Ндс на электроэнергию для предприятий

Опубликовано: 15.04.2024

Учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг?

27 декабря 2016 года появилось письмо ФНС РФ N СД-19-3/197, в котором служба пояснила, что при приобретении КУ потребителями сумма НДС всегда учитывается в цене коммунальных услуг.

Подробнее о содержании письма расскажем сегодня.

Заключение договоров предоставления коммунальных услуг

Цена коммунальных услуг

В Федеральную налоговую службу часто поступают вопросы о том, выставляется ли НДС при приобретении потребителями коммунальных услуг. Поэтому ведомство составило письмо, в котором разъяснило, учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения считаются:

  • операции по осуществлению товаров, работ и услуг на территории России,
  • передача имущественных прав.

Другие операции налогами не облагаются. Полных их перечень представлен в ст. 149 НК РФ. Нас интересует пп. 29 п. 3 указанной статьи, согласно которому не подлежит налогообложению реализация КУ, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК и другими специализированными потребительскими кооперативами.

ФНС РФ делает вывод, что от налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг только тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

Правила предоставления коммунальных услуг в 2017 году

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, осуществляемые организациями коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС.

Что такое организация коммунального комплекса, объясняет Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ. Это юридическое лицо:

  • занимающееся системами коммунальной инфраструктуры,
  • эксплуатирующее объекты для утилизации ТБО.

Организационно-правовая форма юридического лица не важна, чего не скажешь о порядке использования системы коммунальной инфраструктуры.

Она должна применяться для производства товаров или оказания услуг для обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

П. 1 ст. 168 НК РФ определяет, что при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате покупателю сумму налога.

Планируемые изменения в нормативах потребления коммунальных услуг

НДС на коммунальные услуги

Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.

Когда дальше УО поставляет коммунальные услуги потребителям, НДС она не прибавляет (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако, согласно п. 2 ст. 170 НК РФ, суммы НДС, предъявлённые управляющей организации организациями коммунального комплекса, учитываются УО в стоимости приобретённых КУ.

Поэтому потребители оплачивают КУ по стоимости, в которой уже учтена сумма НДС.

ФНС РФ приводит пример. Организация коммунального комплекса предоставляет коммунальную услугу управляющей организации по тарифу и НДС согласно этому тарифу: 100 и 18 рублей соответственно.

НДС УО учитывает в стоимости приобретённых коммунальных услуг и поставляет их потребителям за 118 рублей с учётом НДС.

ФНС РФ напоминает, что в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ управляющая организация может отказаться от освобождения от налогообложения операций, перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ.

Если УО выбирает этот вариант, то потребители оплачивают тариф, увеличенный на сумму НДС – 118 рублей, из которых 100 рублей – тариф и 18 рублей – НДС. Поэтому потребители приобретают коммунальные услуги с уже учтённой суммой НДС.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Предприятие (общая система налогообложения, арендодатель) заключило договор аренды нежилого помещения с условиями выкупа с другим предприятием. Энергосбытовая компания предъявляет счет-фактуры на оплату электроэнергии. НДС принимается к вычету в полной сумме. Предприятие же, в свою очередь, выставляет счет-фактуру на электроэнергию арендатору и в ней указывает следующий текст: "Возмещение затрат по электроэнергии за август 2020 г.". НДС начисляется к уплате. При этом в договоре аренды ничего не сказано про возмещение затрат.
Правильно ли это?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Компенсация арендодателю стоимости электроэнергии правомерна даже в том случае, если стороны не зафиксировали это в договоре. Но все же рекомендуем урегулировать договором (допсоглашением) вопрос о порядке возмещения расходов арендодателя на оплату электроэнергии, фактически потребляемой арендатором. Примерная формулировка фрагмента договора приведена в Обосновании.
Перевыставление счетов-фактур на электроэнергию арендатору правомерно. У арендодателя есть право на вычет НДС, предъявленного энергоснабжающей организацией. Но тем не менее нельзя полностью исключить риска споров с налоговым органом.

Обоснование вывода:
На практике существует несколько способов обеспечения арендатора коммунальными услугами:
- арендатор самостоятельно заключает договоры на коммунальные услуги с поставщиками услуг;
- арендатор заключает с арендодателем агентский договор, чтобы последний выступал его представителем перед поставщиками коммунальных услуг;
- арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы;
- арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом (по отдельному счету).
Из текста вопроса следует, что здесь подходит такой вариант формулировки договора: арендатор компенсирует арендодателю стоимость потребленной электроэнергии (в т.ч. НДС) отдельным платежом. Расчет производится по тарифу энергоснабжающей организации. Правомерность такой формулировки подтверждается, например, постановлением Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12664/08, постановлением Шестнадцатого ААС от 05.08.2019 N 16АП-2778/19.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12664/08 указано, что без обеспечения помещения электроэнергией, водой, теплоэнергией, другими видами коммунального обслуживания арендатор не имеет возможности реализовать право пользования арендуемым помещением, необходимым ему для осуществления своей деятельности. Из этого довода ВАС следует вывод, что перевыставление счетов-фактур арендодателем арендатору правомерно.
Отмечаем, что компенсация арендодателю стоимости коммунальных услуг (в данном случае электроэнергии) правомерна даже в том случае, если стороны не зафиксировали в договоре аренды порядок распределения расходов на их оплату, поскольку стоимость коммунальных услуг не является по умолчанию частью арендной платы, а признается расходами на содержание арендованного имущества, которые по общему правилу возлагаются на арендатора. В большинстве случаев арбитражные суды признают оплату коммунальных услуг расходами арендатора на содержание имущества (смотрите, например, определение ВАС РФ от 14.03.2008 N 3270/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2007 N А05-3280/2006, ФАС Уральского округа от 12.09.2007 N Ф09-10517/06-С6, ФАС Центрального округа от 28.03.2007 N А36-1394/2006 и от 07.04.2008 N А68-280/07-24/7, Восемнадцатого ААС от 02.07.2009 N 18АП-3203/2009).
Официальная позиция Минфина и ФНС состоит в том, что арендодатель не может перевыставлять арендатору счета-фактуры на стоимость услуг, оказанных арендодателю снабжающими организациями, и объекта обложения НДС у арендодателя не возникает (письма Минфина России от 31.12.2008 N 03-07-11/39, от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 27.12.2007 N 03-03-06/1/895, от 10.02.2011 N 03-03-06/1/86, письма ФНС России от 29.12.2005 N 03-4-03/2299/28@, от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340@, от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ (п. 2)).
Далее, следуя логике приведенных разъяснений, если обязанность по выставлению счетов-фактур у арендодателя отсутствует, то и право на вычет НДС по коммунальным услугам, компенсируемым арендатором, формально не возникает (письма УФНС России по г. Москве от 24.05.2007 N 19-11/48202 и от 21.05.2008 N 19-11/48675). Аналогичный вывод представлен в письмах Минфина России от 17.09.2009 N 03-07-11/232, от 03.03.2006 N 03-04-15/52.
Но мы делаем вывод, что есть аргументы принимать к вычету весь НДС от ресурсоснабжающей организации в данной ситуации.
Рассматривая споры о применении вычета при передаче электроэнергии абонентом субабоненту, суды указывают, что если отпуск электроэнергии субабоненту является реализацией и подлежит обложению НДС, то, соответственно, налогоплательщик имеет право на применение налогового вычета, так как налоговое законодательство не содержит ограничений на предъявление вычетов по НДС при такой передаче (смотрите, например, определение ВАС РФ от 21.08.2008 N 10600/08, постановления ФАС Московского округа от 11.07.2014 N Ф05-7100/14 по делу N А40-17937/2013, от 15.02.2011 N КА-А40/11-11 по делу N А40-88545/09-114-539, ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2010 N Ф07-9614/2010 по делу N А56-91641/2009, ФАС Поволжского округа от 06.05.2010 по делу N А72-15872/2009). В таком случае можно говорить о том, что приобретенные ресурсы используются в облагаемой НДС деятельности, и, соответственно, "входной" НДС у абонента (в данном случае у арендодателя) принимается к вычету.
Суды указывают, что налоговое законодательство не предусматривает обязательного наличия согласия или разрешения энергоснабжающей организации для признания отпуска абонентом субабоненту электроэнергии операцией, признаваемой объектом обложения НДС. Для применения налоговых вычетов необходимо только соблюдение предусмотренных ст.ст. 169, 171-172 НК РФ условий (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 N 09АП-30681/13). Нормы НК РФ, устанавливающие основания и порядок применения налоговых вычетов по НДС, подлежат применению независимо от соблюдения сторонами по договору положений ГК РФ (постановления ФАС Поволжского округа от 14.07.2011 N Ф06-5841/11, ФАС Московского округа от 05.06.2009 N КА-А40/4954-09).
В то же время нельзя исключать риск споров с налоговым органом, т.к. есть судебные акты, запрещающие вычет по коммунальным услугам арендодателю. ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 12.09.2006 N А52-353/2006/2 указал, что предприниматель (арендодатель) не осуществляет реализации коммунальных услуг, выручки от этой операции не имеет, сумма возмещения коммунальных расходов не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость, Предприниматель не праве включать в состав налоговых вычетов суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного организациям за оказанные его арендаторам коммунальные услуги. Но следует учесть, что ситуация в этом судебном акте отлична от ситуации, изложенной в вопросе, т.к. из текста вопроса следует, что арендодатель сумму перевыставляемой электроэнергии включает в выручку и облагает ее НДС.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Обеспечение арендатора коммунальными услугами;
- Энциклопедия решений. Как облагаются НДС коммунальные услуги при аренде помещений?;
- Вопрос: МУП, применяющее общую систему налогообложения, приобретает электроэнергию и холодную воду, в договорах не содержится согласия на передачу электроэнергии и воды субабонентам. У МУП с субабонентами заключены договоры посреднического характера на оказание агентских услуг. С некоторыми из субабонентов заключены договоры аренды помещений. На основании показаний счетчиков МУП выставляет счета, акты и счета-фактуры субабонентам. Следует ли МУП начислять НДС при передаче электроэнергии и воды субабонентам? Нужно ли выписать счет-фактуру и зарегистрировать в книге продаж? Может ли МУП принять к вычету НДС, предъявленный ему энерго- и водоснабжающей организациями? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2014 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Ответ прошел контроль качества

23 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Ответ на вопрос

Гарантирующим поставщиком ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» обслуживаются следующие категории потребителей:

  • население и приравненные к нему потребители;
  • прочие потребители.

Для потребителей группы «Прочие» расчет стоимости электроэнергии (мощности) осуществляется с использованием предельных уровней нерегулируемых цен на электроэнергию (мощность), которые рассчитываются гарантирующим поставщиком согласно Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1179, и в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442 на основании ежемесячно публикуемой коммерческим оператором АО «АТС» на официальном сайте www.atsenergo.ru информации о средневзвешенных нерегулируемых ценах.

Конечная цена на электроэнергию (мощность) формируется как сумма средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены покупки электроэнергии, сложившейся на оптовом рынке по данным АО «АТС», и регулируемой составляющей, включающей в себя стоимость услуг, подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством РФ, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителя, в том числе:

  • стоимость услуг по передаче электрической энергии;
  • стоимость комплексной услуги по расчету требований и обязательств участников оптового рынка, оказываемой ЗАО «ЦФР»;
  • стоимость услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, оказываемых системным оператором;
  • сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
  • стоимость услуг по организации оптовой торговли электрической энергией, оказываемых коммерческим оператором АО «АТС».

Предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) (далее - предельные уровни нерегулируемых цен) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по следующим ценовым категориям:

Первая ценовая категория – для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период.

Цена покупки мощности на ОРЭМ уже учтена в цене электроэнергии, поэтому потребитель оплачивает весь потребленный объем за месяц по одной цене. Стоимость услуг по передаче электроэнергии определяется по одноставочному тарифу. Эта ценовая категория доступна потребителям с максимальной мощностью энергопринимающих устройств менее 670 кВт.

Вторая ценовая категория – для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода.

Цена покупки мощности на ОРЭМ также включена в цену электроэнергии, как и в первой категории. Стоимость услуг по передаче электроэнергии определяется по одноставочному тарифу, ценовая категория доступна для потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств менее 670 кВт.

При выборе 2 ценовой категории энергопринимающие устройства потребителя в обязательном порядке должны быть оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электроэнергии по зонам суток.

Третья и пятая ценовые категории - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по одноставочному тарифу.

При выборе пятой ценовой категории потребитель обязан планировать свое почасовое потребление и оплачивать отклонения, которые включаются в стоимость электроэнергии.

Четвертая и шестая ценовые категории - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по двухставочному тарифу.

В шестой ценовой категории также как в пятой возникают обязательства по планированию почасового потребления и оплате отклонений.

Таким образом, ценовые категории от третьей до шестой доступны всем без исключения юридическим лицам – потребителям электроэнергии при оборудовании точек поставки приборами учета, позволяющими получать данные о почасовом потреблении электроэнергии. Однако, потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройства которых в границах балансовой принадлежности более 670 кВт не могут выбрать первую и вторую ценовые категории.

Изменение ценовой категории осуществляется путем направления в адрес ГП по месту заключения договора уведомления за 10 рабочих дней до начала расчетного периода, с которого предполагается изменить ценовую категорию. При этом изменение уже выбранного на текущий период регулирования варианта тарифа за услуги по передаче электрической энергии (мощности) не допускается.

Вариант тарифа за услуги по передаче электрической энергии (мощности) (одноставочный/двухставочный) возможно изменить путем направления в адрес ГП" уведомления в течение 1 месяца с даты принятия (опубликования) решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии РСТ Ростовской области.

Для населения и потребителей, приравненных к населению расчет стоимости потребленной электроэнергии осуществляется по тарифам, утвержденным регулирующим органом - Региональной Службой по тарифам Ростовской области.

На территориях, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка, к которым и относится Новосибирская область, электрическая энергия (мощность) продается по нерегулируемым ценам. При этом цена на неё меняется каждый месяц и напрямую зависит от колебания цен на оптовом рынке, а также от базовых характеристик составляющих цены, которые предприятие вправе выбрать самостоятельно (с учетом ограничений по законодательству): ценовая категория, условия почасового планирования потребления и вид тарифа на услуги по передаче электроэнергии.

Для каждой ценовой категории стоимости электрической энергии (мощности) рассчитывается по следующей формуле:

Сэ/э = Сорэм + Спередачи + Сио + Ссн ,

Сорэм – стоимость покупки электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электроэнергии (мощности);

Спередачи – стоимость услуг по передаче электроэнергии;

Сио – стоимость услуг инфраструктурных организаций;

Ссн – сбытовая надбавка гарантирующего поставщика.

Рассмотрим эти показатели более детально:

Стоимость покупки электрической энергии (мощности) на оптовом рынке

Это цена, по которой электростанции продают электроэнергию (мощность) на оптовый рынок. Ежемесячно рассчитывает АО «АТС» по данным торгов на оптовом рынке. В итоговой цене данная составляющая занимает примерно 56,6%.

Стоимость услуг по передаче электроэнергии

Это цена услуг электросетевой компании за доставку (передачу) электроэнергии. В итоговой цене эта составляющая занимает 39,4 %. Тарифы на передачу устанавливаются один раз в год Департаментом по тарифам НСО.

Тарифы дифференцируются по уровню напряжения:

  1. Высокое (ВН) – 110 кВ и выше
  2. Среднее напряжение (первое (СН I) – 35 кВ; и второе (СН II) – от 1 до 20 кВ)
  3. Низкое (НН) – 0,4 кВ и ниже

Уровень напряжения определяется в соответствии с точками поставки потребителя, отраженными в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон и/или в акте о технологическом присоединении.

Клиент вправе выбрать вид тарифа на передачу – одноставочный или двухставочный (с учетом ограничений по законодательству).

Стоимость услуг инфраструктурных организаций

Функционирование единой энергосистемы страны, а также оптового и розничного рынков электроэнергии было бы невозможным без инфраструктурных организаций, поэтому в цену каждого продаваемого в стране кВтч включена небольшая плата за услуги АО «Системный оператор Единой энергетической системы» (АО «СО ЕЭС»), АО «Администратор торговой системы» (АО «АТС») и АО «Центр финансовых расчетов» (АО «ЦФР»). В структуре итоговой цены доля данных платежей составляет 0,1%.

Цена услуг АО «СО ЕЭС», АО «АТС» устанавливается ФАС России, АО «ЦФР» - Ассоциацией «НП Совет Рынка».

Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика

Цена услуг АО «Новосибирскэнергосбыт», устанавливается Департаментом по тарифам НСО. В итоговой цене эта составляющая в среднем занимает 3,9% и может отличаться как в большую так и в меньшую сторону в зависимости от диапазона разрешённой мощности потребителя.

Далее, приведен пример расчета стоимости электроэнергии для потребителя 1 ценовой категории.

Для данных потребителей стоимость электроэнергии рассчитывается по формуле:

Стоимость э/э = Объем потребления * Цена1ЦК

Например, в марте 2020 г. для потребителя 1 ценовой категории (с мощностью – менее 670 кВт, уровня напряжения – второе среднее) цена равна 3,69489 руб./кВтч (без НДС).

Составляющие цены 1 ценовой категории:

- оптовая составляющая =1,82821 руб./кВтч,

- тариф за услуги по передаче = 1,58062 руб./кВтч

- сбытовая надбавка = 0,28306 руб./кВтч

- плата за услуги инфраструктурных организаций оптового рынка = 0,003 руб./кВтч.

Данный расчет можно посмотреть в разделе сайта Для бизнеса/Цены и оплата/Нерегулируемые цены». В этом же разделе размещены ссылки на источники публикации составляющих конечной цены.

Таким образом, в вышеописанном примере при объеме потребления за март 2020 г. в размере 30 000 кВтч стоимость составит:

30 000 кВтч * 3,69489 руб./кВтч = 110 846,70 руб. (без НДС).

Итоговая стоимость в счете фактуре с учетом НДС: 133 016,04 руб.

Для потребителей с почасовым или зонным учетом, т.е. у которых для расчетов применяются со второй по шестую ценовые категории, стоимость рассчитывается на основании цен для каждого часа или зон суток для соответствующих объемов.

Цены для всех категорий потребителей публикуются на сайте в разделе Для бизнеса/Цены и оплата/Нерегулируемые цены.

Для определения какая ценовая категория наиболее выгодна для расчета за потребленную электроэнергию, предлагаем воспользоваться ценовым калькулятором.

Московским арбитражным судом рассмотрено дело о начислении НДС за украденное электричество. Андрей Дмитриенко, руководитель направления по налоговым спорам Департамента корпоративного налогообложения ALTHAUS Group, узнал, в чем же спорность ситуации и рассказал, какие аргументы приводили компания и ФНС во время судебного разбирательства.

Кражи, тепловые потери, бездоговорное пользование электроэнергией. Подобные ситуации не так уж редки в практике предприятий, и каждый раз возникает вопрос, необходимо ли уплачивать НДС с сумм, поступающих в оплату таких потерь. И хотя на законодательном уровне данная проблема не решена, однако в судебной практике подобные дела разрешаются, как правило, не в пользу фискальных органов. Налогоплательщики не находили поддержки у арбитров в тех случаях, когда не соблюдали ряд условий, сформированных в практике судов. Такие условия закреплены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». Изучим его подробнее.

Нормативное обоснование

Во-первых, в пункте 10 Постановления арбитры сделали вывод, что при определении налоговых последствий выбытия имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и тому подобных событий), необходимо иметь в виду, что, исходя из содержания пункта 1 статьи 146 НК РФ, такое выбытие не является операцией, учитываемой при формировании объекта налогообложения.

Налогоплательщики не находили поддержки у арбитров в тех случаях, когда не соблюдали ряд условий, сформированных в практике судов. Такие условия закреплены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

Во-вторых, арбитры не ограничились нормативным обоснованием, но дополнительно указали, что при рассмотрении таких споров необходимо обращать внимание на наличие достоверного и полного документального оформления факта выбытия и обстоятельств выбытия, подтверждающих, что имущество выбыло не по воле компании, а не было передано третьим лицам по сделке. При оценке достоверности и полноты представленных документов в подтверждение факта и обстоятельств выбытия судам следует учитывать характер деятельности фирмы, условия ее хозяйствования, принимать во внимание соответствие объемов и частоты выбытия имущества обычному для такой деятельности уровню и иные подобные обстоятельства, а также оценивать возражения налогового органа относительно вероятности выбытия имущества по указанным налогоплательщиком причинам, в частности доводы о чрезмерности потерь.

Несмотря на это, инспекции по-прежнему пытаются взыскивать НДС в подобных случаях. И арбитражные суды вынуждены решать вопрос об отнесении подобных операций к облагаемым НДС.

Причина спора

Сетевая компания, руководствуясь нормами действующего законодательства в сфере электроэнергетики, в ходе своей работы неоднократно выявляла факты бездоговорного потребления электроэнергии физическими лицами и организациями. Данные факты документально оформлялись в установленном порядке, и впоследствии проводилась работа по взысканию стоимости электроэнергии, потребленной без надлежащего учета.

Инспекторы, выявив при проведении проверки данные обстоятельства, решили, что стоимость неучтенной потребленной электроэнергии, зафиксированная в актах, должна быть включена в налоговую базу по НДС, и произвели доначисление. Поскольку вышестоящий налоговый орган оставил решение инспекции в силе, фирма оспорила его в суде.

Позиция налогового органа

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. При определении базы выручка от реализации определяется исходя из всех доходов компании, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 153 НК РФ). При этом доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить. В соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ, налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено статьей 154 НК РФ, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. По мнению инспекции, стоимость бездоговорного потребления электроэнергии, определенная в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006 года и Постановлением Правительства № 442 от 4 мая 2012 года в актах о неучтенном потреблении электрической энергии, подлежит включению в налогооблагаемую базу по НДС.

Стоимость бездоговорного потребления электроэнергии не подлежит включению в базу по НДС, поскольку является неосновательным обогащением потребителя (ст. 1102 ГК РФ), взыскание сумм неосновательного обогащения является, по сути, возмещением убытков, а не оплатой товара, полученного по договору. Платежи, поступившие сетевой компании при взыскании неосновательного обогащения, не подлежат включению в налогооблагаемую базу НДС.

Арбитражный и апелляционный арбитражный суды поддержали позицию инспекции и отказали компании в удовлетворении требований. Но, в конечном счете, арбитражный суд округа отменил судебные акты, вынесенные нижестоящими инстанциями, и направил дело на новое рассмотрение, указав на неправильное применение норм права.

Основная аргументация

Аргументация налогового органа в таких делах сводится к ссылкам на нормы: статью 146 и статью 153 НК РФ, которые трактуются расширительно, в части порядка определения выручки от реализации, а именно слова «выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика». При этом инспекторы «забывают» и про само понятие реализации, данное в статье 39 НК РФ, и про норму статьи 153 НК РФ, в соответствии с которой доходы, формирующие выручку компании, должны быть связанны с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг). В данном случае также на руку налоговикам сыграло и внедоговорное потребление, оформленное фирмой в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, путем составления актов о неучтенном потреблении электроэнергии, которые содержали информацию об объеме потребленной электроэнергии и ее стоимости. Имея на руках такие аргументы, налоговый орган не стал анализировать отношения, возникающие между потребителем и сетевой компанией в случае бездоговорного потребления, а просто доначислил налогоплательщику НДС.

Особое противоречие

В то же время реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица (п. 1 ст. 39 НК РФ). В рассматриваемом случае ни о какой передаче на возмездной основе, т. е. с согласия и по воле сторон, речь не идет. Выбытие электроэнергии происходит вне зависимости от желания сетевой компании. Факт, место и время подключения, объем «перехватываемой» энергии определяется потребителем, а договор между потребителем и сетевой компанией в установленном порядке не заключается. При таких фактических обстоятельствах стоимость бездоговорно потребленной электроэнергии составляет неосновательное обогащение у потребителя, которое может быть взыскано фирмой с потребителя на основании норм главы 60 ГК РФ.

Кражи, тепловые потери, бездоговорное пользование электроэнергией. Подобные ситуации не так уж редки в практике предприятий, и каждый раз возникает вопрос, необходимо ли уплачивать НДС с сумм, поступающих в оплату таких потерь?

Применение норм Постановлений Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006 года и № 442 от 4 мая 2012 года не позволяет установить фактический объем электроэнергии, потребленной с нарушением установленного порядка. Правила составления актов о неучтенном потреблении предусматривают расчетное определение количества электроэнергии как количество энергии, потребленной в течение суток на максимальной мощности энергопотребляющего устройства. Такой порядок имеет скорее штрафной характер, так как не связан с установлением размера фактически потребленной электроэнергии. Таким образом, оплата потребителем электроэнергии является возмещением ущерба, а не оплатой энергии, переданной по договору. Сам по себе факт оплаты не является налогооблагаемой операцией по НДС.

Ошибочное выставление

Дополнительно арбитражный суд округа отметил, что даже ошибочное выставление налогоплательщиком счетов-фактур по операциям, не являющимся объектами налогообложения по НДС, не приводит к возникновению обязанности по уплате налога в отношении последующих аналогичных операций, также не являющихся объектами налогообложения по НДС (Постановление Конституционного суда РФ от 3 июня 2014 г. № 17-П). Суд также сослался на пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», в соответствии с которым при определении налоговых последствий списания имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и тому подобных событий), необходимо иметь в виду, что, исходя из содержания пункта 1 статьи 146 НК РФ, такое выбытие не является операцией, учитываемой при формировании объекта налогообложения.

Исходя из этого можно утверждать, что статья 39 НК РФ к рассматриваемым отношениям не применима, а поступающая оплата не образует выручку, формирующую налоговую базу НДС (ст. 146 НК РФ).


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: