Судебная практика по возмещению ндс при импорте

Опубликовано: 28.09.2022

Преимущественно судятся из-за вычетов НДС, но этот налог может быть предметом споров и по другим поводам. Вспомним, какие судебные решения по НДС были приняты в 2020 году: побеждать удавалось не только инспекции, но и налогоплательщикам. Постарайтесь учесть полезные для вас выводы.

Возврат неосновательного обогащения облагается НДС

Заказчик перечислил подрядчику в рамках договора на выполнение строительных работ аванс. Но в дальнейшем договор был расторгнут, и заказчик обратился в суд за возвратом аванса. Суд обязал подрядчика вернуть заказчику аванс, квалифицировав его сумму как неосновательное обогащение.

На этом основании подрядчик решил исключить спорную сумму из суммы аванса, с которой он заплатил авансовый НДС при получении, и подал уточненную декларацию. Инспекция отказалась принять уточнение и уменьшить сумму налога к уплате, а фирма пошла в суд.

Судьи указали, что взысканные через суд авансы не перестают быть авансами, даже если в судебном решении написано, что взыскивается неосновательное обогащение. То есть спорная сумма облагается НДС. Все вышестоящие суды и Верховный Суд поддержали такой вывод (Определение ВС РФ от 4 февраля 2020 г. № 308-ЭС19-26316).

Если аванс взыскивается как неосновательное обогащение, уточнять налоговую базу не следует. А НДС можно будет принять к вычету, но не позднее одного года с момента возврата.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Кадастровая стоимость - без НДС

Рыночную стоимость считают наиболее реальной продажной ценой имущества. Кроме того, существует мнение, что если при продаже нужно начислить НДС, значит, налог следует включить и в кадастровую стоимость объекта. А судебные органы, к сожалению, не усматривают в этой ситуации задвоения налогов - на имущество организаций и НДС. Ведь, по их мнению, начисление этих налогов происходит на разных этапах и не зависимо друг от друга.

Но фирма решила через суд снизить кадастровую стоимость объекта на сумму НДС. Все нижестоящие суды отказали в иске.

А ВС направил дело на повторное рассмотрение, поскольку ни в законе об оценочной деятельности, ни в НК нет положений о том, что НДС нужно включать в кадастровую стоимость объекта (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 5 февраля 2020 г. № 5-КА19-66).

ВС и ранее делал выводы в пользу налогоплательщиков (см. Кассационное определение ВС от 9 августа 2018 г. № 5-КГ18-96).

Включение НДС в кадастровую стоимость объекта приводит к двойному налогообложению. НК определяет объект налогообложения для каждого налога в связи с возникновением основания для его уплаты:

  • по НДС – это реализация, а оценка объекта недвижимости для дальнейшего использования без реализации не образует объекта обложения НДС;
  • по налогу на имущество – в связи с правом владения объектом.

Но при этом нужно быть осторожными.

В Определении КС РФ от 30 сентября 2019 г. № 2604-О говорится следующее. При несогласии с кадастровой стоимостью недвижимости фирма вправе ее оспорить. Но самостоятельно вычитать НДС из кадастровой стоимости недвижимости при расчете налога на имущество нельзя. Запрещено использовать при исчислении налоговой базы по налогу на имущество сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, отличные от указанных в ЕГРН.

Спустя три года после принятия товаров к учету НДС-вычет не дадут

Просрочка НДС-вычета – одна из самых частых причин судебных разбирательств. Заметим, что выиграть суд с инспекцией, если просрочка установлена, не получится.

В данном деле фирма завысила вычеты в III квартале 2015 года по счетам-фактурам, выставленным продавцом в сентябре и октябре 2011 года.

Инспекция их сняла и доначислила налог. Фирма пошла в суд, ссылаясь на то, что результаты работ получила только в спорном периоде.

Однако суды трех инстанций ей отказали. Право на вычет, ограниченное тремя годами, истекло в сентябре и октябре 2014. На момент подачи декларации по НДС за III квартал 2015 года этого права у фирмы уже не было. Момент предъявления НДС к вычету производится в период совершения операций по приобретению работ.

А как же принятие результатов работ?

Судьи указали, что если в 2011 году объект достроен не был, то фирма могла применять вычеты в ходе его строительства, по мере подписания актов приемки и поступления счетов-фактур. Так что просрочка вычета произошла из-за упущения компании.

ВС РФ согласился (Определение от 25 февраля 2020 г. № 307-ЭС19-28236).

Для НДС-вычета важно, что не было уклонения от налога

Инспекция отказала вычете и доначислила покупателю НДС, пени и штраф, поскольку продавец, по мнению проверяющих, не мог исполнить договор: среднесписочная численность его работников 1 человек, у него нет транспорта и производственных активов. Значит, представленные им документы не подтверждают реальность поставки.

Суды инспекцию поддержали. Помимо указанных прегрешений, поставщик уплачивает в бюджет минимальные платежи по прибыли и НДС. А это является причиной того, в бюджете не сформирован источник возмещения НДС. Ну а покупатель расплачивается за то, что не проявил должной осмотрительности при выборе контрагента.

Однако ВС не согласился с таким подходом.

Неуплата налога контрагентом или поставщиками предыдущих звеньев не является достаточным основанием для отказа покупателю в НДС-вычете. Кроме этого, необходимо устанавливать наличие умысла у покупателя на уклонение от уплаты налогов.

А в данном деле вывод об отсутствии экономического источника для вычета НДС был основан на предположении. Доказательства компании об отсутствии умысла не исследовались. А она приводила доводы, что реальность продавца сомнению не подлежала: у него был склад для хранения товаров, и он нанял экспедитора для осуществления поставки.

ВС также разъяснил, что если инспекция не ставит вопрос об участии налогоплательщика в уклонении от уплаты налогов, то судебная практика исходит из презумпции должной осмотрительности в гражданском (хозяйственном) обороте. А в данном деле инспекция это положение не опровергла и суды его тоже не учли.

ВС направил дело на повторное рассмотрение (Определение от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Все бизнесмены, которые ввозят на территорию России товары из-за рубежа, должны уплачивать с их стоимости НДС. Его можно принять к вычету, если собрать подтверждающие документы, заплатить налоги и правильно оформить поступление. Расскажем о порядке возмещения НДС при импорте.

В каких случаях можно получить вычет

НДС с импортных товаров уплачивают все, в том числе предприниматели и организации на спецрежимах и те, кто освобожден от уплаты налога по другим причинам. Освобожденные от уплаты внутреннего налога не имеют права принять к вычету импортный НДС — его необходимо включить в расчет стоимости купленных товаров и услуг.

Если товар не облагается налогом, вычет с него получить тоже нельзя. Перечень таких случаев дан в ст. 150 и 151 НК РФ.

Чтобы получить вычет, нужно соблюсти четыре условия:

  • купить товары для использования в деятельности, облагаемой НДС;
  • надлежащим образом отразить сделку в учете и в первичных документах;
  • отразить операцию в книге покупок;
  • сохранить документы, которые подтвердят уплату НДС.

На заявление вычета есть три года с того дня, как импортный товар приняли на учет и уплатили налог.

Порядок возмещения НДС при импорте

Получателем НДС при импорте товаров общем случае выступает таможня. НДС нужно заплатить не по итогам квартала, а одновременно с другими таможенными платежами. Налоговая база по ввозному НДС складывается из таможенной стоимости приобретенных товаров, таможенной пошлины и суммы акциза (если он есть).

Если в результате заявления вычета за отчетный период сформируется сумма налога «к возмещению», то, чтобы получить возмещение НДС при импорте, нужно подать в налоговую декларацию по НДС и подготовить документы из списка:

  • договор о поставке товара в Россию (в нем должны быть указаны данные сторон, условия, сроки и сумма поставки);
  • таможенную декларацию с отметками о разрешении выпуска;
  • документы об уплате налога на таможне, подтверждающие поступление НДС в бюджет (квитанции, чеки, платежные поручения);
  • накладные и другие сопроводительные документы;
  • первичные документы, подтверждающие принятие к учету.

Сдать декларацию нужно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. На предъявление НДС к возмещению дано 3 года, потом вернуть налог будет невозможно.

Что входит в процедуру проверки налоговой для возмещения НДС при импорте

После получения декларации налоговая начинает камеральную проверку и в процессе решает, нужно ли делать возврат. Проверка длится два месяца, но при наличии признаков возможных нарушений этот срок может быть продлен до трех месяцев. В процессе налоговая выполняет следующие действия:

  1. Проводит анализ документов, которые представил импортер. Устанавливает импортера и отправителя, проверяет соответствие данных, оформление документов, факт заключения договора и т.п.
  2. Изучает данные отправителя. Для установления его существования налоговая может делать запросы в иностранные контрольные органы.
  3. Изучает движение товара и устанавливает фактического приобретателя товара: проверяет сопроводительные документы, договоры о доставке, маршрут движения транспортного средства и прохождение контрольных точек.

В ходе проверки налоговая определяет законность заявленных налогоплательщиком требований о возврате НДС при импорте в Россию. По итогам проверки в течение семи дней налоговая выносит решение о полном либо частичном возмещении налога или об отказе.
Деньги могут вернуть тремя способами: перевести на счет компании, зачесть в счет будущих платежей или погасить ими долги по налогу.

Возмещение НДС при импорте из стран ЕАЭС

К ЕАЭС относятся Армения, Республика Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия. Эти страны заключили международный договор об отмене таможенного контроля и таможенного оформления. Это формирует главное отличие — российские импортеры уплачивают НДС в налоговый орган, а не на таможню.

Налоговая база по НДС определяется как стоимость приобретенных товаров, увеличенная на сумму акцизов (если товары подакцизные). База по НДС определяется на дату принятия ввезенных товаров к учету.

Заплатить НДС при импорте из стран ЕАЭС нужно не позднее срока подачи налоговой декларации по косвенным налогам, то есть не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем ввоза товара в Россию. Например, за товар, ввезенный в июле, нужно отчитаться и заплатить НДС до 20 августа. Вместе с декларацией в налоговую инспекцию по месту нахождения подают документы, подтверждающие импорт и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Помните, что для получения вычета по НДС нужно выполнить три условия:

  • принять товары к учету;
  • уплатить НДС в бюджет и отразить налог в декларации по косвенным налогам;
  • получить отметку налоговой на заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Налоговая проверяет декларацию, документы и заявление в течение 10 рабочих дней с даты подачи декларации, затем принимает решение о проставлении отметки об уплате налога.

Пример. Импортер оприходовал товары в июне. В этом же месяце он уплатил НДС и отразил эту сумму в декларации по косвенным налогам. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов он направил в ИФНС 30 июня, а отметку получил уже 1 июля. В таком случае НДС можно принять к вычету и отразить в декларации по НДС по итогам III квартала.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

от 25 января 2017 г. по делу N А32-10371/2016

История рассмотрения дела

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2017 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Гришко Н.В. (доверенность от 15.04.2016), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Южный центр" (ИНН 6167068896, ОГРН 1036167011341), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2016 (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-10371/2016, установил следующее.

ООО "Южный центр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Краснодарской таможне (далее - таможня) со следующими требованиями:

- признать незаконным отказ таможни в возврате 7 582 037 рублей 72 копеек излишне уплаченного НДС, выраженный в письме от 12.02.2016 N 21.4-28/03082;

- обязать таможню возвратить обществу 7 582 037 рублей 72 копейки излишне уплаченного НДС.

Решением суда от 27.06.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.09.2016, заявленные требования удовлетворены.

Судебные акты мотивированы тем, что факт уплаты обществом спорной суммы НДС подтвержден документально, обществу при вывозе продукции в таможенной процедуре экспорта и в последующих процедурах не предоставлялся возврат НДС, общество не освобождалось от уплаты НДС при осуществлении экспортной операции, поэтому у него не возникла обязанность уплатить НДС при ввозе собственного товара в порядке реимпорта.

Таможня обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 27.06.2016 и постановление суда апелляционной инстанции от 28.09.2016, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что законодательством Российской Федерации не установлен порядок подтверждения факта уплаты внутренних налогов или невозмещения указанных сумм в связи с вывозом товара за пределы таможенной территории Таможенного союза при помещении товара под таможенную процедуру реимпорта; при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта внутренние налоги подлежат уплате таможенному органу, за исключением случаев, когда реимпорт является завершающей процедурой.

В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя таможни, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.

Как видно из материалов дела, во исполнение контракта на поставку муки пшеничной от 24.04.2015 N 21/2015-WF, заключенного с компанией "Grainbow AG" (Швейцария), общество 12.11.2015 и 30.11.2015 осуществило декларирование товаров по декларациям на товары N 10313110/101115/0004556 т/х "VOLGO-BALT 220" и N 10313110/301115/0004865 т/х "DIVA", которые вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта.

В связи с выявленной ошибкой в маркировке груза после выпуска товара и его убытия с таможенной территории Таможенного союза, стороны контракта достигли соглашения о возврате данных партий товара в адрес общества, в связи с чем у общества возникла необходимость в осуществлении реимпорта указанных партий товара.

Общество 29.12.2015 по ДТ N 10309150/291215/0001982 и 25.12.2015 по ДТ N 10309150/251215/0001912 (далее - ДТ по реимпорту) произвело таможенное оформление в процедуре реимпорта товара, ранее вывезенного в режиме экспорта, по ДТ N 10313110/301115/0004865 и 10313110/101115/0004556 соответственно.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в режиме реимпорта общество уплатило НДС по ставке 10%: по ДТ N 10313110/301115/0004865-3 872 879 рублей 39 копеек платежными поручениями от 26.08.2015 N 437, от 21.12.2015 N 5436, 5456, и по ДТ N 10309150/251215/0001912-3 709 158 рублей 33 копеек платежными поручениями от 13.08.2015 N 887, от 21.12.2015 N 5436).

Общество 09.02.2016 обратилось в таможню с заявлениями о возврате 7 582 037 рублей 72 копеек НДС, излишне уплаченного по ДТ по реимпорту.

Письмом от 12.02.2016 N 21.4-28/03082 таможня отказала обществу в возврате излишне уплаченного налога при осуществлении реимпорта товаров.

Отказ таможни в возврате суммы уплаченного НДС послужил основанием для обращения общества в суд с заявлением.

При рассмотрении заявленного обществом требования суды обоснованно руководствовались следующим.

В силу пункта 1 статьи 292 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию Таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 Кодекса, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

В силу пункта 3 статьи 293 Кодекса при реимпорте возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории, производится в порядке и на условиях, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с частью 1 статьи 288 Федерального закона от 27.11.2010 N 311- ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311- ФЗ ) при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта подлежат уплате на счет Федерального казначейства, а в случаях, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза, - на счет, определенный этим международным договором, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) проценты с них, если суммы таких пошлин, налогов и (или) проценты с них не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, а также суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Суды установили, что при ввозе продукции в режиме реимпорта общество уплатило в таможню 7 582 037 рублей 72 копейки НДС по ставке 10% от стоимости товаров, что подтверждено платежными поручениями, при этом согласно письму Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области от 06.06.2016 N 20-36/14280 при вывозе спорной продукции в таможенной процедуре экспорта и в последующих периодах обществу не предоставлен возврат налога на добавленную стоимость по экспортным ДТ.

Довод таможни о том, что действующим законодательством Российской Федерации не установлена форма подтверждения факта уплаты внутренних налогов или невозмещения указанных сумм в связи с вывозом товара, исследован и отклонен как необоснованный. В рассматриваемом случае отсутствие обстоятельств, свидетельствующих об освобождении общества от уплаты налога при экспорте товара или о возврате (возмещении) обществу налога в связи с экспортом и препятствующих возврату истребуемой обществом суммы, подтверждено Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и не опровергнуто таможней. В данном случае обязанность по доказыванию таких обстоятельств возлагается на таможню. Какие-либо документальные доказательства указанного факта таможней не представлены.

Следовательно, у общества отсутствовала обязанность по уплате спорной суммы НДС при ввозе собственного товара на таможенную территорию Таможенного союза в порядке реимпорта.

В силу со статьи 90 Кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

На основании части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Согласно части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.

Суды проверили соблюдение обществом предусмотренных таможенным законодательством условий для возврата излишне уплаченных сумм налога и сделали обоснованный вывод об отсутствии у таможни правовых оснований для отказа в возврате 7 582 037 рублей 72 копеек НДС, уплаченного обществом.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов ( статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274 , 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 по делу N А32-10371/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

НДС (налог на добавленную стоимость) занимает важное место среди налогов, взимаемых в России. Он входит в стоимость товара и оплачивается, начиная со стадии производства и заканчивая продажей конечному потребителю. Суть данного налога состоит в том, что к изначальной цене товара или услуги продавец добавляет свою стоимость, на которую и начисляется НДС.

Содержание статьи:

Общая информация по возврату НДС

Существует несколько причин для начисления НДС:

  • за счет данного налога идет постоянное пополнение бюджета РФ;
  • он позволяет избежать многократного налогообложения в процессе производства и последующей продажи товаров;
  • дает возможность пополнить казну даже в том случае, если в цепочке перепродажи товаров кто-то из участников процесса не уплатил налог.

Организации могут рассчитывать на возмещение данного налога из бюджета, но только при соблюдении ряда условий:

  • фирма на постоянной основе оплачивает НДС;
  • приобретенные товары или услуги не используются на нужды организации, а предназначены исключительно для получения прибыли;
  • сделка отражена в бухгалтерских документах (обязательно наличие правильно оформленных, подписанных счетов-фактур);
  • товар или услуга приняты к учету организацией, операции отражены в книге покупок;
  • участники сделки реально существуют.

Любая организация, планирующая осуществление торговли с зарубежными компаниями, должна знать, какую налоговую нагрузку ей придется нести.

Согласно установленным правилам, обязанность по уплате налога возлагается на юридическое лицо независимо от применяемой им системы налогообложения (будь то ЕНВД или УСН, например). Про оплату НДС при УСН читайте в этой статье.

Предприниматель в раздумьях о надвигающихся налогах

Величина налога зависит от вида импортной продукции и может составить от 10 до 18 процентов (по нулевой ставке облагаются операции экспорта).

Особые правила оплаты налога и сдачи необходимой отчетности устанавливаются для ввоза товаров из стран Таможенного союза (ЕАЭС).

10 шагов для возмещения НДС при импорте

Для того чтобы получить вычет, необходимо совершить несколько последовательных действий, краткое описание которых приводится ниже.

Шаг 1. Заполнение и подача таможенной декларации

На данном этапе важно внимательно отнестись к заполнению всех необходимых граф в документе, а также соблюсти сроки его передачи на таможню.

Шаг 2. Проверка товара, работы или услуги на отнесение к налогооблагаемым позициям

Большинство ввозимых объектов облагаются НДС, но также существуют позиции, облагаемые пониженной ставкой либо вовсе освобожденные от налога.

Шаг 3. Определение размера налога, подлежащего оплате

Налоговая база по «импортному» НДС формируется как сложение нескольких показателей: таможенная стоимость зарубежных товаров, размер акцизов (если необходима их оплата) и таможенная пошлина (п.1 ст. 160 НК РФ). Полученную сумму умножают на применяемую ставку НДС (10% или 18%).

Определение размера налога подлежащего выплате

Шаг 4. Оплата НДС на таможне

НДС, оплачиваемый в результате совершения внешнеторговых сделок, отличается от внутрироссийского НДС тем, что он выполняет одновременно две функции: является налогом и таможенным платежом. Без его оплаты товар не будет выпущен в обращение на территорию страны.

Шаг 5. Подготовка и подача налоговой декларации с необходимыми приложениями

К сбору подтверждающих материалов необходимо подходить очень тщательно, так как от них будет зависеть итог следующего шага.

Шаг 6. Прохождение камеральной проверки

Общий срок процедуры составляет 3 месяца, но в некоторых случаях при наличии соответствующего заявления можно ускорить операцию.

Шаг 7. Принятие решения по результатам проверки или оформление акта

На принятое решение влияют выявленные ошибки, неточности в оформлении или некомплектность прилагаемых к декларации документов. По итогам проверки будет принято либо решение о применении вычета, либо составляется акт о наличии в документе ошибок.

Шаг 8. Получение уведомления об итогах проверки

Налоговые органы направляют извещение налогоплательщику о результатах рассмотрения его заявления.

Шаг 9. Возмещение НДС

Происходит двумя способами:

  • в денежной форме на банковский счет, указанный в заявлении;
  • в форме зачета ранее не уплаченных налогов или будущих платежей.

Шаг 10. Обжалование отказа в предоставлении вычета

Можно обратиться к вышестоящему должностному лицу налоговой или в суд – по месту регистрации ответчика.

При каких условиях возможен возврат НДС?

Согласно ст. 172 НК РФ, организации, уплатившие «ввозной» НДС, могут получить вычет в целях уменьшения налогового бремени.

Возврат налогов

Для возмещения таможенного НДС при импорте потребуется выполнить обязательные условия:

  • товар необходимо приобретать только в целях его дальнейшей продажи на внутреннем рынке по сделкам, облагаемым НДС (например, если покупка совершается для нужд компании, то возврат не производится);
  • товар, работа или услуга в обязательном порядке ставятся на учет у импортера (особых требований закон к данному условию не содержит, но его выполнение легко проверяется);
  • у компании имеются на руках документы, подтверждающие оплату налога при таможенном оформлении (это могут быть внешнеторговый договор, таможенная декларация, счета-фактуры и т.п.);
  • размер уплаченного НДС отражен в декларации за тот налоговый период, в котором образовалось право на возврат.

В каких случаях НДС не возмещается?

Осуществить возврат НДС при импорте могут только организации и ИП, которые «сидят» на общей системе налогообложения.

Предприниматели, использующие «упрощенку» или «вмененку», также обязаны оплатить НДС, несмотря на то, что не имеют возможности оформить налоговый вычет. Понесенные ими затраты включаются в цену реализуемой продукции или услуг.

Подсчёт итоговой цены реализуемого продукта с учётом НДС

Какие документы нужны для возврата?

Подать заявление на возврат НДС можно после того, как сформирован комплект документов:

  • контракт с иностранным контрагентом, в котором прописаны все существенные условия сделки;
  • таможенная декларация, на которой должны присутствовать отметки и печать таможни;
  • первичные учетные документы, такие как счет-фактура, товарно-транспортная накладная и т.п.;
  • документы, подтверждающие оплату налога (платежки или расходно-кассовые ордера и другие).

В каких случаях НДС при импорте не оплачивается?

Случаи освобождения от уплаты НДС перечислены в ст. 150 НК РФ и охватывают 15 позиций различных товаров, материалов, оборудования и прочих объектов. Для того чтобы освободить компанию от уплаты налога, недостаточно импортировать некоторые товары по указанному в кодексе перечню. Таможня в обязательном порядке потребует разрешительную документацию, выданную различными государственными структурами.

Знак СТОП или - где разрешительные документы?

Под обложение НДС не попадает довольно широкий перечень объектов. Назовем лишь некоторые из них (полный перечень указан в ст. 150 НК РФ, ознакомиться с ним можно на официальном сайте ФНС):

  1. товары, передаваемые РФ в качестве безвозмездной помощи (на подакцизные товары данное исключение не распространяется);
  2. товары, не подлежащие обложению налогами на российской территории, а также комплектующие для их производства (например, изделия для реабилитации инвалидов, протезно-ортопедические товары и т.д.). Полный список содержится в подп. 1 п.2 ст. 149 НК РФ, а более детальные перечни определяются правовыми актами Правительства РФ;
  3. сырье для получения иммунных препаратов, перечень которых устанавливается Правительством РФ;
  4. приобретенные (полученные в дар) государственными учреждениями экспонаты, представляющие особую культурную ценность;
  5. произведения кинематографии и печатная продукция, если они ввозятся в рамках безвозмездного международного обмена.

Согласно нормам ст. 151 НК РФ, НДС не взимается в следующих случаях:

  • если продукция подлежит помещению под такие таможенные процедуры, как транзит или реэкспорт, размещение на таможенном или свободном складах, беспошлинная торговля, необходимость уничтожения или отказа в пользу государства, прохождение специальных таможенных процедур, а также в случае подачи декларации на припасы;
  • при нахождении товаров на территории таможни или вне данной территории в целях переработки;
  • если продукция находится под процедурой ограниченного по времени вывоза.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.

Сколько ждать возврата?

Скорость возврата налогового вычета зависит от места подачи заявления:

  • таможня (проверка займет месяц со дня подачи полного комплекта документов);
  • налоговая (проверка продлится три месяца со дня обращения).

Компания сможет получить возврат НДС через налоговую только после проверки документов сотрудниками камеральных отделов налоговых органов. Как только завершается надзорное мероприятие, выносится решение о возможности возмещения налога.

После принятия решения осуществляются следующие действия:

  • в 10-дневный срок сведения о результатах проверки передаются заявителю;
  • в 12-дневный срок осуществляется перечисление средств на счета компании.

Таким образом, только по истечении более 100 дней при положительных результатах проверки фирма сможет получить свой вычет.

Но для некоторых юридических лиц проверка может завершиться быстрее. С июня 2016 года налоговиками запущена в работу Система управления рисками АСК «НДС». Данная программа автоматически распределяет все компании по трем уровня риска: низкий, средний и высокий. Те, кто вошел в группу с низким или средним риском, вправе рассчитывать на ускорение проверочных мероприятий. Однако такие компании дополнительно должны соответствовать еще нескольким условиям:

  • заявленная к возмещению сумма должна быть равна или меньше, чем размер уплаченных за три последних года налогов;
  • почти во всех сделках (90%) должны участвовать контрагенты с низким уровнем риска.

С 2017 года в данный перечень попали организации, готовые предоставить банковскую гарантию в размере возмещаемой суммы, а также предоставившие поручительство, обеспечивающее возврат неправомерно полученных денежных средств.

Подача заявления налогоплатильщика

Для ускоренного возврата уплаченного налога потребуется подать соответствующее заявление в течение 5 дней с даты подачи налоговой декларации. В тексте заявления должно найти отражение обязательство заявителя вернуть возмещенный налог, если по результатам проверки будет отказано в его возмещении.

Порядок возмещения НДС

Подать документы на возмещение импортного НДС можно в течение трех лет со дня принятия к учету импорта (ст. 172 НК РФ).

С момента сдачи отчетности налоговая начинает камеральную проверку, срок которой составляет три месяца. В процессе осуществления проверочных мероприятий исследуются документы, представленные в обоснование заявленного вычета. Налоговая может провести встречную проверку и запросить информацию по сделке у иностранного контрагента.

Если все документы составлены верно, по итогам проверки выносится решение о возврате НДС (в полном объеме или частично). При наличии оснований для отказа — решение о запрете вычета.

Возмещение НДС возможно несколькими способами:

  • перечислением денежных средств на банковский счет компании;
  • вычет идет в зачет будущих платежей или в погашение существующей задолженности по налогу.

Что делать, если в возврате НДС отказывают?

В период проверочных мероприятий могут обнаружиться ошибки, и в возмещении НДС будет отказано. Если организация считает, что инспектор сделал неверный вывод, она может подать возражение на акт вышестоящему должностному лицу, а затем и обжаловать его в судебном порядке.

Подать жалобу в налоговую можно в течение трех месяцев с даты получения отказного решения, а в судебную инстанцию — в течение трех лет.

Юрист подготавливает заявление в суд

Наиболее часто встречающиеся спорные ситуации касаются следующих случаев:

  1. товар ввозится через посредника или брокера, который оплачивает ввозной НДС. В такой ситуации отсутствуют документы, подтверждающие оплату налога непосредственно организацией. Ссылаясь на это, в вычете отказывают. Но судебные органы встают на сторону плательщиков НДС, указывая на возможность подтверждения права на вычет такими документами, как акты сверки с таможней, а также между организацией и агентом, платежные документы о затратах на уплату таможенных пошлин;
  2. в ходе проверки налоговой декларации организована встречная проверка контрагента, но он не вышел на связь, что послужило основанием для отказа. Официальной позиции пока по данному вопросу нет, но суды, как правило, занимают сторону налогоплательщика;
  3. многочисленная судебная практика касается случаев допущения ошибок в оформлении первичных документов (счетов-фактур, например). Отказ следует в тех случаях, когда документ подписало не уполномоченное лицо, в документе указан не юридический, а фактический адрес юрлица, неверно указано количество товара, единицы измерения и т.п. Судебная практика складывается по-разному, все зависит от конкретных обстоятельств отдельного дела;
  4. организация оказывается в ситуации, когда на таможне уплачен завышенный НДС, с которого заявляется в последующем завышенный вычет. В указанной ситуации отказ связан с необоснованностью заявленного возмещения. Решением проблемы станет корректировка налоговой декларации и возврат излишне уплаченного налога перед подачей заявления на вычет.

Спорных ситуаций, связанных с «ввозным» НДС, довольно много. Поэтому в случае необоснованного отказа необходимо отстаивать свою позицию до конца.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.

Piotr Adamowicz / Shutterstock.com

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации признала недействительным решение налоговой службы о доначислении НДС вследствие того, что цена ввезенного в Россию товара оказалась выше рыночного уровня. Соответственно, был завышен размер уплаченного на таможне НДС, а также сумма вычета по данному налогу (определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 3 октября 2017 г. № 305-КГ17-4111).

В рассмотренном деле налоговый орган после выездной проверки в 2010-2011 году вынес решение доначислить НДС в связи с частичным отказом принять к вычету суммы НДС, уплаченные в бюджет на таможне при ввозе товаров на территорию России. В данном случае инспекция установила факт приобретения обществом спорного товара у иностранных поставщиков по завышенным ценам относительно уровня рыночных цен на соответствующий товар. В связи с этим компания уплатила на таможне при ввозе товара на территорию России НДС в завышенном размере, что, в свою очередь, привело к принятию обществом к вычету сумм НДС также в завышенном размере.

Компания обратилась в суд с требованием признать незаконным данное решение. Однако в первой инстанции и апелляции не нашла поддержку. Суды исходили из того, что вывод налогового органа о неправомерности применения обществом налоговых вычетов сумм НДС в части, приходящейся на разницу между импортной ценой спорного товара и установленной инспекцией в порядке ст. 40 Налогового кодекса рыночной ценой соответствующего товара, является обоснованным.

При этом суды указали, что изменив в меньшую сторону цену сделки приобретенного товара по правилам ст. 40 НК РФ, инспекция в силу подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ правомерно изменила величину принятого обществом к вычету НДС исходя из рыночной цены товара, установленной в порядке ст. 40 НК РФ. По мнению судов, общество может обратиться в таможенные органы с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм НДС при ввозе на территорию России спорного товара в размере не принятых инспекцией к вычету сумм НДС.

После этого компания обратилась в ВС РФ с кассационной жалобой.

В свою очередь Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ согласилась с позицией истца. Дело в том, что по своей экономико-правовой природе НДС является налогом на потребление товаров, взимаемым на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю, исходя из стоимости, добавленной на каждой из указанных стадий (п. 3 ст. 3 НК РФ).

НДС, исчисленный налогоплательщиком при совершении собственных облагаемых операций, уплачивается в бюджет за вычетом сумм "входящего" налога, предъявленного контрагентами в дополнение к цене товаров, приобретенных налогоплательщиком (п. 1 ст. 168, п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 173 НК РФ).

Таким образом, юридически значимым обстоятельством, определяющим возможность применения налоговых вычетов при приобретении товаров налогоплательщиком – покупателем, является заявление к вычету НДС не более суммы налога, предъявленной налогоплательщику его контрагентом, имея в виду, что поставщик создает в бюджете экономический источник для последующего вычета налога у покупателя.

Для тех случаев, когда товары приобретаются у иностранного поставщика экономический источник для вычета НДС создается лицом, уплачивающим налог при ввозе товара на территорию России (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом к вычету принимается сумма налога, фактически уплаченная в бюджет при ввозе товаров (п. 2 ст. 171 НК РФ).

В рассмотренной ситуации выводы инспекции о завышении цены приобретения товара относительно рыночного уровня не могли служить правовым основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС, поскольку в силу установленных главой 21 Налогового кодекса и изложенных выше правил взимания данного налога приобретение налогоплательщиком товаров по более высокой цене относительно рыночного уровня само по себе не влечет нарушения интересов казны и не означает получения им необоснованной налоговой выгоды.

Судебная коллегия также указала на ошибочность судов нижестоящих инстанций в части применения нормы подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ при разрешении дела. Данной нормой предусмотрено восстановление ранее принятого к вычету НДС в случае изменения стоимости отгруженных товаров. Она корреспондирует не правилам корректировки цен для целей налогообложения, а соотносится с правилами определения налога, применяемыми поставщиком, согласно которым изменение в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров влечет соответствующее изменение налога, подлежащего уплате в бюджет и служит основанием для выставления корректировочных счетов-фактур покупателю (п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 169, п. 13 ст. 171 НК РФ).

Таким образом, требование о восстановлении "входящего" налога, предусмотренное в подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ для тех случаев, когда вследствие изменения стоимости товаров уменьшается создаваемый в бюджете экономический источник для вычета налога покупателем здесь нельзя применить, так как произведенная по правилам ст. 40 НК РФ корректировка в меньшую сторону цены товара, приобретенного налогоплательщиком, к уменьшению размера уплаченного в бюджет НДС не повлекла.

Читайте также: