Особенности применения ндс субъектами малого предпринимательства

Опубликовано: 17.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

С 01.04.2020 вступили в силу изменения в НК РФ в связи с пандемией коронавируса, дающие преференции организациям малого и среднего бизнеса в части страховых сборов (понижение ставки), отсрочек по уплате налогов и так далее. Предприятие впервые по итогам 2019 года по всем показателям отвечает условиям отнесения к субъектам среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", но в список на настоящий момент не входит (по показателям предыдущих лет организация не отвечала критериям отнесения к среднему бизнесу). Включение организации в перечень субъектов малого и среднего бизнеса возможно только при составлении перечней по итогам 2019 года уполномоченными органами, а именно с 10.08.2020.
Имеет ли право организация на основании того, что она отвечает критериям отнесения к среднему бизнесу, на применение преференций по страховым взносам, налогам и т.д. до момента включения официально в перечень субъектов малого и среднего бизнеса? Если организация будет включена в список с 10.08.2020, то имеет ли она право на уточнение страховых взносов в сторону уменьшения (пересчет по пониженным ставкам для среднего бизнеса) с 01.04.2020?


По заданному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В настоящее время Организация не имеет права на налоговые преференции, в т.ч. на пониженные тарифы страховых взносов. Это право появится только с момента включения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Считаем маловероятным появление права на перерасчет начисленных с 01.04.2020 страховых взносов в сторону уменьшения в случае включения предприятия в единый реестр с 10.08.2020. Рекомендуем Организации обратиться в свой налоговый орган или Минфин России с официальным запросом по этому поводу.

Обоснование позиции:
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства установлено Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Отметим, что до 01.08.2016 для признания предприятия субъектом малого или среднего предпринимательства (далее также - СМСП) было необходимо, в первую очередь, чтобы доля участия в нем публичных образований (государства или муниципальных образований) составляла менее 25%, а доля в уставном капитале, принадлежащая иностранным юридическим лицам и юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, была менее 49% в отношении каждой из указанных категорий юридических лиц (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ в редакции до 01.01.2016). Помимо этого, Организация должна была соответствовать определенным критериям, касающимся численности работников и получаемой годовой выручки без учета НДС или стоимости ее активов за календарный год, предшествующий году определения статуса субъекта (п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ в редакции до 01.01.2016).
С 1 июля 2016 года сведения о юридических лицах и ИП, отвечающих условиям отнесения к малым и средним, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - единый реестр), ведение которого поручено ФНС России (ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса СМСП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с предоставлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов. Таким образом, статус СМСП хозяйствующим субъектам присваивается автоматически (письмо Минэкономразвития России от 09.09.2016 N Д05и-1025).
Следовательно, в настоящее время только наличие предприятия в едином реестре является подтверждением его статуса СМСП.
Порядок внесения в единый реестр (исключения из единого реестра) сведений зависит от их вида (п. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ):
- общие сведения, имеющиеся у налогового органа, - ежегодно 10 августа текущего календарного года по состоянию на 1 июля текущего календарного года;
- сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных ИП, отвечающих условиям отнесения к СМСП, а также о прекращении ими деятельности - 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- изменения содержащихся сведений - 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- исключение сведений в случае, если такие юридические лица, ИП не представили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, либо такие юридические лица, ИП перестали отвечать установленным критериям - 10 августа текущего календарного года.
Проверить, включено ли предприятие в единый реестр в текущем периоде, возможно благодаря тому, что сведения из реестра должны быть общедоступны в сети Интернет (на сайте www.nalog.ru). Сведения обновляются 10-го числа каждого месяца и сохраняются в течение пяти лет с момента каждого обновления.
Как мы поняли из вопроса, Организация в настоящее время не включена в единый реестр. Следовательно, она не признается средним предприятием.
Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ с 1 апреля 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых СМСП, введены пониженные тарифы страховых взносов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного на начало года (с 1 января 2020 года - 12 130 руб.). Полагаем, что новый тариф для исчисления страховых взносов применяется впервые к суммам выплат, начисляемым по итогам апреля 2020 года, вознаграждения за март облагаются взносами по старым правилам.
Поскольку Организация в настоящее время не является субъектом малого или среднего предпринимательства, она не имеет права на налоговые преференции, в т.ч. на пониженные тарифы страховых взносов.
В настоящее время отсутствуют какие-либо разъяснения относительно того, имеют ли право налогоплательщики, которые будут включены в единый реестр с 10.08.2020, на перерасчет начисленных с 01.04.2020 страховых взносов в сторону уменьшения.
Исходя из логики законодательства, полагаем, что право на налоговые льготы может возникнуть только в момент получения Организацией статуса среднего предприятия. Однако рекомендуем Организации обратиться в свой налоговый орган или Минфин России с официальным запросом по этому поводу.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства;
- Энциклопедия решений. Пониженные тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 апреля 2020 года;
- Вопрос: С лета 2016 года изменились правила получения и продления статуса субъекта малого предпринимательства (далее - СМП). Организация (ООО) последний раз подавала заявление на присвоение статуса субъекта малого предпринимательства 19.10.2015, при этом все критерии отнесения к СМП ею выполняются. ООО включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. По старым правилам оно теряет свой статус субъекта 19.11.2016. Согласно новым правилам по уже переданной бухгалтерской отчетности статус продлевается автоматически. Каким образом можно узнать, до какого числа был продлен статус субъекта малого предпринимательства у организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2016 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

8 апреля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 22, 2000

ПРИМЕНЕНИЕ НДС СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,

ПЕРЕШЕДШИМИ НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ,

УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предусмотрено право выбора на добровольной основе системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к ранее принятой системе, предусмотренной законодательством. Согласно данному Закону малые предприятия с численностью работающих до 15 человек имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, в соответствии с которой юридические лица освобождаются от всех федеральных, региональных и местных налогов. Вместо них малые предприятия будут уплачивать только один (единый) налог с валовой выручки или совокупного дохода, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.

Однако для малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные внебюджетные фонды.

Согласно действующему налоговому законодательству в том случае, если субъект малого предпринимательства перешел на упрощенную систему налогообложения и соответственно объектом обложения единым налогом стал совокупный доход или валовая выручка за отчетный период, данный субъект не является плательщиком налога на добавленную стоимость. Суммы НДС, уплаченные поставщикам по товарно - материальным ресурсам (работам, услугам), использованным данным субъектом малого предпринимательства при изготовлении товаров (работ, услуг), относятся на издержки производства и обращения. Основные средства и нематериальные активы, используемые субъектами малого предпринимательства при производстве товаров (работ, услуг), отражаются в учете по стоимости их приобретения, включая сумму уплаченного налога на добавленную стоимость.

В соответствии с п.16 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Инструкция N 39) при реализации субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в расчетных и первичных документах суммы НДС выделяться не должны и соответственно покупатели этих товаров (работ, услуг) не имеют права на возмещение данного налога в связи с его отсутствием.

Следует иметь в виду, что поскольку данные субъекты малого предпринимательства не являются плательщиками НДС, то они не должны составлять счета - фактуры при отгрузке своей продукции либо не должны включать в счета - фактуры суммы НДС.

Вместе с тем у субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, которые не уплачивают НДС, возникают вопросы, связанные с порядком применения налога на добавленную стоимость.

Если предприятие с 1 июля 2000 г. перешло на упрощенный порядок налогообложения, учета и отчетности и по договорам, заключенным до этой даты, получает за работы, выполненные также до этой даты, оплату с учетом налога на добавленную стоимость, то как в этом случае следует поступить с полученными суммами НДС?

Согласно действующему законодательству по налогу на добавленную стоимость субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, плательщиками налога на добавленную стоимость не являются. Данный порядок распространяется на субъекты малого предпринимательства начиная с того отчетного периода (квартала), с которого применяется упрощенная система налогообложения.

В случае реализации малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость суммы этого налога, полученные от покупателей, должны быть уплачены в бюджет в общеустановленном порядке.

Таким образом, по работам, выполненным предприятием в отчетном периоде, в котором упрощенный порядок налогообложения не применялся, т.е. до 1 июля, суммы налога на добавленную стоимость, полученные от покупателей, независимо от даты фактической оплаты выполненных работ должны быть уплачены в бюджет в порядке, действующем для исчисления платежей по этому налогу.

Если предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (т.е. перестало быть плательщиком НДС), но ошибочно реализацию своей продукции осуществляет с налогом на добавленную стоимость, то как в этом случае следует применять НДС?

При реализации малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость суммы этого налога, полученные от покупателей, уплачиваются в бюджет в общеустановленном порядке.

В соответствии с п.2 ст.7 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные малым предприятием поставщикам товаров (работ, услуг), в указанном случае принимаются к зачету (возмещению из бюджета).

Возмещаются ли суммы НДС, уплаченные на таможне при закупке продукции малым предприятием, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?

Для предприятий (организаций), применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, порядок уплаты таможенных платежей, в том числе налога на добавленную стоимость, не изменен.

Согласно п.20 Инструкции N 39 суммы НДС, уплаченные субъектами малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, по товарам, работам, услугам, приобретаемым для осуществления финансово - хозяйственной деятельности, относятся на издержки производства и обращения. В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные указанными предприятиями (организациями) таможенным органам при ввозе товаров на территорию России, из бюджета не возмещаются, а включаются в цену товаров.

Подлежит ли возмещению НДС, уплаченный с сумм авансов, которые получены малым предприятием, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, до даты перехода на эту систему? Авансы получены по работам, которые будут выполнены в период действия упрощенной системы налогообложения.

Как уже указывалось, субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, плательщиками налога на добавленную стоимость не являются. Данный порядок распространяется на субъекты малого предпринимательства начиная с того отчетного периода (квартала), с которого применяется упрощенный порядок налогообложения. В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные предприятием с авансов, которые получены до даты (момента) перехода на упрощенную систему налогообложения, при фактическом выполнении работ после этой даты подлежат возврату заказчикам и по этим суммам производятся перерасчеты с бюджетом. Соответственно счета - фактуры по таким работам оформляются без указания сумм налога на добавленную стоимость.

Организация перешла с какой-то конкретной даты на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, затем ей был выставлен счет за услуги, оказанные до перехода на эту систему, а оплата, включая суммы НДС, была произведена после перехода на упрощенную систему. Подлежат ли в данном случае возмещению уплаченные суммы НДС по таким услугам? Если организация после перехода на упрощенную систему налогообложения списала по истечении исковой давности кредиторскую задолженность, образовавшуюся в результате получения аванса (НДС по которому был уплачен в бюджет), то будут ли возмещаться эти суммы НДС?

В соответствии с п.20 Инструкции N 39 суммы НДС, уплаченные субъектами малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления финансово - хозяйственной деятельности, относятся на издержки производства и обращения.

Суммы НДС по услугам, оказанным организации до ее перехода на упрощенную систему налогообложения, но оплаченным после этой даты, подлежат возмещению (зачету) при условии уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет по работам и услугам, выполненным и оказанным этой организацией до перехода на упрощенный порядок налогообложения, но оплаченным в период применения единого налога.

Что касается возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных с авансов, полученных до перехода на упрощенный порядок налогообложения, то следует иметь в виду, что при списании сумм авансов в виде кредиторской задолженности с истекшим сроком давности, полученных до перехода на уплату единого налога, этот налог исчисляется с суммы кредиторской задолженности без учета суммы НДС, ранее уплаченной в бюджет.

Подлежат ли зачету (возмещению из бюджета) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по командировочным расходам (расходы по найму жилого помещения, по проезду к месту командировки и обратно) у субъекта малого предпринимательства, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?

Согласно п.19 Инструкции N 39 суммы налога на добавленную стоимость, оплаченные по расходам, связанным с затратами на командировки (расходами по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходами по найму жилого помещения), относимым на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, установленных законодательством, подлежат возмещению из бюджета только в этих пределах, а сверх нормы - налог возмещению из бюджета не подлежит, а относится за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций (предприятий).

Согласно Федеральному закону от 29.12.1995 N 222-ФЗ субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, плательщиками налога на добавленную стоимость не являются.

В соответствии с действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость организации, не являющиеся плательщиками этого налога, не имеют права на возмещение (зачет) налога, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), а относят этот налог на издержки производства и обращения.

Таким образом, малые предприятия, применяющие упрощенный порядок налогообложения, учета и отчетности, суммы налога на добавленную стоимость, оплаченные по расходам, связанным с затратами на командировки, относимым на себестоимость продукции (работ, услуг), в пределах норм, установленных законодательством, относят на издержки производства и обращения, а сверх норм - за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Что такое налоговый режим

Бизнес платит налоги по определенным правилам и формулам. Попросту говоря, налоговый режим (или система налогообложения) - и есть тот набор формул, по которым придется рассчитывать и перечислять в бюджет налоги. В России несколько таких систем, они отличаются по количеству налогов и их размеру, по числу отчетов, которые придется сдавать. В каждой системе есть свои допуски и критерии: если бизнес подходит под эти допуски — имеет право применять систему, если “не влезает” - то нет.

  • ОСНО — общая система налогообложения — базовая система, на которой “по умолчанию” оказываются все новые компании и ИП, если они не выберут другой режим и не напишут об этом уведомление в налоговую. Поэтому ОСНО называют основной системой, или “классикой”, а остальные налоговые режимы — специальными, или спецрежимами.
  • УСН — упрощенная система налогообложения, упрощенка.
  • ПСН — патентная система налогообложения, патент.
  • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог — для фермеров и крестьянских хозяйств.
  • НПД — налог на профессиональный доход — для самозанятых.

Что влияет на выбор налогового режима

Какие же параметры показывают, сможете вы применять конкретную систему налогообложения или нет? Перечисляем.

  • Объем годовой выручки. Скажем, для УСН это 200 000 млн. рублей, для ПСН — 60 млн. рублей, для НПД — 2,4 млн. рублей, а для ОСНО ограничений нет.
  • Число сотрудников. На упрощенке можно работать со штатом до 130 человек, на патенте — до 15 человек, на НПД вовсе нельзя нанимать персонал, а на ОСНО ограничений снова нет.
  • Организационно-правовая форма - ИП, ООО и пр. Например, ИП могут работать на ПСН и НПД, а ООО — нет.
  • Виды деятельности. На ОСНО можно работать при любом виде деятельности, а вот у каждого спецежима есть список видов, для которых его можно применять. Это прописано в Налоговом кодексе и региональных законах, мы расскажем об этом подробнее, когда будем говорить о каждом спецрежиме.

Есть и другие допуски для спецрежимов: стоимость основных средств, наличие филиалов и пр. Об этом мы тоже расскажем позже.

Как выбрать налоговый режим

Шаг 1. “Отфильтруйте” все возможные режимы по организационно-правовой форме. Например, у вас ООО: подойдут ОСНО и УСН. Если у вас ИП, подойдет любой из режимов.

Шаг 2. Смотрим на годовую выручку. Если по бизнес плану вы должны заработать 45 млн рублей, то НПД уже не подойдет, а вот патент, упрощенка и ОСНО — да.

Шаг 3. Считаем работников в штате. Например, у вас 60 сотрудников: патент и НПД отпадают, остается упрощенка и ОСНО.

Шаг 4. Отсекаем налоговые режимы по видам деятельности: проверяем допуски для вашего вида. Скажем, страховщики не работают на УСН.

Шаг 5. Проверяем остальные критерии: например, компания с филиалами или участием другой компании в уставном капитале более 25% не может применять УСН.

Шаг 6. Если к этому шагу у вас еще есть выбор, рассчитайте налоговую нагрузку. Для этого посмотрите, какие налоги платят на каждом подходящем налоговом режиме, и рассчитайте суммы по вашим плановым или текущим доходам. Потом сравните их и выберите самый выгодный налоговый режим.

Выбор системы налогообложения можно сделать автоматически — с помощью бесплатного калькулятора от Контур.Бухгалтерии. Калькулятор поможет отсечь неподходящие режимы, подскажет, как заполнить поля для расчета, и покажет налоговую нагрузку по каждой системе. Вам останется только выбрать выгодный режим.

УСН: налоги и отчеты, кому подходит

Упрощенка — один из самых понятных и выгодных спецрежимов для малого бизнеса, правила работы и перехода на УСН есть в гл. 26.2 НК РФ. На упрощенке платят один налог (правда, если у компании есть транспорт и земля, то транспортный и земельный налог платятся отдельно). Каждый квартал перечисляют так называемые “авансы по налогу”, а по итогам года рассчитывают и платят остаток налога. А вот налоговая декларация одна — ее сдают раз в год: организации до 31 марта, ИП — до 30 апреля.

Плюс системы еще и в том, что власти вашего региона могут снизить налоговую ставку по УСН для некоторых видов бизнеса, тогда экономия будет еще заметнее.

На УСН не надо работать с НДС. Поэтому другим компаниям, которые платят НДС, не выгодно покупать у компаний или ИП на УСН товары и услуги. Так что “осношники” стараются не работать с “упрощенцами”.

Допуски и ограничения при работе на УСН:

  • годовой доход — не более 200 млн. рублей;
  • число сотрудников — не более 130;
  • стоимость основных средств — не более 150 млн. рублей;
  • в уставном капитале компании должно быть не более 25% вклада другой организации;
  • у компании не должно быть филиалов;
  • на упрощенке нельзя работать производителям подакцизных товаров, добывать полезные ископаемые, работать с ценными бумагами, давать кредиты: в ст. 346.12 НК РФ перечислены все, кому нельзя работать на УСН.

Правила расчета налога на упрощенке зависят от объекта налогообложения. Это та сумма, с которой платится налог. На УСН есть два варианта:

  • доходы;
  • доходы минус расходы.

УСН “Доходы”

Налоговая ставка — от 1 до 6% в зависимости от региона и вида деятельности. Обычно этот вариант выгоден, если ваши расходы сложно подтвердить или расходы составляют менее 60% от доходов. Если годовой доход компании от 150 до 200 млн. рублей или число сотрудников от 100 до 130 человек, ставка вырастает до 8%.

Из суммы налога можно вычесть уплаченные страховые взносы: это взносы ИП “за себя” и взносы за сотрудников. Здесь мы подробнее рассказываем об уменьшении налога на сумму взносов.

Вести учет и сдавать отчетность на УСН “Доходы” можно самостоятельно, чтобы экономить на бухгалтере. Лучше это делать не в таблицах Excel, а в специальной программе или сервисе. Скажем, сервис Контур.Бухгалтерия рассчитает налог, заполнит книгу учета доходов и расходов и налоговую декларацию, предупредит о сроках платежей и отчетности. Для сотрудников — рассчитает и оформит зарплаты, взносы, НДФЛ, отчеты.

УСН “Доходы минус расходы”

Налоговая ставка — от 5 до 15% в зависимости от региона и вида деятельности. Будет выгоден, если ваши расходы легко подтвердить документами, и они составляют более 60% от доходов. Если годовой доход компании от 150 до 200 млн. рублей или число сотрудников от 100 до 130 человек, ставка вырастает до 20%.

Уплаченные страховые взносов за ИП и сотрудников можно включить в расходы. Но не все расходы уменьшают налоговую базу, с которой платят налог. Для признания расхода есть требования:

  • расход обоснован и совершен с целью получение дохода;
  • расход упомянут в списке из ст. 346.16 НК РФ;
  • вы получили от поставщика то, за что платите деньги, и полностью расплатились;
  • есть документы, которые подтверждают расход;
  • если расходы связаны с товарами для перепродажи, то списать их можно только после продажи этих товаров.

Чтобы не запутаться с учетом расходов на УСН, лучше вести учет в специальном сервисе или привлечь бухгалтера. Скажем, веб-сервис Контур.Бухгалтерия учитывает расходы по всем правилам, рассчитывает платежи, заполняет КУДиР и декларацию, формирует платежки, напоминает о датах платежей и отчетов. В сервисе есть зарплатный блок для работы с сотрудниками. А с помощью управленческих отчетов руководитель сможет контролировать финансы.

ОСНО: учет, отчетность, сложность

Малый бизнес редко выбирает ОСНО: только если видит выгоду в работе с плательщиками НДС — многие поставщики и покупатели охотнее сотрудничают с теми, кто тоже платит налог на добавленную стоимость. Этот налог платят на ОСНО, а еще — налог на прибыль и налог на имущество организаций, если в собственности есть недвижимость. Если есть транспорт и земля — налоги по ним платятся отдельно. Отчетность по каждому из налогов сдают ежеквартально.

На ОСНО придется вести полноценный бухгалтерский и налоговый учет — довольно сложный и кропотливый. Это вряд ли возможно без специальных бухгалтерских знаний, даже если вы работаете в специализированном сервисе. Так что на ОСНО компании и ИП чаще всего работают с бухгалтером.

Но все же бухгалтерские сервисы упрощают работу и избавляют от ошибок. Например, в Контур.Бухгалтерии есть специальный инструмент “Расчет НДС”, который помогает сокращать налог к уплате, подсказывает, каких документов в системе не хватает и какие ошибки в учете допущены.

Патент: критерии, совмещение

Патент похож на отмененный с 2021 года режим ЕНВД. Здесь размер налога зависит не от фактических доходов, а от потенциально возможных. Такой доход устанавливают региональные власти, рассчитать стоимость патента можно на официальном сайте налоговой.

Работать на ПСН легко: нужно вовремя вносить платежи за патент и вести книгу учета доходов. Если у вас есть транспорт и земля — платить налоги по ним, а если есть сотрудники — уплачивать НДФЛ, взносы и сдавать отчеты по персоналу. С 2021 года стало можно уменьшать сумму патента на страховые взносы за себя и сотрудников по аналогии с отмененным ЕНВД.

Вот допуски к работе на патенте:

  • работать на ПСН могут только ИП;
  • ваш вид деятельности должен подходить под ПСН, в каждом регионе свой список (скажем, общепит, детские центры развития, фотоуслуги), уточняйте эти сведения в своей налоговой;
  • в штате предпринимателя не более 15 сотрудников;
  • годовой доход — не более 60 млн. рублей;
  • ИП не работает с подакцизными товарами и товарами, подлежащими обязательной маркировке.

НПД: кому подходит

Налог на профессиональный доход — режим для самозанятых. Если вы временно или постоянно работаете сами на себя и продаете товары или услуги собственного производства, а ваши доходы — не более 2,4 млн рублей в год, то можно рассматривать этот режим. Его могут применять физлица и индивидуальные предприниматели. Один из плюсов этого режима — на нем не нужно платить страховые взносы “за себя”.

Совмещение налоговых режимов

Иногда в бизнесе выгодно выделить два направления, и по каждому из них применять свой налоговый режим. С 2021 года совмещать разные режимы могут только предприниматели. Есть два варианта:

ОСНО и упрощенку совмещать нельзя, оба эти режима — базовые и распространяются на всю деятельность. А НПД нельзя совмещать ни с чем.

Резюмируем: внимательно изучите, подходит ли вам каждый из налоговых режимов по допускам и критериям, сравните налоговую нагрузку с помощью нашего бесплатного калькулятора и работайте на самом выгодном для вашего бизнеса режиме. А веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вести учет, начислять зарплату и отчитываться на любой системе налогообложения или при их совмещении. Первые две недели все новички работают бесплатно.

То, как осуществляется налогообложение субъектов малого бизнеса, имеет огромное значение для развития экономики государства: ведь высокие налоги и сложные схемы снижают привлекательность предпринимательства, вынуждают небольшие фирмы уходить «в тень», а некоторых вообще прекратить деятельность. Главная же задача эффективного налогообложения – не допустить этого, а, наоборот, стимулировать развитие малого бизнеса.

Кто относится к малому бизнесу

Деятельность мелких фирм и частных предпринимателей регулируется ФЗ «О развитии малого предпринимательства…» № 209 от 24.07.2007 (посл. изм. от 29.12.15).

В соответствии с этим нормативным актом, к сегменту малого бизнеса относятся юридические лица и предприниматели, которые отвечают следующим критериям:

  • доля других обществ в их учредительном капитале не превышает 25%;
  • среднегодовая численность работников в штате предприятия не больше 100 человек включительно;
  • годовой размер выручки не должен превышать 800 млн рублей (в соответствии с недавним постановлением Правительства РФ от 13.07.15 г.)

Налоги для малого бизнеса должны стимулировать развитие этого сегмента экономики с тем, чтобы:

  • активизировать развитие инновационных видов деятельности;
  • повысить привлекательность занятия бизнесом среди населения, что в итоге снизить уровень безработицы;
  • обеспечить рост квалификации работников, занятых в сегменте малого предпринимательства;
  • способствовать притоку зарубежных и отечественных инвестиций в сегмент малого бизнеса;
  • повысить уровень конкуренции на рынке, а значит, стимулировать рост качества предоставляемых услуг и реализуемой продукции.

Виды и особенности режимов налогообложения

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, небольшие фирмы и коммерсанты могут самостоятельно выбирать режим уплаты обязательных платежей в казну. При этом нужно учитывать специфику своего направления работы, ведь каждая из действующих систем налогообложения рассчитана на определенные сферы деятельности. В любом случае стоит предусмотреть ведение учета налогов самостоятельно или с помощью бухгалтера.

На территории РФ существуют такие налоговые режимы для малого бизнеса:

  • традиционная (или общая);
  • упрощенная;
  • единый налог на вмененный доход;
  • патентная система налогообложения (только для ИП);
  • единый сельскохозяйственный налог.

Последние три режима имеют статус специальных и рассчитаны на конкретные виды деятельности, в других направлениях бизнеса их применение будет невыгодным.

Такие режимы используются с целью оптимизировать уровень бюджетных начислений за счет замены нескольких обязательных налогов, которые должен перечислять субъект хозяйственной деятельности, на один.

Особенности налогообложения малого бизнеса:

  • простота ведения учета;
  • оптимальный размер налоговой нагрузки;
  • легкость смены одного режима на другой;
  • отсутствие сложных формул расчета обязательных платежей;
  • минимальное количество документов для отчетности.

Традиционная система налогообложения

Участниками общей системы расчета обязательных платежей в казну государства автоматически становятся все частные предприниматели и юрлица, которые вместе с документами на регистрацию не подали заявление о переходе на другой режим уплаты налогов.

Представители малого бизнеса не любят эту систему обязательных начислений, что связано в первую очередь со сложностью ведения учета, а во вторую – с большим размером платежей в бюджет.

Этот режим используют те предприятия или частные предприниматели, которые по определенным причинам (количество работников, размеры выручки) не могут стать участником другой, более экономичной системы налогообложения.

Если представитель малого бизнеса работает на ОСНО, он перечисляет следующие обязательные платежи в бюджет:

  • НДС;
  • имущественный налог;
  • подоходный;
  • на прибыль.

Впрочем, ОСНО имеет и свои преимущества:

  • полная свобода действий – не нужно зависеть от объемов выручки или количества работников в штате предприятия;
  • возврат НДС;
  • больше возможностей на рынке, так как большинство контрагентов заинтересованы в получении НДС.

Упрощенная система

Упрощенная система налогообложения – самый популярный режим среди представителей малого бизнеса. Но чтобы стать участником «упрощенки», нужно отвечать следующим критериям:

  • на дату подачи заявления о переходе на «упрощенку» объем поступлений за три квартала не должен превышать 51,615 млн. рублей (эта величина каждый год пересматривается, так как зависит от коэффициента-дефлятора);
  • среднегодовая численность работников не должна быть более ста человек;
  • остаточная стоимость основных средств на последнюю учетную дату, согласно финансовой отчетности, не больше 100 млн рублей;
  • доля внешних бенефициаров – не более 25%.

При ведении бизнеса возможна ситуация, когда эти предельные показатели будут превышены: в таком случае надлежит не позднее 15 календарных дней с момента окончания последнего отчетного периода уведомить свое отделение ФНС и перейти на ОСНО.

После возвращения показателей в норму представитель малого бизнеса может снова стать плательщиком по УСН, но для этого нужно не позднее 15 января года, в котором он хочет начислять налог по упрощенной схеме, подать заявление установленной формы в фискальную службу.

Специфика налогообложения на предприятиях малого бизнеса – участниках УСН – заключается в двух возможных вариантах расчета фискальной базы:

  • доходы;
  • доходы за минусом расходов.

Первый вариант интересен для фирм и коммерсантов, которые получают небольшие доходы, второй – для тех, у кого высокий уровень расходов.

Все хозяйственные операции, осуществленные плательщиком на УСН, фиксируются в специальном регистре – книге учета доходов и расходов.

Ставка налога зависит от варианта расчета налоговой базы: если это «доходы», тогда вся выручка предприятия умножается на ставку 6%; если предприниматель выбрал способ расчета «доходы минус расходы», тогда объем выручки корректируется на расходы и только после этого умножается на ставку 15%.

С 2016 года с целью снижения налоговой нагрузки местные органы власти получили право уменьшать ставку налога в зависимости от частного предпринимателя и вида его бизнеса. Так, если бизнесмен выбрал «доходы» ему можно снизить ставку налога в пределах от 6% до 1%, а если объектом налогообложения являются «доходы, скорректированные на расходы», тогда платеж в бюджет возможно снизить от 15% до 5%.

Преимущества УСН в том, что участники этой системы освобождаются от уплаты: НДС, подоходного (предприниматели), на прибыль (юрлица), имущественного.

Характеристика ЕНВД

Особенностью этой системы налогообложения является то, что уровень дохода бизнеса на размер платежей в бюджет практически не влияет. Каким бы ни был ваш заработок, все равно нужно будет заплатить 15% от вмененного дохода.

В 2016 году государство также дало возможность местным органам власти снизить фискальную нагрузку участникам этого режима: теперь возможно уменьшение ставки до 7,5%.

Этот режим устанавливается по решению местных органов власти и только для определенных направлений бизнеса.

Стать плательщиком ЕНВД можно добровольно, но только если:

  • этот режим установлен на территории муниципального округа;
  • в нормативном документе, который устанавливает этот режим на конкретной территории, указана сфера деятельности, осуществляемая представителем малого бизнеса.

Режим ЕНВД действует только для предпринимателей и организаций, которые занимаются:

  • оказанием бытовых услуг;
  • предоставляют услуги ветеринарии;
  • осуществляют техобслуживание, ремонт, мойку автотранспорта и мотоциклов;
  • сдают в аренду места для стоянки авто- и мотоциклетного транспорта;
  • оказывают услуги такси, но при этом количество транспорта не должно превышать 20 единиц;
  • оказывают услуги общепита на площади, что не превышает 150 кв.м.;
  • размещением наружной рекламы на специальных конструкциях или в разных видах транспорта;
  • предоставляют услуги проживания на площади не более 500 кв.м.;
  • и т.д. : полный список приведен в ст.346.26.НК РФ.

Расчет единого вмененного налога осуществляется по формуле: Д*ФП*k1*k2*%, где

Д – доходность конкретной сферы деятельности;

ФП – физические показатели по конкретному направлению бизнеса, например: численность работников на предприятии, площади помещений, производительные мощности оборудования, количество транспорта и т. д.

k1 – коэффициент дефляции;

k2 – корректирующий коэффициент.

Значение коэффициентов ежегодно меняется. Однако, в 2016 году k1 сохранили как и в предыдущем на уровне – 1,798 ед, а ставка налога – 15%.

Коэффициент k2 рассчитывается каждой муниципальной администрацией самостоятельно. Его размер можно узнать в местном фискальном органе.

Преимущества ЕНВД для представителей малого бизнеса таковы:

  • простота расчета;
  • легкость ведения отчетности;
  • минимальный пакет документов, необходимый для предоставления в налоговую;
  • отменяются налоги: на прибыль, подоходный, НДС, на имущество (только для ИП).

Патентная система налогообложения

Данный спецрежим предусмотрен только для индивидуальных предпринимателей. Обязательное условие – средняя численность всех сотрудников (по всем видам деятельности) за отчетный налоговый период не более 15 человек.

Перечень видов деятельности, подлежащих применению патентной системы, утверждается субъектами РФ на территориях, относящихся к их юрисдикции.

Патент можно приобрести на период от 1 до 12 месяцев.

Датой начала применения патентной системы считается дата выдачи патента.

Величина налога для плательщика ПСН не зависит от фактического дохода от бизнеса: она определяется, исходя из установленного законодательно потенциально возможного дохода для данного вида предпринимательства.

Переход на ПСН освобождает ИП от уплаты налогов с доходов, заработанных деятельностью, что ведется на основании патента: налога на имущество, налога с доходов, НДС.

Единый сельскохозяйственный налог

Если представитель малого бизнеса занят в сельском хозяйстве: занимается растение- или животноводством, выращивает рыбу, занимается лесным хозяйством, тогда ЕСХН – оптимальный выбор для него.

Участник этого режима платит всего 6% от разницы между доходами и расходами.

Сельскохозяйственным производителем считается юрлицо или предприниматель, у которого объем поступлений от реализации данной продукции в структуре всей выручки превышает 70%.

Преимуществом ЕСХН является возможность не платить следующие налоги:

  • подоходный;
  • на прибыль;
  • на имущество;
  • НДС.

Налоговые льготы для малого бизнеса: Видео


Содержание Содержание
  • Что такое малое предприятие: критерии 2021 года
  • Учет малых предприятий
  • Налогообложение малого предприятия в 2021 году
  • Налоги для малого предприятия на УСН
  • Субъект малого бизнеса на патенте
  • ЕНВД для малых предприятий
  • Субъект малого бизнеса на ОСНО
  • Упрощенный учет для малых предприятий

ИП и организации, отнесенные к субъектам малого бизнеса, имеют право на различные льготы в части ведения учета и уплаты налогов. В статье разберем особенности налогообложения малого предприятия в 2021 году: должен ли субъект малого бизнеса платить НДС, НДФЛ, налог на прибыль и в каких случаях.

Что такое малое предприятие: критерии 2021 года

Субъектом малого и среднего бизнеса может быть признаны как организации в форме юридического лица, так и индивидуальные предприниматели при условии соблюдения:

  • лимита доходов;
  • ограничений по численности сотрудников (штатных и наемных);
  • предельного показателя допустимой доли других организаций в уставном капитале фирмы.

Требования для причисления субъекта хозяйствования к категории малых предприятий установлены действующими законодательными актами. В 2021 году законодатели установили следующие критерии для малых предприятий:

№ п/п

Критерии для малого предприятия

Описание

Сумма дохода, полученная организацией по итогам отчетного года, не должна превышать 800.000.000 руб. Данная сумма рассчитывается на основании выбранной системы налогообложения и подтверждается показателями, отраженными в налоговой декларации

Ограничение относительно доли участия других организаций в уставном капитале фирмы установлены в следующем размере:

  • до 25% – при участии федеральных и муниципальных формирований, религиозных и общественных организаций;
  • до 49% – при участии юрлиц.

Доля участия организаций, которые сами являются субъектами малого предпринимательства, лимитом не ограничена.

Также действующими законодательными актами установлены требования для отнесения организаций и ИП к категории микро- и средних предприятий:

№ п/п

Годовой уровень дохода – до 120 млн. руб., среднесписочная численность сотрудников – до 15 человек.

Учет малых предприятий

Налогообложение малого предприятия в 2021 году

Налогообложение малого предприятия в 2021 году

С 2016 года государство веден учет малых предприятий в ЕРСМиСП (единый реестр субъектом малого и среднего предпринимательства).

Информация о субъектах малого и среднего бизнеса в Едином реестре отражается органом фискальной службы на основании имеющихся отчетных документах:

  • налоговых деклараций;
  • отчетах о среднесписочном количестве сотрудников;
  • данных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Информация об организациях и ИП, включенных в ЕРСМиСП, размещена на официальном сайте ФНС и является общедоступной для всех интернет-пользователей (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/).

Налогообложение малого предприятия в 2021 году

Особенности налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса зависит от налогового режима, выбранного и использующегося организацией. Также от системы налогообложения зависит, признается ли малое предприятие плательщиком НДС, НДФЛ и налога на прибыль.

Налоги для малого предприятия на УСН

Субъект малого бизнеса может использовать упрощенную систему налогообложения в случае, если его деятельность удовлетворяет следующим требованиям:

  • уровень годового дохода не превышает 150.000.000 руб.;
  • среднесписочное количество сотрудников составляет не более 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств в собственности фирмы не превышает 000.000 руб.

Если субъектом малого предпринимательства выступает организация, то для получения права на применение «упрощенки» фирме необходимо не иметь филиалов и представительств, а также соблюдать условия участия других организаций в собственном уставном капитале (до 25%).

Подразумевается, что организация, включенная в ЕРСМиСП в качестве малого предприятия, уже удовлетворяет необходимым требованиям УСН в части уровня дохода и количества сотрудников. Но для получения права на использование «упрощенки» организация должна соответствовать всем прочим требованиями налогового режима (отсутствие филиалов, лимит остаточной стоимости ОС).

Расчет налога для малых предприятий на УСН зависит от выбранной налоговой схемы:

  1. Организации и ИП на УСН «Доходы 6%» рассчитывают налог как произведение налоговой базы (доход без учета расходов) и ставки 6%.
  2. Субъекты малого предпринимательства на УСН «Доходы минус расходы 15%» определяют налоговую базу как разность полученных доходов и понесенных расходов.

Заявление о переходе на УСН можно скачать здесь ⇒ Заявление о переходе на УСН.

Малое предприятие на УСН не является плательщиком НДС и налога на прибыль. При этом организации, выступающие субъектами малого бизнеса и имеющие в штате работников, признаются плательщиками НДФЛ в качестве налоговых агентов. ИП с работниками обязан выплачивать НДФЛ не только за сотрудников, но и за себя.

Субъект малого бизнеса на патенте

Плательщиками налога на патентной системе налогообложения (ПСН) могут выступать только индивидуальные предприниматели со среднесписочным количеством наемных работников до 15 человек, при условии, что ИП ведет деятельность согласно закрытому перечню гл. 26.5 НК РФ.

Патент выдается с любой даты сроком от 1-го до 12-ти месяцев. Оплата налога на ПСН оплачивается авансом на полный срок действия патента.

ИП на патенте не являются плательщиками НДС, НДФЛ, налога на прибыль. При этом предприниматели на патенте обязаны исчислять и выплачивать НДФЛ за наемных работников в установленном порядке.

Заявление о переходе на ПСН можно скачать здесь ⇒ Заявление на получение патента

ЕНВД для малых предприятий

Юрлица и ИП, отнесенные к категории субъектов малого и среднего бизнеса, могут выступать плательщиками ЕНВД при условии, что деятельность субъекта хозяйствования соответствует закрытому перечню, приведенному в п.2 ст.346.26 НК РФ.

Малые предприятия и ИП могут применять ЕНВД, если:

  • среднесписочная численность сотрудников организации не превышает 100 человек;
  • доля участия других организаций в уставном капитале фирмы составляет не более 25%;
  • фирма не осуществляет деятельность в рамках договора простого товарищества или доверительного управления;
  • ЕНВД введен в действие на территории субъекта РФ, в котором ведет деятельность предприятие.

Плательщиками ЕНВД не могут быть малые предприятия, сдающие в аренду автозаправочные станции.

Малые предприятия, выступающие плательщиками ЕНВД, освобождаются от уплаты:

  • НДС;
  • налога на прибыль;
  • налога на имущество.

Предприниматели на ЕНВД также освобождаются от уплаты НДФЛ за себя. При наличии наемных работников (как у ИП, так и в организации) субъект малого бизнеса, исполняя обязанности налогового агента, обязан уплачивать НДФЛ в общем порядке.

Субъект малого бизнеса на ОСНО

В случае если малое предприятие не соответствует требованиям, установленным для перехода на УСН, ЕНВД или ПСН, то в таком случае субъект хозяйствования признается плательщиком налога на общих основаниях (ОСНО) и приобретает обязательства по уплате НДС, НДФЛ (для ИП), налога на прибыль (для юрлиц).

Упрощенный учет для малых предприятий

Вне зависимости от выбранной системы налогообложения, субъект малого предпринимательства может:

  • не устанавливать и соблюдать лимита кассы;
  • начислять амортизацию на основные средства не ежемесячно, а 1 раз в год;
  • не составлять локальные акты в части регулирования правил внутреннего трудового распорядка, графика сменности, условий премирования сотрудников, т.п.

Отметим, что освобождение от обязательств по оформлению локальных нормативных актов освобождены только микропредприятия при условии, что график сменности и прочие условий труда утверждены в трудовых договорах с сотрудниками.

Читайте также: