Проблемные вопросы по ндс

Опубликовано: 21.04.2024

image_pdf
image_print

Министерство финансов и ФНС регулярно разъясняют в своих письмах отдельные случаи и нюансы применения НДС. Тем не менее бухгалтеры нередко сталкиваются со сложностями при решении вопроса — подлежит ли обложению или нет конкретная операция. Это неудивительно, ведь НДС считается самым сложным и неоднозначным налогом. Расскажем о том, как, по мнению финансовых органов и арбитражных судов, следует решать вопрос обложения НДС некоторых фактов хозяйственной деятельности.

Коммерческая рассрочка

Допустим, продавец отгружает товары в августе, а покупатель вносит оплату только в ноябре. При этом вместо 100 рублей за единицу товара покупатель платит 110 рублей. Такая рассрочка в соответствии со статьей 823 Гражданского кодекса считается коммерческим кредитом. При этом 100 рублей – это стоимость товара, а 10 рублей – это плата за кредит.

Как в этой ситуации правильно обложить проданный товар НДС? В соответствии с мнением Минфина, изложенным в письме от 30.12.2014 № 03-07-05/68784, налог необходимо исчислить только со стоимости товара, то есть со 100 рублей. Плата за предоставление коммерческого кредита считается процентами за пользование денежными средствами, а они в соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса НДС не облагаются. Это соответствует и позиции судов (Постановление Пленума Верховного суда РФ № 13).

Суммы неустойки

Следует ли платить НДС с неустойки, полученной от контрагента за нарушение сроков исполнения договорных обязательств? Это напрямую зависит от того, предусмотрена ли уплата штрафных санкций договором между сторонами.

Министерство финансов в своем письме от 30.10.2014 № 03-03-06/1/54946 ссылается на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2008 N 11144/07, в котором определено, что в общем случае сумма неустойки не подлежит обложению НДС. При этом суд отмечает, что неустойка является мерой ответственности за просрочку договорных обязательств и напрямую не связана с реализацией товаров, работ либо услуг. Тогда как в соответствии со статьей 162 Налогового кодекса, НДС облагаются доходы, которые так или иначе связаны с реализацией.

Однако если неустойка предусмотрена договором, тогда она не столько выступает в роли меры ответственности за нарушение его условий, сколько является элементом ценообразования. В этом случае, по мнению Минфина, неустойка подлежит обложению НДС.

Возврат арендованного имущества, в котором сделаны неотделимые улучшения

Арендатор с согласия арендодателя сделал в помещении ремонт за собственный счет. По окончании срока аренды арендодатель получил обратно улучшенное помещение. По мнению судов, в указанном случае с суммы, в которую оценивается это неотделимое улучшение, арендодателю следует уплатить НДС. Это справедливо в том случае, если затраты на ремонт арендодатель арендатору не компенсирует.

При этом суды рассуждают, что если это улучшение нельзя отделить, то оно является элементом помещения. То есть изначально результаты произведенного улучшения принадлежат арендодателю, а не арендатору.

Если арендодатель компенсировал затраты арендатора на осуществление неотделимых улучшений, то объект обложения НДС возникает уже у последнего. На этот счет есть постановления Арбитражных судов, например, ФАС Западно-Сибирского округа от 30.05.2014 № Ф04-4440/2014 и № А45-12766/2013.

Рассмотрим этот пример подробнее. Компания-арендатор произвела ремонтные работы на сумму 9 миллионов рублей. Всю эту сумму арендодатель компенсировал по окончании срока договора аренды. Налоговая инспекция начислила арендатору НДС, однако суды первой и второй инстанции с мнением налоговиков не согласились. А вот Высший арбитражный суд поддержал позицию ФНС. Арбитры указали, что фактически арендатор оказал арендодателю услуги по ремонту помещения и получил за это оплату. То есть в указанном случае передача результатов неотделимых улучшений помещения является реализацией и облагается НДС.

Досрочное расторжение договора аренды и отступные

Допустим, стороны заключили договор аренды сроком на три года. По прошествии половины срока арендатор заявил о своем намерении прекратить аренду. В качестве компенсации арендодателю была предложена определенная сумма. Является ли она объектом обложения НДС?

В соответствии с позицией Минфина, выраженной в письме от 18.08.2014 № 03-07-11/41194, платить НДС с указанной суммы не следует. Чиновники финансового ведомства разъясняют, что на основании статьи 162 НК РФ обложению налогом подлежат доходы, которые связаны с реализацией. Тогда как указанные суммы не относятся к реализационным доходам.

Питание для сотрудников

Обеспечение сотрудников компании питанием может являться обязанностью работодателя (например, при вредных или опасных условиях трудовой деятельности), а может быть предусмотрено коллективным договором и компенсироваться из заработной платы. В первом случае объекта налогообложения не возникает. А вот во втором с сумм, удержанных из зарплаты работников, компании следует исчислить НДС. Отметим, что суммы налога, предъявленные поставщиками продукции, могут быть заявлены к вычету в общем порядке.

Рекламные материалы

Передача разного рода рекламной продукции, например, каталогов товаров, стоимость создания которых за единицу не превышает 100 рублей, не облагается НДС. Об этом прямо сказано в подпункте 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Что же касается более дорогих рекламных материалов, то, согласно мнению Минфина (письмо от 23.10.2014 № 03-07-11/53626), их передача также не должна включаться в базу для расчета НДС. При этом чиновники исходят из того, что рекламный материал не является товаром, поскольку никакой ценности для потребителя не несет.

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

В частности, в итоговом докладе ФНС России о деятельности службы за 2019 год отмечается, что существенно возросла роль аналитической работы, позволившей получить в 2019 году дополнительные 131 миллиард рублей, уплаченные налогоплательщиками добровольно.

При этом, главным образом, такой результат достигается посредством работы с налогоплательщиками в рамках комиссий по легализации налоговой базы по НДС, направленной на понуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств. Рассмотрим, что делать, если Вы получили «приглашение» на такую комиссию.

Как построена работа комиссий по легализации налоговой базы

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган составляет протокол, где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это десять календарных дней с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

Между тем чаще всего компании вызывают в налоговые органы на рассматриваемую комиссию с целью добровольного уточнения своих налоговых обязательств по НДС за тот или иной налоговый период. Это связано с тем, что инспекторы через информационную программу «АСК НДС-2» в цепочке контрагентов налогоплательщика (часто вплоть до седьмого звена цепочки) находят проблемные организации, которые не уплатили НДС (так называемые «разрывы по НДС»).

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Поэтому в случае, когда у налоговых органов есть информация о невозможности выполнения сделки контрагентами налогоплательщика из-за отсутствия у них соответствующих ресурсов (работников, техники, склада и т.п.), инспекторы пытаются доказать несоблюдение налогоплательщиком норм ст. 54.1 НК РФ и «снять» расходы и вычеты по неблагонадежным контрагентам.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель подоверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

Во-вторых, нужно внимательно выслушать мнение инспекторов, и уточнить чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и «проблемности» вашего контрагента первого и последующих звеньев есть у налогового органа. Лишь после этого следует пояснять проверяющим содержание и аспекты тех или иных операций с проблемными контрагентами. Причем не следует на комиссии обещать проверяющим, что вы готовы подать уточненные налоговые декларации и доплатить НДС, правильнее — сообщить им, что вы их услышали и готовы в ближайшее время подумать, в том числе обсудить ситуацию с собственниками бизнеса и др.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Итак, допустим, что ваша компания получила уведомление о вызове на комиссию по НДС, на которой инспекторы сообщили, что один из ваших контрагентов / ряд контрагентов первого звена обладают признаками фирм-однодневок либо по данным «АСК-НДС-2» ваши контрагенты второго или третьего звена не уплатили НДС в бюджет. По результатам состоявшейся комиссии инспекторы под угрозой назначения выездной налоговой проверки настоятельно требует от вас представить уточненные декларации по НДС и доплатить налог в бюджет в кратчайшие сроки. Как поступить в такой ситуации?

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

Общество получило уведомление о вызове руководителя в налоговый орган, в котором было указано — для дачи пояснений по вопросу ведения финансово-хозяйственной деятельности с ООО «Ромашка» за 4 квартал 2019 года.

В ходе комиссии инспекторами были озвучены претензии к заявленным вычетам по НДС по операциям с ООО «Ромашка». По мнению налогового органа, данная организация является «сомнительным» контрагентом по ряду признаков (отсутствие по адресу местонахождения, неявка генерального директора ООО «Ромашка» на допрос, минимальные платежи в бюджет и т.п.). В итоге инспекторы настойчиво под угрозой проведения выездной налоговой проверки предложили руководителю Общества исключить вычеты НДС по операциям с ООО «Ромашка», представив уточненную налоговую декларацию за 4 кв. 2019 и доплатив в бюджет НДС в сумме 2,5 млн. руб.

Вместе с тем руководство Общества до визита в инспекцию на комиссию обратилось за консультацией к налоговым юристам компании «Правовест Аудит». Юристы выяснили, что налогоплательщик приобретал у ООО «Ромашка» строительные материалы (причем их перевозку в адрес Общества осуществляло третье лицо).

В этой связи юристами был подготовлен запрос в адрес указанной организации-перевозчика, которая письменно подтвердила, что в конце 2019 года перевозила строительные материалы, полученные от ООО «Ромашка» на его складе и предоставила соответствующие транспортные накладные.

Кроме того, Обществом была систематизирована деловая переписка с ООО «Ромашка», из которой следовало, что до заключения договора с указанной организаций были получены от контрагента сведения о налоговой и бухгалтерской отчетности ООО «Ромашка» за 2018-2019 гг., а также информация о наличии у ООО «Ромашка» трудовых и материальных ресурсов, соответствующем опыте по поставкам строительных материалов и т.п.

В частности, были получены копии штатного расписания ООО «Ромашка», а также информация о том, что материалы будут доставляться силами организации-перевозчика, рекомендательные письма в отношении ООО «Ромашка» от крупных строительных холдингов.

На комиссии в налоговом органе юристами были изложены все вышеуказанные обстоятельства и представлены документы, подтверждающие статус ООО «Ромашка» как реального участника предпринимательской деятельности в области поставок строительных материалов, так и реальность самих операций Общества по приобретению материалов у ООО «Ромашка».

Также по итогам комиссии Обществом было направлено в инспекцию письмо вместе с вышеупомянутыми доказательствами с указанием на то, что оснований для уточнения обязательств по НДС по операциям с ООО «Ромашка» Общество не усматривает.

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.


Про массовое обнуление деклараций по НДС и предоставления их от «левых» лиц слышал, наверное, каждый предприниматель и руководитель организации.

С чего все начиналось

Первые «звоночки» по обнулению деклараций по НДС начались с выходом Письма ФНС России от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства», в котором указаны следующие основания для обнуления деклараций без участия плательщика:

  1. Представление уточненной налоговой декларации с некорректным порядковым номером корректировки;
  2. Руководители юридического лица и ИП уклоняются от явки на проведение допросов (более двух раз);
  3. Допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов);
  4. Руководитель юридического лица или ИП не проживает по месту регистрации;
  5. Доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ;
  6. Организация создана недавно.

Даже без лишних комментариев видно, что практически каждый пункт является нарушением Конституции. Поэтому буквально через 4 месяца по требованию Прокуратуры данное письмо было отозвано налоговой службой.

Однако это не остановило налоговиков. И прошлый 2020 год, помимо пандемии, запомнился еще и как год массового обнуления деклараций. Жалоб от плательщиков становилось все больше, суды были завалены делами о рассмотрении дел с поддельными ЭЦП и наконец Правительство решило навести в этом вопросе хоть какой-то порядок.

Дальше легче не будет

Так, с 1 июля 2021 года вступает в силу пункт 4.1 статьи 80 НК РФ, в котором прописано, в каких случаях налоговая декларация (расчет) считается непредставленной:

  • декларация (расчет) подписана неуполномоченным лицом;
  • руководитель дисквалифицирован;
  • руководитель умер;
  • в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности чего-нибудь;
  • юридическое лицо ликвидировано.

Нас всех проверяют роботы

Налоговым органам так понравилось подобным способом (обнулением деклараций) одним разом оптимизировать поступление НДС в бюджет и ликвидировать «попавшие под раздачу» фирмы — однодневки, что они решили не ждать вступления в силу п. 4.1 ст. 80 НК РФ, а в полную силу использовать другой инструмент для пополнения бюджета налогом на добавленную стоимость.

В принципе такой инструмент для отслеживания недобросовестных налогоплательщиков НДС у налоговиков уже есть давно — это АСК НДС . Это автоматизированная система контроля за возмещением НДС, которая применяется налоговой службой с 2013 года. А с 2015 года, когда была введена обязательная подача деклараций по НДС в электронном виде с заполнением данных обо всех входящих и исходящих счетов-фактур, система была обновлена и стала называться АСК НДС-2 . По заверениям налоговой службы система стала одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС.

Как работает этот АСК НДС-2 и почему нужно быть очень внимательным и разборчивым при заключении сделок с партнерами по бизнесу, которые также как и организация, являются плательщиками НДС?

Данная система позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний.

Каждая декларация по НДС проходит камеральную проверку в течении 2-х месяцев .

В ходе камеральной проверки налоговые органы вправе потребовать счета-фактуры, первичные и иные документы в случаях выявления расхождений между сведениями налогоплательщика и его контрагентов (так называемый «налоговый разрыв» ), свидетельствующих о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении возмещения из бюджета НДС.

Именно для автоматизации этого процесса — сравнение данных книг продаж и книг покупок, отраженных в декларациях по НДС в виде сведений по каждому полученному и выставленному счет-фактуре, и создана АСК НДС, а затем в обновленном виде и АСК НДС-2.

Иными словами — первоначальную проверку каждой декларации по НДС производит не человек, а робот. А, как известно, робота сложно обмануть и от его анализа не ускользнет ни одна счет-фактура. При такой проверке полностью исключен человеческий фактор .

Если раньше можно было просто «нарисовать циферку», сдать декларацию по НДС на возмещение из бюджета и при наличии знакомств в налоговой инспекции быстро и безболезненно пройти камеральную проверку и получить денюжки на расчетный счет, то сейчас это сделать практически невозможно.

Поэтому, если кто-то до сих пор считает, что можно открыть организацию, заключить фиктивные сделки с дружественными компаниями и обогатиться за счет государства в виде получения незаконного возмещения НДС, то это глубоко ошибочное мнение.

После первой же сданной декларации по НДС робот проведет ее анализ на десятки, а то и на несколько десятков контрольных соотношений и сразу же выявит недобросовестного налогоплательщика.

Итог известен — сначала требование о предоставлении документов, з атем вызов в налоговую инспекцию на беседу, затем проверка адреса регистрации организации и вот тут-то уже и «созреет» пресловутый п. 4.1 ст. 80 НК РФ, который позволит налоговой инспекции по закону просто избавиться от такой компании: сначала аннулируют декларацию по НДС, а затем в принудительном порядке и саму организацию исключат из ЕГРЮЛ.

Роботы служат не только на благо налоговой. Налогоплательщики тоже могут воспользоваться их преимуществами (не совершают ошибок, обрабатывают большие объемы информации, работают 24/7). Для этого достаточно подключиться к КНАП — автоматизированному сервису для обработки первичных документов (в т.ч. счет-фактур, накладных, актов, чеков и т.п.). Роботы «прочитают» документы, проверят их, заведут в 1С и поставят проводки согласно учетной политики компании.

А дальше? А дальше тоже проще не будет

С прошлого года и сам робот под названием АСК НДС-2 усовершенствовался. Теперь система проверки декларации по НДС называется по новому — «Контроль НДС» .

Помимо сверок счетов-фактур налогоплательщиков новая система проводит «диагностику» организаций, которые участвуют во всей цепочке расчетов по НДС, и выясняет роль каждой из них. Она предназначена для сбора информации и доказательной базы для возможных будущих споров с налогоплательщиками по статье 54.1 НК РФ.

Напомним, данная статья содержит перечень ситуация, при которых налоговые органы могут признать, что налогоплательщиком получена необоснованная налоговая выгода.

А так как доказывание обстоятельств правонарушений, которые позволили налогоплательщику получить эту самую налоговую выгоду налоговое законодательство возлагает на налоговую инспекцию, то для сбора доказательной базы налоговики и доработали систему автоматической проверки деклараций по НДС.

Но и это еще не все . Система «Контроль НДС» проверяет и собирает данные на всех: контрагентов второго, третьего звена, а также и тех, кто самостоятельно не применяет схемы, но работает с теми, кто применяет.

При этом компаниям присваивается категории: «техническая» и «сущностная».

«Техническая» компания — это та, на которой налоговая инспекция обнаружила «налоговый разрыв». Раньше такая компания автоматически считалась виноватой и ей сразу же направлялись требования об устранении разрыва.

Теперь же при обнаружении разрыва начинается отработка цепочки всех деловых контактов этой фирмы и в систему «Контроль НДС» вносится вся информация, характеризующая роль каждого звена цепочки контрагентов, содержащаяся:

  • в протоколах допросов;
  • в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений;
  • в материалах, передаваемых в правоохранительные органы;
  • в документах на аннулирование электронной подписи;
  • в ответах налогоплательщиков по встречным проверкам или вне проверок.

Всем контрагентам налоговая инспекция разошлет требования о предоставлении пояснений. То есть, «техническая» компания станет началом для выхода на возможных выгодоприобретателей в получении необоснованной налоговой выгоды.

«Сущностная» компания — это главный подозреваемый в получении необоснованной выгоды. Даже придумана система баллов для таких компаний , которые присваиваются на основе анализа множества показателей организации: об имуществе, штате, движении средств на расчетном счете, IP-адресах, с которых отправляется отчетность, доле вычетов по контрагенту и прочее. Чем больше баллов — тем больше риска , что организацию признают недобросовестной и предъявят обвинения в получении необоснованной налоговой выгоды.

«Сущностную» компанию система «Контроль НДС» также проверяет и по критерию платежеспособности: процентное соотношение уплаченного НДС и суммы заявленного вычета за налоговый период. Если вычеты по НДС большие, а оплата налога низкая, то у налоговиков возникают подозрения о фиктивной деятельности фирмы. И если даже такая компания захочет ликвидироваться в добровольном порядке, то выездной налоговой проверки ей не избежать.

Риск попасть под проверку системы «Контроль НДС» есть практически у каждого налогоплательщика , даже тех, кто является добросовестным и не использует никаких схем. Это же робот — он проверяет всех без исключения.

Поэтому таким налогоплательщикам придется отстаивать свою правоту, вероятно даже через суд. Надо быть готовым и к таким событиям. Для этого нужно:

  • Отвечать на все требования налоговой инспекции. Но отвечать тоже надо осторожно — лишней информации предоставлять не следует, потому что все написанное попадет в систему;
  • Проверять своих контрагентов при заключении сделок, то есть, собирать о них информацию;
  • Следить за тем, чтобы все документы о совершенных сделках были в наличии.

Бухгалтерам компаний, работающих с НДС, важно, чтобы в учете количество ошибок сводилось к нулю и первичка при этом не занимала все время работы. Поэтому единственный вариант — автоматизация.

Никаких дорогостоящих программ вам не понадобится. Сервис КНАП , который автоматизировал значительную часть работы бухгалтера, предлагает на выбор различные тарифы в зависимости от количества обрабатываемых документов .

К тому же все документы будут не просто заведены в программу, но и сохранены в электронном архиве и прикреплены к документам в 1С.

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

Проблемы возмещения НДС

Зрим в корень

Добавленная стоимость представляет собой совокупность того, что конкретный производитель добавил к стоимости ресурсов, полученных извне. НДС представляет собой форму изъятия части добавленной стоимости на всех стадиях производства, определяемой как разница между реализованными товарами (работами, услугами) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Выделение добавленной стоимости достигается механизмом исчисления данного налога, при котором в бюджет идет лишь разница между суммами налога, полученными от покупателей товаров (работ, услуг), получателей имущественных прав, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам товаров (работ, услуг), имущественных прав. Суммы НДС, предъявленные на основании счетов-фактур поставщиками товаров, работ услуг, правообладателями имущественных прав, на которые допускается уменьшение налогоплательщиками налога, подлежащего уплате в бюджет, в НК РФ определяются как «налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость».

. в отдельных случаях налогоплательщик, передающий имущество в качестве вклада в УК, формально восстанавливает ранее принятый к вычету НДС, но фактически налог не уплачивает и приводит себя к банкротству.

Таким образом, порядок расчета НДС позволяет налогоплательщикам уменьшать исчисленную сумму налога на налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 статьи 171 НК РФ. Если при этом сумма вычетов превышает сумму НДС к уплате, то разницу между ними налоговые органы обязаны возместить хозяйствующему субъекту за счет средств федерального бюджета на основании пункта 1 статьи 176 НК РФ или, в случае заявительного порядка возмещения НДС, на основании статьи 176.1 НК РФ. Таким образом, итоговая сумма налога, подлежащая уплате или возмещению из бюджета, зависит не только от результатов финансово-хозяйственной деятельности самого налогоплательщика и исполнения им своих налоговых обязательств, но и от действий его контрагентов, предъявивших его в составе товаров (работ, услуг), имущественных прав и суммы налога.

Данный порядок исчисления налога, косвенно ставящий возможность возмещения НДС из федерального бюджета в зависимость от действий поставщиков, но не содержащий прямого указания на это в положениях главы 21 НК РФ, во многом и порождает многочисленные проблемы и противоречия между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Правовые коллизии

К проблемам правового регулирования НДС, требующим изучения, выработки новых правовых подходов и предложений по их решению, можно отнести следующие:

  • нечеткая правовая регламентация процедуры возмещения НДС, в том числе и в заявительном порядке;
  • отсутствие единого правового подхода к правомерности применения вычетов по НДС при осуществлении налогоплательщиком как облагаемых, так и необлагаемых (освобождаемых от налогообложения) операций;
  • отсутствие системного подхода к правовому регулированию процедуры обжалования налогоплательщиками решений налоговых органов, выносимых по результатам налоговых проверок правильности исчисления и полноты уплаты НДС в бюджет.

«Странности» администрирования

Вопросы администрирования возмещения НДС на современном этапе тем более актуальны, поскольку наблюдается рост возмещения НДС в общем объеме поступлений НДС, а также рост заявленного к возмещению налога. Это связано с тем, что последние изменения, вносимые в законодательство, регулирующее НДС, направлены на либерализацию, уменьшение барьеров для применения вычетов, упрощение порядка возмещения налога, ограничение прав налоговых органов при контроле за порядком исчисления и уплаты налога, ужесточение ответственности налоговых органов за неправомерный отказ в возмещении НДС из бюджета. Данные действия законодателей призваны улучшить инвестиционный климат в стране. Так, с 2006 года НДС принимается к вычету при наличии кредиторской задолженности перед поставщиками, подрядчиками, отменена необходимость оплаты товаров (работ, услуг), приобретенных по счету-фактуре.

При осуществлении капитального строительства «входной» НДС принимается к вычету по мере предъявления подрядчиками счетов-фактур на выполненные строительно-монтажные работы, в то время как до 2006 года при таких операциях сумму НДС можно было включить в состав вычетов и предъявить к возмещению из бюджета только после ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта и начала начисления амортизации. С 2010 года на основании пункта 11 статьи 171 НК РФ допускается отражать в составе налоговых вычетов сумму НДС по полученному в качестве взноса в уставный капитал имуществу на основании акта приема-передачи с выделенной суммой НДС при условии восстановления суммы налога передающей стороной. Также с 2011 года допускается принимать к вычету покупателем НДС с суммы перечисленных денежных средств (авансовых платежей) под предстоящую поставку товаров (работ, услуг), если такой порядок был предусмотрен договором.

Для ускорения получения возврата НДС добросовестными налогоплательщиками, положительно зарекомендовавшими себя в течение длительного периода, была введена статья 176.1 НК РФ, предусматривающая заявительный порядок возмещения НДС

Для ускорения получения возврата НДС добросовестными налогоплательщиками, положительно зарекомендовавшими себя в течение длительного периода, учитывая длительный срок рассмотрения налоговыми органами налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение налога, Федеральным Законом от 17 декабря 2009 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» была введена статья 176.1 НК РФ, предусматривающая заявительный порядок возмещения НДС. Заявительный порядок возмещения налога, не снижая эффективности налогового контроля и не ущемляя интересов бюджетной системы, призван обеспечить сохранение для отдельных категорий налогоплательщиков оборотных средств, так как зачет (возврат) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, осуществляется до завершения камеральной налоговой проверки данной декларации.

В НК РФ обозначены основные условия, при выполнении которых налогоплательщик может применить налоговые вычеты и уменьшить исчисленный с объектов налогообложения НДС (реализация товаров, работ, услуг, передача имущественных прав). В первую очередь это наличие счета-фактуры, оформленного должным образом в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ, а также первичных документов, на основании которых осуществлялось принятие на учет товаров (работ, услуг).

Другим важным условием является использование приобретаемых товарно-материальных ценностей (далее ТМЦ), услуг, работ в операциях, облагаемых НДС.

Казалось бы, выполнение этих несложных условий позволяет налогоплательщику беспрепятственно применить налоговый вычет при исчислении НДС и в случае возникновения права на возмещение получить возврат излишне уплаченной суммы налога из бюджета. Однако при практическом применении главы 21 НК РФ в части правомерности применения налоговых вычетов и возмещения НДС возникают противоречия, проблемные вопросы, которые приводят к многочисленным судебным разбирательствам, поскольку формальное соблюдение условий применения налоговых вычетов, либеральные изменения, призванные стимулировать инвестиционную деятельность, при наличии пробелов в законодательстве, используются недобросовестными налогоплательщиками как способ получения необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерного возмещения НДС из бюджета.

Контратака на контрагентов

Среди таких способов одним из наиболее распространенных является использование в цепочке контрагентов подконтрольных налогоплательщику организаций с целью имитации хозяйственных операций и создания фиктивного документооборота.

С целью наращивания налоговых вычетов и уменьшения платежей в бюджет налогоплательщиками используется и такой способ, как принятие к вычету НДС по авансовым платежам, перечисленным созданной самим налогоплательщиком фирме-однодневке, от которой не предполагается получение ТМЦ.

Кроме того, отсутствие прямой законодательной нормы, связывающей право на возмещение НДС стороной, принимающей вклад в уставный капитал, с фактической уплатой восстановленной суммы НДС стороной, передающей имущество, также может способствовать созданию схемы получения необоснованной выгоды в виде двойного применения налоговых вычетов. Так, в отдельных случаях налогоплательщик, передающий имущество в качестве вклада в уставный капитал, формально восстанавливает ранее принятый к вычету НДС и отражает его к уплате в бюджет, но фактически налог не уплачивает и приводит себя к банкротству. При этом налогоплательщик, получивший имущество в качестве вклада в уставный капитал, предъявляет НДС к возмещению и претендует на получение средств из бюджета, источник для возврата которых не сформирован. Таким образом, данный пробел в законодательстве приводит к возможности злоупотребления налогоплательщиками своим правом на возмещение.

Среди таких способов одним из наиболее распространенных является использование в цепочке контрагентов подконтрольных налогоплательщику организаций с целью имитации хозяйственных операций и создания фиктивного документооборота.

При этом эффективный правовой механизм, позволяющий налоговым органам исключать из состава налоговых вычетов суммы налога, предъявленные недобросовестными налогоплательщиками, в главе 21 НК РФ отсутствует, в связи с чем многочисленные судебные разбирательства по данному вопросу породили необходимость обобщения сложившейся судебной практики и вынесение Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В ходе проведения налоговых проверок налоговым органам рекомендовано во всех случаях при заявлении НДС к возмещению из бюджета устанавливать наличие таких обстоятельств, как:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиками хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком;
  • учет для целей налогообложения тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды.

Налоговые органы обязаны в ходе проверки сформировать доказательную базу, позволяющую установить, что налогоплательщик, заявивший возмещение из бюджета, знал о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.

Таким образом, либерализация законодательства для налогоплательщиков с одной стороны и необходимость предотвращения незаконного возмещения НДС налоговыми органами с другой стороны приводят к тому, что Федеральной налоговой службой ужесточаются контрольные мероприятия при проведении проверок деклараций с заявленными к возмещению суммами НДС.

Взаимосвязь возможности применения налоговых вычетов от действий контрагентов приводит к тому, что даже добросовестные налогоплательщики, не использующие преднамеренно какие-либо схемы незаконного возмещения НДС, могут оказаться в зоне риска, заключив договор с компанией, не исполняющей свои налоговые обязательства. При этом эффективные инструменты проверки добросовестности контрагентов у налогоплательщиков фактически отсутствуют, поскольку общедоступной является только информация, содержащаяся в выписке из ЕГРЮЛ, а именно: о постановке налогоплательщика на учет, о его юридическом адресе и должностных лицах, о дате создания и т. п. Информация об объектах налогообложения, величине налоговой базы, суммах исчисленных и уплаченных налогов составляет налоговую тайну.

Таким образом, основной проблемой возмещения НДС является отсутствие в главе 21 НК РФ четких механизмов, позволяющих однозначно подходить к различным вопросам порядка исчисления и уплаты НДС. Это приводит к тому, что с одной стороны, создается почва для злоупотребления отдельными налогоплательщиками правом на возмещение НДС из бюджета, а с другой стороны, порядочные налогоплательщики не защищены от действий недобросовестных контрагентов и несут значительные налоговые риски.

Недостижимость идеала

Подводя итоги, можно сказать, что многочисленные письма Министерства Финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, огромное количество самых противоречивых комментариев экспертов, а также решений арбитражных судов различных инстанций по вопросу возмещения НДС свидетельствует лишь об одном – этот вопрос и по сей день является наиболее проблемным в налоговом администрировании, а получить подтверждение возмещения налога из бюджета своевременно и без проблем сможет лишь идеальный налогоплательщик в идеальных условиях. Любая нестандартная ситуация или нетипичная хозяйственная операция, вероятнее всего, приведет к отказу в возмещении НДС и длительным разбирательствам в Арбитражном суде, поскольку для нее либо вообще не найдется законодательной нормы в главе 21 НК РФ, либо мнение налогоплательщика по ее применению не совпадет с мнением налогового органа. Практика применения главы 21 НК РФ на протяжении 2001-2013 годов с учетом ее неоднократных изменений показывает, что она все еще далека от идеала, не дает ответа на многие вопросы и требует тщательной доработки, поскольку как налогоплательщикам, так и налоговым органам в своей работе хотелось бы руководствоваться нормами НК РФ, а не быстро меняющейся в современных политических условиях арбитражной практикой.

Юлия Павлова, «Бейкер Тилли Русаудит», для журнала «Консультант»



Как сэкономить на НДС не нарушая налоговый кодекс

В этой книге есть полная информация о том, какие законные способы оптимизации НДС предусмотрены в российском законодательстве. Их достаточно для того, чтобы снижать налоговую нагрузку предприятия и не рисковать >>

Читайте также: