Как выбирают виновного в разрыве по ндс откровения налоговика

Опубликовано: 16.04.2024

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

В частности, в итоговом докладе ФНС России о деятельности службы за 2019 год отмечается, что существенно возросла роль аналитической работы, позволившей получить в 2019 году дополнительные 131 миллиард рублей, уплаченные налогоплательщиками добровольно.

При этом, главным образом, такой результат достигается посредством работы с налогоплательщиками в рамках комиссий по легализации налоговой базы по НДС, направленной на понуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств. Рассмотрим, что делать, если Вы получили «приглашение» на такую комиссию.

Как построена работа комиссий по легализации налоговой базы

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган составляет протокол, где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это десять календарных дней с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

Между тем чаще всего компании вызывают в налоговые органы на рассматриваемую комиссию с целью добровольного уточнения своих налоговых обязательств по НДС за тот или иной налоговый период. Это связано с тем, что инспекторы через информационную программу «АСК НДС-2» в цепочке контрагентов налогоплательщика (часто вплоть до седьмого звена цепочки) находят проблемные организации, которые не уплатили НДС (так называемые «разрывы по НДС»).

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Поэтому в случае, когда у налоговых органов есть информация о невозможности выполнения сделки контрагентами налогоплательщика из-за отсутствия у них соответствующих ресурсов (работников, техники, склада и т.п.), инспекторы пытаются доказать несоблюдение налогоплательщиком норм ст. 54.1 НК РФ и «снять» расходы и вычеты по неблагонадежным контрагентам.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель подоверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

Во-вторых, нужно внимательно выслушать мнение инспекторов, и уточнить чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и «проблемности» вашего контрагента первого и последующих звеньев есть у налогового органа. Лишь после этого следует пояснять проверяющим содержание и аспекты тех или иных операций с проблемными контрагентами. Причем не следует на комиссии обещать проверяющим, что вы готовы подать уточненные налоговые декларации и доплатить НДС, правильнее — сообщить им, что вы их услышали и готовы в ближайшее время подумать, в том числе обсудить ситуацию с собственниками бизнеса и др.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Итак, допустим, что ваша компания получила уведомление о вызове на комиссию по НДС, на которой инспекторы сообщили, что один из ваших контрагентов / ряд контрагентов первого звена обладают признаками фирм-однодневок либо по данным «АСК-НДС-2» ваши контрагенты второго или третьего звена не уплатили НДС в бюджет. По результатам состоявшейся комиссии инспекторы под угрозой назначения выездной налоговой проверки настоятельно требует от вас представить уточненные декларации по НДС и доплатить налог в бюджет в кратчайшие сроки. Как поступить в такой ситуации?

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

Общество получило уведомление о вызове руководителя в налоговый орган, в котором было указано — для дачи пояснений по вопросу ведения финансово-хозяйственной деятельности с ООО «Ромашка» за 4 квартал 2019 года.

В ходе комиссии инспекторами были озвучены претензии к заявленным вычетам по НДС по операциям с ООО «Ромашка». По мнению налогового органа, данная организация является «сомнительным» контрагентом по ряду признаков (отсутствие по адресу местонахождения, неявка генерального директора ООО «Ромашка» на допрос, минимальные платежи в бюджет и т.п.). В итоге инспекторы настойчиво под угрозой проведения выездной налоговой проверки предложили руководителю Общества исключить вычеты НДС по операциям с ООО «Ромашка», представив уточненную налоговую декларацию за 4 кв. 2019 и доплатив в бюджет НДС в сумме 2,5 млн. руб.

Вместе с тем руководство Общества до визита в инспекцию на комиссию обратилось за консультацией к налоговым юристам компании «Правовест Аудит». Юристы выяснили, что налогоплательщик приобретал у ООО «Ромашка» строительные материалы (причем их перевозку в адрес Общества осуществляло третье лицо).

В этой связи юристами был подготовлен запрос в адрес указанной организации-перевозчика, которая письменно подтвердила, что в конце 2019 года перевозила строительные материалы, полученные от ООО «Ромашка» на его складе и предоставила соответствующие транспортные накладные.

Кроме того, Обществом была систематизирована деловая переписка с ООО «Ромашка», из которой следовало, что до заключения договора с указанной организаций были получены от контрагента сведения о налоговой и бухгалтерской отчетности ООО «Ромашка» за 2018-2019 гг., а также информация о наличии у ООО «Ромашка» трудовых и материальных ресурсов, соответствующем опыте по поставкам строительных материалов и т.п.

В частности, были получены копии штатного расписания ООО «Ромашка», а также информация о том, что материалы будут доставляться силами организации-перевозчика, рекомендательные письма в отношении ООО «Ромашка» от крупных строительных холдингов.

На комиссии в налоговом органе юристами были изложены все вышеуказанные обстоятельства и представлены документы, подтверждающие статус ООО «Ромашка» как реального участника предпринимательской деятельности в области поставок строительных материалов, так и реальность самих операций Общества по приобретению материалов у ООО «Ромашка».

Также по итогам комиссии Обществом было направлено в инспекцию письмо вместе с вышеупомянутыми доказательствами с указанием на то, что оснований для уточнения обязательств по НДС по операциям с ООО «Ромашка» Общество не усматривает.

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

Заполняя декларацию по НДС, бизнесмен должен не только использовать собственные данные, но и учитывать действия контрагентов. Рассмотрим, в каких случаях возникают разрывы по НДС и чем они грозят налогоплательщику.

Что такое разрывы по НДС и как налоговики их выявляют

Понятие разрывов по НДС вытекает из порядка расчета этого налога. Компания может уменьшить сумму НДС к уплате за счет налоговых вычетов. Но вычет должен быть основан на счете-фактуре, полученном от поставщика.

Если налогоплательщик поставил к вычету сумму НДС по конкретному счету-фактуре, то его поставщик должен включить в свою декларацию начисленный НДС в такой же сумме и по счету-фактуре с тем же номером и датой.

Если же «входящий» и «исходящий» счет-фактура у двух партнеров по сделке не совпадает, то возникает разрыв по НДС.

На сегодня практически все бизнесмены обязаны сдавать декларации по НДС в электронном виде. Исключение – только налоговые агенты, которые сами не платят НДС.

Поэтому налоговики могут в автоматическом режиме сверить счета-фактуры продавцов и покупателей. Выявляет нестыковки в декларациях специальный программный комплекс АСК НДС-2. Он автоматически проверяет каждую декларацию по НДС и, обнаружив расхождения, формирует отчет об ошибке.

Причины разрывов по НДС

Расхождения между декларациями продавцов и покупателей могут возникать по разным причинам:

  1. Технические ошибки. Например, при заполнении декларации бухгалтер допустил опечатку в номере счета-фактуры или ИНН контрагента. Тогда программа не сможет сопоставить документы и выдаст сообщение о разрыве по НДС.
  2. Отклонение по датам. Во многих случаях покупатель имеет право возместить НДС не сразу при получении счета-фактуры, а в течение трех лет (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Поэтому может возникнуть ситуация, когда документ, включенный сейчас в декларацию покупателя, был отражен в отчетности поставщика на несколько месяцев ранее.
  3. Организация-поставщик не включила взятый бизнесменом к вычету НДС в свою декларацию или вообще не отчиталась по НДС.

Как поступают налоговики, когда находят разрыв по НДС

При любом разрыве налоговики направляют обоим участникам сделки запросы. А дальнейшие действия инспекторов зависят от конкретной ситуации.

Система АСК НДС-2 строит «дерево связей», в котором виден не только «ближайший» к проверяемому налогоплательщику поставщик, но и вся цепочка.

Каждой организации в системе присвоен свой цвет в зависимости от степени налогового риска (письмо ФНС РФ от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@).

  1. Зеленый цвет – низкий риск. Организация исполняет свои обязанности по налогам, фактически ведет деятельность, обладает активами.
  2. Желтый цвет – средний риск. Организация реально работает, но периодически нарушает обязательства перед бюджетом.
  3. Красный цвет – высокий риск. Компания или вообще не платит налоги, или делает это в минимальном размере, активы отсутствуют.

Компании, относящиеся к среднему и высокому риску подлежат усиленному контролю. Это же относится и к их контрагентам по всей цепочке.

Что делать налогоплательщику, у которого выявили разрыв

В любом случае налогоплательщик обязан ответить на запрос налоговиков по поводу декларации. Порядок здесь следующий:

Если выявленные расхождения не привели к занижению суммы НДС, то уточненную декларацию можно не сдавать, достаточно пояснений. К пояснениям в случае необходимости можно приложить скан-копии документов, например – счетов-фактур от поставщика.

Однако далеко не всегда бизнесмену удается так просто «отбиться» от претензий. Часто налоговики вызывают плательщика на комиссию и требуют исключить из декларации «сомнительные» вычеты.

Здесь важно понимать, что расхождение сведений в декларации с данными поставщиков еще не дает налоговикам права на отказ в вычетах по НДС. Данные АСК НДС-2 – это просто вспомогательная информация, которую инспектора используют при проверках.

И даже если будет подтверждено, что поставщик не исполнил свои обязательства по уплате налога, этот факт сам по себе не может быть основанием для «снятия» вычетов по НДС у его покупателей (п. 3 ст. 54.1 НК РФ).

Необоснованную налоговую выгоду нужно обосновать. Для этого налоговики должны собрать информацию о контрагентах, провести углубленную проверку по всей цепочке и доказать умысел бизнесмена на уклонение от уплаты НДС.

Если инспекторам удается доказать, что все контрагенты в цепочке были связаны с налогоплательщиком и действовали согласованно с целью снижения НДС, то суды часто встают на сторону налоговиков (например, постановления 9 ААС от 18.05.2017 № 09АП-10542/2017 и 17 ААС от 19.02.2018 № 17АП-18548/2017-АК)

Но налоговики нередко хотят добиться цели более простым путем и пытаются заставить бизнесмена добровольно отказаться от спорных вычетов. Для этого они оказывают на руководство компании психологическое давление: говорят о возможной выездной проверке, передаче материалов в правоохранительные органы и т.п.

Как поступать бизнесмену – зависит от конкретной ситуации. Если сумма вычета невелика, а контрагент действительно сомнительный – возможно, проще согласиться с требованиями инспекторов.

Но если речь идет о существенной сумме, и налогоплательщик уверен в своем контрагенте, то нет смысла поддаваться давлению налоговиков и терять деньги.

Суд, скорее всего, встанет на сторону бизнесмена, если он докажет, что спорная сделка была реальной и были приняты все необходимые меры для проверки контрагента (например, постановления АС УО от 15.01.2018 № Ф09-8180/17 и АС ВСО от 25.01.2018 № Ф02-7481/2017).

Вывод

Разрыв по НДС – это отклонение между суммой налога к вычету у покупателя и начисленным НДС у поставщика. Причиной разрыва могут быть как технические ошибки, так и неисполнение поставщиком своих обязанностей по уплате НДС.

В общем случае покупатель не отвечает за уплату НДС своими поставщиками. Налоговики могут предъявить претензии к покупателю, только если докажут, что речь идет о схеме, направленной на уклонение от уплаты налога.

Чтобы обосновать право на вычет по НДС, бизнесмен должен доказать реальность сделки и подтвердить, что он проверил поставщика перед заключением договора.

Еще

Михаил Жуховицкий продолжает строгать нетленки. Снова про налоговую. Налоги это всегда актуально.

Как отбиться от наложки по НДС.

После обращения очередного коммерса решил написать инструкцию. Все ситуации по НДС одинаковые. Вы либо бело-серый юрик и платили на транзитку, либо нальщик и сами закрывались бумНДСом. Если вы нальщик, тут всё понятно, у вас такие варианты: вы дадите нормальные уточненки, которые не будут сыпаться, либо кинете клиента, либо занесете в наложку.

Если вы бело-серый юрик. То и у вас всех всё происходит абсолютно одинаково. Инспектор дергает вас в наложку. Тыкает в контрагента. Дальше стандартный монолог: вы платили на техничку или транзитку, компашка грязная, не по юрадресу, дир номинал, деньги они налили. Сейчас мы вам выездную проверку оформим и вытрясем из вас всю душу. Большинство коммерсов реагируют одинаково, для них это шок. Бегут к налоговым консультантам и адвокатам. Адвокаты тоже действуют под копирку, начинается разводняк клиента на ровном месте. Адвокату выгодно качать клиента вместе с наложкой, чем тяжелее ситуация, тем больше платят.

Есть единицы коммерсов, бывалых, часто сами бывшие налоговики или нальщики, которые всё это не проглатывают и спокойно предоставляют наложке все документы, идеально имитируя свою невинность. Этим никакие инструкции не нужны, они сами научить могут.

Итак, вы простой коммерс. Вас уже напугали. Сейчас прислали требование. И вы не знаете, что делать.

А делать нужно следующее. Налоговикам верить нельзя никак. Вам тыкнули в контрагента? Закажите по нему все банковские выписки, книги покупок-продаж и выписку древа АСК НДС. Посмотрите, что там на самом деле. Если вы работали с толковыми людьми, там чаще всего многослойный транзит. Увидите нормальную транзитку своими глазами – сразу обрадуетесь. Выявить её легко: платежи все поддаются логике, древо аск широкое и глубокое, контрагентов много. Разрывы все на дальних звеньях. Тут вы на коне. Спокойно готовьте досье должной осмотрительности по этому контрагенту. Чем жирнее, тем лучшее. Особо никто вчитываться не будет, вашу готовность биться определяют обычно по толщине папки.

Самый большой косяк – это признавать свои косяки. Выявлять ваши грехи – работа налоговой. Стучать на самого себя не нужно. Никогда не уточняйтесь по НДС по требованию налоговой после беседы с инспектором. Примут за слабость. Уточняться должна техничка, которая стоит после вас. Ищите исполнителя, ставьте ультиматум: испортим здоровье или делай уточненки на нормального юрика. У него дальше меняется цепь. Но вашу налоговую это никаким образом колебать не должно. Все вопросы к вашему контрику, почему он там уточнился. Главное, чтобы контрик уточнялся на нормальные цепи.

Никому не верьте на слово. Ни налоговикам, ни адвокатам. Если кто-то что-то говорит, требуйте бумажку. Адвокат говорит, что по своим каналам узнал, что директор вашего контрика отписался от лавки? Не верьте, это его хлеб, клиентов доить. Требуйте протокол опроса предоставить. Для любого нормального юриста по налогам достать протокол и показать клиенту – вопрос пары часов. Сливается с требования показать документы? Под жопу его сапогом, он вам не друг. Аналогично с налоговиками. То, что у контрика директор кривой, юрадрес не по месту и массовой – это вас никак колебать не должно. Контрик не сдался по ндс? Пусть налоговик показывает древо и книги. Cфотографируйте то, что показали или возьмите распечатку. Потом закажете у своих, сверите. Процентов 90, что врут.

Вообще, лишний раз в наложку не ходите. Требование проигнорировать – копеечный штраф. Чего надо, они потом всё в бумажном виде пришлют. А беседовать с ФНС особо не о чем. С наложкой лучше всего общаться только письменно. И на любой их косяк сразу строчить жалобы в управление и в прокуратуру. Налоговики поймут, что вы воинственны и кровожадны, и что разводить вас лишний раз не нужно, есть риски залететь самим.

Одни в наложку тоже не ходите. Есть слух, что поход с юристом налоговики воспринимают как фиктивность деятельности и автоматическое признание своих косяков. Ни в коем случае этому не верьте. Слухи распускают сами налоговики. Если вы не матерый, нервы не железные, то только с юристом. Лучше, если юрист сам из бывших налоговиков, такие лучше знают методы работы. К сожалению, очень часты случаи, когда клиентов сливают их же слабые и ссыкливые юристы.

Помните: заплатить вы всегда успеете. Бороться нужно до последнего и всё отрицать. Платить частично тоже нельзя. Ты либо виноват, либо нет. Заплатил частично, начнут трясти по полной. Налоговики, на самом деле, работают чисто как психологи. Часто, не имея вообще никакой доказательной базы, тупо дергают всех и давят на месте вопросами по контрикам, выбранным хаотично, с поверхностными признаками фиктивности. 9 из 10 коммерсов колятся просто от страха. А причина страха всегда одна – незнание того, что происходит на самом деле. Когда человек всё знает, он трезво оценивает риски, страха уже нет. Поэтому, ещё раз: сразу же заказывайте древо, движения по счетам, индивидуальную карту учета и по своему юрику и контрагенту. В индивидуальной карте будут критерии для проверки. С вероятностью 90% никаких критериев вам вообще не будет, налоговики всегда берут на понт.

И последнее, главное. Брехня по поводу выездных проверок. При каждом дерганье директора в наложку, абсолютно всем втирают мантру о том, что сейчас случится выездная. Вот статистика: выездных проверок во всей стране за год меньше 10 тысяч. Если убрать крупный бизнес, к которым на автомате всегда выезжают, планово, останется меньше 6 тысяч. А знаете сколько автоматических требований автоматически рассылает одна территориальная инспекция? Процентов 30 от всех сданных деклараций с движениями по НДС. У них просто программа рассылает веером. А сколько десятков тысяч коммерсов приглашают в год на беседу, в которой всегда присутствует фраза: «мы сейчас сделаем по вам выездную»? В десятки раз больше, чем проводится реальных выездных проверок. Запомните: рассказы про выездную – это почти всегда детская пугалка, рассчитанная на то, что вы начнете плыть и в чем-нибудь признаетесь.

По юрикам, которым реально светит выездная проверка, таких вопросов вообще не задают. Выездную ещё надо заработать. Согласовать её территориалке надо с управлением. Предоставить доказательную базу. Это гигантский труд множества людей. И когда этот процесс уже запущен, там никто не пугает выездной. Её берут и проводят. Есть ли у вас критерии по выездной – тоже можно спокойно узнать за бабки. Только если говорят, что есть, всегда требуйте карту учета с пометками критериев по выездной. На слово не верим никому. И бьёмся до упора.

Если у вас некому бумажки вытащить из налоговой по вашей лавке и по контрагентам, пишите в личку или на мыло, дам нормальных спецов. И помните главное: НДС нужно закрывать красиво.

Читатель Илья А. спрашивает:

Налоговая прислала требование объяснить разрыв НДС, или придется доплатить налог. Откуда он вообще мог взяться и как мне доказать, что в декларации я всё указал правильно?

Еще статьи о налоговой:

Разрыв возникает, если у покупателя и поставщика разные налоги

Чтобы произвести какой-то товар, компания покупает материалы у поставщика, а поставщики обычно платят НДС. Поэтому, когда компания делает закупку, в стоимость материалов уже входит НДС.

Потом компания производит свой товар и продает его. После продажи она считает НДС и платит его в налоговую. Получается, что она платит НДС дважды. Чтобы такого не было, налоговая разрешает вычитать один НДС из другого.

Компания «Ванилька» производит мороженое. Она купила молоко и заплатила 30 000 рублей, в том числе НДС 5000 рублей.

«Ванилька» сделала и продала пломбир на 90 000 рублей, НДС — 15 000 рублей.

Чтобы не платить всю сумму целиком, «Ванилька» уменьшает налог — из 15 000 рублей вычитает 5000 рублей и платит НДС 10 000 рублей.

Чтобы всё получилось, в налоговых декларациях «Ванильки» и поставщика молока должно быть написано: «Продал молоко на 30 000 рублей» и «Купил молоко на 30 000 рублей». Если сделка указана в двух декларациях, сходятся суммы и размер НДС, номера и даты счетов-фактур — значит, всё хорошо.

А вот если «Ванилька» подаст декларацию и заплатит НДС меньше, а поставщик не укажет продажу в своих документах, возникнет разрыв. Налоговая пришлет письмо с требованием объяснить, почему так. Получается, разрыв НДС — это расхождение налогов у компаний.

Сложные разрывы — не ваша боль

Разрыв НДС может быть простым и сложным — это зависит от числа партнеров, которые причастны к сделке.

Простой — когда есть один продавец и один покупатель, как в случае с «Ванилькой» и поставщиком молока. Сложный разрыв происходит, если поставщик молока не сам доил корову, а купил молоко у крестьянского подворья, а те — у другой фермы по соседству. Кто-то один не указал сделку в декларации, и вот уже разрыв НДС в цепочке.

По опыту, «Ванильку» сложный разрыв не должен волновать, налоговая вряд ли придет к ним. Главное, чтобы сам поставщик молока указал сделку в своей декларации. В этом случае «Ванилька» уменьшит НДС, а там уже налоговая будет разбираться между теми участниками цепочки, у которых возник разрыв.

О разрыве НДС узнает робот

В законе нет понятия разрыва НДС — его придумали в налоговой, когда писали внутреннюю инструкцию. В ней описан механизм поиска разрыва, но сейчас этим занимается компьютерная программа, которая называется АСК НДС-2 или АСК НДС-3. Это одна и та же программа, но АСК НДС-3 новее.

Алгоритм автоматически строит цепочки между компаниями и людьми и смотрит, кто заплатил НДС, а кто забыл или скрыл сделку. Налоговые инспекторы не разбираются во всех разрывах — если система нашла, они сразу отправляют запрос. Вот как он выглядит:


У компании есть пять дней, чтобы письменно ответить на запрос. Советую не избегать налоговую: если не разобраться в ситуации, придется платить недостающий налог.

Налоговая может попросить приехать — это называют допросом. Они спросят, что за товар вы покупали и зачем, кто поставщик и как это было. Налоговой важно увидеть, что это настоящая компания с действующим директором, а не однодневка с номинальным.

Как пройти допрос в налоговой

Ошибку придется искать самому. Или платить

Если возник разрыв, есть два пути его закрыть: разобраться, почему у налоговой возникли вопросы, или заплатить налог. Если платить не хочется, важно выяснить, почему возник разрыв. Для этого нужно связаться с поставщиком и попросить у него документы:

  • выписку из книги продаж. Это книга, в которой регистрируют все счета-фактуры на товар с НДС;
  • копию налоговой декларации.

Если компания не обманывает налоговую и сделка была, она записана в книге продаж и отражена в декларации поставщика. Эти документы нужно передать в налоговую. Еще бывает, что поставщик сделал ошибки в учете:

Но это простые ситуации. Теперь посложнее: например, сотрудник нас обманул.

«Ванилька» купила молоко у «Молочных берегов». Сделку закрыли, но возник разрыв НДС. «Ванилька» стала разбираться: оказалось, сотрудник купил молоко у одной компании, а документы принес от другой. По документам он потратил 50 000 рублей, а на самом деле 30 000 рублей.

А может быть, что обманул не сотрудник, а посредник — сам взял молоко на одном заводе, а документы принес от другого. В этом случае нужно искать реального продавца, обновлять свою книгу закупок и просить его внести сделку в книгу продаж. Затем две стороны отправляют уточненную декларацию в налоговую. Но придется заплатить разницу в НДС: у реального поставщика НДС будет меньше, потому что товар стоит дешевле.

Разрыв может возникнуть непонятно откуда

В этом году стали происходить и более запутанные ситуации с разрывом НДС. Представим, налоговая присылает письмо, мы идем к поставщику, а тот говорит: «Бро, ты что, я всё сдавал — вот, смотри в документах». И правда, в журнале продаж сделка записана. Остается вопрос, почему налоговая считает, что возник разрыв НДС. Может быть, поставщик не отправил декларацию или произошел сбой в компьютерной программе.

Чтобы выяснить, смотрим в реестре сданных деклараций, какие документы получила налоговая. Обычно для этого делают запрос в сервисе или программе, через которую поставщик отправлял документы. Например, в «Контуре» или «Сбисе».

По опыту, чаще оказывается, что в основной декларации продажа отражена, но следом сдана уточненная декларация непонятно от кого, в которой этой продажи нет. И так происходит из раза в раз. Компании обращаются в полицию и прокуратуру, но сказать, откуда берутся уточненные декларации, никто пока не может.

Проблемы можно предупредить

Самое неприятное в разрыве НДС — когда выясняется, что поставщик участвует в длинных цепочках. Чтобы не переживать за разрывы, советую проверять контрагентов.

Это можно сделать с помощью услуг и сервисов проверки у контрагентов — такие есть у банков и интернет-бухгалтерий. Еще помогает фиксировать первую покупку: фотографировать или снимать на видео склад, машину с товаром.

Белый бизнес для контроля рисков. Проверяем надежность партнеров, объем переводов и количество налогов, даем рекомендации, как уберечься от вопросов налоговой.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


Представляя в ИФНС налоговую декларацию по НДС, компании и индивидуальные предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, столкнулись с риском доначисления налога и санкций «конечному выгодоприобретателю» при наличии «сложного налогового разрыва». При обнаружении ИФНС «сложного разрыва» (неуплаты НДС поставщиком 2, 3 и последующих уровней) актуальным для налогоплательщиков стал вопрос отстаивания своих прав при сомнении налоговой инспекции в реальности финансово-хозяйственной операции.

Ситуация с оспариванием сделок при неуплате поставщиком НДС приобрело частый характер после внедрения программного комплекса АСК НДС-2. Программа АСК НДС-2 представляет собой комплекс, сверяющий данные книг покупок и продаж (журналов выставленных и полученных счетов-фактур) по показателям: ИНН покупателя и продавца (КПП не сверяется), № и дата счета-фактуры, итоговая сумма и сумма НДС.

Таким образом, у ФНС есть уверенность, что НДС, предъявленный вами к вычету, был заявлен к уплате поставщиком. И наоборот, ФНС сразу видит налоговый разрыв — когда покупатель предъявил НДС к вычету по счету-фактуре, который поставщик не указал в книге продаж или указал с меньшей суммой НДС.

В случае выявления сложного налогового НДС-разрыва компания может получить несколько типов запросов:

  • требование о представлении пояснений;
  • требование о представлении документов;
  • уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган;
  • информационные письма о факте наличия недобросовестных контрагентов.
В указанных документах зачастую приводится цепочка поставки товара (работы, услуги) из нескольких организаций с указанием последнего звена, не заплатившего НДС. Так компании стали узнавать, что при закупке товара (работы, услуги) поставщик, например, третьего или четвертого звена не заплатил НДС, при этом не совсем понятно: как законодательство описывает «сложный налоговый разрыв» и как ваша компания может защититься.

В начале нулевых компании отбивались в арбитражных судах от претензий налоговых инспекций, в случае если их поставщик не уплатил НДС, аргументом «закон не предусматривает ответственности за действия третьих лиц».

Пробел в законодательстве был восполнен арбитражной практикой, которую систематизировал Пленум Высшего арбитражного суда. В Постановлении Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 введено ключевое понятие для подобных споров — необоснованная налоговая выгода, важным критерием которой стало отсутствие у налогоплательщика проявленной должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, а так же приведены примеры обстоятельств, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды в результате отражения в учете операций не в соответствии с их действительным экономическим смыслом.

В 2017 году норма в отношении уменьшения налоговой базы или суммы налога, подлежащего к уплате, в результате отражения в учете спорных сделок появилась в НК РФ в виде статьи 54.1.

Согласно п. 1 ст. 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете.

В соответствии с п. 2 ст. 54.1 НК РФ при отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1 статьи, по имевшим место сделкам налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу при соблюдении одновременно следующих условий:

  1. основной целью совершения сделки не являются неуплата налога;
  2. обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, или лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.
При этом не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания неправомерным уменьшения налогоплательщиком налоговой базы:

  • подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
  • нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах;
  • наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) (п. 3 ст. 54.1 НК РФ).
Таким образом, в целях применения ст. 54.1 НК РФ при исследовании вопроса правомерности принятия НДС к вычету факт неуплаты поставщиком налога не является достаточным, а ключевым моментом является вопрос реальности выполнения сделки контрагентом.

Следовательно, у компании — плательщика НДС, получившей от налоговой инспекции уведомление о «сложном разрыве», есть только два пути:

  • заплатить налог и пени, сдать уточненную налоговую декларацию исключив в ней «проблемный» вычет по НДС;
  • подтвердить реальность исполнения контрагентом финансово-хозяйственной операции сначала в налоговой инспекции, а за тем, возможно, и в арбитражном суде.
В части налоговых правоотношений с необходимостью доказать реальность финансово-хозяйственной операции компания может столкнуться:

  • в ходе проведения выездной налоговой проверки;
  • при камеральной налоговой проверки деклараций по НДС и других налогов;
  • при вызове налогоплательщика (запросе пояснений) в контрольно-аналитические отделы или отделы предпроверочного анализа;
  • при вызове на комиссию по легализации налоговой базы.
Аргументация ИФНС, доказывающая нереальность осуществления финансово-хозяйственных операций, как правило, стандартна. Налоговые инспекции в своих решениях о привлечении к ответственности налогоплательщика приводят следующие характеристики недобросовестного поставщика:

  • юридический адрес фирмы является адресом массовой регистрации, а ее учредитель и директор являются собственником и руководителем большого количества фирм;
  • компания не находится по адресу государственной регистрации;
  • руководитель отрицает совершение сделок и свое участие в управлении фирмы;
  • отсутствие сотрудников, основных средств, производственных мощностей, складских помещений и транспорта;
  • отсутствие общехозяйственных расходов (отсутствие платежей за аренду, за канцелярские принадлежности, коммунальные услуги и т.д.);
  • транзитный характер движения денежных средств, в последующем переведенных в наличные;
  • представление налоговой отчетности с минимальными суммами налогов;
  • счета-фактуры и другие первичные документы, подписаны неустановленными лицами.

Какие аргументы при изучении реальности финансово-хозяйственной операции налогоплательщика с поставщиком арбитражный суд рассматривает в пользу налогоплательщика?

При рассмотрении дела №А06-9720/2015 арбитражными судами первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанции были приняты следующие доводы налогоплательщика, подтверждающие реальность выполнения производственных работ спорным поставщиком:

  • главный инженер при допросе в качестве свидетеля подтвердил проведение работ, перечислил виды задействованной строительной техники;
  • инспекция не представила доказательства того, что работы были выполнены налогоплательщиком самостоятельно или третьими лицами;
  • у поставщика имеется свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулирующей организацией;
  • согласно представленным справкам по форме 2-НДФЛ численность сотрудников поставщика составила 5 человек.
В арбитражном деле №А66-8897/2016 кассационная инстанция подтвердила выводы первой инстанции в отношении реальности сделок с поставщиками — ООО «Горизонт» и ООО «Технотрейдинг». Суд указал на следующие обстоятельства:

  • поставщики являются действующими юридическими лицами, в период исполнения договоров вели активную хозяйственную деятельность, реализовывали товар и другим покупателям, их руководители подтвердили наличие взаимоотношений с Обществом;
  • стоимость товара, приобретенного у ООО «Горизонт» и ООО «Технотрейдинг», не превышала его стоимости у других поставщиков, соответствовала рыночному уровню цен;
  • товар реально получен налогоплательщиком, реализован покупателям, с его реализации исчислены и перечислены в бюджет налог на прибыль и НДС;
  • опровергнут вывод инспекции о наличии у налогоплательщика о возможности приобретать данный товар напрямую у его производителя.
Суды принимают во внимание факт проявления налогоплательщиком должной осмотрительности, в деле №А50-10371/2017 арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции указали следующее.

До заключения договора поставщик проверен по справочным информационным базам и официальному сайту ФНС. При этом сведений о сомнительности организации, о том, что она имеет признаки «фирмы-однодневки» указанные ресурсы не содержали. Кроме того общество запросило у контрагента пакет документов, подтверждающий его правоспособность, у поставщика отсутствуют объективные признаки «фирмы-однодневки», проверка которых была доступна для Общества. Возможности и обязанности проверять контрагентов 2-го и 3-го звена у Общества отсутствует.

Таким образом, при наличии налоговых разрывов ключевую роль играет возможность доказать реальность совершенных финансово-хозяйственных операций и стандартного пакета первичных документов (товарных накладных, актов выполненных работ, счетов-фактур и т.д.) иметь уже недостаточно.

Читайте также: