Может ли ип на енвд оказывать транспортные услуги юридическим лицам

Опубликовано: 25.03.2024

Контур.Бухгалтерия — оптимальный сервис для ЕНВД

Автоматизированный расчет налогов и операций с сотрудниками. Максимально простая бухгалтерия. Сервис сам сформирует КУДиР, декларацию и отчеты. Можно совмещать режимы.

В рамках российского законодательства (ст. 346.26 НК РФ), компании и частные предприниматели, которые оказывают транспортные услуги (перевозка грузов или пассажиров), могут воспользоваться ЕНВД — налоговым спецрежимом, который освобождает от уплаты некоторых налогов и помогает упростить ведение учета.

При соблюдении этого режима налогооблагаемая база определяется исходя не из размеров реальных доходов, а из вмененного дохода — теоретически возможного дохода, который закреплен в НК РФ и различается для разных видов деятельности.

Организации и ИП, которые занимаются перевозками, должны соответствовать определенным критериям, чтобы иметь возможность перейти на “вмененку”. В каких случаях возможно применение ЕНВД на транспортные услуги, как на него перейти и какие существуют ограничения — расскажем в данной статье.

ЕНВД отменят с 1 января 2021 года, оказывать транспортные услуги на этом режиме больше нельзя. Выберите для своего бизнеса другую систему налогообложения с помощью нашего бесплатного калькулятора . В статье эксперты Контура ответили на популярные вопросы о налоговых режимах, переходе с ЕНВД и онлайн-кассах . Если вы не нашли ответ на свой вопрос — задайте его в комментариях, мы обязательно ответим.

Условия для применения ЕНВД: транспортные услуги

Компания или ИП, которые реализуют такой вид деятельности, как транспортные услуги (перевозка грузов или пассажиров с помощью транспортных средств), могут воспользоваться ЕНВД. Чтобы стать плательщиком вмененного налога, надо соответствовать ряду критериев. Вот некоторые из них:

Переходите с ЕНВД? Подключите Контур.Бухгалтерию

Скидка 45% в ноябре: 7 590 р. вместо 13 800 р. за год работы





ЕНВД — транспортные услуги

  • такой вид деятельности, как транспортные услуги, должен быть разрешен для применения ЕНВД в вашем регионе (дело в том, что ЕНВД — муниципальный налог, и каждый регион сам определяет, какие виды деятельности на его территории подпадают под вмененку);
  • количество транспортных средств, которые находятся в собственности или аренде и используются для получения прибыли, не должно превышать 20 единиц (к ним могут относиться легковые и грузовые автомобили, а также автобусы);
  • на конец налогового периода на предприятии должно быть не больше 100 работников, трудящихся по найму (в том числе и тех, кто работает по совместительству);
  • деятельность организации не является совместной и не подразумевает долевого участия;
  • доля других компаний в УК организации не должна превышать 25% (исключение — компании со среднесписочным количеством трудящихся с инвалидностью больше 50%, и в фонде оплаты труда на них приходится 25% и больше).

Физический показатель при расчете ЕНВД по перевозкам — это число транспортных средств, а в случае перевозки пассажиров — количество пассажирских мест в транспорте. Транспортные средства, которые находятся в ремонте или стоят в запасе, т.е. не участвуют в хозяйственной деятельности и не приносят дохода, не учитываются при расчете ЕНВД по транспортным услугам.

Когда при грузоперевозках нельзя применять вмененку

Для применения ЕНВД надо оказывать транспортные услуги на возмездной основе и со всеми сопутствующими документами. Есть случаи, когда осуществление транспортных услуг не дает право организации или ИП применить данный налоговый режим:

  • автотранспортные средства, которые находятся в распоряжении компании или предпринимателя, сдаются в аренду (т.к. данный вид услуги не имеет отношения к грузоперевозкам);
  • производится доставка товара, который был приобретен по договору купли-продажи (такую услугу нельзя считать грузоперевозкой, т.к. не был составлен договор об оказании транспортных услуг);
  • организация перевозит грузы или пассажиров между своими офисами в транспортных средствах, которые являются собственностью компании (при этом водитель транспортного средство должен быть работником данного предприятия).

В таких случаях применения ЕНВД по транспортным услугам невозможно, придется работать на общей системе налогообложения или упрощенке.

Как перейти на ЕНВД по транспортным услугам

Для перехода на вмененку по виду деятельности «транспортные услуги» надо предоставить в ИФНС по адресу организации или месту жительства заявление для постановки на учет ЕНВД. Для этого используются бланки ЕНВД-1 (для компаний) или ЕНВД-2 (для предпринимателей), установленные приказом ФНС РФ №ММВ-7-6/941.

Заявление необходимо подать за 5 дней до начала осуществления деятельности, оно предоставляется в 2 экземплярах. Кроме заявления предоставляется свидетельство о налоговом учете и наличии государственной регистрации. Предприниматели, помимо перечисленного, должны предъявить паспорт. ИФНС выносит решение о постановке на учет и уведомляет об этом ИП или организацию в течение 5-ти дней после получения заявления.

Автор статьи: Арина Гюлметова

Работайте на ЕНВД или с совмещением налоговых режимов в веб-сервисе для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия. Легко ведите учет, платите налоги, начисляйте зарплату и отправляйте отчетность через интернет без авралов и рутины. Первый месяц работы в сервисе — бесплатно.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Индивидуальный предприниматель занимается оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов юридическим лицам (у него имеются 2 автомобиля). Имеет ли право индивидуальный предприниматель на применение системы налогообложения в виде ЕНВД при оказании услуг юридическим лицам?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Индивидуальный предприниматель в рассматриваемой ситуации имеет право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов юридическим лицам.

Обоснование вывода:
Согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Нормы НК РФ не ставят возможность применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении данного вида предпринимательской деятельности в зависимость от того, кто является их заказчиком (потребителем) - юридические или физические лица. Не вытекает такой зависимости в отношении автотранспортных услуг по перевозке грузов и из норм гражданского законодательства, к которому следует обратиться за их определением (п. 1 ст. 11 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 13.03.2015 N 03-11-11/13669, от 17.02.2015 N 03-11-11/7108, постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2013 N Ф07-209/13 по делу N А05-6858/2012). Так, согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. При этом грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной, которая подтверждает заключение договора перевозки груза (п. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").
Таким образом, считаем, что индивидуальный предприниматель в рассматриваемой ситуации имеет право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов юридическим лицам.
Аналогичный вывод представлен, например, в письме Минфина России от 21.07.2014 N 03-11-11/35542: в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по договорам перевозки грузов, заключенным с юридическими лицами, может применяться система налогообложения в виде ЕНВД (смотрите также письма Минфина России от 08.07.2008 N 03-11-04/3/318, от 06.03.2008 N 03-11-04/3/106). Форма оплаты данных услуг значения не имеет (смотрите, например, письма Минфина России от 05.07.2012 N 03-11-06/3/45, от 22.08.2008 N 03-11-04/3/394, от 02.04.2008 N 03-11-04/3/167).
Это означает, что уплачивать НДФЛ с доходов, полученных от предпринимательской деятельности по оказанию юридическим лицам автотранспортных услуг по перевозке грузов, равно как и начислять НДС в связи с реализацией данных услуг предприниматель не должен (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

К сведению:
Из постановления ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2013 N Ф07-209/13 по делу N А05-6858/2012 следует, что факт перевозки грузов должен быть подтвержден документами, подтверждающими факты приемки грузов к перевозке, их доставку в пункт назначения и выдачи уполномоченным на получение грузов лицам, позволяющими также определить конкретные дату и время оказания транспортных услуг, наименование груза, место отправки и место назначения груза, а также транспортное средство (регистрационный номер автомобиля), на котором осуществлялись перевозки, то есть установить непосредственно предмет, определяющий заключенные договоры как договоры перевозки груза.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;
- Энциклопедия решений. Количество транспортных средств и количество посадочных мест при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов при ЕНВД.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Автор: Манкина О. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вправе ли индивидуальный предприниматель, имеющий в собственности транспортные средства и специальную технику и оказывающий услуги юридическим лицам и ИП, применять спецрежим в виде ЕНВД? Ответим на этот вопрос, взяв за основу Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 № 08АП-10140/2018 по делу № А70-3690/2018.

Вместо ЕНВД – НДФЛ и НДС

При регистрации в качестве основного вида деятельности предпринимателем была заявлена перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами (код 49.41.2 ОКВЭД). Проверка проводилась за 2014 – 2016 годы и закончилась доначислением налогов по общей системе налогообложения. Инспекция сделала вывод о том, что деятельность налогоплательщика по предоставлению во временное пользование за плату транспортных средств, технологического транспорта и специальной техники, по своему назначению не предназначенных для перевозки грузов, пассажиров или багажа, не подпадает под спецрежим в виде ЕНВД.

Арбитры признали действия проверяющих законными. Ход рассуждений судей следующий.

Стыкуем законодательные нормы

Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп. 3 и 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ к транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Автомобильный транспорт подлежит государственной регистрации, порядок проведения которой определен Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938. Согласно п. 2 этого документа все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД.

Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные аналогичные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы Гостехнадзора.

Допуск транспортных средств для участия в дорожном движении осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Следовательно, на режим в виде ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов, при одновременном соблюдении двух условий:

транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования (независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено);

собственником и (или) арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов.

К сведению: спецрежим в виде ЕНВД не применяется при перевозке грузов внедорожным автотранспортом, то есть не предназначенным для движения по автомобильным дорогам общего пользования (например, самоходными дорожно-строительными, мелиоративными, сельскохозяйственными и иными машинами), зарегистрированным в установленном порядке в органах Гостехнадзора.

Легальное определение автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов в действующем законодательстве не закреплено. Поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ в целях применения режима в виде ЕНВД налогоплательщик должен оказывать услуги по договору перевозки в его гражданско-правовом смысле, то есть в соответствии с нормами гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. В частности, в ст. 784 ГК РФ указано, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. При этом общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

К сведению: согласно норме п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В силу ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией.

Договоры перевозки не следует отождествлять с договорами аренды транспортных средств (§ 3 гл. 34 «Аренда» ГК РФ). Так, ст. 632 ГК РФ установлено, что по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение, пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).

В силу правил ст. 635 ГК РФ предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Договором аренды транспортного средства с экипажем может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору. Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора.

Фактические обстоятельства

По условиям спорных договоров на оказание транспортных услуг налогоплательщик принял на себя обязательства оказывать заказчикам комплекс услуг, в том числе:

обеспечение специальной техникой для выполнения технологических операций и обслуживания технологических процессов в рамках деятельности заказчиков;

осуществление автомобильных перевозок грузов;

выделение грузоподъемных механизмов для оказания погрузочно-разгрузочных и монтажных услуг на объектах заказчиков.

В свою очередь, заказчики обязаны использовать предоставленные им автотранспортные средства (специальную и специализированную технику) в соответствии с их назначением, обеспечить сохранность техники с момента появления ее на объекте и до выхода ее с объекта.

Также договоры содержали условия:

об обязанности исполнителя предоставить на объекты заказчиков технику в исправном состоянии с обученным, аттестованным, прошедшим проверку знаний персоналом;

об оплате за пользование специальными (специализированными) транспортными средствами исходя из фиксированной стоимости машино-часа.

К сведению: при оказании услуг предприниматель использовал промышленный трактор на гусеничном ходу, кран стреловой автомобильный, специальные автоцистерны, погрузчик фронтальный, самосвал с крано-манипуляторной установкой, многоцелевой тягач, автобус вахтовый, седельный тягач, трал с водителем, специализированные автоцистерны (водовозы, бензовозы), грузовые и легковые автомобили.

В оформленных документах (актах выполненных работ, путевых листах, товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах) сведения о пробеге, как правило, не отражались, но указывались:

количество отработанных у заказчика часов;

маршрут движения: «работа на производственной площадке», «доставка вахтовых бригад» и др.;

виды услуг: внутреннее перемещение, погрузо-разгрузочные работы, доставка бензовозом дизельного топлива для заправки транспортных средств на объектах заказчика, завоз питьевой воды в период устранения аварии на сетях, автомобильные перевозки крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, мобилизация и демобилизация мобильных буровых установок и бригадного хозяйства с одной площадки на другую, организация дежурного транспорта и т. д.

Заказчики услуг осуществляли различные виды деятельности, например:

выполнение общестроительных и земляных работ, разборку и снос зданий;

строительство, капитальный ремонт зданий и сооружений, монолитные, кровельные, фасадные работы, работы по благоустройству территорий, монтажу наружных и внутренних инженерных сетей;

строительство и содержание дорог;

монтаж, ремонт и демонтаж буровых вышек;

обеспечение населения холодным водоснабжением и отоплением и др.

Классификация деятельности налогоплательщика

Итак, предметом договоров было не только осуществление автомобильных перевозок грузов, но и обеспечение заказчиков спецтехникой для выполнения технологических операций и обслуживания технологических процессов, а также предоставление механизмов для погрузочно-разгрузочных и монтажных услуг. Причем эти виды работ и услуг не только были согласованы сторонами на бумаге, но и фактически выполнялись и оказывались, о чем свидетельствовали имеющиеся у ИП документы.

Эти обстоятельства позволили судьям сделать следующие выводы:

спорные договоры являются смешанными, предполагают оказание комплекса услуг, необходимых для организации производственного процесса контрагентов, и заключаются в предоставлении во временное пользование за плату транспортных средств, технологического транспорта и специальной техники;

возникшие между сторонами данных договоров правоотношения обладают сравнительно боґльшим объемом содержания обязательств, нежели отношения, возникающие между сторонами по договору об оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов.

Мнение судей: предприниматель осуществлял полное и непрерывное обеспечение деятельности производственных баз заказчиков. Специальные транспортные средства были задействованы при выполнении работ на объектах заказчиков и в течение рабочего дня находились на данных объектах.

в спорных договорах отсутствуют существенные условия договора перевозки, в частности, не указаны наименование перевозимого груза, пункт назначения, сроки доставки;

в спорных договорах содержится существенное условие договора аренды транспортного средства – определено конкретное имущество (транспортные средства, марка, государственный номер), подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, установлена обязанность исполнителя в соответствии с заявками заказчика подавать исправный транспорт в состоянии, пригодном для транспортного обслуживания, заправленный ГСМ, с обученным и проинструктированным персоналом;

транспортные накладные не оформлялись, ИП груз к перевозке не принимал и не передавал его грузополучателю, груз разво­зился непосредственно на основании распоряжений и под контролем контрагента;

стоимость предоставляемых транспортных услуг рассчитывалась исходя из количества времени, в течение которого транспорт находился в пользовании заказчика, согласно тарифам на транспортные услуги за один машино-час.

При таких обстоятельствах режим в виде ЕНВД не может применяться, поскольку соответствующие договоры предполагают предоставление услуг, доходы от оказания которых подлежат налогообложению по иным режимам налогообложения (например, погрузочно-разгрузочные работы, расчистка подъездных путей и другие услуги (работы), которые могут выполняться самостоятельно по отдельным договорам).

Дополнительно в постановлении отмечается:

определение понятия специальной (специализированной) техники дано в п. 6 ТР ТС 018/2011. Так, под специализированным транспортным средством понимается транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродуктов, пищевых жидкостей, сжиженных углеводородных газов, пищевых продуктов). Специальными транспортными средствами считаются транспортные средства, предназначенные для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, автоэвакуаторы и т. д.);

машины, имеющие производственное назначение и используемые непосредственно по назначению, в частности при строительных работах, не могут являться предметом договора перевозки грузов по смыслу ст. 785 ГК РФ, так как их функция перемещения в пространстве, являясь технически необходимой, с точки зрения целевого использования такого средства носит вспомогательный характер по отношению к основной строительной деятельности.

Подведем итог

Не любые перевозки грузов и людей можно перевести на уплату ЕНВД. Под действие этого спецрежима подпадает деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов транспортными средствами, зарегистрированными в органах ГИБДД в качестве автомобильного транспорта, на основании договоров перевозки грузов.

Взаимоотношения сторон по таким договорам регулируются нормами гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, а также Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.

При проведении налоговых проверок инспекторы внимательно изучают условия договоров и содержание «первички».

Транспортная накладная – обязательный перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза. В оформлении транспортной накладной заинтересованы обе стороны: заказчику услуг она позволяет учесть расходы (Письмо Минфина России от 15.10.2018 № 03-03-06/1/73696), исполнителю – доказать правомерность применения «вмененки».

В случае наличия у налогоплательщика разных видов техники целесообразно рассмотреть возможность совмещения двух спецрежимов – УСНО и ЕНВД.

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 23.06.2016 года

Индивидуальный предприниматель занимается оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов юридическим лицам (у него имеются 2 автомобиля). Имеет ли право индивидуальный предприниматель на применение системы налогообложения в виде ЕНВД при оказании услуг юридическим лицам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Индивидуальный предприниматель в рассматриваемой ситуации имеет право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов юридическим лицам.

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Нормы НК РФ не ставят возможность применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении данного вида предпринимательской деятельности в зависимость от того, кто является их заказчиком (потребителем) - юридические или физические лица. Не вытекает такой зависимости в отношении автотранспортных услуг по перевозке грузов и из норм гражданского законодательства, к которому следует обратиться за их определением (п. 1 ст. 11 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 13.03.2015 N 03-11-11/13669, от 17.02.2015 N 03-11-11/7108, постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2013 N Ф07-209/13 по делу N А05-6858/2012). Так, согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. При этом грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной, которая подтверждает заключение договора перевозки груза (п. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").

Таким образом, считаем, что индивидуальный предприниматель в рассматриваемой ситуации имеет право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов юридическим лицам.

Аналогичный вывод представлен, например, в письме Минфина России от 21.07.2014 N 03-11-11/35542: в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по договорам перевозки грузов, заключенным с юридическими лицами, может применяться система налогообложения в виде ЕНВД (смотрите также письма Минфина России от 08.07.2008 N 03-11-04/3/318, от 06.03.2008 N 03-11-04/3/106). Форма оплаты данных услуг значения не имеет (смотрите, например, письма Минфина России от 05.07.2012 N 03-11-06/3/45, от 22.08.2008 N 03-11-04/3/394, от 02.04.2008 N 03-11-04/3/167).

Это означает, что уплачивать НДФЛ с доходов, полученных от предпринимательской деятельности по оказанию юридическим лицам автотранспортных услуг по перевозке грузов, равно как и начислять НДС в связи с реализацией данных услуг предприниматель не должен (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Из постановления ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2013 N Ф07-209/13 по делу N А05-6858/2012 следует, что факт перевозки грузов должен быть подтвержден документами, подтверждающими факты приемки грузов к перевозке, их доставку в пункт назначения и выдачи уполномоченным на получение грузов лицам, позволяющими также определить конкретные дату и время оказания транспортных услуг, наименование груза, место отправки и место назначения груза, а также транспортное средство (регистрационный номер автомобиля), на котором осуществлялись перевозки, то есть установить непосредственно предмет, определяющий заключенные договоры как договоры перевозки груза.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

1. Можно ли при автоперевозках перейти на патентную систему налогообложения?

Да, перевозки автомобильным транспортом подпадают под патент. Это удобный вариант перехода, но подойдет он только индивидуальным предпринимателям, при соблюдении условий:

  • не более 15 сотрудников
  • доход не более 60 млн рублей в год.

Организации не могут применять патент.

2. Нужно ли покупать несколько патентов, если оказывать услуги перевозки пассажиров и грузов между регионами?

Предприниматели на патенте могут осуществлять перевозки между регионами и не покупать патенты в каждом регионе. Достаточно купить один патент в регионе, в котором вы «базируетесь» и преимущественно осуществляете деятельность.

Для налоговой имеет решающее значение, в каком регионе заключен договор на перевозку. Например, если в качестве ИП вы зарегистрированы в Пермском крае, патент приобретен там же и вы осуществляете перевозку груза из Перми в Московскую область, то достаточно, чтобы в договоре на оказание услуг по перевозке местом заключения договора был прописан г. Пермь. Приобретать патент в Московской области и во всех регионах, по которым будет проезжать автомобиль во время перевозки, не требуется.

3. На что переходить, если помимо перевозок оказываем услуги по размещению наружной рекламы на транспорте?

Организации могут перейти только на упрощенку.

С предпринимателями ситуация не однозначна. Перевозки выгодно перевести на ПСН (при соблюдении лимитов по численности сотрудников и размеру доходов для патента), а куда переводить размещение наружной рекламы на транспорте, будет зависеть от вашего регионального законодательства.

По новому закону, регионы могут расширять перечень видов деятельности на ПСН. То есть вы сможете применять этот спецрежим при размещении «рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств», если это разрешено вашим региональным законодательством.

Однако если в вашем регионе в отношении наружной рекламы на ТС патент не разрешат, то в 2021 вам подойдет вариант совмещения двух режимов УСН (по рекламе) и ПСН (по перевозкам).

4. Может ли перевозчик грузов быть самозанятым и платить НПД?

Да, такой вариант возможен. Если вы открыли ИП и работаете сами на себя, то вариант с НПД (налог на профессиональный доход или «налог для самозанятых») для вас допустим, но есть три ограничения:

  • лимит по выручке: до 2,4 млн рублей;
  • нельзя нанимать сотрудников;
  • НПД нельзя совмещать с другими режимами.

Для контроля движения денег, выставления счетов, приема онлайн-платежей можно использовать 1С:БизнесСтарт для самозанятых. Программа сама рассчитает налоги и передаст данные в ФНС.

5. Как эффективнее организовать документооборот при перевозках пассажиров и грузов?

Здесь есть своя специфика. Например, нужно выписывать путевые листы на каждую поездку (вне зависимости от категории водителя). Когда за рулем сам предприниматель, путевой лист выписывается даже в случае поездки по городу. Форма путевого листа ИП отличается от бланка, используемого юридическими лицами.

Особенно внимательным к составлению оправдательных документов нужно быть при применении УСН с объектом «доходы минус расходы» или ОСН — для уменьшения налоговых платежей.

Документооборот при транспортных перевозках имеет значение, поэтому обратите внимание на программные продукты 1С, разработанные для этой отрасли: https://solutions.1c.ru/transport.

6. Как рассчитать, какой вариант перехода с ЕНВД выгоден моему бизнесу?

Вы можете посчитать сами или воспользуйтесь автоматизированным «Сравнением режимов налогообложения» в программе 1С:БизнесСтарт. Введите данные по вашей деятельности, и программа посчитает сумму налогов для разных режимов. В этом видео можно посмотреть, как это происходит.

7. Как быть перевозчикам, которые сейчас совмещают ЕНВД с УСН?

Если вы планируете всю свою деятельность перевести на упрощенку с 2021 года, то уведомлять о «полном» переходе на УСН налоговую не нужно: вас переведут автоматически.

Если вы хотите сменить объект налогообложения при УСН (например, сейчас у вас «доходы», а вы хотите уплачивать налог с разницы «доходы минус расходы»), то вы должны не позднее 31 декабря 2020 года подать в налоговую инспекцию уведомление по форме № 26.2-6. Уведомление можно подать в бумажном виде или электронном, например, через сервис 1С-Отчетность.

8. Что ждет перевозчиков, которые сейчас совмещают ЕНВД с ОСНО?

Если ничего не делать, всю деятельность в 2021 году переведут на ОСНО. Если вы с 2021 года хотите перевести свой бизнес на УСН, то потребуется уведомить об этом налоговую.

Совмещать ОСНО и УСН нельзя, на спецрежим можно перевести бизнес целиком (при условии, что вы укладываетесь в установленные лимиты для применения УСН). При переходе на УСН до 31 декабря 2020 года подать в налоговую инспекцию уведомление по форме № 26.2-1 в бумажном виде или в электронном (например, через 1С-Отчетность).

9. Какую отчетность потребуется сдавать после смены режима?

После перехода с «вмененки» отчетность будет зависеть от выбранного вами режима налогообложения.

Например, счастливчики-самозанятые освобождены от налогового учета и отчетности, а ИП-шники на патенте обязаны вести специальную «Книгу учета доходов» и предоставлять ее в налоговую, только если та ее запросит (при этом какие-либо декларации дополнительно сдавать не нужно). Упрощенка потребует и ведения учета и представления декларации по итогам года. На общей системе налогообложения вас ждут все «прелести» периодической сдачи отчетности и регулярного ведения учета.

Можно самому вести учет и сдавать отчетность например, в 1С:БизнесСтарте — он сделан специально для предпринимателя, там нет «страшных бухгалтерских слов». Можно доверить свой учет специалистам 1С:БухОбслуживания — это выгоднее, чем нанимать штатного бухгалтера.

10. Нужно ли перепрошивать контрольно-кассовую технику после перехода с ЕНВД?

Закон обязывает перевозчиков при оказании услуг населению использовать онлайн-кассы вне зависимости от применяемого режима налогообложения.

При переходе с ЕНВД на другую систему налогообложения нужно проверить и при необходимости обновить обязательные реквизиты кассового чека. Нужный реквизит проходит по тегу 1055 и отражает применяемую систему налогообложения: ОСН, УСН доход, УСН «доход-расход», ПСН (ст.4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Подавать в ФНС заявление на перерегистрацию кассы не нужно.

На канале Справочное бюро предпринимателя есть видеоролик о том, как быть с кассами после отмены ЕНВД. Посмотрите, оно не только содержательное, но и веселое.

Читайте также: