Облагаются ли ндс портовые сборы

Опубликовано: 22.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 января 2018 г. N 03-07-08/13 О налогообложении НДС стоимости услуг по доставке лоцманов на судно и обратно

Вопрос: Предприятие ООО осуществляет один вид деятельности - лоцманская проводка судов на водном транспорте. Согласно пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ этот вид деятельности не облагается НДС. Счета агентским фирмам за услуги по лоцманской проводке судов предприятие выставляет без НДС согласно законодательства.

Предприятие ООО заключило договора на оказание услуг по доставке лоцмана на судно и снятию лоцмана с судна с агентскими фирмами и выставляет им счета за услугу на основании квитанции, подписанной лоцманом, капитанов судна и капитаном арендованного нами катера и закрепленных печатями. Сумма за указанную услугу прописана в договоре и является фиксированной за каждую операцию по доставке лоцмана на судно и снятию лоцмана с судна. Агентские фирмы в свою очередь заключили договоры на оказание услуг по агентированию с фирмами судовладельцами и перевыставляют счет, выставленный ООО за услугу по доставке лоцмана на судно и снятию с судна судовладельцу и тем самым возмещают свои затраты.

Для выполнения услуги по доставке лоцмана на судна и снятию лоцмана с судна предприятие ООО заключило договора с компаниями, имеющими катера, так как своих катеров предприятие не имеет. Доставка лоцмана на судно и снятие лоцмана с судна - это расходы нашего предприятия, связанные с получением дохода.

Поясните пожалуйста обязана ли наша организация начислять НДС по ставке 18% по услуге доставки лоцмана на судно при выставлении счета агентским фирмам.

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по доставке лоцманов на судно и обратно и сообщает.

Согласно подпункту 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов.

На основании положений статей 87 и 88 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами организаций, государственный надзор за деятельностью которых осуществляет орган государственного надзора.

Таким образом, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по доставке лоцманов на борт судна и обратно, оказываемым иными организациями, указанным подпунктом Кодекса не предусмотрено. В связи с этим данные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

Не облагаются НДС (освобождаются от него) работы по обслуживанию морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуги по классификации и освидетельствованию судов.

Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами организаций, за деятельностью которых надзирает орган госнадзора.

Таким образом, освобождение от НДС услуг по доставке лоцманов на борт судна и обратно, оказываемых иными организациями, НК РФ не предусмотрено. Данные услуги облагаются НДС в общеустановленном порядке.


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плавинская Галина Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы освобождения от налогообложения НДС реализации работ (услуг) по обслуживанию судов в период стоянки в порту. Приводится расшифровка понятия”обслуживание судов”, а также мнение контролирующих и судебных органов по рассматриваемому вопросу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плавинская Галина Алексеевна

Vat calculation at servicing of vessels in port

In the article questions of tax exemption with the VAT of works (services) realization in servicing of vessels in the period of mooring in port are considered. ”Servicing of vessels” concept interpretation, and also supervisory bodies and judicial bodies opinion on the concerned question is given.

Текст научной работы на тему «Исчисление НДС при обслуживании судов в порту»

ИСЧИСЛЕНИЕ НДС при обслуживании СУДОВ в порту

Плавинская Галина Алексеевнв - к.э.н. доцент, исполнительный директор Отраслевого центра по налоговому консультированию на водном транспорте ФГОУ ВПО ГМА им. адм. С. О. Макарова

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы освобождения от налогообложения НДС реализации работ (услуг) по обслуживанию судов в период стоянки в порту. Приводится расшифровка понятия ”обслуживание судов”, а также мнение контролирующих и судебных органов по рассматриваемому вопросу.

Ключевые слова: освобождение от налогообложения НДС, обслуживание морских судов, морской порт, договор буксировки, услуги по бункеровке, ремонт судов в порту.

Налоговым кодексом РФ (НК РФ) предусмотрено освобождение от налогообложения НДС реализации на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка (пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ). Так как льгота поименована в п. 2 ст. 149 НК РФ, то налогоплательщик, выполняющий работы (оказывающий услуги), не имеет права отказаться от применения льготы. Особенности применения льготы будут рассмотрены в данной статье.

Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) под морскими портами в настоящем Федеральном законе понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ).

Статья 9 КТМ РФ определяет морской порт как совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта. Границами морского порта являются границы его территории и акватории. Границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации

в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации (ст. 5 Закона № 261-ФЗ).

Правила оказания услуг в морском порту регулируются ст. 17 Закона № 261-ФЗ. В морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров и иных услуг. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта (Министерство транспорта РФ) с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти утверждает:

1) правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту;

2) правила оказания услуг по обслуживанию судов в морском порту и на подходах к нему;

3) правила оказания иных обычно оказываемых в морском порту услуг.

Правилами оказания услуг по обслуживанию судов в морском порту и на подходах к нему регулируются условия оказания таких услуг. В настоящее время такие правила Минтрансом России не установлены.

В отношении услуг по буксировке судов, морскому агентированию, морскому посредничеству, морскому страхованию, а также услуг, связанных с проведением в морском порту спасательных операций, применяются правила, установленные ГК РФ и КТМ РФ.

По договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории (ст. 232 КТМ РФ).

По договору морского посредничества посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счет доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования (ст. 240 КТМ РФ).

Согласно п. 7 ст. 149 НК РФ освобождение от налогообложения в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено НК РФ. Освобождение от налогообложения применяется только при оказании посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1, пп. 1 и 8 п. 2 и пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ (п. 2 ст. 156 НК РФ).

Таким образом, услуги по морскому агентированию и морскому посредничеству подлежат налогообложению НДС, что подтверждается разъяснениями ФНС России (письмо от 01.02.2006 № 03-2-03/210) и арбитражной практикой (Определения ВАС РФ от 30.10.2008 № 13728/08, от 29.07.2008 № 9315/08, от 12.11.2007 № 14471/07).

По договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка) (ст. 225 КТМ РФ). Таким образом, услуги по буксирному сопровождению морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемые порту, а также услуги по швартованию к причалу (от причала) освобождаются от налогообложения НДС (письмо Минфина России от 29.10.2007 № 03-07-08/321).

Много споров с налоговыми органами возникает при оказании услуг по обследовательскому (сюрвейерскому) обслуживанию. Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), введенному в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, к услугам по обслуживанию морских судов в период стоянки в портах относятся: агентское, снабженческое (шипчандлерское), обследовательское (сюрвейерское) обслуживание. Таким образом, обследовательское (сюрвейерское) обслуживание в период стоянки в порту не подлежит налогообложению НДС (письма Минфина России от 11.06.2009 № 03-07-08/127, от 04.06.2009 № 03-07-15/81, от 18.02.2009

№ 03-07-07/09, Определения ВАС РФ от 30.10.2009 № ВАС-13838/09, от 17.08.2009 № ВАС-9877/09, № ВАС-7564/09, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2009 по делу № А56-5229/2009).

Не подлежат налогообложению НДС также услуги по бункеровке морских судов топливом, так

как они непосредственно связаны с обслуживанием морских судов в портах (письма Минфина России от 03.11.2009 № 03-07-08/223, от 08.06.2009 № 03-07-08/125, Постановление ФАС СевероЗападного округа от 21.10.2009 по делу № А42-2050/2007).

Особую сложность вызывает применение льготы по ремонту судов в порту. Позиция Высшего Арбитражного Суда РФ по данному вопросу изложена в постановлении от 25.09.2007 № 4566/07. От НДС освобождается реализация услуг (включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемых российскими налогоплательщиками в период стоянки этих судов в порту на территории, расположенной в пределах установленной границы порта, при представлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактическое оказание услуг по ремонту судов во время их стоянки в порту. Иные услуги по ремонту судов НДС облагаются.

При этом нахождение предприятия на территории порта не является безусловным основанием для признания правомерным использования данной налоговой льготы по НДС. Не может толковаться как проведение работ по обслуживанию судна ремонт судна, прибывшего на предприятие с целью осуществления ремонта в специализированных доках и на судоверфеях, с выводом его из эксплуатации.

Ремонт судна, выполняемый в доках и на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов, не равнозначен ремонту, связанному с обслуживанием судов во время их стоянки в портах, поэтому с операций по реализации работ по заводскому обслуживанию и плановому ремонту налогоплательщик обязан исчислять и уплачивать в бюджет НДС в общеустановленном порядке.

Таким образом, от обложения НДС освобождаются услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемые российскими налогоплательщиками в период стоянки указанных судов в порту на территории, расположенной в пределах установленной границы порта.

Изложенная позиция Высшего Арбитражного Суда РФ нашла свое отражение и в последующих определениях и постановлениях суда.

Если услуги по текущему и капитальному ремонту морских судов оказываются специализированной судоремонтной организацией, действующей на территории морского порта, то применение льготы неправомерно (Определение ВАС РФ от 23.12.2009 № ВАС-16402/09 по делу № А51-7889/2008).

К обслуживанию судов в порту не может быть отнесен целевой плановый ремонт находящегося в порту судна. С операций по реализации работ по заводскому плановому ремонту налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджет в установленном порядке (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4050/09).

Освобождение от налогообложения предоставляется при одновременном соблюдении двух условий: услуги по ремонту должны оказываться в пределах территории порта и во время стоянки судна.

При применении освобождения при исчислении НДС налогоплательщик должен иметь документы, подтверждающие право на это налоговое освобождение. Согласно п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков эти документы.

В соответствии со ст. 76 КТМ РФ в функции капитана морского порта входит оформление прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов.

Согласно Общим правилам плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним (далее - Общие правила), утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2009 № 140, оформление захода судна в морской порт осуществляется капитаном морского порта после предоставления капитаном судна документов, необходимых для оформления захода судна в морской порт. Перечень документов установлен в приложении № 1 к Общим правилам. Капитан морского порта регистрирует приход судна в морской порт проставлением отметки на судовом экземпляре общей декларации и внесением информации о заходе судна, указанной в общей декларации, в информационную систему государственного портового контроля.

Таким образом, для подтверждения права на льготу, установленную в пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик по запросу представляет в налоговый орган:

- договор об оказании услуг (выполнении работ) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в порту;

- документы, подтверждающие факт выполнения договора;

- документы, свидетельствующие о нахождении судна в порту во время оказания услуг (выполнения работ). Такими документами могут быть:

- справка капитана морского порта (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 № А42-2684/04-17);

- выписка из судового журнала (Определение ВАС от 05.06.2009 ВАС-4050/09);

- справка морской администрации порта (постановление Федерального арбитражного суда СевероКавказского округа от 19.04.2004 № Ф08-1244/04-561А).

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОРСКИМ СТАТЬЯМ

Направляемые в журнал статьи следует оформлять в соответствии со следующими правилами:

1. Для издания принимаются ранее не опубликованные статьи.

2. Все материалы направляются в редакцию по электронной почте (nalogi@nalogprof.ru).

3. Объем статьи не должен превышать 20 000 знаков, включая пробелы.

4. В статье должны содержаться:

— фамилия, имя, отчество автора (полностью);

— официальное развернутое наименование места работы, должность и ученая степень (при наличии);

— контактная информация ( почтовый и электронный адрес, телефон);

— аннотация (не более 500 знаков);

— ключевые слова (3-6 слов или словосочетаний);

— пристатейные библиографические списки в едином формате, установленном системой Российского индекса научного цитирования.

5. Все сокращения и аббревиатуры при первичном упоминании должны быть обязательно расшифрованы и пояснены.

6. Пронумерованный список литературы , оформленный в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008, в порядке упоминания в тексте приводится в конце статьи.

7. Автор несет ответственность за достоверность сведений, точность цитирования, содержание материалов.


Территория Российской Федерации не является местом реализации судна, а сделка по его продаже не облагается НДС, если судно, как при заключении договора купли-продажи, так и в момент фактической передачи покупателю находилось за пределами Российской Федерации.

По смыслу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, п. 1 ст. 39 НК РФ, ст. 147 НК РФ, объект налогообложения по НДС отсутствует при передаче товара за пределами территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, п. 1 ст. 39 НК РФ, ст. 147 НК РФ).

При этом существенное значение для исключения операции из под обложения НДС является отсутствие цели реализации товара за пределами Российской Федерации до пересечения товаром государственной границы. В случае с судами это означает, что на момент выхода за пределы территории Российской Федерации судно не должно быть оформлено в качестве товара, помещенного под таможенный режим экспорта, а договор купли-продажи должен быть подписан и заключен во время нахождения судов и представителей сторон за пределами государства флага.

Доказательством непосредственной передачи судов за пределами территории Российской Федерации является также подписываемый сторонами на борту судна акт приема-передачи, который рекомендуется составлять в иностранном порту в присутствии иностранного агента, с отражением его участия в акте в качестве свидетельства нахождения судов заграницей.

Несмотря на, казалось бы, прямое исключение НДС в рассматриваемом типе операций, у налоговых органов все же возникают попытки доначисления налога по таким сделкам, однако они не находят поддержки в судах. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2006 по делу N А42-1069/2005 судьи сочли, что поскольку условиями договора предусмотрена передача судна покупателю в иностранном порту, то территория Российской Федерации не является местом его реализации. Следовательно, при реализации спорного судна на территории иностранного государства у продавца не возник объект налогообложения по НДС.

Впоследствии данная позиция нашла свое подтверждение и в письме ФНС России от 31.10.2007 N ШТ-6-03/839@ "О налогообложении операций по реализации морского судна, находящегося за пределами Российской Федерации" и стала преобладающей в судебной практике:

Постановление ФАС СЗО от 29.09.2010 по делу N А05-1560/2010

«Отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций по реализации товаров за пределами территории Российской Федерации прямо предусмотрено нормами НК РФ и в силу статьи 56 Кодекса не является льготой».

Постановление ФАС СЗО от 01.03.2012 г. по делу N А42-1755/2011

«Установив, что пользование судами осуществлялось за пределами территории Российской Федерации и в целях перевозки грузов и пассажиров, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормой абзаца 2 пункта 2 статьи 148 НК РФ, обоснованно удовлетворили требования Общества и признали незаконным доначисление спорной суммы налогов.»

Определение ВАС РФ от 07.06.2012 N ВАС-6921/12

«Выполнение обществом работ за пределами территории Российской Федерации по договору с иностранной компанией не подпадает под объект обложения налогом на добавленную стоимость независимо от гражданско-правовой квалификации договора».

Постановление АС СЗО от 18.09.2014 по делу N А42-3361/2013

«На основании изложенного суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов о том, что ООО "Компания ТракПетролиум" осуществлены операции по реализации Обществу товара, который в момент начала отгрузки и транспортировки находился за пределами территории Российской Федерации, то есть операции, которые не являются объектом обложения НДС».

Таким образом, сделки по реализации судов под государственным флагом Российской Федерации, совершаемые за пределами территории Российской Федерации не облагаются НДС, однако учитывая возникновение соответствующих споров в судебной практике, риск доначисления НДС хотя и сводится к минимуму, но не исключается полностью. При таких обстоятельствах сторонам рассматриваемых сделок рекомендуется согласовывать условия договора предусматривающие, что в случае взыскания НДС по сделке на основании вступившего в законную силу и неподлежащего обжалованию судебного акта, такой НДС подлежит уплате в бюджет Продавцом и возмещению Покупателем.

Управляющий партнер Кирилл Маслов

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2017

Другие материала по теме:

Все цепочки сделок в отношении построенных судов, подлежащих регистрации в международном реестре, могут быть освобождены от НДС

 НДС в порту - Практикум

Департамент налоговой и таможенной тарифной политики разъясняет практику применения начисления налога на добавленную стоимость в отношении услуг, оказываемых в порту

Вопрос: ОАО (порт) является участником внешнеэкономической деятельности, субъектом естественных монополий и оказывает услуги по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу РФ. В рамках договорных отношений по перевалке экспортно-импортных грузов порт дополнительно оказывает услуги по неполному транспортно-экспедиторскому обслуживанию грузов, а также услуги, связанные с затаркой, перетаркой груза. Территория порта (60 га) является зоной таможенного контроля.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2011 Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ правомерно ли применение налоговой ставки по НДС 0% в части услуг по неполному транспортно-экспедиторскому обслуживанию (подготовка, доставка и оформление документов, составление электронных отчетов и предоставление информации клиенту, прием и транспортировка грузов к месту погрузки/выгрузки, оформление грузов в таможенных органах), а также услуг по обслуживанию контейнеров, погрузо-разгрузочных работ, внутрипортового перемещения грузов и услуг, связанных с их затаркой/вытаркой/перетаркой, включая переформирование и увязку различных грузов:

а) оказываемых в рамках договора перевалки экспортно-импортных грузов;

б) оказываемых в рамках договоров по затарке/вытарке/перетарке грузов?

Каков порядок налогообложения НДС (0%; 18%) услуг по хранению ввозимых товаров после выпуска их в свободное обращение в соответствии с пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ? Какие документы необходимы для подтверждения даты выпуска товара в свободное обращение?

Правомерно ли применение портом налоговой ставки по НДС 0% в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ при перевалке и хранении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг, оказываемых в порту российской организацией, в связи с вступлением в силу с 1 января 2011 г. Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и сообщает.

В соответствии с пп. 2.5 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.

Перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки по указанным работам (услугам), установлен п. 3.5 ст. 165 Кодекса. Так, согласно данному пункту при ввозе товаров морскими или речными судами, судами смешанного (река - море) плавания налогоплательщиками в налоговый орган в пакете подтверждающих документов представляется в том числе копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт перевозки товара документа, в котором в графе "Порт погрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации, с отметкой таможенного органа, действующего в пункте пропуска, а при вывозе товаров - копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа места убытия и копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, при оказании российской организацией в порту услуг по перевалке и хранению товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации (вывозимых за пределы территории Российской Федерации) морскими или речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется независимо от даты их помещения на территории Российской Федерации под соответствующие таможенные процедуры, в том числе под процедуры выпуска для внутреннего потребления или таможенного транзита.

Что касается налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по обслуживанию экспортно-импортных грузов (включая подготовку, доставку и оформление документов, составление электронных отчетов и предоставление информации клиенту, прием и транспортировку грузов к месту погрузки (выгрузки), оформление грузов в таможенных органах, обслуживание контейнеров и т.д.), оказываемых в порту на основании договора перевалки экспортно-импортных грузов и договора по затарке (вытарке, перетарке) грузов, то согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса в редакции, действующей с 1 января 2011 г., нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при организации международной перевозки на основании договора транспортной экспедиции. Поэтому вышеназванные услуги, оказываемые на основании иных договоров и не связанные с международной перевозкой, в соответствии с п. 3 ст. 164 Кодекса, подлежат налогообложению этим налогом по ставке в размере 18 процентов.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА

Понедельник
17 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

О ставке НДС 0% в отношении работ (услуг) российских организаций, не являющихся организациями трубопроводного транспорта, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу РФ, в морских портах

Вопрос:

О ставке НДС 0% в отношении работ (услуг) российских организаций, не являющихся организациями трубопроводного транспорта, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу РФ, в морских портах.

Ответ:

Согласно подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.

Для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога в отношении указанных услуг налогоплательщики представляют в налоговые органы документы, предусмотренные пунктом 3.5 статьи 165 Кодекса, в том числе копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих ввоз товаров в Российскую Федерацию (вывоз товаров из Российской Федерации). При этом в случае ввоза товаров морским или речным судном, судном смешанного (река - море) плавания в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт перевозки товара документа, в котором в графе "Порт погрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации, с отметкой таможенного органа, действующего в пункте пропуска.

При вывозе товаров морским или речным судном, судном смешанного (река - море) плавания в налоговые органы представляются:

копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа места убытия;

копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, оказываемые российской организацией в морском порту услуги по перевалке и хранению товаров, в том числе товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 3.5 статьи 165 Кодекса.

В случае представления в налоговые органы подтверждающих документов, не соответствующих установленным пунктом 3.5 статьи 165 Кодекса требованиям (в том числе в случае невозможности идентификации места, указанного в коносаменте, морской накладной или ином документе, подтверждающем факт приема товаров к перевозке морским транспортом, как места, находящегося за пределами территории Российской Федерации), указанные услуги на основании пункта 9 статьи 165 Кодекса подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса, в размере 18 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 октября 2014 г. N 03-07-08/52244

Читайте также: