Енвд утрата права на применение

Опубликовано: 14.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) не применяется с 1 января 2021 года.
Организации и индивидуальные предприниматели после отмены ЕНВД вправе перейти на применение иных режимов налогообложения, например, на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), патентную систему налогообложения.
Также ряд налогоплательщиков после отмены ЕНВД смогут перейти на применение специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в субъектах Российской Федерации, где указанный режим будет введен. ИП в настоящее время применяет ЕНВД в отношении розничной торговли и УСН в отношении других видов деятельности.
Какие изменения ждут ИП после 01.01.2021?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полагаем, что после 01.01.2021 индивидуальный предприниматель может:
1) перейти на УСН в отношении всех видов своей деятельности;
2) совмещать УСН (по тем видам деятельности, по которым применяет ее в настоящее время) с ПСН (в отношении розничной торговли);
3) отказаться от применения УСН и перейти на общую систему налогообложения в отношении всех видов деятельности;
4) отказаться от УСН и перейти на применение специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (НПД).

Обоснование позиции:
Федеральным законом от 02.06.2016 N 178-ФЗ действие гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ продлено до 1 января 2021 года.
Согласно мнению, изложенному в письме Минфина России от 17.07.2019 N 06-04-11/52839, организации и индивидуальные предприниматели после отмены ЕНВД вправе перейти на применение иных режимов налогообложения, например, на УСН, патентную систему налогообложения (ПСН), или на применение специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (НПД) в субъектах РФ, где указанный режим будет введен.
В настоящее время мы не можем с точностью предсказать, какие изменения ждут ИП после 01.01.2021. Не исключено, например, дальнейшее продление действия ЕНВД. Каких-либо проектов законодательных актов по этому поводу нами обнаружено не было. Поэтому в дальнейшем мы высказываем свое экспертное мнение, основанное на доступной в данный момент информации.
При утрате права на применение ЕНВД по любой причине налогоплательщик должен сняться с учета в порядке, установленном п. 3 ст. 346.28 НК РФ. Снятие с учета налогоплательщика осуществляется на основании заявления, поданного в налоговый орган. Формы заявлений о снятии с учета в качестве плательщиков ЕНВД утверждены приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-6/941@ (форма N ЕНВД-4 - для ИП). В заявлении указывается причина снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД. Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения такого заявления направляет налогоплательщику уведомление о снятии его с учета.
Полагаем, что такую процедуру придется проделать ИП, если до конца 2020 года налоговые органы не выпустят разъяснений по анализируемой ситуации.
При снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД предприниматель, по нашему времени, окажется применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН) по всем видам своей деятельности.
Упрощенная система налогообложения регулируется положениями главы 26.2 НК РФ, в которой предусматривается возможность перехода с ЕНВД на УСН в течение календарного года. Согласно абзацу 4 п. 2 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть плательщиками ЕНВД, вправе на основании уведомления перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД. В таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате единого налога на вмененный доход.
Ранее финансовое ведомство считало, что эта норма применяется в двух случаях, а именно:
- если нормативным правовым актом представительных органов муниципальных районов и городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (а сейчас и Севастополя) о системе налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности будет отменен данный режим налогообложения в отношении осуществляемого налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности;
- если плательщик ЕНВД в течение календарного года прекратил вести предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД, и начал осуществлять иной вид предпринимательской деятельности (письмо Минфина России от 24.11.2014 N 03-11-09/59636).
В письме Минфина России от 8.08.2013 N 03-11-06/2/32078 рассмотрена ситуация, когда у налогоплательщика, совмещающего УСН с уплатой ЕНВД, изменились физические показатели, позволяющие применять ЕНВД в отношении розничной торговли. На вопрос организации о возможном переходе на УСН в части осуществления розничной торговли финансисты ответили, что плательщик ЕНВД вправе с начала того месяца, в котором перестал быть плательщиком ЕНВД в отношении розничной торговли, применять УСН при условии соблюдения ограничений, установленных главой 26.2 НК РФ. Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 25.02.2013 N ЕД-3-3/639@.
Понятно, что ИП не сможет перейти на общую систему налогообложения (ОСН) в отношении розничной торговли, поскольку она не совместима с применением УСН.
Однако глава 26.2 НК РФ допускает совмещение УСН с другими спецрежимами, такими как ЕНВД (до 01.01.2021) и патентная система налогообложения (ПСН) (п. 1 ст. 346.11 НК РФ).
Особенность совмещения УСН и ПСН в том, что согласно п. 1 ст. 346.11 НК РФ УСН применяется предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения в отношении всей деятельности ИП, а ПСН в силу п. 2 ст. 346.43 НК РФ - в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности. В частности, согласно пп.пп. 45, 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ ПСН может применяться в отношении:
- розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли;
- розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети.
Однако следует учитывать, что в соответствии с п. 5 ст. 346.43 НК РФ при применении ПСН средняя численность наемных работников ИП, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым ИП. Существуют и другие ограничения на применение ПСН.
Специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (НПД) является экспериментальным, вводится с 2019 года на ограниченной территории на 10 лет.
Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества (ч. 7 ст. 2 Закона N 422-ФЗ). Отметим при этом, что совмещать уплату НПД с другими спецрежимами нельзя. ИП для перехода на НПД надо отказаться от любых специальных режимов: УСН, ЕСХН, ПСН.
В целом считаем, что после 01.01.2021 рассматриваемый ИП может:
1) перейти на УСН в отношении всех видов своей деятельности;
2) совмещать УСН (по тем видам деятельности, по которым применяет ее в настоящее время) с ПСН (в отношении розничной торговли);
3) отказаться от применения УСН и перейти на общую систему налогообложения в отношении всех видов деятельности;
4) отказаться от УСН и перейти на применение НПД.
Ограничения для применения тех или иных режимов налогообложения мы в рамках данной консультации подробно не рассматриваем, поскольку у нас отсутствуют исходные данные о хозяйственной деятельности ИП.

К сведению:
Относительно применения ККТ отметим следующее.
Согласно части 1 ст. 2 Федерального закона от 6.06.2019 N 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 129-ФЗ) индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года. Данная норма вступила в силу 7 июня 2019 года (часть 1 ст. 3 Закона N 129-ФЗ).
При этом факт неприменения ККТ не связывается с обязанностью по выдаче индивидуальными предпринимателями какого-либо другого документа, его заменяющего, например, БСО, квитанции, товарного чека.
Таким образом, вне зависимости от применяемой системы налогообложения, вида выполняемых работ, оказываемых услуг, вида собственно произведенных товаров ИП, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации таких товаров (работ, услуг) вправе не применять ККТ до 1 июля 2021 года.
В случае заключения трудового договора с работником указанные в части 1 ст. 2 Закона N 129-ФЗ индивидуальные предприниматели обязаны в течение тридцати календарных дней с даты заключения такого трудового договора зарегистрировать контрольно-кассовую технику (часть 2 ст. 2 Закона N 129-ФЗ).
Следовательно, если в настоящее время у ИП нет наемных работников, он может не применять ККТ до 1 июля 2021 года, и даже далее - если примет решение продолжить деятельность в режиме самозанятых граждан - плательщиков налога на профессиональный доход (НПД).
Если же у ИП есть наемные работники, то он должен применять ККТ независимо от отмены ЕНВД.
Напомним, что во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Система налогообложения в виде ЕНВД;
- Энциклопедия решений. Переход на УСН с ЕНВД ранее созданных организаций и предпринимателей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

20 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросам применения специальных налоговых режимов и сообщает, что согласно Положению о Минфине России, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 15.06.2012 № 82н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем отмечаем следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог на вмененный доход, предпринимательскую деятельность, облагаемую данным налогом.

При этом по отдельным видам предпринимательской деятельности установлены ограничения по физическим показателям, превышение которых не позволяет применять единый налог на вмененный доход, в частности:

при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, разрешено иметь на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Кодекса);

при осуществлении розничной торговли через магазины и павильоны площадь торгового зала должна быть не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли (пп. 6 п. 2 ст. 346.26 Кодекса);

при оказании услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, площадь зала обслуживания посетителей должна быть не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания (пп. 8 п. 2 ст. 346.26 Кодекса);

при оказании услуг по временному размещению и проживанию в каждом объекте предоставления данных услуг общая площадь помещений для временного размещения и проживания должна быть не более 500 квадратных метров (пп. 12 п. 2 ст. 346.26 Кодекса).

Согласно пункту 9 статьи 346.29 Кодекса в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика единого налога на вмененный доход произошло изменение величины физического показателя, он при исчислении суммы данного налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

В связи с этим в случае превышения налогоплательщиком единого налога на вмененный доход в течение налогового периода (квартала) установленных ограничений по физическим показателям, он утрачивает право на применение данного налога с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. С начала этого месяца налогоплательщик должен перейти на общий режим налогообложения в отношении указанных видов предпринимательской деятельности или соответствующих объектов торговли (магазинов, павильонов), объектов организации общественного питания, объектов предоставления услуг по временному размещению и проживанию.

Если налогоплательщик единого налога на вмененный доход, утративший право применять данный налог в связи с превышением физических показателей, применял по иным видам предпринимательской деятельности упрощенную систему налогообложения, он вправе с начала того месяца, в котором перестал быть налогоплательщиком единого налога на вмененный доход в отношении указанных выше видов предпринимательской деятельности или отдельных объектов по этим видам деятельности, применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения ограничений, установленных главой 26.2 Кодекса.

Также следует иметь в виду, что согласно пункту 2 статьи 346.13 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Организация начала деятельность с апреля 2010 г., была на ЕНВД два квартала, с 08.10.2010 г. утратила право применять специальный налоговый режим. В начале деятельности было имущество, но его продали 18.10.2010 г. и на балансе сейчас его нет.

Надо ли сдавать декларацию по имуществу и если надо, то как посчитать налог: только за 10 дней или за все месяцы начиная с апреля (6 месяцев организация была на ЕНВД)?

Согласно п. 2.3 ст. 346.16 НК РФ если по итогам налогового периода налогоплательщиком допущено несоответствие требованиям, установленным п.п. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.16 НК РФ, он считается утратившим право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.

Следовательно, в Вашем случае компания считается перешедшей на общий режим налогообложения с 1 октября 2010 года.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций.

В соответствии с п. 2 ст. 55 НК РФ если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года.

При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

Ст. 379 НК РФ установлено, что налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.

Объектами налогообложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (ст. 374 НК РФ).

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Среднегодовая стоимость имущества , признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Контролирующие органы указывают, что учитывая, что налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая (то есть средняя за календарный год, а не средняя за период деятельности организации) стоимость имущества организации, при ее определении, а также при определении средней стоимости имущества должно учитываться общее количество месяцев в календарном году, а также в соответствующем отчетном периоде (то есть квартале, полугодии и девяти месяцах календарного года).

Соответственно, при исчислении среднегодовой (средней) стоимости имущества числитель формируется исходя из фактического количества месяцев нахождения данного имущества на балансе организации в данном налоговом (отчетном) периоде.

То есть складывается остаточная стоимость имущества на первое число каждого из 12 месяцев (соответственно, в тех месяцах, когда организация еще не была зарегистрирована, это число будет 0).

А знаменателем будет постоянная величина – количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (то есть 13, 10, 7 или 4) (письмо Минфина РФ от 27.12.2004 г. № 03-06-01-04/189).

Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Поэтому при переходе на общий режим налогообложения налог на имущество нужно рассчитывать в Вашем случае с 1 октября 2010 года.

Поскольку при определении среднегодовой стоимости имущества учитывается величина остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца, то при выбытии имущества 18.10.2010 г. его остаточная стоимость на 1 октября 2010 года участвует в расчете среднегодовой стоимости имущества.

Ведь на 01.10.2010 г. имущество числилось на балансе организации.

А по состоянию на 1 ноября 2010 года имущество на балансе уже не числится, поэтому на эту дату остаточная стоимость имущества равна нулю.

По мнению Минфина РФ, определять в налоговом учете остаточную стоимость основных средств, приобретенных организацией в период применения системы налогообложения в виде ЕНВД, при переходе на общий режим налогообложения следует как разницу между ценой приобретения (сооружения, изготовления) основных средств и суммой амортизации, начисленной в порядке, установленном законодательством РФ о бухгалтерском учете, за период применения системы налогообложения в виде ЕНВД(письмо от 19.02.2009 г. № 03-11-06/3/35).

Таким образом, при определении среднегодовой стоимости имущества за 2010 год на 1 число каждого месяца начиная с 1 января 2010 года до 1 октября 2010 года Вы указываете остаточную стоимость имущества, равную нулю.

На 1 октября Вы укажете остаточную стоимость имущества, определенную при переходе на общий режим налогообложения.

На 1 ноября, 1 декабря, 31 декабря 2010 года остаточная стоимость имущества равна нулю.

Если у Вас больше нет никакого имущества, облагаемого налогом на имущество организаций, то налоговая база будет равна остаточной стоимости имущества на 1 октября 2010 года, деленной на 13 (12 месяцев + 1).

В Свердловской области сумма налога на имущество организаций, исчисленная по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 10 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 4 Закона Свердловской области от 27.11.2003 г. № 35-ОЗ).

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ЕНВД
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Если по итогам налогового периода допущены нарушения требований гл. 26.3 НК РФ для применения системы налогообложения в виде ЕНВД, налогоплательщик считается утратившим право на ее использование и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором были допущены указанные нарушения. При этом суммы налогов, подлежащие уплате в рамках «традиционки», исчисляются и уплачиваются в порядке, преду­смотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ).

При применении традиционной системы налогообложения бывший «вмененщик» становится плательщиком НДС. При этом налогоплательщики (как организации, так и индивидуальные предприниматели) имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой данного налога, при соблюдении условия, прописанного в п. 1 ст. 145 НК РФ.

Что это за условие? Вправе ли субъект, потерявший право на применение спецрежима в виде ЕНВД, получить названное освобождение? Если да, то как подтвердить свое право на него? С какого момента можно воспользоваться освобождением? Ответы на эти вопросы – в данной статье.

Нормы налогового законодательства об освобождении от уплаты НДС

Если названное условие выполняется, то по общему правилу, действующему на основании абз. 2 п. 3 ст. 145 НК РФ, в налоговый орган по месту своего учета необходимо представить:

  • письменное уведомление по форме, утвержденной Приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342;
  • документы, подтверждающие право на такое освобождение.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20‑го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Документами, необходимыми для подтверждения соответствующего права, в силу п. 6 ст. 145 НК РФ являются:

  1. выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  2. выписка из книги продаж;
  3. выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).

Нюансы, связанные с представлением документов

Как быть в таком случае? Ведь представить выписку из книги продаж, как этого требует абз. 3 п. 6 ст. 145 НК РФ, плательщик не может ввиду ее отсутствия. (Применение системы налогообложения в виде ЕНВД предусматривает освобождение хозяйствующего субъекта от уплаты НДС. А ведение книги продаж лицами, не являющимися плательщиками НДС, не закреплено п. 3 ст. 169 НК РФ.)

Кроме того, коммерсанты, уплачивающие ЕНВД, не ведут книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (п. 3 Порядка учета доходов и расходов ИП [1] ). Соответственно, они не могут представить выписку, которая предусмотрена абз. 4 п. 6 ст. 145 НК РФ.

Можно ли в таком случае освободиться от уплаты НДС сразу после перехода на ОСНО?

На практике существует вероятность того, что налоговики на местах сочтут неправомерным применение освобождения по ст. 145 НК РФ хозяйствующими субъектами сразу после перехода на традиционный режим по причине отсутствия требуемых документов, пока не отработают на ОСНО в течение трех месяцев. Ведь только после этого у них появится возможность представить в инспекцию необходимый пакет.

Правда, официальных разъяснений по данному вопросу автору не встретилось. Зато имеется судебное дело в пользу налогоплательщика, в котором арбитры указали на правомерность применения бывшим «вмененщиком» освобождения от уплаты НДС уже с момента перехода на общий режим (Постановление ФАС СЗО от 09.12.2009 № А44-923/2009) ввиду того, что ст. 145 НК РФ не содержит такого ограничения для освобождения, как уплата ЕНВД в периоде, предшествующем использованию освобождения.

О расчете выручки в целях применения освобождения по статье 145 НК РФ

Соответственно, хозяйствующий субъект, применяющий спецрежим в виде ЕНВД, рассчитывает единый налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода.

В связи с этим обязанность по уплате ЕНВД возникает независимо от фактически полученного дохода от ведения предпринимательской деятельности или ее приостановления.

Если речь идет о юридическом лице, то, полагаем, в рассматриваемой ситуации можно воспользоваться данными бухгалтерского учета, как, собственно, этого требует абз. 2 п. 6 ст. 145 НК РФ.

А как тогда действовать индивидуальному предпринимателю? Ведь в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете [2] коммерсанты-«вмененщики» могут не вести бухгалтерский учет (при условии учета физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности).

Как указал Минфин в Письме от 20.02.2015 № 03‑11‑11/8433, индивидуальный предприниматель, применяющий систему налогообложения в виде ЕНВД, вправе использовать для подтверждения полученных доходов первичные документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т. п.). Также для указанных целей коммерсанты могут вести учет доходов и расходов в упрощенной форме, то есть на основании первичных документов фиксировать поступления денежных средств (выручку) и произведенные расходы (аналогичная позиция представлена в Письме Минфина России от 24.10.2014 № 03‑11‑11/53885).

Что касается ситуации, когда организация (индивидуальный предприниматель) совмещала ОСНО и «вмененку», а затем право на применение последней было утрачено, здесь в целях расчета выручки для освобождения от уплаты НДС нужно учесть следующее. Статья 145 НК РФ не регламентирует правила определения видов выручки от реализации, которые учитываются при подсчете установленного ею лимита. В НК РФ не уточнено, какие именно суммы надо включать в расчет: все поступления или только выручку от операций, облагаемых НДС.

Минфин по данному вопросу высказался еще в Письме от 26.03.2007 № 03‑07‑11/72: поскольку п. 4 ст. 346.26 НК РФ предусмотрено, что организации – плательщики ЕНВД не являются плательщиками НДС в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ и осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения освобождения по ст. 145 НК РФ сумма выручки, полученная от реализации товаров (работ, услуг), в части деятельности, подлежащей обложению ЕНВД согласно гл. 26.3 НК РФ, не включается (см. также Письмо Минфина России от 26.03.2007 № 03‑07‑11/71).

ФНС придерживается аналогичной точки зрения и разъясняет, что в целях освобождения от уплаты НДС размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемым НДС (Письмо от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@), несмотря на то, что нормами ст. 145 НК РФ не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих обложению НДС.

Данный вывод высшее налоговое ведомство сделало со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 № 10252/12, в котором изложена аналогичная позиция: предельный показатель выручки, дающий право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.

Кроме того, в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» также указано на необоснованность учета при определении размера общей выручки поступлений по операциям, не облагаемым налогом. Высшие судьи отметили: при разрешении споров, связанных с формированием размера выручки в целях применения ст. 145 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что предусмотренное данной статьей освобождение обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций. Соответственно, поступления по операциям, не облагаемым налогом, учитываться при определении размера выручки не должны.

ФНС в Письме № ГД-4-3/8911@ напомнила, что постановления Пленума и Президиума ВАС для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при решении вопроса о целесообразности доначисления сумм НДС в рассматриваемом случае.

С учетом изложенного размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только по отношению к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемым НДС.

О сроке подачи уведомления и его пропуске

Однако в ситуации, связанной с потерей права на применение «вмененки» (как, впрочем, и любого иного спецрежима), установленные сроки нарушаются в силу объективных причин: обязанность исчислить налоги по ОСНО возникает с начала налогового периода, в котором имели место события, приведшие к потере данного права. Соответственно, уведомить налоговиков о праве на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС необходимо уже задним числом. (Скажем, в марте организация потеряла право на применение спецрежима в виде ЕНВД. Обязанность пересчитать свои налоговые обязательства в рамках ОСНО возникает с 1 января. А уведомление об освобождении от уплаты НДС в силу требований ст. 145 НК РФ следует подать до 20 января.)

Установление налоговым законодательством точного срока исполнения обязанности требует четкого его соблюдения – до недавнего времени такое мнение контролеров на местах препятствовало организациям и предпринимателям применять освобождение по ст. 145 НК РФ. Причиной отказа служил именно пропуск срока подачи уведомления.

Возникающие в этой связи судебные споры иногда разрешались не в пользу налогоплательщика. Так, ФАС ВВО в Постановлении от 20.07.2012 по делу № А28-8169/2011 [3] рассмотрел следующую ситуацию. В ходе налоговой проверки контролерами установлено неправомерное применение предпринимателем системы налого­обложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по выполнению ремонтно-строительных работ по договорам, заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. После проведения проверки и составления акта налогоплательщик направил в инспекцию уведомление об использовании права на освобождение от уплаты НДС за периоды проверки, а также подтверждающие документы. При этом в тех периодах, за которые заявлено освобождение, он не обращался в инспекцию с соответствующим уведомлением.

Налоговый орган указал на отсутствие в анализируемой ситуации права на освобождение от уплаты НДС в порядке ст. 145 НК РФ ввиду несоблюдения требований, предусмотренных данной статьей. Суд контролеров поддержал.

Однако ситуация изменилась благодаря выводам, сделанным Пленумом ВАС в п. 2 Постановления № 33. По мнению высших судей, налоговый орган не вправе отказать лицам, фактически использовавшим в налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, в получении такого освобождения лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и необходимых документов. Освобождение от обложения НДС носит уведомительный характер, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. Налогоплательщик лишь информирует контролеров о своем намерении использовать указанное право.

Аналогичные выводы содержатся и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 3365/13. В нем отмечено, что условием для реализации права на освобождение, предусмотренное п. 1 ст. 145 НК РФ, является соответствие размера выручки налогоплательщика предельному уровню, установленному законом, а возможность применения освобождения обусловлена совершением операций, не имеющих значения для целей взимания налога исходя из их несущественного объема. Так, для случаев, когда о необходимости уплаты НДС хозяйствующим субъектом становится известно по результатам мероприятий налогового контроля, проведенных инспекцией, порядок реализации права на освобождение от уплаты налога НК РФ не закреплен. При этом отсутствие установленного порядка не означает, что указанное право не может быть реализовано.

На сегодняшний день анализ арбитражной практики показывает, что суды учли решения ВАС.

Так, в деле № А75-2520/2014, рассмотренном АС ЗСО в Постановлении от 28.11.2014 № Ф04-12054/2014, арбитры отметили: инспекцией не учтено, что на момент наступления срока для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС предприниматель считал себя освобожденным от исполнения обязанности по его исчислению и уплате в связи с применением системы налогообложения в виде ЕНВД, в связи с чем не мог исполнить в те периоды обязанность по подаче в налоговый орган соответствующего уведомления. Уведомить налоговиков можно и после начала применения освобождения.

АС УО в Постановлении от 18.02.2015 № Ф09-675/15 по делу № А60-23856/2014 указал: для контролеров единственным основанием отказа в освобождении от уплаты НДС в силу п. 1 ст. 145 НК РФ послужило то обстоятельство, что уведомление подано с пропуском установленного срока [4] . Сославшись на правовую позицию ВАС, суд заявил: лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, не может быть отказано в праве на освобождение только по мотиву непредставления в предусмотренный срок уведомления, поскольку условия для освобождения от уплаты НДС, прописанные в п. 1 ст. 145 НК РФ, соблюдены. Следовательно, у инспекции отсутствуют правовые основания для отказа в применении данного освобождения (см. также Постановление АС СЗО от 18.03.2015 № Ф07-224/2015 по делу № А26-3492/2014).

Освобождение от уплаты НДС можно получить и в том случае, если соответствующее уведомление было направлено в инспекцию после того, как контролеры провели налоговую проверку и вынесли решение по ее результатам. К такому выводу пришел АС ДВО в Постановлении от 24.09.2015 № Ф03-3920/2015. Налогоплательщик применял спецрежим в виде ЕНВД в отношении деятельности по оказанию услуг автомобильного грузового транспорта и поставке угля. При проверке контролеры заявили, что часть операций (а именно деятельность по поставке угля) под «вмененку» не подпадает и подлежит переводу на ОСНО. На этом основании был доначислен НДС. Таким образом, налогоплательщик узнал о необходимости уплатить налог только после проведения налоговой проверки и оформления ее результатов.

Суд установил, что причиной непредставления уведомления об освобождении от уплаты НДС в ходе выездной проверки, а также при рассмотрении ее материалов и апелляционном обжаловании явилось незнание предпринимателя о наличии такого права.

Поскольку несоблюдение срока реализации права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, в случае неправильного определения режима налогообложения, не исключает использование данного права при корректировке налоговых обязательств, арбитры пришли к выводу о возможности такой реализации и на стадии судебной проверки решения инспекции.

Уведомить все равно необходимо

Если уведомление и документы, указанные в ст. 145 НК РФ, в налоговый орган не представлены, то, по мнению судебных органов, этот факт свидетельствует об отсутствии правовых оснований для освобождения лица от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в преду­смотренном законом порядке (см., к примеру, Постановление ФАС ПО от 27.01.2014 по делу № А12-21953/2011). Возможность реализации права на освобождение от уплаты налога не отменяет порядок его реализации – путем подачи соответствующего заявления (документов) [5] (Постановление АС ЗСО от 17.02.2015 № Ф04-15085/2015 по делу № А67-2665/2014).

Об официальной позиции

В Письме от 08.07.2015 № 03‑07‑14/39360 чиновники Минфина заявили, что при рассмотрении вопроса об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС следует руководствоваться двумя постановлениями:

  • Пленума ВАС РФ № 33;
  • Президиума ВАС РФ № 3365/13.
На основании этих документов налоговый орган должен учесть заявление организации (коммерсанта) о праве на применение освобождения от уплаты НДС, а также определить наличие данного права исходя из представленных документов (см. также письма Минфина России от 16.06.2015 № 03‑07‑14/34600, ФНС России от 14.08.2015 № ГД-4-3/1435).

Подведем итог сказанному. Хозяйствующим субъектам, потерявшим право на применение спецрежима в виде ЕНВД, не может быть отказано в освобождении от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ лишь по причине непредставления в установленный данной нормой срок уведомления и подтверждающих документов. При этом сама обязанность подачи, пусть и с нарушением срока, не отменяется.

И еще один момент. В случае применения освобождения по ст. 145 НК РФ обязанность представлять декларацию по НДС отсутствует. К такому выводу пришло высшее налоговое ведомство в Письме от 04.06.2015 № ГД-4-3/9650@. Чиновники ссылаются на Письмо ФНС России от 04.04.2014 № ГД-4-3/6138, в котором разъясняется, что возможностью не представлять декларацию вправе воспользоваться любое лицо, освобожденное от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ, если оно в период данного освобождения не выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога, а также не исполняет обязанности налогового агента по НДС (п. 1 Письма ФНС России от 03.12.2013 № ЕД-4-15/21594, письма от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7895@, УФНС по г. Москве от 17.11.2009 № 16-15/120379).

[1] Утвержден Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

[2] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ.

[3] Определением ВАС РФ от 08.11.2012 № ВАС-14430/12 в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано.

[4] Данное судебное разбирательство касается потери права предпринимателя на применение ПСНО. Однако принципиального различия в данном случае автор не усматривает, поскольку (как уже было отмечено) использование любого спецрежима освобождает налогоплательщика от уплаты НДС, что при потере права на его применение порождает объективную ситуацию – уведомить ИФНС о праве на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС задним числом.

[5] Аналогичные выводы содержат постановления ФАС ПО от 28.07.2014 по делу № А12-21953/2011, ФАС СЗО от 28.07.2014 № Ф07-4535/2014 по делу № А26-5025/2013, ФАС ЗСО от 31.01.2014 по делу № А27-4709/2013.

Переход на упрощенную систему налогообложения хоть и носит добровольный характер, однако не может быть осуществлен ранее чем с начала следующего налогового периода. Исключение сделано лишь для вновь созданных организаций (новоиспеченных ИП) и плательщиков ЕНВД, которые посреди года утратили право на применение "вмененки". Проблема в том, что налоговики на местах прекрасно понимают: с точки зрения наполнения казны, конечно же, более выгодно "экс-вмененщика" до наступления нового года "помучить" в рамках общего режима налогообложения.

В силу обязательности применения такого спецрежима, как "вмененка", нюансы перехода на УСН для плательщиков ЕНВД на первый взгляд совсем неактуальны. Однако при всей своей безальтернативности "вмененка" имеет массу ограничений по категории хозяйствующих субъектов, которые могут ее применять. Кроме того, на уплату ЕНВД те или иные виды деятельности переводятся по решению местных властей. Соответственно, их же волей "вмененка" может быть и отменена. Тем самым шансов слететь со спецрежима предостаточно и более вероятно, что подобный казус произойдет в середине года. Вот здесь-то гораздо выгоднее "экс-вмененщику" было бы перейти именно на "упрощенку", нежели на общий режим налогообложения. Но, к сожалению, право выбора в данном случае есть далеко не всегда.

В общем случае

Согласно п. 2.3 ст. 346.26 Налогового кодекса плательщик ЕНВД, который по итогам налогового периода не отвечает требованиям пп. 1, 2 п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса, считается утратившим право на применение "вмененного" режима с начала того квартала, в котором допущено несоответствие. Причем в силу прямого указания данной нормы подобный казус означает автоматический переход именно на общий режим налогообложения без каких-либо альтернатив. И хотя при этом традиционные налоги налогоплательщик должен будет исчислять и уплачивать так же, как если бы организация или индивидуальный предприниматель были только что зарегистрированы, в целом вновь созданными признаваться они не могут. А значит, доступ на УСН для них откроется лишь с начала следующего года, поскольку именно год является налоговым периодом как в общей системе налогообложения, так и на УСН.
Напомним, что согласно Налоговому кодексу фирмы и предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, могут подать соответствующее заявление в инспекцию в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего тому, начиная с которого будет применяться спецрежим (п. 1 ст. 346.13 НК). Вновь созданные компании или только зарегистрировавшиеся коммерсанты могут подать заявление о переходе на УСН в течение пяти дней с момента постановки на налоговый учет и с той же даты применять выбранный спецрежим (абз. 1 п. 2 ст. 346.13 НК). Однако в рассматриваемой ситуации, как уже указывалось, данное правило неприменимо.
Впрочем, есть и еще одна категория налогоплательщиков, которая вправе перейти на УСН и с середины года. Причем речь идет как раз о бывших "вмененщиках", но не о всех.

В порядке исключения

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса перейти на УСН с начала того месяца, в котором прекращена обязанность по уплате ЕНВД, вправе те организации и предприниматели, которые выпали из "вмененных" рядов до окончания текущего календарного года в соответствии с нормативными правовыми актами местных властей. Однако проблема заключается в том, что налоговики и налогоплательщики нередко расходятся в толковании данной нормы относительно того, какие изменения законодательства в данном случае актуальны.
Стоит отметить, что до 1 января 2008 г. в абз. 2 п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса речь шла лишь о законодательстве субъектов РФ. Однако и тогда специалисты Минфина России разъясняли, что данная норма распространяется и на нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, лишающие налогоплательщиков права применять "вмененку" (Письмо Минфина России от 10 мая 2006 г. N 03-11-04/2/100). Другое дело, что при этом чиновники, как правило, подразумевают изменения местного законодательства, в соответствии с которыми вид деятельности, осуществляемый фирмой (предпринимателем), более не подпадает под уплату ЕНВД. Вместе с тем судьи нередко смотрят на эту проблему не столь узко.

Такие разные административные решения

В Постановлении от 23 января 2008 г. по делу N А09-6259/07-12 судьи ФАС Центрального округа рассмотрели следующую ситуацию. Итак, некий предприниматель на основании лицензии и распоряжения администрации занимался перевозкой пассажиров на городском коммерческом маршруте и уплачивал ЕНВД. Правда, такая возможность была предоставлена ему лишь до проведения в установленном порядке конкурса на право заключения договора на выполнение перевозок по указанному маршруту. К сожалению, победителем в состоявшемся впоследствии тендере был признан другой коммерсант. Однако прежний перевозчик нашел неплохой выход из сложившейся ситуации: свои транспортные средства он сдал в аренду все тому же предпринимателю, выигравшему конкурс. Сам же ПБОЮЛ направил в инспекцию заявление о переходе на "упрощенку".
Поскольку заявление было подано бизнесменом не в установленные для этого сроки, а именно в феврале, налоговики в применении УСН ему отказали. При этом исключение, предусмотренное в абз. 2 п. 2 ст. 346.13 Кодекса, в данном случае показалось им несостоятельным. Как посчитали ревизоры, данная норма распространяется только на те ситуации, когда фирмы перестают быть плательщиками ЕНВД, поскольку осуществляемый ими вид деятельности местными властями исключен из перечня "вмененных".
Однако судьи указали, что именно в связи с проведенным администрацией города конкурсом предприниматель утратил право осуществлять пассажирские перевозки, а вместе с ним и возможность уплачивать ЕНВД. А значит, все основания для того, чтобы воспользоваться особым порядком перехода на УСН, предусмотренным п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса, у него имелись.

Налоговый кодекс тоже имеет значение

Также внимания заслуживает недавнее Постановление ФАС Уральского округа от 6 апреля 2011 г. N Ф09-1756/11-С3. В данном случае судьи посчитали оправданным применение абз. 2 п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса, если имело место внесение изменений непосредственно во "вмененную" главу Налогового кодекса. Но обо всем по порядку.
На сегодняшний день в целях применения "вмененки" под розничной торговлей понимается торговля (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. Ранее же, до 1 января 2006 г., розничной торговлей в целях применения "вмененки" считались торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет.
Согласно же п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса по договору розничной купли-продажи продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Таким образом, лишь с 1 января 2006 г. главным критерием для разграничения розничной торговли и оптовых продаж (которые не переводятся на ЕНВД) стало дальнейшее использование покупателем приобретенных товаров.
В связи с этим, когда в августе 2006 г. предприниматель стал реализовывать товары юрлицам и ИП по договорам поставки (для использования, связанного с предпринимательской деятельностью), понимая, что утратил право на "вмененку", он подал заявление в ИФНС и перешел на УСН. Однако налоговики посчитали, что применять "упрощенку" коммерсант был вправе только со следующего налогового периода, то есть с 2007 г. Утрата права на спецрежим, по их мнению, в данном случае была связана не с изменением местного законодательства, а с началом ведения предпринимателем нового вида деятельности.
Вместе с тем судьи с данными доводами не согласились и расценили корректировку понятия розничной торговли в Налоговом кодексе как достаточное основание для применения особого порядка перехода на УСН, закрепленного в абз. 2 п. 2 ст. 346.13 Кодекса.

Читайте также: