Ндс по долгосрочным контрактам

Опубликовано: 15.04.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в строительстве

Согласно ПБУ 2/2008, доход по договору строительного подряда признается на отчетную дату способом «по мере готовности». Этот способ предусматривает, что выручка и расходы по договору определяются исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ на отчетную дату. Они отражаются в отчете о прибылях и убытках в тех же отчетных периодах, в которых выполнены соответствующие работы независимо от того, должны они или нет предъявляться к оплате заказчику до полного завершения работ по договору (этапа работ, предусмотренного договором). Экономический смысл такого способа определения дохода заключается в следующем. Организация в течение всего срока выполнения строительных работ по договору признает в бухучете в каждом отчетном периоде финансовый результат в размере части нормативной (запланированной) прибыли по договору в целом пропорционально степени завершенности работ на отчетную дату. Такой подход к учету требует от организации налаженной эффективной системы финансового планирования и контроля. Для этого при необходимости назначается комиссия с участием работников финансовой службы, бухгалтерии и производственного отдела. Обязанности комиссии устанавливаются учетной политикой и могут включать в себя:

– определение объектов бухучета по долгосрочным договорам подряда;

– определение степени завершенности работ на отчетную дату;

– оценку возможности достоверного определения финансового результата по договору в целом на отчетную дату;

– оценку неопределенностей в отношении оплаты выполненных работ заказчиком;

– другие функции, связанные с принятием решений в отношении долгосрочных договоров, влияющих на достоверность бухотчетности организации.

Если договором предусмотрено сооружение комплекса объектов по единому проекту, то учет может вестись по каждому объекту, при условии что:

– на строительство такого объекта имеется техническая документация;

– могут быть достоверно определены доходы и расходы по каждому из них.

Например, заключен договор генподряда на строительство жилого микрорайона, которое осуществляется по единому проекту. При этом на строительство жилого здания и объекта инфраструктуры имеется техническая документация и смета, определяющая цену строительства каждого объекта. В этом случае бухучет у генподрядчика должен быть организован по каждому объекту.

Два и более заключенных договоров должны рассматриваться как один, если они:

– относятся к единому проекту с нормой прибыли, определенной в целом по этим договорам;

– исполняются одновременно или последовательно.

Например, единым сводным сметным расчетом предусмотрено сооружение комплекса объектов по единому проекту, включая офисный центр, линию электропередачи, объекты инфраструктуры. На строительство каждого такого объекта заключен отдельный договор с одним или несколькими заказчиками. Определена сметная стоимость строительства каждого из этих объектов по единым расценкам с единой нормой прибыли.

Если при исполнении договора в техническую документацию вносится дополнительный объект строительства (работы), то его строительство должно рассматриваться как осуществляемое по отдельному договору. Правда, при условии, что выполняется хотя бы одно из следующих требований:

– дополнительный объект (работы) по конструкционным, технологическим или функциональным характеристикам существенно отличается от объектов, предусмотренных договором,

– цена строительства дополнительного объекта (работ) определена на основании допсметы (установлена отдельная фиксированная, твердая стоимость).

Например, если при сооружении офисного центра решили дополнительно возвести фонтан, то его строительство должно рассматриваться как осуществляемое по отдельному договору. Ведь строительство фонтана технологически значительно отличается от строительства основного объекта.

Степень завершенности работ на отчетную дату может определяться исходя из натуральных и стоимостных показателей, а также из доли понесенных затрат в общей сумме расходов по договору.

Пример 1.
Рассчитаем степень готовности объекта исходя из натуральных показателей. Согласно условиям договора, подрядчик должен выложить 1000 м3 кладки. На отчетную дату выложено 600 м3. Значит, степень завершенности работ составляет 60 процентов.

Определение степени завершенности работ исходя из стоимостных показателей может производиться на основании подписываемых сторонами договора унифицированных форм № КС-2 и № КС-3. В частности, общая цена по договору подряда – 1000 руб. По данным формы № КС-3 на отчетную дату нарастающим итогом выполнено работ на 600 руб. Степень завершенности работ – 60 процентов.

При определении степени завершенности работ исходя из доли понесенных расходов исчисляется отношение суммы фактических расходов на отчетную дату к общей сумме расходов по договору.

В зависимости от способа определения цены можно отметить следующие виды договоров.

1. Договор «затраты плюс», когда заказчик при расчетах с подрядчиком покрывает фактические либо заранее рассчитанные издержки подрядчика плюс выплачивает ему вознаграждение. Оно, в свою очередь, исчисляется в фиксированной сумме либо в процентах от суммы издержек.

2. Договор с твердой (фиксированной) ценой. В этом случае заказчик производит расчеты с подрядчиком по твердой установленной цене за весь объем выполняемых работ по договору либо по твердой цене за единицу выполняемых работ.

3. Договор со смешанной ценой, являющийся разновидностью договора «затраты плюс» с установленной предельной ценой договора («но не более чем…»).

Для договоров первого типа необходимыми и достаточными условиями для достоверного определения финансового результата являются:

– уверенность, что организация получит экономические выгоды, связанные с договором;

– возможность идентификации и достоверного определения понесенных расходов.

Для договоров второго и третьего типов дополнительно к вышеперечисленным предусматриваются следующие условия:

– возможность достоверного определения общей суммы выручки по договору;

– возможность идентификации и достоверного определения расходов, необходимых для завершения работ;

– возможность определения степени завершенности работ на отчетную дату;

– соизмеримость фактической величины расходов с ранее произведенными оценками этих расходов.

В случае если вышеперечисленные условия не соблюдены, можно считать, что достоверное определение финансового результата по договору невозможно.

Тогда в соответствии с пунктом 23 ПБУ 2/2008 выручка признается в размере понесенных расходов, если существует уверенность в том, что эти расходы будут возмещены заказчиком. Если такой вероятности нет, то в учете признаются фактически понесенные расходы без выручки.

Если в каком-то периоде величина выручки определена в размере понесенных расходов, а в последующих периодах достоверно установлен финансовый результат по сделке, то выручка в этих периодах исчисляется способом «по мере готовности».

Для признания выручки и расходов по договору «по мере готовности» строительная организация может использовать следующие способы определения степени завершенности работ:

– по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору;

– по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору.

>|Подробнее об указанных способах определения степени завершенности работ читайте­ в статье, опубликованной в журнале «Учет в строительстве» № 2, 2009, стр. 36.| – отражены расходы по договору;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

– произведен вычет по «входящему» НДС;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 25 (26)

– списаны общехозяйственные и общепроизводственные расходы;

ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 90

– начислена выручка на отчетную дату;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 20

– списана себестоимость выполненных работ (определена по расчету);

ДЕБЕТ 90
КРЕДИТ 76 субсчет «НДС»

– начислен отложенный НДС с реализации на отчетную дату (при определении выручки на отчетную дату, когда результат работ не передан заказчику, оснований для начисления НДС в бюджет не возникает, однако в учете целесообразно отразить будущую сумму налога как отложенный НДС);

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 46

– отражена сумма начисленной выручки, по которой подрядчик получил возможность выставить счет для оплаты;

ДЕБЕТ 76 субсчет «НДС»
КРЕДИТ 68

– начислен НДС с реализации на дату передачи результата выполненных работ.

Выручка по долгосрочным договорам признается в налоговом учете в каждом отчетном (налоговом) периоде независимо от того, сдан результат работ заказчику или нет (п. 2 ст. 271 Налогового кодекса РФ). Величина этой выручки определяется налогоплательщиком самостоятельно. Например, если ежемесячно подписывается форма № КС-2, величина выручки может исчисляться исходя из данных этой унифицированной формы.

При признании выручки по долгосрочным договорам в каждом отчетном (налоговом) периоде учет «незавершенки» относительно прямых расходов, как правило, не ведется. Дело в том, что расходы незавершенного производства – это расходы по работам, результат которых не передан заказчику. Определяя (условно) сумму выручки за отчетный период, подрядчик определяет стоимость работ, условно сданных заказчику. А поскольку такая стоимость работ, как правило, рассчитывается исходя из стоимости фактически выполненных работ на отчетную дату (подтвержденную формой № КС-2), то работ, условно не сданных заказчику, не остается. Значит, и незавершенного производства нет.

Исключение из указанного правила – ситуация, когда форма № КС-2 отражает не весь объем фактически выполненных работ, а только тот, который предъявлен для подтверждения заказчику, причем фактически работ выполнено больше. В этом случае «незавершенка» формируется на сумму выполненных, но не предъявленных заказчику работ. Данное незавершенное производство признается на дату, когда выполненных, но не предъявленных заказчику работ уже больше не остается.

Нет времени читать?

В 2020 г. изменения законодательства коснулись учета активов и обязательств в рамках заключенных долгосрочных договоров. Основанием стал приказ Минфина РФ от 29.06.2018 № 145н, утверждающий Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры» (далее – Стандарт). Рассмотрим порядок применения и перехода на положения нового федерального стандарта.

Основные положения стандарта

С целью корректной реализации вступившего в силу стандарта учреждениям следует руководствоваться положениями методических рекомендаций, изложенных в Письме Минфина России от 28 октября 2019 г. N 02-06-07/84752 «О направлении Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры».

Стандарт применяется государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями в отношении:

  • отражения в бухгалтерском учете доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни и иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения учреждением договоров подряда, возмездного оказания услуг сроком более одного года;
  • работ и услуг, выполняемых учреждением в рамках долгосрочных договоров;
  • отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности данных о таких объектах хозяйственной жизни, если иное не противоречит другим стандартам и нормативно-правовым актам, регулирующим ведение учета бюджетного учреждения.

В компетенции стандарта не находится учет следующих операций:

  • выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • договоры, по которым общий объем работ (услуг) не определен, и цена которого определяется для отдельного отчетного периода исходя из фиксированной стоимости единицы работы (услуги).

В отношении договоров, заключенных сроком до одного года, но начальные и конечные сроки выполнения которого приходятся на разные отчетные периоды, учреждение может применять стандарт «Долгосрочные договоры». Порядок учета таких договоров должен быть учтен в учетной политике на 2020 г.

Порядок признания доходов и расходов по долгосрочным договорам строительного подряда

В разделе 2 методических рекомендаций Минфина по применению стандарта подробно рассмотрены основные положения и отражение хозяйственных операций при заключении договора строительного подряда. В учете доходов и расходов по данному договору учреждению следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. При заключении долгосрочного договора строительного подряда начисление доходов будущих периодов не осуществляется.
  2. Доход по заключенному договору строительного субподряда рассчитывается учреждением на конец каждого отчетного периода, исходя из следующей формулы:

где Д – доход по долгосрочному договору строительного подряда; ЦДД – цена долгосрочного договора строительного подряда; %исп – процент исполнения договора на конец отчетного периода; ДПр – ранее признанный доход по договору строительного подряда.

Порядок определения процента исполнения обязательств по договору строительного подряда должен быть закреплен учреждением в учетной политике.

  • Расходы по долгосрочному договору строительного подряда отражаются следующим образом:
    1. Расходы, предусмотренные сметным расчетом в текущем отчетном периоде, включаются в себестоимость оказанных работ (услуг) и отражаются по Дебету счета 0 109 60 2ХХ «Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг» в корреспонденции со счетом учета расчетов.
    2. Расходы, понесенные в текущем отчетном периоде сверх нормы сметного расчета, не включаются в себестоимость оказанных работ (услуг) и отражаются по Дебету счета 0 401 20 2ХХ «Расходы текущего финансового года» в корреспонденции со счетом учета и расчетов.
    3. Расходы, предусмотренные сметным расчетом, понесенные в отчетном периоде в связи с предстоящими работами, не включаются в себестоимость оказанных работ (услуг) и отражаются по Дебету счета 0 401 50 2ХХ «Расходы будущих периодов» в корреспонденции со счетом расчетов.

    Для реализации данного направления стандарта Методическими рекомендациями обосновывается использование следующих счетов:

    • счет аналитического учета 0 205 38 000 «Расчеты по доходам от выполненных этапов работ по договору строительного подряда» используемый для отражения дохода к предъявлению в связи с выполнением долгосрочного договора строительного подряда;
    • забалансовый счет 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда» используемый для учета результата исполнения долгосрочного договора.

    Данные счета еще не включены в Инструкцию 157н, что, вероятнее всего, должно быть реализовано в будущем.

    Порядок учета иных долгосрочных договоров

    К иным долгосрочным договорам относятся договоры подряда (за исключением строительного подряда) и возмездного оказания услуг, заключенных на срок свыше одного года, если иное не предусмотрено учетной политикой.

    В соответствии с п. 11 Стандарта после подписания иного долгосрочного договора, но не позднее месяца, следующего за месяцем, в котором он заключен, учреждение должно отразить расчеты по доходам от реализации работ (услуг) за весь срок действия заключенного договора. Далее доходы признаются в составе доходов от реализации текущего периода равномерно (ежемесячно) до истечения срока действия договора или его досрочного расторжения.

    Рассмотрим применение данного положения на примере.

    Бюджетное образовательное учреждение заключило договор на представление платных образовательных услуг сверх государственного задания с сентября 2020 г. на срок 2 года и 10 месяцев. Полная стоимость образовательных услуг за весь период обучения составляет 77 700 руб. Услуга, предусмотренная договором, предоставляется ежегодно в сумме 25 900 руб.

    В соответствии с п. 3 Методических рекомендаций по порядку применения стандарта отражаются хозяйственный операции, представленные в таблице.

    Таблица 1. Отражение хозяйственных операций по иным долгосрочным договорам

    С 2020 года в целях налогообложения доходы по долгосрочным контрактам определяются с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. Как применить эту норму, если во II квартале объем работ был сокращен или приостановлен? Ситуацию разъяснила эксперт «Нормы» Наталья МЕМЕТОВА:

    – Данная норма относится к контрактам, по которым:

    • работы выполняются в течение длительного срока;
    • условиями контракта не предусмотрена их поэтапная сдача
      .

    Для расчета НДС НК обязывает по долгосрочным контрактам (более 1 месяца) определять оборот на последнюю дату каждого календарного месяца
    .

    С учетом этого требования ежемесячно определяйте доход исходя из удельного веса понесенных расходов в общей сумме расходов по контракту
    .

    Чтобы определить сумму дохода по долгосрочному контракту за месяц:

    1) рассчитайте удельный вес фактических расходов, понесенных с начала выполнения контракта, в общей сумме расходов на его выполнение;

    2) определите доход на конец месяца как произведение рассчитанного удельного веса понесенных расходов и общей суммы дохода по контракту (цены контракта);

    3) вычтите ранее учтенные доходы по данному контракту
    .

    Рассчитайте доход за месяц по формуле:


    Дм = Рн : Рк х Дк – Дру, где:

    Дм – доход за месяц;

    Рн – фактические расходы, понесенные с начала выполнения контракта;

    Рк – расходы на выполнение контракта, всего;

    Дк – доход по контракту;

    Дру – ранее учтенные доходы по контракту.

    Доход по контракту – это стоимость договора за минусом НДС.

    Расходы на выполнение контракта определите по проектно-сметной документации.

    Чтобы определить расходы за месяц, сформируйте производственную себестоимость по дебету счета 2010 «Основное производство». Включите в нее вспомогательные ( счет 2310 ) и общепроизводственные расходы ( счет 2510 ).

    При сокращении объемов работ сократятся и затраты. А, значит, и доходы, которые следует признать в целях налогообложения, будут незначительными по сравнению с предыдущими периодами.

    Если работы по таким контрактам были приостановлены, то и расходов по ним в дебете счета 2010 не должно быть. В этом случае доход по долгосрочным контрактам не признается.

    В случае полной приостановки работ по долгосрочным контрактам расходы общепроизводственного характера, которых нельзя избежать, отнесите к прочим операционным и отразите по счету 9430 . Например, – расходы по амортизации или аренде производственных мощностей. Подробнее об этом читайте тут .

    Предприятие выполняет работы по долгосрочному контракту на сумму 2 300 млн сум. с учетом 15% НДС.

    Срок выполнения работ – 20 месяцев.

    Общая сумма расходов по смете – 1 600 млн сум.

    За I квартал выполнения контракта расходы по дебету счета 2010 составили 200 млн сум.

    Доход (чистая выручка) по контракту за I квартал составил:

    200 : 1600 х (2300 : 1,15) = 250 млн сум.

    250 х 15% = 37,5 млн сум.

    Во II квартале работы по контракту были приостановлены.

    Производственных затрат, отражаемых по дебету счета 2010, не было.

    Неизбежные расходы в сумме 30 млн сум., связанные с производственными мощностями, предприятие отнесло на прочие операционные расходы и отразило по дебету счета 9430.

    В Расчете по налогу на прибыль за I полугодие предприятие повторит суммы за I квартал:

    • в строке 021 Приложения №1 – доход от реализации 250 млн сум.;
    • в строке 020 Приложения №2 – себестоимость реализованной продукции (товаров, услуг) 200 млн сум.

    В строке 070 Приложения №2 предприятие отразит прочие расходы за I полугодие с учетом неизбежных расходов за II квартал, связанных с производственными мощностями, 30 млн сум.

    Об особенностях заключения и исполнения контрактов участниками, применяющими специальный налоговый режим.

    НДС — это налог на добавленную стоимость, размер которого чаще всего составляет 20%. Этим налогом облагаются предприятия, находящиеся на общей системе налогообложения и создающие дополнительную рыночную стоимость. Простым языком это предприятия, которые реализуют товар (работы, услуги) по более высокой цене, нежели их себестоимость. Налог вычисляется из разницы между себестоимостью товара и последующей ценой его продажи, то есть выручкой.

    В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок его исчисления и уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

    Заключение контракта

    Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

    При формировании ценового предложения участник закупки предлагает цену контракта с учетом всех налогов и сборов, которые он обязан уплатить согласно НК РФ.

    Законом № 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика корректировки цены контракта (уменьшения на размер НДС), контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки.

    В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта обязательно в его текст включается положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

    При этом в извещении об осуществлении закупки в обязательном порядке должна содержаться информация о начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК, пункт 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ).

    В соответствии с письмом Минфина России от 27.12.2017 № 24-03-08/87276, Заказчик при установлении НМЦК должен учитывать все факторы, влияющие на порядок формирования цены: условия, сроки поставки, расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

    Согласно пункту 4 статьи 3 Закона № 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, исключение составляют оффшорные компании. Возможность участия в государственных закупках не ставится в зависимость от применяемой системы налогообложения.

    Соответственно организации и ИП, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН), вправе участвовать в государственных и муниципальных закупках наравне с участниками, применяющими основную систему налогообложения (ОСНО), поскольку Законом № 44-ФЗ не установлено никаких ограничений для участников закупок в отношении применяемого ими налогового режима.

    Таким образом, требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не вправе.

    В соответствии с письмом ФАС России от 18.06.2019 № ИА/50880/19 указание в проекте контракта вариативного условия о цене контракта «включая НДС/НДС не облагается» является обязательным и не зависит от волеизъявления заказчика. И на этапе заключения контракта победитель должен сформировать протокол разногласий, которым следует исключить данную вариативность.

    Исполнение контракта

    Согласно положениям, содержащимся в части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ цена не может быть уменьшена Заказчиком без согласия исполнителя.

    Статья 95 Закона № 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда цена контракта может изменяться, уменьшение на размер НДС в их число не входит. Кроме того, согласно нормам Закона № 44-ФЗ и ГК РФ любое изменение условий контракта возможно только по соглашению сторон.

    Только в случае согласия участника закупок Заказчик может подготовить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете.

    По общему правилу организации и ИП, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС. Поэтому, в ходе исполнения контракта, они не составляют и не выставляют Заказчику счета-фактуры.

    В такой ситуации сумма НДС, которая учтена Заказчиком при определении НМЦК, будет дополнительной прибылью участника закупки.

    Как следует из письма ФНС России от 08.112016 №СД-4-3/21119@, в случае, если стоимость контракта в соответствующем пункте контракта указана «включая НДС» и при оплате контракта заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС, но счет-фактура участником закупки не выставлена, т.к. он применяет спецрежим, то и обязанность уплатить НДС в бюджет согласно положениям главы 21 НК РФ не возникает.

    Однако, на практике зачастую «недобросовестные» заказчики отказываются подписывать документы о приемке исполненных обязательств, если не выставлена счет-фактура с выделением суммы НДС, ссылаясь на условие контакта о том, что цена включает НДС.

    Под угрозой одностороннего расторжения контракта и включения в РНП некоторые исполнители, применяющие УСН, вынуждены выставить счет-фактуру и уплатить НДС, что фактически приводит к двойному налогообложению и дискриминации.

    Пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность уменьшения суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

    Это единственный случай, предусмотренный 44-ФЗ, когда в контракт в обязательном порядке включается условие об уменьшении суммы, подлежащей оплате. В указанной норме речь идет именно о размере выплат контрагенту, а не уменьшении цены контракта.

    Обращаем внимание, что данная норма относится только к физическим лицам и иностранным лицам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), так как иные случаи, когда заказчик может быть налоговым агентом своего исполнителя, действующим законодательством не предусмотрены.

    Мнение судей по вопросу НДС

    Однако позиция судей с вышеприведенными рекомендациями и разъяснениями ведомств не всегда совпадает. Часть судей следуют вышеперечисленным выводам и выносят решения в пользу поставщиков на УСН, а другая часть становится на сторону заказчика.

    В решении Арбитражного суда Ростовской области от 01.12.2015 по делу № А53-24060/2015 суд встал на сторону Заказчика, который в проекте контракта указал сумму победителя электронного аукциона с учетом НДС, не смотря на то, что победитель находился на УСН.

    Аналогичное мнение отражено и в решении Арбитражного суда Курганской области от 26.01.2016 по делу № А34-6052/2015.

    Помимо этого есть решения и в пользу поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения.

    Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 № Ф03-3381/2013: цена работ по контракту определена в соответствии с результатами открытого аукциона в электронной форме, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения цены работ в одностороннем порядке, т.к. заказчик настаивал на уменьшении цены контракта на размер НДС, поскольку подрядчик применяет УСН.

    Постановление АС Дальневосточного округа от 19.08.2019 по делу № А73-22807/2018: суд поддержал позицию УФАС и признал незаконным условие контракта о снижении его цены на сумму НДС, если участник, с которым будет заключен контракт, применяет УСН. При этом суды подчеркнули, что контракт по итогам аукциона заключается по цене, предложенной участником закупки, независимо от того, какую систему налогообложения он применяет.

    Постановление АС Поволжского округа от 18.06.2019 по делу № А12-25318/2018: «Контракт должен заключаться заказчиком по цене победителя аукциона вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Корректировка (в том числе, уменьшение) заказчиком цены контракта, в зависимости от применения лицом, с которым заключается контракт упрощенной системы налогообложения, Законом о контрактной системе не предусмотрена, и противоречит принципу твердости цены контракта, установленного частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе».

    Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 30.05.2019 № 305-ЭС19-391 по делу № А40-88142/2018: «установленная контрактом стоимость оплаты соответствующих товаров, работ или услуг не соотносится с налоговыми обязательствами победителя, поскольку является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Следовательно, налоговые обязательства участника закупки не могут быть регламентированы ни аукционной документацией, ни законодательством о контрактной системе в сфере закупок».

    Незаконность действий заказчика по отказу в приемке исполненных обязательств в отсутствие счета-фактуры и указания на размер НДС в накладной подтверждается судебной практикой. Постановление АС Западно-Сибирского округа от 16.08.2019 по делу № А03-16525/2018: суд обязал заказчика принять товар и подчеркнул: независимо от условий контракта поставщик, применяющий УСН, вправе не выставлять счет-фактуру и не указывать НДС в накладной.

    • любой участник закупки, в том числе, применяющий налоговый “спецрежим”, вправе участвовать в закупках на общих основаниях;
    • при наличии сомнительных формулировок в проекте контракта использовать право направления запроса на разъяснение положений документации;
    • контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения;
    • применение победителем закупки “спецрежима” не влечет изменения условий контракта;
    • корректировка заказчиком в одностороннем порядке цены контракта, предложенной победителем, не допускается;
    • ни при каких условиях не формировать и не выставлять заказчику счета-фактуры, если участник закупки применяет специальный режим.

    Светлана Валюнина

    Автор: Светлана Валюнина главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

    Светлана Валюнина

    Автор: Светлана Валюнина
    главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

    Рост ставки НДС с 2019 года не только повысил фискальную нагрузку, но и принес бизнесменам немало сопутствующих проблем. Одна из них — переходящие контракты, которые были заключены при прежней ставке налога, и продолжают действовать сейчас. Рассмотрим, как правильно предусмотреть в договоре изменение ставки НДС и в каких случаях это нужно делать.

    Что такое переходящие контракты

    Договоры между бизнесменами часто заключаются на длительный срок, который может составлять до нескольких лет. Поэтому неудивительно, что многие из действующих сейчас контрактов были подписаны в период, когда увеличение НДС еще не планировалось и никакой информации об этом не было.

    А когда соответствующий закон был принят — перед бизнесменами встала необходимость произвести внесение изменений в переходящие договоры. Ведь весь объем реализации (за исключением льготных категорий) после 01.01.2019 в любом случае должен облагаться по ставке 20%, независимо от того, что написано в договоре.

    Несоответствие между положениями контракта и отгрузочными документами может повлечь за собой массу проблем как с контрагентами, так и с проверяющими. Это касается любых видов сделок: договоров аренды, купли-продажи, подряда и т.п.

    Но отражать увеличение ставки НДС в договоре необходимо не всем. Это зависит от вида деятельности и тех формулировок, которые присутствовали в документе изначально.

    Далее рассмотрим, кто может оставить все «как есть», а кому необходимо заняться переоформлением.

    Кто может не менять условия договоров

    В первую очередь — это льготники, которые платят НДС по ставкам 0% или 10%.

    Нулевая ставка относится в основном к экспортерам и тем, чей бизнес связан с экспортом, например, к международным перевозчикам (п. 1 ст. 164 НК РФ).

    Льготная ставка 10% распространяется, в частности, на продукты питания и детские товары (п. 2 ст. 164 НК РФ).

    В обоих случаях, если договор относится только к льготным категориям, то менять его не нужно. Повышение ставки коснулось только тех, кто платит налог на общих основаниях.

    Также не нужно ничего менять, если цена указана без учета налога. Здесь важна формулировка в договоре, она должна прямо включать в себя словосочетания «без НДС» или «без учета НДС».

    В договоре указано: «цена за единицу товара — 1000 рублей без учета НДС». В этом случае по всем отгрузкам до 31.12.2018 года включительно будет начисляться 180 руб. НДС в расчете на единицу, а начиная с 01.01.2019 — 200 руб. на единицу.

    Также договор может остаться неприкосновенным, если он вообще не включает в себя цену. Подобный тип контрактов предусматривает, что стоимость по каждой отгрузке согласуется отдельно. Для этого стороны подписывают приложение к договору или спецификацию. Здесь тоже все понятно — все подобные документы, начиная с 01.01.2019 года, нужно оформлять с учетом ставки 20%, а текст базового контракта останется неизменным.

    Есть еще один «экзотический» вариант, при котором можно не изменять ранее заключенные контракты. Речь идет о ситуациях, когда в договоре закреплено право продавца повышать цену при росте НДС. Но так как последний раз ставка НДС в России менялась в 2004 году (причем — в сторону уменьшения), то вряд ли таких предусмотрительных бизнесменов оказалось слишком много.

    Как внести изменения в договор

    Всем же остальным, кто не упомянут в предыдущем разделе, придется учесть повышение НДС в договоре. Лучше всего составить дополнительное соглашение со ссылкой на положения НК РФ.

    «Цена единицы товара без НДС составляет 1000 руб. В соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ при реализации до 31.12.2018 включительно дополнительно предъявляется НДС по ставке 18%, при реализации с 01.01.2019 — по ставке 20%».

    Если вы до сих пор не указали НДС 20% в переходящих договорах, постарайтесь договориться с контрагентами и подписать соглашения 2018 годом, чтобы в дальнейшем при проверках не возникало вопросов.

    Однако договориться получается далеко не всегда, и дело здесь не только в дате. Ведь покупатель, соглашаясь на изменение ставки НДС по действующему договору, несет убыток. В чем здесь дело и как стороны могут решить вопрос, рассмотрим далее.

    Кто заплатит за повышение ставки НДС

    Простой расчет показывает, что корректировка договора, описанная выше, невыгодна для покупателя. Ведь если ранее при цене 1000 руб. без НДС он в итоге платил 1180 руб. за единицу, то теперь ему придется заплатить 1200 руб. Дополнительные расходы составят 20 руб., что составляет примерно 1,7% от первоначальной цены (20 / 1180).

    Сумма в примере невелика, но на практике стоимость контракта нередко исчисляется миллионами рублей. Поэтому изменение цены в договоре на 1,7% может привести к ощутимым дополнительным расходам для покупателя.

    Поставщик может попробовать договориться со своим контрагентом. Если покупатель тоже платит НДС, то есть смысл сослаться на то, что он сможет поставить сумму налога к вычету по декларации. Правда, эта экономия «возникнет» позднее, лишь по итогам расчетного квартала, но стороны могут дополнительно договориться о рассрочке по оплате.

    Если же покупатель работает на спецрежиме или просто отказывается согласовать изменения без объяснения причин, то поставщик оказывается в сложном положении.

    В этом случае он должен выделить НДС по ставке 20% из первоначальной цены, рассчитанной на 18% ставку. В итоге выручка без НДС составит 1180 / 120 х 100 = 983,33 руб. Т.е. 1,7% от дохода теряет уже продавец.

    Чиновники в своих разъяснениях указывают, что рост ставки НДС не должен вызывать автоматической корректировки договорных цен.

    В части госконтрактов такой пересмотр возможен только для крупных сделок, стоимость которых исчисляется миллиардами рублей (письмо Минфина РФ от 28.08.2018 № 24-03-07/61247).

    Что же касается обычных договоров между коммерческими организациями, то здесь чиновники полностью оставляют решение этого вопроса на усмотрение сторон (п. 1 письма ФНС РФ от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@).

    А если договориться, как описано выше, не удалось, то изменение цены в договоре возможно только через суд.

    Может ли суд заставить покупателя согласиться на изменение цены

    Судебные перспективы для поставщика здесь весьма сомнительны. Во-первых, изменения законодательства сами по себе не обязывают стороны корректировать условия договора (п. 2 ст. 422 ГК РФ). Исключение возможно только для тех ситуаций, когда новый нормативный акт прямо предписывает внесение таких изменений. Но в законе от 03.08.2018 № 303-ФЗ о договорах не упоминается.

    Поставщик также может сослаться на ст. 451 ГК РФ, которая дает возможность корректировать договоры при существенном изменении обстоятельств. Но, как мы увидели выше, потенциальные потери продавца составляют менее 2% от суммы сделки. Доказать суду, что этот ущерб является существенным, будет непросто.

    Когда в 2004 году снизилась ставка НДС, возникали аналогичные споры, только в зеркальном отражении. В той ситуации, если поставщики отказывались снизить цену, ущерб несли покупатели.

    Суды обычно указывали, что общая цена договора может быть изменена только по соглашению сторон, а сумма НДС в спорных случаях выделяется из нее расчетным путем по действующей на момент реализации ставке.

    Эту позицию в итоге подтвердил и Высший Арбитражный Суд РФ (п. 17 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33).

    Скорее всего, суды и сейчас будут рассматривать переходящий НДС с аналогичных позиций. Поэтому шансы поставщиков на принудительное изменение условий контрактов невелики.

    Как начислять налог при «переходящих» сделках

    Бизнес-процессы протекают непрерывно, поэтому при смене условий налогообложения неизбежно возникают «переходные» сделки. Речь идет о ситуациях, когда реализация и оплата относятся к периодам с разной действующей ставкой налога. Критерий здесь следующий — начисление НДС нужно производить в соответствии с датой реализации, независимо от периода перечисления оплаты.

    НДС в договоре подряда с аванса, перечисленного в 2018 году, начисляется по расчетной ставке 18/118. Если работы выполнены в 2019 году, то к их стоимости уже применяется ставка 20%. Вычет «авансового» НДС после реализации производится по ставке начисления — 18/118.

    В обратной ситуации, когда реализация была в 2018 году, с ее суммы начисляется НДС по ставке 18%. Оплата в данном случае может производиться в любом периоде, на сумму налога это никак не повлияет.

    Как избежать «переходных» проблем с налоговиками

    Переход на новую ставку НДС влечет за собой немало проблем для бизнесменов. Но к ним может добавиться и еще одна: с контролирующими органами.

    Не секрет, что НДС находится под самым пристальным вниманием налоговиков. Этот платеж дает существенную часть поступлений в бюджет, а для бизнеса — является основной фискальной нагрузкой.

    Поэтому все бизнесмены стремятся оптимизировать этот налог, и далеко не всегда — законными методами. Существенная часть нарушений закона в сфере налогообложения связана именно с НДС.

    Неудивительно, что с точки зрения контролеров сложилась своеобразная презумпция виновности налогоплательщиков в части НДС. Поэтому проверка деклараций часто заканчивается для компании серьезными проблемами. Бизнесмену приходится предоставлять массу документов и давать множество пояснений, чтобы отвести от себя подозрения в незаконных действиях.

    Эта статья поможет вам разобраться в регламенте камеральной проверки, понять свои права и обязанности, а также подготовиться к возможным трудностям. Наших клиентов вообще не касаются сложности, связанные с изменениями налогового законодательства, в том числе и ставок НДС.

    Все «технические» вопросы берут на себя наши эксперты. Если же какие-либо действия в этой области требуются от владельцев или руководства компании — мы своевременно предупреждаем об этом.

    А еще мы подготовили инструкцию для своих клиентов: что необходимо предпринять плательщикам НДС в связи с повышением ставки налога. Ваша бухгалтерия так же заботится о вас?

    Резюме

    В связи с ростом ставки НДС у большинства бизнесменов возникает необходимость внести корректировки в договоры. Оставить условия без изменения могут только льготники и те, в чьих контрактах нет прямого указания на «старую» ставку НДС.

    Однако покупатели не заинтересованы в повышении цены и могут отказаться подписать дополнительные соглашения.

    В этом случае поставщик, скорее всего, будет вынужден возместить рост налоговой ставки за свой счет. Попытка решить вопрос через суд вряд ли будет удачной.

    Читайте также: