Ставка ндфл для иностранных работников граждан государств евразийского экономического сообщества

Опубликовано: 25.03.2024

Налоговые платежи – мощнейший инструмент привлечения денежных средств. Работающее население России активно участвует в формировании государственного бюджета, ежемесячно уплачивая подоходный налог (он же НДФЛ). Причём под населением России понимаются не только коренные граждане, но и иностранцы, ведущие трудовую деятельность на территории страны. Рассмотрим особенности расчёта и уплаты НДФЛ иностранных работников в 2021 году.

Содержание

  1. Трудоустройство иностранцев в России
  2. Трудовой договор с сотрудником-иностранцем
  3. Какие платежи предусмотрены для работодателей за сотрудников-иностранцев
  4. Налоговые ставки
  5. Для резидентов
  6. Для нерезидентов
  7. Возможен ли перерасчёт НДФЛ
  8. НДФЛ с излишком
  9. Порядок расчёта
  10. Заключение

Трудоустройство иностранцев в России

Выезд в другую страну с целью трудоустройства – вполне распространённая практика. Стоит вспомнить период, когда российские учёные массово уезжали за рубеж и получали престижную высокооплачиваемую работу. Этот процесс получил не очень красивое, но точное название – утечка мозгов. Впрочем, он наблюдается и сейчас: многие отправляются за пределы РФ в поисках лучшей жизни.

Однако стоит заметить, что для кого-то упомянутая «лучшая жизнь» сосредоточена где-то на просторах России. Это обусловливает постоянный и весьма значительный приток трудовых мигрантов, хотя иностранцу устроиться на работу гораздо сложнее, чем россиянину. Помимо наличия конкурентов-местных жителей существует ещё масса законодательных нюансов.

Трудовой договор с сотрудником-иностранцем

В соответствии с законодательством РФ между работодателем и работником должен быть заключён трудовой договор. Им определяются основные условия работы: режим, заработная плата, продолжительность отпуска и так далее. Кроме того, в соглашении отражены основные права и обязанности сторон, порядок изменения и расторжения.

Требование о заключении трудового договора распространяется как на россиян, так и на иностранцев.

Какие платежи предусмотрены для работодателей за сотрудников-иностранцев

Один из основных вопросов, волнующих обе стороны, – это налогообложение. Работодатель должен организовать правильный расчёт платежей и дальнейшее взаимодействие с госорганами. Интерес потенциального сотрудника вызван желанием узнать, какую сумму он будет получать на руки.

Особое внимание следует обратить на иностранных работников, которые трудятся на основании патента. Срок его действия напрямую зависит от фиксированных авансовых платежей, которые обязан производить иностранный гражданин. Иными словами, мигрант заранее вносит платежи в счёт будущих НДФЛ.

В связи с этим у многих возникает вопрос, должен ли работодатель удерживать НДФЛ с таких иностранных сотрудников и перечислять его в бюджет. Да, должен: авансовые платежи – это своего рода плата за патент, которая никоим образом не отменяет обязанность работодателя по уплате НДФЛ.

Впрочем, эти суммы взаимосвязаны самым тесным образом: при расчёте НДФЛ организация-работодатель учитывает суммы авансовых платежей и делает соответствующие корректировки. По большому счёту каждый бухгалтер должен знать, как уменьшить НДФЛ юрлицу, если иностранец платит за патент. Но для общего понимания приведём краткое описание этого процесса.

Работодатель направляет заявление о подтверждении права на уменьшение НДФЛ (утверждено приказом ФНС России № ММВ-7-11/512 от 13.11.2015), в течение 10 дней получает ответ налогового органа в виде уведомления. Если в соответствии с уведомлением принято положительное решение, сотрудник пишет соответствующее заявление и предоставляет квитанции об уплате авансовых платежей. После этого работодатель корректирует НДФЛ, уменьшая его на сумму авансовых платежей.

Особого внимания заслуживают работодатели-индивидуальные предприниматели. ИП – удобная форма организации бизнеса, если человек работает на себя или не планирует формировать большой штат сотрудников. Не последнюю роль играет и налоговый аспект: в рамках поддержки малого бизнеса было разработано и внедрено несколько специальных налоговых режимов:

  • упрощённая система налогообложения (УСН). Предприниматель имеет право выбрать объект налогообложения – доходы (при этом ставка составит 6 %) или «доходы-расходы» (ставка – 15 %);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Может применяться только производителями сельскохозяйственной продукции;
  • единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Установлен для определённых видов деятельности, его размер определяется не расчётным путём, а требованиями законодательства;
  • патентная система налогообложения (ПСН). Распространяется только на индивидуальных предпринимателей, если численность сотрудников не превышает 15 человек. Система применяется для определённого перечня отраслей.

Надо сказать, что эти режимы сильно упрощают жизнь бизнесменам, поэтому предприниматели активно ими пользуются. Всё большую популярность приобретает патентная система налогообложения. Первый повод для радости потенциальных налогоплательщиков – это налоговая ставка: она установлена на уровне 6 %, а в некоторых случаях может быть снижена до 0 %.

Вторая причина, побуждающая предпринимателей делать выбор в пользу ПСН, связана с налоговой декларацией. Этот документ содержит сведения о полученных за отчётный период доходах. Российское законодательство предусматривает довольно обширный перечень видов налоговых деклараций. Но нас интересует вполне конкретный аспект: индивидуальные предприниматели и их отчётность.

Некоторые упрощённые системы налогообложения предполагают, что предприниматель освобождён от уплаты отдельных налогов. В частности, речь идёт об НДФЛ. К слову, отчётность по этому налогу предоставляется в виде декларации 3-НДФЛ. А что делать, если ИП на патенте: нужно ли сдавать 3-НДФЛ?

В данном случае вполне чёткий ответ можно найти в законодательстве. Статья 346.52 НК РФ говорит о том, что для патентной системы налогообложения предоставление налоговой декларации не предусмотрено. Учёт операций осуществляется посредством заполнения книги доходов, которая при необходимости предоставляется в налоговые органы.

Налоговые ставки

Законодательство подразделяет налогоплательщиков на две большие группы – резиденты и нерезиденты. Резидентами признаются те, кто прожил на территории РФ как минимум 183 дня в течение двенадцати месяцев подряд. Все остальные называются нерезидентами.

Для резидентов

Начнём с тех граждан, которые являются налоговыми резидентами РФ, и разберём, какие налоговые ставки применяются для их доходов.

Граждане стран-участниц ЕАЭС

В мае 2014 года был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. Первоначально под текстом соглашения подписались три страны, включая Россию, в дальнейшем количество участников возросло до пяти.

Белоруссия стала одним из трёх государств, учредивших Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС). И это понятно: после распада СССР страны не отдалились, а, наоборот, всеми возможными способами поддерживают добрососедские отношения. В частности, граждане Белоруссии нередко приезжают в Россию в поисках работы. И им есть на что рассчитывать, поскольку требования к жителям братской республики несколько мягче, чем ко многим другим иностранным гостям.

Третьей страной, ратифицировавшей договор в 2014 году, стал Казахстан. Мотивы всё те же: укрепление межгосударственных связей и создание единого экономического пространства. Да и пример, пожалуй, всё тот же: трудоустройство в России для казахстанца так же привлекательно, как для белоруса. Впрочем, сам процесс поиска работы не зависит от национальности соискателя: он одинаково сложен для всех.

В октябре 2014 года перечень стран-участниц договора пополнила Армения. Представители этого государства составляют весьма внушительную долю миграционного потока, причём многие едут в Россию с целью трудоустройства. Кто-то регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя (далее – ИП) и развивает свой бизнес, кто-то заключает трудовой договор с работодателем.

Позже всех, в декабре 2014 года, к договору присоединилась Киргизия. Надо сказать, что среди трудовых мигрантов найдётся немало представителей этой страны. Несмотря на внушительное количество компаний и ещё более внушительное количество вакансий, не каждый работодатель готов принять на работу иностранца.

Доходы граждан стран-участниц Договора облагаются налогом по ставке 13 %.

Высококвалифицированные специалисты

Руководство любой компании заинтересовано в том, чтобы предприятие работало и приносило прибыль. Но бизнес не развивает себя сам, для этого нужны люди, которые придумают, наладят, запустят и, если нужно, исправят. Единственное решение этой задачи – тщательный подбор персонала.

Многие работодатели привлекают иностранных специалистов, которые не только обладают опытом, знаниями и навыками, но и умеют всё это применять. Их принято называть высококвалифицированными специалистами. В смысле налогообложения эта категория иностранных работников приравнена к россиянам. Налоговая ставка для них равна 13 %.

Беженцы

В последнее время политическая атмосфера далека от мира во всём мире. То тут, то там вспыхивают войны и кризисы. Люди вынуждены уезжать только потому, что жить на родине становится крайне тяжело, если не сказать невозможно. Яркий пример – непрекращающийся конфликт на Донбассе, который самым негативным образом отражается на местных жителях. Они стремятся уехать подальше от грохота снарядов и постоянного страха за свою жизнь.

Закономерно самым популярным направлением такой миграции стала Россия. Помимо всего прочего, для беженцев особенно остро стоит проблема трудоустройства.

Граждане, получившие патент

Патент – это документ, который даёт право работать на территории России. Его должны получить иностранные граждане, которые пересекли границу РФ в безвизовом порядке и планируют трудоустроиться. Важно, что срок и территория действия патента строго ограничены.

Иностранцы, работающие по патенту, обязаны вносить так называемые фиксированные авансовые платежи, которые заменяют налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ). Тем не менее работодатели тоже обязаны удерживать НДФЛ из заработка сотрудника.

К слову, налоговая ставка НДФЛ с иностранцев на патенте составляет стандартные 13 %. Таким образом, один и тот же иностранец перечисляет деньги в бюджет сначала в виде авансового платежа, а затем в виде предусмотренного законодательством обычного НДФЛ. Получается, что имеет место двойное налогообложение.

В связи с этим возникает закономерный вопрос, можно ли сделать вычет по НДФЛ при работе по патенту и вернуть излишне уплаченные деньги. Сделать это не только можно, но и нужно. Для этого следует обратиться к работодателю, который ознакомит с процедурой и поможет подготовить нужные документы.

Для нерезидентов

Статья 224 Налогового кодекса РФ гласит, что доходы нерезидентов облагаются налогом по ставке 30 %. Однако нерезидент, работающий по найму на основании патента, может быть спокоен: из его заработка будет удерживаться 13 %.

Вахтовики-нерезиденты

Многие мигранты устраиваются на должности, которые предполагают вахтовый метод работы. Схему такого метода можно описать примерно так: две недели (период может быть любым) человек работает, потом ровно столько же отдыхает, затем этот цикл повторяется. В плане налогообложения для работников-вахтовиков не предусмотрено каких бы то ни было льгот. Поэтому если иностранный работник является нерезидентом, с его заработка будет удержано 30 %.

Возможен ли перерасчёт НДФЛ

Перерасчет налога с доходов физлиц производится, когда меняется налоговый статус работника. В частности, если иностранный гражданин из нерезидента превратился в резидента, сумма НДФЛ будет скорректирована. Теперь самое интересное – как часто проводится сверка и актуализация данных? Поскольку налоговый период по НДФЛ равен году, обновление сведений производится ежегодно.

НДФЛ с излишком

Давайте остановимся подробнее на вышеупомянутой ситуации, когда мигрант платит налог дважды. Обратите внимание: это относится исключительно к тем иностранным гражданам, кто получил патент и успешно им воспользовался, то есть трудоустроился.

«Заплати налоги и спи спокойно» – прекрасный лозунг, который призван мотивировать людей исполнить свой гражданский долг и не искать проблем с налоговыми органами. Однако иностранный гражданин, исполнивший этот долг два раза, вряд ли будет спокойно спать. Скорее наоборот, все его мысли будут о том, как вернуть деньги за патент.

Правда, более правильно называть эту процедуру возмещением излишне уплаченного НДФЛ. Откуда же берётся излишек? Дело в том, что при получении патента иностранный гражданин обязан произвести фиксированный авансовый платёж. То есть по сути уплатить НДФЛ до того, как получит работу. После заключения трудового договора работодатель будет удерживать НДФЛ в стандартном порядке.

В конце налогового периода может получиться так, что сумма авансовых платежей превысит сумму налога, которая должна быть удержана из доходов работника. Иными словами, образовалась переплата. В этом случае налоговые органы производят зачет аванса по НДФЛС и возвращают сумму переплаты.

Важно отметить, что возврат можно сделать в течение налогового периода, но только у одного работодателя (он же – налоговый агент). При этом в обязательном порядке должно присутствовать уведомление, разрешающее уменьшение суммы налога. Оно выдаётся налоговым органом по месту нахождения работодателя.

Пожалуй, самый простой и верный способ получить возмещение излишне уплаченного НДФЛ по патенту иностранного гражданина – обратиться к в отдел кадров или в бухгалтерию работодателя. Сотрудники этих подразделений точно знают, что и как нужно делать. Они подготовят все необходимые бумаги и передадут их в ведомство.

Однако и от работника-иностранца потребуются некоторые усилия. В частности, нужно будет заполнить заявление на возврат налога НДФЛ иностранного работника по патенту за прошлый год, и приложить к нему те документы, которые запросит представитель работодателя.

Порядок расчёта

Исчисление НДФЛ производится по стандартной формуле:

НДФЛ = налоговая база × налоговая ставка

Налоговая база – это сумма дохода, полученная иностранным работником. Обратите внимание, речь идёт исключительно о доходах от трудовой деятельности. Налоговые ставки были указаны ранее: 13 % для резидентов РФ и 30 % для нерезидентов РФ.

Пример расчёта на конкретных цифрах будет выглядеть так:

  • Иностранный работник находится в РФ в течение 213 дней. Его доход за текущий месяц составил 30 000 рублей.

Расчёт: Поскольку иностранец пробыл в РФ более 183 дней, он признаётся налоговым резидентом. Значит, применяется ставка 13 % и сумма налога составит:

НДФЛ = 30 000 × 13 % = 3 900 рублей,

  • Иностранный работник находится в РФ в течение 115 дней. Его доход за текущий месяц составил 30 000 рублей.

Расчёт: Поскольку иностранец пробыл в РФ менее 183 дней, он не является налоговым резидентом, и налогообложение осуществляется по ставке 30 %. В данном случае сумма налога составит:

НДФЛ = 30 000 × 30 % = 9 000 рублей

Впрочем, это простейшие примеры. А вот расчет НДФЛ иностранных граждан, работающих на патенте, несколько сложнее и требует дополнительных пояснений. Алгоритм расчёта таков: сумма НДФЛ рассчитывается по вышеупомянутой формуле, затем из полученного результата вычитается сумма произведённых авансовых платежей.

Давайте разберёмся с тем, какую сумму нужно вычитать. Каков размер этих авансовых платежей и чем он регламентирован? Конечная сумма фиксированного авансового платежа зависит от региона, единого показателя для всей страны не существует. Его структура такова:

  • фиксированная часть – 1 200 рублей (установлена ч.2 ст.227.1 НК РФ);
  • коэффициент-дефлятор – 1,686 (установлен Приказом Минэкономразвития РФ № 579 от 30.10.2017 года);
  • региональные коэффициенты – устанавливаются законодательными актами регионов.

Полный перечень показателей по регионам публикуется на сайте Федеральной налоговой службы (https://www.nalog.ru/rn77/fl/5206086/ – авансовые платежи на 2021 год).

Теперь самое время перейти от теории к практике и привести пример расчёта. Итак, допустим иностранный гражданин работает в Рязанской области, является налоговым резидентом РФ и исправно вносит авансовые платежи. Его доход составляет 35 000 рублей.

Для указанного региона размер авансового платежа составляет 4 046 рублей. Чтобы рассчитать окончательную сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет, нужно сделать два действия.

  • Вычислить НДФЛ по стандартной формуле:

НДФЛ = 35 000 × 13 % = 4 550 рублей;

  • Уменьшить его на сумму авансового платежа:

НДФЛскорректированный = 4 550 – 4 046 = 504 рубля.

Заключение

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) предусмотрен для всего работающих независимо от национальности. Стандартная налоговая ставка для россиян составляет 13 %, она же действует для иностранцев-налоговых резидентов РФ. Под резидентом подразумевается иностранный гражданин, пребывающий в России более 183 дней в течение года. Для нерезидентов ставка налога равна 30 %.

Если иностранный гражданин работает на основании патента и производит фиксированные авансовые платежи, НДФЛ корректируется на сумму этих платежей.

Я уже несколько лет живу и работаю за границей, раз в год приезжаю домой навестить родственников. Периодически перевожу часть заработанных денег со своего счета в иностранном банке на российский счет с помощью банковского перевода.

Об иностранных счетах никогда в налоговой не отчитывался, налоги плачу только за границей.

Я никого не обманываю и ни от кого не прячусь, все заработано честным трудом. Могут ли в России меня за что-нибудь прищучить?

Если вы зарабатываете деньги честным трудом и вовремя платите налоги, то никто вас специально прищучивать не будет. Давайте разберемся, какие налоги и когда уплачивают нерезиденты в России.

Помимо НДФЛ закон устанавливает и другие налоги, например имущественные. К ним относятся налог на имущество, транспортный и земельный налоги.

Доходы различаются по источнику выплаты: от источника в России и от источника за границей. Резиденты платят НДФЛ на весь свой доход от любых источников, а нерезиденты — только с доходов от источников в России.

Зарплата, которую вы получаете за границей, — это доход от источника за пределами России, в том числе если заказчик из России, но в договоре указано, что работу вы выполняете за пределами страны. Она не облагается НДФЛ. Когда вы переводите свою зарплату на счет в российском банке, никакого дохода не образуется: это перевод ваших личных денег.

Но когда мы думаем о своем доходе, в первую очередь вспоминаем о зарплате, хотя видов дохода много. Это, например, доход от сдачи в аренду квартиры, продажи автомобиля, ценных бумаг или другого имущества, использования авторских прав на территории России.

Общая ставка НДФЛ для нерезидентов — 30%. Пониженная ставка 15% установлена, например, для дивидендов от российских компаний.

С 2021 года изменился порядок налогообложения процентов по вкладам в российских банках. Порядок расчета НДФЛ по ним одинаков для резидентов и нерезидентов.

Налогом облагаются проценты по вкладу, которые превышают установленный лимит. Лимит рассчитывается так:

1 000 000 Р × Ключевая ставка на 1 января отчетного года

Ключевая ставка на 1 января 2021 года — 4,25%. То есть необлагаемый лимит в 2021 году составит 42 500 Р .

Ставки НДФЛ такие:

  1. 13%, если сумма начисленных процентов меньше или равна 5 млн рублей;
  2. 650 000 Р плюс 15% от суммы, которая превышает 5 млн.

НДФЛ облагается не сумма вклада, а сумма полученных процентов. Сумма вклада — ваши личные деньги, с которых вы не должны платить налог.

Налоговая инспекция самостоятельно рассчитывает налог на проценты по вкладам и направляет уведомления налогоплательщикам. Налог уплачивается до 1 декабря следующего года. Например, с процентов по вкладам, полученных в 2021 году, заплатить НДФЛ нужно будет до 1 декабря 2022 года.

Что с вычетами. Нерезидент не может претендовать на налоговые вычеты на лечение, обучение или покупку квартиры.

Однако при продаже недвижимого имущества нерезидент не платит НДФЛ, если имущество находится в собственности дольше минимального срока владения — 3 или 5 лет в зависимости от способа приобретения имущества. Это общее правило для резидентов и нерезидентов.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Имущественные налоги

Статус резидентства не влияет на обязанность платить имущественные налоги. Если у вас в РФ есть в собственности недвижимость, земля или транспорт, за них придется платить в бюджет. Порядок расчета и ставки одинаковы для резидентов и нерезидентов.

Налог на имущество уплачивают собственники домов, квартир, комнат, гаражей, машино-мест и других построек. Основание для этого налога — право собственности. Например, если квартира в социальном найме, то налог на имущество не уплачивается.

Земельный налог платят люди, которые владеют земельными участками на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного владения.

Участки на праве бессрочного пользования или пожизненного владения можно эксплуатировать, например возделывать и строить на них. Но землей нельзя распоряжаться: продать, подарить или сдать в аренду. Главное отличие между этими видами права состоит в том, что земельный участок на праве пожизненного владения можно передать по наследству, а участок на праве бессрочного пользования нельзя.

Транспортный налог уплачивают люди, на которых официально зарегистрировано транспортное средство: автомобиль, мотоцикл, снегоход, самолет, катер и т. д.

ИФНС самостоятельно рассчитывает имущественные налоги и направляет уведомления по почте или через личный кабинет налогоплательщика. Срок уплаты имущественных налогов — 1 декабря следующего года.

Местные и региональные органы самоуправления устанавливают ставки и льготы по этим налогам. Ставки налога зависят от вида имущества, его стоимости и местонахождения. Льготы устанавливаются для различных категорий граждан: пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, военнослужащих и т. д. Налоговое резидентство не влияет ни на ставки, ни на получение льгот.

На сайте ФНС вы найдете подробную информацию о ставках и льготах по имущественным налогам.

Счета в иностранных банках

Вы написали, что у вас есть счет в зарубежном банке. Пока живете в другой стране и проводите в России менее 183 дней в году, вы не обязаны подавать уведомления и отчеты о счетах в зарубежном банке.

Если проведете в России более 183 дней в году, вам нужно будет уведомить о наличии счета в зарубежном банке и подать отчет о движении денежных средств по этому счету до 1 июня года, следующего за отчетным.

Отчеты о движении денежных средств можно не подавать, если соблюдены два условия:

  1. Счет открыт в банке на территории государства — члена ЕАЭС или государства, с которым осуществляется автоматический обмен информацией.
  2. Сумма зачислений на счет или списаний с него менее 600 000 Р либо, если зачислений в течение года не было, баланс счета на конец года менее 600 000 Р .

Если вы планируете вернуться в Россию, рекомендую закрыть счета в иностранных банках до переезда. Либо подать все уведомления и отчеты в установленный срок.

За нарушение срока подачи уведомления предусмотрен штраф от 1000 до 1500 Р . За непредставление уведомления — от 4000 до 5000 Р . За нарушение сроков подачи отчетов грозит штраф от 300 до 3000 Р .

Уведомление о гражданстве или разрешении на постоянное проживание

Вы несколько лет живете в другой стране. Возможно, вы уже получили или планируете получить гражданство, вид на жительство или другой документ, который разрешает постоянное проживание в ней.

О получении таких документов нужно уведомить территориальные органы МВД России по месту жительства. Если у вас нет постоянной прописки в России, уведомление подается в территориальные органы МВД России по месту временного пребывания или фактического нахождения.

Уведомление необходимо подать лично или через отделение почты России. Удаленно это сделать нельзя.

  1. в течение 60 дней со дня, когда получите гражданство или разрешение на постоянное проживание в другой стране;
  2. в течение 30 дней со дня въезда в Россию, если вы постоянно проживаете в другой стране. Уведомление нужно подать, даже если вы вернулись в Россию только на один день.

За нарушение срока подачи уведомления грозит штраф от 500 до 1000 Р . Если уведомление вообще не подать, то могут привлечь к уголовной ответственности и наложить штраф до 200 000 Р или назначить обязательные работы на срок до 400 часов.

Какие налоги платят нерезиденты

  1. НДФЛ, если вы получили доход из источника в России.
  2. Налог на имущество, если в России на вас зарегистрирована недвижимость.
  3. Земельный налог, если вы владеете земельным участком в России.
  4. Транспортный налог, если в России на вас зарегистрировано транспортное средство.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Евразийский экономический союз — особая экономическая зона, объединившая в себе Россию, Беларусь, Армению, Казахстан и Киргизию. Согласно Договору о ЕАЭС, подписанному в Астане 29 мая 2014 года, между странами — участницами союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Фактически на территориях этих стран их граждане уравнены в правах.

Такое сотрудничество вызывает вопросы у заказчиков, которые хотят заключить с иностранными гражданами договор гражданско-правового характера. Какие документы нужны при оформлении договора? По какой ставке исчисляются НДФЛ и страховые взносы? На примере самых популярных вопросов разбираем особенности заключения договора ГПХ с гражданами стран — участниц ЕАЭС, въехавшими в Россию.

Какие документы должен предоставить гражданин страны — участницы ЕАЭС при заключении договора ГПХ?

В этой ситуации подрядчик/исполнитель — иностранный гражданин должен предоставить заказчику:

  1. Документ, удостоверяющий личность: паспорт, выданный иностранным государством. В случае если паспорт выдан на иностранном языке, подрядчик/исполнитель должен предоставить нотариально заверенный перевод документа.

Обратите внимание на срок действия документа, удостоверяющего личность. Если он уже закончился, такой документ нельзя принимать — работник должен его заменить.я

  1. Миграционную карту. Она необходима для заполнения уведомления о заключении договора, направляемого в МВД РФ. Исключение: граждане Республики Беларусь — им миграционные карты не выдаются (ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства»).
  2. Лицензию, если выполнение работы / оказание услуги лицензируется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ, или подтверждение членства в СРО (в тех случаях, когда оно необходимо).

Иностранному гражданину не обязательно предъявлять заказчику:

  1. Документ о постановке на налоговый учет (ИНН). Иностранный исполнитель/подрядчик становится на учет автоматически, если его налоговый агент (заказчик) подает сведения о выплате ему доходов (п. 25 ст. 1 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
  2. Документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования или уведомление о регистрации АДИ-РЕГ). В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ обязательное пенсионное страхование распространяется на всех иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ. Исключение — высококвалифицированные специалисты.

Если у иностранного гражданина при приеме на работу нет страхового стажа, заказчик может представить анкету застрахованного лица за него (п. 8 «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н).


Требуется ли гражданам стран — участниц ЕАЭС патент или разрешение на работу?

Нет, так как в соответствии с п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС подрядчики/исполнители из ЕАЭС не должны получать разрешение на трудовую деятельность в государстве трудоустройства.

Нужно ли уведомлять МВД о заключении договора ГПХ с гражданином страны — участницы ЕАЭС?

МВД необходимо уведомлять о заключении и расторжении договора ГПХ с иностранным гражданином (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора. Подать уведомление можно как лично в местном отделении ГУМВД, так и отправив его по почте — если такая возможность в отделении предусмотрена (п. 8 приложения № 15 к Приказу МВД РФ от 04.06.2019 № 363).

За неисполнение обязанности по уведомлению МВД о заключении/расторжении договора ГПХ с иностранным гражданином ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрено административное наказание:

  • для граждан — штраф от 2 000 до 5 000 рублей;
  • для должностных лиц — штраф от 35 000 до 50 000 рублей;
  • для юридических лиц — штраф от 400 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Уведомление подается по каждому исполнителю индивидуально. Форма уведомления о заключении договора регламентирована приложением № 13, а форма уведомления о расторжении договора — приложением № 14 к Приказу МВД России от 04.06.2019 № 363.


В уведомлении указываются сведения из документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина в Российской Федерации. В первую очередь это его паспорт либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Отметим, что целесообразно заранее ознакомиться с формами уведомлений и порядком их заполнения (утвержден приложением № 15 к Приказу МВД России от 04.06.2019 № 363). Необходимую для заполнения информацию и документы лучше запросить у иностранного гражданина еще до заключения гражданско-правового договора.

В текущей судебной практике не существует окончательного мнения по поводу того, нужно ли уведомлять МВД России о заключении договора ГПХ с гражданами Республики Беларусь.

Согласно одной точке зрения, это требование относится ко всем без исключения иностранными гражданам (Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2017 № 308-АД17-333).

Согласно другой точке зрения, уведомлять МВД России о приеме на работу белорусов не нужно, так как действующий в Российский Федерации порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ не применяется. Это следует из содержания решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 (Постановление Верховного Суда РФ от 30.05.2017 № 78-АД17-19).

Нужно ли оформлять на гражданина страны — участницы ЕАЭС полис добровольного медицинского страхования?

Нет. Согласно п. 10 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, для трудоустройства иностранный исполнитель/подрядчик должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования. Если такого полиса нет, то заказчик должен заключить с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному исполнителю/подрядчику платных медицинских услуг. Эти документы должны обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

Однако граждане стран — участниц ЕАЭС в соответствии с п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС имеют то же социальное обеспечение, что и граждане государства трудоустройства — в нашем случае России. Согласно п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС, социальное обеспечение (социальное страхование) означает как обязательное медицинское страхование, так и обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

По каким тарифам уплачиваются страховые взносы с выплат гражданам стран — участниц ЕАЭС?

Поскольку граждане стран — участниц ЕАЭС имеют такое же социальное обеспечение, как и граждане России, тарифы для обеих категорий будут одинаковыми.

Подробнее о тарифах страховых взносов читайте здесь.

Страховые взносы с выплат гражданам стран — участниц ЕАЭС вносятся на ОМС и ОПС. Исключение — высококвалифицированные специалисты. На них не уплачиваются страховые взносы на ОПС (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

Стоит отметить, что взносы на травматизм уплачиваются, только если это предусмотрено договором ГПХ (Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Если же договор ГПХ не предусматривает этого — взносов не будет (абз. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Исчисляется ли НДФЛ с доходов граждан стран — участниц ЕАЭС, работающих по ГПХ?

Да. Если гражданин страны — участницы ЕАЭС пребывает на территории России не менее 183 дней в течение налогового периода (календарного года), то с его доходов исчисляется НДФЛ в размере 13 %, как и в общем случае с доходов граждан РФ. При этом ставка 13 % применяется при налогообложении доходов с первой выплаты.

Налоговые вычеты применяются только в том случае, если иностранец стал налоговым резидентом РФ (письмо Минфина России от 15.06.2018 № 03-04-05/40970).

Если по итогам года иностранный исполнитель/подрядчик находился на территории России менее 183 дней, то к нему будет применена «нерезидентная» ставка НДФЛ — 30 % (письмо Минфина РФ от 27.02.2019 № 03-04-06/12764).

Доходы от деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов также облагаются НДФЛ по ставке 13 % (п. 3 ст. 224, ст. 226 НК РФ). Однако если высококвалифицированный специалист не стал резидентом РФ, то его доходы, полученные не от трудовой деятельности, будут облагаться НДФЛ по ставке в 30 %.

Подробнее о налоговых ставках по НДФЛ читайте здесь.

Об авторах: Максим Верхорубов — юрисконсульт сервиса Контур.Норматив, Игорь Невский — аттестованный аудитор.

Статья подготовлена по материалам рубрики «Вопросы экспертам» справочно-правового сервиса Контур.Норматив.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Гражданин и резидент:
о логике пересчета налоговых ставок в ЕАЭС

(к 5-летию решения КС РФ по Делу С.П. Лярского)

— Да ведь я же вам тысячу раз говорил, что я не эмигрант.

— А кто вы такой? Зачем вы сюда приехали?

— Ну, приехал из города N по делу.

— Ну, по личному делу.

— И после этого вы говорите, что вы не эмигрант.

Введение

Никогда такого не было, и вот опять… Опять встал вопрос о налогообложении физических лиц-резидентов государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 16 декабря 2019 г. – сразу три письма Минфина России о порядке обложения НДФЛ доходов граждан стран-членов ЕАЭС от работы по найму в Российской Федерации[1], в начале марта 2020 г. – письмо ФНС России[2]. Можно перечислить еще с десяток официальных разъяснений на эту тему, хотя был период, когда казалось: все точки над «i» расставлены.

Сложности вызывает статья 73 «Налогообложение доходов физических лиц» Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.:

- В случае если одно государство-член ЕАЭС в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена ЕАЭС в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц - налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.

- Положения статьи 73 применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.

Сравнительно небольшое по объему правило оказалось своего рода «кубиком Рубика» в силу многослойности регулирования – национального и международного – которое необходимо привести в систему для раскрытия его содержания. Но начнем по порядку.

ЕАЭС: испытание резидентством

25 июня 2015 г. Конституционный Суд РФ вынес Постановление №16-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 207 и статьи 216 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Беларусь С.П. Лярского» (далее – Постановление № 16-П). И как бы предчувствуя, что вопросы еще возникнут, дал толкование «на вырост», упомянув про Договор о ЕАЭС, хотя к тому конкретному случаю последний отношения не имел (вступил в силу 1 января 2015 г.).

Фабула дела несложна. Во вторник, 13 июля 2010 г. гражданин Республики Беларусь С.П. Лярский по прибытии в РФ заключил трудовой договор с ООО. Если верить архиву погоды, температура воздуха в Москве в тот день составила около +28°C, а налоговая ставка по НДФЛ, по которой работодатель (налоговый агент) не мешкая начал облагать его доходы, – 30%. Логика такого решения: станет работник налоговым резидентом, тогда и получит право на 13%.

Незаметно пролетело еще одно лето в России, и в сентябре 2011 г. гражданин РБ (а теперь уже и налоговый резидент РФ) представил в налоговый орган декларацию за 2010 год с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы (перерасчет по ставке 13%). Не найдя понимания и без успеха пройдя судебные тяжбы, налоговый резидент РФ (гражданин РБ) обратился в КС РФ.

После 30-ти жизнь только начинается

13 – счастливое число, если это ставка НДФЛ (%), но Россия предлагает ее только своим резидентам, нерезидентам – 30%. Большинство соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН), основанных на Модельной налоговой конвенции ОЭСР, не вмешиваются в политику государств в отношении ставок, ограничиваясь общим правилом:

- доход от работы по найму может облагаться в государстве источника;

- международное двойное налогообложение устраняется согласно нормам СИДН.

Таким образом, имеется СИДН или отсутствует, иностранный работник-нерезидент облагается по нерезидентной ставке, и только пробыв в России 183 дня (п. 2 ст. 207 НК РФ)[3], может претендовать на 13%. Но это по общему правилу. Россия и Беларусь решили его изменить.

24 января 2006 г. был подписан Протокол к российско-белорусскому СИДН от 21 апреля 1995 г., согласно которому (п. 1 ст. 1) вознаграждение лица с постоянным местом жительства в одном государстве (гражданина РФ или РБ) за работу по найму в другом государстве может облагаться налогом в государстве трудоустройства, – в порядке и по ставкам, предусмотренным для лиц с постоянным местом жительства в этом государстве. Условием является период нахождения – не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем. В силу п. 2 ст. 1 Протокола такой налоговый режим применяется с даты начала работы по найму, длительность которой согласно трудовому договору – не менее 183 дней.

Обратим внимание на начало применения резидентной ставки: ни с даты, когда лицо стало резидентом, ни с даты, когда оно пересекло границу. Нет. Именно с даты начала его работы, хотя срок пребывания (183 дня) здесь юридически небесполезен, являясь условием национального режима в части налоговой ставки, и его несоблюдение влечет пересчет налога в /большую сторону (по нерезидентной ставке)[4].

Возможных фактических «развилок» здесь может быть несколько:

  • лицо приехало задолго до начала трудовой деятельности и уже пробыло в России 183 дня, получив статус налогового резидента по истечении данного срока (включая право на ставку 13%). Правовая основа – НК РФ;
  • лицо только что въехало и сразу приступило к работе[5]. Уже с первого дня трудовой деятельности оно пользуется национальным режимом в ограниченном объеме (резидентная ставка по доходам от работы по найму). Правовая основа – СИДН.

Отметив, что есть налогоплательщики, чей налоговый статус определяется международным договором, КС РФ в Постановлении № 16-П подчеркнул, что им, – равно как и налогоплательщикам, чей налоговый статус определяется национальным законодательством, – должно быть гарантировано право уплачивать налог в размере не большем, чем это установлено соответствующими нормативными предписаниями.

Налоговый период: осторожно, двери закрываются

Так почему же данное правило не было применено к гражданину Республики Беларусь С.П. Лярскому, чей трудовой договор соответствовал требованиям? Ведь фактически:

- с 13 июля 2010 г. – это лицо, на которое распространяется национальный налоговый режим в части налоговой ставки (стандартная, РФ);

- с 11 января 2011 г. – это налоговый резидент РФ.

Если дать обобщенный ответ, все дело в проверке на «резидентность», которая, по мысли важных правоприменителей в этом деле, должна проводиться на дату окончания налогового периода. В удовлетворении требований было отказано, поскольку согласно ст.ст. 207 и 216 НК РФ окончательный налоговый статус лица определяется по итогам календарного года; срок пребывания в России в 2010 году составил только 172 дня, отсюда – непризнание резидентом и вывод: НДФЛ за 2010 год перерасчету и возврату не подлежит.

Действительно, согласно положениям НК РФ наличие статуса налогового резидента РФ, устанавливаемого на каждую дату выплаты дохода, носит предварительный характер и подлежит уточнению в конце налогового периода, что является основанием для перерасчета НДФЛ. Однако, еще раз подчеркнем: это правило НК РФ. Но есть еще правила международных договоров. КС РФ признал неприемлемым подход, при котором установленные Протоколом к СИДН критерии понимались как подлежащие применению во взаимосвязи с правилами о налоговом периоде - по аналогии с критериями, содержащимися в НК РФ, поскольку это приводило к их применению вопреки их действительному смыслу. Как отмечено в Постановлении №16-П,

- СИДН установлено особое регулирование, не предусматривающее условия уточнения налогового статуса физического лица по итогам налогового периода;

- положения НК РФ не предполагают отказ белорусским гражданам в применении правил налогообложения, установленных для налоговых резидентов РФ, в соответствии с условиями СИДН, несмотря на отсутствие у них по итогам налогового периода статуса налогового резидента РФ.

Словно предвидя возможные проблемы, Суд дополнительно отмечает: при выборе нормы международного договора необходимо учитывать не только положения Протокола к СИДН, но и положения Договора о ЕАЭС, в рамках которого достигнута договоренность о безусловном распространении на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств – членов ЕАЭС, «национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах - членах данного Союза».

Статус статусу рознь

В марте 2020 г. и ФНС России дала свое /видение[6], как применять ставку 13%: если по итогам года сотрудники организаций - граждане государств ЕАЭС не стали российскими налоговыми резидентами, НДФЛ по ставке 13%, удержанный с их доходов, должен быть пересчитан по ставке 30%.

Заметим, что уже с даты начала работы гражданина государства-члена ЕАЭС работодателю очевидно, станет тот по итогам налогового периода резидентом РФ или нет. Здесь не приходится ждать чудес, которыми так славен день 31 декабря (у кареты нет шансов не превратиться в тыкву). Соответственно, непонятно, зачем исчислять по 13%, чтобы потом пересчитывать по 30%? Нам, признаемся, более близка позиция налоговой службы, озвученная четыре года назад (письмо ФНС России от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@):

«… положениями статьи 73 Договора не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан государств-членов в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами этого первого государства-члена».

А вот Минфин России последовательно, со второй половины 2015 года, когда эти вопросы стали возникать в практике, придерживается одной и той же жесткой позиции.
16 декабря 2019 г., как мы отмечали, вышло сразу несколько писем, основные тезисы которых:

- доходы в связи с работой, осуществляемой в РФ гражданами государств – членов ЕАЭС, подлежат обложению НДФЛ с применением ставки 13 % начиная с первого дня их работы на территории РФ;

- по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде;

- данный вывод не противоречит Постановлению КС РФ от 25.06.2015 № 16-П.

Иными словами, Дело С.П. Лярского живет, но пока не побеждает.

Выводы

Лучше КС РФ задать камертон понимания норм невозможно, поэтому только несколько соображений общего характера. Толкование, которого придерживается Минфин, ставит в неравное положение лиц-резидентов (граждан) государств-членов ЕАЭС в зависимости от даты их въезда в РФ. Положение о «первом дне», с которого и должна применяться резидентная ставка, будет иметь различные правовые последствия, в зависимости от того, какой это день (есть почти половина года, когда фактически не могут быть реализованы нормы Договора о ЕАЭС). Вместе с тем, как мы знаем, истолкование международных договоров должно осуществляться в соответствии, прежде всего, с целями их заключения[7].

Статья 96 Договора о ЕАЭС определяет «трудящегося государства-члена» как лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает. Именно доходы трудящегося государства-члена ЕАЭС, полученные им в результате осуществления трудовой деятельности на территории государства трудоустройства, подлежат налогообложению в соответствии с международными договорами и законодательством государства трудоустройства с учетом положений Договора о ЕАЭС (ст. 98).

Национальный режим в рамках налогообложения одного-единственного вида доходов (резидентная ставка) должен предоставляться не с первого дня, когда лицо становится налоговым резидентом в государстве источника дохода (это как раз общее правило, – чтобы оно применялось, Договор о ЕАЭС не нужен), а с первого дня его работы. Лицо не может потерять 31 декабря свой скромный налоговый статус, дарованный международным договором, если только оно не стало «чужим» для государств-членов ЕАЭС (не резидент, не гражданин).

Почему же правоприменительная практика не поддержала выработанные КС РФ подходы? Возможно, причина в многослойности, сложности регулирования. Правила Протокола к СИДН с РБ и ст. 73 Договора о ЕАЭС близки по смыслу, но не идентичны. Например, если СИДН с РБ увязывает предоставление национального режима (в части ставки) с периодом пребывания (183 дня), то Договор о ЕАЭС молчит по этому поводу. Широкие формулировки Постановления № 16-П, близкие сердцу теоретиков, оставили лакуны для трактовки практиков. Вот, например, положение о распространении на резидентов государств-членов ЕАЭС национального налогового режима в части применения ставки налогообложения. А что такое в данном случае национальный налоговый режим? Применение национальных правил для национальных лиц (своих резидентов)? Тогда вот они правила – ничего личного, ничего лишнего, только … НК РФ.

Если толкование, преобладающее сегодня в официальных разъяснениях, довести до логического завершения, ценность ст. 73 Договора о ЕАЭС становится весьма призрачной. Куда как лучше, например, применять нормы российско-белорусского СИДН. Здесь по крайней мере правовая позиция КС РФ исключит иное прочтение. Кстати, схожее правило есть в Протоколе от 24 октября 2011 г. к СИДН с Арменией от 28 декабря 1996 г. Оно распространяется на заработную плату и подобные вознаграждения; резидентный налоговый режим (размер ставки), как и в российско-белорусском СИДН применяется со дня начала работы по найму, если длительность работы в соответствии с трудовым договором – не менее 183 дней.

Подводя итог, отметим: в практике толкования по принципиальным вопросам, затрагивающим реализацию «четырех свобод» в ЕАЭС, целесообразно формировать единую позицию – в рамках взаимных решений государств.

[1] Письма Минфина России от 16.12.2019 № 03-04-06/98063; от 16.12.2019 № 03- 04-05/98059; от 16.12.2019 № 03-04-06/98060.

[3] Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

[4] В случае прекращения лицом с постоянным местожительством в одном государстве работы по найму до истечения 183 дней нахождения в другом государстве, производится перерасчет налоговых обязательств по ставкам и в соответствии с порядком, действующими в отношении физических лиц, не являющихся лицами с постоянным местожительством (п. 5 ст. 1 Протокола к СИДН).

[5] Предполагаемый срок – 183 дня и более.

[7] Хаванова И.А. Международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения: монография. Под ред. И.И. Кучерова. М.: ИД «Юриспруден ция». – 2016. – С. 116–117.

Налог на доходы физических лиц с доходов иностранцев платится по ставкам, которые зависят от статуса налогового резидента.

Если работник в течение последовательных 12 календарных месяцев находился на территории РФ не менее 183 дней – он резидент, если нет - то НЕ резидент.
Следовательно, если иностранец только прибыл на территорию РФ, он не имеет статуса резидента.

Для граждан Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызской республики предусмотрено особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ или статья "Договора о Евразийском экономическом союзе", на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Для иностранцев, работающих по патенту, особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ, на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Иностранцы на патенте уплачивают фиксированные авансовые платежи по НДФЛ самостоятельно.
При этом, они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.

В этом случае организация обязана запросить соответствующее уведомление из своей налоговой инспекции.
Порядок действий приведен в статье 227.1 НК РФ.

Для иностранцев ВКС, в отношении доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности, особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ, на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.


В общем случае размер страховых взносов зависит от категории иностранного гражданина по 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»: временно пребывающий / временно проживающий / постоянно проживающий.

Определения данных понятий приведены в 115-ФЗ (статья 2, пункт 1).

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

такие же, как и с выплат гражданам РФ (статья 425 НК РФ, пункт 2):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

К страховым взносам применяется регрессивная ставка: доходы больше – ставка меньше. С начала года взносы на доходы каждого сотрудника начисляются по максимальным ставкам, которые предусмотрены для каждой категории работника, а затем, когда сумма доходов нарастающим итогом достигнет определенных пороговых значений, тарифы снижаются.

В 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

Примечание: иностранные граждане из стран членов ЕАЭС, являющиеся ВКС, рассматриваются отдельно, в следующем пункте.


такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Тарифы в ПФ и на социальное страхование такие же, как и с выплат гражданам РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ) :

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).

такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС), но исключение составляют взносы на ОПС по временно пребывающим специалистам из стран ЕАЭС. Их начислять не нужно (Письмо Минфина России от 12.07.2017 N 03-15-06/44430, Минтруда России от 18.11.2015 N 17-3/В-560):

Пенсионное страхование – не начисляются
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Взносы не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ) :

Пенсионное страхование – не начисляются
Социальное страхование - не начисляются
Медицинское страхование - не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).


Взнос зависит от вида деятельности компании и может составлять от 0,2% до 8,5%. От гражданства и статуса работника размер взноса не зависит вообще. Начисляется со всех доходов иностранцев, независимо от наличия или отсутствия вида на жительство, разрешения на временное проживание или статуса ВКС.

Основание: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"



Штраф для должностных лиц от 25 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 250 000 до 800 000.
КоАП РФ, статья 18.15, части 1 и 2.

Те же самые нарушения в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
Штраф для должностных лиц от 35 000 до 70 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 1 000 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 4

Штраф для должностных лиц от 35 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 800 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 3

Те же самые нарушения в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
Штраф для должностных лиц от 35 000 до 70 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 1 000 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 4


Есть два мнения относительно того, нужно ли уведомлять МВД о заключении/расторжении договора с гражданином Белоруссии.

Первое мнение: нужно уведомлять.
Относительно граждан Белоруссии и Казахстана есть письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н "О вопросах трудоустройства иностранных граждан", где приведен развернутый ответ на поставленный вопрос: "Следует ли уведомлять органы ФМС России о заключении (расторжении) трудовых договоров с гражданами Беларуси и Казахстана? В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Примечание к письму: В письме 2015 года речь идет о ФМС, а не о МВД, так как ранее эти функции выполняла ФМС, но в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 Федеральная миграционная служба России упразднена с 01 июля 2016 года.

Читайте также: