Доход ип на енвд для пособия на ребенка

Опубликовано: 20.04.2024

При обращении в соцзащиту (через МФЦ, Госуслуги, неважно) с заявления для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребёнка с 3 до 7 лет, когда один из родителей (или оба) являются индивидуальным предпринимателем, многие заявители столкнулись с неправильным подходом органами соцзащиты к подсчёту дохода индивидуального предпринимателя, в результате чего получили отказ.

Чаще всего, подобная ситуация возникает у индивидуальных предпринимателей – спецрежимников (ЕНВД, УСН). Работники соцзащиты просто берут «доход» индивидуального предпринимателя с точки зрения Налогового Кодекса и считают его доходом семьи.

Однако МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ неоднократно давало письменные разъяснения, что считать доходом ИП.
В письмах:

· от 31 января 2013 г. N 03-11-10/1925 О применении ИП системы налогообложения в виде ЕНВД и УСН.

· от 28 июля 2014 года N 03-11-10/36931О расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы.

· от 29 июля 2016 г. N 03-11-10/44552 Об учете доходов предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, в целях признания их малоимущими для назначения им государственной социальной помощи.

Разъяснено:
… способ определения вмененного дохода налогоплательщика единого налога на вмененный доход не может использоваться при определении его дохода в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения

… в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения, расчет дохода индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, должен осуществляться исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.

Расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки, также следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения

По-моему, всё ясно и понятно: ДОХОД, ПОЛУЧЕННЫЙ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УМЕНЬШЕННЫЙ НА РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЕГО ПОЛУЧЕНИЕМ.

Как же определить для этих целей «доходы» и «расходы» ИП?

Читаем письмо Минфина России от 29 июля 2016 г. N 03-11-10/44552
…в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения доходы индивидуальных предпринимателей и произведенные ими расходы определяются применительно к Разъяснениям о порядке применения подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841 (приказ Минтруда России, Минфина России и Минобразования России от 29 ноября 2013 г. NN 703н; 112н; 1294).

Переходим к подпункту "з" пункта 2

К документам, подтверждающим ДОХОДЫ индивидуальных предпринимателей относятся:

для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения , в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - копия налоговой декларации , представленной в налоговый орган в установленном порядке

К документам, подтверждающим понесенные РАСХОДЫ , связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся:

для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, - книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, ведение которой обязательно.

Расходы индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов , систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также патентную систему налогообложения, определяются на основании документов, подтверждающих в соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

ВЫВОД:
1) Для целей получения мер социальной поддержи, доход ИП считается как доход от предпринимательской деятельности минус расходы, связанные с его получением
2) Доходы подтверждаются копией налоговой декларации
3) Расходы подтверждаются:
а) УСН (доходы-расходы) – книга учёта доходов и расходов
б) УСН (доходы), ЕНВД - на основании документов, подтверждающих расходы (банковские выписки, чеки и т.п)

от 28 июля 2014 года N 03-11-10/36931

[О расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 19.06.2014 N 01-22-912/14 о расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы, и сообщает, что Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, установленном статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Одновременно обращаем внимание, что согласно статье 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 346.29 Кодекса установлено, что объектом налогообложения для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход признается вмененный доход налогоплательщика.

Согласно статье 346.27 Кодекса под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога на вмененный доход, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога на вмененный доход по установленной ставке.

Базовой доходностью является условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Соответственно, налогоплательщик единого налога на вмененный доход рассчитывает данный налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода в связи с осуществлением одного из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.26 главы 26.3 Кодекса.

В связи с этим способ определения вмененного дохода налогоплательщика единого налога на вмененный доход не может использоваться при определении его дохода в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения.

Таким образом, в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения расчет дохода индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, должен осуществляться исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.

Расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки также следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) экономические субъекты обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ, если иное не установлено данным Законом.

Бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Кодекса в обязанность налогоплательщикам вменяется ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Так, статьей 346.24 Кодекса установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Поэтому индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии с Законом N 402-ФЗ.

Налогоплательщики единого налога на вмененный доход должны вести учет физических показателей, в том числе и их изменений в течение налогового периода.

Учитывая изложенное, индивидуальные предприниматели - налогоплательщики единого налога на вмененный доход подпадают под действие подпункта 1 части 2 статьи 6 Закона N 402-ФЗ и могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с указанным Законом.

При этом для индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога на вмененный доход, а также применяющих упрощенную систему налогообложения, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность ведения учета доходов в целях, не связанных с налогообложением.

В то же время согласно пункту 4 статьи 346.11 и пункту 5 статьи 346.26 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок ведения расчетных и кассовых операций в Российской Федерации устанавливается Банком России.

В связи с этим полагаем, что для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход или применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.).

Одновременно сообщаем, что при определении размера доходов индивидуальных предпринимателей при расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка, по нашему мнению, можно также руководствоваться разъяснением о порядке применения подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 (приказ Минтруда России, Минфина России и Минобрнауки России от 29.11.2013 N 703н/112н/1294, зарегистрирован в Минюсте России 17.01.2014 N 31039).

Приложение

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

от 19 июня 2014 года N 01-22-912/14

[О расчетах среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка]

В Департамент социальной защиты населения города Москвы за разъяснениями по вопросу расчета среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка обращаются граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, применяющими различные системы налогообложения, которые не согласны с действующим порядком исчисления величины среднедушевого дохода семьи.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Указанный порядок введен в действие с 01.01.2005, до этой даты правовое регулирование ежемесячного пособия на ребенка осуществлялось федеральным законодательством. При этом, сведения о доходе семьи указывались в заявлении в письменной форме. Требование иных сведений о доходах не допускалось (статья 17.1 Закона N 81-ФЗ, действовавшая до 01.01.2005). Согласно ст.3 Закона города Москвы от 03.11.2004 N 61 "О ежемесячном пособии на ребенка" право на ежемесячное пособие имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях москвичей со среднедушевым доходом, размер которого не превышает установленную Правительством Москвы величину прожиточного минимума в расчете на душу населения (в настоящее время - 11861 руб.).

В доход семьи включаются:

а) заработная плата, в том числе за сверхурочную работу, за работу в праздничные и выходные дни и работу по совместительству; надбавки и доплаты всех видов; премии, установленные системами оплаты труда на данном предприятии, в учреждении, организации, независимо от периодичности и источников их выплаты; процентные надбавки и ежегодное вознаграждение, выплачиваемые за выслугу лет, вознаграждение из фонда материального поощрения за общие результаты работы предприятия, организации по итогам за год, а также другие денежные выплаты, носящие систематический характер (полевое довольствие, доплата за разъездной и подвижной характер работы), выплаты из фонда заработной платы нештатного состава;

б) выплаты военнослужащим;

в) социальные выплаты;

г) другие выплаты, предусмотренные вышеуказанным Положением.

В соответствии с п.9 Положения, при исчислении дохода семьи (в том числе для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью) учитываются начисленные суммы до вычета в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов.

При разработке данной нормы Положения за основу была принята статья 7 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ). В соответствии с указанной статьей доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для подтверждения доходов членов семьи заявитель может представить следующие документы:

- справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ;

- налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ);

- налоговые декларации, представляемые физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, в связи с применением специальных налоговых режимов (налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения);

- а также документы, являющиеся подтверждением полученных доходов физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность по упрощенной системе налогообложения на основе патента.

Именно налоговые декларации, представляемые предпринимателями, вызывают определенную сложность при расчете среднедушевого дохода семьи.

Анализ представленных предпринимателями деклараций показал, что порядок исчисления налогов индивидуальным предпринимателем зависит от действующей системы налогообложения. В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие системы налогообложения, которые могут применять индивидуальные предприниматели:

1) общеустановленная система налогообложения (часть 2 НК РФ);

2) упрощенная система налогообложения (далее - УСН - глава 26.2 НК РФ);

3) налогообложение единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - ЕНВД - глава 26.3 НК РФ);

4) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1 НК РФ).

Целесообразность применения той или иной системы налогообложения зависит от доходов и расходов индивидуального предпринимателя, возникающих в ходе его хозяйственной деятельности, и, как объясняют заявители, определяется расчетным путем.

Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями должен вестись путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя. Однако не все предприниматели могут представить такие книги, ссылаясь на то, что книга не велась (например, у предпринимателей с налогообложением единым налогом на вмененный доход, у предпринимателей, применяющим УСН и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы (ставка 6%), либо доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка 15%)).

При этом, в соответствии с федеральным законодательством в доход включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно.

Под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности.

Расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) амортизационные отчисления;

4) прочие расходы.

При расчете среднедушевого дохода семьи, именно с этими предпринимателями и возникают определенные трудности (особенно, если предприниматель представляет налоговую декларацию, но не может подтвердить свои расходы, указанные в ней).

Так, например, у предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения со ставкой доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка 15%), сумма полученных доходов за налоговый период (12 месяцев 2013 года) составила 543124 руб.,

- сумма произведенных расходов за налоговый период - 521402 руб.,

- налоговая база для исчисления налога за налоговый период - 21722 руб. (543124 руб. - 521402 руб.),

- сумма исчисленного налога за налоговый период - 3258 руб. 30 коп. (15% от 21722 руб.). В указанном примере, органы социальной защиты населения города Москвы, при расчете среднедушевого дохода семьи учитывают общую сумму полученных доходов за налоговый период - 543124 руб., что вызывает несогласие этих граждан с таким расчетом. По мнению заявителей, в доход должна включаться налоговая база для исчисления налога за налоговый период, т.е. разница между полученными доходами и произведенными расходами за налоговый период - 21722 руб. Такой расчет не предусмотрен законодательством города Москвы. При этом, по мнению Департамента, каждый гражданин (в том числе индивидуальный предприниматель) вправе распоряжаться и расходовать суммы полученных доходов по своему усмотрению.

Как стать добровольцем

Чтобы добровольно платить взносы, нужно зарегистрироваться в своем территориальном ФСС.

Процедура несложная. Подаем пакет документов, и в течение трех рабочих дней получаем уведомление о регистрации из фонда.

Сейчас документы можно подать не только при визите в сам фонд, но и в МФЦ или электронно через портал Госуслуг.

Какие документы понадобятся:

  1. Заявление (бланк из Приложения № 1 к приказу ФСС РФ от 22.04.2019 № 216);
  2. Паспорт.

Все остальные сведения фонд увидит в заявлении и проверит сам (регистрацию в ЕГРИП, ИНН). По желанию ИП может представить копии свидетельства о постановке на налоговый учет и листа из ЕГРИП, но это не обязательно.

Если ИП отправляет документы по почте или передает в фонд через доверенное лицо — копию паспорта нужно заверить у нотариуса.

Какие пособия еще ФСС может выплатить?

Кроме пособия по беременности и родам, ИП имеет право еще на получение единовременной выплаты за раннюю постановку на учет в женской консультации, единовременное пособие при рождении малыша и пособие по уходу за ним.

Пособие за раннюю постановку на учет можно получить в ФСС или у своего работодателя. Нужно предоставить справку из женской консультации и написать заявление. В течение 10 дней перечислят 675 рублей.

Единовременное пособие при рождении ребенка – это 18 004 рубля, его выплачивают на основании справки о рождении. Эту справку выдают в родильном доме. Получить это пособие может любой из родителей в течение полугода.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком можно получать или у работодателя (оно считается на основе средней зарплаты) или через ФСС, но в этом случае оно будет считаться на основе МРОТ, а это не так выгодно.

Срок уплаты добровольного взноса

А теперь самое интересное.

Взнос надо заплатить за год. Можно за один прием, можно несколькими платежами. Но сделать это нужно до 31 декабря текущего года. Тогда в следующем году ИП получит право на пособия.

То есть, если оплатить взнос до 31.12.2021, то когда в 2022 накроет простуда или другая болячка, можно брать больничный и обращаться за выплатой в соцстрах. А в текущем году придется болеть за свой счет, даже если деньги в бюджет фонда уже ушли.

Если ИП не оплатит взнос до конца года, то с 1 января правоотношения с ним будут расторгнуты. ФСС направит ИП соответствующее решение до 20 января.

Если ИП оплатит взнос до 31 декабря лишь частично — отношения с ним все равно разорвут, а деньги вернут обратно.

Предприниматель может сняться с учета и по собственной инициативе, тогда уплаченные деньги тоже вернут. Срок возврата — месяц со дня снятия с учета.

Пособие до 1,5 лет для ИП

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачиваться будет в размере 40% от величины МРОТ, однако на первого ребенка оно не должно быть ниже 3 142,33 рублей, а на второго и последующих – 6284,65 рублей. За оформлением пособия нужно будет обратиться в ФСС – если предприниматель уплачивал добровольные взносы, либо в соцзащиту – если договор добровольного страхования он не оформлял.

При обращении нужно будет подать следующий пакет документов:

  • Заявление;
  • Паспорт;
  • Свидетельство о рождении ребенка и других детей;
  • Справку с места работы, подтверждающая, что отец не получает такое пособие.

Оформить пособие можно не только на рожденного, но и на усыновленного ребенка. В этом случае нужно будет подтвердить факт усыновления соответствующим документом.

Обратиться за пособием можно не позднее 6 месяцев с момента исполнения ребенку 1,5 лет. Причем независимо от даты подачи заявления, пособие будет выплачено за весь период с начала отпуска по уходу за ребенком. Назначено пособие будет в срок до 10 дней с даты подачи заявления.

Как посчитать размер пособия по болезни

Реальный доход ИП в расчете не участвует. Пособие считают исходя из МРОТ, установленного на день наступления больничного.

Размер пособия зависит от страхового стажа. В него включают:

  • стаж за период, когда ИП работал по найму в статусе обычного физлица;
  • те годы, которые ИП полностью закрывал добровольными взносами.

Например: Петров П. П. работал по трудовому договору 7 лет, а потом получил статус ИП и два года (2019 и 2020) платил добровольные взносы. Значит его стаж для расчета больничного пособия в 2021 году — 9 лет.

Чем больше страховой стаж, тем больше будет пособие:

  • 60 % от МРОТ, если стаж от 6 мес. до 5 лет;
  • 80 % от МРОТ при стаже от 5 до 8 лет;
  • 100 % от МРОТ при стаже более 8 лет.

Теперь считаем среднедневной заработок. Для этого МРОТ делим на количество дней в месяце, на который приходится страховой случай.

Допустим, Петров заболел в январе 2021 года. Его среднедневной заработок составит: 12 792 руб. / 31 = 412,65 руб.

Размер пособия = Среднедневной заработок * процент страхового стажа * количество дней больничного.

Петров пробыл на больничном 11 дней, тогда:

Размер пособия = 412,65 руб. * 100 % * 11 дн. = 4 539,15 руб.

А теперь сравним сумму пособия с размером добровольного взноса.

Как ИП получить декретные пособия? В законе нет такого понятия, как декретный отпуск, но данное определение широко используется нашими гражданами. Когда речь идет о декретных выплатах, обычно подразумевается пособие по беременности и родам. Если пособие по уходу за ребенком могут оформить как папа, так и бабушки и дедушки, то декретные положены только беременной женщине.

При оплате больничных и декретных индивидуальный предприниматель в глазах государства приравнивается по статусу к безработным. Дело в том, что за данные выплаты в России отвечает ФСС, а ИП не обязан по закону производить отчисления на свое социальное страхование. В число обязательных платежей входят только пенсионные взносы, отчисления на медицину в ФОМС и налоги в бюджет (в ФНС). Таким образом, в общем случае для ИП не предусмотрены декретные, как и для безработных женщин. У указанных категорий граждан не сформирована налоговая база для начисления данных пособий.

Работникам предпринимателя повезло больше: им декретные пособия положены (при условии, что они оформлены по трудовому договору). Ежемесячно предприниматель должен платить по 2,9% от полученной зарплаты женщины в ФСС. При наступлении страхового случая (беременности) фонд выплачивает пособия на основании среднего заработка женщины за 2 года.

Но у ИП есть право добровольно застраховаться в ФСС, оплачивать за себя страховые взносы в установленном размере, и тогда он получает право на оплату больничных листов и декретных.

Пособия для ИП, ожидающих ребенка

Женщина-ИП может рассчитывать на следующие выплаты:

1.Пособие при постановке на учет на раннем сроке беременности.

Размер пособия с 01.02.2021 года — 708,23 руб.

Это выплату можно получить при постановке на учет по беременности в срок до 12-ти недель. Выплату можно получить, даже если добровольные взносы ИП не платила.

2.Пособие по беременности и родам.

Обычно выплачивается за 140 дней декретного отпуска (70 дней до родов, и 70 — после). В случае осложненной или многоплодной беременности длительность отпуска увеличивается до 156 и 194 дней соответственно.

Получить пособие можно только при условии уплаты добровольных взносов.

Пример: женщина-ИП уплатила добровольные взносы за 2021 год. С 8 февраля 2021 года она ушла в декрет, где и пробудет до 27 июня 2021 года (140 дней).

Размер пособия составит — 59 782,80 руб.:

  • февраль — 12 792 руб. / 28 дн. * 21 дн. = 9 594 руб.
  • март — 12 792 руб.;
  • апрель — 12 792 руб.;
  • май — 12 792 руб.;
  • июнь — 12 792 руб. / 30 дн. * 27 дн. = 11 512,80 руб.

Важно: если женщина-ИП одновременно работает по найму, она имеет право на два пособия: и как ИП, и как обычное физлицо по трудовому договору.

3.Пособие при рождении ребенка.

Размер выплаты с 01.02.2021 года — 18 886,32 руб.

Эту выплату можно получить, даже если не платить взносы.

4.Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.

С 01.02.2021 года составляет 7 082,85 руб. ежемесячно.

Пособие можно получить, даже если не платить взносы. Однако есть один нюанс. Если добровольных взносов не было, пособие назначают со дня рождения ребенка.

Если же ИП перечисляла взносы и получила пособие по беременности и родам, то выплаты на ребенка начнутся после окончания декрета (на три месяца позже). Ведь первые три месяца жизни ребенка будут «закрыты» за счет пособия по беременности и родам.

Например: Индивидуальному предпринимателю из нашего примера фонд будет начислять пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет с 28 июня 2021 года до 19 октября 2022 года (условная дата рождения ребенка — 19.04.2021).

Прикинем выгоду для ИП.

Выплаты / взносы ИП не платила взносы ИП платила взносы
Пособие за постановку на учет в ранние сроки 708,23 708,23
Пособие по беременности и родам 59 782,80
Пособие при рождении ребенка 18 886,32 18 886,32
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет 127 582,69 111 292,14
Взнос за 2021 год (12 130 руб. * 2,9 % * 12 мес.) (4 221,24)
Итого 147 177,24 186 448,25
Выгода 39 271,01

Таким образом, заплатив взносы за 2021 год ИП сможет выгадать без малого 40 тыс. руб.

Мы желаем всем предпринимателям крепкого здоровья и предлагаем доверить всю возню с налогами нам. Берите максимум от государства и отдавайте минимум с Чёрной Бухгалтерией :)

Размер пособий

На размер пособий влияет величина МРОТ на момент начала отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период декретного отпуска в размере 100 % среднего заработка:

  • 140 календарных дней: 70 дней до и 70 дней после родов;
  • 156 дней — при осложненных родах;
  • 194 дня — при многоплодной беременности.

Средний заработок в отношении женщин-предпринимательниц принимается как МРОТ, то есть 11 280 руб. (с 1 января 2019 года).

Как уже говорилось выше, застрахованные предпринимательницы могут рассчитывать на получение и других пособий (пособия за то, что они встали на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка и пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет).

Чтобы их получить, ИП нужно обратиться в отделение ФСС по месту регистрации. Для этого необходимо подготовить письменное заявление в произвольной форме и другой перечень документов, указанных в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 N 951Н.

Если женщина-предпринимательница не платила страховые взносы, то она может рассчитывать только на минимальные выплаты:

  • пособие за постановку на учет до 12-й недели беременности — 655, 49 руб.
  • пособие при рождении ребенка — 17 479, 73 руб.
  • пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет — 3 277, 45 руб. (за первого ребенка)

Для получения минимальных выплат нужно обратиться в органы соцобеспечения.

Теперь давайте посмотрим, насколько будет отличаться размер пособий, если женщина уплачивала страховые взносы.

Выплаты по беременности и родам, если вы не застрахованы в ФСС

Вы получите только два вида «детских» пособия как не трудоустроенный:

  • единовременное пособие при рождении ребёнка — 18 004,12 рублей + районный коэффициент, если ребёнок родился в январе 2021 года; 18 886,32 рублей — для детей, которые родились после 1 февраля 2021 года;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет: в январе — 6752 рублей, с 1 февраля 2021 года — 7082,85 рублей.

Чтобы получать больничный, пособие при постановке на учёт в ранние сроки беременности, пособие по беременности и родам и повышенное пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет, добровольно зарегистрируйтесь в ФСС и платите туда страховые взносы.

Важно: вы получите пособия, только если станете добровольцем в году, предшествующем страховому случаю. Например, чтобы получить декретные пособия в 2021 году, нужно было зарегистироваться и заплатить взносы ещё в 2021.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба подготовит платёжки на зарплату, налоги и взносы за сотрудников. Сервис сформирует всю необходимую отчётность за сотрудников для ИП и ООО. Попробуйте 30 дней бесплатно.

Попробуйте 30 дней бесплатно Подарок новым ИП Акция действует для ИП младше 3 месяцев

Прошу вас дать разъяснение по поводу выплаты и начисления больничного листа по беременности и родам женщинам, работающим у индивидуального предпринимателя. Система налогообложения ЕНВД. Каким образом начислить, выплатить и возместить суммы из ФСС (тариф страховых взносов в ФСС для спецрежимников составлял 0%)? Имеет ли право ИП выплачивать пособие женщине по уходу за ребенком до 1,5 лет? И каким образом возмещать суммы из ФСС? Какие необходимо предоставить документы в ФСС?

С 1 января 2010 года утратил силу Федеральный закон РФ от 31.12.2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».

Поэтому гражданам, занятым у работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, в 2010 году пособия по обязательному социальному страхованию выплачивались в общем порядке, а именно:

– пособие по временной нетрудоспособности – в полном объеме за счет средств ФСС РФ, за исключением случаев временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, когда первые два дня подлежали оплате за счет средств работодателя;

– пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам при постановке на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком и социальное пособие на погребение – за счет средств ФСС РФ.

Средства ФСС РФ на выплату пособий гражданам, занятым у работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, выделялись в 2010 году таким страхователям-работодателям территориальными органами ФСС РФ ввиду того, что данные страхователи в 2010 году страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляли.

В 2010 году страхователи, применяющие специальные налоговые режимы, уплачивали только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу 14%.

В 2011 году указанные страхователи уплачивают страховые взносы на общих основаниях в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, ТФОМС.

Тарифы страховых взносов установлены ст. 12 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ и составляют:

ФСС РФ – 2,9%;

Ст. 22 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.

Трудовое законодательств (ст. 255 ТК РФ) гарантирует женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставление отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

При этом на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность) (ст. 256 ТК РФ).

Согласно ст. 2.1 Федерального закона РФ от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, признаются страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Следовательно, Вы обязаны как работодатель и страхователь начислять и выплачивать все виды предусмотренных Законом № 255-ФЗ социальных пособий, в том числе и пособие по уходу за ребенком.

Финансовое обеспечение расходов на выплату пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ.

Но Вы как страхователь должны выплачивать эти пособия в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ.

Следовательно, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению Вами в ФСС РФ, будет уменьшаться на сумму произведенных Вами расходов на выплату пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.

Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты пособий в полном объеме, то страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации.

Территориальный орган ФСС РФ выделит страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.

Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом ФСС РФ о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения , утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 г. № 951н и содержит:

– наименование и адрес страхователя — юридического лица либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства страхователя — физического лица;

– указание на сумму необходимых средств на выплату страхового обеспечения.

2. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма­4 ФСС), утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 г. № 156н, за соответствующий период, подтверждающий начисление расходов на выплату страхового обеспечения.

3. Копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов:

– для пособий по беременности и родам – листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия;

– для единовременного пособия при рождении ребенка – справка о рождении ребенка установленной формы, выданная органами ЗАГС, а в случае рождения ребенка за пределами РФ – легализованный в установленном порядке документ, подтверждающий рождение ребенка, с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык, справка с места работы другого родителя о неполучении пособия;

– для ежемесячного пособия по уходу за ребенком – заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию, свидетельство о рождении (смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Следует иметь ввиду, что при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган ФСС РФ вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы.

В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.

До 2011 года не была оговорена возможность зачета расходов в счет предстоящих платежей по взносам.

ФСС РФ в письме от 21.06.2010 г. № 02-03-13/08-4917 разъяснял, что нормы действующего законодательства об обязательном социальном страховании не содержат запрета для страхователей выплачивать страховое обеспечение застрахованным лицам в счет предстоящих платежей страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Поэтому, по мнению чиновников, при превышении суммы расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в определенном месяце над суммой начисленных за этот же месяц страховых взносов страхователь вправе как обратиться в территориальный орган ФСС РФ за необходимыми средствами в порядке, установленном ст. 4.6 Федерального закона РФ от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ, так и зачесть сумму превышения расходов на выплату страхового обеспечения в счет предстоящих платежей страхователя по данному виду обязательного социального страхования.

С 1 января 2011 года уже непосредственно в п. 2.1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ указано, что плательщик страховых взносов вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Следовательно, Вы вправе зачесть сумму превышения расходов на выплату пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком над суммой начисленных страховых взносов в счет предстоящих платежей.

Имейте ввиду, что зачет возможен только в пределах расчетного периода – одного календарного года.

Если у Вас на конец года будет перерасход по выплате страхового обеспечения, то на следующий год он не переносится.

И тогда придется обращаться в орган ФСС РФ за необходимыми средствами.

Специалисты Минздравсоцразвития РФ советуют обязательно уведомить орган ФСС РФ о проведении зачета.

Назначение и выплата пособий по беременности и родам , ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.

Для назначения и выплаты пособия по беременности и родам Ваша сотрудница должна представить листок нетрудоспособности, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) (если она в двух предыдущих годах работала в других местах).

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.

Пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком Вы должны назначить в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами.

Выплатить пособие следует в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

По общему правилу пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В случае если в 2 календарных годах , непосредственно предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок.

Если женщина работает в режиме неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в общем порядке.

При определении размера пособия, подлежащего выплате, в число учитываемых календарных дней включаются нерабочие праздничные дни.

– определить заработок за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы у другого работодателя.

В средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, на которые начисляются страховые взносы в ФСС РФ и которые не превышают предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленную в 2010 году.

Средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленную в 2010 году (415 000 руб.);

– средний дневной заработок определяется путем деления суммы начисленного заработка на 730;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется.

Суммированный размер пособия не может превышать 100% среднего заработка застрахованного лица, определенного в общем порядке, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия.

При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В 2011 году минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком составляет 2 194,34 руб.

Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым и последующими детьми составляет 4 388,67 руб.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 25.02.2011 г. № 21-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона РФ от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2011 г.), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Законом № 212-ФЗ в 2010 году (415 000 руб.).

То есть указанные пособия могут быть исчислены исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

При этом средний дневной заработок для исчисления пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период 12 календарных месяцев, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

Чтобы пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком были исчислены по правилам 2010 года, женщина должна подать соответствующее заявление своему страхователю (работодателю).

Ст. 2 Федерального закона РФ от 08.12.2010 г. № 343-ФЗ было установлено, что за период до 1 января 2010 года, а для лиц, работающих по трудовым договорам в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, за период до 1 января 2011 года в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии со ст. 14 Закона № 255-ФЗ включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начисляются страховые взносы в ФСС РФ.

Такая формулировка вызывала вопросы у страхователей-спецрежимников – ведь они в 2009-2010 годах взносы в ФСС РФ не начисляли.

Законом № 21-ФЗ эта двусмысленная формулировка заменена на более корректную.

В средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Законом № 212-ФЗ в 2010 году.

Вас должен интересовать только перечень выплат , которые включались в базу для начисления взносов в ФСС РФ.

А это – все выплаты, перечисленные в Законе № 212-ФЗ, за исключением выплат, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

О том, как начислить пособия, когда средний заработок исчисляется исходя из МРОТ, как учитывать премии, как рассчитывать пособия совместителям (с примерами), – читайте в № 10 «А-Э» за 2011 год.

Чтобы получать от государства материальную (финансовую) помощь, а также всевозможные социальные пособия, выдаваемые для решения различных бытовых задач, гражданин – претендент на получение такой помощи – должен официально считаться малообеспеченным.

Одним из оснований для признания физического лица малоимущим является документальное подтверждение недостаточности имеющегося у него заработка. Соответствующий документ – справка о доходах за нужный период времени – представляется гражданином-заявителем в службу соцзащиты.

В каких случаях оформляется справка о доходах для соцзащиты?

Бланк, который подтверждает официальный заработок гражданина, запрашивается у физического лица службой соцзащиты в следующих типичных ситуациях:

  1. Назначение гражданину надлежащих пенсионных доплат.
  2. Оформление целевых субсидий для лиц, отнесенных к категории малообеспеченных.
  3. Предоставление определенных льгот малоимущим (например, по оплате коммунальных услуг).
  4. Оформление физлицом социальной финансовой помощи.
  5. Открытие выплат, связанных с пребыванием в декретном отпуске.
  6. Назначение нуждающемуся лицу социальных пособий (например, «детских»).
  7. Прочие ситуации подобного рода, в которых граждане заявители обращаются в службу соцзащиты для оформления соответствующей социальной помощи.

Этот документ понадобится гражданину, чтобы официально доказать свою принадлежность к группе нуждающихся лиц. Кроме того, на основании сведений, указанных в данной справке, выполняется расчет суммы назначаемого пособия. Размер официального дохода физического лица может повлиять на величину оформляемой соцвыплаты.

За какой период предоставляется?

Если гражданин оформляет субсидию, или иную соцвыплату, у него могут потребовать справку о заработке за последние 6 (шесть) месяцев.

Иногда соцзащита просит заявителя подтвердить полученный доход за 3 (три) месяца – это практикуется, если речь идет о получении так называемых «детских» пособий. Документ о зарплате за прошедший трехмесячный интервал может потребоваться службе занятости при определении средней зарплаты для вычисления денежного пособия по безработице. Студенты и пенсионеры, которые считаются социально незащищенными группами, часто подтверждают имеющиеся доходы (стипендии, пенсии) за последний трехмесячный период, запрашивая нужные документы через администрацию своего ВУЗа и ПФР соответственно.

В некоторых случаях требуется справка о получаемых доходах за последние 12 (двенадцать) месяцев.

Так или иначе, документ о заработке физичесого лица может оформляться за любой необходимый промежуток времени. Нужное количество месяцев или конкретные периоды гражданин указывает в заявлении о выдаче справки, адресованном своему работодателю или иному источнику (плательщику) подтверждаемого дохода.

Если просрочить тридцатидневный период представления, оформленную справку могут посчитать недействительной – её нужно будет получать заново, так как в отчетном интервале появится новый последний месяц.

Правила оформления

Чтобы получить документ, подтверждающий доходы за необходимый промежуток времени, гражданин подает заявление соответствующего содержания своему работодателю или иному источнику поступлений.

Работодатель не вправе отклонить эту просьбу, он должен подготовить и предоставить надлежащую справку в трехдневный срок, отсчитываемый с момента получения указанного заявления.

Как правило, справка о заработке выдается заявителю на бумажном носителе (её также можно продублировать в электронном виде, отправив по e-mail). В некоторых ситуациях – по договоренности сторон – документ оформляется исключительно как электронный файл.

Если заявитель доказывает свой заработок за период 2020 года, подтверждающий документ оформляется для него по шаблону 2-НДФЛ.

Если нужно доказать доход физического лица за любой период 2021 года, с 01.01.2021 следует оформлять подтверждающую справку по форме, введенной Приказом ФНС РФ № ЕД-7-11/753@ от 15.10.2020:

  1. Приложением 1 к указанному Приказу регламентируется новый шаблон отчета 6-НДФЛ, представляемого работодателем.
  2. Приложением 4 к этому же Приказу устанавливается новая форма подтверждающего документа, выдаваемого работнику заявителю. Данный бланк используется для периодов 2021 года. Иначе говоря, этой справкой доказываются доходы, получаемые физлицом с января 2021 года и далее.

Подробнее о заполнении новой формы 2-НДФЛ читайте в этой статье.

Структура нового подтверждающего документа сильно не изменилась. Как и прежде, справка включает следующие сведения:

  1. Информация о плательщике (источнике) дохода – работодателе.
  2. Информация о получателе – работнике.
  3. Сведения о налогооблагаемых доходах физического лица.
  4. Сведения о НДФЛ вычетах, предоставленных физлицу.
  5. Общие размеры начислений и налогов.

Порядок составления подтверждающего документа регламентируется содержанием Приказа ФНС РФ № ЕД-7-11/753@ от 15.10.2020. Если гражданину нужно получить такие справки от нескольких плательщиков дохода, он обращается к каждому из них с надлежащим заявлением.

Выводы

За 2021 год полученные доходы и удержанные налоги для органов соцзащиты подтверждаются новой документальной формой, введенной в соответствии с Приказом ФНС РФ № ЕД-7-11/753@ от 15.10.2020.

Чтобы получить такой бланк, гражданин заявитель подает надлежащий письменный запрос по месту получения выплат, то есть своему работодателю.

За прошедший 2020 год полученные заработки и уплаченные налоги удостоверяются формой 2-НДФЛ, составляемой по ранее действовавшему шаблону. Работодатель должен предоставить заявителю надлежащую справку за необходимый промежуток времени, указанный в соответствующем заявлении.

Читайте также: