Действия аудитора при выявлении нарушений при расчете ндфл

Опубликовано: 22.04.2024

Процесс обязательного аудита отчетности и направления в ИФНС его итога — аудиторского заключения — остается прежним. Однако с 2021 года стали действовать поправки, касающиеся критериев обязательной аудиторской проверки (Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ (далее — Закон № 476-ФЗ)). Поговорим об изменениях подробнее и разберемся, как аудироваться не для отчета, а для выгоды.

Критерии обязательного аудита в 2021 году

Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е. в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям. Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ) приводятся критерии обязательного аудита. Каждый год подтверждать бухгалтерскую отчетность должны:

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг; бюро кредитных историй;
  • фонды (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), если к ним за предшествующий отчетному период, пришло имущества больше, чем на 3 млн руб.
  • юридические лица с доходом более 800 млн руб. за год, который был перед отчетным, или если в указанном году балансовые активы на 31 декабря составляли более 400 млн руб. (кроме органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, с/х кооперативов, организаций потребкооперации).

­Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.

­Посмотрим, что в 2021 году поменялось в критериях обязательного аудита — характеристиках, которые должны быть у организации, чтобы аудит стал для нее неизбежным.

Повышены «стоимостные» критерии обязательного аудита отчетности

­2021-ый год — революционный в аспекте аудита для субъектов малого предпринимательства. С 2021 года поменялись предполагающие обязательный аудит пороги дохода компании и активов в году, который был перед отчетным (статья 5 Закона № 307-ФЗ (ст. 1 Закона № 476-ФЗ)). Критерии доходов для проведения обязательного аудита увеличили до показателя максимального дохода субъектов малого предпринимательства — до 800 млн. руб.

­Иными словами подавляющая часть (НЕ все!) субъектов малого предпринимательства (доходы не более 800 млн. рублей в год, а средняя численность работников 100 и менее человек) не попадают под обязательный аудит.

­Однако с учетом текущей ситуации в налоговом контроле ценность аудита для СМП не снижается, т.к. он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.

­Без аудита невозможно быть уверенным в корректности отчетности и оптимальном налогообложении. Потому что даже супер опытные и добросовестные бухгалтеры могут упустить какой-то момент, который будет иметь значение для важных финансовых показателей фирмы. В процессе аудита можно выявить не только опасности, но и резервы проверяемого субъекта.

­Пример 1. Учредитель кондитерской компании выбрал обязательный аудит с дополнительной задачей — выявить основание нехватки денежных средств в фирме при наличии прибыли. В результате компании удалось получить свободную денежную массу в размере не менее 100 млн руб. и предупредить бессмысленное утекание денег в будущем, оптимизировав бизнес-процессы.

­При расчете измененных критериев аудита важно увидеть нюансы. Следует обратить внимание, что раньше по ст. 5 Закона № 307-ФЗ учитывался размер выручки, а теперь речь идет о доходе, который фиксируется в налоговом учете.

­В «налоговые» доходы включаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. При этом учитываются доходы по всем налоговым режимам. Таким образом, не стоит сразу забывать об аудите, если выручка «не достает» до обозначенного в изменениях уровня. Особенно когда внереализационные доходы значительны.

­У компаний без спецрежимов налогообложения для обязательного аудита за 2020 год «доход» рассчитывается по итогам 2019 года так: строка 010 + строка 020 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2019 год.

Перечень обязанных организаций больше не ограничен одним Законом

Ранее достаточно было заглянуть в ст. 5 Закона № 307-ФЗ и узнать, нужен ли аудит? Теперь ничего не упустить сложнее. С 2021 года помимо корректировок в условиях по доходам и активам баланса, скорректирован сам состав ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Прежде она содержала закрытый список случаев, когда будет обязательный аудит. Сегодня в статье нет условий, которые присутствуют в иных нормативных правовых актах + в наличии прямая отсылка, что применяются правила об обязательном аудите, прописанные в законах федерального уровня.

акционерных обществ регламентируется п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах»;

банков, их групп и холдингов регламентируется ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

страховщиков регламентируется ст. 29 Закона об организации страхового дела в РФ и др.

­Пример 2: Акционерное общество подходит под СМП (доход за прошлый период — 60 млн руб., а средняя численность персонала — 92 человека), но ему все равно придется заказывать обязательный аудит, т.к проведение аудита АО предусмотрено федеральным законом (Информационное сообщение Минфина РФ от 11 января 2021 г. № ИС-аудит-37).

­Для удобства получения ответа на вопрос: есть ли у вашей организации обязанность организовывать аудит в непреложном порядке, рекомендуем обратиться к списку случаев, в которых он требуется. Этот список публикует Минфин РФ ежегодно.

­Перечень по обязательному аудиту отчетности за 2020 год включает 75 позиций; в предыдущем было 73 позиции (Информационное сообщение Минфина 20.01.2021 № ИС-аудит-39).

­"Новички" обязательного аудита:

  • организации по управлению правами на коллективной основе, получившие государственную аккредитацию (пункт 60);
  • специальные фонды, созданные в качестве юридических лиц организацией по управлению правами на коллективной основе, получившие государственную аккредитацию (пункт 61).

Если сомневаетесь, правильно ли решили, что аудит для вас обязателен/не обязателен, волнуетесь не закреплен ли в каком-то законодательном акте новый критерий как раз «под вашу компанию» — обратитесь к аудиторам. Они помогут сориентироваться.

Сужен перечень НКО, подлежащих обязательному аудиту

Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):

  • государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
  • иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.

Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.

Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения

Вышеописанные поправки (Закон № 476-ФЗ) стали действовать с начала 2021 года, они касаются, в т.ч. отчетности за 2020 год. Но закон обозначает и переходные моменты: случаи, в которых компания, вроде как, и не обязана аудироваться с учетом последних поправок, но аудиторское заключение от нее все-таки потребуется. Эти положения ответят на распространенный вопрос: «А как быть, если аудит уже идет?».

Если до 1 января 2021 года аудит фактически начался (аудиторы вышли на проверку за 2020 год и т.д.), то бухгалтерская отчетность этих компаний за 2020 год требует обязательного аудита. Для них будет действовать прежняя редакция Закона об аудиторской деятельности. Следовательно, им придется закончить проверку и получить аудиторское заключение (п. 2 ст. 2 Закона от 29.12.2020 № 476-ФЗ).

Пример 3: ООО «Успешная фирма» получила от реализации за 2019 год доход в размере 490 млн руб. Директор подписал договор на обязательный аудит отчетности за 2020 год в мае 2020 года. До конца ноября 2020 года закончился первый этап аудиторской проверки. «Налоговые» доходы ООО «Успешная фирма» за 2019 год составили 530 млн руб., т.е. ниже вновь принятого «доходного» условия (800 млн руб.). Но несмотря на это ООО «Успешная фирма» должно пройти до конца аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год. Для этой компании применительно к отчетности за 2020 год будут применяться прежние критерии (400 млн руб. по выручке и 60 млн руб. по активам баланса).

Аналогично с условиями для НКО. На них тоже распространяется принцип «не бросать начатое на полдороги».

Пример 4: Фонд «Дружба» (не являющийся международным) согласно прежней редакции Закона об аудиторской деятельности должен был проводить аудит за 2020 год. Руководитель подписал соответствующий контракт с аудиторской фирмой, которая завершила первый этап аудиторской проверки до конца 2020 года. Размер целевых поступлений от учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований фонда «Дружба» за 2019 год был 2,5 млн руб. Но несмотря на то, что это менее «свежего» условия проведения обязательного аудита для НКО в форме фондов (3 млн руб.), фонд «Дружба» должен закончить начатый аудит. Применительно к отчетности фонда «Дружба» за 2020 год должны применяться прежние условия (организация не является международным фондом, размер целевых поступлений значения не имеет).

Если ваша фирма попала под «переходные положения», не спешите расстраиваться и думать о несправедливости: вроде как освободили от аудита, а все равно проводить придется. Вы, наоборот, приобретете дополнительные преимущества от работы с аудиторами, по сравнению с компаниями, которые остались без аудита. В частности, для главных бухгалтеров положительное аудиторское заключение подтверждает их правомерные действия по ведению учета и составлению отчетности, т.е. позволяет им «спать спокойно». Для руководителей и собственников аудит — это возможность убедится в компетенции бухгалтерии и отсутствии рисков для них и компании, а также в сохранности активов компании.

Компаниям, чьи показатели критериев обязательного аудита позволяют им отказаться от его проведения, также стоит задаться вопросом, целесообразно ли поддаваться соблазну отсутствия «обязаловки» и отказываться от аудита?

Обязательность и целесообразность — разные вещи. И то, что обязательный аудит для малого бизнеса больше не требуется по законодательству, не означает его бесполезность с точки зрения безопасности и выгоды. Мы уже останавливались на этом подробно в статье.

Сегодня многие наши клиенты, для которых аудит перестал быть обязательным, не спешат от него отказываться. Ведь для дальновидного предпринимателя аудит — это не траты, а инвестиции.

«Бумажка для проверяющих» — это далеко не единственное предназначение аудита. Основная польза аудита — убедиться, что:

  • существенные ошибки в вашем учете отсутствуют;
  • новости о поправках в нормативные правовые акты учтены, важные документы и имущество в наличии, по проведению инвентаризации и ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • принимаются правильные решения, которые идут на пользу компании и учредителям, ведь всегда можно оперативно посоветоваться с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами, сопровождающими проверку. Они всегда помогут сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ, вопросах валюты и др.

Разве после отмены обязательного аудита все это потеряет актуальность?

Кроме того, наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:

как и ранее, отчетность, по которой есть аудиторское заключение (АЗ) имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом (многие крупные партнеры требуют от более мелких АЗ по бухгалтерской отчетности в качестве подтверждения их благонадежности);

в тяжелой ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, там всегда требуется АЗ к отчетности;

не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило при участии в тендерах требуется АЗ.

­Таким образом, даже если законодательство больше не требует от вашей компании проведение аудита, имеет смысл заказать инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию. Кстати, не обязательно ограничиваться только проверкой бухгалтерского учета и отчетности. Чтобы получить больше пользы, можно поставить и иные задачи: проверка налогов и многое другое.

­Кейсы покажут на конкретных примерах реальную выгоду расширенного аудита для бизнеса.

Проведение аудита и представление аудиторского заключения

Обязательный аудит включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику. Подробно о нюансах проведения обязательного аудита АО мы писали в отдельной статье.

­Аудиторское заключение может дать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. В ходе обязательного аудита используется 48 международных стандартов (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита, необходимо предоставить в ФНС вместе с отчетностью или в срок: не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ). Форма предоставления: электронная. Таким образом, аудиторское заключение за 2020 год может быть отправлено до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с аудитом нецелесообразно.

Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто «проаудироваться» и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Гораздо лучше заказать аудит отчетности таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто) и подать в налоговый орган «уточненку». После утверждения отчетности собственниками исправлять ее нельзя. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.

Условия, порядок и сроки представления финансовой отчетности и аудиторского заключения см. в приказах ФНС от 13.11.2019 №ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.

Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита

Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

­Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.

Аудит в 2021 году: для отчета или для выгоды?

Многие компании используют аудит для отчета, в то время как другие — уже давно осознали, что аудит — это не бестолковая формальность, а новые возможности. Как одна и та же услуга может быть такой разной? Ответ в подходе заказчиков к аудиторским услугам.

Ряд компаний, заказывая аудит, ожидают всего лишь получить аудиторское заключение, которое требует закон. И, соответственно, его получают. Только его. В то время как другие ставят задачу глубокой и качественной проверки с выявлением рисков и резервов, чтобы потом можно было не бояться прихода контролирующих органов и извлечь дополнительную выгоду. Последняя позиция, как никогда, соответствует сегодняшним реалиям: «растущим аппетитам» налоговиков и непростой экономической обстановке в стране, вызванной пандемией.

«Стандартный» аудит бухучета и отчетности в 2021 году в плане пользы для бизнеса существенно уступает системному комплексному аудиту. Последний предполагает:

  • выполнение расширенного техзадания: скрупулезная проверка не только бухучета, но и налогов;
  • широкую выборку документов для проверки: 85% (при «стандартном» аудите, как правило, менее 50%);
  • поэтапное проведение проверки в течение года — позволяет устранить ошибки «в моменте», не дожидаясь претензий контролирующих органов;
  • защиту от претензий налоговых органов — налоговые юристы в течение 3-х лет с момента окончания проверяемого периода будут представлять интересы по вопросам, возникающим у ИФНС по этому периоду, в т.ч. в суде;
  • страховку от налоговых рисков (рекомендации экспертов и риски невыявления налоговых ошибок застрахованы Ингосстрах) — мало кто из аудиторских компаний готов предложить страховку от налоговых претензий. Это могут сделать только те, кто уверен в качестве проверки и профессионализме своих сотрудников. Более того, в этом должна быть уверена и страховая компания, предоставляющая страховку.

Да, системный комплексный аудит несколько дороже «стандартного». Но он обеспечивает порядок в финансово-хозяйственной деятельности компании, оптимальную работу бухгалтерии с выявленными резервами и защитой от финансовых потерь. При проведении аудита и устранении налоговых рисков его стоимость окупится в разы. Компания не будет привлекать внимание налоговых органов наличием ошибок в отчетности, а собственники и руководители будут уверены, что им не грозит субсидиарная и уголовная ответственность за налоговые долги юридического лица.

Убедиться в достоверности учета и отчетности можно с помощью аудита. Одни компании проводят аудит по собственной инициативе, другие обязаны это делать согласно законодательству РФ.

Цели аудита отчетности

Цель аудиторской проверки — выражение мнения о достоверности отчетности и правильности ведения учета в соответствии с законодательством. По итогам проверки специалисты составляют аудиторское заключение.

Для достижения обозначенной цели в ходе проверки нужно выполнить следующие задачи:

  • собрать достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
  • опираясь на собранные аудиторские доказательства, сделать выводы о достоверности финансовой отчетности;
  • зафиксировать в отдельном документе замечания и рекомендации по их исправлению.

Аудит бухгалтерской отчетности

Аудит бывает обязательным и инициативным.

Обязательный аудит проходят организации согласно законодательству РФ.

Инициативный аудит проводят компании исходя из своих потребностей. Руководитель организации заключает с аудиторской фирмой договор, и в оговоренные сроки аудиторы проводят инициативную проверку. В этом случае можно проверить все участки учета, а можно выбрать отдельные объекты.

В ходе инициативного аудита можно:

Также аудит делится на внутренний и внешний. Внутренняя проверка чаще всего проводится штатными аудиторами организации. Внешний аудит осуществляют независимые аудиторские организации с целью объективной оценки состояния учета и отчетности.

Качественный аудит поможет реально оценить работу бухгалтерской службы предприятия, увидеть проблемы в документообороте и учете в целом.

Кто подлежит обязательному аудиту

Обязательный аудит должны проходить организации, которые соответствуют определенным критериям.

В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» выделено шесть критериев:

  1. Организация имеет форму акционерного общества.
  2. Ценные бумаги компании допущены к организованным торгам.
  3. Компания является кредитной организацией, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда.
  4. Выручка компании за предыдущий год превышает 400 млн рублей или валюта баланса свыше 60 млн рублей.
  5. Организация сдает или публикует консолидированную финансовую отчетность.
  6. Организация обязана проходить аудит в силу определенных законов. Например, застройщики, государственные корпорации и другие.

Обязательный аудит необходим, если организация соответствует хотя бы одному из перечисленных критериев.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Фиксированных сроков для проведения аудита законом не установлено. Одни организации предпочитают проводить аудит в несколько этапов, другие — приглашают аудиторов после завершения отчетного года.

Не все аудиторы вправе проводить обязательный аудит. Минфин размещает на своем сайте перечень организаций и индивидуальных аудиторов, которым разрешено проводить обязательный аудит. Привлекать к проверке индивидуальных аудиторов запрещено ряду компаний: кредитным и страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам и т.д. (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Порядок проведения аудита зависит от разных факторов. В целом можно выделить следующие этапы работы с аудиторской компанией:

  1. Анализ задач и определение стоимости аудита.
  2. Утверждение сроков проверки.
  3. Формирование группы аудиторов.
  4. Аудиторская проверка ведения учета и бухгалтерской отчетности.
  5. Составление отчета и рекомендаций.
  6. Оформление аудиторского заключения.
  7. Консультирование заказчика, разъяснение предоставленных рекомендаций.

До подписания договора аудиторы тщательно изучают клиента. Независимые аудиторы смотрят на техническое оснащение и автоматизацию учета на предприятии, оценивают специфику деятельности и квалификацию штатных бухгалтеров, анализируют финансовое состояние, проверяют наличие обязательств и судебных разбирательств.

Далее аудиторская компания разрабатывает план проверки и график с указанием дат. Подбираются специалисты для каждого этапа работ.

Начинается проверка. Для получения доказательств аудиторы выполняют специальные процедуры: пересчет, осмотр, устный опрос сотрудников, подтверждение, инспектирование, изучение документов.

Собрав и проанализировав доказательства, специалист готовит аудиторский отчет и заключение. Аудиторское заключение будет положительным, если не найдено ни одного отрицательного факта. Если обнаружены ошибки и неточности, выдается модифицированное заключение. В некоторых случаях аудитор может оформить отказ в выражении мнения.

Аудиторское заключение передается в налоговую инспекцию. Компания может сдать заключение вместе с отчетностью или отдельно. Крайний срок подачи аудиторского заключения в ФНС — 31 декабря года, следующего за отчетным. При этом утвержденное заключение нужно сдать в течение десяти дней с момента его подписания.

До 2020 года нужно было представлять отчетность и аудиторское заключение в органы статистики. Сейчас такая обязанность отменена.

Какие документы подлежат проверке

При аудите отчетности специалисты изучают не только годовую бухгалтерскую отчетность, но и различные реестры, договоры, счета, кадровые и прочие сопутствующие документы.

В частности, аудиторы могут запросить:

  • первичную документацию для проверки оформления и законности сделки;
  • инвентаризационные ведомости;
  • документы по созданным резервам;
  • договоры;
  • учредительные документы;
  • выписки банка;
  • бухгалтерскую отчетность и декларации;
  • оборотно-сальдовые ведомости, анализ и карточки счетов;
  • кадровые приказы;
  • авансовые отчеты;
  • штатное расписание и др.

Аудиторы проверяют не только документы, но и различные расчеты. Например, начисление зарплаты, расчет налогов и пеней, расчет курсовых разниц и материальной выгоды и т.п.

Аудиторская компания оценивает финансовые риски аудируемого лица. Анализирует переплаты и задолженность перед контрагентами и бюджетом. По результатам оценки аудиторы дают рекомендации по устранению ошибок и минимизации рисков.

Типичные ошибки и нарушения

Часть возможных нарушений зависит от специфики деятельности проверяемого лица. К общим и распространенным ошибкам независимо от сферы работы можно отнести:

  • неверные расчеты налоговых платежей;
  • расхождения отчетных показателей;
  • отсутствие разрешительной документации (лицензий, сертификатов, деклараций и прочих разрешительных документов);
  • инвентаризационные и арифметические ошибки;
  • несоблюдение контрольных соотношений в отчетности или противоречия в разных отчетах (например, выручка от реализации без видимых причин разная в декларациях по НДС и прибыли);
  • неверное заполнение реквизитов;
  • арифметические ошибки;
  • неправильный расчет доходов и расходов;
  • свернутое отражение дебиторской и кредиторской задолженности. Задолженность должна быть сформирована в разрезе договоров по каждому контрагенту, чтобы можно было разделить дебиторскую и кредиторскую задолженность;
  • уставный капитал по балансу не совпадает с капиталом, заявленным в уставе компании;
  • уставный капитал не оплачен или оплачен не полностью;
  • отсутствуют первичные документы;
  • не начислены положенные резервы;
  • нарушается лимит кассы и т.д.

Нарушения по основным средствам:

  • не проводятся реальные инвентаризации, в результате фактические остатки имущества и задолженности не совпадают с отраженными в учете;
  • не соблюдаются сроки постановки основных средств на учет;
  • отсутствует аналитический учет;
  • расходы на модернизацию или инвентаризацию учтены неправомерно;
  • документооборот разных операций нарушен.

Налоговые нарушения:

  • в договоре аренды не указана стоимость объекта аренды. В результате возникают трудности с исчислением имущественных налогов;
  • необоснованное занижение налогов;
  • НДС принимается к вычету без подтверждающих документов;
  • не отражены пени, штрафы по налогам;
  • неверное отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с ИФНС. Организация обязана отражать в отчетности расчеты с бюджетом в суммах, согласованных с ИФНС. Перед составлением баланса нужно провести сверку с налоговой инспекцией и устранить расхождения;
  • не отражены (несвоевременно отражены) судебные расходы, неустойки, штрафы. Полученные и уплаченные по суду неустойки и штрафы налогоплательщик обязан отражать во внереализационных доходах или расходах на дату вступления в силу решения суда. Часто информация о судебных разбирательствах поступает в бухгалтерию с задержкой. Несвоевременное отражение доходов приводит к занижению налоговой базы и, как следствие, налога на прибыль.

Ответственность

За непроведение обязательного аудита или непредставление аудиторского заключения предусмотрена ответственность согласно КоАП РФ.

Если не сдать заключение аудиторов в ФНС, компанию ждет наказание в виде штрафа от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ). За это же нарушение могут наказать должностное лицо, оштрафовав на 300–500 рублей.

Если налоговый инспектор при проверке обнаружит, что в организации отсутствуют заключения аудиторов, должностное лицо может поплатиться штрафом в размере 5 000–10 000 рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). Совершив подобное нарушение повторно, должностное лицо заплатит в два раза больше (10 000–20 000 рублей).

Самые высокие штрафы грозят акционерным обществам. Как известно, АО обязаны публиковать отчетность и аудиторское заключение на специальных интернет-площадках. Контроль публикации возложен на Центральный банк России. Если обнаружится, что информация не размещена, то юридическое лицо могут оштрафовать. Штраф колеблется от 700 000 до 1 000 000 рублей. Должностное лицо, допустившее такое нарушение, заплатит от 30 000 до 50 000 рублей или будет дисквалифицировано на срок до двух лет (ст. 15.19 КоАП РФ).

Отдельная ответственность предусмотрена для некоммерческих организаций (НКО). За непредставление заключения аудиторов на НКО, выполняющую функцию иностранного агента, или на структурное подразделение иностранной неправительственной НКО будет наложен штраф от 100 000 до 300 000 рублей. Должностные лица таких организаций могут заплатить от 10 000 до 30 000 рублей (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ). В данном случае речь идет о несдаче заключения в Минюст.

Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет два года с момента совершения административного правонарушения. Уплата штрафа не освобождает от выполнения обязательств. Если организация подлежит обязательному аудиту, его придется пройти и сдать в контролирующие органы соответствующее заключение.

Ведущая рубрики

  1. Право проверки
  2. Виды аудита
  3. Списываем расходы
  4. Карьерная лестница – как стать аудитором

Услышав слово «аудит», большинство руководителей представляет себе глобальное мероприятие и человека, погребенного под целой кипой бумаг, разбирающего цифры и ищущего несостыковки в балансе. Само понятие в деловом лексиконе — это синоним бухгалтерской проверки. Однако это не совсем так. Под аудитом понимается также анализ и другой деятельности, причем не только в части отчетности.

Российское законодательство, однако, дает четкое определение в Федеральном законе №307-ФЗ от 30.12.2008 г., и оно сужено до рамок проверки бухгалтерской отчетности с целью определения ее достоверности. В реальности аудит проводится также в отношении: налогового учета, управления, бизнес-планирования, экологии, пожаробезопасности и других направлений.

Право проверки

С точки зрения закона РФ, не каждый проверяющий может назвать себя аудитором. Для начала этим занимается только независимый эксперт или компания, которые не ведут никакой иной деятельности (п. 6 ст. 1 307-ФЗ). Допускаются только сопутствующие услуги, например, восстановление учета, его автоматизация, оценка активов, консультирование и т.п.

Обратите внимание! Аудиторская организация, как и частный аудитор, обязаны состоять в одной из саморегулируемых организаций. В противном случае они не могут заниматься соответствующей деятельностью и даже использовать любые словоформы, связанные со словом «аудит» в названии, чтобы не вводить в заблуждение клиентов.

Если вы подлежите обязательному аудиту, то при выборе проверяющих необходимо удостовериться в наличии у них нужного статуса. Кроме участия в СРО (которое, в общем, подтверждает соблюдение требований), нужно числиться в особом реестре, а у частного аудитора должен быть квалификационный аттестат.

Правила вступления в СРО предусматривают определенные ограничения для ее членов, например, уставный капитал претендента должен не менее, чем на 51%, состоять из вкладов действующих аудиторов (аудиторских организаций). Есть и другие жесткие требования.

Работать аудитором нелегко еще и потому, что финансовая нагрузка в этом виде деятельности высокая: членские взносы, подтверждение квалификации, страхование. Все вышесказанное справедливо для аудита в том смысле, который дает ФЗ №307, т.е. в отношении бухгалтерской отчетности. В других сферах существуют собственные правила, в том числе определяемые отраслевым законодательством.

Виды аудита

Их много, но выделим те, что наиболее часто встречаются на практике:

  • По направленности – внешний и внутренний.
  • По обязательности – обязательный и инициативный.
  • По субъекту – некоммерческой, частной, страховой, государственной компании.
  • По специализации – энергоаудит, экологический, пожарный, бухгалтерский, налоговый, управленческий.
  • По цели – кредитный, сертификационный, лицензионный.
  • По периодичности – разовый, периодический.

Классификация условная. Я постаралась сгруппировать наиболее понятным и удобным способом самые распространенные виды, с которыми руководителям и бухгалтерам приходится регулярно иметь дело.

Специализированный аудит мы не станем рассматривать, он не относится с компетенции бухгалтерской службы и проводится с целями, не связанными напрямую с учетом и финансами. Например, энергоаудит призван проанализировать состояние сетей энергоснабжения, соответствие правилам эксплуатации электроустановок, выявить наличие дефектного или устаревшего оборудования, способов повышения энергоэффективности.

Направленность

Конечными пользователями отчета аудитора могут быть государственные органы (та же налоговая служба), банки, СРО, акционеры, т.е. внешние потребители информации. Для них это, прежде всего, объективный источник данных о состоянии дел юридического лица и достоверности финансовых отчетов.

Кстати! Зачастую внешние пользователи получают аудиторское заключение в силу закона или соблюдения определенных стандартов, т.е. предоставление отчета попросту обязательно для субъекта проверки.

Внутри компании те же данные пригодятся участникам общества, руководству (совету директоров, генеральному, финансовому директору), специалистам (финансисту, главному бухгалтеру, экономисту). Причем для внутренних пользователей важно не только получить подтверждение объективности показателей и сведений, но и анализ состояния бизнеса, его дальнейших перспектив.

Как уже упоминалось выше, аудиторы имеют право оказывать некоторые дополнительные услуги. В частности дать рекомендации по оптимизации ведения учета или налогообложения. Допустим, компания не учитывала в составе расходов по единому налогу на УСН затраты на повышение квалификации сотрудников, хотя могла бы. Эксперт обратит внимание на это упущение в своем отчете.

Обязательность

По собственной инициативе никто проводить проверку и анализ деятельности не запрещает. Но в ряде случаев придется провести обязательный аудит. К примеру, такие правила действуют в отношении:

  • АО и других организаций, допускающими ценные бумаги к организованным торгам;
  • банков и бюро кредитных историй (БКИ);
  • страховых и клиринговых компаний;
  • НПФ;
  • если выручка организации за год, предшествующий отчетному, превысила предел в 400 миллионов рублей;
  • если активы баланса на конец года, предшествующего отчетному, превысили 60 миллионов;
  • в других случаях, установленных законодательством.

Обратите внимание! Результаты (аудиторское заключение) в определенных случаях необходимо публиковать в открытых источниках, чтобы дать возможность ознакомиться с ними широкому кругу лиц (п. 10 ст. 13 «Закона о бухгалтерском учете» №402-ФЗ).

Собственники ООО могут предусмотреть в уставе порядок и периодичность проведения аудита, и тогда он станет обязательным мероприятием не зависимо от требований закона. Для чего это нужно? В организациях с несколькими участниками руководитель выбирается или из них самих, или приглашается стороннее лицо. Владельцам важно знать, что управление ведется максимально эффективно и честно, а активы числятся не только на бумаге.

В обязательном порядке аудиторская проверка проводится раз в год, для промежуточной отчетности (составляемой, например, в целях выплаты дивидендов или по требованию кредитующего банка) она не требуется.

В 2020 году изменились формы бухгалтерской отчетности, теперь в балансе есть специальная строка, в которой нужно отметить, подлежит организация обязательному аудиту или нет, и указать конкретную компанию (частного аудитора), проводившую проверку.

Кстати! Бухгалтерскую отчетность за 2019 год необходимо сдавать только в электронном виде, за исключением отчетности, подаваемой субъектами малого бизнеса, но и им послабление дано только на год.

Не все нововведения обременительны. К примеру, Росстат остался без своего экземпляра бухгалтерской отчетности: начиная с отчетов за 2019 год в статистику сдавать второй комплект документов не требуется.

ФНС обещает, что в мае 2020 года пользователям станет доступен новый ресурс, содержащий бухгалтерскую отчетность компаний. Причем изначально предполагалось, что воспользоваться им можно будет на бесплатной основе. Однако с 1 января 2020 года вступило в силу Постановление №811, в котором сказано, что плата за доступ составляет 200 тысяч рублей за год (для одного рабочего места!). Выходит, что функционировать ресурс все же будет как коммерческий.

Отдельно отмечу, что не только «Закон об аудиторской деятельности» определяет, кто должен проходить обязательную проверку. Есть и другие федеральные законы. Например, «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (151-ФЗ), в пункте 4 статьи 15 четко сказано: такая компания должна представлять Банку России аудиторское заключение.

Специализация

Аудит в специализированных направлениях проводится с целью анализа и проверки эффективности работы той или иной сферы. Про энергоаудит я уже упомянула, пожарный и экологический проводятся аналогично. Учитывая, что по экологии также существуют свой особый учет и отчетность, то проверка более чем оправдана.

Но наиболее близким к бухгалтерии оказывается все же налоговый и управленческий аудит (помимо бухгалтерского разумеется). В налоговом в первую очередь проверяются:

  • Правильность учета доходов и расходов, отражение в регистрах.
  • Полнота учета расходов, возможность оптимизации налогообложения.
  • Сближение налогового и бухгалтерского учета, сопутствующий пересмотр учетной политики.
  • Выявление «опасных» затрат, т.е. таких, которые налоговые органы сочтут неправомерными, неподтвержденными и т.п.
  • Исправление ошибок учета, подача корректирующей отчетности.
  • Нахождение недоимок и переплат.
  • Списание дебиторской и кредиторской задолженности, не подлежащей взысканию.

Смысл в проведении налогового аудита есть при смене главного бухгалтера, перед выездной проверкой, годовой инвентаризацией (особенно в части расчетов с налоговым органом), появлении большого количества запросов от инспекции (расхождение в показателях отчетности, наличие недоимки).

Управленческий касается скорее не собственно учета, а общего финансового состояния и эффективности работы организации в целом и ее отдельных подразделений. Пример: открыт новый филиал в другом регионе, в отличие от остальных, он не привлекает большого количества клиентов. В результате проверки выявлено, что назначенное руководство вело неверную ценовую политику, которая оттолкнула посетителей.

Проводится анализ активов, их использования в фактической работе, квалификации персонала, рациональности распределения ресурсов, оправданности отдельных видов затрат. В управлении не всегда важны цифры. Как говорится, количество не всегда означает качество. Можно нанять одного специалиста, и он сделает работу трех неквалифицированных сотрудников.

Цель оправдывает средства?

В некоторых ситуациях компания вынуждена подвергнуться аудиту. Допустим, при получении кредита представитель банка должен изучить финансовую отчетность и на месте провести ревизию физических активов (основных средств). Особенно если дело касается крупных сумм под залог имущества.

Кстати! Проверка может быть обязательной: при получении разрешений, лицензий, сертификации продукции, хотя закон не обязывает ее проводить. Наличие регулярной аудиторской проверки может следовать из положений союзов, сообществ, куда решит вступить организация.

Нередко для получения членства компании хитрят и прибегают к покупке заключения о своей состоятельности и достоверности данных отчетности. Учитывая, что аудиторское сообщество можно назвать довольно узким, о нечистых на руку экспертах быстро становится известно, и полученное от них заключение становится не пропуском, а напротив, черной меткой.

Списываем расходы

В бухгалтерском учете услуги, оказанные аудиторами, независимо от сути услуг (непосредственно по аудиту или сопутствующие – юридические, бухгалтерские, консультационные) относятся к прочим расходам по обычной деятельности (п. 7, п. 9 ПБУ 10/99).

Проводки достаточно простые:

  • Д 26 (20, 44…) К 60 (76) – отражаем оказанные услуги.
  • Д 19 К 60 (76) ­- отражен НДС.
  • Д 91.2 К 26 (20, 44, …) – стоимость услуг списана в прочие расходы.

В налоговом учете затраты также принимаются и учитываются при расчете налогооблагаемой базы как прочие. Это справедливо и для налога на прибыль (подпункты 14, 15, 17, 36 п. 1 ст. 264 НК РФ) и для единого налога на упрощенной системе (п. 15 ст. 346.16 НК РФ). Правда, в списке расходов по УСН как таковые консультационные услуги отсутствуют, поэтому, заключая договор, обратите внимание на формулировки.

Важно! В Налоговом кодексе не уточняется, что принять к учету можно только затраты на обязательную проверку, поэтому учитывайте также расходы по инициативному аудиту.

Карьерная лестница – как стать аудитором

Очень часто среди аудиторов встречаются бывшие бухгалтеры и инспекторы ФНС. Вполне логично, ведь они знают «кухню» бухгалтерии и налогообложения изнутри. С нуля становиться проверяющим непросто, потому что необходимо:

  • Иметь высшее образование (программа образования должна быть государственно аккредитованной) пп. 3 п. 1 ст. 11 №307-ФЗ.
  • Сдать квалификационный экзамен (пп. 1 п. 1 ст. 11 ФЗ №307). Приказом Минфина №232н от 14.11.18 внесены изменения, вступающие в силу с 01.03.2020 г. Теперь придется пройти трехэтапную проверку. На первом этапе ведется тестирование на знание теоретических основ, на втором – испытание практических знаний и компетенции при решении конкретных заданий, на третьем – теория и практика связываются воедино и претендентам нужно доказать свою способность работать в качестве аудиторов, для чего придется решить комплексные задачи.
  • Отработать не менее 3-х лет в сфере, связанной с осуществлением аудиторской деятельности (либо ведением бухучета и составлением финансовой отчетности). Причем последние пару лет должны обязательно приходиться на стаж работы в аудиторской организации (пп.2 п. 1 ст. 11 ФЗ №307).

Кроме того, придется ежегодно подтверждать квалификацию по стандартам СРО, в которую вступит получивший аттестат аудитор (а это сделать необходимо, к тому же и аттестат специалист получит именно от саморегулируемой организации). Продолжительность ежегодного обучения не может быть менее 20 часов (п. 9 ст. 11 ФЗ №307).

При вступлении в СРО надо уплатить взнос, их также потребуется вносить регулярно – как минимум раз в год. Помимо того, установлены еще и взносы в компенсационный фонд. Если мало и этого, то частный аудитор также должен обладать безупречной репутацией и представить подтверждающие рекомендации (их выдают аудиторы, которые не менее трех лет состоят в реестре). Также для ведения официальной деятельности аудитор должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. А ИП платят взносы и налоги.

Несмотря на все сложности, работа аудитора пользуется популярностью, хотя требует наличия определенных черт характера: усидчивости, внимательности. Нужно иметь также твердую волю и жесткость. В процессе придется иметь дело с разными людьми, разбираться в тонкостях различных отраслей. Достойный заработок и престиж профессии компенсируют высокое нервное напряжение и частые разъезды – на одном месте, как правило, аудиторы не сидят.


Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 3104 раза

Библиографическое описание:

Выскребенцева, А. С. Методика аудиторской проверки по налогу на доходы физических лиц / А. С. Выскребенцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 1. — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1529/ (дата обращения: 17.05.2021).

На сегодняшний момент времени возникла острая необходимость в правильном и грамотном проведении аудита по специальным аудиторским заданиям, а именно налогового аудита, так как от произведенных налоговых расчетов зависит не только финансовая составляющая предприятия, но и его репутация в деловом мире.

В настоящее время все виды налоговых проверок проводятся в соответствии с Методикой аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», однако, до сих пор нет четких рекомендаций при проведении аудита налогообложения по конкретным видам налоговых расчетов.

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что налоговые поступления бюджетов муниципальных образований формируются за счет различных налогов (Рис.1): налога на доходы физических лиц (51,4%); земельного налога (19%); налогов, относящихся к специальным налоговым режимам (15,4%); налога на имущество организаций (7,6%), транспортного налога (4,7%). Одним из основных налогов, рассчитываемых на предприятиях различных форм собственности, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ) именно по этой причине в данной статье будет представлена методика проведения проверки расчетов по НДФЛ.


Рис. 1. Структура формирования бюджета МО за счет налоговых поступлений.

При аудите НДФЛ целью проверки является, выражение мнения аудитора о правильности порядка исчисления и уплаты налога согласно требованиям действующего законодательства.

Методика проведения аудита налога на доходы физических лиц состоит из нескольких этапов (Рис.2).

На ознакомительном этапе проводятся такие виды работ как: определение объекта налогообложения по НДФЛ, оценка систем бухгалтерского и налогового учета, оценка аудиторских рисков, расчет уровня существенности, определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели, анализ документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Основной этап состоит из оценки правильности определения налогооблагаемой базы по НДФЛ по видам доходов, проверки наличия документов, подтверждающих право применения налоговых вычетов, проверки правильности определения налоговой базы с учетом налоговых вычетов, проверки правильности определения доходов, не подлежащих налогообложению, проверки правильности применения налоговых ставок, проверки налоговой отчетности, расчета налоговых последствий в случаях некорректного применения норм налогового законодательства, разработки и представлении рекомендаций об использовании организацией налоговых льгот и предложений по улучшению СВК за правильностью исчисления налога. В качестве основного метода получения аудиторских доказательств на этом этапе является документирование.


На заключительном этапе выполняются такие виды работ как: анализ выполнения программы аудита, классификация выявленных ошибок и нарушений, обобщение результатов проверки, оформление результатов налогового аудита по НДФЛ.

Особенности аудита НДФЛ:

- типичные ошибки (неправильное формирование НБ, неправильное применение вычетов и ставок, арифметические ошибки),

- налоговые ставки (13%,35% и 9% - для резидентов, 15% и 30% - для нерезидентов),

- определение налогооблагаемой базы («Доходы – Вычеты» - для 13%, «Доходы» - для остальных).

При аудите налога на доходы физических лиц за 2009 год аудитору необходимо помнить об изменениях, произошедших в расчете данного налога.

Результаты проведения аудита по разделу налога на доходы физических лиц и обязательств перед бюджетом находят свое отражение в "Письменной информации (отчете) по аудиту финансовой отчетности" или в отдельном документе (при налоговом аудите).

Письменная информация (отчет) аудитора руководству и (или) собственникам должен содержать сведения, выявленные в процессе проверки:

- недостатках в системе налогового учета и внутреннего контроля, которые привели или могут привести к нарушениям при расчете НДФЛ и выполнению обязательств перед бюджетом;

- количественных отклонений при формировании базы по НДФЛ в соответствии с налоговым законодательством;

- искажениях в представлении и раскрытии информации по налогу и обязательствам перед бюджетом в отчетности.

В письменной информации (отчете) аудитором должны быть даны ссылки на законодательные и нормативные акты, нарушения которых выявлены в ходе проверки, и даны предложения по устранению данных нарушений.

При проведении аудита по специальному заданию (налоговому аудиту по НДФЛ) в отчете аудитором выражается мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения в налоговых регистрах данных по НДФЛ, а также своевременности расчетов с бюджетом по данному налогу. Кроме того, могут быть отражены выводы и предложения по вопросам построения системы налогового учета, автоматизации учетного процесса и т.п.

В заключение можно отметить предложения, связанные с выгодным применением изменений по НДФЛ, вступающих с 2010 года (для физических лиц):

1.Отложить до 2010 года продажу прочего имущества, находившегося в собственности менее трех лет. С нового года имущественный вычет по такому имуществу (за исключением жилья и земли) будет увеличен вдвое и составит 250 000 руб.

2.Отдать предпочтение земельному участку с домом. Имущественный вычет в размере не выше 2 млн. рублей с нового года можно применить при покупке не только жилья, но и земельных участков, предназначенных для строительства, или на которых уже расположены жилые дома. Если гражданин планирует приобретение земли, то для получения права на вычет выгоднее выбрать участок, на котором уже стоит дом, пусть даже он подлежит сносу. Тогда можно получить вычет сразу, а не ждать, когда будет построен новый дом.

3. Включить проценты по займу от ИП в имущественный вычет. Проценты по займу, использованному на приобретение жилья (с 2010 года и земли под жилье), признаются имущественным вычетом сверх установленного лимита в 2 млн. рублей. Сейчас эта норма распространяется только на займы, полученные от организаций. С нового года формулировка меняется – «от российских организаций и индивидуальных предпринимателей».

4. Перенести ремонт квартиры на 2010 год. С нового года собственники квартир, комнат или долей в них получают возможность применить имущественный вычет по затратам не только на отделку, но и на разработку проектно-сметной документации на проведение отделочных работ.

1. Журнал «Главбух» № 15/2009 «Обзор изменений в учете и налогообложении» от 29.07.2009

2. Журнал «Главбух» №16/2009 «Свежие поправки в Налоговом кодексе РФ» от 11.08.2009

3. Барышников Н.П. Организация и методика проведения аудита: Учебное пособие. / Н.П. Барышников. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Филинъ, 2004

Судьи могут поддержать такую позицию компании. Например, арбитры Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа согласились с судьями первой и апелляционной инстанций, в том, что аудиторская фирма должна возместить заказчику ее услуг убытки в виде финансовых санкций, которые в компании взыскали по решению инспекции (за занижение налоговой базы).

По мнению арбитров, аудиторы обязаны были проверить отражение в бухгалтерском учете всех финансово-хозяйственных операций аудируемой компании за проверяемый период. Однако исследовали не все первичные документы. И цель аудита, указанная в договоре на оказание аудиторских услуг – «проверка соответствия совершенных экономическим субъектом финансовых операций действующим нормативным актам», – аудиторами при выполнении договорных обязательств не достигнута. А это уже ненадлежащее исполнение своих обязательств.

Судьи согласились с тем, что недобросовестное исполнение аудитором своих обязательств по договору повлекло возникновение у заказчика убытков в виде уплаты финансовых санкций. И переложили эту сумму на проверяющих (постановление от 20 июля 1998 г. № А11-597/98-Е-6/ 31).

По Закону от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудитор должен качественно выполнить свою работу и нести ответственность перед заказчиком (ст. 21). Поддерживает эту позицию и Гражданский кодекс, глава 39 которого как раз и регулирует отношения сторон по договору на оказание аудиторских услуг. Ведь исполнитель обязан выполнить порученную ему по договору работу качественно. И он несет ответственность за это (ст. 721, 783 ГК).

Как следствие, если аудитор некачественно выполнит свою работу (проверит не все объекты, не выявит ошибки из-за выборочного характера проверки), будет нарушено право заказчика на получение достоверного, квалифицированного заключения. Чтобы восстановить это право (получить верную, основанную на законе информацию о состоянии своей финансовой (бухгалтерской) отчетности), ему придется понести определенные затраты. К тому же здесь возможен и риск взыскания санкций на нарушение закона со стороны, например, налоговой инспекции.

Эти суммы вполне будут подпадать под определение реального ущерба, нанесенного одной стороне договора действиями другой (ст. 15 ГК). Если же вследствие некачественного аудита заказчик не получил определенные доходы (например, вынужден был отвлечь из перспективного проекта денежные средства на уплату штрафа), то у него в дополнение возникают и убытки в форме упущенной выгоды. Виновная сторона должна возместить все эти суммы (ст. 393 ГК). При условии, кончено, что заказчик сможет доказать наличие этих убытков и причинно-следственную связь между действиями аудитора и убытками у клиента.

Однако пределы ответственности аудиторов ограничены нормами законов.

Помимо Гражданского кодекса и закона «Об аудиторской деятельности» в области аудита обязательными являются Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (далее – ФПСАД). В настоящий момент введены в действие 23 ФПСАД с порядковыми номерами от 1 до 23 (утв. постановлением Правительства от 23 сентября 2002 г. № 696).

По пункту 10 ФПСАД № 1, аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, а руководитель компании – ответственность за подготовку и представление этой отчетности. Причем аудит отчетности не освобождает руководство фирмы от такой ответственности. Пункт 8 ФПСАД № 6 обязывает указать в аудиторском заключении заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности возложена на саму компанию. И заявление о том, что аудитор отвечает только за выражение (на основании проведенного аудита) мнения о достоверности этой отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

Получается, что аудитор не несет ответственности за состояние финансовой (бухгалтерской) отчетности компании. И требовать с него сумму налоговой санкции (штрафа) из-за того, что он составил положительное заключение, не получится. Ведь все ошибки в этом случае будут допущены специалистами компании-заказчика.

Следует обратить внимание и еще на одну формулировку: «в ходе проверки оценивает финансовую (бухгалтерскую) отчетность во всех существенных отношениях» (п. 3 ст. 1 Закона № 119-ФЗ, п. 2 ФПСАД № 1, п. 2, 3 ФПСАД № 6).

Причем «аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению» (п. 4 ФПСАД № 4).

Так что компании придется доказывать и то, что аудиторы не проверили именно существенные моменты отчетности и неправильно оценили важность этого момента. Поэтому можно до начала проверки попросить аудиторскую компанию представить их методы определения существенности. И если финансовые санкции будут применены за несущественное (по мнению аудиторов) нарушение, то такие санкции оценивать как убытки и взыскивать с аудитора будет неправомерно. Аудиторы вовсе не обязаны высказывать какое-либо мнение о таких аспектах отчетности.

Договоритесь «на берегу»

Лучше всего подробно оговорить ответственность сторон за те или иные действия в договоре между заказчиком и аудиторской компанией. Ведь стороны гражданского договора имеют полное право включить в него любые условия, если нет специальных требований в законе. Как мы установили, в законе «Об аудиторской деятельности» предусмотрена возможность имущественной ответственности аудиторов. Поэтому если стороны в договоре укажут, что аудитор возмещает заказчику убытки, возникшие из-за взыскания налоговых санкций, оспорить правомерность взыскания этих сумм аудитору будет довольно затруднительно.

Также можно попытаться доказать причинно-следственную связь между возникшими убытками и действиями аудиторов, если налоговая санкция будет взыскана из-за исполнения прямых рекомендаций аудитора, данных последним в рамках аудиторской проверки и не соответствующих действующему законодательству (конечно, если указание будет касаться «существенных» аспектов ведения отчетности).

Читайте также: