Как оплатить задолженность по ндфл за прошлый год

Опубликовано: 26.03.2024

Юлия Попик

Автор: Юлия Попик старший бухгалтер по расчету заработной платы

Юлия Попик

Автор: Юлия Попик
старший бухгалтер по расчету заработной платы

Переплата налога на доходы физлиц в бюджет может возникнуть по разным причинам. Но независимо от того, из-за чего она образовалась, основная сложность при ее возврате заключается в том, что организация не считается плательщиком этого налога. Она выступает в качестве налогового агента. А плательщиками являются сотрудники организации, получающие от нее доход.

Поэтому процедура возврата НДФЛ из бюджета строго регламентирована и отличается от общего порядка возврата налогов. Зачет переплаты по НДФЛ тоже сопряжен с трудностями – сделать это удастся не всегда. Обо всем по порядку – в нашей статье.

Когда возникает переплата

Переплата по НДФЛ в бюджет может образоваться в двух случаях.

Первый случай. Организация удержала из дохода сотрудника больше положенного. Например – из-за того, что бухгалтер неправильно рассчитал облагаемую базу или неверно применил вычеты по НДФЛ, либо работник не вовремя представил в бухгалтерию подтверждающие документы на вычет, и т.п. Эту же (излишне удержанную) сумму и заплатили в бюджет. В данном случае речь идет об излишне удержанном НДФЛ из доходов налогоплательщика.

Второй случай. Организация рассчитала и удержала НДФЛ правильно. Но в бюджет перечислила больше, чем нужно. Это может произойти, например:

  • из-за ошибки бухгалтера при оформлении платежного поручения на уплату налога;
  • из-за того, что налог заплатили раньше срока (до того, как выплатили работникам доход и удержали из него НДФЛ). В этом случае получается, что возникает переплата за счет собственных средств организации, а не налогоплательщика.

Как вернуть переплаченный налог

Порядок возврата налога зависит от того, по какой причине возникла переплата.

Ситуация 1. Переплата НДФЛ образовалась из-за того, что налог был излишне удержан из доходов сотрудника.

Правила возврата НДФЛ в этой ситуации установлены статьей 231 НК РФ. Алгоритм действий – следующий.

Выявить излишне удержанный налог работник может и самостоятельно.

Независимо от того, кто обнаружил переплату (бухгалтер или сотрудник), работник пишет на имя руководителя организации заявление на возврат НДФЛ. Именно этот документ и будет являться основанием для возврата налога. Составить его можно в произвольной форме. Например, так:

zayav2.jpg

Переплату по НДФЛ организация должна перечислить сотруднику в течение трех месяцев со дня получения от него заявления. Основание – пункт 1 статьи 231 НК РФ. Здесь нужно обратить внимание на два важных момента.

Во-первых, излишне удержанную сумму НДФЛ можно только перечислить на банковский счет работника – возвращать налог наличными нельзя (п. 1 ст. 231 НК РФ). Причем это правило действует независимо от того, какой порядок выплаты зарплаты установлен в организации – наличными из кассы или «безналом» на карты сотрудников.

Во-вторых, нужно строго соблюдать сроки возврата излишне удержанного налога работнику. Если в течение положенного срока (трех месяцев) организация не вернет сотруднику переплату, то на сумму невозвращенного налога она должна будет начислить проценты за каждый день просрочки. Проценты начисляются по ставкам рефинансирования, действовавшим в дни нарушения срока возврата. Такой порядок предусмотрен абзацами 3–5 пункта 1 статьи 231 НК РФ.

Статья 231 НК РФ четко устанавливает источники, за счет которых можно вернуть НДФЛ сотруднику. А именно – это предстоящие платежи по НДФЛ, удержанному и подлежащему перечислению в бюджет:

  • из доходов того же работника, у которого излишне удержали налог;
  • из доходов других налогоплательщиков, по отношению к которым организация выступает налоговым агентом.

Бухгалтер по ошибке излишне удержал НДФЛ с выплат менеджеру Степанову за август 2019 года. Сумма излишне удержанного налога составила 1300 руб. Ошибка была обнаружена в сентябре 2019 года. Общая сумма НДФЛ, удержанная из зарплаты всех сотрудников организации за сентябрь, составила 130 000 руб. Из этой суммы бухгалтер перечислил в бюджет только 128 700 руб. Разница в размере 1300 руб. была перечислена на банковский счет, указанный Степановым в заявлении на возврат излишне удержанного НДФЛ.

И только если указанных платежей недостаточно для того, чтобы вернуть НДФЛ налогоплательщику в положенный срок, организация обращается в налоговую инспекцию за возвратом налога из бюджета (п.1 ст. 231 НК РФ). Для этого в ИФНС нужно подать заявление о возврате налога, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (Приложение № 8). Представить документ в инспекцию необходимо в течение 10 дней со дня получения заявления от сотрудника.

К заявлению нужно приложить:

  • выписку из налогового регистра по НДФЛ о доходах сотрудника;
  • копию заявления сотрудника (с указанием причины образования переплаты, даты ее возникновения и суммы);
  • копию справки по форме 2-НДФЛ по состоянию на дату обращения за возвратом;
  • данные о расчетах с бюджетом по НДФЛ начиная с того года, за который был произведен перерасчет налога.

В качестве документа, подтверждающего данные о расчетах с бюджетом по НДФЛ, можно представить выписку по счету 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ». Сумма начислений по кредиту этого счета должна быть сторнирована на сумму переплаты налога (чтобы была видна сумма переплаты).

Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 231 НК РФ.

Возвращать переплату по НДФЛ организации – налоговому агенту налоговая инспекция будет в общем порядке, который установлен статьей 78 НК РФ.

Так, решение о возврате переплаты (или отказе в этом) инспекция должна принять в течение 10 дней:

  • со дня получения заявления от организации, если сверка расчетов с бюджетом не проводилась;
  • со дня подписания акта сверки, если сверка была.

Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 78 НК РФ.

Известить организацию о своем решении (согласии на возврат или отказе) инспекция обязана в течение 5 дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 78 НК РФ). Форма решения о возврате и форма решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога утверждены приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

Вернуть переплату налоговая инспекция обязана в течение одного месяца с того дня, как получила заявление от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Ожидая поступления средств из бюджета на свой расчетный счет, организация – налоговый агент вправе вернуть сотруднику излишне удержанную сумму НДФЛ за счет собственных средств (абз. 9 п.1 ст. 231 НК РФ).

Ситуация 2. Переплата по НДФЛ образовалась из-за того, что организация перечислила в бюджет налог в большей сумме, чем положено. При этом налог с доходов сотрудников был рассчитан и удержан верно.

В данном случае переплаченные в бюджет деньги можно вернуть на банковский счет организации.

Для этого нужно подать в налоговую инспекцию заявление по форме, которая утверждена приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (Приложение 8). К нему нужно приложить платежное поручение на уплату налога и выписку из регистра по НДФЛ. Эти документы подтвердят, что лишние суммы были уплачены в бюджет.

Такой вывод следует из статьи 78 НК РФ и письма Минфина России от 23.11.2017 № 03-04-05/77502.

Получив комплект документов, ИФНС будет возвращать переплату по общей процедуре, которая прописана в статье 78 НК РФ.
Правда, здесь может возникнуть одна сложность.

Она связана с тем, что НДФЛ работодатель платит не за себя, а за своих сотрудников. Именно они являются налогоплательщиками, а организация выступает как налоговый агент.

Обязанность перечислить НДФЛ в бюджет появляется у налогового агента только после того, как налог был удержан из доходов налогоплательщика. И только в пределах той суммы, которая была фактически удержана. А удержать сумму налога можно лишь при фактической выдаче зарплаты из кассы или при переводе на банковский счет сотрудника (письма Минфина от 13.02.2019 № 03-04-06/8932, от 01.02.2016 № 03-04-06/4321, от 10.07.2014 № 03-04-06/33737, ФНС от 25.07.2014 № БС-4-11/14507).

Перечислять налог в бюджет за счет собственных средств налоговые агенты не вправе. Делать это прямо запрещает пункт 9 статьи 226 НК РФ.

Вот и получается, что раньше, чем организация выплатила доход, перечислить НДФЛ в бюджет невозможно. Поэтому, если налоговый агент заплатил налог в бюджет больше, чем удержал, или перечислил НДФЛ раньше срока, налоговые инспекторы не считают такие суммы ни авансовым платежом, ни излишне уплаченным налогом. Они рассматривают их как ошибочный платеж.

Такой вывод следует, в частности, из Письма ФНС России от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@.

По этим причинам, как показывает практика, некоторые инспекции не принимают утвержденную форму заявления на возврат налога. В этом случае, чтобы вернуть переплату по НДФЛ, можно заполнить заявление в произвольной форме. Например, так:


zayav1.jpg

Когда можно зачесть переплату по НДФЛ

НДФЛ является федеральным налогом.

По общему правилу, переплату по федеральному налогу можно зачесть:

  • в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам) по другим федеральным налогам;
  • в счет предстоящих платежей по тому же или другим федеральным налогам.

Основание – статья 78 НК РФ.

Однако и здесь есть нюансы.

Если переплата по НДФЛ образовалась из-за того, что налог был излишне удержан из доходов налогоплательщиков, то зачесть такую переплату в счет других федеральных налогов (например, НДС или налога на прибыль) не получится. Чиновники считают, что нельзя зачесть переплату, которую организация излишне удержала у налогоплательщика в качестве налогового агента, в счет обязательств по тем налогам, которые она платит как налогоплательщик. Об этом сказано, в частности, в Письме Минфина от 22.01.2018 № 03-02-07/1/3224.

Таким образом, в данной ситуации возможен единственный выход – возвращать излишне удержанный НДФЛ по процедуре, которая установлена статьей 231 НК РФ (она была рассмотрена выше).

Если организация без ошибок исчислила и удержала НДФЛ, но в бюджет перечислила больше, чем положено (или заплатила налог за счет собственных средств досрочно), то правила такие.

Зачесть переплату в счет будущих платежей по НДФЛ в данном случае не удастся. Ведь, как уже было сказано, такая переплата будет считаться ошибочным платежом (а не суммой НДФЛ, уплаченной налоговым агентом). Стало быть, зачесть такой платеж в счет НДФЛ – нельзя. Об этом сказано в Письме ФНС России от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@.

А вот зачесть этот ошибочный платеж в счет других федеральных налогов, которые организация платит как налогоплательщик, – вполне возможно. Например, его можно зачесть в счет недоимок или будущих платежей по НДС или налогу на прибыль (Письмо ФНС России от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@). Чтобы зачесть переплату по НДФЛ в другие налоги, в налоговую инспекцию нужно подать заявление по форме, которая утверждена приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. К заявлению нужно приложить платежное поручение и выписку из регистра по НДФЛ.

13 августа бухгалтер удержал и заплатил НДФЛ с зарплаты работников за июль. Сумма удержанного налога составила 20 000 руб. По ошибке, в бюджет было перечислено больше, чем удержано. Сумма платежа по НДФЛ составила 32 000 руб. Организация решила зачесть переплату в сумме 12 000 руб. в счет предстоящих платежей по НДС за III квартал 2019 года. Для этого бухгалтер подал в налоговую инспекцию заявление на зачет.

Подведем итог. Ошибки при исчислении НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, возможны на любой стадии этого процесса. Так, бухгалтер может неверно удержать налог – неправильно рассчитав налоговую базу или некорректно применив вычеты по НДФЛ. Но даже если налог удержан правильно – никто не застрахован от ошибок при его перечислении. Процесс возврата НДФЛ из бюджета достаточно трудоемкий и длительный.

Тогда риск возникновения переплат по НДФЛ вследствие ошибки в расчете или платежном поручении будет практически исключен. Уникальная система многоуровневого контроля, которую мы внедрили, позволяет исключить ошибки на любой стадии процесса. Все рутинные операции автоматизированы. Помимо этого, ежедневный аудит качества учета осуществляет программа «Электронный аудитор», созданная нашими IT-специалистами на базе программного продукта 1С.

Но даже если случится маловероятное – по вине наших специалистов у клиента возникнет переплата НДФЛ – ответственность за финансовые риски несет наша компания, и все потери клиента будут компенсированы 1C-WiseAdvice. Это является страховым случаем в рамках эксклюзивного полиса страхования профессиональной ответственности.

Платежное поручение по НДФЛ — это документ с распоряжением банку перечислить в бюджет налог. Ошибки в нем приведут к признанию платежа невыясненным.

Чтобы деньги попали по назначению, необходимо правильно заполнить платежное поручение на перечисление обязательного платежа. Форма платежного поручения утверждена положением ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств» (положение 383-П).

Порядок заполнения платежек на уплату налогов установлен приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации». В 2020 году Минфин опубликовал письмо от 11.06.2019 № 21-08-11/42596, в котором сообщил, что платежки по НДФЛ надо заполнять по-новому. Новые инструкции касаются заполнения поля 107. Так, если раньше разрешалось указать точную дату платежа, то теперь Минфин требует указывать лишь месяц. И это не все изменения в правилах перечисления в бюджет.

Оформление платежных поручений на перечисление налога с 01.01.2021

По-новому следует заполнять два реквизита получателя средств (органа Федерального казначейства) в платежных поручениях по перечислению в бюджет:

  1. В поле 15 — номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета — ЕКС). До 01.01.2021 это поле оставляли пустым.
  2. в поле 17 — новый номер счета территориального органа Федерального казначейства (ТОФК), с 01.01.2021 рекомендовано, с 01.05.2021 — обязательно.

Платежка по НДФЛ

Введен новый КБК для перечисления налога с доходов работника или учредителя, если они в течение года превысили 5 млн рублей.

Приказом Минфина от 14.09.2020 № 199н с 01.01.2021 изменен порядок внесения сведений о физлице-налогоплательщике. При отсутствии ИНН и УИН достаточно внести серию и номер паспорта или СНИЛС. Это относится к физлицам без статуса ИП. Порядок, как заполнить платежное требование по НДФЛ ИП, не изменился — предприниматель указывает присвоенный ему ИНН.

Кроме того, с 01.10.2021 применяется обновленный перечень оснований платежа при погашении задолженности за прошедшие периоды.

Основные положения

Уплата налога производится налогоплательщиком самостоятельно либо иным лицом за него (п. 1 ст. 45 НК РФ) в валюте Российской Федерации (п. 5 ст. 45 НК РФ).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьями 46, 47, 48 НК РФ.

Правила заполнения

Платежное поручение разбито на поля, каждое из которых имеет номер. Уникальные номера закреплены в положении 383-П. Рассмотрим образец заполнения платежки и правила заполнения значений основных полей этого документа, которые чаще всего вызывают вопросы.

Правила заполнения платежки по НДФЛ

  • поле № 16. Ставится наименование получателя. Когда платеж предназначен для ФНС, то, помимо названия филиала или отделения контролирующего органа, следует указать сокращенное название органа Федерального казначейства;
  • поле № 18. Указывается вид операции — в случае с платежками под операцией понимается перечисление денег на основании поручения и всегда ставится код «01»;
  • поля № 19, № 20 и № 23. Значение реквизита не указывается, если у банка нет особых требований к заполнению;
  • поле № 21. Здесь следует указать очередность платежа в соответствии с нормами ст. 855 ГК РФ. При уплате НДФЛ проставляется код 5 «Иные платежи, не указанные в пунктах выше»;
  • поле № 22. Предназначено для указания кода УИП. Практически всегда ставится «0». Заполнить конкретным цифровым значением придется только в случае, если ФНС укажет УИП в своем требовании о перечислении налогов;
  • поле № 24 — назначение платежа, при задолженности по НДФЛ в нем пишут период, за который возникла задолженность;
  • поле № 101. Характеризует статус плательщика. Их более 20, но при уплате НДФЛ используются: «01» — если налог уплачивает юрлицо; «09» — если налог уплачивает ИП; «02» — если налог уплачивает организация или ИП в качестве налогового агента;
  • поле № 102. КПП плательщика. Организации, у которых есть обособленные подразделения, перечисляют исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 226). Специалисты ФНС (письмо от 14.10.2016 № БС-4-11/19528@) отмечают, что если каждому обособленному подразделению организации присвоен отдельный КПП, платежное поручение на уплату НДФЛ с указанием данного кода оформляют на каждое такое обособленное подразделение. Причем этот порядок действует и в том случае, когда постановка на учет нескольких обособленных подразделений осуществляется в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ по месту нахождения одного из них;
  • поле № 104. Указывается КБК. К этому полю подходите с особым вниманием, т. к. если допустить ошибку в коде, налоги (пени и штрафы) зачислят совершенно на другой вид платежа. В 2021 году вам понадобится код КБК по НДФЛ 18210102010 011000110. Он единый и для уплаты налога с зарплаты и пособий, и для уплаты его с дивидендов. При расчете налога с дивидендов резидента необходимо применять ставку в размере 13%. Если прибыль выплачиваете нерезиденту, то налог считайте по повышенной ставке — 15%;
  • поле № 105. Указывается значение кода, присвоенного территории муниципального образования (межселенной территории) в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (ОКТМО). Если платеж производится на основании декларации, взять код можно непосредственно из нее;
  • поле № 106. Основание платежа. Полный перечень возможных обозначений прописан в п. 7 приложения № 2 к приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107Н;
  • поле № 107. Как требуют правила заполнения платежек по НДФЛ, сформулированные Минфином в письме от 11.06.2019, в этом поле компания указывает период, за который платятся налоги, проставляется текущий месяц. Полный перечень возможных обозначений прописан в п. 8 приложения № 2 к приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107Н. При невозможности определить период ставится «0». Налогоплательщику придется формировать несколько отдельных расчетных документов с разными показателями налогового периода, в ситуации когда законодательством о налогах и сборах предусматривается более одного срока уплаты налогового платежа и установлены конкретные даты уплаты налога для каждого срока. Например, в соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ, для НДФЛ установлены следующие сроки уплаты:
    • не позднее последнего числа месяца, в котором производились выплаты, при выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде выплаты отпускных сотруднику;
    • не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода, — при выплате всех остальных доходов, в том числе заработной платы работникам, доходов в натуральной форме. ООО перечисляет платеж не позднее дня, следующего за днем перечисления дивидендов;
  • поле № 108. В этом поле укажите номер требования ФНС, по которому необходимо платить налог или штраф. Если платеж делается добровольно или в связи со сроком уплаты, ставится «0»;
  • поле 109 в платежном поручении 2021 г. при уплате налогов содержит дату подписания документа, на основании которого делается платеж (п. 10 приложения № 2 к приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107Н). Значение здесь тоже может быть равно нулю.

Заполнение платежного поручения по НДФЛ

Платежное поручение на перечисление НДФЛ

Подписывает платежку при отсутствии главного бухгалтера в организации только руководитель.

Заполнение платежки при оплате пеней

Рассмотрим образец платежки, как оплатить пени по НДФЛ в 2021 году при получении требования налогового органа. Порядок оформления документа отличается. Указываем другой КБК 182 1 01 02010 01 2100 110. В поле 107 прописываем период, за который образовалась задолженность.

Платежное поручение на перечисление пени по НДФЛ

В поле № 22 проставьте значение УИН, которое указано в требовании. Если кода УИН нет, в поле поставьте 0. В поле № 106 поставьте «ТР» (что означает «требование»). В поле 24 используйте такую формулировку, чтобы пояснить, что назначение платежа при уплате НДФЛ (пеня) — не добровольное погашение обязательств, а исполнение требования ФНС:

Коды бюджетной классификации (КБК)

НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент

182 1 01 02010 01 1000 110

Налог на доходы ИП «за себя»

182 1 01 02020 01 1000 110

Платеж физлица (не ИП)

182 1 01 02030 01 1000 110

Пени по НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент

182 1 01 02010 01 2100 110

Пени, которые платит ИП «за себя»

182 1 01 02020 01 2100 110

Пени, которые платит физлицо (не ИП)

182 1 01 02030 01 2100 110

Штрафы за неуплату НДФЛ налоговым агентом

182 1 01 02010 01 3000 110

Штраф по НДФЛ (ИП «за себя»)

182 1 01 02020 01 3000 110

Штраф по НДФЛ физлица (не ИП)

182 1 01 02030 01 3000 110

Приказом Минфина от 12.10.2020 № 236н с 01.01.2021 введены новые коды бюджетной классификации. Они применяются для НДФЛ, рассчитанного по повышенной ставке 15%, с доходов, превышающих 5 млн рублей в год. Такой налог следует перечислять отдельно.

Платеж КБК
Налог на доходы физлиц по повышенной ставке 15% 182 1 01 02080 01 1000 110
Пени по налогу по повышенной ставке 15% 182 1 01 02080 01 2100 110
Штрафы по налогу по повышенной ставке 15% 182 1 01 02080 01 3000 110

Ошибки в платежном поручении по НДФЛ

Реквизиты платежного поручения заполняйте очень внимательно. Если вы допустите в них ошибку, ваш налог признают неуплаченным. Соответственно, придется заново перечислить сумму налога в бюджет и оплатить пени по НДФЛ (если ошибку вы обнаружите уже после окончания установленного срока уплаты).

Но это не значит, что уплаченные суммы пропадут. Но иногда юридическим лицам и ИП с персоналом в качестве подстраховки приходится заново перечислять требуемую сумму, чтобы избежать разбора с ИФНС.

К наиболее важным реквизитам относятся (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ):

  • номер счета Федерального казначейства;
  • наименование банка получателя.

Ошибки в других реквизитах некритичны, т. к. деньги все равно поступят в бюджет. Ошибку исправляют уточнением платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Как определяется срок давности по налогам в 2018-2019 годах?

Налоговая служба в последнее время применяет все возможные инструменты для обеспечения уплаты налогов в срок. Один из таких инструментов – взыскание недоимки и штрафов по налогам. Однако привлечь к ответственности должника можно только в ограниченный период времени. Какие бывают сроки давности по налогам и как они рассчитываются – мы разобрались и делимся с вами.

Виды сроков давности по уплате налогов

Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.

Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.

В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.

Налоговым кодексом РФ устанавливается 2 вида сроков давности для налогоплательщиков:

  • срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – означает, что если правонарушение произошло более 3 лет назад, то за него привлечь к ответственности уже нельзя;
  • срок исковой давности – означает, что налоговая может подать в суд для взыскания долга в течение 6 месяцев или 2 лет (при соблюдении некоторых условиях, о которых речь пойдет дальше) после оповещения должника.

Таким образом, важно понимать разницу между сроком исковой давности и сроком давности привлечения к ответственности.

Эти 2 срока отсчитываются независимо друг от друга. Например, если суд будет длиться больше 3 лет, то дело будет закрыто – суд просто не сможет принять решение о взыскании. При этом обязанность заплатить налог не исчезает даже по истечении 3 лет – долг продолжает числиться за налогоплательщиком, только его не получится взыскать.

Полностью списан долг может быть, например, в случае принятия судом решения о невозможности его взыскать. Тогда задолженность признается безнадежной к взысканию, после чего в соответствии с Налоговым кодексом ее списывают.

Стоит отметить, что срок в 3 года применяется не только к задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Этот срок применим к ответственности за разные налоговые правонарушения, в том числе:

  • нарушения правил регистрации;
  • непредставление отчетности;
  • подача декларации несоответствующим законодательству способом;
  • нарушения правил ведения налогового учета, и т.д.

Срок исковой давности в 6 месяцев или 2 года касается непосредственно взыскания недоимки по налогам.

Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности

Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.

Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:

  • в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
  • во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.

Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.

Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.

Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:

  • 2018 год – налоговый период;
  • до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
  • при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
  • 2020 год – первый год;
  • 2021 год – второй год;
  • 2022 год – третий год;
  • с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.

Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.

Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:

  • уплата суммы задолженности;
  • ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
  • смерть физического лица;
  • принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).

Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).

Важно, что если налоговой службой или судом было принято решение о привлечении должника к ответственности, и на момент принятия этого решения 3 года не прошли, то исполнить решение придется. Считается, что сам факт принятия решения о привлечении к ответственности прерывает 3-летний срок.

Как рассчитывается срок исковой давности по налогам

Срок исковой давности по налогам нужен для того, чтобы сотрудники налоговой службы могли оповестить плательщика о наличии долга, а в случае, если он не отреагирует – подать иск в суд.

Прежде всего стоит учесть, что с организаций или ИП налоговая может взыскать долг, даже не обращаясь в суд – в бесспорном порядке. Считается, что если в ИФНС начислили долг, то предприниматель должен его оплатить без всяких вопросов.

В этом случае после отказа заплатить налоги по требованию, налоговая издает решение о взыскании долга, затем направляет платежное требование в банк, где открыты счета должника. Если на счетах должника есть достаточная сумма, то ее банк обязан ее перечислить на указанный счет бюджетной системы.

С обычных граждан (которые не являются ИП) взыскать долг можно только в судебном порядке. Для этого в ИНФС должны прежде всего выставить требование об уплате налога должнику.

Однако общий процесс сложный и включает в себя несколько этапов:

  • сначала налоговая «обнаруживает» недоимку. Происходит это автоматически на следующий день после окончания срока для оплаты (разумеется, если налог не был уплачен);
  • затем ИФНС выставляет требование об уплате налога. Выставляют его в течение 3 месяцев после того, как долг обнаружен (для долгов меньше 500 рублей этот срок составляет 1 год). Есть несколько особенностей, связанных с доначислением налогов по итогам проверки, но это относится скорее к организациям.

В требовании об уплате указывается сумма долга, пояснение о его происхождения, реквизиты для уплаты и предельный срок для оплаты (если срок не указан, он равен 8 рабочим дням).

  • если в течение 2 месяцев после того, требование было направлено должнику, он не оплатил долг, то принимается решение о взыскании. Подать в суд ИФНС может в течение 6 месяцев после даты, указанной в требовании. С учетом 2 месяцев ожидания остается 4 месяца.
  • Срок в 6 месяцев касается случаев, когда ИФНС взыскивает денежные средства в сумме более 3 000 рублей. Если объектом взыскания будет другое имущество, срок составит до 2 лет.

    А при сумме долга меньше 3 000 рублей налоговая будет «ждать», пока сумма превысит это значение, но не больше 3 лет. Если и через 3 года долг будет меньше 3 тысяч, в суд подадут для взыскания накопленной суммы. Но с учетом срока давности привлечения к ответственности (3 года), взыскать долг будет фактически невозможно.

    Таким образом, после получения из ИНФС требования об уплате налогов его нужно исполнить обычно в течение 8 рабочих дней. В противном случае, через 2 месяца стоит ждать повестки в суд.

    В каких случаях срок исковой давности может быть увеличен

    Итак, после возникновения долга в течение 3 месяцев налоговая может выставить требование, если его не оплатить – то еще через 2 месяца может подать в суд.

    Но бывает так, что ИФНС не подает в суд на должника в установленный срок. Причин может быть несколько, основная из них – сильная загруженность налоговиков, которые не всегда могут найти время для взыскания долга в несколько тысяч рублей.

    В этом случае, выждав все сроки исковой давности (то есть, 6 месяцев со дня, указанного в требовании), должник думает, что освободился от своего долга. Однако срок исковой давности может быть восстановлен судом.

    Основное условие для того, чтобы суд принял такое решение – это то, что сроки исковой давности были пропущены по уважительной причине. В каждом конкретном случае причины восстановления срока рассматриваются индивидуально.

    При этом Пленум Высшего арбитражного суда указывает, какие причины суд не сможет принять для восстановления сроков исковой давности:

    • задержки из-за согласования с руководством вопроса о подаче судебного иска;
    • командировка или отпуск ответственного сотрудника ИФНС;
    • смена руководства или иные кадровые перестановки в налоговой;
    • другие внутренние организационные причины.

    Поэтому, если ИФНС подаст иск в суд после окончания установленных сроков, суд будет смотреть – насколько уважительной была причина для задержки.

    Срок давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения продлеваться или восстанавливаться не может. Поэтому, если прошло больше 3 лет – то в любом случае налоговый орган не сможет принять решение о взыскании, или это решение будет легко обжаловать в суде.

    Здравствуйте, При запрос выписки из налоговой выяснили, что подали ошибочные данные в декларации 6 ндфл. В результате образовалась недоимка и начисли пени. По факту уплата ндфл полностью и в срок. Какие действия предпринять?

    Дата: 11.08.2017 02:54

    • Vk
    • Twitter
    • Facebook

    В консультации принимали участие



    Ответы экспертов


    Согласно п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 5).

    Ответственность наступает и в случае, если налоговый агент перечислил удержанный у налогоплательщика налог в бюджетную систему РФ, но сделал это с нарушением установленного срока.
    Согласно ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

    Какие конкретно ошибки были допущены?





      2017-08-11 07:46:16

    В ответе ошибка?

    Ответить
    Любовь

    Изначально была направлена правильная декларация, за исключением того что сумма строк 140 в разделе 2 не совпадала с суммой строки 70 раздела 1. Налоговым органом было выставлено требование о направлении корректирующей декларации, декларация за 1 квартал была направлена с корректировкой- с неверной. При заказе справки по расчетам с налоговой, увидели недоимку. по факту все платится в срок и ндфл исчисляется верно. Что нам теперь делать? Штрафа не избежать?

    Ответить
    Любовь

    Изначально была направлена правильная декларация, за исключением того что сумма строк 140 в разделе 2 не совпадала с суммой строки 70 раздела 1. Налоговым органом было выставлено требование о направлении корректирующей декларации, декларация за 1 квартал была направлена с корректировкой- с неверной. При заказе справки по расчетам с налоговой, увидели недоимку. по факту все платится в срок и ндфл исчисляется верно. Что нам теперь делать? Штрафа не избежать?


    Но снизит его размер Вы сможете.

    Вот официальная информация с сайта
    В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового Кодекса за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 114 НК РФ). Перечень смягчающих ответственность обстоятельств содержится в пункте 1 статьи 112 НК РФ. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения могут быть признаны иные обстоятельства, не указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.Анализ судебной практики показывает, что в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, помимо указанных в п/п. 1, 2 п. 1 ст. 112 НК РФ могут быть признаны: 1) Тяжелое финансовое положение. Данное обстоятельство однозначно является смягчающим обстоятельством только в отношении физического лица. Решение о признании данного положения смягчающим ответственность организации обстоятельством принимается исходя из каждого конкретного случая. При этом, указанное обстоятельство смягчающим может быть признано на основании представленных налогоплательщиком соответствующих документов (например, подтверждающих наличие у налогоплательщика неоплаченной дебиторской задолженности, наличие значительной кредиторской задолженности; документов, подтверждающих получение значительных убытков по результатам финансово- хозяйственной деятельности, неисполнение банком инкассовых поручений на списание налогов, предъявленных налоговым органом к счету общества, нахождение организации в процедуре банкротства и др.). Доказательством текущего тяжелого финансового положения являются копии баланса, отчета о прибылях и убытках организации, справки банка об оборотах денежных средств на расчетных счетах организации- нарушителя и выписки с ее расчетных счетов. Доказательством задолженности перед контрагентами или, наоборот, дебиторской задолженности являются акты взаимных сверок;2) Совершение правонарушения впервые.3) Признание своей вины в допущенном правонарушении, признание факта совершения ошибки и самостоятельное ее исправление до вынесения решения о привлечении к ответственности.Данное обстоятельство признается смягчающим при наличии документов, подтверждающих действия налогоплательщика по самостоятельному исправлению ошибки, устранению допущенных нарушений (например, уплата доначисленных налогов, пени, представление уточненной декларации и прочее).4) Отсутствие задолженности перед бюджетом по уплате текущих налогов, что можно подтвердить актом совместной сверки расчетов по налогам, подписанным налоговым органом и налогоплательщиком.Смягчающими ответственность обстоятельствами также могут быть признаны: несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения; незначительность допущенной просрочки исполнения соответствующей обязанности; технический сбой при сдаче налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи, что можно подтвердить, например, отчетом оператора электронного документооборота, письмом оператора электронного документооборота о наличии неполадок в системе; объективная невозможность представления документов, вызванная обстоятельствами, не зависящими от налогоплательщика, такими как кража бухгалтерских документов, уничтожение документов стихийным бедствием (возможными доказательствами наступления таких обстоятельств могут являться постановление о возбуждении уголовного дела по факту кражи; документ уполномоченного органа, фиксирующий факт стихийного бедствия (справка МЧС)); неоднозначность применяемого законодательства (доказательством данного обстоятельства могут служить ссылки на нормы права, неоднозначные по содержанию, различная судебная практика применения норм; противоречивые разъяснения уполномоченных органов по вопросам применения спорных норм права); социально значимый характер либо некоммерческий характер деятельности налогоплательщика (вид деятельности, статус сельскохозяйственного товаропроизводителя и проч.); минимальный ущерб бюджету (например, подача уточненной декларации к уплате, уплата по которой произведена налогоплательщиком в максимально короткий срок; до подачи уточненной декларации налогоплательщик уплатил налог и пени, но не выполнил иные условия предусмотренные п. 4 ст. 81 НК РФ) и другие обстоятельства. Список смягчающих ответственность обстоятельств при совершении налогового правонарушения является открытым и не ограничен только вышеприведенными случаями.В любом случае наличие смягчающих обстоятельств необходимо подтверждать документально.Таким образом, ответ на вопрос о том, что является смягчающим обстоятельством, а что нет, целиком и полностью зависит от объективной оценки приводимых налогоплательщиком доказательств. А значит, подготовка этих доказательств не может являться простой формальностью для налогоплательщика, и к ней нужно отнестись со всей тщательностью и серьезностью. Чем тщательнее и серьезнее отнесется налогоплательщик к подготовке ходатайства об учете смягчающих обстоятельств (перечисление конкретных фактов и предъявление доказательств их наличия), тем больше шансов существенно снизить размер штрафа. Соответствующее ходатайство о применении обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налоговых правонарушений, с приложением документальных доказательств их наличия, необходимо представлять заранее до рассмотрения акта проверки.ИФНС России по г. Томскуhttps://www.nalog.ru/rn70/news/tax_doc_news/4281265/





      2017-08-11 08:09:50

    В ответе ошибка?






      2017-08-11 08:13:56

    В ответе ошибка?


    " Статья 126.1. Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения
    См. правовые акты, схемы и комментарии к статье 126.1 НК РФ
    1. Представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных настоящим Кодексом, содержащих недостоверные сведения,
    влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.
    2. Налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной настоящей статьей, в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений."

    В письме от 09.08.2016 № ГД- 4-11/14515 ФНС России разъяснила, что следует понимать под недостоверными сведениями для целей наложения штрафа.
    ФНС России отметила, что в НК нет определения понятия "недостоверные сведения". Поэтому применительно к форме 6- НДФЛ это могут быть любые ошибки, допущенные при заполнении соответствующих реквизитов (например, персональных данных налогоплательщика, кодов доходов и вычетов, суммовых показателей и т. д.). Так, в частности, штраф может быть наложен за недостоверную информацию в виде арифметических ошибок, искажения суммовых показателей и иных ошибок, которые повлекли неблагоприятные последствия для бюджета в виде неисчисления (частичного исчисления) НДФЛ, неперечисления НДФЛ, а также нарушения прав физических лиц (например, прав на налоговые вычеты). Указанная ответственность применяется, если ошибка допущена в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков- физлиц (ИНН физ. лица, ФИО, дата рождения, паспортные данные), которые также могут повлечь невозможность реализации в полном объеме прав физических лиц, а также прав и обязанностей налоговых органов (в части администрирования налога).
    В этом же письме налоговое ведомство указало, что если недостоверная информация не привела к неисчислению (частичному исчислению) налога, к неблагоприятным последствиям для бюджета, а также нарушению прав физических лиц, то налоговому органу при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение необходимо учитывать п. 1 ст. 112 НК РФ, которым установлены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
    Статья 112. п. 1.
    "1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
    1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
    2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
    .
    4. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций."
    Необходимо письменно обратиться в ФНС, указав (если они есть) смягчающие обстоятельства, либо в крайнем случае в суд. Если не было таких обстоятельств (нет возможности доказать), то смысла оспаривать предписания ФНС нет.





      2017-08-11 07:47:35

    В ответе ошибка?

    Семинары и вебинары Аюдар Инфо

    ПЕРЕПЛАТА НДФЛ: ПОРЯДОК ВОЗВРАТА И НОВЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ФНС.

    • Порядок удержаний по исполнительному листу из зарплаты работника
    • О форме расчетного листка
    • Что грозит организации, если она не удержит с дохода работника НДФЛ и не сообщит об этом факте в налоговую?

    Как вернуть (зачесть) переплату по НДФЛ организации – налоговому агенту? Каков порядок возврата налога, который излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет? В каком порядке возвращается (зачитывается) переплата по НДФЛ, возникшая по другим причинам?

    Сотрудники контролирующего органа выпустили Письмо от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, в котором дали разъяснения по вопросу зачета (возврата) излишне уплаченных сумм НДФЛ. В этом письме чиновники обратили внимание на то, что порядок возврата (зачета) излишне уплаченного НДФЛ зависит от того, признаются ли данные суммы самим налогом. В статье рассмотрим эти разъяснения более подробно.

    Вначале напомним, что согласно пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства налоги.

    В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ в целях применения гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ налоговыми агентами признаются российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи.
    Кроме того, они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.

    Также налоговыми агентами для целей применения указанной главы признаются российские организации, которые перечисляют суммы денежного довольствия, денежного содержания, заработную плату, иное вознаграждение (другие выплаты) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил РФ (п. 7.1 ст. 226 НК РФ).

    Удержанный НДФЛ необходимо перечислить в бюджет в сроки, которые установлены п. 1, 2 ст. 223, п. 6 ст. 226 НК РФ (письма Минфина РФ от 01.02.2017 № 03 04 06/5209, от 25.07.2016 № 03 04 06/43463, 03 04 06/43479, ФНС РФ от 26.05.2014 № БС-4-11/10126@).

    Отметим, п. 9 ст. 226 НК РФ установлено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога.

    Таким образом, НДФЛ, перечисленный в бюджет раньше срока выплаты дохода, сотрудники налоговой не признают налогом. В этом случае обязанность налогового агента по перечислению НДФЛ не является исполненной. Соответственно, организация – налоговый агент обязана заново уплатить налог в полной сумме. Такие разъяснения представлены в письмах Минфина РФ от 16.09.2014 № 03 04 06/46268, ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, от 29.09.2014 № БС-4-11/19714@. Кроме того, НДФЛ, уплаченный раньше срока, зачесть в счет предстоящих платежей не получится, его можно только вернуть из бюджета (Письмо ФНС РФ от 29.09.2014 № БС-4-11/19714@).


    Как вернуть (зачесть) переплату по НДФЛ организации - налоговому агенту?

    Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате излишне уплаченного НДФЛ может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. Отметим, что порядок действий организации – налогового агента зависит от причины образования переплаты:

    • НДФЛ был излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет;
    • переплата по НДФЛ возникла по другим причинам, например, из-за ошибки в платежном поручении или перечисления налога ранее даты уплаты НДФЛ в бюджет (там самым он не признается налогом).

    Рассмотрим подробно порядок возврата НДФЛ в каждом из вышеуказанных случаев.

    Порядок возврата ндфл, который излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет.

    Ситуация, когда организация – налоговый агент излишне удержала НДФЛ с доходов физического лица и перечислила его в бюджет, может возникнуть, например, при предоставлении сотруднику имущественного или социального вычета не с начала года. В этом случае согласно п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом организация обязана сообщить нало-гоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

    Обратите внимание:

    Возврат суммы налога налогоплательщику в отсутствие налогового агента (например, в случае ликвидации организации) либо в связи с перерасчетом по итогам налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), а не организацией – налоговым агентом (п. 1 и 1.1 ст. 231 НК РФ).

    Возврат сотруднику-налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится организацией – налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент удерживает налог, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. Такой возврат может производиться только путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении (ст. 231 НК РФ, письма ФНС РФ от 18.07.2016 № БС-4-11/12881@, Минфина РФ от 16.05.2011 № 03 04 06/6-112 (п. 2)).

    Приведем примеры возврата излишне удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ.

    Если сумма предстоящих платежей по ндфл больше, чем сумма, которую надо вернуть сотруднику.

    Пример 1.

    20.02.2017 сотрудник подал заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ в размере 23 000 руб. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет со всех выплаченных организацией физическим лицам доходов, составила:

    – на 10.03.2017 – 18 000 руб.;
    – на 10.04.2017 – 18 000 руб.

    Как в этом случае зачесть НДФЛ?

    возврат излишнего ндфл

    Как уже было сказано, сначала необходимо перечислить сумму излишне удержанного НДФЛ на счет сотрудника, указанный в заявлении о возврате. Затем на сумму возвращенного налога нужно уменьшить сумму текущих платежей по НДФЛ, исчисленному с выплат всем физическим лицам, получившим от организации доходы, пока полностью не будет зачтена возвращенная сумма.

    Вся сумма излишне удержанного с доходов сотрудника налога в размере 23 000 руб. перечислена на его карту в день выплаты зарплаты – 10.03.2017. Часть возвращенного налога в размере 18 000 руб. организация зачтет в уменьшение НДФЛ, подлежащего перечислению 10.03.2017. Таким образом, перечислять НДФЛ в бюджет 10.03.2017 организация не будет.

    На оставшуюся часть возвращенного сотруднику НДФЛ в размере 5 000 руб. (24 000 - 18 000) организация уменьшит НДФЛ, подлежащий перечислению 10.04.2017. В итоге в бюджет организация заплатит налог в сумме 13 000 руб. (18 000 - 5 000).

    Пример 2.

    20.02.2017 сотрудник представил заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ в размере 63 000 руб. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет со всех выплаченных организацией физическим лицам доходов, равна:

    – на 10.03.2017 – 18 000 руб.;
    – на 10.04.2017 – 18 000 руб.;
    – на 10.05.2017 – 18 000 руб.

    Как в данном случае зачесть НДФЛ?

    Из условий примера следует, что сумма подлежащего возврату сотруднику НДФЛ больше предстоящих платежей по этому налогу, так как излишне удержанный НДФЛ необходимо вернуть в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. В данном случае за возвратом излишнего НДФЛ организация должна обратиться в свою налоговую инспекцию. Для этого в течение 10 рабочих дней со дня получения от работника заявления о возврате излишнего НДФЛ организации нужно представить в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 231 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 20.09.2013 № БС-4-11/17025):

    1) заявление о возврате излишне удержанной суммы налога;
    2) выписку из налогового регистра по НДФЛ за период, когда налог был излишне удержан;
    3) справку 2-НДФЛ на это лицо за период, когда был излишне удержан налог. Если организация обращается за возвратом НДФЛ, излишне удержанного в прошлые годы, нужно представить две справки: первичную и исправленную;
    4) документы, подтверждающие излишнее перечисление налога (например, платежное поручение, выписку).

    В течение месяца со дня подачи этих документов контролирующий орган должен вернуть переплату по НДФЛ на расчетный счет организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

    Если налоговый агент не вовремя перечислил излишне удержанный ндфл сотруднику.

    Итак, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением срока, установленного ст. 231 НК РФ (в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика), налоговый агент на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, обязан начислить проценты, которые также подлежат уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

    К сведению:

    Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

    Если сумма ндфл, которую необходимо перечислить в бюджет, меньше той, которую нужно вернуть сотруднику.

    излишне уплаченный ндфл

    Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему РФ, недостаточно для осуществления возврата налогоплательщику излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога в срок, установленный ст. 231 НК РФ, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление о возврате налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

    Кроме заявления организация – налоговый агент должна представить в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишние удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ.

    Далее возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (подробно возврат по этой статье рассмотрим далее).

    Обратите внимание:

    До осуществления возврата из бюджетной системы РФ налоговому агенту излишне удержанной с доходов налогоплательщика и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налоговый агент вправе произвести такой возврат за счет собственных средств.

    Порядок возврата переплаты ндфл, возникшей по другим причинам.

    Согласно п. 1 и 2 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по начисленным пеням. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

    Пунктом 5 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного НДФЛ в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.

    В силу п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные данной статьей, распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

    Сотрудники налогового ведомства, как уже было сказано, считают, что перечисление в бюджет суммы, превышающей величину фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога. Данная сумма рассматривается ими как денежные средства, ошибочно перечисленные в бюджет. В связи с этим контролеры могут вернуть налог налоговому агенту в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, при условии что у такого налогового агента не должно быть задолженности по иным федеральным налогам. В этом случае налоговый агент вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ. Отметим, что факт ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и факт излишнего удержания и перечисления налога, подтверждается на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и платежных документов согласно абз. 8 п. 1 ст. 231 НК РФ.

    Порядок зачета переплаты ндфл, возникшей по другим причинам.

    Что касается зачета излишне уплаченной суммы НДФЛ в счет будущих платежей по данному налогу, сотрудники контролирующего органа отметили, что согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога.

    Соответственно, как указали сотрудники налоговой инспекции, ошибочно перечисленную по реквизитам уплаты НДФЛ сумму можно зачесть в счет погашения задолженности по налогам соответствующего вида, а также в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида. Под иными налогами понимаются федеральные налоги, за исключением НДФЛ.

    Такие разъяснения представлены в Письме ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@.

    От редакции:

    переплата ндфл


    С полным текстом Письма ФНС РФ № ГД-4-8/2085@ вы можете ознакомиться в журнале «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера» (№ 4, 2017).

    Отметим, что до этого письма налоговики указывали лишь на возможность возврата налоговому агенту суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ.

    В новом же письме контролирующий орган уже допускает и зачет, в частности, в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида.Таким образом, организациям, которые перечислили по реквизитам уплаты НДФЛ сумму, не являющуюся удержанным с доходов физических лиц налогом, можно будет зачесть данную сумму в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида. Для этого необходимо подать в инспекцию соответствующее заявление.

    К сведению:

    Зачет (возврат) излишне либо ошибочно уплаченных сумм НДФЛ за период до 01.01.2016 осуществляется в порядке, описанном выше. Об этом также сказано в Письме ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@.

    В заключение обозначим следующее:

    1) для возврата излишне удержанного с доходов физического лица НДФЛ организация – налоговый агент обязана письменно сообщить работнику об излишнем удержании налога. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней со дня, когда была обнаружена ошибка. Далее необходимо получить от работника заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ с указанием реквизитов банковского счета для перечисления денег. Вернуть НДФЛ наличными денежными средствами нельзя. Подать такое заявление работник должен до истечения трехлетнего срока со дня уплаты в бюджет излишне удержанного налога;

    2) если сумма подлежащего возврату сотруднику НДФЛ больше предстоящих платежей по данному налогу (излишне удержанный НДФЛ необходимо вернуть в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика), организация должна обратиться в налоговую инспекцию с соответствующим заявлением и подтверждающими документами (например, с платежным поручением, выпиской). После этого в соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ в течение месяца со дня подачи таких документов контролирующий орган должен вернуть переплату по НДФЛ на расчетный счет организации;

    3) если организация ошибочно перечислила по реквизитам уплаты НДФЛ сумму, не являющуюся удержанным с доходов физических лиц налогом, ее можно будет зачесть в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида или вернуть в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

    М.Н. Волкова, эксперт журнала

    "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении", апрель, 2017 год

    Читайте также: