Увеличение поступления ндфл в бюджет

Опубликовано: 26.03.2024

Налоговая служба опубликовала данные по итогам работы за 2020 год. Из показателей следует, что поступления в бюджет сократились, с другой стороны, без учета НДПИ в казну поступило больше средств, чем годом ранее. Редакция журнала «Расчет» внимательно изучила данные работы Службы чтобы узнать, какие налоги показали рост, а какие – сокращение.

В середине февраля Налоговая служба подвела итоги года. Как и предполагалось ранее, количество налоговых поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 7,6% по сравнению с показателями 2019 года, в абсолютном выражении в бюджет поступило 21,01 трлн рублей, из которых «в федеральный бюджет – 10,98 трлн рублей (минус 12,9%); в консолидированные бюджеты субъектов – 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», – говорится в сообщении пресс-службы ФНС России (цитата по ТАСС).

Примечательно, что без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет, наоборот, выросли на 2,6% и составили 17,2 триллиона рублей. В ФНС отметили, что увеличения налоговых сборов удалось достичь за счет улучшения эффективности налогового администрирования. Впрочем, рост показали не все налоги. Так, поступления от НДС составили 4,27 триллиона рублей, в сравнении с показателями 2019 года прирост равен 0,3%. Значительно выросли поступления НДФЛ: на 7,5% (в абсолютным значении – 4,25 трлн руб.).

В сообщении ФНС России отмечается (цитата по сайту nalog.ru):

Прирост НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 ­трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года.

А вот налог на прибыль показал отрицательные значения, в бюджет бизнес перечислил 4,02 триллиона рублей, что на 11,6% меньше показателя 2019 года.

Поддержка бизнеса

В Налоговой службе отметили, что объем задолженности плательщиков не изменился в сравнении с 2019 годом, показатель DTI (объем долга к доходам) составил 6,5%. В минувшем году налоговое ведомство провело на 35% зачетов больше, чем годом ранее, сумма таких операций составила 123,6 миллиарда рублей. Инспекторы предоставили в семь раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году – на сумму 28,1 миллиарда рублей. И, наконец, на сумму более 52 миллиардов рублей COVID-отсрочек дали предпринимателям. Эти действия ревизоров позволили существенно, на 160%, сократить число блокировок счетов компаний.

Контрольные мероприятия

Как следует из данных, обнародованных ведомством, количество ревизий составило 6 000.

Напомним, что во время пандемии в России действовал мораторий на проведение налоговых контрольных мероприятий. Однако сокращение числа ревизий не повлияло на сумму доначислений.

В ФНС России отметили (цитата по сайту nalog.ru):

Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 300 миллиардов рублей. При этом более половины (158 млрд руб.) обеспечены аналитической работой.

В сообщении Службы, опубликованном на сайте nalog.ru, уточняется, что в 2020 году число жалоб от коммерсантов сократилось на 17,4%, а рассмотренных – на 14,8%

Отказ от ЕНВД

ФНС России сообщила и о процедуре миграции коммерсантов с ЕНВД на другие режимы налогообложения. Так, по данным Службы, на середину февраля 99% компаний и индивидуальных предпринимателей уже поменяли систему расчета и уплаты налогов. До 31 марта 2021 года территориальные налоговые органы должны провести адресную работу с теми организациями и ИП, кто так и не определился, на каком режиме налогообложения будет работать дальше. Таких, по данным ФНС, всего 18 000 из 1,3 миллиона коммерсантов уже сделали свой выбор.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Елена Кулакова

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения главы 23 НК. Теперь с доходов, превысивших 5 млн рублей, НДФЛ надо платить по ставке 15 %. Расскажем, кого это касается, как посчитать налог по новым правилам и как платить НДФЛ по повышенной ставке.

  • Кто применяет прогрессивную ставку по НДФЛ
  • Особые правила расчёта в 2021 и 2022 году
  • Как считать НДФЛ, если налоговая база превышает 5 млн рублей
  • Как считать налоговую базу для прогрессивной ставки НДФЛ
  • Как платить НДФЛ в 2021 году

Кто применяет прогрессивную ставку по НДФЛ

Изменения в главу 23 НК РФ внёс Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ. Согласно новой редакции, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах (ст. 224 НК РФ):

  • 13 % — если сумма налоговых баз за налоговый период равна или меньше 5 млн рублей.
  • 650 тыс. рублей и 15 % от суммы налоговых баз, превышающей 5 млн рублей, — если сумма налоговых баз за налоговый период составляет более 5 млн рублей.

Новую ставку применяют все налоговые агенты, от которых физлица получают доходы (п. 1 ст. 226 НК РФ): российские организации и ИП, нотариусы, адвокаты, обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.

Как считать налоговую базу для прогрессивной ставки НДФЛ

Налоговые базы, к которым применяется прогрессивная налоговая ставка, мы собрали в таблице. Для резидентов и не резидентов РФ перечень доходов отличается (п. 2.1 ст. 210 НК РФ, абз. 3-7, 9 п. 3 ст. 224 НК РФ).

* Не применяется данная ставка к доходам резидентов РФ, облагаемым по ставкам, предусмотренным п. 1.1, 2, 5 и 6 ст. 224 НК РФ.

Каждая из перечисленных баз определяется в отношении доходов физического лица — налогового резидента РФ отдельно. Это общее правило, которое закреплено налоговым кодексом (п.2.статьи 210). К каждому доходу применяются разные вычеты и получается своя база. Совокупность всех баз будут сравнивать с 5 млн рублей с 2023 года. А в 2021 и 2022 гг. с 5 млн будут сравнивать каждую базу самостоятельно.

Таким образом, с 1 января 2021 года введена повышенная ставка НДФЛ в размере 15 % в отношении совокупности всех налогооблагаемых доходов физического лица — налогового резидента РФ, превышающих за налоговый период 5 млн рублей.

Особые правила расчёта в 2021 и 2022 году

В отношении доходов, полученных в 2021 и 2022 году, налоговые ставки, установленные п. 1 и п. 3.1 ст. 224 НК РФ, применяются к каждой налоговой базе отдельно (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Это значит, что если совокупность всех налоговых баз за 2021 год превышает 5 млн рублей, а каждая база в отдельности не достигла этого размера, то ставка 15 % к доходам физлица не применяется.

Пример

Зарплата Михаила 300 000 рублей. За 12 месяцев 2021 года база составляет 3 600 000 рублей. Это основная налоговая база. Дополнительно в марте ему выплачены дивиденды в размере 2 500 000 рублей.

Сумма баз за налоговый период равна 6,1 млн рублей, что превышает 5 млн рублей. Но каждая база в отдельности меньше 5 млн рублей, поэтому ставка 15 % в этом случае не применяется. НДФЛ с доходов Михаила удержат по ставке 13 % и с зарплаты, и с дивидендов.

Как считать НДФЛ, если налоговая база превышает 5 млн рублей

НДФЛ надо исчислять на дату фактического получения дохода. Налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Это применимо ко всем доходам, начисленным физлицу за налоговый период, если в отношении них действует прогрессивная ставка. При этом зачитывается сумма налога, удержанная в предыдущие месяцы текущего года.

При исчислении суммы налога не нужно учитывать доходы, которые налогоплательщик получил от других налоговых агентов.

Пример

Директору ООО ежемесячно выплачивается зарплата 700 000 рублей. Вычеты не предоставляются.
Для расчёта НДФЛ за каждый месяц надо определить налоговую базу нарастающим итогом с начала налогового периода. В зависимости от размера базы, к ней применяется прогрессивная ставка налога и зачитывается налог, удержанный в предыдущие месяцы.

  • Январь. Налоговая база — 700 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей (700 000 × 13 %).
  • Февраль. Налоговая база за 2 месяца — 1 400 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей ((700 000 + 700 000) × 13 % – 91 000 (НДФЛ за январь)).
  • Март. Налоговая база — 2 100 000 рублей, НДФЛ — 91 000 рублей, (700 000 × 3 × 13% – 182 000 (НДФЛ за январь и февраль).

Расчёт налога с апреля по июль будет аналогичным. Каждый месяц бухгалтер ООО будет удерживать из зарплаты директора 91 000 рублей и перечислять ему 609 000 рублей.

С августа налоговая база превысит 5 млн рублей и составит 5 600 000 рублей (700 000 рублей × 8 месяцев). Теперь к базе, превышающей 5 млн рублей, будет применяться ставка 15 %. Вот как это работает.

  • Август. Налоговая база — 5 600 000 рублей, НДФЛ — 103 000 рублей (650 000 + (5 600 000 — 5 000 000) × 15 % – 637 000).
  • Сентябрь. Налоговая база — 6 300 000 рублей, НДФЛ — 105 000 рублей (650 000 + (6 300 000 — 5 000 000) × 15 % – 740 000).

За октябрь-декабрь налог нужно будет рассчитывать в таком же порядке. В каждом из месяцев удержанный с зарплаты НДФЛ составит 105 000 рублей, а директор получит на счёт 595 000 рублей.

Общая сумма НДФЛ за год равна 1 160 000 рублей, из которых 510 000 рублей составляет налог, исчисленный по ставке 15% с суммы дохода, превышающей 5 млн рублей. Для сравнения: если бы прогрессивной ставки не было, за год заплатили бы НДФЛ на сумму 1 092 000 рублей.

Как платить НДФЛ с 2021 года

Если на момент уплаты исчисленная и удержанная у физлица сумма НДФЛ превысила 650 000 рублей с начала года, — платите налог в следующем порядке (п. 7 ст. 226 НК РФ):

  • отдельно уплатите по ставке 13 % сумму НДФЛ в части, не превышающей 650 тыс. рублей, которая относится к части налоговой базы до 5 млн рублей включительно;
  • отдельно уплатите по ставке 15 % часть суммы НДФЛ, превышающую 650 тыс. рублей, относящуюся к части налоговой базы, превышающей 5 млн рублей.

При уплате налога по ставке 15 % в платежном документе укажите КБК 182 1 01 02080 01 1000 110 (Приказ Минфина РФ от 12.10.2020 № 236Н).

Доходы, превышающие 5 млн рублей, и НДФЛ по ставке 15 % подлежат отражению в отдельных разделах 6-НДФЛ. Подробнее об этом мы рассказали в статье «Новая форма расчёта 6-НДФЛ с 2021 года».

  • Как заполнить платёжное поручение по налогам и взносам
  • Новая форма расчёта 6-НДФЛ с 2021 года
  • РСВ в 2021 году: новая форма и правила заполнения
  • МРОТ — 2021: изменения
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Я Бухгалтер

Самые важные статьи на почту раз в месяц

Галина, там ведь дальше написано, что с 5 млн будут сравнивать совокупность баз с 2023 года. А то что каждая база определяется отдельно, закреплено, как общее правило, налоговым кодексом. Вот как как написано в статье 210:
"2. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
2.1. Совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации ОТДЕЛЬНО: (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

1) налоговая база по доходам от долевого участия (в том числе по доходам в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации в составе доходов); (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

2) налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

3) налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

4) налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

5) налоговая база по операциям займа ценными бумагами; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

6) налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

7) налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

8) налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании); (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

9) налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (далее в настоящей главе - основная налоговая база). (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ) "

То есть, налоговые базы вычисляются всегда отдельно, а вот сравнивать с 5 млн в 2021-2022 надо каждую базу, а с 2023 совокупность баз.
Ошибка в формулировке есть, но не в том что базы определяются отдельно, а в том что " . начнёт действовать с 2023 года. " - оно уже действует.
Исправим текст. Спасибо за замечание.


Старший экономист-консультант «Что делать Консалт»

С 1 января 2021 года утверждена повышенная ставка НДФЛ – 15 % в отношении доходов свыше 5 миллионов рублей. В статье Оксаны Смолановой вы узнаете об особенностях применения прогрессивной ставки НДФЛ, которые необходимо учитывать налоговым агентам.

Определение налоговой базы

Федеральным законом от 23.11.2020 № 372-ФЗ введены в НК РФ понятия «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз».

Совокупность налоговых баз – это сумма налоговых баз, которые указаны в пункте 2.1 статьи 210 НК РФ . Для налоговых резидентов РФ в неё входят доходы:

  • от долевого участия, в том числе в виде дивидендов иностранной организации, которые физлицо признало в декларации;
  • в виде выигрышей участников азартных игр и лотерей;
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;
  • по операциям РЕПО, предметом которых являются ценные бумаги;
  • по операциям займа ценных бумаг;
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, которые учитываются на ИИС;
  • полученные участниками инвестиционного товарищества;
  • в виде сумм прибыли КИК;
  • иные доходы, которые считаются основной налоговой базой ( пп. 9 п. 2.1 ст. 210 НК РФ ).

К основной налоговой базой относятся следующие виды доходов: зарплата, отпускные, больничные, матпомощь, вознаграждение по ГПД и другие доходы, выплачиваемые работникам.

Пороговое значение и прогрессивную ставку НДФЛ необходимо применять в отношении совокупности баз.

Наряду с этим, в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 224 НК РФ , прогрессивная шкала не применяется к следующим доходам:

1) облагаемым по ставке 13 % доходам ( п. 1.1 ст. 224 НК РФ ):

  • от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нём;
  • в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения;
  • подлежащим налогообложению доходам, полученным в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению;

2) облагаемым по ставке 35 % согласно пункту 2 статьи 224 НК РФ ;

3) облагаемым по ставке 9 % согласно пункту 5 статьи 224 НК РФ ;

4) облагаемым по ставке 30 % согласно пункту 6 статьи 224 НК РФ .

Вышеперечисленные доходы не учитываются при расчёте порогового значения 5 миллионов рублей.

Порядок применения ставки НДФЛ 15 %

Ставка НДФЛ 15 % применяется, когда доходы физлица, облагаемые по ставке 13 % и уменьшенные на вычеты, превысят 5 миллионов рублей. Налоговые вычеты применяются в прежнем порядке ( ст. 210 , п. п. 1, 1.4 ст. 225 НК РФ).

Если налоговая база с начала года превысит 5 миллионов рублей, то НДФЛ определяется следующим образом:

650000 руб. (5 млн руб. x 13 %) + 15 % с разницы между общей суммой доходов и 5 млн руб.

В случае если на момент уплаты НДФЛ в бюджет порог не превышен, то налоговый агент перечисляет сумму без особенностей. А если налог оказался больше, то следует отдельно уплатить:

  • налог в части, которая меньше или равна 650000 рублей;
  • налог, сумма которого больше 650000 рублей и который относится к части базы свыше 5 миллионов рублей.

Переходный период в 2021-2022 гг.

Пунктом 3 статьи 2 Закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ в период до 2023 года при расчёте НДФЛ с доходов резидентов лимит 5 миллионов рублей и прогрессивную шкалу ставок необходимо применять отдельно к каждой налоговой базе. С 2023 года при расчёте НДФЛ повышенная ставка уже будет определяться к совокупности налоговых баз, за исключением доходов от долевого участия в виде дивидендов.

Морозов Дмитрий Александрович, советник государственной гражданской службы РФ 1 класса, разъясняет : «Установленная в Законе № 372-ФЗ возможность применения повышенной ставки НДФЛ (15 %) в отношении каждой налоговой базы, а не совокупности всех баз применяется исключительно к порядку исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами. В 2021 и 2022 годах они должны сравнивать каждую из указанных налоговых баз с лимитом 5 миллионов рублей (к примеру, отдельно зарплату и отдельно дивиденды), а НДФЛ считать по повышенной ставке, только если какая-либо из них превысит этот лимит».

Если же по итогам года у конкретного работника сумма девяти налоговых баз, для которых предусмотрено применение ставки 15 %, в совокупности превысит 5 миллионов рублей (пусть даже все такие доходы получены у одного налогового агента), то налоговый орган пересчитает НДФЛ по повышенной ставке и направит физическому лицу уведомление на уплату налога. Ведь общий порядок расчёта НДФЛ, закреплённый в Налоговом кодексе, применяется начиная с 01.01.2021.

Если в 2021 году физлицо получает доход от нескольких налоговых агентов — от каждого в пределах 5 миллионов рублей, но в сумме получится более 5 миллионов рублей, то НДФЛ с суммы превышения совокупной налоговой базы над 5 миллионами рублей уплачивается таким физическим лицом самостоятельно до 1 декабря 2022 года на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога ( п. 6 ст. 228 НК РФ ). Сумма НДФЛ с налоговой базы в пределах 5 миллионов рублей исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет каждым из налоговых агентов, исходя из выплачиваемых им сумм дохода.

Рассмотрим пример. Сотрудник получает зарплату 2 миллиона рублей в месяц. В январе и феврале 2021 года налоговый агент удержит НДФЛ по 260000 рублей (2 млн руб. × 13 %). В марте доход превысил 5 миллионов рублей. Соответственно, налоговый агент применит прогрессивную шкалу ставок и удержит НДФЛ:

  • 130 тыс. руб. (1 млн руб. × 13 %) – по ставке 13 % с части зарплаты за март в пределах дохода в 5 миллионов рублей, рассчитанного с начала года;
  • 150 000 руб. (1 млн руб. × 15 %) – налог по повышенной ставке 15 % с части зарплаты за март, которая превысила доход в 5 миллионов рублей с начала года.

Начиная с зарплаты за апрель и последующие месяцы налоговый агент удержит НДФЛ по повышенной ставке 15 %. НДФЛ с зарплаты за апрель составит 300000 рублей (2 млн руб. × 15 %).

Если налоговый агент ошибётся с расчётом налога по комбинированной ставке (650000 руб. плюс 15 % с превышения пороговой величины доходов), то за первый квартал 2021 года его не будут штрафовать и начислять пени. Для этого налоговый агент должен самостоятельно перечислить в бюджет недостающие суммы до 1 июля следующего года.

НДФЛ и дивиденды

Налоговую базу по дивидендам нужно как до 2023 года, так и после определять отдельно и к ней применять прогрессивную шкалу ставок ( п. 3 ст. 214 НК РФ ).

Например, при выплате работнику зарплаты 4 миллионов рублей и дивидендов 1,5 миллиона рублей считайте НДФЛ по 13 % отдельно с зарплаты — 520000 рублей (4 млн руб. x 13 %), отдельно с дивидендов — 195000 рублей (1,5 млн руб. x 13 %). Неважно, что суммарно доходы больше 5 миллионов рублей (пример рассмотрен в типовой ситуации по НДФЛ, «Главная книга» ).

НДФЛ с доходов нерезидентов

Ставка НДФЛ для доходов нерезидентов по-прежнему составляет 30 %. Сохранились и ставки 15 % и 5 % для отдельных видов доходов ( п. 3 ст. 224 НК РФ ). Прогрессивное налогообложение по ним не применяется. Однако доходы нерезидентов, которые раньше облагались по ставке 13 %, теперь облагаются по прогрессивной шкале ( п. 3.1 ст. 224 НК РФ ). К таким доходам относятся:

  • доходы высококвалифицированных специалистов (в общем случае с зарплатой свыше 2 миллионов рублей в год);
  • доходы иностранцев, работающих по патенту;
  • доходы переселенцев в рамках госпрограммы;
  • доходы иностранцев, имеющих статус беженцев или получивших временное убежище;
  • доходы экипажей судов, плавающих под российским флагом.

К вышеперечисленным доходам нерезидентов, не превышающим в совокупности 5 миллионов рублей в год, применяется ставка НДФЛ 13 %; с суммы, превышающей 5 миллионов рублей — 15 %.

Прогрессивная ставка НДФЛ в отчётности по НДФЛ

Налоговые агенты, которые выплачивали физическим лицам доходы, облагаемые по разным ставкам, разделы 1 и 2 расчёта 6-НДФЛ обязаны заполнить для каждой из ставок налога ( п. 4.2 Порядка, утверждённого Приказом ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753 ). При выплате доходов свыше 5 миллионов рублец нужно заполнить разделы 1 и 2 отдельно:

  • для доходов до 5 миллионов рублей включительно и налога с них по ставке 13 %;
  • доходов сверх 5 миллионов рублей и налога с них по ставке 15 %.

Приказом Минфина России от 12.10.2020 № 236н для НДФЛ в части суммы налога, превышающей 650000 рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, установлен отдельный КБК — 000 101 02080 01 0000 110.

Кроме того, разъяснение порядка заполнения расчёта по новой форме 6-НДФЛ (с примерами) в отношении доходов, облагаемых по повышенной налоговой ставке, содержится в Письме ФНС России от 01.12.2020 № БС-4-11/19702@ .

Таким образом, порядок расчёта, уплаты и заполнения отчётности по НДФЛ имеет ряд особенностей и нюансов, которые необходимо учитывать налоговым агентам начиная с 2021 года.

За январь-апрель 2020 года консолидированные региональные бюджеты были исполнены с суммарным положительным балансом в 261 млрд руб. Тем не менее устойчивость региональной бюджетной конструкции находится под угрозой. В апреле 2020 года собственные доходы регионов под влиянием падения нефтяных цен и режима самоизоляции сократились почти на 30% по сравнению с апрелем 2019 года. Поступления от налога на совокупный налог уменьшились на 40%, что отражает последствия приостановки малого бизнеса. Одновременно расходы регионов в апреле 2020 года выросли (год-к-году) на 24,5%, в основном из-за двукратного увеличения расходов на здравоохранение. Лидером по темпам увеличения расходов стал Москва. По оценкам НИУ ВШЭ, по итогам 2020 года можно ожидать падение собственных доходов регионов на 12-15%. По оценке экспертов, поддержка регионов из федерального центра в 2020 году – при предположении, что регионы-доноры в состоянии самостоятельно решить большую часть бюджетных проблем – должна составить не менее 1 трлн руб.

Рис. 1. Доходы, расходы и баланс консолидированных региональных бюджетов за январь-апрель 2011–2020 гг., в % к ВВП


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

За первые четыре месяца 2020 года доходы консолидированных региональных бюджетов сократились по сравнению с соответствующим периодом 2019 года на 1,2%; сокращение собственных (за вычетом трансфертов из федерального бюджета) доходов составило 6%; соответственно, трансферты из федерального бюджета выросли на 30%. Влияние нынешнего кризиса,

Рис. 2. Отношение собственных доходов регионов в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г.


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ. На рисунке показаны регионы с наиболее существенным падением собственных доходов.

вызванного пандемией и падением цен на нефть, на региональную экономику в полной мере проявилось в апреле 2020 года. Доходы консолидированных региональных бюджетов за этот месяц сократились по сравнению с апрелем 2019 года более чем на 20%, собственные доходы регионов – почти на 30%. Поступления налога на прибыль уменьшились за апрель на 29%, поступления от наиболее устойчивого к кризису НДФЛ – на 19% (в целом за январь-апрель 2020 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года поступления НДФЛ выросли на 3%). Поступления от налога на совокупный налог рухнули в апреле 2020 года (г/г) на 40%, что свидетельствует об остановке многих предприятий малого бизнеса; поступления налога на имущество сократились на 44%; поступления от акцизов выросли на 15% (результат перераспределения акцизов на моторное топливо в пользу регионов).

Масштабы снижения собственных доходов существенно различаются по регионам. Как видно из рис. 2, Москва также относится к регионам, в которых снижение собственных доходов в апреле 2020 года было более резким, чем по России в целом. Ряд регионов, в которых имело место существенное сокращение собственных доходов (в частности, ЯНАО, Республика Коми, Сахалинская область, Татарстан, Башкортостан), относятся к нефте- и газодобывающим. В них сокращение бюджетных доходов непосредственно связано с падением мировых цен на углеводороды. Такие развитые в экономическом отношении регионы, как Московская и Свердловская области, также столкнулись в апреле с существенным сокращением собственных доходов. В то же время в основном нефтедобывающем российском регионе – ХМАО – собственные доходы в апреле выросли на 28% (судя по бюджетной отчетности, такой рост связан с перерасчетами налога на прибыль за 2019 г.), а в Тюменской области – сократились всего 11%. Поэтому типизировать регионы по масштабам падения собственных доходов достаточно сложно.

Рис. 3. Отношение поступлений налога на прибыль в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г.


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ. На рисунке показаны регионы с наиболее существенным падением налога на прибыль.

В среднем по России поступления наиболее важного для регионов налога – на прибыль, как уже было отмечено, сократились в апреле 2020 г. по отношению к апрелю 2019 г. на 29% (чуть меньше, чем собственные доходы в целом). Изменение поступлений по налогу на прибыль чрезвычайно дифференцировано по регионам.

Если рассчитанный на основе апрельских данных коэффициент вариации такого показателя, как изменение собственных доходов, составлял 25%, то аналогичный показатель, рассчитанный для налога на прибыль, равнялся уже 69%.

Между списками регионов на рис. 2 и 3 немало пересечений. Из рис. 3 видно, что в апреле текущего года целый ряд регионов потерял свыше 50% поступлений налога на прибыль. Одновременно в восьми регионах сокращение поступлений этого налога в апреле было меньше 10%, а в 17 регионах они превысили показатели апреля 2019 г. К этим регионам относятся в частности ХМАО, Республика Саха, Ленинградская, Тверская, Воронежская области. Это может быть связано с перерасчетом налога за 2019 г.

Наконец, заметим, что масштабы увеличения трансфертов из федерального бюджета в апреле 2020 г. (г/г) практически не коррелируют с глубиной падения собственных доходов регионов.

Расходы региональных бюджетов в январе-апреле 2020 г. выросли по сравнению с соответствующим периодом 2019 г. на 18%. В апреле 2020 г. увеличение расходов бюджетов составило (год к году) 24,5%.

Лидирует по масштабам увеличения апрельских расходов Москва, самый мощный в финансовом отношении регион, где расходы выросли на 67%. Но как видно из данных рис. 4, рост бюджетных расходов трудно связать со статусом региона-донора или с другими экономическими показателями.

Рис. 4. Регионы с наибольшими темпами роста расходов в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г.


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Увеличение расходов консолидированных региональных бюджетов в апреле 2020 г. происходило в основном за счет дополнительного финансирования здравоохранения.

Как видно из рис. 5, расходы на здравоохранение в апреле 2020 г. по отношению к апрелю 2019 г. выросли в два раза и составили 210 млрд руб.

Опережающими темпами росли расходы на управление – прирост составил 34%. Темпы роста расходов на национальную экономику и социальную политику в регионах примерно соответствовали темпам роста суммарных расходов. Судя по данным рис. 5, в регионах была проведена реструктуризация расходов: сократились расходы на культуру, СМИ, расходы на обслуживание долга. Последнее связано со льготами по бюджетным кредитам, предоставленными федеральным центром.

Увеличение расходов на здравоохранение в апреле крайне неравномерно распределено по регионам.

Как видно из рис. 6, целый ряд регионов увеличил расходы на здравоохранение в апреле 2020 г. в 3-5 раз. Такой рост можно расценивать как индикатор того, что до начала эпидемии коронавируса эти расходы были недостаточны.

Рис. 5. Темпы роста отдельных видов расходов региональных бюджетов в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г.


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

За январь-апрель 2020 г. положительный баланс консолидированных региональных бюджетов составил 261 млрд руб. (за январь-апрель 2019 г. профицит составлял 952 млрд руб.). В апреле 2020 г. консолидированные региональные бюджеты были исполнены уже с дефицитом 80 млрд руб. На 2020 г. регионы получили дополнительные полномочия по перераспределению расходов, увеличению размера дефицита и государственного долга. Сейчас преждевременно говорить о том, как эти возможности будут использованы, но более сильные в экономическом отношении регионы смогут прибегнуть к дешевым и долгосрочным, по сравнению с банковскими кредитами, облигационным заимствованиям.

Рис. 6. Регионы с наибольшими темпами роста расходов на здравоохранение в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г. (апр. 2019 = 100%)


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Прогнозировать развитие бюджетного кризиса в 2020 г. на региональном уровне достаточно сложно. Очевидно, что под влиянием резкого падения цен на нефть и пандемии регионы столкнутся одновременно с существенным падением собственных доходов и необходимостью увеличивать социальные расходы, расходы на здравоохранение и поддержку отдельных секторов экономики.

По гипотезе аналитиков НИУ ВШЭ, экономическая ситуация в регионах в оставшиеся месяцы 2020 г. будет постепенно улучшаться. Тем не менее в соответствии с базовым прогнозом Института "Центр развития", регионы в 2020 г. могут потерять 12-15% собственных доходов, или порядка 1,4-1,7 трлн руб. Примерно половина этих потерь придется на регионы-доноры. Даже если предположить, что помощь для компенсации снижения собственных доходов понадобится только регионам-реципиентам, потребность в дополнительных трансфертах из федерального бюджета в 2020 г. составит примерно 700-800 млрд руб. Кроме того, должны быть профинансированы дополнительные расходы регионов, прежде всего на здравоохранение и социальную защиту (возможно, за счет частичного перераспределения региональных расходов). С учетом этого потребность в дополнительных расходах федерального центра на поддержку регионов может превысить 1 трлн руб.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Сколько приносит подоходный налог субъектам федерации?

Чиновники вовсю обсуждают отмену подоходного налога. Ну согласитесь, абсолютно несправедливо взимать с нашего МРОТ ещё 13%. Тем более, когда МРОТ – это фактически минимальная гарантия оплаты труда, которой должно хватать на покрытие прожиточного минимума человека. Во многих странах минимальные зарплаты освобождены от подоходного налога – это одна из мер поддержки самых бедных граждан.

Но вот в чём заковыка. Наш МРОТ – это не просто цифра в вакууме, а реальная зарплата, которую в месяц получают представители многих профессий. Кассиры, охранники, воспитатели, медсестры. Это маленькие, но белые зарплаты, которые платятся во многих профессиях. У тех, кто получает зарплаты «в чёрную» расклад примерно такой же – налоги платятся только с белой части.


Сколько подоходного налога получают регионы?

Отменив подоходный налог с МРОТ, государство попросту лишится миллиардов региональных доходов. О какой сумме идёт речь? Давайте посмотрим.

Для дальнейшего анализа мы будем использовать данные Федерального казначейства об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2018 году.

Налог на доходы физических лиц – это налог, который платится в региональные бюджеты. В 2018 году суммарные поступления от него составили 3,65 трлн рублей. При этом суммарно доходы всех бюджетов субъектов составили 14,3 трлн рублей – заметьте это более четверти всех поступлений…и это огромные деньги регионального масштаба. Из них 3,46 трлн рублей – это НДФЛ уплаченный через налоговых агентов, т.е. в подавляющем большинстве через наших работодателей.

По регионам ситуация различается, но не слишком сильно – в основном доля подоходного налога в бюджете субъектов варьируется от 10 до 30%.

Наиболее высока доля НДФЛ в столичных бюджетах. Так, в 2018 году поступления в бюджет Санкт-Петербурга от подоходного налога составили 256,9 млрд рублей или 38,3% всех доходов, а в Москве – 943,3 млрд рублей – 36% всех доходов. На третьем месте – Мурманская область с долей доходов в 33,3%.

какой подоходный налог поступает в регионы инфографика @groshblog журнал ГРОШ

Меньше всего НДФЛ поступает в бюджеты бедных регионов. В Ингушетии всего лишь 8% от всех доходов, в Чечне – 10,2%, в республике Тыва – 10,8%. Это связано и с низкими зарплатами в регионах, и с тем, что бизнес предпочитает регистрироваться в других местах.

Большие поступления от НДФЛ связаны не только с тем, что в столицах выше зарплаты. Причина в том, что согласно пункту 7 статьи 226 НК РФ сегодня весь НДФЛ платится работодателем не по месту жительства работника, а по месту регистрации компании или её подразделения в налоговом органе. Поскольку подавляющая доля бизнеса, особенно крупного, регистрируется в Москве и Петербурге, то и подоходный налог с работника, который вполне может трудиться где-нибудь в Нижневартовске, будет платиться в Москве или Петербурге.


Сколько налогов потеряет бюджет?

Представим, что НДФЛ действительно отменят для зарплат меньше МРОТ и не будут повышать налог для более высокооплачиваемых работников. Согласно Росстату и данным о распределении населения по уровню доходов, в 2018 году со среднедушевыми доходами до 15 тысяч рублей месяц в стране было 26,2% населения. Таким образом, только за счёт них можно смело отсечь четверть от 3,6 трлн рублей доходов – почти триллион рублей.

Потери отдельных регионов могут быть огромны. Например, согласно базе данных ЕМИСС, распределение населения Ингушетии по доходам выглядело так: 15,9% населения имеют доход до 7000 рублей, 17,7% – от 7000 до 10000 рублей, ещё 21% от 10 000 до 14 000 рублей и так далее. МРОТ в регионе в 2018 году составлял 11 163 рубля. Таким образом, более 33% населения региона (у которых доход менее 10 тысяч рублей) уже освободили бы от НДФЛ.

Тем временем в республике Тыва доходами менее 10 тысяч рублей могут похвастаться целых 40,3% населения, в Карачаево-Черкесской республике 28,5%, в Марий Эл – 26,5% населения. Согласится ли государство освободить столько человек от подоходных налогов? Сильно сомневаюсь, особенно учитывая тот факт, что львиная доля потерь за этих работников дорого обойдется не только республиканскому бюджету, но и Москве.

Читайте также: