Облагается ли техосмотр ндс

Опубликовано: 17.04.2024

С 1 января 2012 г. не облагаются НДС услуги по проведению технического осмотра, оказываемые прошедшими аккредитацию операторами техосмотра. До 1 января 2014 г. данные услуги могут оказывать организации, которые по состоянию на 1 января 2012 г. прошли конкурсный отбор и заключили договоры с подразделениями МВД России, но не аккредитованы в установленном порядке. Услуги по проведению техосмотра, оказанные такими организациями, облагаются НДС по общему правилу, поэтому размер платы за такие услуги данные компании устанавливают с учетом указанного налога.

Вопрос:

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Российский Союз Автостраховщиков (далее - РСА) осуществляет контроль за деятельностью операторов технического осмотра.

В соответствии с ч. 5 ст. 22 Федерального закона N 170-ФЗ основанием для проведения выездной проверки оператора технического осмотра может являться поступившее в РСА заявление гражданина, юридического лица, государственного органа, органа местного самоуправления о нарушении оператором технического осмотра требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра, а также о нарушении, связанном с превышением предельного размера платы за проведение технического осмотра.

При расчете предельного размера платы за проведение технического осмотра высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ руководствуются Методикой расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра, утвержденной Приказом ФСТ России от 18.10.2011 N 642-а.

Каков порядок налогообложения НДС услуг по проведению техосмотра? Необходимо ли исчислить НДС при определении предельного размера платы за проведение технического осмотра?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 апреля 2012 г. N 03-07-11/101

В связи с письмом по вопросу порядка исчисления налога на добавленную стоимость при определении предельного размера платы, взимаемой операторами технического осмотра за проведение технического осмотра транспортных средств, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) предельный размер платы за проведение технического осмотра устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Согласно п. 7 Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств" (далее - Правила) размер платы за проведение технического осмотра, который определяется объемом выполненных работ, устанавливается оператором технического осмотра и не может превышать предельный размер, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной службой по тарифам. Поэтому вопрос определения предельного размера данной платы к компетенции Минфина России не относится.

Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с пп. 17.2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2012 г. от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации услуг по проведению технического осмотра, оказываемых операторами технического осмотра в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

Согласно ст. 1 Закона под операторами технического осмотра понимаются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра.

На основании п. 7 ст. 32 Закона с 1 января 2012 г. организации, которые на день вступления в силу Закона прошли в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсный отбор на право проведения государственного технического осмотра транспортных средств и имеют соответствующие договоры с подразделениями МВД России, до 1 января 2014 г. вправе осуществлять деятельность по проведению технического осмотра при условии, если они включены в реестр операторов технического осмотра. При этом указанные организации должны пройти аккредитацию в соответствии с Законом до 1 января 2014 г.

В связи с указанными нормами Закона до 1 января 2014 г. услуги по проведению технического осмотра будут оказывать юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра, а также организации, указанные в п. 7 ст. 32 Закона, то есть организации, не аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра.

Учитывая изложенное, налогом на добавленную стоимость не облагаются услуги по проведению технического осмотра, оказываемые операторами технического осмотра, прошедшими соответствующую аккредитацию.

Что касается указанных услуг, оказываемых организациями, не прошедшими аккредитацию, то такие услуги подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

В связи с этим размер платы за услуги по проведению технического осмотра транспортных средств, устанавливаемый в соответствии с вышеуказанным п. 7 Правил, должен устанавливаться с учетом необходимости уплаты налога на добавленную стоимость организациями, не аккредитованными в установленном порядке.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН

В 2021 году заработала новая система прохождения техосмотров российскими автомобилистами.

Новые правила направлены на то, чтобы:

  • уменьшить коррупционную составляющую,
  • исключить левый (фиктивный) технический осмотр ТС и
  • принять меры для того, чтобы на наши дороги выезжали лишь исправные автомобили.

В первую очередь это касается автовладельцев, которые игнорируют требования закона и предпочитают покупать документ о прохождении ТО через третьи руки.

Старая система осталась в прошлом, и с 1 марта 2021 операторы стали регистрировать машины, которые прошли ТО согласно требованиям новой реформы.

купить ОСАГО

Новые правила

Реформа обязывает водителей транспортных средств всех категорий регулярно проходить техосмотр. Те же требования обязательны и для несамоходной техники — все прицепы также должны иметь актуальную диагностическую карту. Остальные правила, касающиеся автовладельцев, можно свести к пяти пунктам.

  1. Все автомобили, пребывающие в специализированные пункты для техосмотра, обязаны провести фотосъемку данного процесса. Автомобиль должен быть снят до и после прохождения процедуры. На изображениях должны указываться географические координаты, а готовые снимки отправляются на сервер ЕАИСТО. Техосмотр отныне можно будет пройти не только по месту регистрации транспортного средства: владельцы могут провести процедуру в любой точке РФ.
    Это новое для процедуры ТО, до 1 марта 2021 года фотофиксация не требовалась. Однако многие могли пройти процедуру технического осмотра не только по месту регистрации ТС и до введения нововведений.
  2. Обязательна процедура заверения диагностической карты электронной подписью специалиста-техника, проводившего ТО. Электронная подпись — уникальна, подделать ее невозможно. Так власти стараются персонифицировать ответственность за махинации с техосмотром и сразу же вычислять недобросовестных экспертов.
    Это новое для процедуры техосмотра автомобиля. Ранее выдавался документ с печатью и подписью на унифицированном бланке.
  3. Для выезда за рубеж можно распечатать документ и предъявлять его на бумажном носителе. В пределах РФ достаточно будет предъявлять электронный документ о прохождении ТО.
    Для пересечения границы это правило для диагностической карты действовало и раньше. То же касается и ДК ТО, которую можно было возить в виде фото на смартфоне. Более того, как правило службы ГИБДД этот документ не интересовал.
  4. Все конструктивные изменения, не предусмотренные заводом – изготовителем, могут остановить прохождение ТО. Машину могут не допустить к процедуре из-за избыточных установок или из-за отсутствия обязательных узлов. Так, препятствием может служить и самовольная установка ГБО, отсутствие бачка стеклоочистителя и даже использование наклеек на фары.
    Ранее действовали более мягкие административные нормы. С 1 марта текущего года их нарушение может привести даже к изъятию авто на штрафстоянку до момента их устранения и уплаты штрафов.
  5. Более серьезная ответственность владельцев при отсутствии легальной процедуры прохождения ТО:
    • ГИБДД могут изымать документы на автомобиль при фиктивной карте ТО или ее отсутствии,
    • ГИБДД в случае выявления агрегатов на автомобиле, которые не соответствуют его модификации (сигнал, фары, ГБО и т.д.), смогут временно забрать у вас ТС до устранения нарушений,
    • страховщики будут более пристально относиться к выплатам по ОСАГО и проверять подлинность диагностической карты ТО для возможности выставления регрессного иска виновнику ДТП.

Очень подробно изменения описаны ранее в нашей авторской статье Техосмотр авто 2021 в деталях с 1 марта на нашем ресурсе.

5 нововведений техосмотра с 1 марта 2021 года

К иным нововведениям, которые не касаются процедуры прохождения ТО, относится передача права надзора за всеми операторами сервиса:

  • все пункты ТО курировались Российским союзом автостраховщиков (РСА),
  • сейчас право контроля и выдачи разрешений на осуществление подобной деятельности перешло в службу Ространснадзора.

Первые сложности базы ТО

Реформа ТО стала возможна после внедрения нового информационного портала ЕАИСТО МВД. Цель создания такого ресурса — аккумуляция всей информация о российских автомобилях и их владельцах. Только в прошлом году на обновление ресурса было потрачено 80 млн рублей. Заработал новый портал с 01 марта 2021 года.

Уже после первого дня работы в системе обнаружились неполадки. Сбой с получением и отправкой документов возник из-за технических проблем на серверах МВД. Неполадки фактически парализовали работу пунктов ТО: и добросовестные операторы рынка, и их конкуренты, торгующие фиктивными диагностическими картами, не смогли выполнить свою работу.

Первые затруднения возникли после подключения к серверам ЕАИСТО МВД центральных районов, и сложности коснулись:

  • процедуры аккредитации в системе;
  • передачи фотографий с места прохождения ТО;
  • формирования электронной диагностической карты.

То есть почти всего, за исключением выдачи полисов ОСАГО. Как заявили в Союзе автостраховщиков, выдача страховок ведется в штатном режиме, а “все задержки не превышают стандартного времени ожидания получения данных”.

Закроются ли лжеоператоры техосмотра?

Организации, занимающиеся продажей диагностических карт через интернет, приостановили, но не прекратили предлагать свои услуги. Задержку с выдачей карт объясняют сбоем серверов МВД, но не введением новых правил ТО.

Пункты техосмотра обещали наладить свою работу уже в течение нескольких дней и смогли реализовать это. Примечательно, что стоимость своих услуг они не поднимают и обязательное фото прохождения ТО не требуют. Хотя есть и другие случаи, когда операторы техосмотра, работающие по такой схеме, еще в конце февраля значительно подняли цены на свои услуги (особенно автомобилям с высокой мощностью – до 2000 рублей за “фиктивную” диагностическую карту, но при этом, занесенную в базу данных МВД). Хотя пока не понятно, как недобросовестные операторы будут обходить требование по фотофиксации ТС с записью координат.

Данную ситуацию согласились прокомментировать в ООО «Программный продукт» — организации, которой было поручено провести техническое оснащение и написать программное обеспечения для работы по новым правилам. Специалисты разработчика уверены, что нелегальные пункты, предлагающие фиктивные диагностические карты, прекратят свою деятельность. По словам представителей компании, именно действия мошенников стали причиной сбоев в работе портала ЕАИСТО.

Новые правила заметно усложнили подключение к базе данных МВД: каналы стали более защищенными, для работы в системе потребуется ввод дополнительной информации, предполагающей полную идентификацию пользователя. Считается, что нововведения не позволят обойти новые требования к прохождению ТО и предложения по продаже фиктивных диагностических карт уйдут в прошлое.

Ответственность

Как и прежде, прохождение техосмотра касается всех владельцев транспортных средств. Без актуальной диагностической карты они не смогут получить полис ОСАГО. Автомобилисты, эксплуатирующие транспортное средство без ТО, карались штрафом до 800 рублей.

С 01.03.2022 года сумма штрафа за отсутствие ДК ТО составляет 2 000 рублей. Кроме того, все камеры на дорогах будут считывать номера автомобилей и сверять с базой ОСАГО и ТО, и штраф 2000 рублей будет приходить с периодичностью один раз в день.

Напоминаем, что с 1 марта 2021 года операторы, которые имеют право проводить техосмотр, будут нести персональную ответственность за передачу данных в базе МВД. В законе специально отмечается, что операторы, выдавшие «правильную» диагностическую карту без осмотра автомобиля, будут нести административную ответственность. За такое действие предусмотрен штраф до 10 тыс рублей и отзыв разрешения на проведение техосмотра. За умышленную передачу недостоверных данных в базу МВД предусмотрено уголовное наказание — принудительные работы сроком до 4 лет. Те же действия, совершенные в сговоре, будут караться лишением свободы.

Таким образом, административная ответственность значительно выросла, но и появилась уголовная ответственность за выдачу фиктивных карт диагностического осмотра ТС.

Увеличится ли стоимость ТО?

Стоимость проведения техосмотра будет утверждать оператор — предприятие, которое имеет право проводить такую процедуру. Но в своей ценовой политике он обязан руководствоваться рекомендациями антимонопольной службы. Методика расчета прохождения ТО для различных категорий автомобилей уже утверждена.

Старые цены действовать перестанут, а новая стоимость будет зависеть от нескольких факторов:

  • региона проведения техосмотра;
  • марки и возраста автомобиля;
  • категории транспортного средства.

В целом существенного подорожания не предвидится, утверждают авторы новой методики. Хотя в это верится очень слабо.

Есть ли переходный период?

Ажиотажа на пунктах прохождения техосмотра в ближайшее время не ожидается. Автовладельцы, которые должны быть обновить диагностическую карту своей машины с 1 апреля 2021, могут сделать это в течение полугода. Последний согласованный срок перевыпуска диагностических карт, оформленных по старым правилам, заканчивается 31 октября 2021 года. К тому времени, надеются в МВД, прохождение обязательного техосмотра станет отлаженной и безотказной процедурой.

Но нам почему-то думается, что людям, держащим рынок нелегального ТО, не захочется расставаться со старыми доходами, и новая схема получения дохода будет придумана и достаточно быстро реализована. Но в такой ситуации будет большая вероятность, что водитель станет заложником своей беспечности, в случае, если

  • его остановит сотрудник ГИБДД и отберет свидетельство о регистрации ТС (СТС) и даст три дня на прохождение “настоящего” техосмотра (ТО), либо просто изымет ТС,
  • страховщик (при вашей вине в ДТП по полису ОСАГО) выставит регрессное требование и взыщет с вас сумму ущерба.

Обновление от 16 апреля 2021

Берегитесь “левых” карт!

Автолюбителям посоветовали сторониться мошенников, торгующих диагностическими картами.

В связи с тем, что новые правила техосмотра предполагают прохождение процедуры по этапам, с соблюдением правил о фотографировании по системе координат ГЛОНАСС при заезде на СТО и при выезде, добавлением информации в ЕАИСТО, далее получением электронной диагностической карты, подписанной усиленной цифровой подписью уполномоченного лица, проводившего осмотр. Это очень важный момент, так как бумажные карты уже не действуют.

Мошенники же предлагают беспечным водителям, привыкшим проходить техосмотр “быстро” и формально следующие варианты получения карты:

Отметим, что в Москве тариф на ТО составляет 720 рублей. Вместо этого, фишинговые сайты предлагают осмотр за 2500 рублей. Также, в подтверждение подлинности карты лжеоператоры передают данные в старую информационную АИС и показывают покупателю отображение сведений.

Что грозит водителям с “серой” картой?

К 2022 году планируется выписывать штрафы с камер — по 2 тыс. рублей в день при отсутствии действующей диагностической карты. А если водитель без карты станет виновником аварии, то страховая компания получит право регресса в отношении такого водителя и взыщет с него все расходы выплаты к потерпевшей стороне.

ВАЖНО.

Проверить подлинность невозможно, так как на сайте ГИБДД такие данные доступны только по документам, оформленным до 1 марта 2021 года. Так как ГИБДД объединяет старую и новую ЕАИСТО, процесс крайне сложен при покупке левой карты.

Рекомендуем Вам выбирать пункт техосмотра с сайта РСА, где есть ссылка на перечень аккредитованных операторов. Пройдя у них процедуру, вы точно не попадете ни на штраф, ни на регресс от страховой компании.

Так что думать и решать только вам!

калькулятор осаго

1 марта 2021 года вступили в силу новые правила проведения технического осмотра транспортных средств. Изменения коснутся как обычных водителей, так и операторов технического осмотра автомобилей. А еще дополнительные права получат сотрудники ГИБДД: они смогут аннулировать диагностические карты. Изменится и административная ответственность для операторов техосмотра, которые оформляют диагностические карты не глядя на автомобиль.

Не все операторы техосмотра оказались готовы работать по новым правилам, поэтому правительство собиралось отложить их введение. Но в итоге сделали по-другому : если диагностическая карта заканчивается в период с 1 февраля по 30 сентября, ее действие продлевается на полгода, но не меньше чем до 1 октября 2021 года. А сами правила начали действовать, как и задумывалось изначально, с 1 марта 2021 года.

Вроде бы всё учли: диагностические карты, выданные до 1 марта 2021 года, действуют и дальше, делать ничего не нужно. Но есть нюанс: автомобили 2017 года выпуска еще не получали диагностическую карту, но им она уже нужна для оформления ОСАГО. Поэтому юридически владельцам таких автомобилей нужно проходить техосмотр по новым правилам уже сейчас: ведь эти правила действуют, а под постановление с продлением диагностической карты на полгода такие автомобили не попали.

Что делать тем, у кого диагностическая карта кончилась до 1 февраля, тоже непонятно. По закону они должны проходить техосмотр по новым правилам.

Мы позвонили в несколько СТО — там говорят, что в этом случае проходить техосмотр пока можно по старым правилам. Но юридического подтверждения этому нет: правила вступили в силу, а отсрочка положена тем, у кого уже есть диагностическая карта.

При этом в РСА заверили, что все станции техосмотра из перечня, который опубликован у них на сайте, соответствуют новым требованиям. Если обратиться на такую станцию, теоретически можно уже получить диагностическую карту по новым правилам.

Поэтому расскажу, как все это будет работать — а может, для кого-то уже работает. Если у кого-то получилось пройти техосмотр по новым правилам — расскажите в комментариях.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Как было раньше

Прохождение техосмотра — обязательное условие для покупки полиса ОСАГО на автомобиль старше 4 лет. Нет действующей диагностической карты — значит, страховые компании имеют право отказать в продаже полиса. Первые четыре года проходить техосмотр и получать диагностическую карту необязательно.

Для автомобилей старше 4 лет техосмотр проводится раз в два года. Есть категории транспорта, которым он нужен чаще. Например, раз в год техосмотр должны проходить легковые такси, автобусы, грузовики, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны, машины с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения вождению.

Но в последние годы прохождение техосмотра в большинстве случаев превратилось в формальность: пунктов осмотра, на которые реально можно было загнать машину, чтобы оценить ее техническое состояние, было немного. Гораздо чаще диагностическую карту оформляли вместе с полисом ОСАГО — при этом агент даже не выходил из офиса для осмотра автомобиля.

А наиболее продвинутые операторы техосмотра и их представители организовывали продажу диагностических карт через интернет. При этом покупатель получал номер ДК на электронную почту сразу после оплаты с карты — и мог отправляться в страховую за полисом.

С одной стороны, водителям такая схема была удобна: никуда не нужно ехать, затраты на прохождение техосмотра минимальные, все оформляется за пять минут. Но с другой — неисправная машина опасна для окружающих. А если она попадет в ДТП, например из-за неисправного рулевого управления или отвалившегося колеса, возмещать ущерб придется страховой компании. Добросовестные водители и пешеходы тоже рискуют. Даже если страховая компания компенсирует ущерб, ремонт машины и лечение — не самое приятное занятие.

Что изменилось с 1 марта

Основное нововведение: водителю все-таки придется приехать на машине в пункт техосмотра. Чтобы оператор ТО не злоупотреблял полномочиями и не оформлял диагностические карты тем, кто даже со стоянки не выехал, проводится фотофиксация начала и завершения процедуры. Кроме хорошо читаемого изображения госномера файлы фотографий должны содержать информацию о времени съемки и геопозицию. Срок их хранения — не менее пяти лет. Получается, пройти техосмотр заочно и дистанционно теперь не получится.

Обращаться за проведением техосмотра водитель может в любой пункт ТО: регион регистрации автомобиля и регистрация водителя по месту жительства никакой роли не играют. Кроме самого автомобиля понадобится гражданский паспорт и один из документов на автомобиль: ПТС, СТС или другой документ, идентифицирующий транспортное средство, например технический паспорт, выданный во времена СССР.

Еще до начала техосмотра оператор обязан сверить вин-номер автомобиля и номера кузова, рамы, кабины, если они есть, с теми, что указаны в документах. Если номера не совпадут или их вообще не окажется, хотя должны быть, — оператор обязан внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра информацию об отказе в проведении ТО с указанием того, какие именно номера не совпали. Эта информация станет доступна и страховым компаниям, и сотрудникам ГИБДД. Результатом может стать прекращение регистрации автомобиля. А если выяснится, что кузов, рама или кабина краденые, владелец машины рискует стать фигурантом уголовного дела.

Если все номера совпали, водитель может оплатить услугу, а машину допускают к техосмотру. Сам факт оплаты еще не означает, что оператор должен закрыть глаза на все недостатки. Если выявят неисправности, препятствующие эксплуатации, о них сделают отметки в диагностической карте, но деньги при этом не вернут.

Если владелец откажется платить, в техосмотре ему откажут, но информацию об этом в любом случае обязаны внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра.

Если выявили неисправности и отправили их устранять, повторный осмотр тоже будет платным. Если водитель успеет устранить все за 20 календарных дней и приедет к тому же оператору ТО, смотреть будут только на неисправности, указанные в предыдущей диагностической карте. В этом случае водитель может надеяться на скидку. Но если захочет обратиться к другому оператору или на другой пункт ТО — осмотр будут проводить в полном объеме.

А вот бумажные диагностические карты постепенно уходят в прошлое. Бумажный вариант карты, заверенный подписью и печатью, водитель получит только по своему запросу. Но вот показывать такую бумагу, скорее всего, будет некому: страховые компании и ГИБДД уже давно подключены к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Диагностическая карта находится в ней в электронном виде, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью оператора. Если информации о действующей диагностической карте в этой системе нет, на покупку полиса ОСАГО можно не надеяться.

Полный перечень изменений в правилах техосмотра

Как было Как стало
Нужно было предъявить оператору общегражданский паспорт, ПТС или СТС Кроме ПТС или СТС можно предъявить любой другой документ, идентифицирующий транспортное средство
При отказе владельца машины от оплаты техосмотра оператор никуда не вносил данные При отказе от оплаты данные об автомобиле и его владельце все равно вносятся в информационную систему
Конкретное место, где производится ТО, в законе не указывалось. Эта лазейка позволяла законно работать пунктам техосмотра без диагностической линии ТО проводится только в пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии, сведения о них внесены в реестр операторов технического осмотра
Упоминания о передвижных диагностических линиях в законе не было Для тех населенных пунктов, где нет пунктов ТО, могут организовываться передвижные диагностические линии. Порядок их использования устанавливает правительство РФ
На повторный техосмотр отводилось 20 дней, потом проверяли только показатели, которые не соответствовали обязательным требованиям безопасности Срок в 20 дней сохранился. Но если приехать на повторный техосмотр к другому оператору, проводить его придется в полном объеме
Диагностическая карта могла быть заверена подписью технического эксперта, проводившего проверку состояния автомобиля Диагностическая карта подписывается только усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование
Диагностическая карта составлялась в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из письменных экземпляров выдавался владельцу транспортного средства, другой хранился у оператора технического осмотра Бумажный экземпляр с рукописными подписями не нужен. Диагностическая карта оформляется только в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра
Бумажный экземпляр хранился у оператора ТО не менее трех лет, электронный направлялся в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра и хранился в ней не менее пяти лет Бумажный экземпляр хранить необязательно, его вообще может не быть. Электронная диагностическая карта хранится в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра не менее пяти лет
Один из письменных экземпляров выдавался владельцу автомобиля в обязательном порядке Бумажная версия выдается только по желанию владельца
Диагностическая карта была документом строгой отчетности Карта теперь существует в формате электронного образа. Сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, имеют приоритет перед бумажной версией
Порядок аннулирования диагностической карты прописан не был Законом устанавливается порядок аннулирования диагностической карты

За что могут аннулировать карту

Еще одно нововведение: диагностическую карту теперь можно аннулировать. Сделать это могут сотрудники ГИБДД. Это нововведение вызвало довольно бурное обсуждение — я встречал даже мнение, что это приведет к произволу на дорогах: якобы инспекторы ГИБДД получат право за перегоревшую лампочку в фаре прямо на дороге аннулировать диагностическую карту и тут же направлять машину на повторный техосмотр.

Но бояться такого не стоит. За перегоревшую лампочку или лысую резину могут только оштрафовать. А аннулировать диагностическую карту сотрудники ГИБДД могут в следующих случаях:

  1. Если техосмотр автомобиля не проводили вообще, а диагностическую карту выдали.
  2. Если при ТО выявили несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности, но при этом у автомобиля есть действующая диагностическая карта — например выданная ранее.

В любом случае решения рядового сотрудника ГИБДД в такой ситуации будет недостаточно. Потребуется еще и решение его руководителя.

Оператора техосмотра, выдавшего диагностическую карту с нарушениями, могут привлечь к административной ответственности по статье 14.4.1 КоАП РФ. В нее с 1 марта 2021 года тоже внесли изменения. За оформление диагностической карты на автомобиль без проведения техосмотра или если на самом деле у автомобиля были неисправности, препятствующие эксплуатации, на работников ТО может быть наложен штраф в 5—10 тысяч рублей, на должностных лиц — 30—50 тысяч рублей, на юридических лиц — 200—300 тысяч рублей. Такие же санкции предусмотрены, если фактически техосмотра не было, а в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра передали сведения о том, что он был проведен. За повторное нарушение могут отобрать аккредитацию и выписать штраф до 500 000 Р .

Водителей, получивших диагностическую карту без заезда на пункт техосмотра, тоже ничего хорошего не ждет: ГИБДД обязана в трехдневный срок проинформировать владельца машины об аннулировании диагностической карты. Заодно в известность поставят страховую компанию, оформившую полис ОСАГО, а также Российский союз автостраховщиков.

Договор ОСАГО при этом не расторгается, но водителю лучше пройти техосмотр по правилам. Если этого не сделать, владелец машины рискует потерять деньги. Если он попадет в ДТП по собственной вине, страховая компания возместит ущерб потерпевшим, но потом в регрессном порядке может потребовать возмещения ущерба от владельца машины.

Что осталось по-старому

Новые правила почти не коснулись технической части диагностики. Как и раньше, проверят, как работают тормоза, исправно ли рулевое управление и световые приборы, стеклоомыватели и стеклоочистители. Оценят степень износа шин и состояние колесных дисков. Передние стекла все так же не должны быть закрыты темной тонировочной пленкой, звуковой сигнал должен работать, а ремни безопасности не должны иметь разрывов.

Автомобиль должен соответствовать требованиям безопасности, которые действовали на момент его выпуска. На практике это означает, что нельзя требовать установить на раритетную «полуторку» ремни безопасности, которые сам производитель на нее никогда не устанавливал.

Полный перечень того, что будут проверять, приведен в приложении 1 к правилам технического осмотра. Вот обязательные требования, которые нужно выполнить:

Этот перечень — исчерпывающий. Придумать какие-либо свои условия, не предусмотренные в этом перечне, ни оператор техосмотра, ни сотрудники ГИБДД не могут.

Что с этим делать

Специально делать с этим ничего не нужно. Ранее полученные диагностические карты продолжают действовать — даже если автомобиль на пункт ТО фактически не заезжал. Массовая их отмена не планируется.

А вот от покупки диагностической карты в интернете или без фактического техосмотра лучше отказаться: в случае ДТП, возможно, придется раскошелиться.

Для большинства водителей правила начнут действовать после 1 октября 2021 года. Осталось лишь непонятное обстоятельство с теми водителями, кому уже сейчас пора получать первую диагностическую карту. Судя по реакции СТО, к техосмотру по новым правилам они пока не готовы.

Виктор Николаевич, в принятой правительством страны стратегии безопасности дорожного движения заложена цель - нулевая смертность в ДТП к 2030 году. Какая роль в достижении этой задачи должна отводиться комплексу мероприятий техосмотра?

Фото: iStock

Фото: iStock

Виктор Шпаков: Огромная. Начнем с того, что техосмотр - профилактическое мероприятие, которое должно снижать количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе со смертельным исходом. Нынешняя концепция его проведения действует с 2012 года. За восемь лет по причине технической неисправности автомобилей в стране произошло свыше 30 тысяч ДТП. В них погибли 6,3 тысячи человек и свыше 52 тысяч получили ранения. Учтите, что происшествия без пострадавших не учитываются. То есть общее число таких ДТП мы не знаем вообще. Почему все эти машины с техническими неисправностями вышли на трассу? Какова в этом вина станций техосмотра? Я думаю, на 60-70 процентов. Что "сработало" - получение диагностической карты за взятку, плохое оборудование, неподготовленные сотрудники? Кто анализирует статистику? Где система?

Разве в комплексе мероприятий техосмотра ее нет?

Виктор Шпаков: Она начинает формироваться только сейчас. Выпускаются нормативные акты, регулирующие работу станций ТО - и это очень хорошо. Технология проведения осмотра должна быть расписана буквально по пунктам: вот машина зашла, такие-то операции необходимо проделать. Кроме того, появилось большое количество правил, которые связаны с производственно-технической базой предприятия. В требованиях четко прописаны размеры ворот и канав, высота помещения и так далее. Это важно, но вторично. Главное - соблюдение технологии проведения техосмотра. Но получается так: если что-то на каких-нибудь 20-30 сантиметров короче или шире, а технология при этом не страдает, станцию все равно могут не аккредитовать. Ее что, закрывать? Это ж целая трагедия для работников, для огромного количества людей. Государство должно предусмотреть механизм урегулирования этих проблем, а пока его нет. Если бы у нас все станции строились с нуля, тогда другое дело. Но ведь многие эксплуатируются уже 20-30 лет…

Как должна работать идеальная станция техосмотра?

Виктор Шпаков: С минимальным допущением человеческого фактора и максимальным соблюдением технологии. Я приехал на ТО, и от моих дружеских взаимоотношений с директором ничего не зависит - вот так должно быть. Плюс проведение полной идентификации автомобиля на станции техосмотра. Плюс использование передовых методов диагностики.

Еще один "системный" нюанс. По моему убеждению, надо подключать станции ТО к регламентным работам. В Европе машина, "набегав" определенное количество километров, должна пройти проверку на соответствие техрегламенту. У нас пока все регулируется только осмотром. Но если раньше это было понятно - станции ТО просто не имели нужного оснащения, то теперь многие из них представляют собой целый инновационный комплекс и могут расширить сферу деятельности.

Зачем это надо? Вот пример. В Хабаровске муниципальные перевозчики закупают автобусы на газе. В них используют баллоны с давлением 200 атмосфер. Я интересуюсь у представителей завода: "А каким образом это оборудование будет проходить регламентные работы?". "А это не наше дело", - отвечают. Почему не заставили завод-изготовитель позаботиться об этом? Мы запускаем целую отрасль без регламентных работ! Это тоже отсутствие системы. Почему бы не продумать возложение проверки качества регламентных работ этих автомобилей на станции техосмотра?

Проблема связана и с подготовкой-переподготовкой кадров. Сегодня операторов ТО обучают по госпрограммам. Но должна быть и система переподготовки. В России создали ряд центров по безопасности дорожного движения для переобучения специалистов. Один из них - шикарный! - отстроен в Хабаровске, в Тихоокеанском государственном университете. Он используется недостаточно. Там очень хороший автодром, прекрасные стенды по техосмотру. Но он абсолютно не загружен. Не нужен? Нет системы, которая включала бы занятия с использованием этого центра.

И наконец, еще одна проблема. Даже беда - ценообразование в системе ТО.

Беда? Предельные размеры услуги установлены властями. Стоимость ее доступна населению. В чем же тут беда?

Виктор Шпаков: Предельные размеры ниже реальных затрат. Иногда в три-четыре раза. Считается, что техосмотр относится к социальной сфере и тарифы должно регулировать государство. Не всегда. Необходимы два подхода. В Хабаровске около 40 станций технического осмотра. Конкуренция есть? Да, есть. Так зачем лезть в тарифы? Это как раз тот случай, когда все отрегулирует рынок. В Охотске и Николаевске-на-Амуре по одной станции. Вот там может быть и надо вмешиваться, но не в крупных городах.

Но даже при регулировании тарифов надо учесть следующее. Технология техосмотра расписана до мельчайших деталей. Она одинакова - что в Москве, что в Охотске, что в Хабаровске, что во Владивостоке. Оценить стоимость этой технологии, затраты на электроэнергию, коммунальные платежи, трудочасы работников, подготовку и повышение их квалификации, приобретение и эксплуатацию оборудования, реконструкцию станции, и заложить прибыль несложно. А дальше необходимо ввести региональные коэффициенты.

Насколько я знаю, сегодня действует такой принцип: предприятия предоставляют расчеты своих затрат, и на их основе региональные власти определяют предельную стоимость техосмотра. А почему не получается таким образом назначить нормальную цену?

Виктор Шпаков: Смотрите: 45 процентов расходов идет на зарплату сотрудникам. Малый бизнес на 90-95 процентов работает в этом плане "в черную". Работникам платят 30 тысяч рублей, госорганам показывают 15. Это реальность.

А иногда стоимость техосмотра не покрывает даже расходы на электроэнергию. ТО большого количества машин (15-20 процентов регионального автопарка) покупают через торги: горводоканал, региональные и муниципальные администрации, МЧС. Доходит до абсурда: горводоканал выставил заявку на техосмотр автомобилей. В ходе торгов и без того невысокая предельная цена была снижена наполовину. Но нельзя провести все технологические операции за рубль! Какой толк от такого тех­осмотра?

А к вопросу о социальной сфере… Если ты содержишь автомобиль, заправляешь его, то ты найдешь деньги и на качественный техосмотр - не 500 рублей, а две тысячи.

И в заключение: я убежден, в каждом регионе должна быть подписанная губернатором программа развития станций ТО. В ней следует предусмотреть развитие производственно-технической базы, работу центров безопасности, подготовку кадров… Пока этого ничего нет, мы можем сказать, что нет и должной системы технического осмотра.

Михаил Кобрин

Работа с НДС — это дополнительная налоговая нагрузка, которая дает преимущества перед спецрежимниками. Поэтому многие ООО выбирают НДС. А может ли ИП работать с НДС? - читайте в статье.

Налоговая система для ИП с НДС

ИП с НДС в 2021

НДС — это налог, который платит бизнес, выбравший общую систему налогообложения. Это может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Работать с НДС могут все ИП, которые:

  • не подавали заявление на применение одного из спецрежимов: УСН, ПСН, НПД;
  • работали на спецрежиме, но потеряли право на его применение;
  • совмещает ОСНО с ЕНВД или ПСН.

ИП сразу после регистрации оказывается на общем режиме и платит НДС. Чтобы перестать уплачивать налог, он должен подать заявление о применении одного из спецрежимов, на котором его освободят от уплаты НДС:

  • УСН «Доходы» и «Доходы минус расходы»;
  • ПСН;
  • Налог на профессиональный доход (НПД);

Иногда предприниматель на специальном режиме тоже может платить НДС. Это происходит, если:

  • ИП выставил покупателю счет-фактуру с НДС;
  • ИП является налоговым агентом по НДС;
  • ИП занимается импортом.

Плюсы работы с НДС для ИП

Индивидуальный предприниматель при работе с НДС получает следующие преимущества.

Можно выставлять счета-фактуры

Это важно для других компаний на ОСНО, так как у них появляется право принять «входной» НДС к вычету.

Например, ООО «Альфа» занимается производством столов. Цена стола — 12 000 рублей, в том числе НДС — 2 000 рублей. У «Альфы» есть поставщик-ИП, который продает сырье для изготовления одного стола за 5 000 рублей, в том числе НДС — 1 000 рублей. В таком случае НДС к уплате у ООО «Альфы» составит:

2 000 — 1 000 = 1 000 рублей.

А вот если ООО «Альфа» купить сырье у предприниматели на упрощенке, компания не сможет получить счет-фактуру и принять НДС за отгрузку к вычету. Налог к уплате будет равен 2 000 рублей.

Можно принимать НДС к вычету

Правило с вычетом НДС работает и в обратном порядке. Сам ИП может получать счет-фактуры от своих поставщиков и подрядчиков и принимать НДС к вычету.

Можно вести любые виды деятельности

Любой спецрежим имеет ограничение по виду деятельности, по выручке, по количеству сотрудников, стоимости основных средств и так далее. На ОСНО же ИП может заниматься всем, чем захочет. Исключение — виды деятельности, которые закрыты для всех предпринимателей независимо от системы налогообложения:

  • производство и продажа алкоголя;
  • производство лекарств;
  • выдача микрозаймов гражданам;
  • организация ломбардов;
  • банковские услуги;
  • услуги по страхованию;
  • управление инвестиционными фондами;
  • ремонт, разработка и испытания авиационной техники;
  • разработка, ремонт, утилизация, производство и торговля товарами военного назначения и так далее.

Минусы работы с НДС для ИП

Выбрав ОСНО, ИП столкнется со следующими недостатками этой системы.

Рост налоговой нагрузки

НДС — это дополнительный налог. Даже несмотря на право принимать «входящий» НДС к вычету, часть налога вы все равно будете платить в бюджет. Кроме того, на ОСНО вместе с НДС вы столкнетесь с НДФЛ по ставке 13 %.

Усложнение документооборота

На общем режиме вы будете выставлять счет-фактуру. В его заполнении есть свои особенности, которые перечислены в Постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. Отказаться от выставления счета-фактуры нельзя.

Усложнение учета

ИП с НДС обязан ежеквартально сдавать декларации по НДС. Делать это можно только в электронном виде, а значит возникнут дополнительные расходы на электронный документооборот. Кроме того, предприниматель обязан вести Книгу покупок и продаж.

Больше штрафов

Чем больше у ИП отчетности и налогов к уплате, тем больше вероятность налететь на штрафы. Например,за несвоевременную сдачу декларации или неуплату НДС.

ИП на ОСНО без НДС

По общему правилу предприниматель на общем режиме платит НДС, но бывают ситуации, когда этого делать не нужно.

ИП освобожден от НДС

Предприниматель на ОСНО может получить освобождение от НДС при соблюдении условий из п. 1 ст. 145 НК РФ:

  • выручка по облагаемым НДС операциям за последние 3 месяца составила не более 2 млн рублей;
  • ИП не реализует подакцизные товары.

Освобождение касается только операций, совершенных на территории РФ. При вывозе товаров за рубеж НДС сохраняется.

Освобожденный от НДС предприниматель:

  • не начисляет и не уплачивает НДС;
  • не сдает декларации;
  • не ведет книгу покупок;
  • выставляет покупателю счет-фактуру, где делает пометку «Без налога (НДС)» и регистрирует его в книге продаж;
  • не принимает «входной» НДС к вычету, а включает его в стоимость приобретенных товаров и услуг.

Освобождение получают на 12 календарных месяцев. Подав в инспекцию заявление об освобождении от НДС, отказаться от него будет будет нельзя (п. 4 ст. 145 НК РФ). Однако право на освобождение можно потерять при наступлении одного из событий:

  • выручка за 3 последовательных месяца превысила 2 млн рублей;
  • ИП начал продавать подакцизные товары.

ИП проводит операции без НДС

Законом предусмотрен ряд операций, которые не облагаются НДС. Все они перечислены в п. 2 ст. 149 НК РФ:

  • реализация медицинских изделий;
  • оказание медицинских услуг;
  • оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях дошкольного образования;
  • оказание услуг по перевозке пассажиров;
  • оказание ритуальных услуг;
  • реализация монет из драгоценных металлов и так далее.

От НДС освобождены операции, которые в соответствии со ст. 39 НК РФ не признаются реализацией:

  • связанные с обращением валюты, кроме целей нумизматики;
  • передача основных средств, нематериальных активов и другого имущества при реорганизации;
  • передача имущества участнику хозяйственного общества в пределах его первоначального взноса при его выходе или ликвидации общества.

При совершении вышеперечисленных операций ИП не платит НДС, но сдает в ИФНС декларацию в установленные сроки.

Сроки сдачи декларации у ИП с НДС в 2021 году

Налоговый период по НДС — квартал. Поэтому ИП с НДС ежеквартально подает декларацию в ИФНС в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.В 2021 году предприниматель отчитывается по НДС в сроки, указанные в таблице.

Крайний срок Налоговый период
25 января 2021 года IV квартал 2020 года
26 апреля 2021 года I квартал 2021 года
26 июля 2021 года II квартал 2021 года
25 октября 2021 года III квартал 2021 года

Сроки уплаты НДС у ИП на ОСНО в 2021 году

Несмотря на то, что отчетность по налогу ежеквартальная, уплачивайте его ежемесячно равными частями до 25 числа каждого месяца. Разберем порядок уплаты на примере.

По итогам I квартала 2021 года у ООО «Альфа» НДС к уплате 900 000 рублей. Уплатите налог в следующие сроки:

  • 300 000 рублей — до 26 апреля 2021 года;
  • 300 000 рублей — до 25 мая 2021 года;
  • 300 000 рублей — до 25 июня 2021 года.

Можно ли уплачивать НДС ежеквартально, мы рассказывали в нашей статье.

Сроки уплаты НДС в 2021 году собраны в таблице.

Крайний срок Платеж
25 января 2021 года Первая треть платежа за IV квартал 2020 года
25 февраля 2021 года Вторая треть платежа за IV квартал 2020 года
25 марта 2021 года Последняя часть платежа за IV квартал 2020 года
26 апреля 2021 года Первая треть платежа за I квартал 2021 года
25 мая 2021 года Вторая треть платежа за I квартал 2021 года
25 июня 2021 года Последняя часть платежа за I квартал 2021 года
26 июля 2021 года Первая треть платежа за II квартал 2021 года
25 августа 2021 года Вторая треть платежа за II квартал 2021 года
27 сентября 2021 года Последняя часть платежа за II квартал 2021 года
25 октября 2021 года Первая треть платежа за III квартал 2021 года
25 ноября 2021 года Вторая треть платежа за III квартал 2021 года
27 декабря 2021 года Последняя часть платежа за III квартал 2021 года

Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нашей программе можно вести учет облагаемых и необлагаемых НДС операций. Сервис отлично подойдет ИП на ОСНО и любом из спецрежимов. Встроенный календарь напомнит о сроках сдачи отчетности. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Читайте также: