Субсидия по енвд 2020
Опубликовано: 26.03.2024
Письмо Минфина России от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953
Комментарий
Правительство РФ в 2020 году издало два постановления по оказанию государственной помощи в виде субсидий организациям в связи с распространением коронавирусной инфекции. Это постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (далее – постановление № 576) и постановление Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 (далее – постановление № 976).
Категории получателей и цели, на которые выдается субсидия на основании указанных постановлений, разные. Так, цель предоставления субсидии по постановлению № 576 – частично компенсировать организациям и предпринимателям в апреле и мае 2020 года затраты, связанные с осуществлением деятельности в условиях распространения коронавируса. К таким затратам относятся затраты на оплату труда, приобретение сырья, материалов и др. Согласно постановлению эта субсидия предоставляется налогоплательщикам, которые включены по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведут деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Подробнее см. здесь.
Субсидия по постановлению № 976 предоставляется организациям и предпринимателям на профилактику борьбы с коронавирусом – на проведение мероприятий по дезинфекции помещений, измерению температуры у работников и т.д. Среди получателей субсидии также субъекты малого и среднего предпринимательства, ведущие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Но есть и другие категории (подробнее см. здесь).
После принятия постановления № 576 в п. 1 ст. 251 НК РФ внесли пп. 60, который установил следующее. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, которые включены по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведут деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения указанной инфекции, перечень отраслей утвержден Правительством РФ.
Формулировка этой нормы не позволяет сделать однозначный вывод о том, что является квалифицирующим признаком для исключения доходов:
- субсидия, предоставленная в связи с коронавирусом пострадавшим субъектам МСП;
- субъекты МСП, работающие в пострадавших отраслях и получающие субсидии от государства.
Смысл, который закладывался в эту норму, разъяснил Минфин России в письме № 03-03-06/1/76953.
Финансовое ведомство указало, что пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ распространяется на субсидию, предназначенную для налогоплательщиков, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в Единый реестр субъектов МСП и ведущих деятельность в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях экономики. Другими словами, эта норма дает право не включать в доходы только субсидию, полученную в соответствии с постановлением № 576. При этом в соответствии с п. 48.26 ст. 270 НК РФ указанные налогоплательщики не учитывают для целей налогообложения прибыли расходы, осуществленные за счет этой субсидии.
Также Минфин России подчеркнул, что норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не применяется в отношении субсидии, полученной на основании постановления № 976. Для этой выплаты аналогичных норм Налоговый кодекс не содержит. Это означает, что субсидия, полученная на профилактику борьбы с коронавирусом, подлежит включению в состав внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли на основании ст. 250 НК РФ. Соответственно, расходы, произведенные за счет этой субсидии, также учитываются для целей налогообложения прибыли.
Субсидия, полученная на профилактику коронавируса, включается в состав внереализационных доходов в особом порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ. Субсидия, полученная до момента осуществления расходов, включается в доходы по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет субсидии. Субсидия, полученная после осуществления расходов (на компенсацию ранее произведенных расходов), включается в состав доходов единовременно в полной сумме на дату ее зачисления на расчетный счет организации.
Плательщики, применяющие УСН, учитывают для целей налогообложения доходы в порядке, установленном для плательщиков налога на прибыль. Следовательно, субсидию, полученную по постановлению № 576, указанные налогоплательщики в доходы не включают. Субсидия, полученная по постановлению № 976, подлежит включению в составе внереализационных доходов. При этом эту субсидию следует включать в доходы пропорционально произведенным расходам (ст. 346.17 НК РФ). Этот порядок должны применять как налогоплательщики с объектом "доходы, уменьшенные на расходы", так и налогоплательщики с объектом "доходы".
Порядок признания расходов при УСН установлен п. 2 ст. 346.17 НК РФ. Эта статья не содержит норм, запрещающих признавать расходы, осуществленные за счет субсидии, полученной по постановлению № 576. Однако поскольку сумма субсидии в доходы для целей налогообложения не включается, то и расходы, произведенные за счет этой субсидии, не должны учитываться в расходах. При этом расходы, произведенные за счет субсидии по постановлению № 976, подлежат включению в состав расходов при УСН.
Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
- десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
- рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
- ваш e-mail не передается третьим лицам;
Информируем вас, что сроки приема заявлений на получение субсидии, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576, истекли.
Находящиеся в обработке заявления будут рассмотрены в установленном Постановлением порядке.
ФНС России благодарит вас за сохранение численности работающих в непростой для экономики нашей страны период!
Получено заявлений
Выдано субсидий
от организаций и ИП
организациям и ИП
Российские организации и индивидуальные предприниматели (в том числе без наемных работников), которые на 1 марта 2020 года включены в реестр малого и среднего предпринимательства и отвечающие определенным условиям
Субсидия предоставляется в мае 2020 года за сохранение численности работников в апреле 2020 года и в июне 2020 года — за сохранение численности работников в мае по сравнению с мартом 2020 года.
Для индивидуальных предпринимателей
* — если нет наемных работников, то размер субсидии равен 12 130 руб.
Количество работников организации (индивидуального предпринимателя) определяется на основании данных отчетности СЗВ-М, представленной в Пенсионный фонд Российской Федерации
Проверьте условия
Компания или индивидуальный предприниматель, включены на 1 марта 2020 года в реестр малого и среднего предпринимательства
Компания или индивидуальный предприниматель по ОКВЭД входят в перечень пострадавших отраслей экономики
Компания не находится в процессе ликвидации, процедуре банкротства, в ее отношении не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц
Компания или индивидуальный предприниматель по состоянию на 1 марта 2020 года не имеют задолженности по налогам и страховым взносам, превышающей 3 000 рублей
Компанией или индивидуальным предпринимателем до 15 апреля подана отчетность СЗВ-М за март 2020 года в органы Пенсионного фонда РФ
Количество работников компании (индивидуального предпринимателя) в апреле и в мае, составляет не менее 90% по отношению к марту 2020 года
Заполните заявление
Заявление можно было заполнить в Личном кабинете юридического лица (раздел "Подача заявлений") или индивидуального предпринимателя (раздел "Сервисы").
Заявление можно было заполнить на сайте ФНС России. В этом случае после формирования заявления, распечатать его для отправки по почте
Отправьте заявление
В Личном кабинете юридического лица или индивидуального предпринимателя, а так же по ТКС заявление отправляется в электронном виде
Информируем вас, что сроки приема заявлений на получение субсидии, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 976, истекли.
Находящиеся в обработке заявления будут рассмотрены в установленном Постановлением порядке.
Получено заявлений
Количество организаций и ИП
Выдано субсидий
Количество организаций и ИП
Субъекты малого и среднего предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, отвечающие определенным условиям, в том числе, осуществляющим деятельность, связанную с производством (реализацией) подакцизных товаров.
Субсидия предоставляется единоразово (с 15 июля по 15 августа 2020 г.) на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, в 2020 году.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей с наемными работниками
Для индивидуальных предпринимателей без работников
Количество работников организации (индивидуального предпринимателя) определяется на основании данных отчетности СЗВ-М, представленной в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Проверьте условия
Компания или индивидуальный предприниматель включены на 10 июня 2020 года в реестр малого и среднего предпринимательства
Компания или индивидуальный предприниматель по основному ОКВЭД (по состоянию на 10 июня 2020 года) входит в перечень отраслей российской экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, или в перечень объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, горнолыжные трассы, пляжи (по состоянию на 10 июня 2020 года).
Получатель субсидии — компания не находится в процессе ликвидации, в отношении нее не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц, получатель субсидии - индивидуальный предприниматель на дату получения субсидии не прекратил деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не снят с учета в налоговых органах
У получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии).
Получатель субсидии является:
- частной образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность на основании соответствующей и лицензии и включенной в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июля 2020 г., в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 847;
-социально ориентированной некоммерческой организацией - поставщиком социальных услуг в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", включенной в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций по состоянию на 1 июля 2020 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 г. № 906.
Получатель субсидии не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц
у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии).
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
ИП находится на ЕНВД, совмещает с УСН. По выписке из ЕГРЮЛ дополнительных кодов ОКВЭД нет, занимается только одним видом деятельности и по нему платит налог ЕНВД. В 2020 году ИП получил субсидию по Постановлению Правительства РФ от 02.07.2020 N 976.
Есть ли обязанность ИП отчитываться по данной субсидии в рамках УСН? Если да, то какой вид деятельности указывать в налоговой декларации по УСН?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Средства субсидий, полученные в 2020 году на основании Постановления N 976 ИП, фактически осуществляющим исключительно виды деятельности, переведенные на ЕНВД, следует считать доходом, полученным в рамках ЕНВД. Поэтому в составе доходов, облагаемых в рамках УСН, эти суммы учитываться не должны.
Вместе с тем, если средства этих субсидий в 2020 году будут израсходованы не полностью (к примеру, часть из них будет потрачена в 2021 году), фактически неиспользованные средства, по нашему мнению, можно рассматривать как субсидии, полученные и израсходованные не в рамках деятельности по ЕНВД. В такой ситуации, на наш взгляд, существуют предпосылки для включения их в доход, облагаемый в рамках УСН.
Обоснование вывода:
В настоящее время система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 346.26 НК РФ).
Объектом налогообложения по ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика (п. 1 ст. 346.29 НК РФ), какие-либо доходы и расходы в целях исчисления ЕНВД не определяются и не учитываются.
На основании п. 4 ст. 346.12 НК РФ организации и ИП на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности вправе применять УСН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом в силу п. 8 ст. 346.18 НК РФ доходы и расходы по видам деятельности, в отношении которых применяются система налогообложения в виде ЕНВД, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении УСН.
В рассматриваемом случае ИП осуществляет только один вид деятельности, в отношении которого он применяет ЕНВД. Соответственно, доходы от данного вида деятельности при исчислении налоговой базы по УСН учитываться не должны.
Из положений главы 26.3 НК РФ следует, что ЕНВД применяется только в отношении определенных видов деятельности. Соответственно, к данному налоговому режиму могут быть отнесены только доходы, полученные от деятельности, которая переведена на ЕНВД. Все остальные доходы должны учитываться либо в рамках общего режима налогообложения, либо в рамках УСН (при наличии на то оснований).
Понятие субсидия в НК РФ не определено, в связи с этим, руководствуясь п. 2 ст. 11 НК РФ, обратимся к БК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за некоторым исключением), выполнением работ, оказанием услуг.
Ранее специалисты Минфина России придерживались мнения о том, что денежные средства в виде субсидий, выделяемые на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, относятся к внереализационным доходам и, следовательно, не подпадают под налогообложение единым налогом на вмененный доход, а подлежат налогообложению в рамках иных режимов налогообложения. Смотрите письма Минфина России от 08.07.2010 N 03-11-11/190, от 30.06.2010 N 03-11-06/3/96, от 31.05.2010 N 03-11-09/40, от 20.05.2010 N 03-11-06/3/76, от 26.04.2010 N 03-11-11/117, от 22.04.2010 N 03-11-06/2/65, от 12.03.2010 г. N 03-11-11/52, от 10.03.2010 N 03-11-11/45, от 28.12.2009 N 03-11-06/2/267, от 27.07.2009 N 03-03-06/4/63.
Однако затем позиция финансового ведомства изменилась, в более поздних разъяснениях приводится следующая точка зрения. Полученные из бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения, в том числе в рамках УСН, не должны. В то же время субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам ЕНВД на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, подлежат включению в состав внереализационных доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии, в частности, в с положениями главы 26.2 НК РФ, если иное не предусмотрено НК РФ. Смотрите письма Минфина России от 07.04.2014 N 03-11-06/2/15459, от 17.02.2014 N 03-11-09/6276, от 11.12.2012 N 03-11-09/98, от 04.12.2012 N 03-11-06/3/81, от 14.04.2011 N 03-11-11/94, от 06.08.2010 N 03-11-06/2/124, от 05.08.2010 N 03-11-06/2/123, от 27.07.2010 N 03-11-09/65 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/9372@).
В качестве примеров субсидий, полученных в рамках ЕНВД, Минфин называет:
- субсидии, полученные для приобретения основного средства - автомата для продажи кофе в розницу (письмо Минфина России от 14.04.2011 N 03-11-11/94);
- субсидии на компенсацию затрат по капитальному ремонту городской бани (письмо Минфина РФ от 16.08.2012 N 03-11-06/2/112);
- субсидии на развитие бизнеса (письмо Минфина России от 23.09.2010 N 03-11-11/250, см. также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2011 N Ф04-5663/11 по делу N А67-308/2011).
Субсидиям, по мнению финансового ведомства, не относящимся к деятельности в рамках ЕНВД, являются:
- выплаты, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания такими гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест (письма Минфина России от 22.12.2010 N 03-11-11/327, от 15.11.2010 N 03-11-11/295);
- субсидии на создание (открытие) собственного дела (письма Минфина России от 02.08.2011 N 03-11-11/203, от 22.08.2011 N 03-11-11/214, от 23.09.2011 N 03-11-11/239, от 26.12.2011 N 03-11-11/324). Отметим, что суды в отношении данного вида субсидий придерживаются иной позиции. Смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2013 N Ф07-7117/13 по делу N А42-6147/2012, постановление ФАС Поволжского округа от 22.11.2012 N Ф06-8544/12 по делу N А72-144/2012;
- субсидии, использованные для уплаты взносов при заключении договора лизинга оборудования (письма Минфина России от 03.04.2012 N 03-11-11/110, от 18.03.2013 N 03-11-11/111).
Исходя из анализа данных разъяснений, можно прийти к выводу, что относительно безопасно относить к деятельности в рамках ЕНВД те виды субсидий, которые получены в целях компенсации уже понесенных налогоплательщиком расходов, связанных с осуществлением деятельности, переведенной на ЕНВД. Возможность признания субсидий, получение которых связано с несением затрат на те или иные цели в будущем, вызывают споры. Здесь отметим также, что приведенные выше письма были выпущены достаточно давно, самое свежее датируется 2014 годом, однако более поздних разъяснений по рассматриваемой теме, нам, к сожалению, обнаружить не удалось.
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 (далее - Постановление N 976) утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам МСП и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - НКО) на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила). Согласно п. 1 данных правил субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, как прямо следует из процитированной нормы, средства полученной субсидии используются на любые цели, связанные с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции. Очевидно, что если налогоплательщик фактически осуществляет только один вид предпринимательской деятельности, все расходы на мероприятия по профилактике COVID-19 относятся именно к этой деятельности, соответственно, и средства полученной субсидии также являются средствами, полученными в рамках данной деятельности.
Судебные органы при рассмотрении подобных споров придерживаются мнения о том, что получение налогоплательщиком субсидии из соответствующего бюджета само по себе не является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, в результате которой имелись бы основания для применения ОСН или УСН, а обеспечивает осуществление основного вида деятельности налогоплательщика. Смотрите, например, Определения ВАС РФ от 25.03.2013 N ВАС-2842/13, от 20.03.2012 N ВАС-654/12, постановление ФАС Поволжского округа от 04.04.2013 N Ф06-2039/13 по делу N А72-6592/2012.
Таким образом, с учетом всего сказанного выше, считаем, что средства субсидий, полученные в 2020 году на основании Постановления N 976 ИП, фактически осуществляющим исключительно виды деятельности, переведенные на ЕНВД, следует считать доходом, полученным в рамках ЕНВД. Соответственно, в составе доходов, облагаемых в рамках УСН, эти суммы учитываться не должны.
Однако, на наш взгляд, в данном случае крайне важно иметь в виду, что с 1 января 2021 года специальный режим ЕНВД не применяется (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ, смотрите также письма Минфина России от 08.10.2019 N 03-11-11/77205, от 15.10.2019 N 03-11-03/3/78979). После отмены ЕНВД налогоплательщики, ранее применявшие данные режим, автоматически переходят на ОСН или УСН (если было подано соответствующее заявление), ИП также могут перейти на патентную систему налогообложения (смотрите письмо ФНС от 11.03.2020 N АБ-4-19/4243@), в том числе совмещать УСН и ПСН.
Таким образом, с 2021 года ИП в любом случае перестанет являться плательщиком ЕНВД. В рассматриваемом случае у него останется только одна система налогообложения - УСН. А это значит, что если средства субсидии, полученные им по Постановлению N 976, в 2020 году будут израсходованы не полностью (к примеру, часть из них будет потрачена в 2021 году), фактически неиспользованные средства будут являться средствами, полученными и израсходованными не в рамках деятельности по ЕНВД. В такой ситуации, на наш взгляд, существуют предпосылки для включения их в доход, облагаемый в рамках УСН*(1).
В этой связи хотим обратить внимание, что, хотя Постановление N 976 не содержит указаний на необходимость подтверждения получателем факта целевого использования средств субсидий, налогоплательщику целесообразно вести учет расходования этих средств. Для этих целей можно использовать самостоятельно разработанный регистр налогового учета, где будут закреплены конкретные даты, на которые осуществлялось использование средств субсидии, направления ее использования и соответствующие суммы. Отметим также, что п. 13 Правил предоставления рассматриваемой субсидии (утверждены Постановлением N 976) определено, что федеральное казначейство и уполномоченный орган государственного финансового контроля осуществляют контроль соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий получателям субсидий.
Акцентируем внимание, что все сделанные в рамках данной консультации выводы являются исключительно нашим экспертным мнением. К сожалению, в настоящее время не существует официальных разъяснений по вопросам учета субсидий, полученных по Постановлению N 976 налогоплательщиками, применяющими ЕНВД. Возможно, такие разъяснения появятся позже. В связи с этим также напоминаем о праве обратиться за официальными разъяснениями в уполномоченные органы (пп. 2 п. 1 ст. 21, п.п. 1 и 2 ст. 34.2, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Отметим, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
18 декабря 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В то же время следует иметь в виду, что вопрос учета средств субсидий, полученных по Постановлению N 976, сам по себе относится к категории неоднозначных. С 2020 года на основании пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ.
Существуют разъяснения Минфина России, в которых сделан вывод, что на основании пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль субсидии, полученные налогоплательщиками в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576. Что касается субсидий, полученных налогоплательщиками в соответствии с Постановлением N 976, то указанные субсидии, по мнению Минфина России, выделяются иной категории налогоплательщиков, в связи с чем на них положения пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяются. Смотрите письма Минфина России от 02.12.2020 N 03-07-11/105240, от 13.13.2020 N 03-07-11/98888, от 02.09.2020 N 03-03-06/1/76953. Такую же точку зрения выражают и представители налоговых органов, смотрите п. 4 Информационного сообщения УФНС России по г. Москве от 05.11.2020.
На наш взгляд, приведенная позиция контролирующих органов не бесспорна. Подробнее смотрите в материале: Вопрос: Учет доходов в виде субсидии на суммы субсидий на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции при применении УСН с объектом налогообложения "доходы" (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.).
Индивидуальные предприниматели из пострадавших отраслей смогут сэкономить на страховых взносах за себя до 12 130 Р . На эту сумму официально уменьшены фиксированные пенсионные взносы за 2020 год.
Но дополнительные взносы на пенсионное страхование не уменьшили и не отменили. Взнос на медицинское страхование тоже остался прежним. А в реальности никакой экономии из-за снижения взносов у предпринимателя может не быть. Так устроены некоторые системы налогообложения: один платеж снизится — другой на ту же сумму вырастет. Но это не значит, что сэкономить на взносах вообще никак нельзя.
Раскладываем по полочкам, что нужно знать о новой льготе, если у вас есть статус ИП.
О каких взносах речь
Все ИП, кроме самозанятых, должны платить страховые взносы за себя. Это отчисления на свое пенсионное и медицинское страхование. Даже если у предпринимателя нет доходов или есть убытки, платить взносы все равно придется. На УСН, общей системе, ЕНВД, патенте — всем надо платить взносы.
Страховые взносы ИП за себя делятся на два вида:
- Минимальная обязательная сумма в год, которая не привязана к доходу. Она одинакова для всех ИП: на пенсионное страхование — 32 448 Р , на медицинское — 8426 Р .
- Дополнительные взносы на пенсионное страхование — 1% с дохода сверх 300 000 Р в год. При доходе 500 000 Р нужно заплатить 2000 Р .
Также ИП платят страховые взносы за работников, если они есть. Там отдельные условия и льготы.
Из-за пандемии некоторым предпринимателям разрешили платить меньше взносов. Это касается только фиксированных взносов на пенсионное страхование.
Кому уменьшили фиксированные взносы
Фиксированные взносы на пенсионное страхование уменьшили только тем предпринимателям, у кого основной код ОКВЭД входит в перечень пострадавших отраслей. Чем на самом деле занимается ИП и как его бизнес пострадал из-за коронавируса , не имеет значения.
Если основной код ОКВЭД относился к общепиту, а на самом деле ИП продавал двери через интернет-магазин, он может уменьшить взносы, хотя отрасль не пострадала. Если у ИП была кофейня, но код ОКВЭД — из категории транспортных услуг, то льготы нет, хотя на самом деле работа прекратилась.
Менять код ОКВЭД поздно: к пострадавшим отраслям отнесли только тех, у кого нужный код был в реестре на 1 марта 2020 года.
Относиться к малому и среднему бизнесу, как требуется для некоторых других льгот, необязательно.
На сколько уменьшилась сумма взносов
Если есть право на льготу, в 2020 году фиксированные взносы на пенсионное страхование составят 20 318 Р за полный год — то есть на 12 130 Р меньше, чем без льготы.
Взносы на медицинское страхование не уменьшаются — за год нужно заплатить 8426 Р .
Срок уплаты фиксированных взносов — до 31 декабря текущего года.
Что с дополнительными пенсионными взносами
Дополнительные взносы не уменьшали и не отменяли. Если доход ИП даже из пострадавшей отрасли больше 300 000 Р в год, на пенсионное страхование нужно платить 1% от суммы превышения, как обычно.
Срок уплаты этой части взносов — до 1 июля следующего года. Исключение — для взносов за 2019 год: там перенос срока и рассрочка на год.
Почему снижение взносов поможет не всем
На большинстве режимов налогообложения страховые взносы уменьшают начисленный налог с дохода — или включаются в расходы, что тоже влияет на налог к уплате.
Например, ИП на УСН «Доходы» должен платить 6% от дохода — это налог. Также он должен заплатить страховые взносы. Эти суммы уменьшают начисленный налог на доходы, то есть вычитаются из него. В результате ИП на УСН «Доходы» даже с учетом взносов все равно заплатит в бюджет 6%. Иногда бывает, что ИП вообще платит только взносы, а налог — нет.
Пример расчета налога ИП на УСН «Доходы»
Период | Доход | Начисленный налог | Уплаченные фиксированные взносы | Налог к уплате |
---|---|---|---|---|
Первый квартал | 150 000 Р | 9000 Р | 10 218 Р | 0 Р |
Полугодие | 300 000 Р | 18 000 Р | 20 437 Р | 0 Р |
9 месяцев | 450 000 Р | 27 000 Р | 30 655 Р | 0 Р |
Год | 700 000 Р | 42 000 Р | 40 874 Р | 1126 Р |
Помимо взносов ИП с доходом 700 000 Р и без работников в год заплатит только 1126 Р налога. Хотя начислит 42 000 Р . Чем меньше взносов, тем меньше сумма, на которую можно уменьшить налог. И тем больше сумма налога к уплате.
Расчет для того же ИП с учетом уменьшенных взносов
Период | Доход | Начисленный налог | Уплаченные фиксированные взносы | Налог к уплате |
---|---|---|---|---|
Первый квартал | 150 000 Р | 9000 Р | 10 218 Р | 0 Р |
Полугодие | 300 000 Р | 18 000 Р | 20 437 Р | 0 Р |
9 месяцев | 450 000 Р | 27 000 Р | 28 744 Р | 0 Р |
Год | 700 000 Р | 42 000 Р | 28 744 Р | 13 256 Р |
Получается, что ИП сэкономит на взносах 12 130 Р в год, но ту же сумму доплатит в виде налога с доходов.
Налоги с дохода за второй квартал или полугодие ИП списали, но ИП из нашего примера тоже ничего не сэкономит, потому что из-за уплаты взносов у него все равно не было начислений. А о списании налогов и уменьшении взносов стало известно только в конце второго квартала, когда многие уже заплатили очередную часть взносов за себя.
Если у ИП есть работники, налог он может уменьшить только на 50% уплаченных взносов. Тогда расчеты будут другими — тем более что взносы за работников с апреля по июль тоже разрешили не платить.
Кому эта льгота все-таки поможет сэкономить
Уменьшение фиксированных взносов поможет сэкономить тем ИП, кто:
- Работает на патенте. Они не уменьшают стоимость патента на взносы, поэтому расходы за год реально сократятся на 12 130 Р .
- Не получает дохода. В этом случае придется платить только фиксированные взносы, а налога не будет. Сумма расходов станет меньше благодаря льготе.
- Получает доход до 479 000 Р в год. При таком доходе сумма взносов будет равна сумме налога и полностью ее перекроет. На взносах получится сэкономить 12 130 Р , а ничего доплачивать не придется. Дополнительный взнос можно платить в следующем году.
Как еще можно сэкономить на взносах
Если у ИП все в порядке с доходами, в уменьшении взносов нет смысла: все равно придется доплачивать деньги в бюджет в виде налога.
Но если доход снизился или вообще пропал, а права на льготу нет, можно использовать такие варианты:
- закрыть ИП. Взносы надо платить, даже если деятельности и дохода нет. Но если прекратить регистрацию ИП на время перерыва в бизнесе, взносов не будет. Когда все наладится, можно снова зарегистрироваться. Взносы за неполный год считаются пропорционально. У нас есть инструкция, как закрыть ИП быстро и недорого. Открыть заново тоже несложно;
- перейти на самозанятость. Если нужно сохранить статус ИП, но не хочется платить взносы в период затишья, можно применять налог на профессиональны доход. Там нет обязательных взносов, но и пенсионного стажа тоже нет. Зато есть налоговый бонус, который в 2020 году прилично вырос и может полностью идти на уплату налога.
Обратитесь за консультацией к профессионалу
Прежде чем принимать решение о смене налогового режима, прекращении регистрации или сроках уплаты взносов ради экономии, проконсультируйтесь с грамотным бухгалтером. В каждом бизнесе есть нюансы. Из-за необдуманных действий предприниматели иногда теряют миллионы.
В 2020 году предприниматели платят фиксированные пенсионные взносы за себя по разным ставкам. ИП из пострадавших от коронавируса отраслей получили скидку в размере 12 130 рублей. Рассказываем, как рассчитать взносы за себя пострадавшим и всем остальным ИП.
Сколько должен оплатить ИП за себя в 2020 году
Страховые взносы ИП состоят из двух частей — фиксированной и дополнительной. Фиксированную часть платят даже если не было доходов. Она идёт на два вида обязательного страхования — пенсионное и медицинское. Дополнительную платят только при доходах выше 300 тыс. руб.
ИП из пострадавших отраслей
Для предпринимателей, у которых основной ОКВЭД на 01.03.2020 числится в перечне пострадавших отраслей, фиксированная часть платежа на обязательное пенсионное страхование (ОПС) составляет 20 318 руб.
На медицинское страхование взнос остался одинаковым для всех ИП — 8 426 руб. Всего за 2020 год пострадавшие ИП должны заплатить 28 744 руб.
Сумму можно разбить на несколько платежей и платить в течение года. Главное — уложиться в срок до 31.12.2020 включительно. Тем, кто работает на УСН или ЕНВД, удобнее перечислять страховые взносы ежеквартально равными частями, чтобы уменьшать на них налог.
К этой сумме добавятся допвзносы на ОПС по ставке 1%, если доходы за 2020 год превысят 300 тыс. руб.
Остальные ИП
ИП, которые не относятся к пострадавшим отраслям, в 2020 году платят 40 874 рублей, из которых:
- на пенсионное страхование — 32 448 руб.;
- на медицинское страхование — 8 426 рублей.
Дополнительный взнос — 1% с доходов, превышающих 300 тыс. руб. за год, но не более 259 584 руб.
Допвзносы с доходов свыше 300 тыс. руб. для всех ИП
Если годовой доход ИП превысит 300 тыс. руб., то помимо 28 744 руб. для пострадавших отраслей и 40 874 руб. для всех остальных, нужно заплатить ещё и дополнительные пенсионные взносы. Их перечисляют до 01.07.2021 в размере 1% от суммы превышения. Допвзносы на ОПС не должны быть более 259 584 руб. с учетом фиксированных платежей. Это предельная величина, которая одинакова для всех ИП. Скидка для пострадавших отраслей на допвзносы не распространяется.
Что считать доходом для расчета дополнительного взноса зависит от системы налогообложения ИП.
- ОСНО — облагаемые НДФЛ доходы минус расходы, связанные с предпринимательской деятельностью.
- УСН — только облагаемые доходы или разницу между доходами и расходами в зависимости от выбранного объекта налогообложения. Долгое время налоговые органы настаивали, что при УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» расходы в расчёте не участвуют. Но 1 сентября ФНС выпустила письмо, в котором разрешила уменьшать доходы на сумму произведённых расходов.
- ЕНВД и ПСН — вмененный или потенциально возможный доход, с которого рассчитывают налог.
Как рассчитать взносы за неполный год
Если вы зарегистрировались не с 1 января или закрываете ИП в середине года, то всю годовую сумму фиксированных страховых взносов за себя платить не нужно. Её рассчитывают только за период времени, в котором вы работали в статусе ИП. Дополнительный взнос в размере 1 % с доходов свыше 300 тыс. руб. считают в обычном порядке.
Для ИП, которые не относятся к пострадавшим
Допустим, вы прекратили предпринимательскую деятельность 03 августа 2020 года. Оплатить взносы нужно за 7 полных месяцев, в которых вы работали в качестве ИП (январь — июль) и 3 дня до даты снятия с учета включительно.
Рассчитаем, какую сумму пенсионных взносов нужно внести.
- Платёж за один полный месяц = 32 448,00 руб. : 12 мес. = 2 704,00 руб.
- Взносы за 7 полных месяцев работы = 2 704,00 руб. x 7 мес. = 18 928,00 руб.
- Взносы за 3 дня августа = 2 704 руб. : 31 д. × 3 д. = 261,68 руб., где 31 — это календарные дни в месяце закрытия ИП.
- Итого взносов на ОПС = 18 928,00 261,68 = 19 189,68 руб.
Таким же образом рассчитаем взносы на медицинское страхование.
- За один полный месяц = 8 426,00 руб. : 12 мес. = 702,17 руб.
- За 7 месяцев = 702,17 руб. x 7 мес. = 4 915,17 руб.
- За 3 дня августа = 702,17 руб. : 31×3 = 67,95 руб.
- Итого = 4 915,17 67,95 = 4 983,12 руб.
Всего взносов на ОПС и ОМС за 7 мес. и 3 дня = 19 189,68 4 983,12 = 24 172,80 руб.
Для ИП из пострадавших отраслей
Взносы на пенсионное страхование за неполный расчетный период 2020 года пострадавшие ИП рассчитывают, исходя из суммы 20 318 рублей. Налоговики разъяснили это в письме УФНС России по г. Москве № 27-18/106601@ от 9 июля 2020 г.
Предположим, ИП прекратил деятельность 12 сентября 2020 года. Он должен перечислить фиксированные страховые взносы за 8 полных месяцев и 12 дней.
Рассчитаем взносы на ОПС.
- За один полный месяц = 20 318,00 руб. : 12 мес. = 1 693,17 руб.
- За 8 месяцев = 1 693,17 руб. x 8 мес. = 13 545,36 руб.
- За 12 дней = 1 693,17 руб. : 30 д. × 3 д. = 169,32 руб., где 30 — это число календарных дней в месяце закрытия ИП.
- Итого взносов на ОПС = 13 545,36 169,32 = 13 714,68 руб.
Годовой фиксированный взнос на медстрахование у пострадавших ИП такой же, как у остальных предпринимателей. Посчитаем его пропорционально времени работы в качестве ИП.
- За один месяц = 8 426,00 руб. : 12 мес. = 702,17 руб.
- За 8 мес. = 702,17 руб. x 8 мес. = 5 617,36 руб.
- За 12 дней = 702,17 руб. : 30 д. x 3 д. = 70,22 руб.
- Итого взносов на ОМС = 5 617,36 70,22 = 5 687,58 руб.
Всего нужно заплатить взносов на ОПС и ОМС за 8 мес. и 12 дней = 13 714,68 5 687,58 = 19 402,26 руб.
Погасить задолженность по страховым взносам, которая осталась после снятия ИП с учета, нужно в течение 15 календарных дней. Отсчитывают срок, начиная с даты внесения записи в ЕГРИП о прекращении деятельности.
Если вы уже перечисляли взносы за текущий год, вычтите их и оплатите остаток. На взносы, которые предприниматель заплатил после даты исключения из ЕГРИП, уже нельзя уменьшить налог при УСН.
Читайте также: