Как считать пени по ндс при подаче уточненной декларации

Опубликовано: 22.04.2024

Содержание

  • Что такое пени?
  • Кто рассчитывает пени?
  • За какие дни начисляются пени?
  • Формула для расчета
  • КБК для перечисления пеней в 2020 и 2021 годах
  • В каком случае можно не платить?
  • Онлайн-калькулятор пеней
  • Инструкция по использованию калькулятора пеней

Руководители бизнеса и бухгалтеры, даже самые добросовестные, вынуждены иногда платить пени. Что это такое, почему их нужно платить, как рассчитать пени и какие дни включать в расчет, — расскажем в статье. А еще вы сможете бесплатно рассчитать пени с помощью нашего онлайн-калькулятора.

Что такое пени

Пени по налогам и взносам — это штрафные санкции за просрочку или неполную (частичную) уплату налогов или взносов. Можно сказать, что это вид неустойки за невыполнение обязательств по уплате налогов, также они начисляются за неуплату коммунальных платежей или алиментов, поставок по договору. Но нас в этой статье интересуют налоговые пени, их назначение, расчет и уплата регламентированы в ст. 75 НК РФ.

У налоговых платежей есть строгие сроки. При нарушении сроков налоговая служба начисляет пени, которые будут расти до полной уплаты налога. Чтобы остановить рост пеней, скорее заплатите налоги или взносы. Пеня составляет процент от неуплаченной суммы, и начисляется за каждый день просрочки платежа. Для их расчета нужно знать ключевую ставку Центробанка на момент нарушения.

Кто рассчитывает пени

Если налогоплательщик или работодатель вовремя не перечислил налог или взносы, ему начисляются пени. Чтобы уплатить пени, придется дождаться требования из ИФНС, которая сама должна установить факт неуплаты и начислить пени.

Если налогоплательщик увидел недоимку по налогу и планирует ее закрыть, нужно действовать в таком порядке:

  • рассчитайте сумму пеней самостоятельно;
  • уплатите сумму недоимки и пеней;
  • отправьте уточненную декларацию.

В таком случае налогоплательщик избежит штрафа (см. п. 1 и п. 4 ст. 81 НК РФ). Если вы сначала отправите уточненку и только потом заплатите недоимку и пени, налоговая назначит штраф.

За какие дни начисляются пени

Первым днем начисления пеней считается следующий день после окончания срока уплаты налога или взносов. Последний день начисления пеней зависит от того, в какую дату возникла недоимка:

  • до 27 декабря 2018 года — день уплаты налогов, взносов не включается в количество дней просрочки (Письма Минфина России от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318, ФНС России от 06.12.2017 N ЗН-3-22/7995@);
  • после 28 декабря 2018 года — включайте день погашения недоимки в количество дней просрочки (п. 3, 7 ст. 75 НК РФ).

Если вы начисляете пени по взносам на страхование от несчастных случаев, количество дней просрочки в любом случае считается со дня, следующего за сроком уплаты, до дня уплаты взноса включительно (п. 3 ст. 26.11 Закона N 125-ФЗ).

Как рассчитать пени

Размер пеней зависит от ставки рефинансирования (или ключевой ставки Центробанка). Сумма рассчитывается по-разному для ИП и организаций, а также зависит от числа дней просрочки. Все ИП с любым числом дней просрочки и организации с просрочкой до 30 дней включительно рассчитывают пени от 1/300 ставки рефинансирования. Такого же порядка придерживаются организации с любым периодом просрочки по взносам на травматизм. Для других налогов и взносов это применимо, если недоимка возникла до 1 октября 2017 года.

Если просрочка организации составила 31 день и больше, ставка повышается до 1/150 от ключевой. Рассчитывайте пени так:

    Сначала исчисляем пени за первые 30 дней просрочки:

Если в период просрочки ставка рефинансирования менялась, рассчитывайте пени отдельно за дни, в которых действовали разные ставки.

Как рассчитать пени по авансовым платежам

Порядок расчета пеней по авансам аналогичен расчету пени по налогу. Но учитывайте, что количество дней просрочки нужно считать со дня, следующего за сроком уплаты авансового платежа и до наиболее ранней из двух дат:

  • дата фактической уплаты платежа;
  • установленная дата уплаты налога за налоговый период или авансового платежа за отчетный период.

Начисленную сумму пеней можно уменьшить. Если налог за налоговый период оказался меньше суммы авансов в течение этого периода, пени надо пересчитать исходя из суммы, которая не превышает налог. Аналогичный порядок действует при низком авансовом платеже по итогам отчетного периода.

КБК для перечисления пеней в 2020 и 2021 годах

Платите пени вместе с суммой недоимки или после уплаты всей суммы налога (взноса). Для этого оформите отдельное платежное поручение с использованием следующих КБК:

  • Пенсионное страхование — 182 1 02 02010 06 2110 160
  • Медицинское страхование — 182 1 02 02101 08 2013 160
  • Страхование по нетрудоспособности и материнству — 182 1 02 02090 07 2110 160
  • Страхование на травматизм — 393 1 02 02050 07 2100 160
  • Налог на прибыль в фед. бюджет — 182 1 01 01011 01 2100 110
  • Налог на прибыль в рег. бюджет — 182 1 01 01012 02 2100 110
  • НДС — 182 1 03 01000 01 2100 110
  • Налог по имуществу, кроме ЕСГС — 182 1 06 02010 02 2100 110
  • Налог по имуществу, входящему в ЕСГС — 182 1 06 02020 02 2100 110
  • НДФЛ (и ИП «за себя») — 182 1 01 02020 01 2100 110
  • УСН «доходы» — 182 1 05 01011 01 2100 110
  • УСН «доходы-расходы» и минимальный налог — 182 1 05 01021 01 2100 110
  • ЕНВД — 182 1 05 02010 02 2100 110

Когда можно не платить пени

В некоторых случаях пени не начисляются. Например, когда счет налогоплательщика заблокирован или деньги арестованы по постановлению суда. Или когда при расчете налогов или взносов бизнесмен руководствовался постановлением суда.

Как рассчитать пени на онлайн-калькуляторе

Рассчитайте пени с помощью нашего бесплатного калькулятора. Расчеты займут меньше минуты.

Инструкция по использованию калькулятора пеней

В левой части калькулятора укажите форму собственности — ИП или юрлицо, а также сумму задолженности, с которой начислялись пени. Затем укажите последний срок уплаты налога или взноса (в который вам не удалось уложиться) и фактический срок уплаты недоимки. Примите решение, будете ли вы включать день уплаты недоимки в расчет пеней (напоминаем, включить этот день в расчеты — наименее рискованный вариант с точки зрения возможных претензий налоговой).

Остается только нажать кнопку “Рассчитать” - и вы увидите результат в правой части калькулятора. После всех расчетов вы сможете распечатать результат прямо из калькулятора, нажав появившуюся кнопку “Напечатать”.

Легко ведите учет, начисляйте зарплату, автоматически формируйте отчетность и отправляйте ее онлайн. Сервис напомнит о важных задачах и датах, обновляется автоматически, доступен из любого места, где есть интернет. Протестируйте возможности Контур.Бухгалтерии бесплатно в течение 14 дней.

Автор: Стриж К. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (п. 1 ст. 52 НК РФ).

Согласно ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию (п. 1). Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации подается после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (п. 4).

Как правильно рассчитать пени? Узнаете из данной консультации.

Порядок начисления пеней

Как следует из п. 3 ст. 75 НК РФ, пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на прибыль начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

К сведению: с 1 января 2016 года вместо ставки рефинансирования применяется ключевая ставка Банка России (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340).

Банк России установил следующие размеры ключевой ставки:

с 02 мая 2017 года – 9,25% (Информация от 28.04.2017);

с 27 марта 2017 года – 9,75% (Информация от 24.03.2017);

с 19 сентября 2016 года – 10,0% (Информация от 16.09.2016);

с 14 июня 2016 года – 10,5% (Информация от 10.06.2016);

с 1 января 2016 года – 11% (Информация от 11.12.2015 и от 31.07.2015).

П = ЗН x КС / 300 x Д, где:

П – сумма пеней;

ЗН – задолженность по налогу;

КС – ключевая ставка ЦБ РФ;

Д – количество календарных дней в периоде, когда ключевая ставка и сумма задолженности не менялись.

Пени начисляются начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Что касается последнего дня начисления пеней, на сегодняшний день существует два мнения на этот счет. Первое – пени начисляются по день, предшествующий дню их уплаты (п. 2 разд. VII приложения к Приказу ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@, Письмо Минфина России от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). Второе – по день фактического погашения недоимки (п. 57 Поста­новления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Автор придерживается второго мнения, и в практических примерах расчет пеней будет вестись с учетом дня погашения недоимки.

Обратите внимание: с 1 октября 2017 года п. 4 ст. 75 НК РФ будет изложен в новой редакции (изменения внесены Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Процентная ставка пеней для организаций принимается равной:

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) – 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней – 1/300 ставки рефинансирования, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) та­кой просрочки, и 1/150 ставки рефинансирования, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Сроки уплаты налога на прибыль

Напомним читателям о сроках уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по нему.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период, – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ).

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период, – не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289 НК РФ): по итогам I квартала – не позднее 28 апреля; полугодия – не позднее 28 июля; девяти месяцев – не позд­нее 28 октября.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, вносятся в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого периода. Например, авансовые платежи, подле­жащие уплате в течение I квартала, уплачиваются в срок не позднее 28 января, 28 февраля и 28 марта соответственно.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, вносят их не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. Например, за налоговый период «январь» – не позднее 28 февраля, «январь – февраль» – не позднее 28 марта и т. д.

На практических примерах

Если «уточненка» представляется за предыдущий налоговый период

Пример 1.

В июне 2017 года организация выявила ошибку в расчете налога на прибыль за 2016 год. В бюджет причитается доплата налога на прибыль в размере 600 000 руб.

26 июня 2017 года (перед подачей уточненной декларации) она уплатила недоимку и пени.

Рассчитаем сумму пеней, которую должна уплатить организация.

Срок уплаты налога за 2016 год истек 28 марта 2017 года. Пени должны начисляться с 29 марта по 26 июня 2017 года включительно. Общее количество дней просрочки – 90.

Сумма пеней равна 16 990 руб. (600 000 руб. x 9,75% / 300 x 34 дн. + 600 000 руб. x 9,25% / 300 x 56 дн.).

Таким образом, до представления уточненной декларации налогоплательщику следует уплатить сумму:

заниженного налога на прибыль за 2016 год – 600 000 руб.;

пеней – 16 990 руб.

Пени за просрочку уплаты ежемесячных авансовых платежей и налога на прибыль

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ.

При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой по ст. 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты – до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, должны быть соразмерно уменьшены.

Данный порядок надо применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, письма Минфина России от 22.01.2010 № 03-03-06/1/15, ФНС России от 13.11.2009 № 3-2-06/127).

Пример 2.

Организация обнаружила ошибку в декларации за девять месяцев 2016 года в сумме 750 000 руб. в марте 2017 года.

Уточненную декларацию она представила 18.03.2017, перед этим (17.03.2017) погасив недо­имку и перечислив пени.

Сумма налога, подлежащая доплате по итогам года, определена с учетом скорректированной суммы налога за девять месяцев.

Ежемесячные авансовые платежи в IV квартале 2016 года и I квартале 2017 года согласно первоначальной декларации составляли 3 000 000 руб.

Фактический налог на прибыль за IV квартал 2016 года равен 9 300 000 руб.

Организация вносит авансовые платежи по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала.

Рассчитаем размер пеней, которые необходимо уплатить компании, учитывая тот факт, что ошибка компании привела не только к неуплате налога на прибыль за девять месяцев 2016 года, но и к неполной уплате ежемесячных авансовых платежей в IV квартале 2016 года и I квартале 2017 года. (Расчетные показатели приведены в тыс. руб.)

Срок внесения ежемесячного авансового платежа

Платеж согласно первоначальной декларации

Доплата авансового платежа*

Уточненный платеж

Неполная уплата ежемесячного авансового платежа для расчета пеней**

Итого сумма (нарастающим итогом) для расчета пеней

Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ начисление пени производится начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога или сбора. А каким образом должен производиться расчет пеней в ситуации, когда налогоплательщиком подана уточненная налоговая декларация, на основании которой ранее заявленная к уплате в бюджет сумма налога подлежит уменьшению?

Мнения контролеров и налогоплательщиков по этому вопросу порой расходятся, и камнем преткновения в подобном споре является момент изменения обязательств налогоплательщика по уплате налога в связи с их уточнением. Об одном из таких споров и будет рассказано в данной статье.

Суть спора.

Дело, разбиравшееся арбитрами ФАС ВВО (Постановление от 28.10.2013 № А43-1678/2013), вряд ли можно отнести к разряду особо сложных. Действительно, организация представила налоговому органу уточненные декларации по НДС за II и III кварталы 2010 года в II квартале 2012 года, на что имела полное право: когда обнаружила собственные ошибки в исчислении налоговой базы, тогда и представила – положения п. 1 ст. 81 НК РФ не нарушены. По данным «уточненки» за II квартал налогоплательщику полагается возмещение из бюджета, зато за III квартал он должен бюджету сумму большую, чем сумма возмещения за предыдущий квартал, то есть у него образовалась недоимка по НДС. А поскольку c учетом «уточненки» за III квартал налог подлежал доплате в сумме 8 658 452 руб., организации было начислено 1 101 560 руб. 97 коп. пеней. Причем право налогоплательщика на возмещение суммы налога по итогам II квартала 2010 года камеральной проверкой было подтверждено, но сумма возмещения была отражена в его карточке со сроком уплаты по дате представления «уточненки», то есть в II квартале 2012 года. И соответственно, расчет пеней контролерами производился за период со сроков уплаты (20.10.2010, 20.11.2010, 20.12.2010) до даты погашения недоимки (12.04.2012). В обоснование этого был приведен Приказ ФНС России от 10.01.2012 № ЯК-7-1-/19@.

Аргументация арбитража по признанию пеней необоснованными.

Налогоплательщику такой расчет не понравился, и он обратился к арбитрам. Суды всех трех инстанций [1] встали на его сторону и признали необоснованным начисление налоговым органом организации спорных пеней.

Аргументировали судьи свое решение следующим образом. Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. При этом налогоплательщик в соответствии со ст. 52 НК РФ самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Порядок, сроки уплаты, а также объекты обложения НДС установлены в гл. 21 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 – 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, момент определения налоговой базы по которым (установленный ст. 167 НК РФ) относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в указанном периоде.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в силу ст. 166 НК РФ, на определенные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты (п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ). При этом согласно п. 1 ст. 172 НК РФ указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих уплату сумм налога.

Если сумма вычетов в каком‑либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в силу п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения согласно пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Следовательно, на основании правил, установленных НК РФ, понятие «налоговый период» связано не с моментом, в котором применяются налоговые вычеты, а с моментом, за который определяется налоговая база для целей уплаты НДС по операциям реализации. Указанный вывод отражен также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.05.2009 № 17473/08.

Налогоплательщик, обнаруживший факты неотражения (неполного отражения) сведений в ранее поданной декларации, вправе внести необходимые изменения и дополнения в декларацию того налогового периода, к которому относятся операции и выплаты по ним, исходя из правил, содержащихся в ст. 81 НК РФ. При этом вычеты должны быть отражены в том налоговом периоде, в котором выполнены установленные законом для их принятия условия. Таким образом, факт неуплаты или неполной уплаты налога должен определяться на дату окончания каждого налогового периода, по итогам которого подлежит уплате налог с учетом имеющихся переплат по состоянию на ту же дату. То есть вне зависимости от даты обнаружения ошибки и внесения налогоплательщиком изменений в налоговую отчетность обязанность налогоплательщика по исчислению налога предусматривается за конкретный налоговый период.

Следовательно, несмотря на представление организацией «уточненок» по НДС за II и III (в котором исчислена сумма налога) кварталы 2010 года, лишь в II квартале 2012 года налог считается исчисленным за II и III кварталы 2010 года.

А с учетом того, что сумма НДС, дополнительно начисленная по данным «уточненки» за III квартал, в целях недопущения закрытия расчетного счета была уплачена налогоплательщиком до момента вынесения решения по итогам камеральной проверки вместе с уплатой причитающихся по расчету налогоплательщика пени, суммы пеней, рассчитанные налоговым органом, были признаны начисленными неправомерно. Также суды посчитали необоснованной ссылку контролеров на Приказ ФНС России от 10.01.2012 № ЯК-7-1-/19@, поскольку данный приказ носит рекомендательный характер и является подзаконным актом, противоречащим положениям Налогового кодекса.

При подаче "уточненки" надо правильно отражать уменьшение НДС.

Итак, основываясь на аргументах арбитров из комментируемого постановления, можно сделать вывод, что в случае подачи «уточненки» уменьшение сумм НДС безопаснее отражать на день подачи первичной декларации. Тогда можно снизить не только сумму налога, но и пени, ведь подача уточненной декларации связана с тем, что компания исказила налог за период его начисления, а не за период оформления «уточненки». Следовательно, и обязательства корректируются за период, когда определен налог: так устанавливается сумма фактической недоимки. Если она не перечислена в бюджет, то эта сумма – потери казны, и пени берутся именно с компенсации этих потерь [2] , а не с налога, ошибочно завышенного предприятием. Поддерживая налогоплательщиков, суды требуют отражать уменьшение налога в периоде, за который сдана «уточненка». К подобным выводам уже приходили арбитры ФАС ДВО (Постановление от 04.08.2008 № Ф03‑А24/08-2/2989), ФАС МО (Постановление от 17.12.2008 № КА-А40/11567-08) и др. Однако споры по данному вопросу, как можно видеть, не утихают.

[1] См. также Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.04.2013 № А43-1678/2013, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 № А43-1678/2013.

[2] К такому выводу пришел КС РФ в Определении от 12.05.2003 № 175 О.

253-основа.jpg

Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.

При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).

Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.

В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений. ».

Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции.

В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.

Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:

— проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;

— начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;

— налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;

— даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».

Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.

Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.

Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:

— проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);

— назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;

— проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.

Будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

С помощью программной линейки продуктов компании Такском вы всегда гарантированно сможете быстро, надёжно и максимально удобно обмениваться документами с ФНС и другими контролирующими органами. Просто выберите удобный для себя тариф и присоединяйтесь к дружной семье абонентов Такском.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (п. 1 ст. 52 НК РФ).

Согласно ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой дек­ларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к заниже­нию суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию (п. 1). Если заявление о дополнении и изменении налоговой дек­ларации подается после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога, то налогопла­тельщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления он уп­латил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (п. 4).

Как правильно рассчитать пени? Узнаете из данной консультации.

Порядок начисления пеней

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от не­уплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

К сведению: с 1 января 2016 года вместо ставки рефинансирования применяется ключевая ставка Банка России (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340).

Банк России установил следующие размеры ключевой ставки:

– с 02 мая 2017 года – 9,25% (Информация от 28.04.2017);
– с 27 марта 2017 года – 9,75% (Информация от 24.03.2017);
– с 19 сентября 2016 года – 10,0% (Информация от 16.09.2016);
– с 14 июня 2016 года – 10,5% (Информация от 10.06.2016);
– с 1 января 2016 года – 11% (Информация от 11.12.2015 и от 31.07.2015).

П = ЗН x КС / 300 x Д, где:

П – сумма пеней;
ЗН – задолженность по налогу;
КС – ключевая ставка ЦБ РФ;
Д – количество календарных дней в периоде, когда ключевая ставка и сумма задолженности не менялись.

Пени начисляются начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Что касается последнего дня начисления пеней, на сегодняшний день существует два мнения на этот счет. Первое – пени начисляются по день, предшествующий дню их уплаты (п. 2 разд. VII при­ложения к Приказу ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@, Письмо Минфина России от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). Второе – по день фактического погашения недоимки (п. 57 Поста­новления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Автор придерживается второго мнения, и в практических примерах расчет пеней будет вестись с учетом дня погашения недоимки.

Обратите внимание: с 1 октября 2017 года п. 4 ст. 75 НК РФ будет изложен в новой редакции (изменения внесены Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Процентная ставка пеней для организаций принимается равной:

  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) – 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней – 1/300 ставки рефинансирования, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) та­кой просрочки, и 1/150 ставки рефинансирования, действующей в период начиная с 31-го календар­ного дня такой просрочки.
Посчитайте сумму пеней на нашем Калькуляторе пеней. Он рассчитает не только пени по налогам, взносам и сборам, но и по невыплаченной вовремя заработной плате и пени за несвоевременную уплату коммунальных услуг. Есть мнение, что при расчете пеней по налогам не включается день уплаты просроченного платежа (письмо Минфина от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318), однако ФНС всегда считала по-другому, поэтому в нашем калькуляторе учтена точка зрения налоговой службы.

Сроки уплаты налога на прибыль

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период, – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ).

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установлен­ного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период, – не позднее 28 ка­лендарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289 НК РФ): по итогам I квартала – не позднее 28 апреля; полугодия – не позднее 28 июля; девяти месяцев – не позд­нее 28 октября.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, вносятся в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого периода. Например, авансовые платежи, подле­жащие уплате в течение I квартала, уплачиваются в срок не позднее 28 января, 28 февраля и 28 марта соответственно.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически получен­ной прибыли, вносят их не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. Например, за налоговый период «январь» – не позднее 28 февраля, «январь – февраль» – не позднее 28 марта и т. д.

На практических примерах

В июне 2017 года организация выявила ошибку в расчете налога на прибыль за 2016 год. В бюджет причитается доплата налога на прибыль в размере 600 000 руб.

26 июня 2017 года (перед подачей уточненной декларации) она уплатила недоимку и пени.

Рассчитаем сумму пеней, которую должна уплатить организация.

Срок уплаты налога за 2016 год истек 28 марта 2017 года. Пени должны начисляться с 29 марта по 26 июня 2017 года включительно. Общее количество дней просрочки – 90.

Сумма пеней равна 16 990 руб. (600 000 руб. x 9,75% / 300 x 34 дн. + 600 000 руб. x 9,25% / 300 x 56 дн.).

Таким образом, до представления уточненной декларации налогоплательщику следует упла­тить сумму:

– заниженного налога на прибыль за 2016 год – 600 000 руб.;
– пеней – 16 990 руб.

Пени за просрочку уплаты ежемесячных авансовых платежей и налога на прибыль

При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соот­ветствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой по ст. 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчисле­нию до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты – до момента наступления срока уп­латы соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансо­вых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, должны быть соразмерно уменьшены.

Данный порядок надо применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчис­ленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, письма Минфина России от 22.01.2010 № 03-03-06/1/15, ФНС России от 13.11.2009 № 3-2-06/127).

Организация обнаружила ошибку в декларации за девять месяцев 2016 года в сумме 750 000 руб. в марте 2017 года.

Уточненную декларацию она представила 18.03.2017, перед этим (17.03.2017) погасив недо­имку и перечислив пени.

Сумма налога, подлежащая доплате по итогам года, определена с учетом скорректированной суммы налога за девять месяцев.

Ежемесячные авансовые платежи в IV квартале 2016 года и I квартале 2017 года согласно первоначальной декларации составляли 3 000 000 руб.

Фактический налог на прибыль за IV квартал 2016 года равен 9 300 000 руб.

Организация вносит авансовые платежи по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала.

Рассчитаем размер пеней, которые необходимо уплатить компании, учитывая тот факт, что ошибка компании привела не только к неуплате налога на прибыль за девять месяцев 2016 года, но и к неполной уплате ежемесячных авансовых платежей в IV квартале 2016 года и I квартале 2017 года. (Расчетные показатели приведены в тыс. руб.)

Срок внесения ежемесячного авансового платежа

Платеж согласно первоначальной декларации

Доплата авансового платежа*

Неполная уплата ежемесячного авансового платежа для расчета пеней**

Итого сумма (нарастающим итогом) для расчета пеней

1 300 (1 050 + 250)

1 550 (1 300 + 250)

Пени рассчитываются с учетом неуплаченных ежемесячных авансовых платежей по следую­щим периодам:

Период, за который начисляются пени

Количество дней в периоде

Сумма недоимки, руб.

Начислены пени, руб.

  • заниженный налог на прибыль за девять месяцев 2016 года – 750 000 руб.;
  • заниженные ежемесячные авансовые платежи за IV квартал 2016 года – 300 000 руб. (100 000 руб. x 3);
  • заниженные ежемесячные авансовые платежи за I квартал 2017 года – 500 000 руб. (250 000 руб. x 2);
  • пени – 40 993,53 руб.

Если в периоде просрочки у организации имелась переплата по налогу на прибыль

Пени подлежат уплате в случае образования недоимки, по­этому если у налогоплательщика в периоде просрочки имелась переплата, то перед подачей уточненной декларации налогоплательщик может самостоятельно рассчитать пени с учетом переплаты.

В апреле 2017 года организация выявила ошибку при расчете налога на прибыль за 2015 год. К до­плате в бюджет причитается сумма 250 000 руб.

Организация погасила недоимку в полном объеме 12 апреля 2017 года.

В этот же день она уплатила и пени.

Срок уплаты налога за 2015 год истек 28 марта 2016 года, поэтому пени должны начисляться с 29 марта 2016 года по 12 апреля 2017 года включительно. Общее количество дней просрочки состав­ляет 380.

Пени были рассчитаны за указанный период с учетом следующих переплат по налогу на при­быль, подтвержденных актами сверки с налоговой инспекцией:

  • с 29 июля по 28 октября 2016 года – 270 000 руб.;
  • с 29 октября по 27 ноября 2016 года – 60 000 руб.
Исходя из переплаты по налогу сумма задолженности в целях расчета пеней составляла:

  • с 29 марта по 28 июля 2016 года – 250 000 руб.;
  • с 29 июля по 28 октября 2016 года – 0 руб. (в связи с тем, что переплата (270 000 руб.) превы­сила недоимку (250 000 руб.));
  • с 29 октября по 27 ноября 2016 года – 190 000 руб. (250 000 – 60 000);
  • с 28 ноября 2016 года по 12 апреля 2017 года – 250 000 руб.
Расчет пеней представим в таблице.

Период, за который начисляются пени

Количество дней в периоде

Сумма недоимки, руб.

Начислены пени, руб.

  • заниженного налога на прибыль за 2015 год – 250 000 руб.;
  • пеней – 24 193,75 руб.

Пени должны быть уплачены до подачи уточненной декларации

Таким образом, Налоговым кодексом предусмотрена возможность освобождения налогопла­тельщика, совершившего указанное в ст. 122 НК РФ нарушение, от ответственности, если он:

  • самостоятельно выявит допущенное нарушение;
  • произведет перерасчет подлежавшей уплате за конкретный налоговый (отчетный) период суммы налога;
  • исчислит пени за просрочку уплаты доначисленной в результате выявленной ошибки суммы налога;
  • уплатит доначисленные суммы налога и пеней в бюджет;
  • внесет исправления в ранее представленную декларацию путем подачи дополнительной (уточненной) декларации.
Будет ли налогоплательщик привлекаться к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ, если пени, исчисленные на основании уточненной суммы налога, он уплатит после подачи уточнен­ной декларации?

Как показывает арбитражная практика, будет. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10 по делу № А73-16543/2009 отмечено, что уплата пеней до подачи уточненной декларации является одним из условий освобождения налогоплательщика от ответственности согласно п. 4 ст. 81 НК РФ. Поскольку налогоплательщик не выполнил данное требование, привлечение его к ответственности по ст. 122 НК РФ правомерно.

Аналогичный подход можно найти и в постановлениях АС УО от 18.03.2016 № Ф09-1226/16 по делу № А76-7531/2015, АС ВВО 10.07.2015 № Ф01-2513/2015 по делу № А11-3595/2014, АС СЗО от 18.12.2014 по делу № А56-15646/2014.

Вместе с тем отметим, что согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ. В данных постановлениях судьи приняли во внимание тот факт, что налогоплательщик самостоятельно устранил отрицательные последствия совершенного правонарушения: уплатил недостающую сумму налога и соответствующую сумму пеней, размер которых налоговой инспекцией не оспаривался. Данные обстоятельства были признаны смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения.

Читайте также: