Ндс в таможенном союзе

Опубликовано: 23.04.2024

Налог на добавленную стоимость входит в группу косвенных налогов – устанавливается в виде надбавки к цене и взимается при осуществлении операций ввоза товаров на территорию стран таможенного союза (Россию, Белоруссию и Казахстан).

НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного Союза ЕАЭС (устанавливается по внутреннему законодательству сран ЕАЭС).

Косвенные налоги +при импорте товаров из стран Таможенного Союза.

В Российской Федерации таможенный НДС при импорте, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ входит в состав таможенных платежей, поэтому в отношении таких операций наряду с нормами
главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ
действуют нормы таможенного законодательства.

Ставка НДС импорта.

Уплата НДС при импорте товаров.

НДС исчисляется всегда с общей суммы: таможенной стоимости, ввозной таможенной пошлины, предусмотренной в рамках единого таможенного тарифа и, если присутствует, акцизного сбора.

НДС в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по следующей формуле:
СНДС = (СТ + ПС + AС) x H, где
СНДС - сумма налога на добавленную стоимость;
СТ - таможенная стоимость ввозимого товара;
ПС - сумма ввозной таможенной пошлины;
AС - сумма акциза;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

НДС в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и не облагаемых акцизами, исчисляется по формуле:
СНДС = (СТ + ПС) x H, где
СНДС - сумма налога на добавленную стоимость;
СТ - таможенная стоимость ввозимого товара;
ПС - сумма ввозной таможенной пошлины;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

НДС в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по формуле:
СНДС = СТ x H, где
СНДС - сумма налога на добавленную стоимость;
СТ - таможенная стоимость ввозимого товара;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами, но подлежащих обложению акцизами, исчисляется по формуле:
СНДС = (СТ + АС) х Н, где
СНДС - сумма налога на добавленную стоимость;
СТ - таможенная стоимость ввозимого товара;
AС - сумма акциза;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.

Оплата НДС на таможне.

Поступ. в банк плат.

Списано со сч. плат.

ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ № (3)

Операционный департамент Банка России, г. Москва 701

(14) 044501002

ИНН (61) 7730176610

КПП (103) 773001001

(17) 40101810800000002901

Межрегиональное операционное УФК

15310401000011000110

Налог на добавленную стоимость для ************** таможни. Без НДС

С 04.02.2014 вступили в действие новые правила указания информации в платежных документах, утвержденные Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации".
Обращаем Ваше внимание на правильное заполнение платежных поручений:

В реквизите "105" указывается значение кода ОКТМО.
Указывается код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора и иного платежа. При уплате налогового платежа на основании налоговой декларации указывается код ОКТМО в соответствии с налоговой декларацией. Код ОКТМО заполняется слева направо начиная с первого знакоместа. Код ОКТМО имеет восемь знаков, свободные места с 9 по 11 справа от значения кода не заполняются, прочерки или нули не ставятся.
Для правильного указания ОКТМО рекомендуем использовать таблицы соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО. которые размещены на сайтах территориальных Управлений ФНС России. Сводная таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО размещена на сайте Минфина России.

В реквизите "106" указывается значение основания платежа. В случае указания в основании платежа значения ноль ("0") Инспекция при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относит поступившие денежные средства к одному из оснований платежа, поименованных в п. 6 Правил.

В реквизите "ПО" указывается показатель типа платежа. Может принимать только два значения: "ПЕ" - уплата пени или "ПЦ" - уплата процентов.
При уплате налога, в том числе авансового платежа, налоговых санкций, установленных НК РФ, административных и иных штрафов, а также иных платежей, администрируемых налоговыми органами, в реквизите "ПО" указывается значение "0".

В реквизите "22" "Код" с 31 марта 2014 года предусмотрено указание уникального идентификатора начислений (УИН). При перечислении сумм налогов (сборов) юридическими лицами УИН не формируется: с 31 марта 2014 года в реквизите «Код» указывается «0».
До 31 марта 2014 года УИН указывается в реквизите «Назначение платежа» (поле 24). После информации об уникальном идентификаторе начисления, который принимает нулевое значение (УИН0) ставится разделительный знак "///", а именно, «УИН0///». После разделительного знака указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа.

Напоминаем!! В случае неверного указания информации в полях платежных поручений платеж будет зачислен на «Невыясненные поступления», а уплаченная сумма будет отражена в карточке лицевого счета только после уточнения платежа.

(13) – В соответствии с письмом Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 29.09.2015 № 95-09-11/01-924 Федеральная таможенная служба сообщает. С 1 октября 2015 года в отношении банковских счетов, открытых в Первом операционном управлении Банка России, наименование банка «ОПЕРУ-1 Банка России» заменяется наименованием «Операционный департамент Банка России». Номера открытых банковских счетов не изменяются.

(21) – согласно пункта 2 статьи 855 части ТК РФ в редакции Федерального закона от 02.12.2013 №345-ФЗ, указывается пятая очередность платежа.

(22) – согласно Приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации", с 31.03.2014 г. предусмотрено указание уникального идентификатора начислений (УИН). При перечислении сумм налогов (сборов) юридическими лицами УИН не формируется: с 31 марта 2014 года в реквизите «Код» указывается «0».

(101) - двузначный показатель статуса плательщика:
"06" - участник внешнеэкономической деятельности - юридическое лицо,
"07" - таможенный орган,
"16" - участник внешнеэкономической деятельности - физическое лицо,
"17" - участник внешнеэкономической деятельности - индивидуальный предприниматель,
"18" - плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей,
"19" - организации и их филиалы (далее - организации), оформившие расчетный документ на перечисление на счет органа Федерального казначейства денежных средств, удержанных из заработка (дохода) должника - физического лица в счет погашения задолженности по таможенным платежам на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке,
"20" - кредитная организация (ее филиал), оформившая расчетный документ по каждому платежу физического лица на перечисление таможенных платежей, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета.

(105) – код, присвоенный территории муниципального образования в соответствии с ОКТМО – для перечисления денежных средств на счет Федерального казначейства – 45328000

(107) - восьмизначный код таможенного органа, в соответствии с классификацией таможенных органов в Российской Федерации, осуществляющего администрирование платежа.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Государства – участники Таможенного союза, в число которых входит и Россия, ратифицировали специальный протокол. Согласно ему, при импорте товаров с территорий стран-участниц налог на добавленную стоимость уплачивается по особым правилам. Отметим, что порядок уплаты налога разъяснили и финансисты в письме от 8 сентября 2010 г. № 03-07-08/260.

- соглашением от 25 января 2008 года, которое введено в действие решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. № 36 (далее - Соглашение);

- протоколом, ратифицированным Федеральным законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ (далее - Протокол).

Обратите внимание: «ввозной» налог обязаны платить все импортеры, в том числе:

- применяющие специальные налоговые режимы («упрощенку» или «вмененку»);

- получившие освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном статьей 145 Налогового кодекса РФ.

Основание - пункт 2 статьи 346.11, пункт 4 статьи 346.26, пункт 3 статьи 145 Налогового кодекса РФ. Исключение сделано лишь для тех, кто ввозит товары, освобожденные от налогообложения по статье 150 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 8 сентября 2010 г. № 03-07-08/260).

В зависимости от вида ввозимых товаров налог составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 2 Протокола, п. 5 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

Причем ставка НДС на товары, импортируемые из стран - участниц Таможенного союза, не может превышать ставку налога, которая применяется к аналогичным товарам, произведенным в Российской Федерации. Основание - статья 3 Соглашения.

Пример 1.
В ноябре 2010 года оптовая компания ЗАО «Интер Шуз» импортировала в Россию из Республики Беларусь партию товаров (обуви). Стоимость партии по договору поставки - 44 000 долл. США.

11 ноября фирма приняла товары на учет, а 17 ноября оплатила их.

Предположим, что курс доллара на даты совершения операций составляет:

- 11 ноября - 31 руб. за долл. США;

- 17 ноября - 30 руб. за долл. США.

Бухгалтер фирмы записал:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

- 1 364 000 руб. (44 000 USD х 31 руб/USD) - приняты на учет товары;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 52

- 1 320 000 руб. (44 000 USD х 30 руб/USD) - оплачены товары поставщику;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 91

- 44 000 руб. (1 364 000 - 1 320 000) - отражена положительная курсовая разница;

ДЕБЕТ 19
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

- 245 520 руб. (1 364 000 руб. х 18 %) - начислен «ввозной» НДС к уплате в бюджет;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 51

- 245 520 руб. - перечислен «ввозной» НДС в бюджет.

Обратите внимание: если компания импортирует товары из стран - участниц Таможенного союза, но не платит (несвоевременно платит) НДС или не сдает (сдает с нарушениями) налоговые декларации, то инспекция вправе принудительно взыскать налог. Кроме того, фирме могут быть начислены пени и штрафы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 9 ст. 2 Протокола).

- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

- выписку банка, подтверждающую уплату налога в бюджет;

- транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров в Россию (по формам, установленным в соответствующих государствах);

- счета-фактуры на отгрузку товаров (если их оформление предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза);

- договор (контракт), на основании которого товар ввозится в Россию.

Такой порядок установлен пунктом 8 статьи 2 Протокола.

- товары куплены для операций, облагаемых НДС (для перепродажи);

- товары приняты на учет, что подтверждается документально.

Есть еще ряд дополнительных требований. Обратимся к пункту 11 статьи 2 Протокола и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ. Из этих норм следует, что принять «ввозной» налог к вычету фирма вправе, если в дополнение к общим требованиям соблюдаются еще и такие условия:

- сумма налога перечислена в бюджет и отражена в специальной декларации по косвенным налогам;

- факт уплаты налога подтвержден соответствующими документами.

Бумаги, подтверждающие факт уплаты налога, - это платежное поручение, выписка банка и заявление о ввозе товаров с отметкой налоговой инспекции. Реквизиты заявления о ввозе и платежного поручения на перечисление налога необходимо зафиксировать в книге покупок. Зачесть налог, уплаченный при ввозе товаров из стран Таможенного союза, импортер вправе не ранее того налогового периода, в котором все перечисленные условия будут выполнены.

Пример 2.
Оптовая компания ввозит обувь с территории Республики Беларусь. Фирма импортировала партию товаров стоимостью 1 500 000 руб.

Сумма «ввозного» НДС равна 270 000 руб. (1 500 000 руб. Ч 18%).

Вариант 1. Товары приняты на учет (отражены на счете 41) 20 августа 2010 года.

Налог в бюджет импортер перечислил 20 сентября. В этот же день он представил в инспекцию специальную декларацию по косвенным налогам и пакет необходимых документов.

Инспекторы проставили соответствующие отметки на заявлении о ввозе товаров. В сентябре бухгалтер зарегистрировал заявление о ввозе и платежное поручение на перечисление налога в книге покупок. Следовательно, сумму «ввозного» налога (270 000 руб.) фирма вправе принять к вычету в сентябре 2010 года.

20 октября компания подала общую декларацию по НДС за III квартал, в которой в разделе 3 по строке 190 (где отражаются вычеты «ввозного» налога по импорту из Республики Беларусь) была указана сумма 270 000 руб.

Вариант 2. Товары приняты на учет 20 сентября.

Налог в бюджет импортер перечислил 20 октября 2010 года. В этот же день он представил в инспекцию специальную декларацию, пакет необходимых документов и общую декларацию по НДС за III квартал. Соответственно заявление о ввозе (с отметками инспекторов) и «платежку» на уплату налога зарегистрировали в книге покупок в октябре.

Таким образом, сумму «ввозного» налога фирма может принять к вычету только в октябре 2010 года. Эта сумма (270 000 руб.) будет отражена в общей декларации по НДС за IV квартал.

- либо на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (суммы НДС по оплаченным приобретенным товарам, стоимость которых включается в состав расходов);

- либо в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на территорию России).

А вот при «упрощенке» с объектом «доходы» уплаченный «ввозной» НДС в налоговом учете не отражается.

В бухгалтерском учете сумму «импортного» налога включают в стоимость приобретенных товаров.

Важно запомнить

Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №11, ноябрь 2010 г.

Порядок взимания НДС при импорте и возмещения НДС при экспорте регулируется Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г. Методология взимания НДС прописана в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. Соглашение в рамках Таможенного союза (ТС) разрабатывалось на основе двустороннего Соглашения между Россией и Белоруссией, из которого достаточно много норм перенесено в трехстороннее Соглашение.

Выписка банка не нужна

Общий принцип следующий: при ввозе товаров налогоплательщик уплачивает налоги налоговым органам, при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и налог возмещается также налоговыми органами. Я остановлюсь на более сложных случаях, которые возникают в торговле в рамках ТС.
Во-первых, произошли изменения налогового законодательства РФ, которые привели к изменениям в применении косвенных налогов в рамках ТС. С 1 октября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". В этом Законе много норм, касающихся экспорта товаров. В частности, в ст. 165, содержащей перечень документов, которыми налогоплательщики могут подтвердить нулевую ставку НДС при экспорте товаров в третьи страны, произошли изменения. Из этого перечня была исключена выписка банка. Этот документ было сложнее всего получить налогоплательщику для подтверждения нулевой ставки НДС. Поэтому с 1 октября 2011 г. либерализован порядок применения нулевой ставки НДС.
Что это означает в рамках Таможенного союза? Для подтверждения нулевой ставки при экспорте и поставках товаров в Казахстан и Белоруссию в налоговые органы тоже нужно представлять определенный пакет документов. В этот пакет в соответствии с Протоколом о взимании косвенных налогов в ТС включена выписка банка, подтверждающая получение выручки от иностранного контрагента. Дословно в Протоколе написано следующее: "В налоговые органы должна представляться выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена ТС". Поскольку с 1 октября 2011 г. в российском законодательстве предусмотрено иное, то есть выписку банка представлять не нужно, с этой даты в рамках торговли в ТС ее представлять тоже не нужно.
Как правило, все нормы по НДС распространяются в отношении товаров, отгруженных после вступления в силу каких-либо изменений налогового законодательства, соответственно, и эта норма распространяется на те товары, которые были отгружены в Казахстан и Белоруссию после 1 октября 2011 г. Напомню, что по Протоколу датой отгрузки товара признается дата первого первичного документа, который выставлен на имя покупателя либо перевозчика, который осуществляет перевозку товаров в рамках ТС.
Соответственно, изменилось российское налоговое законодательство в части определения налоговой базы в том случае, если на счет налогоплательщика поступает иностранная валюта. В ст. 153 Налогового кодекса Российской Федерации Закон N 245-ФЗ внес изменения. Поскольку выписка банка для подтверждения нулевой ставки НДС уже не нужна, необходимо было изменить норму ст. 153 НК РФ. До 1 октября 2011 г. налоговая база по экспортным товарам рассчитывалась исходя из курса, действовавшего на дату поступления выручки. Теперь налоговая база рассчитывается исходя из курса, действовавшего на дату отгрузки товаров. Поскольку по Протоколу налоговая база при экспорте товаров определяется в соответствии с национальным законодательством государств сторон, в таком же порядке после 1 октября 2011 г. рассчитывается налоговая база и при поставках товаров в Казахстан или Белоруссию. Но еще раз обращаю внимание: это в том случае, если за экспортные поставки на счет налогоплательщика приходит выручка в иностранной валюте.
Эта норма относится к товарам, отгруженным после 1 октября 2011 г., соответственно, еще какое-то время налогоплательщики будут закрывать старые поставки по нормам, действовавшим до этой даты, то есть с представлением в налоговые органы выписки банка в пакете документов. И, поскольку такие случаи будут происходить, считаю нелишним напомнить такой момент. По Налоговому кодексу РФ до 1 октября 2011 г. сохранялась следующая норма: когда выручку за поставленные экспортированные товары перечисляет налогоплательщику-экспортеру не непосредственный покупатель этих товаров, а третье лицо, в налоговые органы нужно было приносить помимо выписки банка также договор поручения, которым импортер возлагал обязательства на оплату товаров на третье лицо. По данному вопросу вынесено Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 2009 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца пятого подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации". Этим Постановлением данная норма НК РФ была признана неконституционной, и, хотя с 2009 г. по июль 2011 г. в НК РФ поправки не вносились, необходимо руководствоваться решением Конституционного Суда. Поэтому, если по отгрузкам, осуществленным до 1 октября 2011 г., приходит оплата от третьего лица, в налоговый орган нужно представлять в обязательном порядке выписку банка, свидетельствующую о поступлении оплаты, и любой документ, подтверждающий передачу покупателем обязательства по оплате экспортируемых товаров третьему лицу, то есть необязательно это должен быть договор поручения.

Проблемы при экспорте

Еще один момент, на котором я бы хотела остановиться, тоже касается экспорта - это поставка в Белоруссию и Казахстан товаров, освобожденных от обложения НДС в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Перечень таких товаров содержится в ст. 149 НК РФ. Кто занимается экспортом, тот знает, что при поставках в третьи страны, то есть вне рамок ТС, по товарам, которые перечислены в ст. 149 НК РФ, нулевая ставка НДС не применяется. Товар считается освобожденным, и к нему не применяется никакая ставка налога. Что это означает? Налог не взимается при такой поставке, но "входной" НДС не возмещается.
В рамках ТС на основании Соглашения и Протокола действует иной порядок. В отношении абсолютно всех товаров, реализуемых в Белоруссию и Казахстан, применяется нулевая ставка НДС. Значит, товары, которые перечислены в ст. 149 НК РФ, при их реализации в РК и РБ облагаются нулевой ставкой и "входной" НДС подлежит возмещению при представлении в налоговый орган соответствующего пакета документов. Правда, возникает проблема в случае, если экспортер в установленный срок не может собрать документы, которыми он обосновывает нулевую ставку НДС. Здесь возникает такая интересная ситуация. Поскольку Соглашение изъяло эти товары из ст. 149 НК РФ и они уже не считаются освобожденными, в случае если нулевая ставка в установленный срок не подтверждена, налогоплательщик обязан эти поставки обложить по 18%-ной ставке НДС. Почему? Статья 149 НК РФ не распространяется на эти товары, п. 2, где перечислены товары, облагаемые по 10%-ной ставке, также не содержит этих товаров, остается единственный выход - применить в отношении этих товаров 18%-ную ставку НДС. Если впоследствии будут собраны документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки, налог, уплаченный за счет собственных средств налогоплательщика, будет возвращен.
Существуют особенности и в случае, когда российский налогоплательщик продает свои товары нерезиденту ТС, но вывозит их с территории РФ на территорию государства - члена ТС. Вывозит он их на том основании, что нерезидент, который приобрел эти товары, дает поручение экспортеру отгрузить их непосредственно, например, в Казахстан. Здесь могут быть две разные ситуации. Первая, когда нерезидент заключает с хозяйствующим субъектом государства - члена ТС договор купли-продажи. В этом случае при ввозе экспортируемого товара, например, в РК казахстанский импортер в соответствии с Протоколом обязан будет заполнить заявление (один из основных документов, на основании которых наш российский экспортер может подтвердить нулевую ставку НДС) и передать его российскому экспортеру, поскольку товар ввозится с территории РФ, которая является членом ТС. При наличии такого заявления российский экспортер может в установленном порядке подтвердить нулевую ставку налога. Второй вариант, когда российский экспортер продает нерезиденту свой товар и также вывозит его на территорию РК, но у нерезидента и хозяйствующего субъекта РК между собой заключен не договор купли-продажи, а договор переработки. В этом случае на основании норм Соглашения и Протокола казахстанский импортер не должен оформлять никакого заявления, поскольку товар он не приобретает, этот товар не будет собственностью казахстанского переработчика, налог при ввозе данного товара уплачиваться не должен, соответственно, не будет никакого заявления. Поскольку не будет никакого заявления с казахстанской стороны, российский экспортер никогда не сможет по таким поставкам подтвердить нулевую ставку налога. И, если он заявит эти поставки как облагаемые по нулевой ставке, ему придется уплачивать налог за счет собственных средств. Таким образом, один и тот же вывоз в рамках одних и тех же договоров, заключенных с нерезидентом, влечет разные налоговые последствия. Я хочу посоветовать тем, кто осуществляет такие поставки, - если вы заключаете договор с нерезидентом, но поставка будет осуществляться внутри ТС в обязательном порядке. Поскольку вы отгружаете свой товар непосредственно хозяйствующему субъекту ТС, узнайте у него, какой договор будет заключен между нерезидентом и лицом государства ТС. Если это невозможно сделать, велики налоговые риски, о которых я сказала.

Особенности при импорте

Хочу также остановиться на некоторых ситуациях, касающихся импорта товаров. Чаще всего налогоплательщики задают вопрос, который касается ввоза с территории государства - члена Таможенного союза товаров, не происходящих на территории ТС. В каком случае по таким товарам надо платить НДС таможенным органам, в каком - налоговым? В рамках Соглашения и Протокола о косвенных налогах при ввозе должны облагаться те товары, которые на территории Белоруссии или Казахстана выпущены в свободное обращение и этот товар хозяйствующий субъект государства - члена ТС по договору купли-продажи продает российскому импортеру. В этом случае налог уплачивается налоговому органу. В остальных случаях, когда товар не выпущен в свободное обращение на территории ТС, провозится транзитом через территорию Белоруссии или Казахстана и попадает на территорию РФ, во всех таких случаях налог должен быть уплачен таможенным органам.
Что касается определения налоговой базы при импорте товаров, оно регулируется не национальным законодательством, а непосредственно Протоколом о взимании косвенных налогов. Согласно Протоколу налоговая база определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком ввезенных товаров на основе их стоимости, являющейся ценой сделки, подлежащей уплате поставщику товаров согласно условиям договора или контракта. Кто работал по двустороннему Соглашению с Белоруссией, тот помнит, что при ввозе белорусских товаров на территорию РФ налоговая база определялась как стоимость товара исходя из контракта и она в обязательном порядке увеличивалась на стоимость как минимум транспортировки товаров от продавца к покупателю. В трехстороннем Соглашении такой нормы об обязательном включении и увеличении стоимости товаров по контракту на стоимость транспортировки этого товара нет. Но на что я хочу обратить внимание. В цену товара могут войти как стоимость его производства, стоимость самого товара, так и стоимость его транспортировки, и российский импортер транспортировку может оплачивать уже в цене этого товара. Но договор может быть построен и иначе. В договоре могут быть отдельно указаны цена товара и отдельно стоимость транспортировки, которая подлежит оплате также продавцу ввозимого товара. В том случае, если стоимость перевозки оплачивается продавцу товара по этому договору или по отдельному договору, это подпадает под норму "цена сделки, подлежащая уплате поставщику товара". В этом случае стоимость товара нужно увеличивать на стоимость транспортировки. Если же поставщик поставляет товар, а стоимость транспортировки оплачивается третьему лицу, то налоговую базу на стоимость перевозки увеличивать не надо.
Возможны ситуации, когда на территорию РФ российский переработчик давальческого сырья ввозит сырье, перерабатывает его и по поручению собственника продуктов переработки - хозяйствующего субъекта государства - члена ТС - продает этот товар на территории РФ. Кто в этом случае должен уплачивать налог по продуктам переработки? Здесь два варианта в зависимости от того, кто заключал договор с покупателем продуктов переработки. Если договор на продажу продуктов переработки заключен между российским переработчиком сырья и российским покупателем, вступает в силу п. 4 ст. 161 НК РФ, согласно которому в случае реализации на территории РФ товаров, принадлежащих иностранному лицу, налог уплачивает агент, которым признается непосредственный продавец этого товара. При такой ситуации налог уплачивает российский переработчик. Второй вариант заключения договоров, когда непосредственный собственник продуктов переработки, то есть хозяйствующий субъект государства - члена ТС напрямую заключает договор с российским покупателем. При заключении такого договора налог уплачивает российский покупатель продуктов переработки.
Сумма НДС, которую налогоплательщик уплатил при ввозе, подлежит вычету, если эти товары используются в операциях, подлежащих налогообложению на территории РФ. Причем имеются в виду суммы налога, уплаченные как таможенным органам, так и налоговым органам при ввозе товаров с территории государств - членов ТС. В каком налоговом периоде нужно принимать к вычету НДС, уплаченный по ввозимым товарам налоговым органам? В соответствии с нормами ст. 171 Налогового кодекса РФ НДС подлежит вычету, когда он фактически уплачен, то есть имеется платежка об уплате налога. Это первое. Второе: в соответствии с частью первой НК РФ для налоговых органов уплатой налога считаются не только его фактическая уплата в бюджет, но и отражение суммы этого налога в налоговой декларации. Поэтому по товарам, ввезенным с территории и Казахстана, и Белоруссии, налог, уплаченный при ввозе, принимается к вычету в налоговом периоде, следующем за тем налоговым периодом, когда товар ввезен и когда по нему была подана налоговая декларация.

Услуги по переработке

Существует также ряд особенностей, касающихся одновременно и импорта, и экспорта. С территории одного государства - члена ТС российский покупатель может приобрести товары, предположим, в Белоруссии, ввезти на территорию РФ и продать потом в Казахстане. Какой порядок налогообложения действует в таком случае? Порядок общий. При ввозе со всей стоимости товаров нужно уплатить НДС налоговым органам, при реализации в другое государство ТС эти суммы налога будут возмещаться после подтверждения нулевой ставки НДС по экспорту товаров. К сожалению, у некоторых налогоплательщиков сложился какой-то свой порядок налогообложения в данном случае. Почему-то некоторые считают, что по тем товарам, которые реализуются на экспорт, возможно не платить НДС при ввозе, мотивируя это так: "А зачем его платить? Он все равно будет возмещен после подтверждения экспорта". Вот этого ни в коем случае делать нельзя. Как не надо и подавать уточненную декларацию по той части товара, которая была реализована на экспорт. В случае импорта товара и потом экспорта на территорию другой страны ТС налог, уплаченный по ввозимым товарам, не уменьшается, никаких уточненных деклараций по ввозимым товарам не подается налоговым органам, а сумма налога подлежит возврату после подтверждения нулевой ставки.
И еще один вопрос, касающийся работ по переработке. В рамках Таможенного союза подписаны протоколы о взимании косвенных налогов как по товарам, так и по услугам. В рамках ТС могут осуществляться операции по оказанию услуг, выполнению работ по договорам, заключенным как с резидентами ТС, так и нерезидентами ТС. Протокол по услугам в рамках Таможенного союза распространяется на те договоры, которые заключены с хозяйствующими субъектами Белоруссии и Казахстана. Если происходит какая-то работа внутри ТС, но договор заключен с хозяйствующим субъектом третьей стороны, то в этом случае для определения места реализации и, соответственно, определения, нужно ли уплачивать НДС в бюджет, вступают в силу нормы Налогового кодекса РФ (гл. 21, ст. ст. 147, 148). На это надо обратить внимание.
Если российский налогоплательщик осуществляет услуги по переработке давальческого сырья, принадлежащего белорусским или казахстанским хозяйствующим субъектам, местом реализации этих работ признается территория РФ. Значит, эти работы подлежат налогообложению в РФ. Возникает вопрос: по каким ставкам? С учетом Протокола по услугам по нулевой ставке НДС облагаются услуги по переработке тех товаров, которые осуществляются на основании договоров, заключенных с хозяйствующими субъектами государств - членов ТС. Если переработчик, который взял на переработку это сырье, заключает договор с еще одной российской организацией, которой отдает на переработку часть давальческого сырья или все целиком, то в рамках этого договора, заключенного между российскими организациями, будет применяться 18%-ная ставка НДС. Здесь отличие от норм гл. 21 НК РФ, в соответствии с которой по нулевой ставке облагаются как непосредственно переработчик, так и тот, кто заключил договор с нерезидентом.
И нулевая ставка НДС применяется только в том случае, если продукты переработки вывозятся с территории РФ. Если они вывозятся на территорию страны - члена ТС, документом, подтверждающим нулевую ставку, является заявление от резидента Белоруссии и Казахстана. Если продукты переработки вывозятся в третью страну, нулевая ставка подтверждается с представлением в налоговые органы таможенной декларации. Если продукт переработки не вывозится с территории РФ и продается третьему российскому лицу, то услуги по переработке будут облагаться по ставке НДС 18%. То есть услуги одни и те же, но налогообложение осуществляется по-разному, на это надо обратить внимание.

Таможенный НДС

Таможенный НДС - это платёж, который регулируется законодательством ЕАЭС (ст. 46 ТК ЕАЭС). Он взимается таможенными органами за товары, перемещаемые через таможенную границу. Несмотря на усилия, предпринимаемые по гармонизации налогового законодательства, НДС в каждой стране ЕАЭС имеет свои особенности. Для государства сбор НДС является эффективным способом пополнения бюджета, его сбор обеспечивает значительные и стабильные поступления бюджет РФ. Кроме того, таможенный НДС защищает отечественного производителя, предоставляя ему конкурентные преимущества. Этот налог регулируется национальным налоговым законодательством.

Ставки НДС по ТН ВЭД

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) - специальный классификатор товаров, разработанный странами участниками ЕАЭС. Он представляет собой таблицу кодовых значений, каждое из которых относится к определенному типу товара – коду ТН ВЭД. Ставки НДС привязаны к коду ТН ВЭД. Этот код состоит из 10 цифр. Таможенный декларант, определив код товара, понимает значение ставки НДС. Точное соответствие подобранного кода номенклатуре – одна из самых важных задач таможенного декларанта.

НДС в таможенных платежах

Таможенный НДС должен быть уплачен на таможне вместе с другими таможенными платежами. Величина налога зависит от налоговой базы и ставки НДС. Налоговая база складывается из таможенной стоимости товара, к которой прибавляется таможенная пошлина и акциз, если товар подакцизный. НДС можно вычислить по формуле:

Формула расчета НДС

Ставки таможенного НДС

Ставки таможенной пошлины и НДС отличаются. Ставки таможенного НДС применяются к более широким товарным категориям и регулируются налоговым законодательством РФ (ст. 164 НК РФ). Ставки таможенного НДС с 2019 года могут принимать три значения: 0% - освобождение от уплаты налога, 10% - льготное налогообложение, 20% - полное налогообложение.

Ставка НДС

Применение

Существуют товары, ввоз которых на территорию России освобождается от уплаты налога, для них НДС составит 0 процентов. Прежде чем рассчитывать НДС, нужно узнать, полагается ли для этого товара освобождение от налога и уточнить, под какую таможенную процедуру помещается товар (статья 150, 164 НК РФ, Постановление Правительства № 1042 (ред. от 20.03.2018) Об утверждении перечня медицинских товаров)). Для освобождения от этого налога необходимо предоставить документы, подтверждающие целевое назначение.

0%

расходные материалы, используемые для научных исследований, не производимые в РФ;

  • технологическое оборудование, не производимое в РФ;
  • материалы, которые используются отечественными предприятиями для производства иммунобиологических медикаментов;
  • лекарства, которые не производятся в России;
  • медицинские товары, которые являются жизненно необходимыми:
  • протезно-ортопедические изделия, сырьё и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним;
  • технические средства, включая автомототранспорт;
  • материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
  • очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для корригирующих очков (для коррекции зрения);
  • продукты питания, изготовленные организациями общепита и предназначенные для реализации конкретным столовым и организациям;
  • товары, поставляемые безвозмездно в качестве помощи, кроме подакцизных (необходимо удостоверение от специальной комиссии);
  • культурные ценности, приобретённые для музеев и других государственных учреждений;
  • книги и журналы для музеев и библиотек, полученных в рамках международного обмена печатной продукцией;
  • товаров, предназначенных для освоения космоса;
  • для официального пользования дипломатическими представительствами;
  • припасов, вывезенных с территории Российской Федерации;
  • построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов;
  • товаров для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации;
  • товаров, предназначенных для FIFA и её дочерних организаций, национальным футбольным ассоциациям и др.;

При помещении товаров под таможенные процедуры (статья 151 НК РФ):

В некоторых случаях, согласно 164 статье НК РФ, ставка НДС составит 10%

10%

1) Продовольственных товаров:

  • скота и птицы в живом весе;
  • мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);
  • молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);
  • яйца и яйцепродуктов;
  • масла растительного;
  • маргарина;
  • сахара, включая сахар-сырец;
  • соли;
  • зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;
  • маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);
  • хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);
  • крупы;
  • муки;
  • макаронных изделий;
  • рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);
  • море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб - белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе - ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов);
  • продуктов детского и диабетического питания;
  • овощей (включая картофель);

2) Товаров для детей:

  • трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп: верхних трикотажных изделий, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий: перчаток, варежек, головных уборов;
  • швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп, верхней одежды (в том числе плательной и костюмной группы), нательного белья, головных уборов, одежды и изделий для новорожденных и детей ясельной группы. Положения настоящего абзаца не распространяются на швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха, за исключением натуральных овчины и кролика;
  • обуви (за исключением спортивной): пинеток, гусариковой, дошкольной, школьной; валяной; резиновой: малодетской, детской, школьной;
  • кроватей детских;
  • матрацев детских;
  • колясок;
  • тетрадей школьных;
  • игрушек;
  • пластилина;
  • пеналов;
  • счетных палочек;
  • счет школьных;
  • дневников школьных;
  • тетрадей для рисования;
  • альбомов для рисования;
  • альбомов для черчения;
  • папок для тетрадей;
  • обложек для учебников, дневников, тетрадей;
  • касс цифр и букв;
  • подгузников;

3) Периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера.

20%

Во всех остальных случаях (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Для расчёта НДС нужно:

  1. Правильно определить код товара по ТН ВЭД;
  2. По коду определить налоговую ставку;
  3. Определить ставку ввозной пошлины;
  4. Определить ставку акцизы;
  5. Рассчитать таможенную стоимость товара и акциза;
  6. По формуле получим НДС = (Там. ст. + Там. пош. + Акц.) x Ставка НДС%.

Пример расчета НДС

Пример 1: Ввозится товар для авиационного завода: Трубы и трубки из алюминиевых сплавов без дальнейшей обработки после экструдирования для производства авиационных двигателей. Код товара 7608208902. НДС = 20%; Ввозная пошлина = 0%; Акциз = 0%; Таможенная стоимость = 78000 рублей. НДС = 78000 х 20% = 15600 руб.

Пример 2: Из Израиля ИП ввозит партию колясок для людей, не способных передвигаться. Код по ТН ВЭД 8713100000. Коляска относится к жизненно необходимой медицинской технике (преференциальный товар). Ввозная пошлина = 0, акцизом товар не облагается, НДС = 0%. Для применения этих ставок необходимо предоставить документы, подтверждающие целевое назначение коляски, выданные федеральным органом исполнительной власти, регистрационное удостоверение. Если подтверждающие документы предоставлены не будут, то НДС = 20%.

Как платится НДС в таможню

Физические лица не являются плательщиками НДС, кроме отдельных случаев.

Юридические лица, чтобы оплатить НДС и/или другие таможенные платежи, должны зарегистрироваться в Таможне и получить Единый Лицевой Счёт (ЕЛС). Чтобы избежать излишних расходов и задержек на таможне, деньги на счёт нужно перевести заранее в виде авансового платежа. Перевести деньги можно путём подачи Платёжного Поручения. Для заполнения Платёжного Поручения есть инструкция по заполнению. Случае переплаты в течение 30 дней можно подать заявление о возврате. НДС и другие платежи можно оплатить без авансирования в момент подачи таможенной декларации с помощью платёжной системы «Раунд» или «Таможенная карта».

Для оплаты НДС в платёжном поучении в поле 104 указывается Код Бюджетной Классификации (КБК), состоящий из 20 цифр. КБК определяет адрес и цель платежа, для оплаты сбора и НДС, КБК принимает значение: 15311009000010000180. Поле 107 код таможенного органа, администрирующего платёж, состоящий из 8 цифр без пробелов, точек и букв, код не имеет формата даты. Для ЕЛС в 107 поле указывается значение кода: 10000010.

Документы и информация
для оплаты и возврата НДС на таможне

  1. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  3. Перечень соответствия кодов видов платежей, оплачиваемых на таможне, КБК (Смотреть)
  4. Платёжное поручение по уплате НДС на таможню (Смотреть)
  5. Инструкция по оплате таможенных платежей (Смотреть)
  6. Заявление о возврате авансовых платежей, в том числе НДС (Смотреть)
  7. Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей (Смотреть)
  8. Заявление о возврате (зачете) денежного залога (Смотреть)

Возврат излишне оплаченного НДС в таможню

Так как таможенный НДС обычно оплачивается авансом, то может возникнуть переплата или остатки НДС на таможне. Если это произошло, деньги можно вернуть, оформив заявление в таможенный орган. Возврат излишне оплаченного НДС таможенным органом осуществляется в течение 30 дней с даты регистрации заявления. ФТС России в приказе от 22.12.2010 N 2520 утвердила формы заявлений для возврата излишне уплаченных средств.

НДС при импорте, уплачиваемый в таможню при ввозе товаров

Ввозимые на территорию РФ товары облагаются НДС, его должны платить юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП) выбравшие в качестве налогового режима общую систему налогообложения (ОСНО), так и освобождённые от уплаты НДС, работающие по упрощённой системе налогообложения (УСН).

Таможенный НДС при импорте товаров

НДС при экспорте товаров

На экспорт товаров из России установлена нулевая ставка НДС, кроме того экспортёр может компенсировать НДС, уплаченный им при закупке товара. Это делается для избежания двойного налогообложения и развития ВЭД.

Таможенный НДС при экспорте товаров

Например, экспортёр закупил в России товаров на сумму 5000000 рублей и заплатил НДС, по ставке НДС=20%, сумма НДС составила 1000000 рублей. Вывезенный им товар он продал за 5500000 рублей, со ставкой НДС 0% (ст. 164 НК РФ). Так как экспортёр работает по ОСНО и является плательщиком НДС, то он имеет право на возврат уплаченного НДС. Для этого он должен предоставить документы (ст. 165 НК РФ), подтверждающие факт экспорта товара и уплаты НДС. После проведения камеральной проверки будет произведён возврат НДС.

Возврат таможенного НДС при экспорте товаров

Участники ВЭД имеют право на вычет НДС, уплаченный ими при импорте товаров в РФ, только в том случае, если экспортер является плательщиком НДС. Если товары предназначены для операций, которые облагаются НДС, и они приняты к учёту. Вычет может быть осуществлён, если товар предназначается для операций, которые облагаются НДС. Для подтверждения права на налоговый вычет могут потребоваться документы:

  • внешнеторговый контракт с иностранным поставщиком;
  • счёт на оплату от поставщика (инвойс) счёт-фактура;
  • таможенная декларация (копия);
  • платёжное поручение выписки банка, удостоверенные дубликаты платежных ордеров.

Перечисленные документы, необходимо хранить в течение четырёх лет.

Если организация не является плательщиком НДС, то она, согласно законодательству, получить вычет не сможет. Это организации, выбравшие налоговые режимы: упрощённая система налогообложения (УСНО), единый налог на вменённый доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Услуги расчета НДС и таможенного оформления товаров

Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” оказывает услуги по оформлению товаров на любых таможнях РФ, подбору кодов ТН ВЭД, определению таможенной стоимости товаров, расчету необходимых к уплате таможенных платежей и в том числе НДС. При необходимости мы имеем возможность оперативно оплачивать за клиента таможенные платежи и проводим оперативную растаможку или затаможку товаров на таможне, что существенно сокращает время и издержки.

Мы уверены, что станем Вам надежным партнером на таможне!

11 декабря 2009 г. в целях реализации соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте, импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана (ТС) было подписано несколько протоколов. Первый межправительственный протокол регулирует вопросы налогообложения при экспорте и импорте товаров, которые реализуются внутри Таможенного союза.

При импорте товаров косвенные налоги – НДС и акцизы – будут взиматься налоговыми органами, за исключением акцизов по подакцизным товарам, которые подлежат обязательной маркировке (сбором продолжат заниматься таможенные службы).

При импорте в Российскую Федерацию налоги будет уплачивать собственник груза. Налоговая база по ввозимым на территорию РФ товарам определяется, как стоимость товаров, которая отражена в договоре между продавцом и покупателем. При ввозе товара в Россию косвенные налоги должны будут уплачивать все налогоплательщики РФ, не зависимо от того, какой режим налогообложения они применяют. Налоговые ставки определены Налоговым кодексом РФ главами 21 и 22. Уплата должна производиться ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, следующего за тем, в котором приобретенные товары были поставлены на учет налогоплательщика.

При ввозе товаров импортеры должны будут заплатить налог и, соответственно, отчитаться перед налоговыми службами, подав декларацию и ряд документов, которые подтверждают фактическую уплату. Самым главным документом является заявление, свидетельствующее об уплате налогов по ввезенным товарам. Подтверждая факт уплаты налогов на территории Российской Федерации, налоговые службы проставляют на этом заявлении штамп о том, что налог полностью уплачен. Затем покупатель товаров передает заявление своему контрагенту-экспортеру на территории другого государства Таможенного союза, для которого этот документ будет являться основанием для получения у себя в стране права на применение нулевой ставки на добавленную стоимость и, соответственно, освобождение от уплаты акцизов. Часть товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, освобождается от уплаты НДС. Их перечень предусмотрен статьей 150 Налогового кодекса.

Если у налогоплательщика имеется переплата налога на добавленную стоимость или акцизов при реализации товаров, работ и услуг на территории России, он имеет право не уплачивать НДС и акцизы при ввозе товаров с территорий государств-участников ТС. В этом случае переплата, которая создалась при реализации товаров на территории РФ, может быть зачтена в счет уплаты налогов при ввозе товаров из стран-участниц Таможенного союза.

По товарам, экспортируемым в страны Таможенного союза, должна применяться нулевая ставка НДС и освобождение от акцизов. Для получения подтверждения применения нулевой ставки, налогоплательщик должен представить в налоговые службы соответствующие документы. Для экспортера основным документом является заявление, которое ему передал контрагент-импортер (см. выше). Если у налогоплательщика не будет на руках заявления с отметками налоговых служб на бумажном носителе, налоговые органы имеют право предоставить нулевую ставку экспортеру на основании подтверждения уплаты косвенных налогов на территории страны-импортера, полученного налоговой службой в электронном виде от своих коллег из другого государства Таможенного союза. Срок представления документов, которыми налогоплательщик может подтвердить право на применение нулевой ставки составляет 180 дней с даты отгрузки.

Возмещение входного НДС при применении нулевой ставки происходит в том же порядке и на тех же условиях, которые предусмотрены Налоговым кодексом (статьи 171 и 172 – порядок применения вычетов при экспорте товаров). Возмещение в случае получения у налогоплательщика отрицательной разницы налога на добавленную стоимость будет производиться в соответствии с нормами статьи 176 и вступившей в силу с 1 января 2010 г. статьи 176.1 НК РФ.

Второй межправительственный протокол касается взимания косвенных налогов при выполнении работ и оказании услуг в Таможенном союзе. Главное – определить место реализации работ/услуг, когда продавец и покупатель находятся на территории разных государств Таможенного союза. Прежде всего, это необходимо для того, чтобы избежать двойного налогообложения в разных государствах. В тоже время важно, чтобы не возникла ситуация, когда услуга не облагалась ни на территории страны-продавца, ни на территории страны-покупателя.

Сохраняется практически весь порядок определения места реализации работ/услуг, который установлен Налоговым кодексом РФ (статья 148). В протоколе есть небольшие дополнения к статье 148. Заключаются они в том, что дизайнерские и технологические услуги будут облагаться по месту нахождения покупателя, а не продавца как было ранее. Протоколом также установлена нулевая ставка НДС в отношении работ/услуг по переработке давальческого сырья. Это касается тех операций, когда один из хозяйствующих субъектов, находящийся на территории Таможенного союза, передает своему контрагенту в другую страну ТС на переработку давальческое сырье. В этом случае право на применения нулевой ставки получит то предприятие, которое перерабатывает сырье.

По материалам доклада начальника отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации Ольги Цибизовой.

Читайте также: