Енвд количество транспортных средств

Опубликовано: 17.04.2024

Количество транспортных средств и количество посадочных мест при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов при ЕНВД

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

В целях ЕНВД под транспортными средствами следует понимать автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К ТС не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски (десятый абзац ст. 346.27 НК РФ). В автотранспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров, количество посадочных мест определяется как количество мест для сидения (за исключением места водителя и места кондуктора) на основании данных технического паспорта завода - изготовителя автотранспортного средства. Отметим, что фактически используемое количество посадочных мест (меньшее, чем указано в техпаспорте) в расчет не принимается (см. постановление ФАС Поволжского округа от 23.06.2014 N Ф06-11691).

Если в техническом паспорте отсутствует информация о количестве посадочных мест, то оно определяется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ на основании заявления собственника автотранспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров при осуществлении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД.

Таким образом, при определении количества ТС необходимо учитывать, что из положений пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и десятого абзаца ст. 346.27 НК РФ следует, что в целях применения ЕНВД транспортные средства должны быть предназначены именно для перевозки пассажиров или грузов и их количество не должно превышать 20 единиц.

Как отмечает Минфин России, транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном порядке в органах ГИБДД, как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования (см. письма Минфина России от 29.03.2013 N 03-11-11/122, от 16.01.2012 N 03-11-11/1, от 10.01.2012 N 03-11-11/336, от 29.12.2011 N 03-11-06/2/187, от 16.11.2010 N 03-11-06/3/160, от 22.10.2009 N 03-11-06/3/249). Вместе с тем, в постановлении ФАС Московского округа от 27.11.2012 N Ф05-13406/12 отмечено, что возможность применения ЕНВД по автотранспортным услугам не зависит от регистрации автотранспорта в ГИБДД. При этом в письме Минфина России от 16.01.2012 N 03-11-11/1 отмечается, что на уплату ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов транспортными средствами, зарегистрированными в ГИБДД как транспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено, а также при условии, что собственником и (или) арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов.

Кроме того, Мифин России разъясняет, что на уплату ЕНВД не переводится деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов внедорожным автотранспортом, то есть не предназначенным для движения по автомобильным дорогам общего пользования (например, самоходными дорожно-строительными, мелиоративными, сельскохозяйственными и иными машинами), зарегистрированным в установленном порядке в органах Гостехнадзора (см. письмо Минфина России от 09.09.2013 N 03-11-11/36939).

Конституционный Суд РФ в определении от 25.02.2010 N 295-О-О указал, что применение системы налогообложения в виде ЕНВД связывается законодателем не с фактической эксплуатацией транспортных средств, а с правом собственности или иным правом (пользования, владения и (или) распоряжения) на них. См. также постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2013 N Ф07-53/13, от 11.10.2012 N Ф07-4343/12, от 18.04.2012 N Ф07-2653/12, ФАС Московского округа от 11.08.2010 N КА-А41/9293-10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2012 N Ф02-2143/12, ФАС Уральского округа от 28.01.2013 N Ф09-14145/12, от 03.07.2012 N Ф09-5520/12, от 19.06.2012 N Ф09-4730/12. Специалисты налоговых органов и Минфина России в своих разъяснениях также указывают, что возможность применения системы налогообложения в виде ЕНВД связана с правом собственности (пользования, владения, распоряжения) на транспортные средства. При этом факт их эксплуатации значения не имеет (см. письма ФНС России от 20.11.2012 N ЕД-4-3/19535@, Минфина России от 06.07.2015 N 03-11-11/38756, от 23.01.2013 N 03-11-11/24, от 23.10.2012 N 03-11-09/79, от 10.10.2012 N 03-11-11/302, от 09.10.2012 N 03-11-11/294, от 20.09.2012 N 03-11-09/74, от 28.12.2011 N 03-11-11/329).

При этом под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) автотранспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств, но не более 20 единиц, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе, либо арендованных (полученных), в том числе по договору лизинга и субаренды (см., например, письма Минфина России от 01.03.2017 N 03-11-11/11602, от 30.09.2013 N 03-11-11/40326). В целях перехода на ЕНВД учитываются автотранспортные средства независимо от их эксплуатационного состояния (например, находящиеся в ремонте, простаивающие, находящиеся на консервации и т.п.), а также от характера их использования налогоплательщиком (например, используемые для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта). При этом не учитываются автотранспортные средства, переданные в пользование другим организациям или индивидуальным предпринимателям во временное владение и пользование или во временное пользование по договорам аренды.

Необходимо отметить, что ранее Минфин России указывал, что при подсчете транспортных средств в расчет не включаются имеющиеся у налогоплательщиков на праве собственности и (или) ином праве автотранспортные средства, которые используются в целях, не связанных с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов (например, для хозяйственных нужд, личных или служебных перевозок) (см. письма Минфина России от 10.05.2012 N 03-11-11/148, от 16.04.2012 N 03-11-11/124, от 04.10.2011 N 03-11-06/3/108, от 02.02.2010 N 03-11-11/24, от 20.11.2009 N 03-11-06/3/270, от 18.06.2008 N 03-11-04/3/284). Исключением являются автотранспортные средства, которые используются налогоплательщиком одновременно и для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, и для собственных хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта (см. письма Минфина России от 18.06.2008 N 03-11-04/3/284, от 26.11.2007 N 03-11-04/3/459).

Однако в письме ФНС России от 10.06.2016 N СД-4-3/10366@ указано, что в соответствии с п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, по степени использования основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в ремонте и др. В связи с этим, при исчислении ЕНВД автотранспортные средства, находящиеся в ремонте, в число эксплуатируемых транспортных средств не включаются. Как указано в п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157, сущность ЕНВД предполагает учет при определении величины физического показателя только того имущества, которое способно приносить налогоплательщику доход и непосредственно участвовать в облагаемой ЕНВД предпринимательской деятельности. Таким образом, при исчислении единого налога (определении величины физического показателя базовой доходности) учитываются не все имеющиеся у налогоплательщика автотранспортные средства, а только те, которые способны приносить налогоплательщику доход и непосредственно участвовать в облагаемой ЕНВД предпринимательской деятельности.

Существуют и судебные решения, содержащие вывод о том, что транспортные средства, находящиеся в ремонте, на консервации или переданные в аренду, то есть фактически не используемые для получения дохода, не должны учитываться при определении физического показателя (см. постановления ФАС Поволжского округа от 17.06.2010 N А49-10181/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 22.09.2009 N А31-5652/2008, ФАС Уральского округа от 26.01.2009 N Ф09-10532/08-C3, определение ВАС РФ от 05.06.2009 N ВАС-6115/09). При этом суды отмечают, что транспортные средства, имеющиеся у налогоплательщика на праве собственности, должны не только быть предназначены для оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов и находиться на балансе налогоплательщика, но и быть рабочими (на ходу), способными реально приносить налогоплательщику потенциально возможный доход (вмененный доход). Этого нельзя сказать о транспортных средствах, находящихся на ремонте либо на консервации, в том числе в связи с неисправным техническим состоянием, - в таких случаях налогоплательщик должен представить контролирующему органу соответствующие подтверждающие документы. Таким образом, налогоплательщик вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД по виду предпринимательской деятельности "оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов", если общее количество используемых им в соответствующем налоговом периоде транспортных средств, способных реально приносить налогоплательщику потенциально возможный доход, не превышает 20 единиц.

Предприятие имеет 20 единиц автотранспорта (ЕНВД), из них две легковые служебные автомашины (ЕНВД не платим), купленные в лизинг, используются администрацией. Планируем купить еще два автобуса.

Повлияют ли эти две единицы автобуса на систему налогообложения?

В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Согласно ст. 346.27 НК РФ к транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили).

Как разъяснил Минфин РФ в письме от 17.03.2014 г. № 03-11-11/11347, под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) автотранспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств, но не более 20 единиц, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе, арендованных (полученных) в том числе по договору лизинга и субаренды в целях осуществления данной предпринимательской деятельности.

При этом в соответствии с п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н, по степени использования основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в ремонте и др.

В связи с этим при исчислении ЕНВД автотранспортные средства, находящиеся в ремонте, в число эксплуатируемых транспортных средств не включаются.

По смыслу нормы п.п. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ должно учитываться количество автотранспортных средств, непосредственно используемых в предпринимательской деятельности по оказанию услуг третьим лицам.

Ранее Минфин РФ указывал, что к указанным транспортным средствам не относятся имеющиеся у налогоплательщиков на праве собственности и (или) ином праве автотранспортные средства, которые используются в иных целях, не связанных с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, например для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта (письма от 04.10.2011 г. № 03-11-06/3/108, от 02.02.2010 г. № 03-11-11/24).

В Определении от 25.02.2010 г. № 295-О-О Конституционный Суд РФ сообщил, что применение ЕНВД связывается законодателем не с эксплуатацией транспортных средств, а с правом собственности или иным правом (пользования, владения и (или) распоряжения) на транспортные средства.

Оставляя неизменным предельное количество транспортных средств для исчисления ЕНВД, законодатель принципиально изменил подход к их учету, следствием чего явилось облегчение подсчета транспортных средств и оптимизация налогового контроля в данной сфере.

В связи с этим изменилась и позиция контролирующих органов.

Как разъяснил Минфин РФ в письме от 23.10.2012 г. № 03-11-09/79, направленном в адрес ФНС РФ, при решении вопроса о возможности перехода (перевода) организации или индивидуального предпринимателя на систему налогообложения в виде ЕНВД должны учитываться автобусы, легковые и грузовые автомобили, принадлежащие им на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения).

В целях перехода на ЕНВД учитываются автотранспортные средства независимо от их эксплуатационного состояния (например, находящиеся в ремонте, простаивающие, находящиеся на консервации и т.п.), а также от характера их использования налогоплательщиком (например, используемые для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта).

В письме от 20.11.2012 г. № ЕД-4-3/19535 ФНС РФ сообщила, что позиция ФНС РФ по затронутому вопросу согласуется с позицией Минфина РФ.

То есть определяющим критерием для перевода налогоплательщика на систему налогообложения в виде ЕНВД является количество транспортных средств, изначально находящихся у него в наличии.

Аналогично – в письме Минфина РФ от 03.06.2013 г. № 03-11-11/20192.

Некоторые арбитражные суды во главу угла ставят не фактическое количество автомобилей, а факт использования автомобилей непосредственно в перевозках пассажиров и грузов.

Суды указывают, что система налогообложения в виде ЕНВД предполагает учет при определении величины физического показателя только того имущества, которое способно приносить налогоплательщику доход и непосредственно участвовать в облагаемой единым налогом предпринимательской деятельности.

Таким образом, налогоплательщик вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД по виду предпринимательской деятельности – оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, если общее количество используемых им в соответствующем налоговом периоде транспортных средств, способных реально приносить налогоплательщику потенциально возможный доход, не превышает 20 единиц (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.06.2013 г. № А29-8375/2012).

ФАС Северо-Кавказского округа рассматривал дело, где на балансе общества числится 27 транспортных средств, 7 автомобилей не предназначены для оказания платных услуг по перевозке грузов и не подлежат учету при определении возможности (и правомерности) перехода общества на уплату ЕНВД.

Суд решил, что налоговая инспекция не представила доказательства использования обществом данных автомобилей в целях, связанных непосредственно с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов, и документально не опровергла выводы судебных инстанций о законном применении обществом системы налогообложения ЕНВД (постановление от 12.11.2013 г. № А32-9500/2012).

Однако ФАС Уральского округа, основываясь на позиции Конституционного Суда РФ (определение от 25.08.2010 г. № 295-О-О), отклоняет доводы налогоплательщиков о том, что при расчете сумм ЕНВД необходимо учитывать только те транспортные средства, которые использовались для перевозки пассажиров и грузов, как не соответствующие законодательству о налогах и сборах (постановления от 06.02.2013 г. № Ф09-14150/12, от 19.06.2012 г. № Ф09-4730/12).

Позиция же контролирующих органов в настоящее время едина – считать все автомобили, в том числе используемые для служебных целей.

Согласно п. 9 ст. 346.29 НК РФ в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика единого налога произошло изменение величины физического показателя, он при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

В этой связи, разъяснил Минфин РФ в письме от 10.06.2013 г. № 03-11-09/44, в случае превышения налогоплательщиком единого налога в течение налогового периода (квартала) установленных ограничений по физическим показателям он утрачивает право на применение единого налога с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

С указанной даты налогоплательщик должен перейти на общий режим налогообложения в отношении указанных видов предпринимательской деятельности или физических показателей.

Если налогоплательщик единого налога, утративший право применять единый налог в связи с превышением физических показателей, применял по иным видам предпринимательской деятельности УСН, он вправе с начала месяца, с которого перестал быть налогоплательщиком единого налога в отношении видов предпринимательской деятельности или отдельных физических показателей по этим видам деятельности, применять УСН при условии соблюдения ограничений, установленных главой 26.2 НК РФ.

Также следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога, вправе на основании уведомления перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога.


Добрый день всем нашим читателям, особенно ИП, занимающимся пассажирскими и грузоперевозками и платящим ЕНВД. Почему именно им? Потому что сегодняшняя статья посвящена теме, актуальной именно для этой категории ИП.

Содержание

  • Сколько автомобилей можно иметь ИП, чтобы перейти на ЕНВД
  • Нужно ли платить ЕНВД по автомобилям, которые были на ремонте
  • Могут ли быть вопросы со стороны налоговой

Не один раз нам задавали вот такой вопрос: «у меня две машины, но езжу только на одной, почему мне нужно платить налог за две машины?» Или вот еще пример: «если одна из машин месяц стояла на ремонте, то нужно ли мне платить за нее налог или нет?»

Как раз об этих и других ситуациях и пойдет речь ниже.

Сколько автомобилей можно иметь ИП, чтобы перейти на ЕНВД

То, что ИП и ООО, оказывающие услуги по перевозке грузов (а также пассажиров) могут перевести эти виды деятельности на уплату ЕНВД, для вас, думаю, не новость. Вот только вмененка, как и любой другой спецрежим, имеет свои ограничения. И здесь важно помнить:

Для того чтобы вы могли применять ЕНВД, общее количество автотранспортных средств в вашем распоряжении не должно быть больше 20 штук.
В их число входят автомашины, находящие у вас:

  • В собственности;
  • На праве пользования;
  • На праве распоряжения;
  • На праве владения.

Проще говоря, вы складываете свои машины и машины, взятые в аренду или лизинг, и получаете общее количество машин в вашем распоряжении. Это подтверждает письмо Минфина № 03-11-11/38756 от 06.07.2016 г.Если оно меньше или равно 20 автосредствам – вы можете применять ЕНВД, если больше 20 штук – вы не можете применять ЕНВД.

Важно! В расчете не принимают участие машины, которые принадлежат вам, но вы их сдали по договорам аренды другим ИП или ООО (письмо Минфина № 03-11-09/43179 от 27.07.2016 г.).

Исходя из вышесказанного, делаем вывод: возможность использования ЕНВД зависит не от факта эксплуатации автосредств, а от их наличия в целом. То есть, даже если часть транспортных средств, которые у вас есть, вы не эксплуатируете, в расчет лимитного количества автомашин для применения ЕНВД вы их все равно включаете. Например, у вас есть 23 машины, 4 из которых в данный момент не эксплуатируются: ЕНВД вы применять не можете, так как количество машин у вас превышает лимит в 20 штук.

Нужно ли платить ЕНВД по автомобилям, которые были на ремонте

При расчете самого ЕНВД вам требуется значение физического показателя по вашей деятельности. Для грузоперевозок, например, это количество автосредств, используемых для перевозки грузов. Логично, что машина, находящаяся на ремонте, не может перевозить грузы. Надо ее учесть расчете налога или нет?
Машину, находящуюся на ремонте, не нужно учитывать в составе физического показателя при расчете налога на ЕНВД.

Это подтверждает письмо ФНС № СД-4-3/10366@ от 10.06.2016 г. В бухучете основных средств есть такое понятие как «основные средства в ремонте» — так вот здесь с автотранспортом как раз такая ситуация.

Важно! Автомашина, отправленная в ремонт, не учитывается в составе физического показателя с начала месяца, в котором она на этот ремонт отправлена. Автосредство снова включается в состав физического показателя с начала месяца, в котором оно поступило назад с ремонта.

Ситуации, конечно же, бывают разные. Приведем несколько условных примеров:

  • У ИП из двух имеющихся машин в июле и августе использовались оба автосредства, 5 сентября одна из машин поставлена на ремонт и по состоянию на 30 сентября не отремонтирована. Физический показатель в 3 квартале по месяцам составит: июль – 2, август – 2, сентябрь — 1.
  • У ИП из двух имеющихся машин в июле использовались оба автосредства, 5 августа одна из машин поставлена на ремонт, вышла из ремонта 25 августа. Физический показатель в 3 квартале по месяцам составит: июль – 2, август – 2, сентябрь — 2.
  • У ИП из двух имеющихся машин в июле использовались оба автосредства, 5 августа одна из машин поставлена на ремонт, вышла из ремонта 3 сентября. Физический показатель в 3 квартале по месяцам составит: июль – 2, август – 1, сентябрь — 2.
  • У ИП имеется одно автосредство, которое он использовал в июле и августе. 25 августа он купил еще одну машину и начал использовать ее в своей деятельности. Физический показатель в 3 квартале по месяцам составит: июль – 1, август – 2, сентябрь — 2.

Могут ли быть вопросы со стороны налоговой

Конечно, могут! У вас в собственности две грузовых машины, а вы, например, показываете в декларации в составе физических показателей только одну – естественно, налоговая захочет узнать, почему вы занижаете физический показатель, а вместе с ним налоговую базу и сам налог ЕНВД.

Что тут ответить?

Неиспользование автомашины по «уважительным» причинам придется доказывать, причем документально. Например, то, что она стояла на ремонте, подтвердит договор с автосервисом, акт приема-передачи выполненных работ к нему, наконец, можно сделать приказ руководителя юрлица о проведении ремонта автосредства.
Здесь лучше собрать все возможные документы. Потому что, если ваша автомашина стояла на ремонте «у дяди Васи в гараже», а «дядя Вася», естественно, не заключал с вами никакой договор на услуги по ремонту транспортного средства, то доказать налоговикам неиспользование машины и правомерность ее исключения из физического показателя будет очень и очень проблематично.

ФНС России разъяснила, какой автотранспорт включать в число эксплуатируемых транспортных средств при определении предельного количества транспортных средств для ЕНВД.

Что относится к транспортным средствам

Для целей ЕНВД под транспортными средствами понимается автотранспорт, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов по дорогам (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски (письмо Минфина России от 16.11.2015 № 03-11-06/3/66062). При этом учитываются транспортные средства при условии, что:

они зарегистрированы в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, независимо от того, для какой цели изначально предназначен транспорт и какое оборудование на нем размещено;

их собственник или арендатор заключил договор на оказание услуг по перевозке пассажиров или грузов.

Лимит по количеству автотранспорта

Применять систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов можно только в случае, если налогоплательщик имеет на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения - по договору аренды транспортного средства как с экипажем, так и без экипажа) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Количество арендуемых транспортных средств устанавливается на основании договора аренды (письмо Минфина России от 20.11.2015 № 03-11-11/67277).

Какой транспорт засчитывают в лимит

По мнению контролирующих ведомств, в число эксплуатируемых транспортных средств при определении лимита для ЕНВД следует включать автотранспорт, находящийся на балансе налогоплательщика, а также полученный по договору аренды и договору лизинга (письмо Минфина России от 06.07.2015 № 03-11-11/38756). При этом, по мнению ФНС России, учитывается не весь имеющийся автотранспорт, а только тот, который способен приносить доход и непосредственно участвовать в облагаемой ЕНВД предпринимательской деятельности. В связи с чем в число эксплуатируемых транспортных средств не включается:

автотранспорт, находящийся в ремонте;

транспортные средства, предоставленные в аренду другим лицам (п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 157).

Обратите внимание: Минфина России считает иначе. По его мнению, учитывать автотранспорт нужно средства независимо от:

степени использования в налоговом периоде;

эксплуатационного состояния (например, находящийся на техосмотре, на консервации, в ремонте, в простое и т.п.);

характера его использования (например, при использовании для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта).


Письмо Федеральной налоговой службы
№СД-4-3/10366@ от 10.06.2016

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и по вопросу учета автотранспортных средств в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) при осуществлении налогоплательщиком предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по перевозке грузов сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Согласно статье 346.27 Кодекса под транспортными средствами в целях подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Таким образом, определяющим критерием для перехода налогоплательщика на систему налогообложения в виде ЕНВД является количество указанных автотранспортных средств, изначально находящихся у него в наличии (их должно быть не более 20).

Согласно разъяснениям Минфина России от 06.07.2015 N 03-11-11/38756, если общее количество предназначенных для перевозки пассажиров и грузов автотранспортных средств, находящихся на балансе организации, а также полученных по договору аренды и договору лизинга, в налоговом периоде составляет более 20 единиц, то система налогообложения в виде ЕНВД не применяется, а используются иные режимы налогообложения для указанной деятельности.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, по степени использования основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в ремонте и др. В связи с этим при исчислении ЕНВД автотранспортные средства, находящиеся в ремонте, в число эксплуатируемых транспортных средств не включаются.

Статьей 346.29 Кодекса определено, что при исчислении ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по перевозке грузов применяется физический показатель "количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов".

Как указано в пункте 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 157, сущность ЕНВД предполагает учет при определении величины физического показателя только того имущества, которое способно приносить налогоплательщику доход и непосредственно участвовать в облагаемой ЕНВД предпринимательской деятельности.

Таким образом, при исчислении единого налога (определении величины указанного физического показателя базовой доходности) учитываются не все имеющиеся у налогоплательщика автотранспортные средства, а только те, которые способны приносить налогоплательщику доход и непосредственно участвовать в облагаемой ЕНВД предпринимательской деятельности.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.

Если организация или индивидуальный предприниматель используют в качестве режима налогообложения Единый налог на вмененный доход, то они должны знать все тонкости и особенности расчета данного налогового сбора. А их в нем немало. Начнем по порядку.

Основные моменты

По закону, работать по ЕНВД имеют право те коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются определенными видами деятельности. Перечень их прописан в Общероссийском классификаторе услуг населению и частично в ОКВЭД. Однако, конкретные сферы деятельности, при которых возможно использование ЕНВД в каждом регионе определяется индивидуально на уровне местных властей. В свою очередь, они руководствуются экономическими и территориальными особенностями региона.

Развивая свое предприятие в том или ином направлении, каждый бизнесмен должен знать, подпадает оно под ЕНВД или нет. Важно это по той причине, что если применение «вменёнки» возможно, то компания или индивидуальный предприниматель могут существенно сэкономить на налогах.

Переход на ЕНВД является строго добровольной процедурой.

Чем отличается ЕНВД от других форм налогов

Самое главное отличие ЕНВД заключается в том, что налог здесь выплачивается не с фактически полученной прибыли, а с предполагаемого будущего дохода. При этом единый налог заменяет сразу несколько налоговых выплат, таких как НДФЛ, НДС, налог на имущество и на прибыль.

ЕНВД для розничной торговли

Довольно часто «вмененка» используется именно в сфере розничной торговли. Коммерсантам это выгодно: если бизнес идет хорошо, то вне зависимости от величины дохода, им необходимо выплачивать в государственный бюджет строго определенный размер налогов. Правда здесь же кроется и основной недостаток ЕНВД: в случае, когда торговля на нуле или организация, ровно как индивидуальный предприниматель по каким-либо причинам перестали вести свою деятельность, но не успели оповестить об этом налоговую службу, «вмененку» платить все равно придется.

Условия применения ЕНВД для розницы

Не каждая торговая компания имеет право применять в своей работе спецрежим ЕНВД. Есть ряд ограничений, которые нужно обязательно учитывать при желании работать по «вмененке». Вот они:

  • площадь торгового зала в компании не должна быть выше 150 кв.м. В противном случае торговля должна вестись либо через нестационарную сеть, либо в помещении без наличия торгового зала;
  • учреждения общественного питания не могут пользоваться «вмененкой»;
  • не имеют права работать по «вмененке» продавцы топлива: бензина, газа, а также машинных масел;
  • предприниматели, доставляющие свою продукцию покупателям через интернет-магазины или почту.

Эти и еще некоторые другие ИП и организации, работающие в области розничных продаж, не могут использовать ЕНВД. Полный перечень ограничений можно найти в Налоговом кодексе РФ.

Формула и основные параметры для расчета ЕНВД в розничной торговле

Как и при расчете любого другого налога, бухгалтеры предприятий и организаций, находящихся на ЕНВД, должны знать формулу, по которым данный налог рассчитывается. По ЕНВД она будет такой:

БД х ФП х К1 х К2 х 15% = ЕНВД

Пояснения:
БД – базовая доходность. По своей сути это предполагаемый ежемесячный доход по тем или иным видам деятельности. На 2016 год в рознице он равен 1800 рублей с одного квадратного метра (подробнее о базовой доходности).

ФП – физический показатель. Для разных сфер физическим показателем могут быть разные явления, например, для транспортных компаний – это автомобили, задействованные в работе, для компаний, оказывающих бытовые услуги населению – это количество персонала. Если говорить о розничной торговле, то физическим показателем здесь будет площадь торгового зала.

К сведению: для сокращения налоговых выплат при заключении договора по аренде магазина или торгового отдела, лучше сразу разграничить торговые и складские помещения. Это важно, поскольку для расчета налога используется только площадь торгового зала, то есть объект для извлечения прибыли.

К1 – коэффициент, устанавливаемый на федеральном уровне и отображающий размер инфляции. На языке экономистов этот коэффициент иначе называется дефлятором. Данный показатель меняться один раз год специальным приказом Министерства экономического развития (подробнее о К1).

К2 — коэффициент, который разрабатывается регионами РФ на местном уровне. В нем учитывается сразу множество факторов: таких как, сезонность, режим работы предприятия или ИП, заработная плата сотрудников и т.д. Для того, чтобы узнать К2, необходимо обращаться в налоговую службу по месту регистрации (подробнее о К2).

% — размер ставки по налогу.

Рассмотрим примеры расчетов ЕНВД в разных случаях. Все начальные данные берутся на 2016 год.

Пример 1 (площадь торгового зала 5-150 кв.м.)

В первом примере возьмем площадь торгового помещения в 70 кв.м. Магазин находится в регионе, где К 2 равен 0,6.

Базовый доход – 1800;
Физический показатель – 70;
% — 15;
К1 — 1,798;
К2 — 0,6;

Теперь переходим непосредственно к расчету:

ЕНВД = 1800 х 70 х 1,798 х 0,6 х 15% = 20389,32 рублей

Это сумма налога, которую налогоплательщик должен оплачивать за один месяц.

Пример 2 (площадь торгового зала менее 5 кв.м.)

Если площадь торгового места не превышает 5 кв.м., то надо применять другую формулу для расчета. В данном случае такие параметры как базовая доходность и физический показатель будут составлять строго определенное неизменное значение 9000.

В приводимом ниже примере пусть площадь торговой точки будет равна 3 кв.м. Регион тот же с К 2 равному 0,6.

Исходные данные такие:

Базовый доход + физический показатель – 9000;
% — 15;
К1 – 1, 798;
К2 – 0.6;

ЕНВД = 9000 х 1,798 х 0,6 х 15% = 1456,38 рублей

– именно столько должен заплатить в казну по ЕНВД за один месяц работы владелец, к примеру, киоска с торговой площадью в 3 кв.м.

Пример 3 (торговля смешанными товарами)

Здесь приведем более подробный расчет с учетом некоторых факторов, влияющих на снижение налога.

Внимание! Если предприятие ведет торговлю сразу по множеству видов товаров, следует очень внимательно изучать региональный К 2. В некоторых случаях это может существенно снизить налог. Приведем конкретный пример.

За объект налогообложения возьмем винный магазин, площадью 25 кв.м. Региональный К 2 по алкоголесодержащим напиткам в данном регионе будет равен 1.

Считаем по вышеприведенной формуле:

Поскольку ЕНВД надо оплачивать поквартально, то умножаем полученную сумму на 3.

В итоге имеем 36409,5 – столько надо заплатить в государственный бюджет за один квартал

Однако в данном случае существует небольшая хитрость, которой можно вполне законно воспользоваться для снижения налога. Винный магазин торгует не только алкоголем, но и различного вида продуктами (в т.ч. закусками), значит, его можно расценивать, как смешанный продовольственный. А для этой категории коэффициент уже совсем другой – всего 0, 27.

1800*25*1.798*0, 27*0,15=3, 276,85 * 3 = 9830,5 рублей

Таким образом, разница между первым и вторым расчетом составляет 26 579 рублей.

Но и это еще не предел. Если рассматривать этот расчет с точки зрения индивидуального предпринимателя, то он может уменьшить этот налог на взносы, уплаченные в ПФР и ФОМС за себя в 100% размере, но только при условии, что они производились регулярно и без задержек. При наличии продавцов данный налог уменьшается на 50% произведенных за них выплат во внебюджетные фонды.

При грамотном подходе и учете всех факторов налог, оплачиваемый по ЕНВД можно существенно уменьшить. Как видно из вышеприведенного примера на его размер влияют выплаты в ПФР и ФОМС, кроме того, если правильно учитывать базовую доходность (а она для каждого вида деятельности своя), то можно оптимизировать ЕНВД еще интереснее.

Читайте также: