Дополнительный отпуск пострадавшим в аварии на чаэс облагается ндфл

Опубликовано: 26.03.2024

М-7/2019 М-7/2019 от 27 февраля 2019 г. по делу № 2-388/2019


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 февраля 2019 года Промышленный районный суд г. Курска в составе:

председательствующего судьи Шуровой И.Н.

при секретаре Тереховой Х.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серпиченко Александра Владимировича к Комитету социальной защиты населения г.Курска о признании незаконным решения об отказе в назначении оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, о признании права на использование ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, об обязании назначить и начислить денежную компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск,

Серпиченко А.В. обратился в суд с иском к Комитету социальной защиты населения г.Курска о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, о признании права на использование ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, об обязании назначить и начислить денежную компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск за 2018 год, мотивируя свои требования тем, что он в соответствии Законом РФ от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и на него распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, поскольку в период с 26.04.1986г. по 11.12.1987г. и с 24.10.1990г. по 19.12.1990г. был зарегистрирован и проживал в которая находилась в зоне отселения, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. 29.11.2018г. он подал заявление и необходимые документы в Комитет социальной защиты населения г.Курска для оплаты использованного им дополнительного оплачиваемого отпуска за 2018г. продолжительностью 14 календарных дней, полагающегося ему в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи (ред. от 24.04.2020) > "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" > Раздел III. Статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы > Статья 14. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы" target="_blank">14 Закона РФ от 15 мая 1991г. №1244-1. Комитетом социальной защиты населения г.Курска 29.11.2018г. было принято решение №12 об отказе в оплате дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации с формулировкой причины отказа «отсутствие права». Просит суд признать незаконным и отменить решение Комитета социальной защиты населения г.Курска №12 от 29.11.2018г. об отказе в оплате дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации; признать за ним право на использование ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и его оплату; обязать Комитет социальной защиты населения города Курска назначить и начислить ему денежную компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск за 2018г. за счет средств, выделяемых на эти цели.

Истец Серпиченко А.В. и его представитель по доверенности Гладких А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в заявлении и выше основаниям, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика Комитета социальной защиты населения г.Курска - Шумакова А.А. по доверенности и представитель третьего лица Комитета социального обеспечения Курской области Скрипченков А.И. по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что истец не обладает правом на оплату дополнительного отпуска, так как гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны отчуждения, из зоны отселения и из зоны проживания с правом на отселение в 1986г. и в последующие годы, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска ст.17 ФЗ от 15 мая 1991г. №1244-1 не предусматривается. Полагают, что истцом не учтены положения ст.9 названного Закона, из содержания которой следует, что зона отселения подразделяется на два вида территорий, значительно отличающихся друг от друга. Так, граждане, проживающие на остальной части территории, самостоятельно и добровольно принимают решение о выезде с указанной территории и они не могут быть приравнены по мерам социальной поддержки к гражданам, переселенным из указанной зоны в обязательном порядке. Правильнее, их приравнивать к гражданам, проживающим в зоне проживания с правом на отселение, которые также самостоятельно и добровольно принимают решение о выезде из проживаемой зоны и пользуются мерами социальной поддержки, установленными п.п. 1-13 ст.17 Закона, то есть, в сравниваемой зоне по определению не могут быть ни эвакуированные, ни переселенные. Аналогичное толкование данной нормы дается Конституционным Судом РФ в его Постановлении от 13.12.2017г. №40-П «По делу о проверке конституционности пункта 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданки Т.С. Овечкиной». Полагают, что выделение «особой территории» зоны отселения и сопоставление ее с зоной отчуждения по существу свидетельствует о том, что меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 Закона в полной мере распространяются только на категории граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) с «особой территории» зоны отселения, в том числе выехавших добровольно. В числе населенных пунктов, жители которых подлежали обязательному переселению на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 05.10.1989г. №878-р, не значится. Таким образом, относится к «остальной территории» зоны отселения. Гражданам, выехавшим добровольно с «остальной территории» зоны отселения предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пп. 1-13 ч.2 ст.17 Закона. На основании изложенного, просят в иске отказать.

Проверив и исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, третьего лица, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991г. №237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, в котором был отнесен к зоне отселения.

Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. №1582 (вступило в силу с 01.02.1998г.) утвержден новый Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которому отнесена к зоне проживания с правом на отселение.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015г. №1074 территория также относится к зоне проживания с правом на отселение.

Статья 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991г. №1244-1 определяет категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, к которым относятся, в числе прочих, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (п.6 ст.13).

Положениями статей 14 - 23 указанного Закона установлены виды мер возмещения вреда и социальной поддержки каждой из категорий граждан, указанных в статье 13 Закона.

Для граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения (указанных в п.6 ст.13) такие меры установлены в статье 17 Закона.

В соответствии с ч.1 ст.17 Закона гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст.13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Закона гражданам гарантируется использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Серпиченко А.В. с момента аварии на Чернобыльской АЭС в период с 26.04.1986г. по 11.12.1987г. и с 24.10.1990г. по 19.12.1990г. был зарегистрирован и проживал по адресу: которая отнесена Правительством РФ к зоне, пострадавшей от аварии на ЧАЭС с правом на отселение. Указанный факт подтверждается копией удостоверения серии АИ № (л.д.22), копией удостоверения серии АЭ № (л.д.23), справками администрации (л.д.14,15,16), и не оспаривается ответчиком.

29.11.2018г. Серпиченко А.В. обратился в отдел по работе с населением Комитета социальной защиты населения г.Курска с заявлением об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, предоставленного по месту работы за 2018г. на период с 16.11.2018г. по 29.11.2018г. (л.д.20).

Решением председателя Комитета социальной защиты г.Курска №12 от 29.11.2018г., Серпиченко А.В. отказано в назначении оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска на основании отсутствия права на дополнительный оплачиваемый отпуск (л.д.18).

В уведомлении об отказе в назначении оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации от 29.11.2018г. №12 основанием отказа указано «отсутствие права» (л.д.17).

Суд не может согласиться с выводом Комитета социальной защиты населения г.Курска.

Исходя из норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Серпиченко А.В. относится к категории граждан, которые имеют право на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного п.5 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку в период с 26.04.1986г. по 11.12.1987г. и с 24.10.1990г. по 19.12.1990г. проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом, относящейся к зоне отселения, и выехал добровольно из зоны отселения, имеет соответствующее удостоверение о праве на указанные льготы.

Доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что Серпиченко А.В. не имеет права на получение льготы в виде оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, поскольку выехал добровольно из зоны отселения, основаны на неверном толковании указанных выше норм права. Закон предусматривает предоставление льготы по оплате дополнительного оплачиваемого отпуска переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, и не выделяет в отдельную категорию лиц, выехавших добровольно из зоны отселения.

Ссылку ответчика и третьего лица в обоснование своих требований на Постановление Конституционного Суда РФ от 13.12.2017г. №40-П «По делу о проверке конституционности пункта 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданки Т.С. Овечкиной» суд находит несостоятельной, основанной на неверном толковании действующего законодательства.

В соответствии с пп. 13.1 п.1 ст.2 Закона Курской области от 28.12.2005г. №102-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области в сфере социальной защиты населения» г.Курска как органу местного самоуправления от субъекта Российской Федерации - Курской области были переданы полномочия по приему, проверке документов, назначению, перерасчету (индексации) и начислении денежных компенсаций и пособий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007г. №136 (ред. от 06.09.2016г.) «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой».

В соответствии с п. 3.8 Положения о комитете социальной защиты населения города Курска, утвержденного решением Курского городского собрания от 20.05.2008г. №38-4-рс, Комитет социальной защиты населения г.Курска принимает, проверяет документы, назначает, перерассчитывает (индексирует) и начисляет денежные компенсации и пособия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007г. №136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой», которым утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставления единовременной компенсации на оздоровление, выплачиваемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В связи с изложенным подлежат удовлетворению исковые требования Серпиченко А.В. к Комитету социальной защиты населения г.Курска о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, о признании права на использование ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, об обязании назначить и начислить денежную компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск за 2018 год.

Исковые требования Серпиченко Александра Владимировича - удовлетворить.

Отменить решение Комитета социальной защиты населения г.Курска об отказе в назначении оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации, №12 от 29.11.2018г. в отношении Серпиченко Александра Владимировича.

Признать за Серпиченко Александром Владимировичем право на использование и оплату дополнительного оплачиваемого отпуска в соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991г. №1244-1.

Обязать Комитет социальной защиты населения г.Курска назначить и начислить денежную компенсацию Серпиченко Александру Владимировичу за дополнительный оплачиваемый отпуск за 2018 год за счет средств, выделяемых на эти цели.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд г.Курска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопрос: Облагаются ли НДФЛ и ЕСН суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых работникам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Статьей 164 Трудового кодекса РФ установлены понятия гарантий и компенсаций. Так, гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсациями признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1, гарантируется использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

Согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона N 1244-1, относятся:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.

Статьей 5 Закона N 1244-1 установлено, что предусмотренные Законом N 1244-1 возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень), установлено, что к таким выплатам относятся, в частности, компенсации и льготы, предоставляемые в соответствии с Законом N 1244-1, исключая доплаты до размера прежнего заработка при переводе работников по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу, оплату дополнительного отпуска.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2005 N 542 утверждены Правила финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Правила).

Пунктом 4 данных Правил закреплено, что выплата гражданам денежных средств, относящихся к вышеназванным расходным обязательствам Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства путем перечисления на счета, открытые гражданами в кредитных организациях, или в организации федеральной почтовой связи.

Минфин России в Письме от 22.12.2003 N 04-04-04/144 разъяснил, что вышеуказанный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам не в качестве оплаты за труд в организации, в которой они в настоящий момент работают, а в качестве компенсации за их нахождение в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо за участие в ликвидации аварии и за потерю здоровья вследствие радиации.

По мнению Минфина России, оплата такого отпуска за счет средств федерального бюджета не является объектом налогообложения по единому социальному налогу, так как предоставление такого отпуска не может быть предметом трудового договора между работодателем и работником.

К аналогичным выводам Минфин России приходил и в Письмах от 25.02.2003 N 04-04-04/14, от 25.02.2003 N 04-04-04/17, от 01.07.2003 N 04-04-04/68, от 30.09.2003 N 04-04-04/109.

В Письме от 07.08.2003 N 04-04-06/155 Минфин России прямо сообщил, что в соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ суммы оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого чернобыльцам на основании вышеуказанного Закона N 1244-1, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц как выплаты, производимые в соответствии с действующим законодательством.

Налоговые органы по вопросу обложения указанного выше дополнительного отпуска налогом на доходы физических лиц указывали, что оплата дополнительного отпуска является гарантией, не может быть отнесена к компенсационной выплате и, соответственно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке (см., например, Письмо МНС России от 06.05.2004 N 04-2-07/4).

Судебная практика, сформировавшаяся по вопросу обложения единым социальным налогом дополнительных отпусков, предоставляемых лицам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, противоречива. Так, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 24.03.2005 N А12-33165/04-С60 поддержал позицию налогоплательщика и признал оплату дополнительных отпусков компенсацией.

Однако ФАС Центрального округа в Постановлении от 11.10.2006 по делу N А68-АП-1191/15-05 пришел к противоположному выводу и разъяснил: "Исходя из анализа действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что на дополнительные отпуска, предоставляемые лицам, пострадавшим в результате катастрофы на ЧАЭС, начисляются страховые взносы".

ВАС РФ в Решении от 05.10.2006 N ГКПИ06-967 (далее - Решение N ГКПИ06-967) разъяснил, что выплаты, получаемые работниками в связи с предоставлением дополнительного отпуска по Закону N 1244-1, не могут быть признаны их заработной платой, поскольку вознаграждением за труд не являются, к компенсационным или стимулирующим выплатам не относятся и выплачиваются работникам не за счет средств работодателя.

В Решении N ГКПИ06-967 указано, что в соответствии с правовой позицией КС РФ, выраженной в Постановлении от 01.12.1997 N 18-П, ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска являются одной из форм возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Решением N ГКПИ06-967 п. 3 Перечня в части слов "оплату дополнительного отпуска" признан недействующим.

Исходя из положений вышеизложенных норм, оплата дополнительного отпуска гражданам, которые подверглись воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, выступает формой возмещения вреда, причиненного их здоровью, и освобождается от обложения НДФЛ и ЕСН.

Таким образом, суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых работникам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не облагаются НДФЛ и ЕСН.

26 апреля 2016 года отмечается 30-я годовщина аварии на Чернобыльской АЭС.

Поддержка граждан, пострадавших от этой аварии, оказывается в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

По данным субъектов РФ, по состоянию на 1 января 2016 года меры социальной поддержки охватывают более 1,5 млн граждан, подвергшихся радиации.

Из них под меры социальной защиты, установленные данными законами, подпадает 1 436 317 граждан, проживающих на территориях, загрязненных в результате чернобыльской катастрофы и аварии на ПО «Маяк», 105 409 граждан, принявших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (включая 46 250 инвалидов вследствие воздействия радиации, в том числе 866 инвалидов вследствие аварии на ПО «Маяк»), и 5 184 семьи, потерявшие кормильца.

В совокупности минимальный объем выплат чернобыльцам за счет средств федерального бюджета в зависимости от группы инвалидности составляет от 13 до 43 тыс. рублей ежемесячно, без учета страховой пенсии по старости.

В настоящее время инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы предусмотрены в частности следующие компенсации и меры социальной поддержки:

1. Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы.

С 1 февраля 2016 года компенсация осуществляется в следующих размерах:

  • инвалидам I группы – 17 481,92 руб.;
  • инвалидам II группы – 8 740,97 руб.;
  • инвалидам III группы – 3 496,37 руб.

При этом у граждан, размер возмещения вреда которым установлен решениями судебных органов, суммы ежемесячной денежной компенсации выше среднего. Так, 612 инвалидов-чернобыльцев на основании судебных решений получают данную выплату в размере более 100 тыс. рублей ежемесячно.

2. Ежемесячная денежная выплата.

Ежемесячная денежная выплата инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы в отличие от других категорий инвалидов осуществляется по двум правовым основаниям – согласно статье 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и статье 28.1. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 27.1 Закона данная выплата составляет ежемесячно 2 397,59 руб.

В соответствии со статьей 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

  • инвалидам 1 группы – 3 357,23 руб.;
  • инвалидам 2 группы – 2 397,59 руб.;
  • инвалидам 3 группы – 1 919,30 руб.

3. Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.

В настоящее время компенсация составляет 836,1 руб.

4. Пенсия по инвалидности в повышенных размерах.

В настоящее время размер пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы составляет:

  • инвалиду 1-й группы – 18 461,80 руб.;
  • инвалиду 2-й группы – 9 230,88 руб.;
  • инвалиду 3-й группы – 4 615,44 руб.

Таким образом, минимальный объем ежемесячных выплат за счет средств федерального бюджета без учета страховой пенсии по старости составляет ежемесячно у инвалидов-чернобыльцев:

  • 1 группы – 42 534,64 руб.;
  • 2 группы – 23 603,13 руб.;
  • 3 группы – 13 264,80 руб.

Кроме того, указанным гражданам предусмотрены ежегодные и единовременные выплаты, а также меры социальной поддержки в части оплаты жилья и коммунальных услуг, предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью.

Согласно федеральному закону «О государственной социальной помощи» инвалиды-чернобыльцы могут обратиться за предоставлением взамен части ежемесячной денежной выплаты набора социальных услуг (социальной услуги), включающих в себя: обеспечение по рецептам необходимыми лекарственными препаратами, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

  • Картина дня
  • Мероприятия
  • Конкурс «Лучший по профессии» по годам
  • Медиафайлы
  • Официальная позиция

Социальная защита граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций

Новостная рассылка

Актуальная информация Минтруда у Вас на почте.

Компания предоставляла по коллективному договору своим работникам краткосрочные оплачиваемые отпуска на личные нужды ─ в связи:

  • с бракосочетанием ─ 2 рабочих дня;
  • рождением ребенка ─ 2 календарных дня;
  • юбилеем ─ 1 календарный день;
  • другими обстоятельствами (похоронами близкого родственника, женщинам по семейным обстоятельствам).

На указанные выплаты работодатель не начислял страховые взносы на травматизм, считая, что они не относятся к оплате труда работников.

Однако у ФСС на этот счет сложилось другое мнение. Фонд посчитал, что работодатель нарушил закон, занизив базу по взносам на 618 925,83 руб. ─ сумму оплаты дополнительных отпусков. Фонд вынес решение о доначислении взносов, пеней и наложении штрафа.

Работодатель с решением ФСС не согласился и обратился в суд, где нашел полную и безоговорочную поддержку ─ его поддержали все судебные инстанции, включая Верховный суд (Определение от 30.12.2019 N 307-ЭС19-24127).

Судьи отметили, что социальные выплаты, основанные на коллективном договоре, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку не обладают признаками зарплаты по смыслу ст. 129 ТК РФ. Факт наличия трудовых отношений между работодателем и работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты сотрудникам представляют собой оплату их труда.

ФСС не представил доказательств, что спорные выплаты являлись оплатой труда ─ то есть зависели от трудового вклада работников, их квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы или исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, продолжительности трудового стажа.

При таких обстоятельствах выплаты социального характера не относятся к элементам оплаты труда работников и облагать их взносами на травматизм нет оснований.

В ЗУП 3 в данном случае следует в настройках таких дополнительных отпусков на вкладке Налоги, взносы, бухучет для поля Вид дохода выбрать значение Доходы, целиком облагаемые страховыми взносами на ОПС, ОМС и соц.страхование, не облагаемые взносами на страхование от несчастных случаев .

См. также:

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Верховный суд признал недействующими разъяснения Минфина по обложению страховыми взносами стоимости проезда членов семьи северян к месту отпуска и обратноБлагодаря Решению ВС РФ от 14.06.2018 N АКПИ18-393 поставлена точка.
  2. Списание с корпоративной карты на личные нужды сотрудникаДобрый день , подскажите пожалуйста какими проводками правильно в бухгалтерском.
  3. УСН доходы-расходы, комиссия банка за снятие наличных на личные нужды ИПЗдравствуйте, можно принять в расходы комиссию банка за получение наличных.
  4. Верховный суд напомнил правила возврата переплаты по НДФЛВ суд обратился военнослужащий, которому налоговики отказались возвращать излишне удержанный.

Карточка публикации

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Выпущена внешняя обработка для заполнения трудовых функций в позициях штатного расписания (для СЗВ-ТД с 01.07.2021 г.)

Как в ЗУП 3 учесть, что часть сотрудников организации в нерабочие дни мая 2021 года работает, а часть – нет

Настройки в 1С ЗУП 3 для нерабочих дней в мае 2021 года

[13.05.2021 запись] Как рассчитать зарплату за май 2021 с учетом нерабочих дней в 1С:8

Марина! Огромное спасибо за семинар! Очень доступно! Хорошо усваемается информация! Не утомительно, хотя уже 2,5 часа прошло! Еще раз благодарю!

Чернобыльский отпуск: правовое регулирование

Вопросы предоставления отпусков пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС гражданам регулируются:

  • законом РФ №1244-1 «О социальной защите людей, которые пострадали от радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС» в редакции от 2020 года;
  • Трудовым кодексом.

Согласно ФЗ №1244-1 от 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на ЧАЭС», пострадавшие от аварии могут рассчитывать:

  1. На получение ежегодного оплачиваемого отпуска в любое удобное время.
  2. На получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

В Трудовом кодексе отображаются особенности предоставления дополнительных отпусков работающим гражданам, правила их оформления.

Согласно действующему законодательству, чернобыльцам не нужно отрабатывать определенный период для получения отпуска. Он положен им даже после первого отработанного месяца.

Граждане могут оформить его как вместе с основным оплачиваемым отпуском, так и отдельно независимо от него.










Категория – чернобыльцы

Кому положен чернобыльский отпуск? Чтобы иметь льготы, чернобылец должен представить документ, удостоверяющий данную категорию. К ней относятся граждане, которые участвовали в ликвидации аварии на ЧАЭС и ее последствий, а также пострадавшие от облучения радиацией.
Все эти лица дополнительно подразделяются на 4 категории по степени воздействия на них облучения.

Для каждой подгруппы определен перечень льгот.

И среди них оговаривается возможность предоставления чернобыльских отпусков.

Помимо основного отпуска предусматривается и дополнительный для каждой из подкатегорий:

  1. Чернобыльцам 1 и 2 категории дается дополнительный отпуск с сохранением заработной платы протяженностью 14 дней.
  2. До 14 дней, но уже без содержания, предоставляется дополнительный отдых и для чернобыльцев 3 и 4 категорий, имеющих несовершеннолетних детей и проживающих в зоне, загрязненной радиацией.

Иногда, на усмотрение работодателя, продолжительность дополнительного чернобыльского отпуска может составлять 16 календарных дней (согласно Программе социальной защиты пострадавших от катастрофы).



Кому положен

Дополнительный чернобыльский отпуск предоставляется следующим категориям граждан:

  1. Лицам, которые занимались ликвидацией последствий аварии и работавшие в зоне отчуждения со дня аварии до 1 июля 1986 года, с 1 июля до 31 декабря (более 5 дней) 1986 года и более 2 недель в 1987 году. К указанной категории приравниваются граждане, которые постоянно проживали в зоне отселения до принятия официального решения, а также те, кто был эвакуирован в 1986 году.
  2. Получившие инвалидность и больные лучевой болезнью.
  3. Граждане, которые проживают и работают на территории радиоэкологического контроля. Условием для отпуска для данной категории является нахождение в зараженной зоне более 4 лет до 1 января 2013 года.
  4. Лица, которые занимались санитарной обработкой более 2 недель, а также обработкой, строительством и дезактивацией техники, а также постоянные жители опасной зоны, проживающие там более 3 лет.

Таким образом, отпуск чернобыльцам выступает в качестве одной из мер государственной компенсации за причиненный ущерб здоровью.



Порядок оформления

При оформлении чернобыльского отпуска нужно учитывать некоторые его особенности:

  1. Он не продлевается на праздничные дни.
  2. Он не переносится на следующий год.
  3. Отпуск не подлежит замене денежной компенсацией в период работы сотрудника и может быть использован в реальной форме.
  4. Сотрудник не вправе повторно оформить чернобыльский отпуск в текущем календарном году при смене работодателя.
  5. Законодательно запрещено отказать сотруднику в предоставлении отпуска на основании его статуса чернобыльца.

Оформление чернобыльского отпуска происходит по стандартному сценарию:

  1. Сотрудник подает на имя работодателя заявление на предоставление дополнительного отпуска.
  2. Работодатель рассматривает заявление и оформляет приказ на отпуск.
  3. Сотруднику дают возможность ознакомиться с приказом.


Как оформить?

Для оформления отпуска, предоставляемого в соответствии с положениями закона 1244-1, работнику необходимо представить заявление и документ, подтверждающий его право на отпуск.

Право на отпуск подтверждается удостоверением установленного образца, в котором указано, что данный гражданин обладает правом на социальные гарантии и льготы, установленные законом № 1244-1. При наличии указанного удостоверения работник должен представить работодателю заявление о предоставлении ему закрепленных законом дополнительных дней для поправки здоровья.

Из заявления должно точно следовать, что работник хочет получить дополнительный экологический отпуск. Предлагается использовать следующую формулировку при написании приказа: «Согласно ст. 123 ТК РФ и п. 5 ст. 14 Закона № 1244-1 от 15.05.91 г. прошу Вас предоставить мне оплачиваемый ежегодный дополнительный отпуск с 01.03.2017 г. на 14 (четырнадцать) календарных дней».

На основании полученного заявления работодатель должен издать приказ о предоставлении дополнительного отпуска, в котором отражает период работы у данного работодателя и год предоставления требуемых дней отдыха лицу, обладающему льготами по закону 1244-1.

Приказ доводится до сведения сотрудника в письменном виде. Работодатель обязан выдать на руки работнику копию или предоставить выписку, в которой в обязательном порядке отображают даты предоставления – начала и окончания, год.

Длительность

Чернобыльцы могут получить дополнительные дни отдыха к своему ежегодному отпуску по нормам ст. 122-123 Трудового кодекса.

В ст. 119 Трудового кодекса сказано, что продолжительность отпуска установлена как 28 календарных дней, а дополнительный отпуск предоставляется, помимо указанного временного промежутка. Длительность отпуска для чернобыльцев зависит от их льготного статуса. Она составляет не менее 7 дней, но не более 14 дней.

Если в период дополнительного отпуска чернобылец заболел, то его отпуск работодатель обязан продлить на весь период нетрудоспособности. По желанию работник может перенести оставшийся период на другой срок.

Важные нюансы для работодателя

Если в организации работает чернобылец, кадровику необходимо учитывать несколько важных правил:

  1. Если в течение года сотрудник еще не уходил в основной отпуск, то просить о предоставлении дополнительного «чернобыльского» он не вправе (см., например, решение Химкинского городского суда МО от 06.02.2017 по делу 2-8392/2016).
  2. Дополнительный период отдыха разрешается продлить или перенести, если во время него работник болел.
  3. Замена неиспользованного отдыха денежной компенсацией для ликвидаторов аварии не предусмотрена, поскольку это мера социальной поддержки (см. письмо Минтруда от 26.03.2014 № 13-7/В-234).
  4. Льгота всегда предоставляется за календарный год. Если в течение года работник не обратился за ней, то на следующий год воспользоваться оставшимися днями уже не получится.

Предлагаем ознакомиться: Отключение электричества по закону

Необходимые документы

Для того чтобы оформить дополнительный оплачиваемый отпуск, сотруднику-чернобыльцу нужно предоставить работодателю такой комплект документов (согласно ст. 5 ФЗ №1244-1):

  1. Заявление на предоставление дополнительного отпуска.
  2. Справка из органов Соцзащиты, подтверждающая право работника на дополнительный отпуск.
  3. Копия удостоверения, подтверждающего льготный статус сотрудника: его инвалидность, согласно Приложению №1 к Порядку, утвержденному Приказом МЧС №728, или Минздравсоцразвития №832, или удостоверением ликвидатора аварии и нагрудным знаком .
  4. Паспорт, который подтверждает факт проживания в Чернобыльской зоне.

Составление заявления

За­яв­ле­ние на предо­став­ле­ние чер­но­быль­ско­го от­пус­ка пишется в свободной форме. Желательно, чтобы в нем нашли свое отражение следующие моменты:

  1. Наименование компании-работодателя.
  2. Должность руководителя и его ФИО.
  3. Должность работника и его ФИО.
  4. Наименование документа: заявление.
  5. Основная часть с просьбой предоставить дополнительный отпуск.
  6. Ссылка на законное основание, дающее право на отпуск.
  7. Сроки отпуска.
  8. Дата подачи заявления.
  9. Подпись сотрудника.

Стоит отметить, что заявление на предоставление чернобыльского отпуска писать нужно не всегда: если дополнительный отпуск отображен в графике отпусков, то оно не составляется.

Образец заявления на дополнительный оплачиваемый отпуск можно скачать здесь.

В табеле учета рабочего времени нахождение сотрудника в чернобыльском отпуске обозначается кодом «ОД» или цифровым значением «10».

Кто оформляет и кто оплачивает

В отличие от основного ежегодного отпуска, доп отпуск чернобыльцам оплачивает государство. На работодателе лежит обязанность сначала проверить наличие права на льготу, а затем оформить дни отдыха: принять от работника заявление, издать приказ, выдать справку о средней заработной плате для получения отпускных в органах соцзащиты, в период отдыха вести табель учета рабочего времени. Тем органом, кто оплачивает дополнительный отпуск чернобыльцам, является орган социальной защиты населения по месту жительства работника.

Предлагаем ознакомиться: Техническое задание к контракту по озеленению образец

Поскольку особой процедуры оформления нет, пользуйтесь традиционными шаблонами документов, введенными в организации. Предложите работнику воспользоваться вот таким образцом заявления.

Что касается приказа, то единственное отличие в нем — указание на то, что оплата производится за счет бюджетных средств.

Приказ

По факту предоставления отпуска работодатель должен оформить специальный приказ. Он может быть составлен по форме Т-6 или по любой другой форме, утвержденной на предприятии.

В приказе прописываются сведения о сотруднике (его ФИО, табельный номер, должность и пр.), временные рамки его дополнительного отпуска, дата оформления приказа. В графе «Вид отпуска» прописывается, что это дополнительный отпуск с оплатой из федерального бюджета.

На кого возложены обязательства по оплате дополнительного отпуска чернобыльцам



Вследствие того, что авария произошла на государственном объекте, Представители власти взяли на себя обязательства по предоставлению пострадавшим гражданам материальной помощи за счет средств бюджета страны, к ней относится и финансовая поддержка в момент направления гражданина в дополнительный отпускной период. Таким образом, обязанность по выплате денежной компенсации чернобыльцам за ежегодный отдых возлагается непосредственно на работодателей, от оплаты доп. отпуска данным гражданам наниматели освобождаются.

Средства выделяются из федерального бюджета, что регулируется статьей 5 №1244-1-ФЗ, а затем передаются представителям региональных органов власти, которые, в свою очередь, и занимаются распределением компенсации на доп. отпуска чернобыльцам. Раз в квартал, власти региона обязаны предоставлять документальные отчеты о расходах бюджетных средств, на основании которых Счетная Палата РФ следит за направлением финансов строго по назначению. Размер оплаты доп. отпуска зависит от заработка лица, получаемого за одну трудовую смену. Уклонение органов власти от выплаты полной суммы является нарушением трудовых прав работника-чернобыльца и несоблюдением предписаний законодателя, в общем.

Читайте также: