Снятие с регистрационного учета по ндс по решению налогового органа

Опубликовано: 17.04.2024


Деятельность любого налогоплательщика в качестве плательщика НДС начинается с постановки на регистрационный учет по НДС, порядок которого предусмотрен Деятельность любого налогоплательщика в качестве плательщика НДС начинается с постановки на регистрационный учет по НДС, порядок которого предусмотрен статьями 568-569 Налогового кодекса и имеет добровольный либо обязательный характер постановки на регистрационный учет, сообщает Salykvko.gov.kz.

Обязательной постановке в качестве плательщика НДС подлежат налогоплательщики в случае превышения у них оборота по реализации за календарный год 30 000 – кратного размера МРП, установленного законом о республиканском бюджете.

В данном случае, налогоплательщик обязан в явочном порядке подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по НДС не позднее десяти рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение минимума оборота, и приложить к заявлению нотариально засвидетельствованную копию документа, подтверждающего место нахождения.

Лица, не подлежащие обязательной постановке на регистрационный учет по НДС, вправе подать в налоговый орган по месту нахождения в явочном порядке налоговое заявление о регистрационном учете по НДС и представить копию документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика. Данный документ должен быть нотариально заверен, при этом срок действия такого документа не должен превышать 10 рабочих дней. В некоторых случаях налоговые органы отказывают налогоплательщику в добровольной постановке на регистрационный учет по НДС при наличии на дату подачи налогового заявления о регистрационном учете по НДС одного или нескольких из следующих условий:

— налогоплательщиком не исполнены налоговые обязательства по представлению налоговой отчетности;

— со дня снятия данного налогоплательщика с учета по НДС на основании решения налогового органа не истекли два года;

— не представлены документы, подтверждающие место нахождения налогоплательщика;

— налогоплательщик является бездействующим налогоплательщиком;

— учредитель юридического лица сам является бездействующим юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) либо руководителем или единственным учредителем другого бездействующего юридического лица.

Постановка на учет по НДС для всех налогоплательщиков, в том числе и вновь зарегистрированных, производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором представлено налоговое заявление. Подтверждением факта постановки на регистрационный учет по НДС является выданное налоговым органом Свидетельство о постановке на регистрационный учет по НДС.

Сняться с регистрационного учета по НДС налогоплательщик вправе при одновременном соблюдении следующих условий: за календарный год, предшествующий году подачи налогового заявления и за период с начала текущего календарного года размер облагаемого оборота не превысил минимума оборота по реализации. Для этого в налоговый орган по месту нахождения подается заявление о снятии с учета, прилагается оригинал Свидетельства о постановке на регистрационный учет по НДС и ликвидационная декларация по НДС.

В отдельных случаях производится снятие с регистрационного учета по НДС на основании решения налогового органа без уведомления налогоплательщика, а именно:

— непредставления плательщиком НДС налоговой отчетности по НДС по истечении шести месяцев после установленного налоговым законодательством срока ее представления;

— неисполнения налогоплательщиком требований, предусмотренных статьей 558 Налогового кодекса, в случае установления в результате налогового обследования фактического отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных;

— признания плательщика НДС лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора либо постановления суда;

— признания недействительной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица на основании вступившего в законную силу решения суда.

Деятельность любого налогоплательщика в качестве плательщика НДС начинается с постановки на регистрационный учет по НДС, порядок которого предусмотрен статьями 568—569 Налогового кодекса и имеет добровольный либо обязательный характер постановки на регистрационный учет, сообщает Salykvko.gov.kz.

Обязательной постановке в качестве плательщика НДС подлежат налогоплательщики в случае превышения у них оборота по реализации за календарный год 30 000 – кратного размера МРП, установленного законом о республиканском бюджете.

В данном случае, налогоплательщик обязан в явочном порядке подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по НДС не позднее десяти рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение минимума оборота, и приложить к заявлению нотариально засвидетельствованную копию документа, подтверждающего место нахождения.

Лица, не подлежащие обязательной постановке на регистрационный учет по НДС, вправе подать в налоговый орган по месту нахождения в явочном порядке налоговое заявление о регистрационном учете по НДС и представить копию документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика. Данный документ должен быть нотариально заверен, при этом срок действия такого документа не должен превышать 10 рабочих дней. В некоторых случаях налоговые органы отказывают налогоплательщику в добровольной постановке на регистрационный учет по НДС при наличии на дату подачи налогового заявления о регистрационном учете по НДС одного или нескольких из следующих условий:

— налогоплательщиком не исполнены налоговые обязательства по представлению налоговой отчетности;

— со дня снятия данного налогоплательщика с учета по НДС на основании решения налогового органа не истекли два года;

— не представлены документы, подтверждающие место нахождения налогоплательщика;

— налогоплательщик является бездействующим налогоплательщиком;

— учредитель юридического лица сам является бездействующим юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) либо руководителем или единственным учредителем другого бездействующего юридического лица.

Постановка на учет по НДС для всех налогоплательщиков, в том числе и вновь зарегистрированных, производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором представлено налоговое заявление. Подтверждением факта постановки на регистрационный учет по НДС является выданное налоговым органом Свидетельство о постановке на регистрационный учет по НДС.

Сняться с регистрационного учета по НДС налогоплательщик вправе при одновременном соблюдении следующих условий: за календарный год, предшествующий году подачи налогового заявления и за период с начала текущего календарного года размер облагаемого оборота не превысил минимума оборота по реализации. Для этого в налоговый орган по месту нахождения подается заявление о снятии с учета, прилагается оригинал Свидетельства о постановке на регистрационный учет по НДС и ликвидационная декларация по НДС.

В отдельных случаях производится снятие с регистрационного учета по НДС на основании решения налогового органа без уведомления налогоплательщика, а именно:

— непредставления плательщиком НДС налоговой отчетности по НДС по истечении шести месяцев после установленного налоговым законодательством срока ее представления;

— неисполнения налогоплательщиком требований, предусмотренных статьей 558 Налогового кодекса, в случае установления в результате налогового обследования фактического отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных;

— признания плательщика НДС лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора либо постановления суда;

— признания недействительной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица на основании вступившего в законную силу решения суда.

Информация о снятии плательщика НДС с регистрационного учета по НДС по решению налогового органа размещается на сайте Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан в течение одного рабочего дня, следующего за днем вынесения решения о снятии с регистрационного учета по НДС.


Автор: Ravil

image_pdf
image_print

Каждый год немало людей регистрируются в качестве ИП, но много и таких, кто снимается с учета. Причины у всех разные — одни неправильно выбрали направление для бизнеса, другие не рассчитали свои силы, третьих «добили» растущие страховые взносы и тотальное внедрение кассовой техники. Так или иначе, деятельность приостанавливается и принимается решение сняться с учета. Как быть, если успели накопиться задолженности?

Долги по взносам

Чаще всего у «бездеятельных» бизнесменов возникают долги именно по взносам во внебюджетные фонды — пенсионный и медицинский. Накапливаются они из-за того, что уплачивать эти взносы предприниматель должен даже тогда, когда итог бизнеса отрицательный либо он вовсе приостановлен. Чем дольше оттягивается официальное «закрытие» ИП, тем больше нарастает снежный ком задолженности перед ПФР и ФОМС.

Часто в убыточные периоды предпринимателю просто не с чего уплатить регулярные платежи в фонды, поэтому он оставляет все на потом. Ведь всю сумму взносов за себя можно уплатить вплоть до 31 декабря. Предприниматель рассчитывает, что прибыль появится в следующем квартале, однако этого не происходит. В итоге долги накапливаются.

Некоторые предприниматели заблуждаются, считая, что пока они не погасят долги перед фондами, не смогут сняться с учета. Раньше действительно для «закрытия» требовалась справка из ПФР об отсутствии задолженности. Но теперь вполне законно можно прекратить деятельность ИП, если уплачены не все обязательные платежи.

Как действовать ИП без работников

Снятие предпринимателя с учета, или как еще говорят «закрытие ИП», — это исключение его из единого реестра предпринимателей (ЕГРИП). Чтобы инициировать это исключение, нужно прийти в регистрирующий орган ФНС и подать форму Р26001. К ней нужно приложить квитанцию об уплате госпошлины.

Снять предпринимателя с регистрационного учета налоговый орган обязан. Никакого значения наличие задолженности по налогам либо взносам не имеет.

Более того, ИП обычно «закрываются» с небольшой задолженностью по взносам. А возникает она от того, что точную сумму взносов за год на момент снятия предпринимателя с учета определить невозможно. Ведь она зависит от количества дней, которые бизнесмен числился ИП. А заранее узнать, в какой именно день ИФНС снимет его с регистрационного учета, нельзя.

Внести в реестр запись о прекращении деятельности ИП инспекция должна не позже, чем через 5 дней после подачи формы. Увидеть результат регистрационных действий можно через сервис налоговой службы по адресу egrul.nalog.ru. Целесообразно осуществлять поиск по своему ИНН. Система выдаст основные данные: ФИО, ОГРНИП, дату его присвоения и дату прекращения деятельности. Кроме того, теперь уже бывшему ИП будет выдан лист записи о внесении в реестр сведений о том, что он снят с учета.

Более никакие органы предприниматель о своем«закрытии»уведомлять не обязан. Всю информацию в фонды ИФНС передаст самостоятельно.

Если есть сотрудники

Если предприниматель привлекал работников, то до описанного выше процесса нужно закрыть все вопросы, связанные с трудовыми отношениями. Сотрудники должны быть уволены, соответственно, со всеми должен быть произведен расчет. Также следует отчитаться по взносам в Пенсионный и Социальные фонды по каждому из своих бывших работников. Сделать все это нужно до того, как в ИФНС будут поданы документы на снятие с регистрационного учета.

Алгоритм действия такой:

  1. Сотрудники уведомляются об увольнении в связи с «закрытием» ИП в срок, прописанный в трудовом договоре.
  2. Направляется уведомление в Службу занятости не позднее, чем за две недели до того, как первый сотрудник будет уволен.
  3. Работники увольняются. В качестве основания расторжения договора в трудовых книжках указывается «в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, п. 1 ст. 81 ТК РФ».
  4. Сотрудникам выдаются все документы, связанные с работой.
  5. Представляется персонифицированная отчетность и Расчеты по страховым взносам в ПФР, а также форма 4-ФСС в Социальный фонд. Важно сделать это до того, как будет подано заявление о снятии с учета в ИФНС. Иначе может быть наложен штраф в размере 1000 рублей за каждый документ.
  6. В течение 15 дней делаются все отчисления в фонды за работников.
  7. В ФСС подается заявление и документы о том, что все сотрудники уволены. Если долгов нет, фонд снимет ИП с учета в течение 14 дней.

Когда все эти шаги пройдены, можно отправляться с заявлением в ИФНС.

ИП снят с учета — что дальше?

Но вернемся к долгам. Снятие с учета в качестве предпринимателя не предполагает отмены задолженности. ИП не является организационно-правовой формой — это статус физического лица. Поэтому все долги по налогам и взносам, возникшие у предпринимателя в период его деятельности, должны быть погашены физическим лицом даже после «закрытия» ИП.

В конце 2017 года был принят закон № 436-ФЗ, в соответствии с которым долги по налогам физических лиц, в том числе предпринимателей, должны быть списаны. В связи с этим некоторые ИП ожидают, что им просят все вплоть до начала 2018 года. Однако это далеко не так.

Во-первых, речь в законе идет только о долгах по налогам, включая штрафы и пени, но не по всем. Например, НДПИ или акцизы списанию не подлежат. Долги же по взносам в фонды списывать и вовсе никто не собирался. Во-вторых, речь лишь о задолженностях, возникших на начало 2015 года.

Итак, задолженности по взносам придется погасить. На это бывшему ИП отводится 15 дней с даты, когда в реестр были внесены сведения о прекращении им деятельности.

Еще один миф, который имеет распространение, заключается в следующем: долги можно не уплачивать, и через три года их спишут. Срок исковой давности по подобным задолженностям действительно составляет 3 года. Однако это вовсе не означает, что спустя это время задолженности спишут. Это произойдет лишь в том случае, если за три года в отношении этого долга не проводилось судебных разбирательств. На практике же такое можно встретить очень редко. Обычно контролирующие органы не затягивают со взысканием задолженностей на такой срок.

Важно упомянуть еще один момент — сейчас все расчеты по взносам проходят через Налоговую службу. Ранее за это отвечали сами фонды, но с начала 2017 года эти функции были переданы ФНС. Вместе с ними фонды передали в налоговую данные своего учета, в том числе о состоянии расчетов с плательщиками страховых взносов.

Процесс не обошелся без накладок — во время выгрузки остатков произошел сбой, данные передались с ошибками. Многие предприниматели получили уведомления о необходимости заплатить взносы за периоды до 2017 года, хотя по факту этих задолженностей у них нет. Как быть?

Если предприниматель уверен на 100%, что взносы были им уплачены, и может это подтвердить платежками или квитанциями, повторно уплачивать ничего не нужно. Если же неуплаченные суммы взносов относятся к периодам после начала 2017 года, с большой долей вероятности долги за предпринимателем все же числятся. При возникновении сомнений в их происхождении следует провести сверку расчетов с бюджетом.

Какие категории налогоплательщиков могут быть сняты с регистрационного учета по НДС в соответствии с пп. 7 п. 5 ст. 571 Налогового кодекса РК?

Если снятие с регистрационного учета по НДС в соответствии с пп. 7 п. 5 ст. 571 Налогового кодекса будет произведено в отношении всех налогоплательщиков, размер облагаемого оборота которых не достигает установленного минимума, то теряется смысл добровольной постановки на регистрационный учет по НДС, проводимой в соответствии со ст. 568 Налогового кодекса РК.

По каким критериям налоговые органы будут принимать решение о снятии с регистрационного учета по НДС в соответствии с пп. 7 п. 5 ст. 571 Налогового кодекса?

Что будет с НДС, уплаченным в бюджет за период, когда налогоплательщик являлся плательщиком НДС, если он будет снят с регистрационного учета по НДС в соответствии с пп. 7 п. 5 ст. 571 Налогового кодекса РК?

ТОО «The Boss media group»

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев обращение от 13 января 2015 года (вх. от 13 января 2015 года №ЮЛ-Б-54-КГД), поступившее на портал «Электронное Правительство», касательно разъяснения некоторых положений Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», сообщает следующее.

Касательно применения норм подпункта 7) пункта 4 статьи 571 Налогового кодекса

Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 257-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», в том числе внесены изменения в статью 571 Налогового кодекса, где пункт 4 дополнен подпунктами 6), 7) и 8), вступающими в силу с 1 июля 2015 года.

Так, согласно подпункту 7) пункта 4 статьи 571 Налогового кодекса, вступающего в действие с 1 июля 2015 года, отсутствие превышения размера оборота у лица, вставшего на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость (далее-НДС) согласно пункту 1 статьи 568Налогового кодекса, в календарном году, в котором произведена такая постановка на регистрационный учет, минимума оборота, установленного пунктом 5 статьи 568 Налогового кодекса, является основанием снятия плательщика НДС с регистрационного учета по НДС на основании решения налогового органа по форме, установленной уполномоченным органом.

Обращаем внимание, что статьей 568 Налогового кодекса определяется обязательная постановка на регистрационный учет по НДС в связи с превышением у налогоплательщика в течение календарного года размера оборота минимума оборота, определенного в соответствии с пунктом 2статьи 568 Налогового кодекса.

Исходя из чего, требование подпункта 7) пункта 4 статьи 571 Налогового кодекса, вступающего в действие с 1 июля 2015 года, не распространяется на плательщиков НДС, вставших на регистрационный учет по НДС добровольно в рамках статьи 569 Налогового кодекса.

Основанием для снятия с регистрационного учета по НДС будет являться отсутствие у плательщика НДС в календарном году, в котором произведена обязательная постановка на регистрационный учет по НДС превышения размера оборота, минимума оборота.

Отмечаем, что рассматриваемая причина снятия с регистрационного учета по НДС введена в целях сокращения количества плательщиков НДС, мнимо заявляющих о сложившемся превышении минимума облагаемого оборота размера оборота, по причине их несоответствия условиям добровольной постановки на регистрационный учет по НДС. Более того, расширение оснований снятия с регистрационного учета по НДС по решению налогового органа является усилением требований, предъявляемых к плательщикам НДС в целях пресечения деятельности лиц, создаваемых с целью лжепредпринимательства, а также защиты добросовестных налогоплательщиков.

Относительно сумм НДС

Согласно подпункту 4) пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса излишне уплаченная в бюджет сумма НДС в порядке, установленном статьями 599 и 602 Налогового кодекса, подлежит возврату из бюджета налогоплательщику.

Для зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, платы, сбора и пени налогоплательщику (налоговому агенту) необходимо представить в налоговый орган по месту своего нахождения налоговое заявление на проведение зачета и возврата налогов, других обязательных платежей, таможенных платежей, пеней и штрафов.

Директор Департамента

Комитета государственных доходов

Министерства финансов

Республики Казахстан А.Кипшаков

Налоговые правоотношения всегда характеризуются высокой степенью конфликтности, что обусловлено их имущественной природой, в соответствии с которой налогоплательщику предстоит отказаться от части имущества в пользу государства.

Налоговые споры рассматриваются как разновидность экономических споров, вытекающих из административных правоотношений. Под налоговым спором понимается юридическая ситуация, в основе которой лежат разногласия между фискальнообязанными лицами и некоторыми другими участниками налоговых правоотношений, с одной стороны, и государственными органами и их должностными лицами - с другой, возникающие по поводу правильности применения норм налогового права вытекающими из налоговых правоотношений.

В общем, налоговые споры разграничивают по следующим трем основным категориям: 1) споры по вопросам права - это такие споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различным толкованием и (или) применением отдельных норм материального права (налогового, гражданского и иного законодательства);
2) споры по вопросам факта - это такие споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различной оценкой фактических обстоятельств дела, имеющих прямое или косвенное отношение к налогооблагаемой деятельности налогоплательщика;
3) споры по процедуре проверки, в которых налогоплательщик ссылается на допущенные налоговым органом нарушения законодательно установленной процедуры проведения мероприятий налогового контроля.

Согласно пункту 1 статьи 2 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее – Налоговый кодекс) налоговое законодательство основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Налогового кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено этим Кодексом. Перечень таких нормативных актов указан в п.1 Нормативного постановления Верховного Суда от 27 февраля 2013 года «О судебной практике применения налогового обязательства».

Согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 20 Налогового кодекса органы налоговой службы обязаны в пределах своей компетенции осуществлять разъяснения и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства. Такие разъяснения и комментарии, в том числе уполномоченного органа, не относятся к нормативным правовым актам.

Однако, в отдельных случаях суды испытывают затруднения в применении норм Налогового кодекса и допускают ошибки в толковании конкретной нормы.

Так, местными судами допущено неправильное толкование п.3) статьи 334 Налогового кодекса при рассмотрении заявления иностранной компании «Алт. ».

Местные суды, отказывая в удовлетворении заявления компании, исходили из того, что исчисление рентного налога производится в момент пересечения товаром таможенной границы Республики Казахстан. Рассчитанный налоговым органом коэффициент баррелизации и указанный коэффициент по паспортам качества нефти на ПСП Самара, используемый для перевода тонн в баррель, в целях исчисления рентного налога соответствуют нормам расчета исчисления рентного налога на экспорт по сырой нефти, определенным налоговым законодательством.

Надзорная коллегия признала выводы местных судов ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Из буквального толкования пункта 3 статьи 334 НК следует, что перевод единиц измерения из барреля в метрическую тонну производится с учетом фактической плотности добытой сырой нефти, указанной в паспорте качества нефти, оформленном в соответствии с национальным стандартом. Таким образом, в данном случае определяющим критерием является фактическая плотность именно добытой сырой нефти, определить которую возможно по паспортам качества, оформленным в месте добычи нефти, в соответствии с национальным стандартом, а не плотность экспортируемой нефти, которая является усредненной ввиду смешения нефти в магистральном трубопроводе.

Паспорта качества нефти на ПСП Самара составляются в соответствии с государственными стандартами Российской Федерации, а не национальными стандартами Республики Казахстан. Поступившая на ПСП Самара нефть является обезличенной и ее качественные характеристики не могут соответствовать требованиям налогового законодательства РК в части использования для расчета налоговой базы сведений о фактической плотности добытой нефти.

Большая часть споров по вопросам факта, рассматриваемых судами связаны с доначислением КПН и НДС, когда имеется постановление органов следствия о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям за совершение сделки (сделок) без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, или в приговоре суда не указаны конкретные сделки, либо не приняты итоговые судебные решения по уголовным делам.

Налогоплательщики оспаривают уведомление по итогам налоговой проверки, ссылаясь на то, что было вынесено постановление следователя о прекращении уголовного дела в связи с применением амнистии, деятельным раскаянием, поэтому при отсутствии приговора по уголовному делу, считают, уведомление налогового органа является незаконным.

Между тем, из содержания постановления следует, что виновное лицо признает совершение преступления, фиктивность сделки, без реального совершения сделки.

Суды признают уведомление законным, поскольку имеется итоговое решение по уголовному делу, которым установлен факт совершения преступления.

В другом случае, налогоплательщик оспаривает уведомление по итогам проверки, мотивируя, тем, что в приговоре суда по статье 192-1УК не перечислены конкретные сделки, счет-фактуры.

К примеру, из приговора суда следует, что руководители и участники ТОО «К» и ТОО «Т» – М. и О. осуждены по статье 192-1 Уголовного кодекса Республики Казахстан (совершение субъектом частного предпринимательства сделки без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность).

В соответствии со ст.76 ГПК следует обратить внимание на обязательность приговора суда в отношении установленных обстоятельств дела и их правовой оценки и соответствия установленных фактов налоговому законодательству. Кроме того, в акте налоговой проверки имеется ссылка на п.1,3 ст.100 и ст.256 НК.

В силу пункта 3 статьи 100 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет, является сумма налога, которая подлежит уплате поставщикам по выписанным счетам-фактурам с выделенным в них НДС.

Из акта налоговой проверки следует, что налогоплательщик в подтверждение своих взаиморасчетов представил договора, заключенные с ТОО и счета-фактуры, выписанные последними.

Между тем, приговором установлено, что вышеназванные руководители заключали с налогоплательщиком фиктивные сделки на поставку товаров и оказание транспортных услуг, у контрагента заявителя отсутствовали транспортные средства, складские помещения для хранения товарно-материальных ценностей, отсутствует штат работников.

В настоящее время наиболее обсуждаемые споры, возникающие из налоговых правоотношений: по исключению у налогоплательщиков из вычетов сумм КПН по взаиморасчетам с налогоплательщиками, регистрация которых признана недействительной; «мигрирование» налогоплательщиков - изменение юридических адресов; иски о признании сделок недействительными.

Первое, по исключению у налогоплательщиков из вычетов расходов при исчислении КПН по взаиморасчетам с налогоплательщиками, регистрация которых решением суда признана недействительной. При признании недействительной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица на основании вступившего в законную силу решения суда, снятие его с регистрационного учета по НДС производится с даты постановки на такой учет. Данное положение относится к налоговому администрированию, которое осуществляется в соответствии с нормами закона, вступившими в действие к моменту вынесения решения или совершения действия (бездействия) налоговым органом. Из пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса следует, что для возникновения у получателя товаров, работ, услуг права на зачет сумм НДС необходимо, чтобы поставщик является плательщиком НДС. Таким образом, суммы НДС по сделкам с указанным выше налогоплательщиком подлежат исключению из зачета, если имеется решение налогового органа о снятии его с регистрационного учета по НДС с даты постановки на такой учет.

Вместе с тем Налоговым кодексом не предусмотрен запрет на вычет затрат по таким сделкам на том основании, что имеется решение суда о признании недействительной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Местные суды по этому вопросу придерживалась положений кодекса, исходя из принципа определенности, поскольку кодексом не установлено иное. В последнее время судебная практика изменилась, суды признают правомерными действия налоговых органов по исключению из вычетов затрат по таким сделкам, где имеется решение суда о признании недействительной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, так как кроме того в акте поверки доначисление обосновано п.1,3 ст.100НК.

В судебных актах отмечается, что регистрационные документы и свидетельство о государственной регистрации юридического лица в органах юстиции подлежат аннулированию с момента регистрации. Заключенные гражданско- правовые сделки данного юридического лица, как в устной так и письменной форме, договора, счет- фактуры, накладные, подписи руководителя и должностных лиц в документах финансово- хозяйственной деятельности, печати не имеют юридической силы (нелегитимные) с момента регистрации.

Следовательно, первичные бухгалтерские документы, не отвечающие требованиям статьей 7,10 закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» не могут являться документальным свидетельством подтверждения расходов на вычеты в соответствии с п.1,3 статьи 100 НК.

Второе, иски налоговых органов о признании недействительными и отмене приказов о государственной перерегистрации юридического лица, связаны с появлением предприятий - «мигрантов», которые имеют задолженности перед бюджетом исчисляемые в миллиарды тенге.

Иски мотивированы невозможностью осуществления налогового контроля в связи с отсутствием ТОО по юридическому адресу. Налоговый орган утверждает, что эти обстоятельства не позволяют органам налоговой службы принять меры в отношении налогоплательщика в соответствии с налоговым законодательством, а так же является одной из схем уклонения от исполнения налоговых обязательств.

По всем делам суды устанавливают, что органы юстиции при издании приказа по государственной перерегистрации какого-либо нарушения законодательства не допускали. Предоставленный на регистрацию пакет документов для внесения изменений и дополнений, а также содержание представленных документов ТОО не противоречили действующему законодательству и основания для отказа в регистрации внесенных изменений отсутствовали.

Одни считают, что такие иски подлежат удовлетворению в связи невозможностью осуществления налогового контроля над деятельностью ТОО, что нарушает интересы государства и дает возможность налоговому органу оспорить приказ юстиции.

Положения налогового законодательства не могут противоречить принципам налогообложения, установленным настоящим кодексом. Если в налоговом кодексе указан алгоритм действий фискальных органов при выявлении налоговых нарушений, то он должен выполняться точно в соответствии с кодексом. После выполнения возложенных законом обязанностей, налоговые органы вправе предъявить иски по основаниям, указанным в законе.

Считаю, что без признания недействительным договора аренды, которым изменено местонахождение юридического лица, отсутствуют правовые основания для признания недействительным приказа о госудасртвенной перерегистрации юридического лица.

Третье, имеется мнение, что действующим законодательством не предусмотрены основания и механизм признания действительным сделок, совершенных с лжепредприятием.

Вместе с тем, полагаю, что такие иски могут быть заявлены. Так, в соответствии со статьей 13 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.

В статье 9 Гражданского кодекса указаны способы защиты гражданских прав, и оговорено, а также иными способами, предусмотренными законодательными актами.

К иным способам защиты гражданских прав, предусмотренными законодательными актами, следует отнести также требование о признании сделки действительной в отношениях контрагента с лжепредприятием.

Действующее гражданское законодательство предусматривает судебное признание сделки действительной - по сделкам, требующим нотариального удостоверения, при наличии совокупности условий.

Действующее налоговое законодательство допускает признание сделки действительной в отношениях контрагента с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда ( п.2 ст.115, пп.1) п.3 ст.257 налогового кодекса).

К примеру. Компания «Алт» обратилась с иском к ТОО «Н» о признании договора купли-продажи 04 декабря 2014 года действительным (совершенным), мотивированное тем, что получено извещение о внесении изменений в отчетность, так как в отношении ТОО «Н» проводится досудебное расследование по признакам преступления, предусмотренного ст.215 УК РК – лжепредпринимательство.

Определением СМЭС от 1 февраля 2016 года производство по гражданскому делу прекращено на основании п.1 ст. 247ГПК, как не подлежащее рассмотрению в гражданском судопроизводстве. Апелляционной инстанцией данное определение отменено.

Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает, признание сделки действительной при привлечении должностных лиц контрагента по ст.192-1УК.- совершение субъектом частного предпринимательства сделки (сделок) без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность. По таким требованиям суды прекращают производство по делу.

Согласно пп.12 п.1 ст.19 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» налоговые органы вправе предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными.

Как показывает судебная практика, налоговые органы обращаются с исками о признании сделки (договора либо счет-фактуры) недействительной со ссылкой на п.1,3 ст.158ГК, в тех случаях, когда ведется досудебное расследование по признакам преступления, предусмотренного ст.215УК – лжепредпринимательство, или ст. 216УК - совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров.

Аналогичная норма для привлечения виновных должностных лиц к ответственности имеется в КоАП.

Иски налоговых органов зачастую основаны на объяснениях должностных лиц, опрошенных в рамках уголовного дела.

При таких обстоятельствах полагаю, устанавливать состав преступления, правонарушения либо фиктивность счет-фактур в гражданском судопроизводстве является неправильным, виновность указанных лиц, в совершения преступления, правонарушения подлежит установлению в ином судопроизводстве.

Изложенное позволяет резюмировать, что налоговые споры относятся к категории сложных споров, по которым судебные акты чаще других подвергаются корректировке. Правильное разрешение налоговых споров означает оказание эффективной судебной защиты прав, свобод и охраняемых интересов предпринимателей.

Судья Актюбинского областного суда Мамбетова Ж.


Финансы и банковские услуги
Налоговая система
Сценарии
Учет

«Постановка и снятие с регистрационного учета по НДС по решению

Деятельность любого налогоплательщика в качестве плательщика НДС начинается с постановки на регистрационный учет по НДС, порядок которого предусмотрен статьями 568-569 Налогового кодекса и имеет добровольный либо обязательный характер постановки на регистрационный учет.

Обязательной постановке в качестве плательщика НДС подлежат налогоплательщики в случае превышения у них оборота по реализации за календарный год 30 000 – кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете. В данном случае, налогоплательщик обязан в явочном порядке подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по НДС не позднее десяти рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение минимума оборота, и приложить к заявлению нотариально засвидетельствованную копию документа, подтверждающего место нахождения.

Постановка на регистрационный учет по НДС для всех налогоплательщиков, в том числе и вновь зарегистрированных, производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором представлено налоговое заявление. Подтверждением факта постановки на регистрационный учет по НДС является выданное налоговым органом Свидетельство о постановке на регистрационный учет по НДС.

Снятие с регистрационного учета по НДС на основании решения налогового органа производится без уведомления налогоплательщика, что предусмотрено статьей 571 Налогового кодекса, по следующим причинам и срокам:

- непредставления плательщиком НДС налоговой отчетности по НДС по истечении шести месяцев после установленного налоговым законодательством срока ее представления;

- неисполнения налогоплательщиком требований, предусмотренных статьей 558 Налогового кодекса, в случае установления в результате налогового обследования фактического отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, с даты вынесения решения;

- признания плательщика НДС лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора либо постановления суда, с даты начала преступной деятельности;

- признания недействительной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица на основании вступившего в законную силу решения суда, с даты постановки на регистрационный учет по НДС;

- неотражения плательщиком НДС в декларации по НДС сведений об оборотах по реализации и приобретению товаров, работ, услуг в течение двух непрерывно следующих налоговых периодов с даты вынесения данного решения ;

- отсутствия превышения минимума оборота у лица, вставшего на регистрационный учет по НДС в обязательном порядке в календарном году, в котором произведена такая постановка на регистрационный учет, не позднее пяти рабочих дней со дня установления такого случая;

- если первый руководитель или единственный учредитель (участник) юридического лица или индивидуальный предприниматель является недееспособным и (или) безвестно отсутствующим физическим лицом; умершим (объявленным умершим) в случае, если с момента смерти истекло шесть месяцев; имеющим непогашенную непогашенную или неснятую судимость по статьям 192-1, 216, 217, 222 Уголовного кодекса РК от 01.01.2001 года, по статьям 216, 238, 240, 245 Уголовного кодекса РК от 01.01.2001 года; физическим лицом, находящимся в розыске; физическим лицом-иностранцем или лицом без гражданства, цель пребывания которого не связана с осуществлением трудовой деятельности РК не позднее пяти рабочих дней со дня установления такого случая.

Лицом, снятым с регистрационного учета по НДС, в том числе на основании решения налогового органа, в обязательном порядке представляется ликвидационная налоговая отчетность в явочном порядке на бумажном носителе в двух экземплярах.

Остатки товаров (в том числе по основным средствам, нематериальным и биологическим активам, инвестициям в недвижимость), по которым НДС был отнесен в зачет, при снятии лица с регистрационного учета по НДС рассматриваются в качестве оборота по реализации товаров в Республике Казахстан, что предусмотрено 230 статьей Налогового кодекса.

Читайте также: