Путин объявил о повышении ндфл для россиян с доходом выше 5 млн рублей

Опубликовано: 16.04.2024

"Власть может войти во вкус"

Президент Владимир Путин в обращении к россиянам предложил с 1 января 2021 года поднять ставку налога на доходы физических лиц с 13% до 15% в год для тех, кто зарабатывает больше 5 млн рублей в год. Взимание дополнительного налога с части дохода, превышающей 5 млн, позволит бюджету получить 60 млрд рублей. Путин отметил, что эти деньги пойдут на лечение детей с тяжелыми заболеваниями. Мы попросили экспертов прокомментировать новшество.


Игорь Николаев, доктор экономических наук:

"Это предложение не стало неожиданностью. Где-то неделю назад появились утечки, подхваченные СМИ, о том, что в верхах всерьез обсуждается введение прогрессивной шкалы налогообложения.

Тогда называлась цифра доходов, которые попадут под более выскоий процент - от 3 млн рублей в год. Для меня было очевидно, что прогрессивную шкалу введут, но, конечно, я не думал, что это случится так скоро. Видимо, власти использовали конъюнктуру момента.

На фоне пандемии необходимость финансирования всего, что связано с здравоохранением, тем более, лечения больных детей, не вызывает сомнений.

В бедной стране получающие больше 5 млн рублей считаются очень богатыми, и идея брать с них больше налогов - популярная. Хотя гипотетически 60 млрд рублей в масштабе России - деньги не очень большие.

Считаю, что в прогрессивной шкале есть экономический смысл. Вот только у нас всегда была проблема с исполнением, особенно когда присутствует конъюнктурность, как сейчас.

Нужно понимать, что теперь прогрессивная шкала налогообложения зафиксируется в законе. Есть опасения, что это даст повод играться со ставкой в будущем.

Когда понадобятся деньги, правительство, почувствовав вкус легких денег, снова может поднять ставку или расширить действие повышенной ставки на менее состоятельные категории граждан - получающих не 5 млн, а 3 млн, или 1 млн в год. Такое развитие событий будет уже напрямую угрожать и без того немногочисленному среднему классу нашей страны. И ему теперь с этим опасением жить".

Никита Масленников, советник Института современного развития:

"С социальной точки зрения решение о повышении ставки НДФЛ для богатых выглядит справедливо: есть целевое назначение для этих средств. Главное, что ушли от идеи облагать налогом на прирост доходы в 2-3 млн рублей в год. В эту категорию попал бы весь средний класс.

Но раз налог на доходы физлиц, которые долгие годы был единым и незыблемым – 13% - тронули, то сразу возникает масса вопросов. Освободят ли самых бедных граждан от НДФЛ? Тогда надо компенсировать существенную часть бюджетов регионов.

Не возникнет ли у работодателей стимула переходить на зарплаты в конвертах и доводить официальную зарплату высокооплачиваемых сотрудников до уровня депутатов Госдумы - 4 800 000 рублей в год? Все, что касается налоговой системы, требует очень четкой настройки".

Александр Сафонов, профессор Финансового университета при правительстве РФ:

«Во всех экономически развитых странах существует прогрессивная шкала налогообложения. Россия, если она хочет иметь нормальную экономику, должна продвигаться в этом направлении. Особенно в силу того, что у нас слишком высокий уровень дифференциации доходов. У основной массы населения они весьма скромные, и в этом случае ставка в 13% вполне обоснована.

В то же время есть группа людей со сверхвысокими доходами, их вполне можно обложить ставкой даже более высокой, чем предложил президент - в 20-25%. Впрочем, большого экономического эффекта это может и не дать, поскольку будет затронута слишком маленькая доля граждан от общего числа: богатых у нас лишь несколько процентов от общей численности населения. При этом административные расходы вырастут. И это тоже надо учитывать, вводя дифференцированный налог».

Алексей Ведев, глава Центра структурных исследований РАНХиГС:

«Я отношусь к этой мере негативно. Во-первых, в 2018 году власти официально объявили, что до 2024 года налоги у нас не повысят. Во-вторых, с граждан, которые зарабатывают в год свыше 5 млн рублей, налог будет собираться по итогам года. То есть, с большой задержкой и, вероятно, не всегда корректно.

Не понятно также, как эта ситуация отразится на самозанятых и индивидуальных предпринимателях. Предвижу, что многим из них придется судиться с налоговой службой по вопросу, что считать чистым доходом. Здесь есть свои тонкости и сложности. Думаю, состояние бизнес-климата и устойчивость в налоговой сфере важнее, чем те гипотетические выгоды, которые можно получить, подняв для некоторых ставку на 2%».

Президент России Владимир Путин подписал закон, повышающий ставку НДФЛ до 15% для тех, кто зарабатывает больше 5 миллионов рублей в год. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации.

С 1 января 2021 года ставка НДФЛ по доходам, превышающим 5 миллионов рублей в год, увеличится на 2%. Доходы, не превышающие эту сумму, будут облагаться по ставке 13%, все, что свыше, — 15%.

«Полученные от такого повышения средства будут адресно направляться на лечение детей с тяжелыми и редкими заболеваниями. Причем это именно дополнительное финансирование — все действующие федеральные и региональные программы, направленные на лечение детей, будут сохранены», — заявлял спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Повышенный налог не будет распространяться на доходы от продажи любого личного имущества граждан (кроме ценных бумаг) и страховые выплаты по договорам страхования и пенсионного обеспечения. Такие доходы будут по-прежнему облагаться по ставке 13%.

Принятие закона «Таким делам» прокомментировал владелец ИТ-компании, основатель сервиса и одноименного телеграм-канала Афинас.рф Левон Акопов, которого коснутся нововведения.

Я это приветствую, это очень западный подход. В скандинавских странах налогоплательщик осознает, на что идут налоги, и, может, не сильно радуется, но понимает, что объем налогов связан с качеством его жизни. У нас такой традиции нет.
Впервые я как плательщик налога могу потом получить от фонда, который будет тратить эти деньги на детей, обратную связь. Я надеюсь, что это будет целенаправленно, что это будет прозрачно, что потом будет отчет. Впервые увеличение нагрузки будет целевое. Государство обещает, и я надеюсь, что обещание будет сдержано.
Я думаю, каждый человек, который достойно зарабатывает, должен тратить какую-то часть на благотворительность. В этом глубокий смысл есть. Можно это делать индивидуально без всякого налога. Я долго работал в школе учителем физики, поэтому я помогаю со всем, что связано со школами. У меня своя ниша, которую я считаю правильной. Я думаю, что каждый должен находить эту форму.
В отличие от скандинавских стран в нашей стране очень большой финансовый разрыв между богатыми и бедными. Это неправильно. Такой налог — это в какой-то степени способ перераспределения богатств. Понятно, что кто-то работает, тратит усилия, у кого-то интеллект, способности. Кто-то не может много зарабатывать. Но большой разницы не должно быть! Это и в социальном плане неправильно.
В конце концов 2% — это не такая уж большая и радикальная жертва со стороны обеспеченной части общества. Зато данная мера позволит улучшить и сбалансировать социальные отношения.

11 ноября Госдума в третьем, окончательном чтении одобрила закон о повышении НДФЛ. 18 ноября этот закон одобрил Совет Федерации.

23 июня президент России Владимир Путин во время обращения к россиянам предложил повысить ставку налога на доходы физических лиц с 13 до 15% для тех, кто зарабатывает более 5 миллионов рублей в год. Эксперты во время круглого стола в Общественной палате предложили создать специальный государственный некоммерческий фонд, чтобы выполнить поручение главы государства.

Больше текстов, фотографий и новостей — в нашем Телеграме.

Пришлите нам свою новость в чат-бот в Телеграме.

  • «Это шаг, чтобы освободиться от ежедневного террора». Трансплантолог Надежда Бабенко сообщила об увольнении из НЦЗД
  • Активисты сообщили об избиении белух в Приморском океанариуме. Прокуратура начала проверку
  • Исследование ВОЗ показало рост риска смерти от ишемической болезни сердца и инсульта из-за переработок
  • В Москве власти сорвали выставку в честь 100-летия академика Андрея Сахарова
  • В Москве силовики изъяли спортивное оружие у подростка, который рассказал друзьям о планах устроить стрельбу в школе

На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

  • О фонде
  • Контакты
  • Отчеты
  • Для НКО
  • Персональные данные
  • Пожертвовать
  • Стать волонтером
  • Частые вопросы
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • Instagram
  • Youtube
  • Flipboard
  • Дзен

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

  1. Значение настоящей публичной оферты
    1. Настоящая публичная оферта («Оферта») является предложением Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» («Фонд»), реквизиты которого указаны в разделе 5 Оферты, заключить с любым лицом, кто отзовется на Оферту («Донором»), договор пожертвования («Договор») на реализацию уставных целей Фонда, на условиях, предусмотренных ниже.
    2. Оферта является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    3. Оферта вступает в силу со дня, следующего за днем размещения ее на Сайте в сети Интернет: takiedela.ru, sluchaem.ru, 365.nuzhnapomosh.ru, beznadege.net, nuzhnapomosh.ru, https://nuzhnapomosh.ru/donate/.
    4. Оферта действует бессрочно. Фонд вправе отменить Оферту в любое время без объяснения причин.
    5. В Оферту могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на Сайте Фонда.
    6. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительности всех остальных условий Оферты.
    7. Местом размещения Оферты считается город Москва, Российская Федерация.
  2. Существенные условия Договора
    1. Сумма пожертвования: сумма пожертвования определяется Донором.
    2. Назначение пожертвования: реализация уставных целей Фонда.
  3. Порядок заключения Договора
    1. Договор заключается путем акцепта Оферты Донором.
    2. Оферта может быть акцептована Донором любым из следующих способов:
      1. путем перечисления Донором денежных средств в пользу Фонда платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием назначения пожертвования "пожертвование на Благотворительную программу “Нужна помощь.ру", а также с использованием платежных терминалов, пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Донору перечислить Фонду денежные средства;
        При получении безадресного пожертвования на расчетный счет по реквизитам, Фонд самостоятельно конкретизирует его использование, исходя из статей бюджета, утвержденных Советом фонда, являющихся неотъемлемой частью деятельности Фонда либо направляет их на расходы на административные нужды Фонда в соответствии с Федеральным законом №135 от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
      2. путем помещения наличных денежных средств (банкнот или монет) в ящики (короба) для сбора пожертвований, установленные Фондом или третьими лицами от имени и в интересах Фонда в общественных и иных местах.
    3. Совершение Донором любого из действий, предусмотренных пунктом 3.2 Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    4. Датой акцепта Оферты и, соответственно, датой заключения Договора является дата поступления денежных средств от Донора на расчетный счет Фонда, а в случае, предусмотренном п. 3.2.2. — дата выемки уполномоченными представителями Фонда денежных средств из ящика (короба) для сбора пожертвований.
    5. Фонд обязуется использовать полученные от Донора денежные средства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и в рамках своей уставной деятельности.
  4. Прочие условия
    1. Совершая действия, предусмотренные данной Офертой, Донор подтверждает, что ознакомлен с условиями и текстом настоящей Оферты, уставными целями деятельности Фонда, осознает значение своих действий, имеет полное право на их совершение и полностью принимает условия настоящей Оферты.
    2. Донор имеет право на получение информации об использовании пожертвования. Для реализации указанного права Фонд размещает на сайте:
      1. информацию о суммах пожертвований, полученных Фондом, в том числе о суммах пожертвований, полученных для оказания Фондом помощи каждому конкретному проекту;
      2. отчет о целевом использовании полученных пожертвований, в том числе для оказания Фондом помощи каждому конкретному проекту;
      3. отчет об использовании пожертвований в случае перемены целей, на которые направляется пожертвование. Донор, не согласившийся с переменой цели финансирования, вправе в течение 14 календарных дней после публикации указанной информации потребовать в письменной форме возврата денег.
    3. Фонд не несет перед Донором иных обязательств, кроме обязательств, указанных в настоящем Договоре.
    4. Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. Реквизиты Фонда

    Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

    Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
    ИНН: 9710001171
    КПП: 770401001
    ОГРН: 1157700014053
    р/с 40703810701270000111
    в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
    к/с 30101810845250000999
    БИК 044525999

    Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных

    Фото Валерия Шарифулина / ТАСС
    Фото Валерия Шарифулина / ТАСС

    Президент Владимир Путин подписал закон о введении повышенного НДФЛ — 15% вместо 13%. Об инициативе было объявлено во время очередного обращения к нации 23 июня. Он указал, что мера коснется людей, получающих свыше 5 млн рублей в год (более 417 000 в месяц). Повышенным налогом будет облагаться та часть дохода, которая превышает 5 млн рублей. По словам Путина, мера даст бюджету дополнительные 60 млрд рублей в год. Эти средства, по словам Путина, будут «окрашены » — их целевым образом направят на лечение детей с тяжелыми редкими (орфанными) заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций. Повышенный налог будет действовать уже с 1 января 2021 года.

    Источники Forbes еще летом утверждали, что в этот раз к идее вернулись, так как в обществе возник запрос на «социальную справедливость». Эксперт, участвовавший в обсуждении, утверждал, что у правительства было порядка 10 вариантов изменения налога и порога дохода, в том числе вариант отмены НФДЛ для малообеспеченных граждан.

    К каким последствиям может привести переход к прогрессивному налогообложению?

    Мера коснется максимум 250 000 человек

    По оценке директора Независимого института социальной политики, профессора НИУ ВШЭ Лилии Овчаровой, мера коснется примерно 100 000-130 000 человек. В своей оценке она основывается на том, что, по словам президента, бюджет получит от повышения НДФЛ около 60 млрд рублей в год.

    Сборы от налога могут получить только богатые регионы

    Владимир Путин предложил «окрасить» средства, полученные от повышенного налога, и направлять «плюсом», в дополнение к тем ресурсам, которые уже выделяются на высокотехнологичную помощь и лекарственное обеспечение», уточнил президент.

    Сборы от НДФЛ поступают в бюджеты регионов и муниципалитетов. При этом в России уровень доходов граждан распределяется между регионами неравномерно. И люди, получающие более 400 000 рублей в месяц, в основном живут в московской столичной агломерации, в Санкт-Петербурге, нефтяных регионах ХМАО и ЯНАО и, возможно, в Татарстане, сказал Forbes Пискунов. «Получается, что эти 60 млрд рублей будут разделены между самыми богатыми регионами России. Если только не будет предложен федеральный механизм сбора этой «добавки», — сказал он.

    Каким образом чиновники хотят «окрасить» эти средства, неизвестно. В Минфине Forbes ответили, что там будут прорабатывать меры в соответствии с поручениями, которые даст президент.

    50%-ная прибавка к расходам на лечение редких заболеваний

    60 млрд рублей в год для лечения детей с орфанными заболеваниями — это очень хорошие деньги, говорит директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. Лекарства для борьбы с орфанными заболеваниями стоят очень дорого. «Бывают случаи, когда для лечения нужно от 39 млн рублей до 140 млн рублей. Зависит от заболевания и необходимых препаратов», — указывает она. Общее финансирование лечения всех пациентов-льготников с редкими заболеваниями составляет примерно 125 млрд рублей, около 60 млрд рублей ежегодно тратится на федеральном уровне на программу «12 высокозатратных нозологий» — по лечению граждан с редкими заболеваниями, куда входят в том числе некоторые орфанные заболевания.

    Однако Попович предупреждает, что в мире орфанных заболеваний более 31 000 наименований, при этом в России к ним относят только 226, а государственные льготы распространяются только на 24 вида заболеваний. «Сколько реально в России людей с орфанными заболеваниями, сказать сложно. У нас плохо устанавливают диагноз, масштаб бедствия четко не определен. Но мне представляется, что в ближайшее время мы столкнемся с тем, что улучшение диагностики приведет к выявлению существенно большего числа нуждающихся людей и очень быстро станет ясно, что 60 млрд нам не хватает. Хотя они существенно улучшат ситуацию», — указывает Попович.

    Существенного влияния на рынок труда не окажет

    Введение в 2001 году единой ставки для большинства видов доходов было большим достижением, которое за годы применения себя полностью оправдало с точки зрения выхода существенных объемов зарплат из тени, считает партнер КПМГ в России и СНГ Донат Подниек. «Вскоре после отмены прогрессивной шкалы начали появляться инициативы по ее возвращению. Одним из серьезных аргументов против такого возврата было опасение обратного ухода части зарплат в тень. Но сейчас ФНС находится на принципиально новом уровне возможностей контроля и сбора налога, и возврат к ситуации конца 1990-х вряд ли возможен», — сказал он.

    Еще один аргумент против версии об уходе доходов в тень заключается в том, что «дополнительная налоговая нагрузка при зарплате в 500 000 рублей в месяц, к примеру, составит 2000 рублей. Это недостаточный стимул для ухода в тень», — сказал Пискунов Forbes.

    Отказ от плоской шкалы и повышение налога для тех, кто получает доходы свыше 5 млн рублей в год, возможно «немного усилит привлекательность выдачи заработной платы неформальным образом», сказал Forbes заместитель директора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Ростислав Капелюшников. «Но стимул может быть не очень большим, так как повышение всего на 2 процентных пункта», — полагает он. На теневом рынке труда в том или ином виде заняты около 25 млн россиян, или почти треть трудоспособного населения страны, следовало из данных опроса Института общественных наук РАНХиГС.

    Станет ли больше социальной справедливости — вопрос открытый

    В вопросе повышения ставки есть как минимум две составляющие: интерес государства в увеличении поступлений от НДФЛ в казну и социальная справедливость налогообложения, сейчас и рабочий завода, и миллиардер платят 13% со своих трудовых или дивидендных доходов, замечает Донат Подниек. «Если пересмотреть льготы и если прогрессия будет учитывать доход семьи, а не налогоплательщика, это более взвешенный подход, обеспечивающий баланс интересов государства и налогоплательщиков», — считает он.

    «Повышение НДФЛ — это жест социальной справедливости, который говорит о корректировке модели экономической политики, о которой президент заявлял еще в январском послании Федеральному собранию. Скорее всего, мы увидим и другие инициативы в сфере налогового перераспределения, — считает декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. Так как президент не объявил об отмене НДФЛ для малоимущих граждан, решение только поднять налог — «это совершенно демонстративная акция», уверен экономист Андрей Мовчан.

    «Видимо, это популистский запрос на справедливость от населения. Мы прошли кризис, обеднели, и запрос от граждан требует, чтобы было «все лучшее детям» и за них заплатили более богатые граждане. Поддержка детей — это очень важно, но здесь проблемы вряд ли ощутимо решатся с помощью столь относительно незначительной суммы — видимо, необходимы не столько сами дополнительные средства, сколько эффективность в их использовании», — считает макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов.

    В обществе, разделенном на миллиардеров, нищих и тех, кто еле сводит концы с концами, богачи должны по-настоящему делиться своими доходами.


    Выступление Владимира Путина за два дня до начала столь важного для него голосования по поправкам к Конституции, в очередной раз показало, что в его рукаве всегда найдутся козыри на любой вкус. Денег хотите? Вот вам новые и старые пособия. Социальной справедливости? Давно говорили о прогрессивном подоходном налоге? Не вопрос, получайте! Теперь богатенькие запляшут — поднимаем НДФЛ для тех, кто получает от 5 млн рублей в год и выше с 13% до (не шути!)15%. В общем, «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй»…

    В том, что Путин пообещает осыпать сограждан новой порцией пособий на детей, вероятно мало кто сомневался. Под выборы у нас всегда так было — что-нибудь, да подкинут народу. Конечно, для семей, в которых один или оба родителя потеряли работу (а таковых, по данным Росстата, в стране сейчас уже 4,5 млн человек, и это не считая тех, кому зарплату сильно сократили), ежемесячное пособие в 5 тысяч рублей на ребенка до трех лет и на детей от трех до семи лет для семей с доходами ниже прожиточного минимума, погоду не сделает. Как, впрочем, и разовая выплата в 10 тысяч рублей для детей до 16 лет. Однако «пустячок, а приятно».

    Что касается повышения подоходного налога, то, с одной стороны, оно действительно было несколько неожиданным, а с другой, если вдуматься — смех сквозь слезы…

    Как известно, в России олигархов нет. Ну, есть сотня долларовых миллиардеров, но это, конечно, не олигархи… И тут я зримо представил себе сцену подготовки «эпохального» решения о повышении ставки НДФЛ на целых 2% для богатых и очень богатых россиян.

    …Владимир Владимирович проводит совещание в узком кругу близких «неолигархов». Объявляет о необходимости повысить подоходный налог с 13% до 15%. «Чего?!», — невольно вырывается у одного или сразу нескольких из них. «Я осознаю, это непросто для вас, — говорит президент, — но, думаю, вы с пониманием отнесетесь к такому решению, ведь это для больных детей, не корысти ради». Он смотрит в глаза соратников, но особого восторга в них не улавливает. «Не, ну а как жить-то?», — не унимаются друзья-неолигархи.

    «Знаю, что это действительно непросто, такое еще предстоит осознать. Но мы что-нибудь придумаем, как компенсировать вам „выпадающие доходы“, чтобы они… не выпадали. Сократим на те же 2% какой-нибудь другой налог. Ну, мало ли что еще. Придумаем что-нибудь…», — говорит Путин. «А, ну это другое дело», — облегченно вздыхают разволновавшиеся было толстосумы.

    А теперь от воображаемой сцены перейдем к суровой реальности. Переход России к прогрессивному налогообложению (если бы он и вправду состоялся), действительно мог бы стать шагом к более справедливому обществу. Однако дьявол, как известно, кроется в деталях. В 1990-е годы у нас было некое подобие прогрессивного налогообложения, однако оно было настолько сложным и запутанным, что его эффективное «администрирование» и впрямь было делом почти непосильным.

    Но, во-первых, кто тогда сделал НДФЛ таким запутанным? А во-вторых, кто в то время вообще соблюдал хоть какие-то законы? Именно новое российское государство сквозь пальцы смотрело на неуплату налогов. Так что все претензии по этому поводу ему стоило бы предъявлять себе…

    В 2001 году Путин ввел плоскую (для всех) 13-процентную ставку подоходного налога. До сих пор, в том числе, и в обращении к народу от 23 июня он ставит себе в заслугу, что «после введения плоской шкалы НДФЛ собираемость налога увеличилась». Так еще бы не увеличиться! Если до этого вы получали что-то около нуля, то повышение сборов хоть на какое-то положительное значение — всегда рост, кто бы спорил.

    Не хочу, чтобы меня поняли превратно. Я вообще против налогов, если что. Думаю, что в прекрасном далеке их не будет вовсе.

    Но пока мы живем в обществе, разделенном на миллиардеров, нищих и огромное большинство тех, кто еле-еле сводит концы с концами, первые должны делиться со вторыми и третьими. Соответственно, подоходный налог должен быть строго дифференцированным. Богатые стали богатыми, выкачивая так или иначе средства не из воздуха, а из общества, и стало быть, обязаны с ним делиться.

    Посмотрим, как обстоит дело с этим в большинстве развитых стран.

    В США ставка федерального подоходного налога колеблется от 10% до 39,6%.

    В Канаде от 15% до 50%. Во Франции от 5,5% до 75%. В Норвегии от 9,5% до 39%. Максимальная ставка на крупнейшие состояния в Швеции составляет 57%, в Дании 55,6%, в Бельгии 50%, в Португалии 48%, в Испании 45%.

    Конечно, в Европе есть и Литва с Венгрией, где ставка подоходного налога 15%, и Румыния (16%), но для развитых социальных государств сегодня это скорее исключение, чем правило.

    Естественно в разных странах, есть разные вычеты, которые позволяют уменьшить ставку подоходного налога. Например, если вы выплачиваете ипотечный кредит или содержите иждивенцев.

    Отметим также, что почти во всех этих странах есть и необлагаемый подоходным налогом минимум. В США, например, на федеральном уровне он составляет от 9 до 18 тысяч долларов в год (в зависимости от возраста, семейного положения и прочих факторов). Иными словами, это не просто прогрессивный, но именно дифференцированный налог.

    Между тем в таком «справедливо» устроенном постсоциалистическом государстве, как современная Россия, необлагаемого минимума, как известно, нет. И у миллиардера, и у уборщицы, получающей 12 тысяч рублей в месяц, в казну забирают 13% от заработка. Теперь, правда, как нам пообещал президент, миллионеров и миллиардеров напрягут аж до 15%. Однако очевидно, что человеку, получающему 12 тысяч рублей, гораздо тяжелей заплатить с них 13% (примерно 1500 рублей) подоходного, чем тому, кто, скажем, со 120 миллионов рублей в год перечислит в уплату НДФЛ 15% (18 млн рублей). У них при этом немного разные проблемы — у детей уборщицы суп жидок, а у детей миллионера жемчуг мелок.

    Подводя итог сказанному, отмечу, что «крутое» повышение подоходного налога на состоятельных и богатых граждан на два процента, чем осчастливил на днях Путин российский народ, не тянет даже на предвыборный пиар. Это просто смешно.

    В обществе, разделенном на миллиардеров, нищих и тех, кто еле сводит концы с концами, богачи должны по-настоящему делиться своими доходами.


    Выступление Владимира Путина за два дня до начала столь важного для него голосования по поправкам к Конституции, в очередной раз показало, что в его рукаве всегда найдутся козыри на любой вкус. Денег хотите? Вот вам новые и старые пособия. Социальной справедливости? Давно говорили о прогрессивном подоходном налоге? Не вопрос, получайте! Теперь богатенькие запляшут — поднимаем НДФЛ для тех, кто получает от 5 млн рублей в год и выше с 13% до (не шути!)15%. В общем, «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй»…

    В том, что Путин пообещает осыпать сограждан новой порцией пособий на детей, вероятно мало кто сомневался. Под выборы у нас всегда так было — что-нибудь, да подкинут народу. Конечно, для семей, в которых один или оба родителя потеряли работу (а таковых, по данным Росстата, в стране сейчас уже 4,5 млн человек, и это не считая тех, кому зарплату сильно сократили), ежемесячное пособие в 5 тысяч рублей на ребенка до трех лет и на детей от трех до семи лет для семей с доходами ниже прожиточного минимума, погоду не сделает. Как, впрочем, и разовая выплата в 10 тысяч рублей для детей до 16 лет. Однако «пустячок, а приятно».

    Что касается повышения подоходного налога, то, с одной стороны, оно действительно было несколько неожиданным, а с другой, если вдуматься — смех сквозь слезы…

    Как известно, в России олигархов нет. Ну, есть сотня долларовых миллиардеров, но это, конечно, не олигархи… И тут я зримо представил себе сцену подготовки «эпохального» решения о повышении ставки НДФЛ на целых 2% для богатых и очень богатых россиян.

    …Владимир Владимирович проводит совещание в узком кругу близких «неолигархов». Объявляет о необходимости повысить подоходный налог с 13% до 15%. «Чего?!», — невольно вырывается у одного или сразу нескольких из них. «Я осознаю, это непросто для вас, — говорит президент, — но, думаю, вы с пониманием отнесетесь к такому решению, ведь это для больных детей, не корысти ради». Он смотрит в глаза соратников, но особого восторга в них не улавливает. «Не, ну а как жить-то?», — не унимаются друзья-неолигархи.

    «Знаю, что это действительно непросто, такое еще предстоит осознать. Но мы что-нибудь придумаем, как компенсировать вам „выпадающие доходы“, чтобы они… не выпадали. Сократим на те же 2% какой-нибудь другой налог. Ну, мало ли что еще. Придумаем что-нибудь…», — говорит Путин. «А, ну это другое дело», — облегченно вздыхают разволновавшиеся было толстосумы.

    А теперь от воображаемой сцены перейдем к суровой реальности. Переход России к прогрессивному налогообложению (если бы он и вправду состоялся), действительно мог бы стать шагом к более справедливому обществу. Однако дьявол, как известно, кроется в деталях. В 1990-е годы у нас было некое подобие прогрессивного налогообложения, однако оно было настолько сложным и запутанным, что его эффективное «администрирование» и впрямь было делом почти непосильным.

    Но, во-первых, кто тогда сделал НДФЛ таким запутанным? А во-вторых, кто в то время вообще соблюдал хоть какие-то законы? Именно новое российское государство сквозь пальцы смотрело на неуплату налогов. Так что все претензии по этому поводу ему стоило бы предъявлять себе…

    В 2001 году Путин ввел плоскую (для всех) 13-процентную ставку подоходного налога. До сих пор, в том числе, и в обращении к народу от 23 июня он ставит себе в заслугу, что «после введения плоской шкалы НДФЛ собираемость налога увеличилась». Так еще бы не увеличиться! Если до этого вы получали что-то около нуля, то повышение сборов хоть на какое-то положительное значение — всегда рост, кто бы спорил.

    Не хочу, чтобы меня поняли превратно. Я вообще против налогов, если что. Думаю, что в прекрасном далеке их не будет вовсе.

    Но пока мы живем в обществе, разделенном на миллиардеров, нищих и огромное большинство тех, кто еле-еле сводит концы с концами, первые должны делиться со вторыми и третьими. Соответственно, подоходный налог должен быть строго дифференцированным. Богатые стали богатыми, выкачивая так или иначе средства не из воздуха, а из общества, и стало быть, обязаны с ним делиться.

    Посмотрим, как обстоит дело с этим в большинстве развитых стран.

    В США ставка федерального подоходного налога колеблется от 10% до 39,6%.

    В Канаде от 15% до 50%. Во Франции от 5,5% до 75%. В Норвегии от 9,5% до 39%. Максимальная ставка на крупнейшие состояния в Швеции составляет 57%, в Дании 55,6%, в Бельгии 50%, в Португалии 48%, в Испании 45%.

    Конечно, в Европе есть и Литва с Венгрией, где ставка подоходного налога 15%, и Румыния (16%), но для развитых социальных государств сегодня это скорее исключение, чем правило.

    Естественно в разных странах, есть разные вычеты, которые позволяют уменьшить ставку подоходного налога. Например, если вы выплачиваете ипотечный кредит или содержите иждивенцев.

    Отметим также, что почти во всех этих странах есть и необлагаемый подоходным налогом минимум. В США, например, на федеральном уровне он составляет от 9 до 18 тысяч долларов в год (в зависимости от возраста, семейного положения и прочих факторов). Иными словами, это не просто прогрессивный, но именно дифференцированный налог.

    Между тем в таком «справедливо» устроенном постсоциалистическом государстве, как современная Россия, необлагаемого минимума, как известно, нет. И у миллиардера, и у уборщицы, получающей 12 тысяч рублей в месяц, в казну забирают 13% от заработка. Теперь, правда, как нам пообещал президент, миллионеров и миллиардеров напрягут аж до 15%. Однако очевидно, что человеку, получающему 12 тысяч рублей, гораздо тяжелей заплатить с них 13% (примерно 1500 рублей) подоходного, чем тому, кто, скажем, со 120 миллионов рублей в год перечислит в уплату НДФЛ 15% (18 млн рублей). У них при этом немного разные проблемы — у детей уборщицы суп жидок, а у детей миллионера жемчуг мелок.

    Подводя итог сказанному, отмечу, что «крутое» повышение подоходного налога на состоятельных и богатых граждан на два процента, чем осчастливил на днях Путин российский народ, не тянет даже на предвыборный пиар. Это просто смешно.

    Читайте также: