Ндс с продажи имущества бюджетного учреждения

Опубликовано: 22.04.2024

Налогообложение при реализации имущества казенными, бюджетными и автономными учреждениями

Операции по реализации нефинансовых активов, товаров, а также имущественных прав, осуществляемые госучреждениями, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 25.07.2016 N 03-07-11/43314, от 01.11.2012 N 03-07-11/474, от 06.06.2012 N 03-03-05/48, от 05.04.2012 N 03-07-11/100). Освобождение от уплаты НДС на основании пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено только при реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечням, утверждаемым Правительством РФ.

Налоговая база по НДС и порядок ее определения при реализации имущества установлен статьями 153 и 154 НК РФ. Налоговые ставки и порядок исчисления налога определены в статьях 164 и 166 НК РФ соответственно.

Вопрос применения налоговых вычетов в приведенных выше разъяснениях Минфина России не рассмотрен. Однако при осуществлении операций, подлежащих налогообложению НДС, налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, установленном ст. 171 и ст. 172 НК РФ. Поэтому налоговая база по НДС при реализации госучреждением, например, товаров, нефинансовых активов, а также имущественных прав может быть уменьшена на суммы "входного" НДС, предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления облагаемых НДС операций.

Внимание

Для правомерного предъявления к вычету "входного" НДС требуется ведение раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Не редки ситуации, когда учреждение реализует имущество, например, нефинансовые активы, в первоначальную стоимость которого включен "входной" НДС, то есть налог не возмещался. В таком случае налоговая база определяется как разница между ценой реализации , исчисленной исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) (п. 3 ст. 154 НК РФ). При этом остаточная стоимость определяется по данным бухгалтерского учета (см. письма Минфина России от 26.03.2007 N 03-07-05/16, от 09.10.2006 N 03-04-11/120). Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ сумма НДС определяется по расчетной ставке 18/118 (10/110).

Если разница между ценой реализуемого имущества и его остаточной стоимостью равна нулю либо получен убыток, то налоговая база равна нулю, и налог не исчисляется и не уплачивается (письмо Минфина России от 03.07.2012 N 03-07-05/18).

В ситуации, когда актив, подлежащий реализации, числится на балансе без учета НДС (налог был предъявлен к вычету), сумма НДС начисляется с цены реализации этого актива (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки. Форма счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, и правила его заполнения установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137). Выставленный счет-фактура регистрируется продавцом в Книге продаж (форма и порядок ее заполнения утверждены Постановлением N 1137).

Налог на прибыль

На основании пп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ выручка от реализации имущества (без учета НДС) признается доходом от реализации (письма Минфина России от 01.03.2012 N 03-03-10/18, от 10.11.2011 N 03-03-05/105).

Если реализуемое имущество было приобретено (создано) в рамках приносящей доход деятельности, расходы признаются в следующем порядке:

Вид реализуемого имущества

Расходы, уменьшающие доходы от реализации

Амортизируемое имущество, по которому в целях налога на прибыль начисляется амортизация

Остаточная стоимость имущества.

Расходы, связанные с реализацией

Прочее имущество (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров)

Цена приобретения (создания) этого имущества.

Сумма расходов, указанных в абзаце втором п. 2 ст. 254 НК РФ

Стоимость приобретения товаров

Суммы расходов на производство и реализацию

Внимание

Если реализуемое имущество было приобретено за счет бюджетных средств (получено от учредителя), то стоимость этого имущества не включается в расходы в целях налогообложения прибыли на основании пп. 14 п. 1 ст. 251, 1 ст. 252 НК РФ (письма ФНС России от 07.02.2014 N ГД-4-3/2069@, Минфина России от 24.12.2013 N 03-03-05/56911). При этом в расходах могут быть признаны затраты, непосредственно связанные с реализацией (например, расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества), при условии, что эти расходы осуществлены за счет приносящей доход деятельности.

Также доход не уменьшается при реализации имущества, приобретенного за счет средств целевых поступлений (например, в виде пожертвований) (письма Минфина России от 10.10.2016 N 03-03-10/58937, от 12.07.2016 N 03-03-06/3/40702).

Ни статьей 268 НК РФ, ни главой 25 НК РФ в целом не урегулирован порядок признания расходов в ситуации, когда реализуется имущество, приобретенное частично за счет средств целевого финансирования и частично за счет средств от приносящей доход деятельности. Разъяснений уполномоченных органов и судебной практики по этому вопросу тоже нет.

Если учреждение не готово спорить с налоговыми органами, то стоимость такого имущества не следует включать в расходы при определении налоговой базы, а учитывать только непосредственно связанные с реализацией имущества затраты.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок " Госсектор: учет, отчетность, финконтроль " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на март 2021 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в госсекторе


В каких случаях при реализации основных средств требуется согласование с собственником имущества?

При принятии бюджетным или автономным учреждением решения о реализации имущества необходимо получить согласие собственника:

— в случае реализации недвижимого или особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение (ч. 2, 3 ст. 298 ГК РФ);

— в случае соответствия сделки критериям признания ее крупной (стоимость отчуждаемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки) (ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ, п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ).

Порядок согласования распоряжения имуществом бюджетного или автономного учреждения устанавливается его учредителем (собственником).

Если объект основных средств планируется продать физическому или юридическому лицу (за исключением организаций бюджетной сферы), необходимо определить его справедливую стоимость методом рыночных цен. В этом случае осуществляется переоценка объекта до справедливой стоимости (п. 29 СГС "Основные средства« [1] , п. 28 Инструкции №157н [2] ).

Результат переоценки до справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода (п. 30 СГС «Основные средства», п. 28 Инструкции №157н).

Как учитывать амортизацию при переоценке объектов ОС до справедливой стоимости?

При переоценке объекта основных средств (в том числе при их реализации) сумма накопленной амортизации, исчисленная на дату переоценки, учитывается одним из следующих способов, закрепляемых учреждением в учетной политике (п. 41 СГС «Основные средства»):

1. Производится пересчет накопленной амортизации, при котором накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. Указанный способ предусматривает увеличение (умножение) балансовой стоимости и накопленной амортизации на одинаковый коэффициент таким образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки.

2. Накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, вычитается из балансовой стоимости объекта основных средств, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива. Указанный способ пересчета накопленной амортизации предусматривает, что накопленная амортизация, исчисленная до проведения переоценки, относится на уменьшение балансовой стоимости объекта основных средств (по кредиту соответствующих балансовых счетов учета ОС) с отражением увеличения остаточной стоимости объекта основных средств по дебету соответствующих балансовых счетов учета основных средств на суммы дооценки ее до справедливой стоимости. С момента переоценки названным способом по объекту основных средств начисляется амортизация на оставшийся срок полезного использования по той же расчетной норме амортизации, что и до момента переоценки.

Как отразить в бухгалтерском учете доходы от реализации и связанные с ними операции?

Согласно п. 47 СГС «Основные средства» доходы, причитаю­щиеся к получению при выбытии объекта основных средств, подлежат первоначальному признанию по справедливой стоимости.

К доходам, возникающим в результате продажи основных средств, СГС «Доходы» (утвержден Приказом Минфина РФ от 27.02.2018 №32н) не применяется (п. 4 указанного стандарта).

Начисление доходов от реализации основных средств отражается по подстатье 172 «Доходы от выбытия активов» КОСГУ (п. 9.7.2 Порядка №209н [3] ). Для этих целей применяется следующая корреспонденция счетов:

Дебет счета 2 205 71 56х

Кредит счета 2 401 10 172

Для отражения кассовых поступлений от реализации основных средств используется статья 410 «Уменьшение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 12.1 Порядка №209н). Данная операция отражается следующим образом:

Дебет счетов 2 201 11 510, 0 201 21 510, 0 201 27 510, 0 201 34 510 (статья 410 КОСГУ)

Кредит счета 2 205 71 66х

Операции, отражающие финансовый результат от переоценки основных средств, относятся на подстатью 176 «Доходы от оценки активов и обязательств» КОСГУ (п. 9.7.6 Порядка №209н). В случае дооценки объекта (увеличения остаточной стоимости до справедливой стоимости) применяется следующая корреспонденция счетов:

Дебет счета 0 101 хх 310

Кредит счета 0 401 10 176

В настоящее время данная бухгалтерская запись предусмотрена в проектах изменений в инструкциях №174н [4] , 183н [5] (размещены на сайте regulation.gov.ru). До утверждения данных поправок порядок отражения этой операции необходимо предусмотреть в учетной политике учреждения по согласованию с учредителем (финансовым органом).

В этих же проектах предусмотрена обратная бухгалтерская запись в случае уменьшения остаточной стоимости объекта до справедливой стоимости.

Однако стоит отметить, что в соответствии с СГС "Обесценение активов« [6] в случае, если остаточная стоимость объекта основных средств превышает его справедливую стоимость, в бухгалтерском учете отражается убыток от обесценения.

Тут возникает вопрос: нужно ли при реализации объекта ОС отражать в учете уменьшение его остаточной стоимости до справедливой стоимости и начисление убытка от обесценения актива?

По нашему мнению, если при реализации объекта основных средств его остаточная стоимость превышает справедливую стоимость, в бухгалтерском учете отражается следующая корреспонденция счетов:

Дебет счета 0 401 10 176

Кредит счета 0 101 хх 310

Убыток от обесценения в этом случае не начисляется.

По общим правилам выявление признаков обесценения активов осуществляется при проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, а начисление убытка — по результатам инвентаризации.

Однако если убыток был начислен ранее, то в бухгалтерском учете при переоценке реализуемого объекта основных средств убыток списывается с учета наряду с начисленной амортизацией.

Операции по начислению и уплате налога на прибыль отражаются по подстатье 189 «Прочие доходы» КОСГУ. Начисление НДС — по подстатьям, относящимся к доходам, по которым показаны доходы текущего финансового периода с учетом налога на добавленную стоимость. При этом операции по уплате НДС отражаются по подстатье 189 КОСГУ (п. 9 Порядка №209н).

Автономное учреждение спорта по согласованию с учредителем реализует физическому лицу автомобиль (особо ценное движимое имущество). Первоначальная стоимость реализуемого автомобиля составила 750 000 руб., амортизация по нему начислена в размере 625 000 руб. Справедливая стоимость автомобиля, определенная методом рыночных цен, — 250 000 руб.

В учетной политике учреждения закреплен способ учета амортизации при переоценке основных средств методом пересчета остаточной стоимости актива до справедливой стоимости. Амортизация на оставшийся срок полезного использования не начислялась в связи с тем, что автомобиль реализован в том же месяце, в котором проведена его оценка и отражена переоценка остаточной стоимости до справедливой стоимости.

В бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена переоценка (дооценка) автомобиля до справедливой стоимости

(250 000 руб. — (750 000 - 625 000) руб.)*

Списана ранее начисленная амортизация

Списан реализованный автомобиль (в сумме переоцененной (остаточной) стоимости**

Отражена корректировка расчетов с учредителем в части выбывшего ОЦДИ на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с уведомлением учредителя (методом «красное сторно»)***

Начислен доход от реализации автомобиля физическому лицу

ОБЪЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ НДС, ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ

Начисление налога производится в тех случаях, когда бюджетное учреждение совершает операции, которые являются объектом обложения НДС. Перечень таких операций приведен в ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). К ним, в частности, относятся:

  • реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации;
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Операции, не являющиеся объектом обложения НДС, названы в п. 2 ст. 146 НК РФ.

В соответствии с подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В иных случаях выполнение работ (оказание услуг) такими учреждениями облагается НДС в общем порядке.

Бюджетные организации могут получить освобождение от обязанностей налогоплательщика в рамках выполнения требований ст. 145 НК РФ в следующих случаях:

1) не занимаются деятельностью, приносящей доход (предпринимательской деятельностью);

2) за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товара (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

Организации, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ, в налоговый орган по месту своего учета.

Важная деталь: уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого организации используют право на освобождение.

  • Документы, подтверждающие право на освобождение (продление срока освобождения):
  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).

Освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС не снимает с налогоплательщика обязанности налогового агента. Если бюджетная организация является арендатором федерального имущества, имущества субъектов РФ или муниципального имущества, за ней сохраняются обязанности налогового агента по начислению, удержанию и перечислению НДС в бюджет.

ЭТО ВАЖНО

Арендаторы (налоговые агенты) обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС, которая рассчитывается как произведение арендной платы и расчетной ставки налога (п. 4 ст. 164 НК РФ).

ПРИМЕР 1

Учреждение здравоохранения арендует помещение под бактериологическую лабораторию и является налоговым агентом по НДС. Ежемесячные платежи по договору аренды за счет субсидий составляют 59 000 руб.

Сумму НДС в данном случае можно определить расчетным методом:

59 000 руб. × 18 % / 118 % = 9000 руб.

В бухгалтерском учете это отразят следующие записи:

Дебет счета 4.109.70.224 Кредит счета 4.302.24.730 — 50 000 руб. — отражены расходы учреждения по арендной плате;

Дебет счета 4.109.70.224 Кредит счета 4.303.04.730 — 9000 руб. — отражена сумма НДС, удержанная учреждением в качестве налогового агента.

Таким образом, учреждение по договору аренды удержало из доходов, уплачиваемых арендодателю, сумму НДС, которую обязано перечислить в бюджет. Сумма арендной платы без НДС перечисляется арендодателю (согласно условиям договора).

Учреждение должно составить счет-фактуру, который следует отразить в книге продаж.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И НАЧИСЛЕНИЕ НДС

В деятельности бюджетного учреждения может возникнуть ситуация, когда по каким-либо причинам появляется невостребованное имущество. В таком случае его можно продать по распоряжению вышестоящей организации.

Имущество закреплено за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, поэтому может быть отчуждено только по решению органа, которому государством делегированы права распоряжения данным имуществом.

На основании п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях».

Относительно имущества, приобретенного за счет предпринимательской деятельности, учреждению предоставлено больше прав по его реализации.

С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2017.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Основные средства

Иногда бывают ситуации, когда государственные (муниципальные) учреждения приобретают или продают основные средства, бывшие в употреблении. И у продавцов, и у покупателей при этом возникает ряд вопросов: по какой стоимости можно продать ОС, требуется ли для этого разрешение вышестоящего органа, как принять к учету приобретенное и уже эксплуатируемое ОС, как начислять по нему амортизацию, как отразить такие операции в бухгалтерском учете. Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Продажа основных средств

Каким имуществом и в соответствии с какими нормативными документами государственные (муниципальные) учреждения не в праве распоряжаться без согласия собственника, представим в таблице:

Не вправе без согласия собственника распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником, а также недвижимым имуществом (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»)

Не вправе распоряжаться без согласия собственника недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником (п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»)

Рассмотрим эти варианты последовательно.

Итак, для того чтобы продать имущество, учреждение должно получить разрешение. А чтобы получить такое разрешение, необходимо провести оценку продаваемого имущества. Согласно ст. 8Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при продаже государственного имущества проведение его оценки является обязательным. Полученный по результатам отчет об оценке рыночной стоимости имущества и копию лицензии оценщика необходимо будет представить учредителю. Кроме этого, скорее всего, потребуется представление и других документов. На разных уровнях подчиненности их список может отличаться, при этом он может включать в себя:

  • сопроводительное письмо на имя учредителя;
  • пояснительную записку о необходимости реализации и нецелесообразности дальнейшего использования указанного имущества;
  • справку о балансовой стоимости имущества;
  • инвентарную карточку на объект ОС;
  • выписку из реестра госимущества, подтверждающую факт внесения в него рассматриваемого объекта;
  • другие документы, в зависимости от принадлежности ОС к той или иной группе.
Реализованы могут быть основные средства как полностью самортизированые, так и имеющие остаточную стоимость. Здесь стоит обратить внимание, что в силу п. 87 Инструкции №157н начисленная в размере 100% стоимости амортизация на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации (использования), не может служить основанием для принятия решения об их списании по причине полной амортизации и (или) нулевой остаточной стоимости. Пригодность объекта к эксплуатации определяется его технико-экономическими показателями. И если эти показатели не отвечают требованиям, предъявляемым одним учреждением, они могут подойти другому. Поэтому есть шанс продать имущество.

Объект основных средств реализуется в соответствии с проведенной в установленном порядке оценкой по рыночной стоимости и подлежит списанию с учета.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 51 БК РФ средства от продажи имущества казенного учреждения, находящегося в государственной собственности РФ, подлежат зачислению в доход бюджета по нормативу 100%. По этому вопросу дано разъяснение в Письме Минфина РФ от 28.12.2012 № 42-7.4-05/8.0-748.

С 1 января 2014 года бюджетные и автономные учреждения могут самостоятельно распоряжаться только доходами от продажи движимого имущества. Соответствующие поправки были внесены в п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. 57 и ст. 62 БК РФ Федеральным законом от 28.12.2013 № 418-ФЗ. Апеллируя к Гражданскому кодексу, можно предположить, что доходы от реализации недвижимости и особо ценного движимого имущества должны зачисляться в доходы соответствующих бюджетов. Однако обращает на себя внимание тот факт, что в Бюджетном кодексе идет речь о движимом имуществе без разделения его на особо ценное и иное. Исходя из этого можно предположить, что доходы от реализации всего движимого имущества могут быть зачислены в доход бюджетных и автономных учреждений. Официальных разъяснений по данному вопросу на момент написания статьи не имеется.

Бухгалтерский учет операций, связанных с продажей ОС. В бухгалтерском учете учреждений операции по реализации ОС и их списанию с балансового учета будут отражаться на основании первичных учетных документов в порядке, предусмотренном:

  • в казенном учреждении – Инструкцией№162н ;
  • в бюджетном учреждении – Инструкцией №174н ;
  • в автономном учреждении – Инструкцией №183н .

Первоначальная стоимость здания составляет 900 000 руб., сумма начисленной по этому имуществу амортизации равна 600 000 руб. Здание реализовано по цене 979 990 руб. (в том числе НДС 149 490 руб.). При определении рыночной стоимости здания услуги независимого оценщика по оценке имущества составили 10 000 руб. (НДС к уплате не предъявлен). Орган местного самоуправления является администратором доходов бюджета.

В соответствии с п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Здание, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность юридического лица в порядке, предусмотренном Законом о приватизации (ст. 217 ГК РФ). Под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Закона о приватизации).

При продаже муниципального имущества проведение оценки здания является обязательным (ст. 12 Закона о приватизации, ст. 8 Закона об оценочной деятельности).

Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. п. 4, 6 ст. 1 Закона о госрегистрации недвижимости).

На основании ст. 62 Бюджетного кодекса РФ средства от продажи муниципального имущества подлежат зачислению в доход местного бюджета.

Для учета недвижимого имущества, составляющего муниципальную казну, используется счет 1 108 51 000 (п. п. 21, 141, 144 Инструкции N 157н, п. 38 Инструкции N 162н).

Реализация нежилого здания оформляется Актом о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимого имущества.

Списание суммы начисленной амортизации нежилого здания при его продаже отражается по дебету счета 1 104 51 410 и кредиту счета 1 108 51 410 (п. 38 Инструкции N 162н). При списании остаточной стоимости реализованного нежилого здания, по нашему мнению, формируется запись по дебету счета 1 401 10 172 и кредиту счета 1 108 51 410 .

Расходы органа местного самоуправления на оценку имущества отражаются по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" и относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (Указания N 65н).

Принятие расходов по оценке стоимости нежилого здания оформляется записью по дебету счета 1 401 20 226 и кредиту счета 1 302 26 730 (п. 102 Инструкции N 162н). Сумма расходов по оценке имущества списывается на уменьшение доходов от реализации здания. Данная операция отражается по дебету счета 1 401 10 172 и кредиту счета 1 401 20 226 (п. 120 Инструкции N 162н).

При начислении дохода от продажи имущества казны в бюджетном учете производится запись по дебету счета 1 205 71 560 и кредиту счета 1 401 10 172 (п. 78 Инструкции N 162н).

Поступление в бюджет денежных средств от продажи имущества казны отражается по дебету счета 1 210 02 410 и кредиту счета 1 205 71 660 (п. 78 Инструкции N 162н). Поступления в бюджет учитываются на основании первичных документов, согласно которым отражены операции на лицевом счете администратора доходов, и Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761) (п. 90 Инструкции N 162н).

Аналитический учет объектов в составе имущества казны осуществляется в структуре, установленной для ведения реестра имущества муниципального образования. Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета (п. 145 Инструкции N 157н).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС с дохода от реализации нежилого здания, входящего в состав имущества муниципальной казны, уплачивает в бюджет налоговый агент - покупатель. При этом налоговая база определяется как сумма дохода от реализации с учетом НДС (п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ). Покупатель (юридическое лицо) обязан исчислить расчетным методом, удержать НДС из выплачиваемых доходов и перечислить его в бюджет.

Налог на прибыль организаций

Если орган местного самоуправления в соответствии с Законом о приватизации реализует нежилое здание, составляющее имущество казны муниципального образования, полученный доход является доходом муниципального образования.

Так как указанное публично-правовое образование не является налогоплательщиком налога на прибыль организаций в понимании п. 1 ст. 246 НК РФ, средства от продажи имущества казны не являются доходами, подлежащими налогообложению налогом на прибыль организаций. Такая позиция отражена в Письме Минфина России от 03.02.2012 N 03-03-05/8.

Читайте также: