Ндс на электронные услуги в 2020

Опубликовано: 25.03.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация приобретает электронные услуги у иностранных поставщиков, которые встали на учет в РФ в целях уплаты НДС. Покупатель имеет право на вычет НДС. В договоре указано, что цена услуги - без НДС, НДС в размере 20 процентов начисляется сверху.
Какая ставка НДС (20% или 16,67%) должна быть указана в акте?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Итоговая стоимость электронных услуг по договору с иностранным поставщиком исчисляется путем увеличения стоимости услуг, установленной договором, на 20%.
Порядок указания налоговой ставки НДС в акте оказанных услуг, выставляемом иностранной организацией, российским законодательством не регламентирован.

Обоснование вывода:
В связи с оказанием российской организации услуг в электронной форме, поименованных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ (далее - электронные услуги), у иностранной организации - исполнителя в рассматриваемой ситуации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Поскольку данная операция не подпадает под действие ст. 149 НК РФ, она подлежит налогообложению НДС.
Согласно действующим правилам налогообложения иностранная организация - продавец электронных услуг в данном случае должна самостоятельно исчислять и уплачивать НДС в России, что сопряжено с необходимостью ее постановки на учет в российском налоговом органе (п.п. 1, 4.6 ст. 83, ст. 174.2 НК РФ). При этом российская организация - заказчик не признается налоговым агентом по НДС и не должна выполнять соответствующие функции (смотрите также письма Минфина России от 14.08.2020 N 03-07-08/71415, от 10.04.2020 N 03-07-14/28744, от 29.03.2019 N 03-07-08/23438).
В соответствии с п. 2 ст. 174.2 НК РФ при оказании иностранными организациями электронных услуг, местом реализации которых признается территория РФ (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ), налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Ставка налога в таком случае определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67% процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации условиями договора с иностранной организацией прямо установлено, что стоимость услуг по договору не включает в себя НДС. Более того, в договоре присутствует формулировка "стоимость услуг увеличивается на сумму НДС". Таким образом, очевидно, что НДС в данной ситуации следует начислять сверх цены договора.
При этом начисление НДС сверх цены договора по ставке 16,67% не соответствует законодательству, так как в силу п. 5 ст. 174.2 НК РФ данная ставка является расчетной, что в случае ее применения к стоимости услуг с учетом налога соответствует сумме налога, включенной в стоимость услуги, облагаемой по общеустановленной налоговой ставке 20% (20/120 х 100% = 16,67%) (письмо ФНС России от 10.03.2017 N СД-3-3/1626@).
Таким образом, считаем, что в данной ситуации итоговая цена договора исчисляется путем увеличения стоимости услуг, установленной договором, на 20%.
Несмотря на особенности расчета цены договора, фактически иностранная компания применяет расчетную налоговую ставку 16,67%, которая, по нашему мнению, и должна указываться в акте оказанных услуг. При этом отметим, что российское законодательство не регламентирует порядок заполнения акта оказанных иностранной организацией электронных услуг.
Более того, в соответствии с п. 2.1 ст. 171 НК РФ российская организация (ИП) - покупатель может принять к вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении электронных услуг у иностранной организации, при наличии договора и (или) расчетного документа с выделением суммы НДС и указанием ИНН и кода причины постановки на учет иностранной организации, а также документов на перечисление оплаты (включая сумму НДС) иностранному поставщику электронных услуг (письма ФНС России от 12.02.2020 N СД-4-3/2280@, Минфина России от 29.03.2019 N 03-07-08/23438, от 02.07.2018 N 03-07-08/45522).
Как видим, непосредственно акт оказанных услуг не является обязательным документом для принятия НДС к вычету. Соответственно, указание ставки 20% или того факта, что НДС включен в сумму (VAT included), при условии правильного расчета суммы налога и его выделения, на наш взгляд, не влечет каких-либо негативных последствий для покупателя.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Исчисление и уплата НДС иностранными организациями при оказании услуг в электронной форме;
- Энциклопедия решений. Вычет НДС при покупке электронных услуг у иностранной компании;
- Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) иностранными лицами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Ответ прошел контроль качества

16 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Данякина Е. И.

налоговый консультант, президент территориального представительства ИПБР

Расскажем, что изменилось по налогу на добавленную стоимость

Самые масштабные изменения в Налоговый кодекс внес Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ. Они коснулись большинства налогов и сборов. О самых важных из них мы рассказали в статье «11 важных изменений по налогам с 2020 года».

Теперь подробнее остановимся на изменениях по налогу на добавленную стоимость.

1. Новые льготируемые операции по НДС

С 1 января 2020 года появились новые льготируемые операции, которые связаны с импортом и реализацией гражданских воздушных судов и связанных с ними товаров. Когда вы импортируете такое имущество, то НДС платить не нужно (ст. 150 НК РФ).

Реализация гражданских воздушных судов и связанных с ними товаров облагается НДС по ставке 0% (пп. 15-17 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для подтверждения ставки 0% нужно представить в налоговые органы документы, которые предусмотрены пп. 15.1-15.3 ст. 165 НК РФ.

2. Новые операции по ставке НДС 0%

Введены новые операции по ставке 0% (пп. 3.1, 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). С 1 января 2020 года на транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов установлена нулевая ставка. Сохранен стандартный пакет документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС 0%, налоговых вычетов по соответствующим операциям и срок их предоставления в налоговый орган.

3. Восстановление НДС при реорганизации

Не признается объектом налогообложения передача правопреемнику имущества и имущественных прав реорганизуемой организации. Поэтому начислять НДС и восстанавливать ранее принятый к вычету НДС по таким объектам не нужно. Это общее правило.

Правопреемник должен восстановить НДС, если (ст. 170 НК РФ):

  • применяет специальный налоговый режим (переходит на него после реорганизации);
  • использует товары (работы, услуги), ОС, НМА, имущественные права, приобретенные реорганизуемой организацией, для не облагаемых НДС операций;
  • принимает к учету товары, по которым реорганизуемая организация заявила вычет по авансу;
  • изменяет стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) реорганизуемой организации в сторону уменьшения.

Если организация применяет общую систему налогообложения, а потом переходит к упрощенной системе налогообложения, то она должна восстанавливать налог на добавленную стоимость.

В случае реорганизации ранее считалось иначе: право на вычеты использовала прежняя организация, а реорганизованная — это уже новая организация, у которой нет обязанности восстанавливать НДС по имуществу правопредшественника. На этом была основана схема: если вы хотели перейти на УСН и не восстанавливать НДС, то можно было это сделать через реорганизацию.

С 1 января 2020 года применять такую схему не получится — правопреемник должен восстановить НДС. Для этого правопреемнику нужно получить у правопредшественника все документы на передаваемое имущество, включая счета-фактуры. Если вдруг счета-фактуры не передавались, НДС, подлежащий восстановлению, будет исчисляться исходя из балансовой стоимости имущества.

4. Восстановление НДС при переходе на ЕНВД

С 1 января 2020 года изменился порядок восстановления НДС, если компания по некоторым видам деятельности переходит на ЕНВД, оставаясь при этом на ОСНО:

  • в таких случаях нужно восстановить суммы НДС, принятые к вычету, по товарам (работам, услугам, ОС, НМА), если их будут использовать в деятельности, по которой применяется ЕНВД;
  • не нужно восстанавливать НДС в отношении товаров (работ, услуг, ОС, НМА), которые после перехода на уплату ЕНВД будут продолжать использоваться в рамках деятельности, облагаемой в рамках ОСНО (пп. 2, 3 ст. 170 НК РФ).

Важный момент — нужно вести раздельный учет доходов, расходов, сумм «входного» НДС в разрезе видов деятельности, подпадающих под ЕНВД или осуществляемых в рамках общей системы налогообложения.

Если же товары (работы, услуги, ОС, НМА) используются как в деятельности, облагаемой по вмененному доходу, так и в деятельности, облагаемой НДС, то суммы входного НДС:

  • принимают к вычету либо учитывают в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) в пропорции, которая определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются НДС (единым налогом на вмененный доход), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

5. Вычет НДС при создании нематериальных активов (НМА)

С 1 января 2020 года пункт 1 ст. 172 НК РФ дополнили новой нормой.

Если организация создает НМА собственными силами и для этого приобретает товары, работы, услуги, то входной НДС по ним можно принять к вычету, не дожидаясь завершения работ и отражения созданного объекта в составе НМА на счете 04. Достаточно принять к учету эти товары, работы, услуги.

6. НДС у плательщиков единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН)

Плательщики ЕСХН уплачивают НДС, но для них есть льготы: при выручке ниже лимита выручки они могут получить освобождение от уплаты НДС (пп. 1, 5 ст. 145 НК РФ).

Обратите внимание, в 2020 году лимит выручки для плательщиков ЕСХН, позволяющий применять освобождение от уплаты НДС, составляет 80 млн рублей (в 2019 году он был 90 млн рублей). На этот лимит должны ориентироваться те налогоплательщики, которые намерены реализовать право на освобождение от уплаты НДС с 1 января 2021 года.

Наталья Ванина

Автор: Наталья Ванина Директор Департамента по бухгалтерскому обслуживанию российского малого бизнеса

Наталья Ванина

Автор: Наталья Ванина
Директор Департамента по бухгалтерскому обслуживанию российского малого бизнеса

С 1 января 2019 года отменена обязанность по исчислению и уплате НДС российскими компаниями при приобретении электронных услуг у иностранных поставщиков. Таким образом, российские компании больше не удерживают НДС при перечислении денег за услуги, оказанные иностранной организацией – поставщиком электронным услуг, и не перечисляют налог в бюджет.

НДС по услугам иностранной организации: что изменилось?

Итак, налоговыми агентами по НДС иностранной организации российские компании больше не являются.

Отныне обязанность по исчислению и уплате НДС за услуги в электронной форме возлагается на иностранную компанию, которая продает электронные услуги на территории России.

Полный перечень услуг в электронной форме перечислен в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ.

К услугам относятся:

  • предоставление прав на использование программ и баз данных;
  • оказание рекламных услуг в интернете;
  • предоставление рекламных площадок в интернете;
  • предоставление торговой площадки в интернете;
  • поддержка сайтов;
  • предоставление доменных имен, услуги хостинга.

При этом к оказанию электронных услуг не относятся:

  • консультационные услуги по электронной почте;
  • передача прав пользования программами на материальных носителях;
  • оказание услуг по предоставлению доступа в интернет (услуги провайдеров);
  • при заказе товаров (работ или услуг) через интернет, когда поставка осуществляется не через интернет.

НДС за электронные услуги нерезидентов РФ теперь будут платить не российские покупатели, а сами иностранные компании.

Для этого зарубежной фирме, оказывающей электронные услуги, теперь надо встать на учет в ИФНС и ежеквартально сдавать отчетность по НДС и платить налог в российский бюджет.

Как иностранной организации встать на учет в ФНС

Давайте разберемся, что нужно сделать продающей электронные услуги иностранной компании для того, чтобы платить НДС в России.

Для простоты восприятия мы подготовили короткую инструкцию для плательщиков НДС по электронным услугам иностранных организаций.

  • Как подать заявление?

Пройти регистрацию можно удаленно через НДС-офис иностранной интернет-компании . Этот сервис доступен и на английском языке: VAT OFFICE FOR ONLINE SERVICE PROVIDERS

  • Сколько времени налоговая ставит на учет?

Налоговой отводится 30 рабочих дней для принятия решения о постановке на учет, независимо от способа представления заявления.

  • В какую налоговую обращаться?

МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 осуществляет постановку на учет иностранных плательщиков НДС.

  • Какие документы подавать?

При направлении заявления о постановке на учет в электронной форме через официальный сайт ФНС России вместе с заявлением направляется сканированный образ выписки из реестра в стране регистрации иностранного предприятия компании или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранной организации с переводом на русский язык (без заверения).

  • Какие требования к выписке?

Выписка из реестра иностранных компаний не подлежит легализации (апостилированию) в случае направления заявления о постановке на учет в электронной форме через официальный сайт ФНС России. При этом Выписка направляется вместе с переводом на русский язык (нотариального заверения не требуется).

  • Размер госпошлины за регистрацию плательщика НДС в РФ?

Государственной пошлины за постановку на учет иностранной интернет-компании нет.

  • Что делать после постановки на учет иностранной компании?

Необходимо ежеквартально рассчитывать и уплачивать НДС на иностранные электронные услуги в бюджет РФ, а также подавать налоговую декларацию по НДС. Налоговая декларация и уплата налога осуществляется в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

  • Как понять надо ли вставать на учет в российской налоговой?

Некоторые особенности:

  • Если иностранная компания осуществляет свою работу через агентов, расчеты также происходят через агентов, то обязанность по исчислению НДС и уплате в бюджет лежит на агентах (пп. 2 п. 26 ст. 149 НК РФ).
  • Реализация исключительных прав на территории РФ по лицензионным договорам освобождена от уплаты НДС, это также распространяется на иностранные компании, в данном случае нет необходимости вставать на учет в налоговых органах (п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

Иностранным клиентам, которые продают электронные услуги на территории России, мы предлагаем воспользоваться нашим сервисом «НДС – электронные услуги».

В рамках этого сервиса мы:

  • осуществляем постановку иностранной организации на учет в российской налоговой в качестве плательщика НДС;
  • ежеквартально рассчитываем НДС по электронным услугам и сдаем декларацию по этому налогу.


Ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения

Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@).

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Интересные примеры по электронным услугам

К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за такие услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
  • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.

Автор: Денис Алексеев, юрист в Аккаунтор

С 1 января 2019 года «налог на Google» будет распространяться на всех покупателей электронных услуг иностранных компаний. Иностранные организации обязаны будут регистрироваться в налоговых органах, самостоятельно рассчитывать и уплачивать российский НДС вне зависимости от того, кто является контрагентом по сделке: физическое лицо, юридическое или индивидуальный предприниматель.

Российские контрагенты, покупающие такие услуги, больше не будут исполнять обязанности налоговых агентов. К услугам, оказываемым в электронной форме, например, относятся платежи за внутригрупповые IT-услуги, продажи через интернет-магазины физическим лицам.

В налоговом законодательстве РФ появился новый объект налогообложения НДС – реализация электронных услуг.

В связи с этим рекомендуем прежде всего проверить еще раз, нужно ли вашей компании или нескольким компаниям, входящим в одну группу, встать на учёт в налоговом органе РФ?

Как понять, нужно ли нашей компании вставать на учёт и платить НДС?

Есть ряд критериев, которые помогут понять, необходимо ли компании вставать на учёт:

  • Компания любой организационно-правовой формы продавца должна быть зарегистрирована за пределами Российской Федерации и не иметь на территории России филиалов либо представительств;
  • Контрагент или покупатель должен находиться в России;
  • Услуги должны оказываться в электронной форме;
  • Посредничество в расчетах при оказании электронных услуг. Так, иностранные компании-посредники платят «налог на Google», только если они являются крайними посредниками. Например, иностранные компании, которые продают услуги в России, а не те, которые их выполняют.

Какие услуги относятся к электронным?

Российское налоговое законодательство относит к услугам, оказываемые в электронной форме те услуги, «которые оказываются через Интернет, автоматизировано с использованием информационных технологий».

В законе есть точный список электронных услуг:

  1. Подписки на программы, игры, базы данных, их обновление и расширение функционала;
  2. Оказание рекламных услуг в Интернете, а также предоставление рекламного пространства в Интернете;
  3. Оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров, работ, услуг и имущественных прав в Интернете;
  4. Предоставление услуг посредничества между покупателями и продавцами в Интернете. Например, маркетплейсы или аукционы;
  5. Создание и поддержка сайтов или страниц присутствия в Интернете;
  6. Хранение и обработка информации. Например, облачные хранилища;
  7. Предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе. Например, аренда серверов;
  8. Предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
  9. Оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов;
  • Предоставление услуг автоматического поиска и обработки данных, например, сводки с фондовый биржи или автоматический перевод;
  1. Продажа электронных книг, изданий, графических изображений, музыки, видео и т.д.;
  2. Оказание услуг по поиску или представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  3. Предоставление доступа к поисковым системам;
  4. Ведение статистики на сайтах.

Кроме того, российское налоговое законодательство содержит открытый перечень услуг, которые не относятся объекту налогообложения.

К таким услугам в электронной форме не относятся следующие операции:

  1. Реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через Интернет поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования Интернета;
  2. Реализация программ или игр для компьютерных систем, баз данных на материальных носителях. Например, продажа компьютерных игр на CDи DVDдисках;
  3. Оказание консультационных услуг по электронной почте. Например, оказание услуг консалтинговыми и юридическими компаниями;
  4. Оказание услуг по предоставлению доступа к Интернету.

Что необходимо сделать в том случае, если иностранная компания обязана уплачивать НДС за электронные услуги?

Проверить, нужно ли компании регистрироваться и поставить её на учет можно через ресурс НДС-офис интернет-компании.

После подачи всех данных на сайте компания получит доступ в течение 30 рабочих дней с уведомлением по электронной почте.

После регистрации необходимо будет сдавать ежеквартальные налоговые отчеты в российский налоговый орган. Это можно делать на английском языке.

Подавать налоговую декларацию и уплачивать НДС нужно в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Право на налоговый вычет по НДС

С 1 января 2019 года вводятся дополнительное положение, которое определяет условие и право на налоговый вычет. Налоговый вычет может получить покупатель-контрагент иностранной компании при условии, если:

  1. Иностранная компания состоит на налоговом учете налоговых органах Российской Федерации;
  2. Есть действительный договор или расчетный документ с выделением суммы налога;
  3. В договоре указан ИНН;
  4. Указан код причины постановки на учет иностранной организации;
  5. Есть документы на перечисление оплаты, включая сумму налога иностранной организации.

Сведения о таких иностранных организациях (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет и дата постановки на учет в налоговых органах) должны быть размещены на официальном сайте ФНС.

Что будет если компания не зарегистрируется?

  1. Если иностранная компания оказывает электронные услуги без регистрации, то она может быть оштрафована на 10% от дохода от этих услуг, но не меньше 40 000 рублей.
  2. Покупатели услуг таких компаний лишаются права получения налогового вычета. В результате иностранные компании будут терять контрагентов и ухудшат репутацию на российском рынке.

Как может помочь Аккаунтор?

Сотрудники Аккаунтор оказывают всестороннюю помощь, в том числе помогают собрать все документы и поставить иностранную компанию на налоговый учет. В дальнейшем обеспечивает своевременную подачу необходимой отчетности, а если нужно, предоставляем пояснения в государственные органы. Специалисты Аккаунтор постоянно отслеживают изменения в законодательстве, что позволит иностранным компаниям вести свой бизнес в России безопасно и своевременно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка.

Читайте также: