам оформить приходный ордер (унифицированная форма № М-4), который применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков.

Только как и в первом случае нужно сделать пометку о том, что материалы получены на давальческих условиях.

Принятие к учету полученных от генподрядчика стройматериалов субподрядчик отражает по дебету счета 003.

Согласно ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

Для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ применяется Акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2).

На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

Обе унифицированные формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 г. № 100

Справка по форме № КС-3 применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы.

Выполненные работы и затраты в Справке отражаются исходя из договорной стоимости.

Поскольку право собственности на передаваемые материалы не переходит к субподрядчику, последний их не оплачивает и, соответственно, стоимость давальческих материалов не признается расходом организации-субподрядчика.

Списание стоимости использованных материалов отражается по кредиту счета 003.

Стоимость выполненных субподрядчиком строительных работ (без учета стоимости материалов генподрядчика) будет признана доходом субподрядчика.

В бухгалтерском учете субподрядчика будут сделаны следующие записи:

ДЕБЕТ 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» КРЕДИТ 90 «Продажи» субсчет «Выручка»

– отражена сумма выручки от реализации работ;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 20 «Основное производство»

– списана фактическая себестоимость работ.

В целях налогообложения единым налогом при УСН доходом субподрядчика будет признана выручка от реализации работ (ст. 346.15 НК РФ).

Реализацией работ согласно ст. 39 НК РФ признается передача на возмездной основе права собственности на результаты выполненных работ одним лицом для другого лица.

При определении налоговой базы по налогу при УСН стоимость использованных давальческих материалов не учитывается.

Генподрядчик, приобретая материалы за свой счет и передавая их субподрядчику на давальческой основе для использования в работе, будет вправе принять НДС, уплаченный поставщику, к вычету.

Есть еще один вариант снижения налоговой нагрузки для генподрядчика.

Стороны для приобретения материалов могут использовать посреднический договор.

Так, например, в соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

При этом имущество, приобретенное агентом за счет принципала, является собственностью принципала.

То есть если субподрядчик заключит с генподрядчиком агентский договор, то, являясь агентом по договору, Вы будете приобретать материалы от имени и за счет принципала (генподряд­чика).

В этом случае приобретенные материалы будут являться собственностью принципала (генподрядчика).

Эти материалы генподрядчик в свою очередь передаст субподрядчику как давальческие для выполнения работ по договору подряда (то есть без оплаты субподрядчиком).

Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения по единому налогу не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

П.п. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким образом, перечисленные субподрядчику принципалом (генподрядчиком) в рамках агентского договора денежные средства в целях выполнения поручения принципала по приобретению материалов не будут учтены в составе доходов агента (субподрядчика).

Вы можете обойтись и без заключения отдельных договоров подряда и агентирования.

Ст. 421 ГК РФ допускает возможность заключения сторонами договора, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре.

То есть в стандартный договор подряда Вы добавляете условие о том, что субподрядчик в качестве агента от имени и за счет генподрядчика приобретает материалы, необходимые для выполнения работ.

Вы можете прописать условие о размере агентского вознаграждения отдельной строкой либо указать, что сумма агентского вознаграждения включается в стоимость работ по договору подряда.

Согласно Порядку заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденному приказом Минфина РФ от 31.12.2008 г. № 154н, в Книге учета доходов и расходов в графе 1 указывается порядковый номер регистрируемой операции.

В графе 2 указывается дата и номер первичного документа, на основании которого осуществлена регистрируемая операция.

В графе 3 указывается содержание регистрируемой операции.

В графе 4 согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ отражаются доходы, в которые включаются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Поскольку стоимость давальческих материалов не включается в состав доходов организации-субподрядчика, то операции по получению этих материалов в Книге учета… не отражаются.

Особенность стройиндустрии такова, что здесь редко когда весь объем работ выполняет компания, заключившая договор с заказчиком. На разных этапах в процесс включаются третьи компании – субподрядчики, имеющие необходимый опыт и специалистов для выполнения отдельных видов работ. Эта особенность строительного производства сказывается и на налогообложении. В частности, и у генподрядчиков, и у субподрядчиков возникают проблемы в исчислении НДС. Как их решить, не нарушив законодательство, – в этом обзоре.

1. Прерванная цепочка плательщиков НДС

Суть проблемы:

На практике нередко случается так, что один из участников строительства – генподрядчик или субподрядчик – не является плательщиком НДС. Возникает вопрос – как быть с НДС? В основном, проблемы возникают в ситуации, когда субподрядчик платит НДС, а генподрядчик – нет.

Правильное решение:

Ситуация 1. Генподрядчик не платит НДС, субподрядчик платит НДС. В данной ситуации генподрядчик оплачивает работы субподрядчика с учетом НДС, но заказчику выставляет общую стоимость работ без НДС.

Пример. Субподрядчик – плательщик НДС по ставке 20% выполнил работы на сумму 50 млн сум., начислил на них 20% НДС и предъявил генподрядчику 60 млн сум. Генподрядчик – неплательщик НДС выполнил работы на сумму 70 млн сум. и предъявил заказчику общую их стоимость – 130 млн сум. (60 + 70) без НДС.

Ситуация 2. Генподрядчик платит НДС, субподрядчик не платит НДС. Генподрядчик должен начислить НДС на весь объем строительных работ, несмотря на то, что субподрядчик не является плательщиком налога, и выставить заказчику их общую стоимость с учетом НДС.

Пример. Субподрядчик – неплательщик НДС выполнил работы на сумму 50 млн сум. и предъявил эту сумму генподрядчику. Генподрядчик – плательщик НДС по ставке 20% выполнил работы на сумму 70 млн сум. без учета НДС, добавил к ним работы, выполненные субподрядчиком, начислил на общую сумму 20% НДС и предъявил заказчику 144 млн сум. с НДС ((50 + 70) х 1,2).

2. Плательщик ЕНП и НДС

Суть проблемы:

Многие бухгалтеры считают, что эти понятия несовместимы, тем самым заблуждаются и допускают ошибки. В ст. 349 НК перечислены случаи, когда «упрощенцы» обязаны платить, что называется, несвойственные им налоги. Например, НДС по объектам, финансируемым из централизованных источников.

Правильное решение:

Действуйте в соответствии со ст. 349 НК. Налогоплательщики, находящиеся на упрощенном налогообложении, обязаны платить НДС по объектам, строительство которых финансируется из Госбюджета и других централизованных источников.

3. Порядок обеспечения строительства материалами

Суть проблемы:

На практике нередко происходит так, что заказчик (генподрядчик) приобретает строительные материалы, которые в последующем генподрядчик (субподрядчик) использует при выполнении своих работ. Этот момент вызывает сложности и в бухучете, и при налогообложении. Бухгалтеры сетуют на несовершенство законодательства. Однако эксперты убеждены, что проблем в нормативной базе нет, и рекомендуют следовать следующей простой инструкции.

Правильное решение:

Поднимите договор подряда и внимательно посмотрите, что в нем сказано в отношении этих материалов. Есть три варианта обеспечения строительства материалами:

1) это могут быть материалы заказчика, которые передаются аналогично давальческому сырью на основании акта приемки-передачи материальных ценностей. Право собственности на эти материалы в данном случае не передается от заказчика генподрядчику или от генподрядчика субподрядчику;
2) генподрядчик (субподрядчик) приобретает (покупает) эти материалы у заказчика (генподрядчика) и одновременно получает на них право собственности;
3) генподрядчик (субподрядчик) при выполнении работ использует собственные материалы, приобретенные им самим у поставщиков.

В первом случае следуйте норме ст. 204 НК: если согласно договору заказчик обеспечивает строительство материалами, то при сохранении за ним права собственности на эти материалы налогооблагаемой базой по НДС является стоимость выполненных и подтвержденных работ без включения в нее стоимости материалов заказчика.

Пример. Заказчик предоставил генподрядчику материалы на сумму 10 млн сум. Генподрядчик – плательщик НДС по ставке 20% выполнил работы на общую сумму 100 млн сум. с учетом материалов заказчика и без НДС. Предъявляя справку-счет-фактуру заказчику, генподрядчик выставит ему 108 млн сум. ((100 – 10) х 1,2).

Во втором и третьем случаях следуйте норме все той же ст. 204 НК: по строительным работам налогооблагаемой базой по НДС является стоимость выполненных и подтвержденных заказчиком работ без включения в нее НДС. Это значит, что генподрядчик (субподрядчик) включает стоимость строительных материалов, приобретенных у заказчика (генподрядчика) или у поставщиков, в общую стоимость работ и облагает ее НДС.

4. Услуги генподряда

Суть проблемы:

Этот термин активно применяется в строительстве. Хотя законодательно он не определен, под ним подразумеваются услуги, которые генподрядчик может оказывать субподрядчику. Например, это может быть обеспечение технической документацией, временными сооружениями (жилыми, складскими), благоустройство и содержание стройплощадки, вывоз мусора и т.п. На практике генподрядчик при расчетах с субподрядчиком удерживает стоимость услуг генподряда и перечисляет ему оставшуюся сумму. Однако бухгалтеры субподрядчиков испытывают затруднения при учете услуг генподряда и расчете НДС в таких ситуациях.

Правильное решение:

Многие бухгалтеры субподрядчиков вычитают стоимость услуг генподряда из налогооблагаемой базы по НДС, оправдывая свои действия тем, что на счет их компании эти деньги не попадали. Однако это ошибка. Они должны рассчитывать НДС с общей стоимости выполненных работ и не минусовать при этом услуги генподряда.

Для единообразной практики понятие услуг генподряда необходимо прописать в законодательстве, в том числе и налоговом. За рубежом во многих странах, в частности, в России, это понятие прописано в законодательстве, регламентированы связанные с ним нюансы. В законодательстве Узбекистана это пока «пробел», который ждет своего заполнения. Утверждение норм помогло бы поставить точку во многих спорных ситуациях, которые возникают на практике.

5. Счета-фактуры

В практику строительных организаций прочно вошел специальный документ – Справка-счет-фактура о стоимости выполненных работ (понесенных затрат). Он представляет собой акт выполненных работ, заполняемый нарастающим итогом с начала строительства объекта, с реквизитами счета-фактуры. Использование этой формы освобождает от необходимости составления отдельного счета-фактуры. Однако после перехода с 1 января 2020 года на электронные счета-фактуры всем придется подчиниться общепринятым правилам. Специалисты ГНК пояснили, что система электронных счетов-фактур основана на единой форме счета-фактуры (утв. постановлением МФ и ГНК, рег. МЮ № 3126 от 21.01.2019 г.) и не предусматривает отдельной его формы для строителей.

Правильное решение:

Бухгалтерам строительных организаций придется следовать общеустановленной практике. Счета-фактуры в системе электронных счетов-фактур оформляются по форме, утвержденной Минфином и ГНК. При необходимости дополнительно к электронному счету-фактуре можно на бумаге составить акт выполненных работ.

Ирина АХМЕТОВА, эксперт "Нормы",

Читайте также: