Перечень необлагаемых ндс товаров

Опубликовано: 21.04.2024


  • Что не облагается НДС
  • Какие документы на поставляемые при безвозмездной помощи товары, не облагаемые НДС, надо подавать в инспекцию?
  • Медицинское оборудование, не облагаемое НДС
  • При каких условиях правомерно включение в товары, не облагаемые НДС, принадлежностей к медицинским изделиям
  • Итоги

Что не облагается НДС

При внимательном изучении положений ст. 149 НК РФ можно сделать вывод, что на территории РФ НДС не облагается реализация следующих товаров:

  1. Медицинского оборудования и медицинских изделий по специальным перечням, утвержденным Правительством РФ (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).
  2. Технических средств, которые могут применяться для реабилитации инвалидов или профилактики инвалидности. Детальный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.
  1. Продуктов питания, произведенных столовыми медицинских и образовательных учреждений и реализуемых в таких учреждениях. Продуктов питания, произведенных на предприятиях общественного питания и реализованных столовым в медицинских и образовательных учреждениях (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ и письмо ФНС России от 19.10.2011 № ЕД-4-3/17283@). Отдельно Минфин России в письме от 14.09.2009 № 03-07-14/95 указал, что индивидуальным предпринимателям эту льготу применять нельзя, хотя арбитражные суды ранее неоднократно высказывали противоположную точку зрения (определение ВАС РФ от 07.02.2007 № 649/07, постановление ФАС Центрального округа от 20.05.2008 № А68-668/07-22/14).
  2. Товаров магазинов беспошлинной торговли, если такие товары помещены под таможенную процедуру (подп. 18 п. 2 ст. 149 НК РФ).
  3. Продукции собственного производства налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере производства сельхозпродукции, если удельный вес от ее реализации будет не менее 70%. В этом случае не облагается НДС продукция, выдаваемая в счет натуральной оплаты труда и реализуемая для организации общественного питания работников, занятых в сельскохозяйственных работах (подп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ).
  4. Руды и концентратов ценных металлов, а также самих металлов (подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ).
  5. Необработанных алмазов (подп. 10 п. 3 ст. 149 НК РФ).
  6. Товаров, поставляемых в рамках оказания безвозмездной помощи РФ. Подакцизные товары в это число не включаются (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Подробнее о перечне, содержащемся в ст. 149 НК РФ, читайте в материале «Ст. 149 НК РФ: вопросы и ответы».

При продаже товаров, перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ, вы можете отказаться от освобождения от НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ). Отказ от НДС для операций с товарами из п. 2 ст. 149 НК РФ невозможен.

Отказаться от льготы по НДС можно путем направления заявления в территориальную ИФНС. Заявление составляется в произвольной форме. При этом следует уложиться до 1-го числа месяца того налогового периода, в котором компания собирается прекратить пользование данными привилегиями (с учетом рекомендаций, изложенных в письме ФНС России от 26.08.2010 № ШС-37-3/10064).

Какие документы на поставляемые при безвозмездной помощи товары, не облагаемые НДС, надо подавать в инспекцию?

Подп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ определены документы, которые следует подавать в налоговый орган для освобождения от налогообложения товаров, поставляемых в рамках оказания безвозмездной помощи.

Если такие документы будут отсутствовать на момент определения налоговой базы, то НДС начислить придется обязательно. Сумму налога при этом организация будет уплачивать из собственных средств. Более того, НДС к вычету не будет принят, если документы будут поданы позже установленного срока (письмо ФНС России от 09.08.2006 № 03-4-03/1508@).

Кроме того, Минфин России в письме от 23.03.2010 № 03-07-07/08 указывает, что в случае реализации услуг при оказании технической помощи налогоплательщик должен быть указан как организация-поставщик в документе, удостоверяющем, что соответствующие товары, работы или услуги имеют прямое отношение к технической помощи. Если организация поименована как уполномоченная донором, то освобождение применить не удастся.

Медицинское оборудование, не облагаемое НДС

НДС не облагается реализация медицинских товаров, произведенных в России и за рубежом. Перечень таких товаров утвержден Правительством РФ в постановлении от 30.09.2015 № 1042 (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ) и включает медицинские изделия.

Чтобы получить право на освобождение от НДС, налогоплательщик должен иметь регистрационное удостоверение.

Внимание! Подсказка от "КонсультантПлюс":
Подавать в инспекцию регистрационное удостоверение вместе с декларацией не нужно. Его копию вы представите, если. (подробнее об этом и других условиях освобождения от НДС читайте в К+).

При каких условиях правомерно включение в товары, не облагаемые НДС, принадлежностей к медицинским изделиям

По данному вопросу есть 2 противоположные точки зрения:

1. Точка зрения чиновников: реализация отдельных принадлежностей освобождается от НДС при наличии индивидуального регистрационного удостоверения.

Позиция чиновников заключается в том, что если принадлежности, входящие в комплект к медицинским изделиям, реализуются отдельно, то их реализация будет освобождена от НДС только при наличии отдельного регистрационного удостоверения.

Аргументы в пользу такого утверждения содержатся, например, в письмах Минфина России от 17.02.2017 № 03-07-14/9027, от 14.01.2016 № 03-07-07/540. Авторы писем утверждают, что в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ от НДС освобождается операция по реализации медицинских изделий, перечисленных в перечне, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042, а при реализации принадлежностей, входящих в состав комплектов медицинских изделий, отдельно от этого комплекта освобождение от НДС применяется при наличии регистрационного удостоверения на данные принадлежности с указанием кодов, предусмотренных перечнем.

2. Альтернативная точка зрения: по Налоговому кодексу весь комплект НДС не облагается, значит, и каждое отдельное изделие тоже обложению не подлежит.

Альтернативная позиция основана на утверждении, что при реализации даже отдельной части комплекта медицинских изделий для освобождения от НДС достаточно наличия регистрационного удостоверения на весь комплект.

В поддержку позиции свидетельствуют исключительно судебные решения. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2012 по делу № А56-8184/2011 указано, что НК РФ (ст. 149 и 150) не связывает предоставление льготы по НДС с соблюдением комплектности медицинских изделий. Отдельные части комплекта не утрачивают своей важности и жизненной необходимости только по той причине, что отделены от комплекта.

Аналогичные аргументы приведены в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 06.06.2007 № Ф08-3088/2007-1271А по делу № А32-8807/2006-57/306 и ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2005 № А56-19302/04.

Итоги

от 30 сентября 2015 года N 1042

(с изменениями на 18 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года N 282 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.04.2016, N 0001201604130004);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 года N 1581 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.01.2017, N 0001201701030014) (вступило в силу с 1 января 2017 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 года N 1404 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.11.2017, N 0001201711240008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 419 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.04.2020, N 0001202004060003) (распространяется на правоотношения, возникшие с 16 марта 2020);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2020 года N 1027 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.07.2020, N 0001202007210026);

В документе также учтено:

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной таможенной службе ежегодно, начиная с 2021 года, не позднее 15 февраля осуществлять анализ применения перечня, утвержденного настоящим постановлением, и при необходимости вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о внесении в него изменений.

3. Признать утратившими силу:

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 сентября 2015 года N 1042
(В редакции, введенной в действие
с 1 января 2017 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2016 года N 1581. -
См. предыдущую редакцию)

Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость

(с изменениями на 18 декабря 2020 года)

Наименование товара и ссылка на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93*

* Код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93.

I. Медицинские изделия
(Наименование раздела в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 года N 1404. - См. предыдущую редакцию)

Инструменты механизированные 94 3100 (инструменты сшивающие; инструменты режущие с приводом; инструменты механизированные прочие)

Инструменты колющие** 94 3200 (иглы стержневые; иглы трубчатые (инъекционные); скарификаторы, перья; перфораторы, троакары)

9018 32
9018 39 000 0
9018 90 840 9

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2019 года N 1054 ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года N 1574. - См. предыдущую редакцию)
________________
** За исключением шприцев медицинских (код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 31).

Инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой 94 3300 (инструменты однолезвийные; томы; инструменты выкусывающие; ножницы (медицинские); инструменты однолезвийные скоблящие; инструменты многолезвийные с вращением вокруг собственной оси (сверла, фрезы, боры) и прочие)

8207 50
8207 70
9018

Инструменты оттесняющие 94 3400 (расширители; инструменты оттесняющие (зеркала, шпатели); инструменты разделяющие; инструменты извлекающие)

Инструменты многоповерхностного воздействия (зажимные) 94 3500 (зажимы; пинцеты (медицинские); щипцы зажимные; держатели; инструменты раздавливающие)

Инструменты зондирующие, бужирующие 94 3600 (зонды; бужи; катетеры; трубки, канюли)

Наборы медицинские 94 3700 (наборы для сердечно-сосудистой и абдоминальной хирургии; наборы травматологические; наборы оториноларингологические; наборы офтальмологические; наборы стоматологические; наборы акушерские, гинекологические, урологические; наборы нейрохирургические; наборы общего назначения)

Изделия травматологические 94 3800 (изделия для соединения костей; изделия для воздействия на кости; изделия корректирующие)

32.50.22.110
32.50.22.120
32.50.22.127
32.50.22.129
32.50.22.190
32.50.23.000****** и
32.50.23.190

3404 90 000 1
9021

Приборы для функциональной диагностики измерительные 94 4100 (комплексы аппаратуры для передачи электрокардиограмм по телефонному каналу; кардиокомплексы; приборы для измерения биоэлектрических потенциалов; средства измерения массы, силы, энергии, линейных и угловых величин, температуры; приборы для измерения давления; приборы для измерения частоты, скорости, ускорения, временных интервалов и перемещений; приборы для исследования звуковых колебаний в органах человека; приборы для измерения объема и газового состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и крови; генераторы сигналов диагностические; измерительные установки, комплексы, сигнализаторы, регистраторы, индикаторы)

8423
8518
8523
8531
8542 31 300 0,
8542 32 300 0,
8542 33 300 0 и
8542 39 300 0
8543 20 000 0
9010 50 000 0
9016 00
9017 80 900 0
9018
9025
9026 20 800 0
9027
9029

9031 80 340 0
9031 80 380 0
91

Приборы и аппараты для диагностики (кроме измерительных).
Очки корригирующие (для коррекции зрения)*** 94 4200 (диоптриметры; приборы эндоскопические и увеличительные; аппараты рентгеновские медицинские диагностические; приборы радиодиагностические; приборы офтальмологические; приборы для аускультации (выслушивания); очки корригирующие (для коррекции зрения)***, приборы для функциональной диагностики прочие)

9004 90
9008 50 000 0
9018
9022
9025
9027 50 000 0
9027 80 170 0
9030 39 000 9
9405 40 100 1

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2019 года N 1054; в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года N 1574. - См. предыдущую редакцию)
________________
*** За исключением очков и масок защитных (код ТН ВЭД ЕАЭС 9004 90).

****** Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.
(Сноска дополнительно включена с 1 октября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2019 года N 1054)

Микроскопы биологические 44 3510

9011 10
9011 80 000 0
9012 10 900 0

Установки радиационные медицинские 69 4140

Приборы и аппараты для медицинских лабораторных исследований 94 4300 (анализаторы состава и свойств биологических жидкостей медицинские; приборы и аппараты для санитарно-гигиенических и бактериологических исследований измерительные; приборы и аппараты для клинико-диагностических лабораторных исследований, кроме анализаторов; приборы и аппараты для санитарно-гигиенических и бактериологических исследований, кроме измерительных; комплексы и комплекты (наборы) для клинико-диагностических лабораторных исследований; комплексы и комплекты (наборы) для санитарно-гигиенических и бактериологических исследований; приборы и аппараты вспомогательные для клинико-диагностических, санитарно-гигиенических и бактериологических исследований общего назначения)

8413
8419 89 989 0
8421 19
8479 89 970 8
9018
9027

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2019 года N 1054 ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года N 1574. - См. предыдущую редакцию)
________________
****** Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.
(Сноска дополнительно включена с 1 октября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2019 года N 1054)

Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма 94 4400 (приборы и аппараты для электролечения низкочастотные; аппараты для электролечения высокочастотные и квантовые; приборы и аппараты для воздействия ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами; эндоскопы для лечения; аппараты водолечебные и бальнеологические, механотерапевтические; приборы и аппараты радиотерапевтические, рентгенотерапевтические и ультразвуковые; аппараты ингаляционного наркоза, вентиляции легких, аэрозольтерапии, компенсации и лечения кислородной недостаточности; аппараты вакуумно-нагнетательные, для вливания и ирригации; аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма; приборы и аппараты для лечения другие)

26.60.11.120
26.60.13
26.60.13.110
26.60.13.120
26.60.13.130
26.60.13.140
26.60.13.150
26.60.13.160
26.60.13.170
26.60.13.180
26.60.13.190
26.60.14.110
32.50.11.110
32.50.13.160
32.50.21.110
32.50.21.112
32.50.21.120
32.50.21.121
32.50.21.122
32.50.21.129
32.50.21.123
32.50.21.130
32.50.21.140
32.50.21.150
32.50.21.160
32.50.22.110
32.50.22.120
32.50.22.129
32.50.22.160
32.50.22.170
32.50.22.180
32.50.22.190
32.50.22.192
32.50.22.193
32.50.22.194
32.50.22.195
32.50.22.199
32.50.23.000******
и 32.50.23.190
32.50.50.000******
32.50.50.120
32.50.50.121
32.50.50.122
32.50.50.123
32.50.50.129
32.50.50.190

2844 40 200 0
3926 90 970 1
8413
8414
8418
8421
8439 30 000 0
8471 60
8523 49 450 0
9018
9019
9020 00 000 0
9021
(за исключением 9021 29 000 0)
9022
9506 91

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2019 года N 1054 ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года N 1574; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 года N 2157. - См. предыдущую редакцию)
________________
****** Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.
(Сноска дополнительно включена с 1 октября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2019 года N 1054)

Весы платформенные медицинские 42 7434

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом и уплачивается в Федеральный бюджет.

Данному налогу посвящена 21 глава Налогового кодекса.

НДС начисляется при реализации (на территории Российской Федерации) покупателям облагаемых данным налогом товаров, работ, услуг и имущественных прав.

При этом, в целях 21 главы Налогового кодекса, передача права собственности на:

  • товары,
  • результатов выполненных работ,
  • оказание услуг
на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) для целей налогообложения НДС.

Налог рассчитывается по установленной Налоговым кодексом ставке (0%, 10% или 18%), дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав).

НДС, подлежащий уплате в бюджет определяется, как разница между суммами НДС начисленного с реализации и суммами «входящего» НДС, который был предъявлен организации-налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых операций.

Налогоплательщиками НДС являются организации (ИП), осуществляющие облагаемые НДС операции, применяющие общий режим налогообложения.

Кроме того, НДС уплачивается в бюджет налоговыми агентами, являющимися таковыми в соответствии с положениями Налогового кодекса.

Не смотря на то, что в нашей стране вряд ли найдется бухгалтер, который никогда не слышал про НДС, некоторые нюансы налогообложения данным налогом вызывают множество вопросов, стоит с ними столкнуться на практике.

К таким нюансам относятся льготы по НДС и особенности их применения налогоплательщиками данного налога.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в п.1-3 статьи 149 НК РФ и является закрытым.

Федеральным законом от 28.07.2012 №145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст.149 Налогового кодекса, вступающие в силу с 01.01.2013г.

Вышеуказанный закон дополнил перечень операций, не подлежащих обложению НДС.

В статье будут рассмотрены изменения, внесенные в ст.149 НК РФ, а так же особенности отказа от льгот по НДС и порядок их применения, предусмотренные положениями НК РФ.

Изменения в перечне необлагаемых НДС операций, вступившие в силу с 01.01.2013

В соответствии с п.2 ст.149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих услуг, оказываемых на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках (п.12.2):

  • услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности;
  • услуг, оказываемых указанными в абзаце втором настоящего подпункта организациями, непосредственно связанных с услугами, оказываемыми ими в рамках лицензируемой деятельности (по перечню, установленному Правительством Российской Федерации);
  • услуг по проведению, контролю и учету товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу, оказываемых операторами товарных поставок, получившими аккредитацию в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • услуг по принятию на себя обязательств, подлежащих включению в клиринговый пул, оказываемых центральными контрагентами на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности либо при условии получения ими аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • услуг по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема организованных торгов, оказываемых маркет-мейкерами в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №325-ФЗ «Об организованных торгах».
Обратите внимание:При изменении редакции п.1 - 3 ст.149 (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты (п.8 ст.149 НК РФ).

Кроме того были внесены изменения в абзац первый пп.2 п.3 ст.149 НК РФ, а именно фраза «(за исключением брокерских и иных посреднических услуг)» теперь звучит, как «(за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подпункте 12.2 пункта 2 настоящей статьи)».

Так же, в пункте 4 ст.169 НК РФ произведены аналогичные изменения:

  • фраза «(за исключением брокерских и посреднических услуг)» заменена на «(за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подпункте 12.2 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса)».

Возможность отказа от применения льгот по НДС в соответствии с положениями налогового кодекса

  • предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
При этом, нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

В соответствии с п. 2 ст.56 НК РФ, налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Положения статьи 149 НК РФ предусматривают возможность отказа от налоговых льгот по НДС только в отношении операций, освобождающихся от налогообложения в соответствии с п.3 ст. 149 НК РФ.

В соответствии с п.5 ст.149 НК РФ, налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п.3 ст.149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.

Для того, чтобы использовать данное право отказа от льготы, налогоплательщику необходимо представить соответствующее заявление в ИФНС по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода*, с которого налогоплательщик намерен:

  • отказаться от освобождения
  • или приостановить его использование.
*В соответствии с положениями ст.163 НК РФ, налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал.

При этом, такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149.

Налоговым законодательством не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Так же не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Таким образом, от льгот по НДС, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 149 НК РФ, налогоплательщик отказаться не в праве, то есть – они являются обязательными к применению.

Условия применения налоговых льгот по НДС

Кроме этого ограничения, положениями главы 21 Налогового кодекса предусмотрены определенные условия, так же ограничивающие возможность применения льгот по НДС.

При этом, положениями ст.149 НК РФ предусмотрены как индивидуальные условия применения для каждой льготы (они установлены непосредственно п.1-3 ст.149), так и общие условия, которые необходимо соблюдать всем налогоплательщикам, на которых они распространяются.

Таких общих условий всего три:

Условие 1:

Применение льгот по НДС возможно только при осуществлении организацией предпринимательской деятельности в своих интересах.

В соответствии с п.7 ст.149 НК РФ, освобождение от налогообложения в соответствии с положениями статьи 149 не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе:

  • договоров поручения,
  • договоров комиссии,
  • агентских договоров,
если иное не предусмотрено положениями НК РФ.

Условие 2:

В случае осуществлении льготируемых видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию, для применения льготы необходимо иметь соответствующую лицензию.

Если лицензии у налогоплательщика нет, то применять льготу по НДС он не в праве.

В соответствии с п.6 ст.149 НК РФ, перечисленные в 149 статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения):

  • при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условие 3:

В соответствии с п.4 ст.149 НК РФ, в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

При организации раздельного учета по НДС необходимо руководствоваться статьей 170 Налогового кодекса.

В соответствии с п.4 ст.170 НК РФ, суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

1. Учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п.2 ст.170 НК РФ:

  • по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС
2. Принимаются к вычету в соответствии со ст.172 НК РФ:

  • по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.
3. Принимаютсяк вычету либо учитываются в их стоимостив той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения):

  • по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости:

  • отгруженных товаров (работ, услуг),
  • имущественных прав,
операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

При определении пропорции, необходимо обеспечить сопоставимость сравниваемых показателей.

Соответственно, выручка от реализации, облагаемой НДС, в целях расчета пропорции принимается в сумме, не включающей в себя НДС.

По ОС и НМА, принимаемым к учету в первом или втором месяцах квартала, налогоплательщик имеет право определять указанную пропорцию исходя из стоимости:

  • отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг),
  • переданных имущественных прав,
операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных (переданных) за месяц товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным:

  • товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА,
  • имущественным правам,
используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Это означает, что суммы «входного» НДС с осуществленных организацией расходов, не относящихся напрямую к облагаемым НДС операциям по основным видам деятельности компании, например:

  • общехозяйственные расходы,
  • расходы на приобретение ОС и НМА непроизводственного назначения (например - офисная мебель)
  • расходы на материалы, не относящиеся к прямым расходам
  • и пр.,
необходимо делить по методике, утвержденной в учетной политике организации для целей налогообложения.

В результате раздельного учета часть «входного» НДС будет принята к вычету, а другая часть увеличит сумму вышеуказанных расходов.

В целях организации раздельного учета «входного» НДС, можно в бухгалтерском учете вести учет такого НДС, подлежащего и не подлежащего распределению, на отдельных субсчетах к счету 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Если у налогоплательщика отсутствует раздельный учет, то суммы «входного» НДС по приобретенным:

  • товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА,
  • имущественным правам,
нельзя принять к вычету.

Суммы такого НДС так же нельзя включить в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций (НДФЛ).

Налогоплательщик имеет право не применять вышеуказанные требования в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов* на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В этом случае все суммы НДС, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, установленным ст. 172 НК РФ.

*При этом необходимо помнить, что под величиной совокупных расходов понимаются не только прямые, но и косвенные расходы организаций.

В соответствии с требованиями действующего законодательства, порядок распределения косвенных расходов организация устанавливает самостоятельно, закрепив его в своей учетной политике для целей налогообложения.

Косвенные расходы можно распределять пропорционально следующим показателям:

  • Выручке от реализации,
  • прямым затратам,
  • численности персонала,
  • фонду оплаты труда,
  • стоимости основных фондов,
  • иным подобным показателям.
В целях расчета пропорции, в отношении финансовых инструментов срочных сделок принимаются:

  • стоимость финансовых инструментов срочных сделок, предполагающих поставку базисного актива*, при условии отгрузки (передачи) базисного актива соответствующих финансовых инструментов срочных сделок в налоговом периоде (месяце),
*определяется по правилам, установленным ст. 154 НК РФ.

  • сумма чистого дохода, полученного налогоплательщиком в текущем налоговом периоде (месяце) по финансовым инструментам срочных сделок в результате исполнения (прекращения) обязательств, не связанных с реализацией базисного актива (в том числе полученные суммы вариационной маржи и премий по контракту), включая суммы денежных средств, которые должны быть получены по таким обязательствам в будущих налоговых периодах, если дата определения (возникновения) соответствующего права требования по финансовым инструментам срочных сделок имела место в текущем налоговом периоде (месяце).
О порядке определения чистого дохода Минфин в своем Письме от 20.07.2012г. №03-07-11/166 излагает следующее:

«Нормами Кодекса понятие суммы чистого дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде по финансовым инструментам срочных сделок в результате исполнения (прекращения) обязательств, не связанных с реализацией базисного актива, не определено.

Однако исходя из экономического смысла данного понятия, по нашему мнению, суммой чистого дохода в указанном случае является разница между всеми полученными доходами, не связанными с реализацией базисного актива (полученные суммы вариационной маржи и премий по контракту) по всем финансовым инструментам срочных сделок, и всеми уплаченными расходами, не связанными с реализацией базисного актива (уплаченные суммы вариационной маржи и премий по контракту) по всем финансовым инструментам срочных сделок.»

При расчете пропорции организации, осуществляющие клиринговую деятельность на рынке ценных бумаг (деятельность по определению (сверке) обязательств по заключаемым на биржевых торгах и (или) торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг гражданско-правовым договорам, предметом которых является товар или иностранная валюта финансовых инструментов срочных сделок, а также по обеспечению и (или) контролю их исполнения, не учитывают сделки:

  • с ценными бумагами,
  • финансовыми инструментами срочных сделок,
  • иные сделки, по которым такая клиринговая организация является стороной в целях осуществления их клиринга,
  • а также сделки, совершаемые клиринговой организацией в целях обеспечения исполнения обязательств участников клиринга.

Общая ставка НДС – 20%. Некоторые товары облагаются НДС по пониженной ставке – 10%. Что это за товары и где их искать? Каким образом проверить, что льготная ставка применяется правильно и вам не доначислят налог?

Когда применяют НДС 10%

Применение льготного тарифа 10% (и расчетной ставки 10/110) зависит от вида реализуемого товара или услуги. Эту ставку используют при ввозе и реализации отдельных товаров и при реализации некоторых услуг. Их перечень установлен пунктом 2 статьи 164 НК РФ.

Перечень льготируемых товаров по НК

Согласно пункту 2 статьи 164 НК РФ, ставка НДС 10% процентов применяется при реализации следующих товаров:

  • мясная, молочная продукция, крупы, макаронные изделия, продукты для детей и здорового питания (подп. 1 п. 2);
  • образовательные, культурные, научные книги и периодические (выпускаемые не реже 1 раза в год) журналы (подп. 3 п. 2). Если объем страниц рекламного или эротического характера в книге и журнале более 45%, ставка 10% не применяется. Право на льготную ставку должно быть подтверждено справкой Минцифры (Постановление Правительства от 23 января 2003 г. № 41, п. 2 Указа Президента РФ от 20 ноября 2020 г. № 719);
  • товары для детей (одежда, обувь, игрушки) (подп. 2 п. 2);
  • отдельные виды иностранных и отечественных медицинских товаров (лекарства, медицинские изделия, за исключением полностью освобожденных от НДС) (подп. 4 п. 2).

До 31 декабря 2021 года ставка НДС 10% применяется при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа, кроме услуг, указанных в подпунктах 4.1 - 4.3 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Однако для того, чтобы применять льготную ставку, простого отнесения товара к этому общему списку недостаточно. Ведь каждый товар имеет свое наименование и признаки, а какие конкретно товары подпадают под льготную ставку НДС, в статье 164 НК РФ не указаны. Это всего лишь краткое общее описание льготных товаров.

Поэтому там уточняется, что для применения ставки НДС 10% правительство определяет перечни кодов товаров по ОКПД и ТН ВЭД для указанных в НК РФ видов продукции.

Коды льготируемых товаров

Итак, нужно запомнить важное правило.

По ставке НДС 10% облагаются только те товары, коды которых по ОКПД или ТН ВЭД ЕАЭС упоминаются в специальных списках, утвержденных правительством. При этом коды по ОКПД применяются при приобретении или производстве на территории РФ, а коды по ТН ВЭД – при ввозе на территорию РФ.

Если продукция приобретена или произведена в РФ, а ее код приведен в постановлении Правительства только по ТН ВЭД, применять ставку 10% нельзя, даже если товар назван в статье 164 НК РФ. Такой вывод сделали судьи в постановлении АС Дальневосточного округа от 25 декабря 2020 г. № Ф03-4970/2020 по делу № А24-2531/2020.

А как же пункт 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33, где говорится о том, что неважно, в каком перечне вы нашли товар: в ОКПД2 или ТН ВЭД ЕАЭС, и что и в том, и в другом случае можно использовать льготную ставку?

Судьи отметили: этот вывод ВАС РФ можно применить, только если есть отдельные несовпадения в наименовании или описании одного и того же товара при его отнесении к соответствующему коду. Если никаких противоречий нет, то это означает, что речь идет о более узком перечне продукции, подпадающей под льготную ставку.

Значит, применять ставку 10% по товарам, произведенным или приобретенным в РФ, для которых в перечне не определен код по ОКПД, нельзя.

Где искать конкретный список товаров

Конкретные списки товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, утверждены отдельными постановлениями Правительства РФ. По ним и нужно искать и проверять товар на соответствие льготной ставке по ОКПД или ТН ВЭД НДС.

Вот эти документы.

  1. Постановление от 23 января 2003 г. № 41 «О перечне видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов».
  2. Постановление от 15 сентября 2008 г. № 688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов».
  3. Постановление от 31 декабря 2004 г. № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов».

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Применяя ставку НДС 10%, будьте готовы обосновать свое право на это. Необходимо иметь документы, которые подтверждают принадлежность реализуемого товара к льготируемой продукции. Правда, истребовать такие документы инспекция вправе при выездной проверке. При камеральной – нет.


Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Будьте готовы, что льготы, заявленные в декларации по НДС, придётся подтвердить. Налоговая вышлет требование о пояснениях, на которое нужно ответить в течение пяти дней. С 23 ноября 2020 года направляйте в ответ электронный реестр подтверждающих документов по форме ФНС, тогда инспекция запросит только часть документов.

Когда и как подтверждать льготы по НДС в 2021 году

На льготы по НДС имеют право организации и предприниматели, которые занимаются определённой деятельностью (ст. 56 НК РФ). Например, от НДС освобождены продажа некоторой медтехники, булочек в школьной столовой, услуги по перевозке пассажиров, ритуальные услуги и пр.

Если вы указали такие льготы в разделе 7 декларации по НДС, будьте готовы подтвердить их налоговой (п. 6 ст. 88 НК РФ). ИФНС направит требование о пояснениях, ответить на которое нужно в течение пяти рабочих дней. Если этого не сделать, последует штраф — 5 000 рублей за первое и 20 000 рублей за повторное нарушение.

Как подать реестр документов, подтверждающих льготу

Реестр документов подаётся в ответ на требование налоговой о представлении пояснений. Начиная с 23 ноября 2020 года, его можно направлять по ТКС, в электронном виде в формате xml (письмо ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589).

Форма реестра рекомендована, но не обязательна. Подать пояснения можно в любом виде, но у электронного реестра по форме есть преимущество — только при его подаче налоговая потребует не все документы по льготе, а только часть. Если пояснения составлять не по форме или подать реестр в бумажном виде, документы придётся представлять в полном объёме.

Инспекция изучит информацию в представленном реестре и истребует документы, подтверждающие обоснованность налоговых льгот (ст. 93 НК РФ). С помощью системы АСК-НДС инспекция оценит уровень налогового риска организации. Именно от него зависит количество истребуемых документов — 5 % при низком уровне и до 40 % при высоком. На подачу документов отводится 10 рабочих дней со дня получения требования.

Есть ещё одно ограничение по списку документов — минимум 50 % от объема запрошенных документов должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены льготы.

Критерии оценки риск-ориентированного подхода

Критерии оценки риск-ориентированного подхода к проведению камеральных проверок деклараций с льготами приведены в письме ФНС РФ от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ и дополнены письмом от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589.

При проведении камеральных проверок налоговики учитывают совокупность следующих факторов:

  • уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2» (далее — СУР);
  • результат предыдущих камеральных проверок деклараций по НДС на правомерность применения налоговых льгот.

СУР автоматически распределяет плательщиков НДС на три группы риска: высокий, средний, низкий. Распределение основано на данных о налогоплательщике, которые есть в налоговой. Информация о присвоенной группе риска закрыта.

Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в программном комплексе «АСК НДС-2». Результаты оценки налоговики используют при камеральных, выездных и встречных проверках.

Как заполнить реестр документов по НДС

Порядок заполнения реестра дан в Приложении № 1 к Письму ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589. Перечисляя все документы в реестре, сгруппируйте их сначала по кодам операций, затем по видам, а затем по контрагентам. Разберём заполнение по графам:

  • Графа 1 — семизначный код операции, который указали в разделе 7 декларации (приложение № 1 к Приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558).
  • Графа 2 — вид, группа, направление операции внутри кода налоговой льготы. Например, медицина — услуги по обязательному медицинскому страхованию, услуги по диагностике, профилактике и лечению, услуги скорой помощи и пр.
  • Графа 3 — сумма квартальной выручки по каждой операции из графы 2. В последней строке графы 3 «Всего по коду» укажите сумму выручки по всем операциям.
  • Графы 4, 5, 6 — наименование/ФИО, ИНН и КПП контрагента по договору.
  • Графы 7, 8, 9 — тип, номер и дата документа, подтверждающего льготу.
  • Графа 10 — общая сумма операции по контрагенту или нескольким контрагентам при использовании типового договора. Выручка по графе 10 суммируется по всем операциям с одним кодом и указывается в строке «Всего по коду».

Общую сумму льготной операции укажите в строке «Всего по коду».
Общую сумму по всем контрагентам укажите в строке «Всего сумма операции».

Пример реестра подтверждающих документов по НДС

Рассмотрим заполнение реестра на примере аптеки ООО «Булат». В I квартале 2021 года организация оказывала услуги по изготовлению лекарственных препаратов и ремонту протезно-ортопедических изделий.
Лекарства изготавливались по запросу городских медицинских учреждений. Общая сумма выручки по необлагаемым операциям — 500 000 рублей. Услуги по ремонту протезно-ортопедических изделий оказывались юридическим и физическим лицам на общую сумму 125 000 рублей.

Общая стоимость медицинских услуг, предоставленных аптекой, составила 625 000 рублей. Напомним, что такие медицинские услуги не облагаются НДС (ст. 149 НК РФ).

Аптека сдала в налоговую декларацию по НДС за I квартал 2021 с заполненным разделом 7 по коду операции 1010269 (реализация услуг аптечных организаций) и получила требование о представлении пояснений по льготе. В ответ на требование «Булат» представит заполненный реестр:


Можно ли не отвечать на требование налоговой по льготам

Налоговики запрашивают пояснение практически по всем декларациям с заполненным разделом 7. При этом они ссылаются на п. 6 ст. 88 НК РФ. Но эта статья разрешает истребовать пояснения и документы именно по льготным операциям, а не по всем, которые освобождены от НДС или не признаются объектами налогообложения (ст. 146, 149 НК РФ). При истребовании органы должны опираться на понятие «льготы», закреплённое в п. 1 ст. 56 НК РФ.

Требовать подтверждения права на льготу налоговая может, только если организация на самом деле имеет преимущества перед другими налогоплательщиками. Иными словами, операции облагаются налогом не у всех, а только у компаний из определённых категорий. Например, не облагаются налогом и не являются льготными операции по продаже земли, гарантийному ремонту, распространению рекламных материалов стоимостью до 100 рублей за штуку, получению процентов по займам.

По таким операциям налоговики не вправе запрашивать документы (письма Минфина от 11.02.2019 № 03-07-07/8029 и от 03.12.2014 № 03-07-15/6190, п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014). Привлечь к ответственности и оштрафовать за непредставление пояснений в этом случае нельзя.

Письмо об отказе в представлении документов должно содержать ссылку на статью, в соответствии с которой операцию нельзя признать льготной. Вот пример:

«В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков и долей в них не признаются объектом обложения НДС. Отсутствие таких операций в перечне объектов налогообложения не является налоговой льготой. Правом не начислять НДС с выручки от продажи земельных участков могут пользоваться любые организации без каких-либо ограничений. В связи с этим ООО “Звезда” уведомляет об отказе представить документы, указанные в требовании от 12.04.2021 № 321».

  • Расхождения налоговой базы по прибыли и НДС: как дать пояснения
  • Как возместить НДС быстрее — новые правила камеральных проверок
  • Новая декларация по НДС с IV квартала 2020 года. Что изменилось?
  • НДС при банкротстве: можно ли получить вычет
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: